В Центральном музее Великой Отечественной войны (г. Москва) открылась выставка «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». Выставка продлится до конца лета//Фома. - – июнь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани. Коротко» ); В Смольном соборе Санкт-Петербурга впервые за многие десятилетия совершен молебен. Богослужение было приурочено ко Дню славянской письменности и культуры//Фома. - – июнь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани. Коротко» ); В Курской области стартовала молодежная акция «Возрождение храма – 2009». Более 500 молодых людей будут добровольно и безвозмездно трудиться на территории мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Коренная Пустынь//Фома. - – июнь 2009. – С.6. – (рубрика « Грани. Коротко »). Утрата. 19 апреля в автомобильной аварии погиб музыкант группы «Любэ» заслуженный артист России Анатолий Кулешов . Помимо участия в «Любэ» он руководил проектом «Традиции православного пения» продюсерского центра Игоря Матвиенко. О друге и коллеге говорит бэк-вокалист «Любэ» Алексей Тарасов //Фома. - – июнь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани »). Фотофакт. 3 мая 2009 года в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге совершено первое богослужение на немецком языке . Прямую трансляцию из храма осуществлял государственный телеканал Германии ZDF. Фото Дениса Маханько//Фома. - – июнь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани. Фотофакт »). У тульских оборонщиков появился свой храм. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «АК «Тулмашзавод»//Фома. - – июнь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани »). Фома на Свири . Деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный Бор на берегу реки Свирь (берет начало в Онежском озере и впадает в Ладожское озеро) лишь в 2002 году получил статус «вновь выявленного объекта культурного наследия». Сегодня за восстановление храма взялись музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и журналисты. Инициаторы проекта «Фома на Свири» – петербургский поэт и музыкант группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский и его жена Светлана; идею поддержали заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Марк Коляда и директор представительства журнала «Фома» в Санкт-Петербурге Денис Маханько . Фото Дениса Маханько//Фома. - – июнь 2009. – С.8. – (рубрика « Грани »). Публикация включает подборку высказываний участников проекта «Фома на Свири»:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-74-i...

Война миров: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Интервью с профессором МДА Алексеем Светозарским Источник: Татьянин День — В 1938 году в Русской Православной Церкви оставалось только 4 действующих архиепископа, через 11 лет, к 1949 году, епископат Русской Церкви насчитывал уже 74 архиерея, занимавших кафедры в пределах нашей страны. Что же произошло в те годы? – В 1938 году заканчивается по отношению к Церкви большой террор. В 1932 году статья 58 пункт 10 «контрреволюционная агитация и пропаганда» – это 5 лет ссылки, вскоре — это однозначно расстрельная статья или 10, 25 лет ссылки. Во второй половине 30-х идет тотальное уничтожение духовенства и активных мирян. Бутовский полигон – это страшный памятник эпохи большого террора и просто поголовного уничтожения духовенства. Тенденции к изменению политики на самом деле наметились примерно в 1939 году. Это подтверждает недавно опубликованный документ из президентского архива (это бывший архив Сталина) о пересмотре дел священнослужителей и о возможном освобождении лиц духовного звания, которые, как там сказано, не являются социально опасными. Другое дело, что нужно посмотреть, насколько это было доведено до реальных шагов: освобождалось ли духовенство, был ли такой антипоток из ГУЛАГа. Но такое распоряжение лично Сталина было. Я думаю, что первое время митрополит Сергий тоже не чувствует, что что-то меняется. Однако уже в 1941 году по свидетельствам того времени чувствовалось, что что-то должно поменяться. Был закрыт журнал «Безбожник», свернута антирелигиозная пропаганда. Такое было молчаливое принятие тех патриотических инициатив, которые исходили из церковной среды. А в 1943 году был заключен такой сталинский конкордат. Муссолини определил статус Католической Церкви, так и Сталин определяет официально статус Православной Церкви, определяет статус общества, которое открыто исповедует свои взгляды, никак не вписывающиеся в единственно верную марксистскую картину восприятия мира. Откровенно идеологически враждебные взгляды. Не будем, конечно, идеалистами. В обмен на это жесткий контроль за церковной жизнью.

