Главная святыня обители Кутлумуш – икона Божией Матери «Страшное Предстательство». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым спасая его от верной гибели. Икона находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. В иконостасе параклиса есть еще один чудотворный образ Богородицы – подарок Феодоры, дочери Византийского императора Иоанна Кантакузина. Также в монастыре Кутлумуш пребывают следующие святыни: частицы Животворящего Креста Господня и мощей святых – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Харалампия и Иакова Персянина, великомучеников Пантелеимона и Евстафия Плакиды, мучеников Евстратия, Марина и Кирика, мучениц Анастасии Узорешительницы, Матроны и Параскевы Пятницы, преподобных Алипия Столпника и Нила Мироточивого, новомучеников Панагиота Кессарийского, святого Елевферия, святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святой равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Марины. Библиотека монастыря содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. В настоящее время в разных частях Кутлумушской обители в общей сложности подвизается около семидесяти человек. Монастырь Пантократор Монастырь Пантократор занимает седьмое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города. Монастырь был основан в XIV веке двумя знатными византийцами – примикирием (высокий пост в суде) Иоанном и его братом Алексием, имевшим титул стратопедарха (командующего военным лагерем). Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: святого Авксентия, святого Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. Предположительно, в 1384 году его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – хранится сегодня в Эрмитаже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Ватопеде хранятся частицы мощей многих святых: святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители – преподобных Николая, Афанасия и Антония, великомученика Меркурия, апостола Андрея Первозванного, святого Иоанна Предтечи, апостола Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, священномученика Харалампия, святого Андрея Критского, мучеников Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, великомучениц Екатерины и Марины, мучениц Параскевы, Пелагии и Феодосии, праведного Иоанна Милостивого, преподобного Евдокима, Ватопедского чудотворца; преподобных Агапия, Никодима и Иоакима Папулакиса, мучеников Флора и Арефы, преподобной Макрины, священномученика Ермолая. Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки – Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества. Иверский монастырь Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица – это место называется Климентова пристань. Первоначально на месте Иверской обители существовал языческий храм Посейдона. Впоследствии он был перестроен и освящен в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Некоторое время спустя на этом месте была устроена «Лавра Климента». Сам Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в конце X века выходцами из Иверии – преподобными Иоанном Торникиосом, Евфимием и Георгием, происходившими

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В монастырский праздник Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи, или как называет простонародие, Ивана Постного, августа 29, там изстари бывала бабья шерстяная и нитяная. ярмарка, на которую стекались из окрестностей Москвы крестьянки. Она подробно описана в 8,9 и 10 Московских ведомостей 1850 г. В 1710 году здесь находилось жалованных 100, нежалованных 17, белиц 73 15 . Старая опись библиотеки Ивановского монастыря показывает, что черницы его любили чтение душеполезных книг. Вставленные в стене церкви надгробные камни указывают здесь место погребения князей Засекиных, Волхонских и Шаховских, бояр Глебовых, Волынских, Ознобишиных, Хомутовых, Ордыно-Нащокиных, Резановых, Свиязевых, Елизаровых, Окунько- вых, Оболенских и Лихаревых. Представляем некоторые из надписей, бывшие в стенах церкви: Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святые преподобные мученицы Евдокии, преставися раба Божия девица во инокинях схимница Марфа юродивая. Лета 7166 (1658) году сентября в 29 день на память преподобного отца нашего Кириака отшельника преставися раба Божия Александра, а во иноцех схимница Каптелина Ивановская жена Захарьевича Свиязева. Лета от воплощения Бога Слова 1702 июля во 2 день преставися раба божия княгиня Параскева Борисовна Ордына-Нащокина, а жития ее было 60 лет. 1713 году марта в 24 день преставися раб Божий подполковник Симеон Васильевич Резанов в граде Витепски, а погребен при сем месте во обители Иоанна Предтечи, того году майя во 2 день, жития его было 37 лет. 1723 года апреля в 9 день преставися раба Божия стольника князь Федора княж Михайловича Волконского жена его княгиня Екатерина Матвеевна дочь, от рождения жития ее было... . лет, а погребена против сей подписи, отступя на семь аршин. Лета 1723 мая 18 на память св. мученика Петра преставися раба Божия Афонасьева жена Михайловича Елизарова Аграфена Володимировна, и погребено тело ее против сей надписи. 