суббота 3 великого поста Прокимен и Аллилуия дня и за упокой. Зачало 325 и за упокой зачало 270. неделя 3 великого поста Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1а Зачало 311а. Аллилуия, глас 8 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73, 2а, 12 суббота 4 великого поста Прокимен и Аллилуия дня и за упокой. Зачало 313 и за упокой зачало 163. неделя 4 великого поста Прокимен гласа и святому прокимен, глас 7 Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих. Пс 149:5 Зачало 314 и святому зачало 229. Аллилуия гласа. Аллилуия святому Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:14 суббота 5 великого поста Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 322 и Богородице зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Пс 131:8, 1 неделя 5 великого поста Прокимен гласа и преподобной, прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало 321б и преподобной зачало 208а. Аллилуия гласа. суббота 6 великого поста, лазарева Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1 Зачало 333б. Аллилуия, глас 5 Стих: Господь воцарился, благолепием облёкся. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Пс 92:1а, 1в неделя ваий Прокимен, глас 4 Благословен Грядущий во имя Господне;/Бог — Господь, и Он явился нам. Стих: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс 117:26а, 27а, 1 Зачало 247. Аллилуия, глас 1 Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Великий пост не ограничивается лишь едой и питьем. Давайте попытаемся расширить наше понимание Великого поста, принимая во внимание, во-первых, повеление из Ветхого Завета, во-вторых, то, как зарождался Великий пост в древней Церкви, и, в-третьих, особую и насущную важность поста в современном мире. Тогда мы увидим, что Великий пост связан, во-первых, с приношением мира Богу в благодарении, во-вторых, с принятием Крещения и миссионерским свидетельством Церкви; и, в-третьих, с нашим отношением к людям и вещественному миру. Если бы мы захотели тремя словами суммировать значение Великого поста, то этими словами могли бы быть: жертва, обучение и общение. Раньше в Греции первый день Великого поста всегда отмечали как самый ранний уличный праздник в году. Семьи выезжали на природу, лазали по горам, пускали воздушных змеев. Здесь мы имеем образ начала Великого поста, который можно сравнить с западными обрядами Пепельной среды. ЖЕРТВА В Ветхом Завете Израильский народ должен был приносить Богу десятину, десятую часть того, что производила земля: " Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля (твоего) каждогодно " (Втор. 14, 22). Эта часть приносится как знак целого: принося Богу первые плоды от того, что Он дал им, Израильтяне призывали Его благословение на весь урожай. Таким способом они свидетельствовали, что земля принадлежит Богу, в то время как они - хранители Его даров; и посему отделяя десятину, мы приносим Ему с благодарностью то, что является Его собственным. И это приношение ощущалось Израильтянами не как потеря, но как обогащение. Праздник урожая был временем радости и веселия: " И веселись пред Господом, Богом твоим, ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец и сирота и вдова, которые среди тебя... " (Втор. 16,11). Эту идею отделения десятины ранние христиане относили и к Великому посту. Время Великого поста рассматривалось как десятина от года, десятая часть, специально посвященная Богу. Соблюдая Великий пост, мы свидетельствуем, что вся наша жизнь и все составляющие ее моменты времени являются Божиим нам даром, и, отдавая часть, мы призываем Его благословение на целое. Так Великий пост означает освящение времени. Аскетизм Великого поста свидетельствует, что мы распоряжаемся временем не просто для того, чтобы тратить его эгоистично по нашему усмотрению, но что оно принадлежит Богу; мы лишь хранители времени, но не управители. Таким образом, Великий пост - это способ приношения Богу того, что является Его собственным, и потому мы можем применить к Великому посту слова из Божественной литургии, которые предшествуют призыванию (epiclesis) Святого Духа на дары - хлеб и вино: " Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2113...

   Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от него Богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (Исх. 34). Так поступил и пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19:12). Так и пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумлению Божественных Откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на Небо, пост есть как бы некоторые крылья, которые возносят душу к Богу, к Богомыслию и горнему размышлению.    Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть.     Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12:1). Так Апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением.    Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев.    Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (1 Цар. 7). Также и ниневитяне: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (3 Цар. 21). То же было во времена Есфири (Есф. 4) и Иудифи (Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти в следствии поста. К сему пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2:12—13).    Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные.    Так Анна, жена Елканова, постом испросила себе сына Самуила (1 Цар. 1). Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (2 Цар. 12). Так же и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все Святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ветхозаветные пророки сперва приуготавливались постом и только затем с великим страхом приступали к беседе с Богом. Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от него Богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (Исх. 34). Так поступил и пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19, 12). Так и пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумлению Божественных Откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на Небо, пост есть как бы некоторые крылья, которые возносят душу к Богу, к Богомыслию и горнему размышлению. Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть. Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Так Апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением. Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев. Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (1 Цар. 7). Также и ниневитяне: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (3 Цар. 21). То же было во времена Есфири (Есф. 4) и Иудифи (Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти в следствии поста. К сему пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12-13). Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные. Так Анна, жена Елканова, постом испросила себе сына Самуила (1 Цар. 1). Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (2 Цар. 12). Так же и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все Святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

