В студии протоиерей Андрей Ткачёв. О посте и молитве. 07.03.2015 16:17:21 Протоиерей Андрей Ткачев Вечер добрый, братья и сестры, мы с вами в прямом эфире. В студии протоиерей Андрей Ткачёв. У нас час беседы, надеемся, о вещах полезных, которые так или иначе повлияют на нашу вечную жизнь и жизнь временную, несомненно. Итак, мы пропостились первые дни Великого поста, первую седмицу. Субботы и воскресенья Великого поста не считаются постными ради божественной Литургии, которая будет служиться в субботу и воскресенье. На столе не должно быть мяса, молока, яиц и прочего, но постными, в полном смысле, эти дни считать нельзя, поскольку служится полноценная Литургия. Таким образом, нам даётся понять, что мы — люди литургического сознания, что мы меряем праздники и будни наличием или отсутствием Литургии. Как говорил Господь в ответ на вопрос: «Почему фарисеи постятся строго, а ученики Твои не постятся?» — «Разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? ...Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни». И вот дни Четыредесятницы, дни поста Великого — это дни (кроме субботы и воскресенья) с понедельника по пятницу, когда Жениха с нами нет, когда Литургия не служится. Поймите и почувствуйте голод по божественной Литургии: Великий пост должен разбудить в человеке голод по святой Евхаристии, по благодарению. Потому что даже святая Литургия Преждеосвященных Даров имеет в себе Причащение, но не имеет в себе благодарение: мы Причастие имеем, а не благодарим, и чувствуем себя постящимися, хотя и причащаемся. Самое главное, по сути, свойство христиан, празднуя праздник Божий и близость Невесты - Церкви к Жениху - Христу — это благодарение Господа. Вот так нужно мерить свою жизнь. Теперь, нужно понять, что пост — не есть явление гастрономическое. Это очень важно: не есть, что нельзя, есть поменьше, дать себе немножко исхудать - истощиться, ощутить сладость поста. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский в молитвах, например, о недугующих разными телесными грехами, типа пьянства: «Дай, Господи, им познать сладость поста и проистекающих от него плодов духа».

http://radonezh.ru/text/v-studii-protoie...