1723 года ноября в 27 день на память святого великомученика Иакова Персянина преставися раба Божия Агрипина Канцелярии Правительственного сената секретаря Гаврилова жена Окунькова и погребена при сей стене и летописи того ж ноября 29 числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Перевод: Блажен ты, отче наш Афанасий, так как ты жил благочестиво, стоя бдительно за Православную веру, со смирением всегда воспевая акафист Пречистой, заповедуя никому не нарушать святой Православной веры, пострадав за свидетельство истины даже до смерти. Мы же, почитая святость твою, с дерзновением взываем к тебе: «Отче наш, преподобномученик Афанасий, ты слава и украшение наше». Дометию Персянину, глас 4 Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения/всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры,/и обоих ради венчался еси от Бога,//преподобномучениче Дометие приснопамятне. Евдокии Илиопольской, глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Хpистову,/тленных, и красных, и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица:/пощением страсти первее умеpтвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венца сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная стpастотеpпице,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Правотой духовной душу твою соединив с любовью Христовой, смертного, земных благ и временного ты миновала, как Христа ученица: постом сначала умертвив страсти, а потом страданием победив врага [диавола]. Поэтому Христос особо увенчал тебя, достойная славы Евдокия, преподобная страстотерпица, моли Христа Бога спастись душам нашим. Евстратию Печерскому, в Ближних пещерах, глас 7 Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/прежде бо воздержанием плоть умертвив,/последовал еси Христу, нося крест свой./Последи же и сам на крест вознесен быв/и копием в ребра прободен,/в руце Божий душу предал еси./Колесницею огненною возносим на Небеса,/сугубо венчался еси от Христа Бога//и Спаса душ наших. Перевод: Ты прославил постников и мучеников, преподобный Евстратий, сначала умертвив воздержанием плоть, ты последовал за Христом, неся свой крест. В конце же и сам был вознесен на крест и копьем в ребра пронзен, в руки Божии ты предал свою душу. Возносимый на Небеса на огненной колеснице, ты особо венчался от Христа Бога и Спасителя душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. После возрождения лавры из фондов НКПИКЗ в обитель был возвращен изготовленный во 2-й пол. XIX в. ковчег, в который помещены части Древа Животворящего Креста Господня и гроба ап. Андрея Первозванного, частицы мощей святых, почивающих в лаврских пещерах, прав. Лазаря Четверодневного, ап. Анании, еп. Дамасского, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Меркурия Кесарийского, Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Афанасия Афонского, Александра Свирского. В Крестовоздвиженской ц. находится изготовленное в 1999 г. резное Распятие с частью Древа Животворящего Креста Господня в киоте с частицами мощей святых. Частицы мощей также вложены в иконы ап. Андрея Первозванного (90-е гг. XX в., храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), свт. Николая Чудотворца (нач. XIX в.), свт. Никиты Новгородского (1992, Крестовоздвиженская ц.), свт. Феодосия Черниговского (XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских), вмч. Пантелеимона (2000, Крестовоздвиженская ц.), вмц. Варвары (2-я пол. XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских, передана из НКПИКЗ; рубеж XX и XXI вв., Крестовоздвиженская ц.), прп. Александры Дивеевской (2001). Иконы Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Главной святыней К.-П. л. КПП называет «наместную» икону. В патерике рассказывается о принесении в 1073 г. преподобным Антонию и Феодосию к-польскими зодчими иконы, к-рую они получили во Влахернах из рук Самой Богородицы со словами: «Она будет наместной» (Киево-Печерский патерик. Слово 2. «О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию»). Монастырское предание, восходящее к сер. XVII в., считает древней «наместной» иконой образ «Успение Пресв. Богородицы» (см. ст. Киево-Печерская икона «Успение Пресвятой Богородицы» ). В XVII - нач. XX в. прославившийся чудесами образ находился в круглом драгоценном киоте над царскими вратами иконостаса Успенского собора и опускался на шелковых шнурах для целования. Икона утрачена во время оккупации Киева в 1941 г. В К.-П. л. хранятся ее почитаемые списки XIX в.