Слово в первую неделю св. Великого поста 49 Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Время поста есть время покаяния. Пост необходим для расположения нас к покаянию; покаяние необходимо для спасения нашей души. Двери благотворного поста уже отверзлись пред нами, и мы, по благости Божией, вступили в св. Четыредесятницу, которую Сам Господь Иисус освятил для нас Своим сорокодневным постом; но двери спасительного покаяния ещё не для каждого отверзты. Св. Церковь задолго до поста, начав оглашать слух наш умилённою песнию: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, не престанет повторять этот глас, пока мы не совершим поприща поста и покаяния. В деле спасения всего ближе к нам двери покаяния, и всего труднее – войти в эти двери, без содействия благодати Христовой. Кто располагается принесть покаяние в сии св. дни, тот может вопросить теперь: что это за двери покаяния? Кем заключены они? У кого ключ? И почему человек не может отворить их собственными силами? Вопросы важные: постараемся разрешить их для нашего назидания. Покаяние, если состоит в одном сознании своих грехов пред Богом и соболезновании, есть не более, как добродетель, но если совершается, по учреждению Спасителя нашего, пред отцем духовным, есть одно из спасительных таинств христианской веры. Покаяние, как спасительное таинство, есть сокровищница, в которой хранятся дары благодати Христовой – дар отпущения грехов и исцеления от недугов душевных, и дар оправдания и примирения нашего с Богом. Чтобы войти в сокровищницу Божию, надобно иметь искреннее сознание своих грехов, сокрушение сердца, благочестивую печаль, твёрдое намерение впредь не возобновлять своих прежних грехов, живую веру в заслуги Искупителя нашего и твёрдое упование на милосердие Божие. Вот условия истинного покаяния и вместе двери, чрез которые надобно проходить во Святилище Божие! Но осмотрите эти двери, отверзты ли? Наше сознание своих грехов большею частию бывает поверхностно, наше сокрушение сердца – непродолжительно; наше обещание – вести впредь жизнь Богоугодную, тотчас проходит, при первом обольстительном случае ко греху; вера – слаба, упование – нетвёрдо. Видите, двери покаяния только полуоткрыты. Вот почему св. Церковь взывает к Спасителю за каждого из нас: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Она видит наши немощи и болезнует о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

1) В небольшой, но очень содержательной и интересной статье о предпасхальном посте в истории его развития А. В. Покровский излагает историю четыредесятницы в древней церкви. В Греции до IX в. не было единообразия в продолжительности предпасхального поста: первоначально его продолжительность не превышала двух дней и лишь позднее возросла до 40 дней. Это различие объясняется неодинаковостью оснований, которыми в разное время мотивировали предпасхальный пост. «Пока он совершался в воспоминание страданий Христа, его продолжительность равнялась двум дням, но как скоро его стали считать отображением сорокадневного поста Господа, то по необходимости его увеличили до этого срока». Анализ свидетельств св. Иринея, вновь открытого памятника конца II в. Testamentum Domini; nostri Iesu Christi и Тертуллиана приводит автора к заключению, что до первой четверти III в. предпасхальный пост обычно продолжался два дня, хотя некоторые по доброй воле несколько увеличивали этот срок. Didascalia apostolorum и посл. Дионисия Александрийского к еп. Василиду указывают уже на то, что в III в. в Сирии, Палестине и Александрии пост начал удлиняться до недели. Первые достоверные свидетельства о четыредесятнице относятся к IV в. О ней говорит Евсевий, Кирилл Иерусалимский, Лаодикийский собор 360, Епифаний, Афанасий Великий , а из западных Амвросий Медиоланский , бл. Иеронимъ, Августин, папа Лев Великий . Пасхальные письма Афанасия Великого дают автору возможность определить даже те годы IV ст., в которые возник обычай сорокадневного поста. Это – сороковые годы IV в. Однако и в это время продолжительность поста равнялась не сорока дням, а только 36. При этом в западной церкви, а также и в некоторых из восточных, пост длился шесть недель, а в церквах от Константинополя до Финикии семь недель. Различие это вызывалось тем, что на западе не постились только по воскресеньям, а на востоке по воскресеньям и по субботам. Таким образом, и при этом различии количество постных дней и на западе, и на востоке одинаково равнялось 36. В VII в. впервые на западе желание привести предпасхальный пост в полное соответствие с сорокадневным постом Господа побудило прибавить к шести неделям еще 4 дня и начинать пост со среды пред первым воскресеньем четыредесятницы. То же самое в VII в. произошло и на Востоке. Но так как по субботам здесь и в это время церковный обычай запрещал поститься, то для получения сорокадневного периода к семи неделям поста была прибавлена восьмая. Вследствие этого продолжительность поста возросла до 41 дня, потому что страстную субботу проводили в посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/dr...

