9 мая 2005 г. " Матерь Божия и святой Георгий были неизменными ходатаями за русский народ... " В день великомученика Георгия Победоносца, 6 мая,  Церковь отдает дань жертвенному подвигу воинов, принесших миру победу над фашизмом. В 1945 году Светлое Христово Воскресение совпало с днем памяти вмч. Георгия. И не случайно, что именно этот день стал кульминацией церковных торжеств, посвященных 60-летию Победы. 6 мая на Поклонной горе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в храме-памятнике во имя великомученика Георгия Победоносца, а затем, на площади перед храмом, — панихиду по воинам, жизни свои за Отечество положившим. На Поклонную гору съехались многочисленные гости: полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, ветераны войны, жители столицы. Вечером того же дня в Храме Христа Спасителя состоялся праздничный концерт «Победа с верой в душе», на который были также приглашены ветераны Великой Отечественной войны — те, кто участвовал в боевых действиях и ковал Победу на трудовом фронте, а сейчас трудится на церковном поприще. Оба мероприятия стали частью торжеств, проводимых Церковью в память о Победе. Мы побеседовали с некоторыми участниками праздничного богослужения и концерта «Победа с верой в душе» и попросили их поделиться своими впечатлениями. Надежда Васильевна Климентьева, врач скорой помощи (Кемерово): Я всегда с особым благоговением отношусь к 9 мая, когда мы празднуем нашу Победу. Каждый год в это время я приезжаю в Москву и хожу на службы в московские храмы. Вчера, например, пришла на Поклонную гору, чтобы помолиться Георгию Победоносцу, и узнала, что праздничную литургию в этом храме возглавит Святейший Патриарх. Конечно, я не могла пропустить такую службу. Сегодня в храме, построенном десять лет назад в честь великомученика Георгия Победоносца, много ветеранов. Я низко кланяюсь им всем за их подвиг и говорю от чистого сердца «Спасибо!». Я родилась уже после войны, но жизнь тех, прошел через страшные военные годы — это часть каждого из нас, часть нашей сегодняшней жизни. Мнение, что нынешнее поколение воспринимает прошлое, не чувствуя гордости за подвиг дедов, не считая себя носителем памяти о Великой Отечественной войне, призванным сохранить и передать ее будущим поколениям, ошибочно. Это только кажется, что с течением времени чувство причастности к тем далеким событиям истончается, что возникает ощущение, будто с уходом поколения военной поры рассыпается целостность нашей общей судьбы. Ничего подобного. История страны продолжается. Она живет в детях, внуках. И теперь уже они хранят в запасниках сердца память бабушек, дедушек, отцов, матерей — тех, кто знал, что такое всенародная скорбь и всенародный гнев.

http://e-vestnik.ru/society/neizmennymi_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Александр Васильевич Пыльцын - совесть нашего народа и честь нашей армии» Старейшему автору «Русской народной линии» исполнилось 90 лет 18.11.2013 405 Время на чтение 3 минуты Сегодня исполнилось 90 лет постоянному автору «Русской народной линии», генерал-майору Вооружённых Сил СССР в отставке, действительному члену Академии Военно-исторических наук, лауреату литературной премии им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова, фронтовик Великой Отечественной войны, бывшему командиру роты 8-го офицерского штрафбата, автору нескольких книг, посвященных штрафбатам, Александру Васильевичу Пыльцыну. Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет Александра Васильевича с юбилеем и желает крепкого здоровья, творческих успехов и всяческого благополучия. О жизни и деятельности А.В.Пыльцына размышляет в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик : «18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения замечательного человека - Александра Васильевича Пыльцына . Без преувеличения можно сказать, что он герой Великой Отечественной войны, офицер несменяемого состава штрафного батальона, даровитый писатель, генерал-майор. Александр Васильевич прожил трудную и тяжелую жизнь. Его отец его был репрессирован, его самого призвали в армию в 1941. Он прослужил на Дальнем Востоке 2 года перед тем, как быть направленным на фронт. Свой боевой путь он начинал под Гомелем, а затем в качестве офицера штрафного батальона он прошел Белоруссию, Польшу и Германию. Неоднократно был ранен. Последний раз был ранен 16 апреля 1945 года при начале наступления Советских войск на Берлин. Он действительно герой войны, хотя, к сожалению, и не получил звезду Героя Советского Союза, но по делам своим был ее достоин. В его боевом пути поражает удивительная воля, смелость, удивительное самопожертвование настоящего русского солдата и верная служба Отечеству многие и многие годы и молчание о том великом пути, который он совершил, потому что, к сожалению, штрафные батальоны долгие годы оставались за кадром официальной памяти о войне. Потом они, напротив, попали в сферу пристального внимания писателей и СМИ. Но только, к сожалению, на горе нам, память об этом была изуродована на потребу политике, для унижения советского наследства и памяти о войне. Великий подвиг Александра Васильевича Пыльцына состоит в том, что он рассказал правду о штрафбате в своих книгах.