http://pravoslavie.ru/36721.html

Вышегород. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь Архистратига Михаила построена в 1873 году. Закладка храма последовала 16 июня 1863 года. Он сооружен на иждивение полковника Петра Ивановича Бибикова, супруги его Анны Александровны, сыновей их генерал-лейтенанта Василия, генерал-майора Александра и тайного советника Николая Бибиковых. Храм был построен как усыпальница. В родовом склепе находилось пять захоронений, четыре из них, в том числе и могила П.И. Бибикова, были разграблены. Останки Петра Ивановича Бибикова без лишнего шума и почестей были перезахоронены на вышегородском кладбище, вместе с сохранившимися сапогами и именной саблей, ловко подмененной на похожую, но ценности не имеющей. Родовое имение Бибиковых находилось в двух километрах от Вышегорода, а в деревне Петрово. Церковь имела два престола: главный - Архистратига Михаила и придельный - в честь рождества святого Иоанна Предтечи. Причт до Октябрьской революции состоял из священника и двух псаломщиков. Церковной земли не имелось. После революции хоам стоял в полном запустении вплоть до 1936 года. Затем был передан в ведение ЛГИ. До Великой Отечественной войны там располагался чертежный зал Горного Института. Неоднократно к Келль Н.Г. приезжали руководители разных уровней с приказом о снятии куполов, но эти указания выполнены не были. Благодаря этому мы сейчас можем любоваться первозданным величием церкви Архангела Михаила. Во время Великой Отечественной войны, когда территория была оккупирована немецкими войсками, в храм был назначен священник. Были перенесены иконы из храма Богоявления Господня и начались богослужения. Но продлились они не долго. Помещение храма было приспособлено под немецкий оружейный склад. Священник Куховский П.П. со всем скарбом был отправлен в Прибалтику. Помещение под храмом было приспособлено немцами для заточения туда людей, которых позднее расстреливали и закапывали в пулеметных ячейках. После освобождения территории от немецких захватчиков, в храм вернулся священник. До наших дней храм считается действующим.

http://sobory.ru/article/?object=00265

ЖМП 10 октябрь 2021 /  1 ноября 2021 г. 19:00 «Журналу Московской Патриархии» — 90 ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ, ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ.  PDF-bepcuя. В марте 1930 года будущий Патриарх Московский и всея Руси владыка Сергий (в то время — митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя) обратился к властям с просьбой разрешить издавать небольшой (до одного печатного листа) журнал, где публиковались бы распоряжения священноначалия, церковная хроника и календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 года начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — орган Русской Православной Церкви, который издается по сей день, продолжая выполнять функцию официального периодического печатного СМИ. Первый цикл издания продлился лишь пять лет. Журнал представлял собой скромную тоненькую книжечку с количеством страниц около десятка и выходил всего несколько раз в год. Но и в таком виде журнал выглядел белой вороной среди всего корпуса прессы Страны Советов, власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году журнал вынужден был прекратить свое существование на долгих восемь лет, в течение которых государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью. Этот запрет был снят лишь во время Великой Отечественной войны. Четвертого сентября 1943 года состоялась историческая встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) .  Глава советского правительства высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. Во время этой беседы было принято решение о созыве в ближайшее время Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода, а также об учреждении богословских школ для подготовки образованных кадров духовенства и об издании печатного церковного органа.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Нацизм, Русская Церковь, Советская власть и «союзники» в Великой Отечественной Хотя разгром немецких войск под Москвой и не привёл к поражению Германии, эта победа изменила ход войны и положила «начало конца» «тысячелетнего Третьего Рейха» 16.01.2020 900 Время на чтение 19 минут «Гитлер и его генералы были уверены, что подготовленный ими против СССР блицкриг будет так же успешен, как предыдущие молниеносные войны против Польши и Франции. Они считали СССР " гигантом на глиняных ногах " . (…) Спецслужбы Англии были уверены, что СССР будет " ликвидирован в 8-10 недель " , и глава имперского генштаба утверждал, что вермахт пройдёт сквозь