В 3-ю неделю поста 16. Беседа о поклонении честному и животворящему кресту Святая Церковь , совершая ныне торжественное поклонение животворящему кресту Господню, воззывает всех нас почтить с благоговением устами и сердцем, преклонением колен и повержением всего тела долу, крест Христов, как спасительное оружие мира, – оружие непобедимой победы, на нем же Христос, Царь славы волей руце распростер, вознес нас на первое блаженство. Благоговейное поклонение кресту Господню, совершаемое в средине св. Четыредесятницы в третью седмицу поста, установлено св. Церковью от древних времен. Почему же св. Церковью в средине св. Четыредесятницы с такой торжественностью совершается поклонение животворящему кресту, в честь Распеншегося на кресте, обратим благоговейный взор на причину такового установления. И всегда, а особенно в сие время св. Церковь представляет нам крест Христов, как силу для укрепления, как утешение для ободрения, как знамение победы для духовного торжества на совершаемом поприще поста. Св. Церковь представляет нам ныне крест Христов, как силу для укрепления. Четыредесятидневный пост св. Церковь установила в подражание четыредесятидневному посту Спасителя, дабы и мы, но мере сил наших, подвизались вкупе с Подвигоположником нашим подвигом поста. Но немощная плоть наша, при внешних лишениях, ощущая изнеможение, исполняется чувством уныния. Итак, для воскрыления духа нашего и для укрепления немощной плоти в подвиге воздержания, св. Церковь , как мудрая детоводительница, представляет пред взоры наши животворящий крест. В сем спасительном орудии страданий Господа нашего преднаписуя нам сокращению все подвиги, подъятые за нас Спасителем нашим, тщится укрепить нашу немощь, подвигнуть к терпению, и превозможению трудностей дух наш. И подлинно, если Господь наш ради нашего спасения подъял толикие страдания: то мы ли, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, не подвигнемся священной ревностью хотя несколько потерпеть ради собственного своего спасения? Если Сын Вышнего, Богочеловек – Господь Иисус ради грешников и от грешников претерпел бесчисленные страдания: то мы ли будем унывать в подвиге со страстями и похотями, мы ли не будем сподвизаться Ходатаю спасения нашего против собственного греха нашего ( Евр. 12:3,4 )? Когда мы живо представим скорби и болезни нашего Спасителя, то наши скорби и болезни в собственных глазах наших явятся нам ничтожными; а когда помыслим, что и Сын Вышнего, для нас человеков и для нашего спасения, соделавшись человеком, вошел в небесную славу не иначе, как страданиями, то и мы одушевимся твердою надеждою, что сели, по благодати Спасителя нашего, будем с Ним страдать, то вкупе с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