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/18/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святейший Патриарх Кирилл - защитник и хранитель духовных ценностей Православия Известный ученый о награждении Предстоятеля Русской Церкви орденом Александра Невского 10.01.2011 2743 Время на чтение 3 минуты Вручение Дмитрием Медведевы м Святейшему Патриарху Кириллу ордена Александра Невского является весьма важным шагом. Во-первых, это знаменует преемство эпох, эпохи Древней Руси, когда жил и действовал святой благоверный князь Александр Невский, Московского Царства, когда он был прославлен, Петровской эпохи, когда был учрежден Императорский орден Александра Невского и, наконец, советской эпохи, когда этот орден был возрожден в страшное время Великой Отечественной войны, когда омерзительные потомки псов-рыцарей едва не уничтожили историческую Россию, а вместе с ней и Святую Русь. В то время русский народ был призван Святейшим Патриархом Сергием встать под знамена святого князя Александра Невского и отразить безбожных оккультистов-нацистов. Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях неоднократно выявлял истинный смысл Великой Отечественной войны, как войны за жизнь русского народа, исторической России и за спасение Православия. Полагаю, что в этом плане этот орден весьма значим. С другой стороны, это боевой орден, который вручался офицерам. Сейчас идет иная война: информационная, и, глубже того, война духовная. В этой войне Святейший Патриарх является защитником и хранителем духовных ценностей Православия. И, как было подчеркнуто, орден дается за сохранение духовных и культурных традиций. Этим подчеркивается консервативный смысл деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. Патриарх, еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, являлся автором проекта «Александр Невский - имя России». Не случайно именно его сейчас наградили орденом святого Александра Невского. Это награждение есть признание заслуг не только Святейшего Патриарха, хотя они и весьма велики, но, прежде всего, это признание заслуг всей Русской Православной Церкви в деле сохранения традиций, духовно-нравственных ценностей, в деле сохранения нашего исторического культурного достояния, в деле сохранения и спасения общественной нравственности. Это признание заслуг иерархов, клириков и простых скромных тружеников-мирян, тех «белых платочков», на которых и зиждется Церковь. Это всегда легче и удобнее сделать через личность Предстоятеля Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/10/di...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сказ о том, как архиепископ-врач и врач-космонавт спасают жизнь врача-диабетика 09.05.2013 1267 Время на чтение 25 минут Вчера, 9 мая, в День Победы , исполнилось 136 лет со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, а 11 июня мы будем отмечать 52 года со дня кончины архиерея-врача, который называл себя «художником в анатомии и хирургии» и «скальпелем в Божьих руках». В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви имя святителя Луки было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Это один из самых выдающихся деятелей российской медицины и Русской Православной Церкви. По биографии святителя Луки можно изучать историю и географию России. В разные годы он был правящим архиереем нескольких епархий: епископом Ташкентским и Туркестанским, епископом Елецким, викарием Орловской епархии, архиепископом Красноярским и Енисейским, архиепископом Тамбовский и Мичуринским, архиепископом Симферопольским и Крымским. Он пережил русско-японскую войну, революции, две мировые войны. В годы Великой Отечественной войны владыка был военным хирургом и вернул жизнь и здоровье многим офицерам и солдатам, за что был удостоен наград. С 1946 года он был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых. Но вскоре ему запретили выступать перед аудиторией в архиерейском одеянии, и он покинул Хирургическое общество. На дверях его квартиры было написано, что профессор медицины ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Он исцелил большое количество безнадежных больных. Иногда исцеления происходили лишь по его молитве. К сожалению, современные люди часто ничего не знают о святителе Луке. Когда-то к владыке-хирургу за врачебной и духовной помощью шли тысячи людей. Многих он привел к вере не только при помощи своей книги «Наука и религия», но, прежде всего, примером собственной жизни, в которой научные знания и вера в Бога не противоречили друг другу, а помогали добиваться беспрецедентно высоких результатов в лечении больных.