- в Крестовоздвиженской ц. на Ближних пещерах, в киоте над царскими вратами и в алтаре Трапезного храма преподобных Антония и Феодосия Печерских. Каждую среду перед литургией соборно читался акафист Успению Пресв. Богородицы. Празднование в честь иконы «Успение Пресв. Богородицы» совершается 16 мая в память о принесении ее из К-поля и 28 авг., в день Успения Пресв. Богородицы. Возобновлена традиция соборного чтения по средам акафиста Успению Богоматери перед Ее чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Чтобы вызвать из обители вьючных мулов, для сего инок, живущий постоянно на арсане, подает знак в металлическую трубу и сверху пригоняют потребное число мулов. Проходит не мало времени прежде, чем паломники на этих животных по головоломной, вымощенной тропинке поднимутся в обитель, а по сему им волею – неволею приходится и заночевать здесь. Впрочем, эти путешественники, за свой нелегкий труд вознесения на такую головокружительную высоту, вознаграждаются очаровательными видами на море, полуостров Кассандру, белоснежный Олимп, залитый лучами заходящего солнца, и жутким для непривычного человека чувством опасения ежеминутно низринуться с неимоверной высоты в скалистую глубокую пропасть, над которой устроены многоярусные живые галереи. Обитель, после недавно бывшего в ней страшного пожара, истребившего ее почти до основания, будучи восстановлена на пожертвования русских людей, гостеприимно встречает своих русских благодетелей. Паломники здесь на утро в соборном храме во имя Рождества Христова выслушивают литургию, прикладываются к частицам Животворящего Древа Господня и мощей св. Марии Магдалины, великомученицы Варвары, Иоанна Предтечи, Иакова Персянина и др. После принятия пищи, паломники или пешком, или на мулах спускаются прежним путем на арсану и в лодке отсюда через полтора часа, минуя пароходную пристань Дафну и греческий монастырь Ксиропотам, стоящий высоко от берега моря, прибывают в русский Пантелеимоновский монастырь, заканчивая свое, таким образом, продолжительное и трудное путешествие по Св. Горе. В монастырь греческий Ксиропотам, находящийся от Пантелеимоновского монастыря на 1 час пешего хождения, паломники большею частью путешествуют пешком под руководством проводника-инока. Сюда влечет их желание облобызать самую большую на св. Афонской горе часть Животворящего Древа Господня и притом имеющую в себе следы язвы гвоздивной. Эта часть св. Древа Господня с другою меньшею частицею хранится в соборном храме св. 40 мучеников. Возвращаются русские паломники в Россью или парусном пароходе, заходящем на Афон в две недели раз, или на греческом, совершающем рейсы еженедельно между Константинополем и Солунем с заходом в Дафну на Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. В середине XV века в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон на эту тему. Знатоки русской иконописи сравнивают эту икону с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый написан около 1440 года сербом иеромонахом Пахомием Логофетом, приехавшим на Русь с Афона. Слава святой иконы «Знамение» велика. На протяжении последующих столетий чудесами были прославлены некоторые списки. К их числу относятся иконы Мирожская, Абалацкая, Царскосельская, Курская-Коренная и многие другие. Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру. В тойже день Святаго великомученика Иакова Персянина, и преподобнаго отца нашего Палладия На Господи, воззвах: стихиры мученика Иакова, на 6, глас 2. Подобен: Егда от Древа Мира красная оставив,/рода светлость, богатство и красоту,/все же чувство отверг,/и, телом раздробляемь,/страстей подражанием, радуяся, последовал еси Христу, Иакове,/яко убо общник страданьми славы был еси воистинну/и Царствия ныне сопричастник. Уды пожинаемь плоти,/и нестерпимыя болезни и раны терпя,/мучениче Христов, достославне Иакове,/и мучителей суровство поправ мужественно,/победы многоценный венец приял еси;/имже ныне украшаемь, блаженне,/Божественному Владыки твоего Престолу/с пострадавшими с тобою предстоиши. Имея дерзновение ко Христу,/о всех, верою совершающих честный твой праздник,/мучениче приснопамятне, тепле предстоиши,/от бед избавляя и страстей свобождая,/всякаго обстояния лютых изымая,/подавая душам спасение/Божественными твоими молитвами,/яко да светлыя твоя подвиги прославим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородицы (на нижнем этаже парекклисион ап. Иоанна Богослова) (1809). Рядом расположена новая ризница (1998). Др. парекклисионы в стенах мон-ря посвящены вмц. Евфимии, св. бессребреникам Косме и Дамиану, Успению Пресв. Богородицы, первомч. Стефану, св. Апостолам, свт. Нектарию Эгинскому и Св. Троице. К юго-западу от мон-ря расположен кладбищенский храм Св. Троицы (1817). Владения К. п. м. включают скит Благовещения Пресв. Богородицы, келлии мч. Трифона и свт. Нектария Эгинского, а также келлию-конак ап. Андрея в Карее и 4 кафизмы (3 из них - в окрестностях мон-ря). Подворья мон-ря находятся на п-ове Касандра, на п-ове Ситония, на о-ве Скопелос, в Афинах (Неа-Иония). Недавно близ оз. Керкини был построен жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи, к-рый тоже является подворьем мон-ря. Благовещенский скит расположен на холме к востоку от мон-ря. Отшельники селились здесь