красную армию, как " горячий нож сквозь масло " , и что красную армию загонят, " как скотину " . Эксперты в Вашингтоне считали, что Гитлер " раздавит Россию, как яйцо " » (Жак Р. Пауэлс) В последнее время даже апологеты германского фашизма из славянского племени всё чаще пытаются внушить легковерным, что не только немецкие оккупанты были «добропорядочными христианами», но, якобы, и сам Адольф Гитлер (где-то глубоко в душе); что можно быть изувером-гестаповцем или эсэсовцем, оставаясь при этом христианином (но никак невозможно – верующим большевиком). Конечно, бессмысленно оспаривать тот факт, что многие рядовые вермахта были лютеранами. Но иное дело – Гитлер, Гиммлер, Розенберг, Борман и прочие основатели и главари нацизма. (Хотя некоторые деятели зарубежья и поныне считают Гитлера – «христолюбивым»). Приведём любопытное высказывание Гитлера: «… Христос был арийцем, но Павел использовал его учение для того, чтобы мобилизовать преступные элементы и заложить фундамент псевдобольшевизма». Если в самом начале, в момент основания национал-социалистической рабочей партии (1920 год), в её программе было заявлено, что она представляет «точку зрения позитивного христианства», то чуть позже её руководители воспринимали нацизм как абсолютно новое мировоззрение. Нацизм виделся им основой некой новой веры, которая расчистит себе путь пропагандой и насилием и придёт на смену всем религиям мира. Над разработкой такой религии, фактически не имевшей ничего общего с христианством, работал идеолог Третьего рейха Альфред Розенберг.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/16/na...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Окопная свеча на Партизанской стоянке 22 июня 2023 года 23.06.2023 353 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Тут спит беда, ступайте осторожно: окопы – шрамы на лице земли. Из года в год традиционная акция «Свеча памяти» затрагивает всё большую географию. Рано утром люди приходят с зажжёнными свечами поклониться освободителям нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Именно эту добрую традицию инициировали более двадцати лет назад писатель Валерий Николаевич Ганичев и председатель Совета ветеранов 4-ой гвардейской танковой армии генерал-майор Владимир Иванович Пархоменко. Уже пятый год неравнодушные люди собираются ранним утром в музее под открытым небом «Партизанская стоянка». Неустанно члены патриотического клуба «Подвиг» сохраняют память о подвиге солдат погибших именно на этой тропе. Для жителей луганщины стало традиционным место проведения Акции именно на Мемориальном комплексе партизанской славы, который находится в балке Пасечной урочища Западное Антрацитовского района. Здесь, в далеком 1942 году, на рассвете 16 октября погиб Ивановский партизанский отряд. Это особое место на карте Донбасса, здесь нет ничего искусственного, ничего придуманного: каждый кусочек земли, каждое дерево в партизанском лесу помнит события Великой Отечественной войны. Ночью 22 июня 2023 года почтить память павших к участникам Акции присоединились военнослужащие Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации, общественные деятели из Луганска, Красного Луча и Антрацита, Администрация посёлка Малониколаевки, писатели, военкоры « Анны-Ньюс», школьники, студенты, гренадеры и ушаковцы, всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Молодая гвардия – юнармия», председатель общественной организации «Луганский гуманитарный центр Единой России», член Общественной палаты ЛНР Василий Леонов, руководитель Епархиального отдела Ровеньковской епархии Русской Православной Церкви, по взаимодействию Церкви с обществом иерей Кирилл Ротов, руководитель Ансамбля песни и пляски Центрального военного округа Антон Михайлович Шолохов, луганский поэт, член Союза писателей СССР и России, заслуженный деятель искусств ЛНР Андрей Медведенко, председатель Центра Фёдора Ушакова ЛНР Владимир Мельник...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/23/ok...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Памяти выдающегося русского Гражданина В Москве отслужили панихиду по видному государственному деятелю и полководцу князю М.В.Скопину-Шуйскому 04.05.2010 786 3 мая 2010 г. представители общественной организации «Алтарь Отечества», учащиеся и студенты, педагоги московских колледжей, школ и вузов, общественные деятели и деятели культуры, представители российских регионов и депутаты Государственной Думы провели многоцелевую акцию, связанную с важнейшими событиями Отечественной истории. Мероприятие открылось возложением цветов к могиле Неизвестного Солдата в Александровском Саду. К участникам акции присоединился ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла В.