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь на Преображенке: освящение ко Дню Победы Последний взорванный в СССР храм возвращается в число действующих 24.04.2015 386 Время на чтение 3 минуты Великое освящение храма Преображения Господня на Преображенской площади совершит Патриарх Кирилл 8 мая. Церковь, которая когда-то была храмом легендарного Преображенского полка, никогда не закрывалась. В годы Великой Отечественной вой­ны её приход многое сделал для победы, а настоятель даже был удостоен правительственных наград. Но в 1964-м храм снесли как помеху прокладке линии метро. И только теперь он возрождён на прежнем месте. По-царски и по-гвардейски История храма связана с Преображенским полком, от которого берёт начало регулярная Российская армия. «Потешными стрельбами» отметил 11-летний царь Пётр свой день рождения 30 мая 1683 года. Тогда же из дворцовых служителей подмосковного села Преображенского стали набирать войско. Здешняя деревянная церковь стала полковым храмом преображенцев. На смену обветшавшему деревянному в 1781 году построили на пожертвования воинов каменный храм во имя Преображения Господня. К тому моменту гвардейский полк уже находился в Санкт-Петербурге, а в слободе стоял его Московский батальон. Ну а в 1856 году по случаю коронации Александра II Преображенский полк в полном составе прибыл в Москву - на свою историческую родину, в село Преображенское. Здесь гвардейцы отметили полковой праздник, совпадавший с престольным праздником храма. Ещё одно памятное событие случилось в мае 1883 года. У храма гвардейцы встретились с императором Александром III и его семьёй. Вместе отметили 200-летие первых гвардейских полков русской армии. Прямо на церковной площади состоялся военный парад, и были освящены новые знамёна гвардейских полков. В храме спасались от бомбёжек В годы Великой Отечественной войны настоятелем Преображенского храма был протоиерей Вячеслав Соллертинский (1872-1955). Здесь ежедневно велись богослужения. При этом звучала молитва о победе: «Восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити...» Эта специальная молитва была составлена в Патриархии с самого начала войны на основе молитвы, читавшейся в русских храмах во время войны 1812 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Имя епископа Белгородского и Грайворонского Панкратия (Гладкова) ныне почти забыто. Но это был архиерей, память о котором должна навсегда сохраниться в истории Русской Православной Церкви и в Истории Великой Отечественной войны. О нем известно немногое, но и известного достаточно, чтобы обратить внимание на этого незаурядного человека, на его трагическую судьбу. Схиарх.Лаврентий и еп.Панкратий Гладков с духовенством Чернигова 1942 г. Имя епископа Белгородского и Грайворонского Панкратия (Гладкова) ныне почти забыто. Но это был архиерей, память о котором должна навсегда сохраниться в истории Русской Православной Церкви и в Истории Великой Отечественной войны. О нем известно немногое, но и известного достаточно, чтобы обратить внимание на этого незаурядного человека, на его трагическую судьбу. Место и время рождения епископа Панкратия (в миру Василий Васильевич Гладков) пока неизвестны. Достоверно, что он окончил Московскую Духовную Академию в 1918 году кандидатом богословия и еще до окончания Академии принял монашеский постриг. В сане иеромонаха он был определен на приход и стал настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в селе Перово под Москвой. Об обстоятельствах его жизни и служения в 1920 — 1930-х гг. не известно ничего. Имя епископа Панкратия (Гладкова) как будто внезапно появляется на «переднем крае» истории. В мае 1941 года в сане архимандрита Панкратий (Гладков) прибыл из Москвы на Украину. Он был назначен Московской Патриархией наместником Почаевской Свято-Успенской Лавры. Проще всего увидеть в нем некоего наемника советской власти, выполнявшего роль пресловутой «руки Москвы» в церковных делах недавно присоединенной к СССР Западной Украины. Но последующая судьба не дает места подобным вульгарным трактовкам деятельности архимандрита Панкратия. Вскоре началась война, немецкая армия сравнительно быстро оккупировала Украину. Судьба Православной Церкви на Украине, недавно организованной в Экзархат, но оказавшейся оторванной от Москвы, зависила от позиции занятой украинскими епископами. У них была возможность отойти в юрисдикцию Зарубежной Церкви, в которой были сильны тогда негативные тенденции. Многие «зарубежники» предполагали, что немецкая армия «освободят Россию от большевиков», но в ходе войны подобная «позиция» претерпевала обоснованные изменения. Второй путь — соблазн провозглашения автокефальной украинской церкви, но это был путь раскола, и им пошли немногие, поддержанные оккупантами и националистами. Украинский православный епископат избрал третий, строго канонический путь. Этот путь был самым трудным, сулил только испытания.