Великий Пост 2016 по Церковному Уставу 1-я седмица — с 13 марта по 19 марта 2016 года 2-я седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 3-я седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 4-я седмица — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года 5-я седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 6-я седмица — с 17 апреля по 23 апреля 2016 года Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года Первая неделя называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников веры православной. На второй неделе почитают память святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная, а во время четвертой недели вспоминают богослова Иоанна Лествичника. На пятой неделе почитают память преподобной Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Шестая неделя ознаменована Вербным воскресеньем — днем входа Господнего в Иерусалим. Далее начинается Страстная седмица. В эти дни нужно строго придерживаться поста, причаститься и покаяться. И, наконец, 1 мая отмечается Светлое Христово Воскресение — Пасха.  Как питаться в Великий пост 2016: календарь питания по дням (обратите внимание, что ниже приведены строгие уставные нормы, не всякому мирянину они будут под силу, мера послабления поста определяется индивидуально: посоветуйтесь с духовником или врачом, возможно, вам не стоит полностью воздерживаться от скоромных продуктов, пост — это не только ограничение в еде, прочтите статьи Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание  и Как поститься, если постная еда дорогая и калорийная?  ) Первая и последняя седмицы Великого Поста по Уставу самые строгие в отношении трапезы. 13 марта – воскресенье. Прощеное Воскресение Совершается заговенье. Последний раз разрешаются скоромные продукты (кроме мясных и молочных). Положено две трапезы. 14 марта – понедельник. Начало Великого Поста. Чистый понедельник . Ничего не едят. 15 марта – вторник — ничего не едят. Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых людей, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! 21.03.2020 958 Время на чтение 13 минут Ниже мы публикуем одно из « С лов» (19 71 г.) замечательного православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976). Публикацию , специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3 . Джорданвилль, 1975 (Репринт.)) , подготовил проф. А. Д. Каплин. Авторские слова курсивом «в разрядку» заменены курсивом жирным шрифтом. + + + Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! «Живоноснаго Твоего креста, поклонную радость днесь, Христе, сретающе, предсретение творим всесвятые страсти Твоея, юже во спасение мира соделал еси, Спасе, яко всесилен». (Канон 3-й недели Великого поста) В середине Великого поста торжественно выносится из алтаря для поклонения Честный и Животворящей Крест Господень. В течение целой седмицы затем Святая Церковь славит его в своих умилительных песнопениях, призывая преклоняться перед ним до земли и лобызать его, как знамение нашего спасения, отчего 3-я неделя Великого поста и вся последующая 4-ая седмица именуется «Крестопоклонной». Это установлено для духовного подкрепления верующих, проходящих подвиг поста. Дается оно в живом и ярком представлении любви Божией к падшему человеку, по которой Единородный Сын Божий предал Себя на мучительную и поносную крестную смерть. В читаемом Евангелии Святая Церковь напоминает нам слова нашего Господа и Спасителя о том, что кто желает идти за Ним, должен нести крест свой. Если Господь, нас ради и нашего ради спасения, пострадал на кресте, то и мы, ради Него должны неустанно подвизаться в подвигах молитвы и поста, в подвигах покаяния, ради которых, и установлен Великий пост. Вместе с тем, Святая Церковь напоминает нам этим о приближении спасительных дней страстей Христовых и «светлой мирорадостной Пасхи», как бы творя «предсретение», или предпразднство этих самых великих и радостных для христианина дней церковно-богослужебного года. Прославляя святый Крест, она одновременно прославляет и Воскресение, к которому привел Крест, и потому поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! Тем самым она свидетельствует, что Крест неразрывно связан с Воскресением, а потому и личное несение своего креста каждым из нас приведет к радостному воскресение наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слова вразумления и ободрения 13.04.2020 685 Время на чтение 5 минут Эта небольшая книга в мягком переплете стала для меня доброжелательным, но при этом взыскательным спутником на пути этого Великого поста. В ней собраны проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице­-Сергиевой Лавры, сказанные батюшкой в разные годы, но объединенные одной темой — темой Великого поста. Проповеди отца Кирилла отличает очень простой язык, но при этом они полны глубины, мудрости, а главное — искренней обеспокоенности о тех, кому адресованы. И эта обеспокоенность пастыря заставляет беспокоиться и тебя: а на что похож мой пост? А не слишком ли прохладно я живу? А где необходимые усилия, чтобы это святое время не прошло даром? С чем я приду к Пасхе? Отец Кирилл прожил долгую и трудную жизнь. Прошел всю Великую Отечественную войну, в том числе и ад Сталинградской битвы, а после Победы, демобилизовавшись, вступил на новое поле брани — духовное. В 1946 году он поступил в Богословский институт (будущую Московскую духовную семинарию), в 1954 году принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского, а позже — сан иеромонаха. Полвека отец Кирилл нес пастырское служение, утешал, наставлял, вразумлял стекавшуюся к нему со всей России паству. На тринадцать лет тяжелейшая болезнь приковала батюшку к кровати, но не сломила его дух, даже будучи абсолютно неподвижным, он был для приходивших к нему людей духовной опорой. Вот уже три года отца Кирилла нет с нами, но его слово живо и продолжает утешать, наставлять, вразумлять. В сборник «Время покаяния» включены проповеди, сказанные отцом Кириллом на все значимые богослужения Великого поста. Начиная с Прощеного воскресенья, мы проходим вместе с батюшкой трудную первую седмицу поста, родительские субботы, Крестопоклонную, Страстную. Особое внимание уделено молитве преподобного Ефрема Сирина, Литургии Преждеосвященных Даров, Пассиям. И темы, которые поднимает пастырь в своих обращениях к нам, касаются ключевых моментов жизни христианина: прощения, молитвы, поста, покаяния.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/13/slova_...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Основание и смысл Великого поста 16.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Четверг 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон. Четверг Завершился Великий покаянный канон святого Андрея Критского. В нем — все покаяние Церкви, всех, кто когда-либо был в Церкви и будет в ней, покаяние каждого из нас. Здесь весь духовный опыт Церкви, все ее богословие. Мы узнаем, что должно быть основанием, смыслом нашего Поста. Когда мы в первый раз открыли Постную Триодь — в Неделю мытаря и фарисея, — мы услышали из уст фарисея, что такое пост. Он сказал, что дважды в неделю постится, и от всего, что имеет, приносит десятую часть Господу. Святые отцы любят называть этой десятой частью те недели из 365 дней года, которые мы посвящаем Великому посту. Однако, как всякое человеческое дело, пост, хотя он необходим, и заповедан Самим Богом, может быть опасно двусмысленным. В неделю о Страшном Суде Церковь напомнила нам, что самое главное в жизни христианина — это смирение. Сердце сокрушенное, то есть видение человеком своих собственных грехов и одновременно видение милосердной любви Божией, — вот что такое духовная жизнь христианина. Пост, как бы он ни был обязателен и необходим для нашей жизни, не может означать просто каких-то наших духовных усилий. Это не есть усилие человека, соответственно которому он получает награду от Бога. Это не есть наш отказ от естественных желаний с ожиданием быть увенчанными за этот подвиг. Измерение поста совершенно иное. Святая Церковь всеми подготовительными неделями, этим Великим покаянным каноном, всем Великим постом будет говорить нам о первенствующем значении смирения. Хотя мы все знаем слова блаженного Августина, который говорит, что в начале и в середине, и в конце всего — любовь. Действительно, все венчается любовью. Любовь — душа нашей жизни. И первые шаги к Богу мы делаем вдохновляемые любовью. Но мы должны быть очень внимательными, говорит нам Церковь, чтобы не принять за любовь фальшивую монету. Часто мы называем любовью то, что на самом деле есть наше естественное желание, чтобы люди к нам хорошо относились, чтобы мы были в центре внимания. Наше любоначалие, как ни странным это может показаться. Желание самоутверждения. А совершается все это под видом любви к Богу и к человеку.