издавна, но организованную форму это монашеское поселение приобрело только в 1753 г. Кириакон скита был построен незадолго до 1757 г. и украшен фресками в 1766 г. мастерами Константином и Афанасием из Корицы (ныне Корча, Албания). В 1896 г. была возведена колокольня, в 1900 г. на месте старого был построен просторный лити. В Благовещенском скиту был принят в лоно Церкви через таинство миропомазания прмч. Акакий Новый из Нивори († 1816). Здесь также останавливались греч. писатели А. Пападиамантис и А. Мораитидис. Мощи и реликвии Кроме ктиторского креста, к-рый содержит фрагмент Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре хранятся части мощей апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Иакова Персянина, Мины и Меркурия, великомучениц Марины и Параскевы, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, патриарха К-польского, Григория Паламы, мч. Трифона, священномучеников Игнатия Богоносца и Харалампия, прп. Игнатия Агаллиана, митр. Мифимнского, преподобномучеников Евфимия Нового из Димицаны, Игнатия и Акакия Нового из Нивори, новомучеников Димитрия Пелопоннесского и Феодора Византийского.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. При архим. Аркадии в В. м. были построены новый иконостас и престол в Успенской ц. (1864), деревянная гостиница (1865), каменные 2-этажный корпус и корпус для престарелых и больных монахов, 2 гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор, открыты богадельня и аптека. С 1874 г. велось строительство каменного 5-главого собора в честь Рождества Христова (длина 66 аршин, ширина 48, высота 56 аршин). Главный престол освящен 30 сент. 1890 г., правый придел во имя мучеников Адриана и Наталии - 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме находились икона и ковчег с частицами мощей Кизических мучеников , а также 8 серебряных крестов с частицами камня Гроба Господня, Креста Господня и мощей св. Иоанна Крестителя , святителей Иоанна Златоуста и Лазаря , еп. Кипрского, священномучеников Игнатия Богоносца , Ипатия , еп. Гангрского, великомучеников Иакова Персянина , Феодора Стратилата , Феодора Тирона , Евстафия Плакиды , прмч. Андрея Критского , вмц. Варвары , мц. Феклы , прп. Пимена Великого , блгв. кн. Александра Невского , блгв. кнг. Февронии Муромской и др. С 17 июня 1866 г. в В. м. пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал б-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской ц., написал иконы для др. храмов В. м. Со свт. Феофаном и архим. Аркадием общались посетившие В. м. 12-15 сент. 1886 г. вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. свт. Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника .

http://pravenc.ru/text/161125.html

По выходе из монастыря, святой Анастасий пошел сначала в Диосполь палестинский 901 , а оттуда на гору, называемую Харизим, чтобы помолиться. Прошедши и многие другие замечательные местности, он пришел в Кесарию палестинскую 902 и пробыл там в церкви Пречистой Богородицы два дня. Затем он пошел поклониться в церковь святой и всехвальной великомученицы Евфимии, находившуюся в той же Кесарии. В это время Палестиною владели персы, и их было здесь много. Случилось блаженному, во время прохождения мимо дома одного перса, увидеть производимые персами волшебные фокусы. Исполнившись Божественной ревности, он подошел к ним и сказал с гневом: – Зачем вы и сами заблуждаетесь и, обманывая других, увлекаете их души к тому же заблуждению? Они удивились его смелости и спросили его: – Кто ты такой, что так говоришь с нами? Он ответил им: – И я некогда держался того же заблуждения, какого держитесь вы. Я был сведущ в этой же нечестивой науке и весьма искусен в обманах. Говоря это, святой долго обличал их безбожие, причем выяснял, насколько противна Богу и вредна для людей их чародейская хитрость и обольщение. Он изложил им, как он достиг познания истины и обратился к Богу, причем убеждал их, чтобы они, взяв его себе за образец, также познали истину и, отказавшись от волхвования, обратились ко Христу Богу с покаянием. Они же не только не хотели слушать слов святого, но и убеждали его настойчиво, чтобы он не порицал столь славные у персов волшебные знания и не изобличал их пред народом. Тогда святой, оставив их, пошел своим путем, поспешая к святому храму всехвальной мученицы. Лишь только святой отошел от них немного, его увидели персидские воины, сидевшие у ворот здания суда. Когда святой миновал их, они, беседуя между собою на персидском наречии, сказали о нем: – Это – лазутчик. Святой, хорошо понимая их слова, так как сам был персом, гневно посмотрел на них и сказал: – Что вы говорите? Я не лазутчик, а раб Господа моего Иисуса Христа; я гораздо лучше вас, потому что я сподобился работать Тому, Который изволил сойти с небес ради грешников. Я понимаю вашу речь, потому что и сам некогда был в той же воинской службе, в которой вы ныне состоите.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010