http://pravmir.ru/o-episkope-pankratii-g...

Командир 5-й партизанской бригады К.Д.Карицкий вручает медаль «Партизану Великой Отечественной войны» настоятелю церкви с.Хохловы Горки Псковской епархии свящ.Федору Пузанову. Март 1943 ЖМП 3 март 2020 /  30 апреля 2020 г. 15:04 Сим победиши       В издательстве «Познание» вышла в свет новая книга историка М. В. Шкаровского о Великой Отечественной войне «Господь дарует нам Победу». Автор в беспристрастной форме, опираясь только на факты, анализирует роль Церкви в победе над немецким нацизмом. Почему только война, поставившая советское государство на край катастрофы, заставила руководство страны несколько смягчить политику в отношении Церкви? Какой на самом деле была религиозная политика нацистов и почему стало возможным возрождение Православия на оккупированных территориях? Об этом в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский. PDF-bepcuя Война против атеизма — Михаил Витальевич, какой была религиозная политика руководства СССР и гитлеровской Германии накануне войны и как она затем изменилась? — Несмотря на то что во главе обоих государств стояли руководители, стратегической задачей которых было уничтожение христианства вообще и Православия в частности, их отношение к Русской Православной Церкви было разным. Хорошо известно, что пик гонения на Церковь в СССР пришелся на время Большого террора 1937–1938 годов, когда, по сути, была разгромлена вся церковная структура. На свободе оставалось четыре правящих архиерея, было репрессировано почти все духовенство, в стране действовало лишь около 350 храмов. Но с осени 1939 года религиозная политика в СССР в некоторых аспектах смягчилась. Это объяснялось тем, что к СССР были присоединены территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, где православная жизнь шла своим чередом, действовали тысячи приходов, около сотни монастырей, служили несколько архиереев. Все эти земли вошли в состав Московского Патриархата. И хотя в своей основе государственная политика оставалась атеистической, уже в первые месяцы войны позиция советского руководства претерпела изменения. Так, полностью прекратились атеистическая пропаганда и аресты священнослужителей. И были даже единичные случаи открытия приходов. Например, в Калинине (Тверь) первый приход открылся в августе 1941 года. Пока это было редким исключением, но чем дальше, тем лояльнее становилась политика советского руководства. Рубежом стал прием Сталиным в Кремле трех митрополитов, руководителей Русской Православной Церкви, в сентябре 1943 года. И конечно, выборы Патриарха.

http://e-vestnik.ru/history/sim_pobedish...

памятник героям Великой Отечественной войны в Калининградской области 9 мая 2009 г. Церковь и война. 1941-1945 В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть.    1941 22 июня — в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Советские власти разрешили огласить это послание в храмах лишь 6 июля. Обращение митрополита Сергия стало началом широкой патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви. Всего за время войны митрополит Сергий (Страгородский) выпустил 23 послания. 26 июня — в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании победы Красной армии. Июль — немецкими оккупационными властями закрыты антирелигиозные музеи, находившиеся в кафедральном Успенском соборе Смоленска и Троицком соборе Псковского кремля. Эти древние храмы были переданы Русской Православной Церкви, и в них возобновились регулярные богослужения.