Г.Константинов, пришедший почтить память защитников Ленинг рада, где в 1942 году погиб его отец. Он поделился воспоминаниями о суровых годах войны с собравшимися у Вечного огня. Подвиг защитников Родины всегда будет жить в сердцах россиян. Участники акции горячо поблагодарили ветерана и поздравили его с наступающим 65-летием Великой Победы. Затем собравшиеся направились в Архангельский собор Кремля. В связи с четырехсотлетием со дня кончины выдающегося государственного и военного деятеля эпохи Смутного времени Михаила Васильевича Скопина-Шуйского по нему была отслужена панихида ризничим Патриарших соборов Московского Кремля протоиереем Вячеславом Шестаковым. Инициатива этой акции, подхваченная преподавателями столичных колледжей - представителями общественной организации «Алтарь Отечества» и поддержанная Генеральным директором Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Е.Ю.Гагариной, принадлежит А.Б.Синельникову, руководителю клуба исторической реконструкции, педагогу Колледжа предпринимательства N 11 города Москвы . В эпоху Смуты 20-летний князь показал себя выдающимся военачальником. В 1608 г. он был отправлен к шведскому королю Карлу IX для заключения союза против поляков. В мае 1609 г., собрав русский отряд и получив помощь от шведов, Скопин-Шуйский выступил к Москве, разбив под Торжком, Тверью и Дмитровом войска сторонников Лжедмитрия II. Освободив поволжские города, в марте 1610 г. он снял блокаду Троице-Сергиева монастыря и освободил Москву. Столица с величайшим торжеством встречала своего молодого освободителя. Имя князя Скопина было у всех на устах. Через месяц после победы неожиданная смерть Скопина-Шуйского породила слухи о том, что полководец был отравлен. Похоронен князь с большими почестями в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/4/pam...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Православие — Самодержавие — Народность» и лозунги Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Часть Вторая 25.06.2021 1346 Время на чтение 23 минут Часть Первая Возвращение к Пророчеству Филофея Министр С.С. Уваров, формулируя триаду «Православие — Самодержавие — Народность», скорее всего, и не знал о существовании пророчества Старца Псковского Спасо-Елиазарова монастыря Филофея в его Посланиях первой четверти XVI столетия Великому Князю Василию III: «Да аще добре устроиши свое Царство, будеши сын Света и гражданин Вышняго Иерусалима, яко выше писах ти и ныне глаголю, блюди и внемли, Благочестивый Царю, яко вся Христианская Царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии» . Современный Образ Третьего Рима Пророчество Старца Филофея ко времени державно-просветительских трудов С.С. Уварова даже формально уже более столетия, как во многом исполнилось: 22 Октября 1721 года прошением Правительствующего Сената Царю Петру Алексеевичу был поднесен древнеримский августейший титул Отца Отечества — Императора Всероссийского, а Российское Царство тем самым было провозглашено Империй во образ как Древнего Рима на Апеннинах, так и Нового Рима на Босфоре. Но именно внутриполитический курс Российской Империи Николаевской эпохи, который либеральная общественность пренебрежительно называла «теорией официальной народности», побудил российских ученых середины XIX века обращаться к изучению истоков русской духовно-державной идеологии. Сейчас в современном российском образованном обществе бытует ложное представление, что фигура Старца Филофея и его формула « Москва — Третий Рим» была в центре церковного и государственного внимания со времени появления его Посланий. На самом деле пик интереса к Посланиям Старца Филофея о Третьем Риме пришелся на вторую половину XVI столетия и был наглядно зафиксирован в Соборной Грамоте 1589 года об учреждении Патриаршества Московского всея Руси. Потом такой интерес пошел на спад, хотя его идея в той или иной форме анонимно закрепилась в сознании церковно-державных элит России вплоть до провозглашения России Империей в Октябре 1721 года.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Псково-Печерский монастырь: Открытая крепость 05.08.2012 538 Время на чтение 9 минут Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо. Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня 60 монахов, из них две трети - участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа - узнает мировая общественность». Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу - сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал. Богом зданныя пещеры История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010