http://moral.ru/kanon-wednesday/

Скачать epub pdf 8. 1 седмица Великого поста. Как поститься? Беседа о посте (по богослужебному чину и святым отцам) Наступил Великий пост и сразу же поставил перед нами вопрос, как проводить его, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для дела нашего спасения? Как не потерять, не погубить эти великие святые дни, нарочито выделяемые для нас Православной Церковью пред Светлым праздником Христова Воскресения? Чтобы оценить и по достоинству использовать Великий пост , следует уяснить каждому из нас точку зрения на пост самой Православной Церкви в великопостном богослужебном чине и в учении Святых Отцов. Начнём с богослужебного чина первой седмицы. «Поста божественным начатком умиление стяжим» 5 . «Всевестное воздержание начнем светло, лучами святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостью, молитвы блистанием, чистым очищением, богомужества крепостью: яко да светоноснии предварим во святое и трехдневное воскресение, осиевающее нетлению миру» 6 . Так учит о посте святая Церковь устами преподобного Феодора Студита . Время Великого поста некоторые из нас, братия и сестры, воспринимают как время тяжёлое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост – бремя непонятное, и неудобоносимое, и ненужное. Время де высоких подвигов прошло. Мы живём не в монастыре и не в старое время, когда легче было соблюдать посты. В наших-де условиях пост не так уж обязателен и возможен. В силу таких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется с всякими оговорками, сетованиями, причитаниями и ограничениями. На душу многих из нас ещё действует первая, четвёртая и седьмая недели, стыдя, устрашая и возвышая нас (особенно четвёртая и седьмая) своим высоким и спасительным содержанием, и тут мы ещё берём себя в руки: и постимся, и говеем, и в храм ходим. В другие же недели поста мы с лёгким сердцем всё себе разрешаем и не утруждаемся себя ни молитвой, ни постом. Всё это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера, но и потому, что у нас нет правильного понятия о посте, что мы руководимся своим, искажённым, уродливым, домашним взглядом на пост, а не взглядом церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

     Знаменитый литургист А.А.Дмитриевский написал однажды, что современные ему христиане почти совсем утратили правильное понимание Великого Поста 1 . Причину Алексей Афанасьевич находил весьма интересную: незнание людьми текстов главной богослужебной книги Святой Четыредесятницы — Триоди Постной. Это мнение было высказано в начале XX века. Кажется, слова православного ученого вполне приложимы и к нашему времени. Увы, и сегодня мало кто из церковных людей хорошо знаком с уникальным святоотеческим творением, составляющим основу великопостного богослужения. А ведь действительно — Триодь, открытая на любой странице, разбивает многие стереотипы о смысле пощения и прививает совсем иное переживание Поста в сравнении с тем, что у нас порой складывается. При ознакомлении со стихами Триоди прежде всего удивляет какая-то неземная, полетная радость, струящаяся из всех песнопений. Тексты вроде покаянные, но в них сквозит вполне пасхальное ликование! Например, вот стихира понедельника первой седмицы Поста: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияющее святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию; яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру» 2 . На нас проливается целый поток ослепительного света: «светло», «лучами сияющее», «светлостию», «блистанием», «светоносни», «осиявающее». Общая интонация стихиры — праздничная. Сразу вспоминаются слова Спасителя, читаемые Церковью перед началом Поста, в Прощеное Воскресенье: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф.6,16-17). Триодь, подтверждая учение Господа, также сообщает нам, что для христианина пост — это духовный праздник. Главная богослужебная книга Великого Поста насквозь пронизана библейскими ассоциациями и смыслами. В данном отношении эти тексты можно назвать великой школой экзегезы. Например, вот как толкуется в каноне прп. Андрея Критского двоеженство патриарха Иакова: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение душе, исправится» 3 . Оказывается, две жены патриарха — важные символы.