http://e-vestnik.ru/society/tserkov_i_vo...

поиск:   разделы   рассылка Шкаровский Михаил Витальевич Русская Православная Церковь и другие конфессии Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (историографический и источниковедческий обзоры) Часть 2 Источник:  Богослов.ру Во второй части статьи М.В. Шкаровский продолжает историографический обзор работ, освещающих положение Русской Православной Церкви и других конфессий Советского Союза в годы Второй мировой войны. Основное внимание автор уделяет источниковой базе по данной теме, в частности, исследованию соответствующего содержимого государственных архивов России, Украины, Белоруссии, Германии, США, Болгарии, Хорватии, Италии и Греции. Религиозная политика оккупационных властей и цер­ковная жизнь на временно захваченной нацистами части Советского Союза также остается одним из недостаточно изученных вопросов. Первыми к его исследованию обратились зарубежные, в основном русские эми­грантские историки. Заметное количество публикаций по этой теме можно объяснить наличием в запад­ноевропейских и американских архивах большой группы источников, прежде всего трофей­ных документов, изъятых у нацистов после окончания вой­ны. Зарубежных исследователей привлекали прежде всего такие аспекты проблемы, как колебания политики нацистов на оккупиро­ванных территориях СССР по отношению к рели­гиозным организациям, попытки создания независимых от Московского Патриархата церковных структур и стихийное воз­рождение религиозной жизни в период оккупации. Нацистскую по­литику по религиозному вопросу на оккупированной территории Советского Союза относительно полно документирует упоминавшаяся монография X. По-своему интересную работу написал П. Ан­дерсон, неоднократно приезжавший в СССР в качестве переводчика с представителями Епископальной Церкви США. Правда, он широко использовал в качестве источника советскую печать, почерпнув оттуда основные статистические данные, что привело к известной односто­ронности в освещении и оценке многих церковных событий и явлений во время Второй мировой Заметным вкладом в исследование церковной жизни на оккупированной Украине является книга немецкого ученого Ф.

http://religare.ru/2_94013.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Коллаборационизм и прославление святых Монах Платон (Рожков), насельник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 24 января 2012 года Аудиофайл (Доклад читает о.Максим Максимов) 24 января 2012   Монах Платон (Рожков), насельник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь   КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТЫХ     Одной из актуальных проблем при канонизации святых ХХ века является проблема коллаборационизма среди духовенства и верующих, служивших и проживавших на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. Коллаборационизм (англ. collaboration – сотрудничество) – это осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, с захватчиком в его интересах и в ущерб своему государству. С коллаборационизмом тесно связана и деятельность спецслужб во время войны, которую только недавно начали исследовать по доступным источникам. Основная же масса их недоступна и поэтому исследования подчас ставят больше вопросов, чем дают ответов. Деликатность этой проблемы требует выверенных подходов, взвешенных оценок и опоры на достоверные источники.   К началу 1941 года священников на свободе практически не осталось, продолжалось разрушение храмов. Безбожная идеология бесчинствовала, процесс закрытия храмов сопровождался действиями, которые должны были преднамеренно оскорбить и унизить чувства верующих. Но результаты исследований говорят, что: «несмотря на все, русское население, в особенности проживающее в сельской местности, оставалось в большинстве своем религиозным» . Оккупационная власть, с помощью спецслужб, пыталась внедрить свою идеологию, используя религиозные чувства верующих. Противнику во многом это удавалось, поскольку народ был дезориентирован, люди готовы были видеть в захватчиках избавителей, которые спасут их от большевистской диктатуры. В этом настоящая русская трагедия . Появлению подобных настроений способствовала нацистская пропаганда, которая мощным потоком обрушилась на население оккупированных территорий. «Немецкая пропаганда, в основном занималась актуальными вопросами, интересующими население», – отмечалось в немецком донесении об обстановке в районе армий «Центр» весной 1942 года . И «до сих пор в официальных изданиях о Великой Отечественной войне замалчивается тот факт, что одной из основных причин поражения Красной Армии в начальный период войны была успешная деятельность немецких спецслужб» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010