О.М. Захарова Введение Пост составляет важнейшую часть жизни православного христианина. Из 365 дней года от 180 до 200 являются постными, то есть половина церковного года – это время поста. Основным первоисточником знаний о посте является Триодь Постная, в которой содержатся все необходимые сведения о том, как подготовиться к Великому посту и как проходить святую четыредесятницу. Руководствуясь этим источником, христианин сможет не только с пользой для спасения провести Великий пост , но и научится поститься, чтобы уверенно проходить постный подвиг и в дни других, установленных Церковью постов в течение года. Однако в настоящее время мало кто знает смысл великопостных служб. Протопресвитер Александр Шмеман считает, что незнание Триоди является главной причиной изменения в христианском сознании понимания смысла и значения Поста, что мало – помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных предписаний и ограничений в пище. 1 Подлинный дух Великого поста в настоящее время утерян, и единственная возможность его вновь приобрести – это внимательное слушание и исследование песнопений Постной Триоди. Поэтому для современных христиан большое значение имеет изъяснение смысла богослужебных текстов. Систематизированные знания о посте необходимы для начинающего христианина, чтобы он имел четкое представление о том, что такое пост, из чего он складывается и какое значение имеет для временной и вечной жизни. Несмотря на то, что исследованию Постной Триоди посвящен ряд научных, богословских и популярных трудов, систематического исследования сущности и значения поста нет. Приведенный ниже обзор литературы показывает, что тема поста по Постной Триоди разработана не полностью, в малом объеме, в иных аспектах, с применением различной методики. Существует несколько подходов к изучению Триоди: уставной, исторический, пастырско-назидательный, богословский. К работам, носящим уставной характер относятся: 1 . «Лекции по литургике» схиархимандрита Иоанна (Маслова) . 2 . «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пост – это, конечно, не диета. Это время покаяния и молитвы. Это некая пауза, остановка в нашей суетной жизни, когда мы становимся строже к себе. Внимательнее друг к другу. А вовсе не банальная замена свиной котлеты картофельными драниками. Слава Богу, об этом говорят. А православные родители обсуждают между собой еще и проблему детского поста. Когда пост становится временем борьбы с плохими привычками и склонностями, борьбы, на которую могут оказаться способными даже семилетние дети. Во многих православных семьях в пост ограничивают просмотр мультиков, выход в Интернет, компьютерные игры. Здорово, когда малыши и подростки вместе с родителями, в согласии и единомыслии, по-настоящему вместе, единым организмом живут жизнью Церкви. В том числе и в дни Великой и Святой четыредесятницы. Но вот как быть с ограничениями в пище? Духовная составляющая поста, конечно же, несравненно важнее примитивного неядения мяса. Но если так важна «качественная» и «духовная» составляющая поста, то разве ограничения в пище становятся лишними? Это оказывается архаизмом? Примитивным фарисейством, которое мы заклеймим? Когда заходит речь о детском посте, чаще всего сразу вырисовываются два тезиса: 1. Церковь предназначила пост для взрослых, а не для детей; 2. Пост наносит вред здоровью ребенка. Чтобы узнать позицию Церкви, стоит обратиться к учению святых отцов. А чтобы понять, нанесет ли пост вред здоровью ребенка, нужно знать, о каком именно ребенке идет речь и чем он болен, и при этом быть врачом, желательно врачом хорошим, образованным и опытным. Вот что говорит о детском посте великий вселенский учитель и святитель Василий Великий: «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому… Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» . А святитель Иоанн Златоуст напоминает нам о жителях города Ниневии, которые, будучи обречены Богом на гибель из-за своих грехов, были помилованы ради их готовности исправиться и трехдневного поста:

http://pravoslavie.ru/91680.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре 14 марта 2016 г. 17:14 14 марта 2016 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Отец наместник, игумен Варфоломей! Дорогие отцы, братья и сестры! Я радуюсь, что в этом году первым богослужением Великого поста явилась для меня эта служба в Николо-Угрешской обители, восстановление которой стало чудом для москвичей и жителей близлежащих к Москве районов. Знаю, как изменилась жизнь многих людей из-за одного только факта преобразования этого полуразрушенного здания в величественный храм. Многие через это строительство открыли для себя Бога, воцерковились, поняли смысл жизни. Поэтому значение сей обители велико уже тем, что она восстала из пепла, но, конечно, предстоит еще многое сделать, чтобы она стала ярким и мощным духовным центром. Великий пост помогает каждому из нас возрастать, идти вверх и предотвращать любые падения вниз. Собственно говоря, богослужения Великого поста начались уже вчера, в Прощеное воскресенье. За Литургией мы слышали Евангелие, в котором Сам Господь ясно формулирует для нас условия обретения прощения. Почему именно прощения? Потому что цель и смысл поста — это покаяние, это освобождение человека от греха, это изменение к лучшему его внутреннего состояния. Но в покаянии главное — это прощение, которое мы получаем от Бога. Покаяние, которое не завершается прощением, не имеет никакого смысла. Только то покаяние является спасительным, которое несет в себе это Божественное прощение. И вот Господь очень ясно говорит нам, что надеяться на прощение может лишь тот, кто сам прощает других. Не прощаешь — и Бог тебя не простит. Какая простая логика! Ничего выдумывать не надо.

http://patriarchia.ru/db/text/4399852.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. Вопросами задаются как люди воцерковленные, так и те, кто далек от Церкви. Рассмотрим основные и наиболее часто задаваемые. Что нельзя есть во время поста? Самый распространенный «постный» вопрос – что можно и что нельзя вкушать во время поста? Это неудивительно, поскольку многие люди понимают пост исключительно как время гастрономических запретов и разрешений. Однако, пост – это не только гастрономия. Воздержание в пище – это одна из составляющих поста. Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский . Пост – это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, т.е. восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей – блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост – это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная – это пища растительного происхождения, а скоромная – пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т.д., а также их производные – это постная пища. Мясо, молоко, яйца и т.д., а также их производные – это скоромная пища. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные (среда и пятница) и многодневные (Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский). Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов (в нашей схеме – шесть):

http://azbyka.ru/chto-mozhno-i-chego-nel...