http://pravoslavie.ru/101499.html

Пост и истинное православие. «Воздержанием тело смирити вси потщимся, Божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасаю- щаго нас взыщем...»  (Стихира в Нед. Сырную).     «Аще, кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин да будет отлучен»  (Пр. св. Апостол 69-е). «Постное время светло начнем»  – взывает св. Церковь при наступлении Великого поста, и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что  «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков»   (стихира в 1-ый день поста), ибо  «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник). В то же время св. Церковь напоминает нам, что  «непорочный пост, иже есть душам спасение» (стих. на стих. во вторник) состоит не в одном только телесном воздержании:  «истинный пост», «приятный и благоугодный Господеви»  – это  «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»   (стих. на стих. в понедельник). Телесное воздержание необходимо, чтобы  «погасить плотския страсти пламенеющыя»   (седален во вторник), чтобы  «на нас мучительствующую плоть поработити»   (стих. на стих. во вторник), но с ним должен быть соединен и чисто-духовный подвиг борьбы со своими греховными страстями: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне»  (стих. в среду). Перед самым наступлением Великого поста – в Неделю Сыропустную – св. Церковь приводит нам на память грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, то есть потерю ими того райского блаженства, для которого они были созданы. Это скорбное воспоминание объясняет нам  для чего  нужен пост. Мы унаследовали от наших прародителей поврежденную грехом природу, а потому и сами грешим – грешим так же, как и они,  непослушанием Богу и невоздержанием,  увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и телесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотел бы выздороветь? Кому охота постоянно болеть без всякой надежды на выздоровление?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 80. Причащение в пост Хорошо ли причащаться в посты? Появление и смысл литургии Преждеосвященных Даров. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. У нас (в России) сложилась давняя традиция чаще причащаться в Пост, чем в праздники и воскресенья (особенно это заметно в дни пасхальной радости). Эту традицию отражает, а может и порождает известное вам теперь «Учительное известие», в котором помещается вот такая инструкция: «Приходские иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению». Пришло время сказать прямо, что это НЕНОРМАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ! Потому что пост – это воздержание от пищи, в том числе и ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ! Об этом нам говорят каноны! Читаем 51 правило Лаодикийского Собора: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память их в субботы и в дни воскресные». Под празднованием здесь разумеется совершение Литургии, которую Церковь считает неприличным совершать в период покаяния, ибо Литургия сама по себе – это радость богообщения, а в будние дни Великого поста мы призываемся к сокрушению о своих грехах. Это же подтверждает правило из «Апостольских постановлений», говорящее, что «во всякую субботу, исключая одной Великой, и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь, ибо постящийся в день Господень,.. повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать». Кстати, это еще одно доказательство того, что все субботы и воскресения (включая и период Великого поста), не являются постными днями! Вы скажете, так в Вел. Субботу Литургия же совершается! Верно. Но когда она совершается? По Уставу – вечером, т.е. в конце пощения, ибо Литургия является признаком отмены поста, а в дни Святой Четыредесятницы разрешение от поста бывает не ранее вечернего времени.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

Разделы портала «Азбука веры» Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни Великого Поста. Она составлена на основе широко известного труда Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия».  Подай нам, Господи, Поста благоприятного! Сущность и значение поста Сей же род изгоняется только молитвою и постом. ( Мф.17:21 ) Когда вы постились… Для Меня ли постились? ( Зах.7:5 ) Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно. Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное. Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие. Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела. Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» ( 2Кор.6:2 ).

http://azbyka.ru/chto-takoe-post-i-kak-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010