Скачать epub pdf Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом Содержание О поэме Предисловие. Православная поэма, победившая время Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными К читателю Глава 1 Блудный сын Глава 2 Неделя о мытаре и фарисее Масленица Поклоны начинаются тогда Царица-Смирение Апокалипсис, 4 глава Любви к Богу Любви к ближнему Глава 3 Царица-Гордость Вечер понедельника 1-й седмицы Св. поста Поклоны  Сластоядение, нападающее в Пост Суббота 1-й седмицы, в которую почитается память св.Феодора Тирона     Икона Спасителя Иконоборчество Мученичество за иконы Неделя 1-я Св.поста, в которую празднуется восстановление икон Неделя 2-я Св.поста, в которую почитается память свт. Григория Паламы      Есть ангел, который молитву молящихся к Богу возносит    Неделя средняя Св. поста, в которую поклоняемся Честному Кресту Глава 4 Глава 5 Второзаконие, глава 9, стих 26  Неделя 5-я Св.поста, в которую почитается» память прп. Марии Египетской  Суббота Лазарева Неделя Ваий Седмица Святых Страстей Неделя 4-я Св. поста, в которую почитается память св. прп. Иоанна Лествичника Глава 6 Суббота Акафиста Глава 7 Святая Великая пятница Победоносный Воскресения день К читателю стихи окончательные 9 апреля 1737 года Современный поэтический перевод сделан священником Игорем Кобелевым в 2001 году 1 О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель – тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения – поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Скачать epub pdf Великий пост время волнующее. Многие знают о нем, многие его соблюдают, и почти все всегда спрашивают, как с пользой его проводить. Попробуем разобраться в этом, и начнем с истории поста, которая уже сама по себе поучительна. Поститься означает временно воздерживаться от некоторых видов пищи для углубленной работы над собой, самоиспытания 1 , укрепления воли и нравственных сил 2 . Оказывается, потребность поста так глубоко коренится в природе человека, что это явление встречается в практике всех народов и религий. Это отмечает как один мотивов к посту знаменитый церковный проповедник святитель Василий Великий (+379): «Храните пост, – говорит он, – уже ради его глубочайшей древности; он также древен, как человечество» 3 . Интересно смотрели на пост в Ветхом Завете. Там он означал: смирять душу. В книге Левит, например, читаем о посте: «Смиряйте души ваши и приносите жертвы Господу» ( Лев.23:27 ). На первый план выдвигается смирение души, а внешняя физическая сторона поста является моментом второстепенным, нужным только в той мере, в какой воздержание от пищи помогает человеку прийти именно в такое нравственное состояние 4 . Славянское и русское слово пост заимствовано из древневерхненемецкого fasto либо моравско-паннонскими либо южными славянами, и распространилось затем среди родственных им племен 5 . Наши предки связывали его с состоянием тощего пустого желудка из-за добровольного отказа от какого-либо вида пищи – отсюда понятия мясопуст, сыропуст или всякой пищи вообще и предпочитали ему слово «говеть» , которое означало для них особое духовное настроение – так называемое благоговение. Древнейшим из всех известных в Церкви постов является Великий пост . Он был известен уже в древней Церкви и установлен в воспоминание 40 дневного поста Иисуса Христа в пустыне ( Лк.4:2 ) 6 . Как и сейчас, так и древности часто спрашивали: «Ну, хорошо, Господь постился 40 дней, потому что Он был Бог , ну, а нам зачем поститься так долго?». Уже у древних отцов есть указание на символическое значение этого числа. «Мы готовимся, – разъясняет блаженный Иероним (+420), – к таинству Господню сорокодневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» 7 . Его современник Иоанн Златоуст видит более практическую причину сорокодневного поста:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов,  — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста 6 мин., 24.03.2023 В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. Нет мощей, но есть память Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины . Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получил прозвание «нового Моисея ». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» Вторая половина XIII века, Новгород В житии преподобного Иоанна есть одна настолько важная деталь, что она вошла в синаксарь — чтение о дне, совершаемое во время Всенощного бдения.

http://foma.ru/svyatoy-ioann-lestvichnik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010