http://pravoslavie.ru/1619.html

Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. В воскресенье 5-й седмицы празднуется память Марии Египетской, которой составлена одна из самых продолжительных служб годового богослужебного круга. Многочасовое «Мариино стояние», совершаемое за два дня до пятой Недели Великого поста, в своем чинопоследовании содержит пример истинного покаяния для всех грешников, и Церковь снова и снова возвращает к нему своих чад. Практика поста современных приходов в дни 5-й седмицы Великого поста такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. В субботу 6-й седмицы за богослужением вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими ( Ин. 11; 1, 2 ). Когда Иисус узнал об этом, то пробыл два дня в том же поселении и только после этого пошел в Вифанию. Лазарь к тому времени уже умер и был погребен в специальной пещере, к которой и направился Христос. И когда был отвален камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. ( Ин. 11; 43, 44 ). После воскрешения святой Лазарь прожил еще 30 лет, став епископом Китийским (на острове Кипр), где и распространял христианство до своей кончины. Воскрешение Лазаря стало прообразом будущего Воскресения мертвых в момент Страшного Суда. В Лазареву субботу разрешается употребление в пищу рыбной икры. Неделя шестая Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Шестое воскресенье Великого поставеликий двунадесятый праздник, подробные сведения о котором даются в главе, посвященной праздникам. На следующий после Вербного воскресенья день начинается Седмица Христовых Страданий (Страстей), предваряющая Светлое Христово Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пост – это время, когда мы должны забыть о себе Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас — и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Можно ли во время Великого поста смотреть телевизор? Как быть с “проглоченным гневом”, который потом, после поста, прорывается еще сильнее? 14 марта, 2006 Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас — и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Можно ли во время Великого поста смотреть телевизор? Как быть с “проглоченным гневом”, который потом, после поста, прорывается еще сильнее? Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на про­поведь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил. В Евангелии есть моменты, которые могут заставить нас думать, что Христос не очень высоко ценил пост. Например, когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: “Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?” И Господь ответил им: “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мк. 2:18–20). Представим себе на минуту жизнь Христа и Его учеников. Это была жизнь странствующего Учителя – Человека, Который вместе со Своими учениками переходил из города в город, из селения в селение. Где-то Его принимали с любовью, где-то – недоброжелательно. Иногда Он разделял трапезу с людьми богатыми и влиятельными, с фарисеями и книжниками, но чаще оказывался в домах людей бедных. И когда Христос приходил в чей-то дом, Он не требовал для Себя особой еды, а ел то, что Ему предлагали. Проходя через засеянные поля, Его ученики срывали колосья, разминали их руками и ели зерна, нарушая тем самым иногда и субботу. Время, отпущенное Христу для Его служения народу израильскому, было слишком коротким, поэтому Он был сосредоточен на главном и как бы оставлял в стороне все второстепенное. Именно потому традиционные предписания о посте и о субботе Им и Его учениками не всегда исполнялись. Мы вообще не находим в Евангелии указаний на то, что Христос соблюдал какую-то особую диету. Он ел мясо (иначе Он бы не вкушал пасхальную трапезу со Своими учениками), ел рыбу, ел то, что было доступно для Него и Его учеников.

http://pravmir.ru/post-eto-vremya-kogda-...

Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё отличающееся древностию почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: « А от дерева познания добра и зла не ешь от него ( Быт. 2, 17 ). А это « не ешь» есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева , и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ) . Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля за тебя, тернии и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17, 18 ). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдайся перед Богом. Но и само пребывание в раю есть образ поста, не потому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и потому, что жившим в раю не приходило на мысль, что впоследствии было изобретено человеческим разумом: ни употребление вина, ни заклание животных, ни всё, что делает мутным человеческий ум» (Святитель Василий Великий . Творения. Т. 2. О посте. Беседа 1. СПб.: Репринт, 1911. С. 77). 5 Фасмер М.. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 3. М., 1987. С. 341. Некоторые филологи считают, что это заимствование могло произошло из готского языка на Балканском полуострове, где славяне соприкасались с готами (Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 2. М., 1910–1914. С. 115). 6 Авва Дорофей (6 век по Р. Хр.) дает такое символическое толкование великого поста: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобрели во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: чтобы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазареве от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим прейти поприще пощения все совершающия.     Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, сподоби рабы Твои со страхом Твоим совершить весь остающийся путь поста.    Время пощения ныне преполовивше, начало Божественного жития яве покажем, и в конец добродетельного жительства достигнути тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую.     Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство.    На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского, но на этот раз целиком. Если в начале поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь покаяния, теперь, в конце Поста, он звучит как итог покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, теперь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, а также оценкой нашего постного подвига: что мы действительно сделали за этот Пост? До чего мы дошли на пути покаяния? Потому что теперь все, что касается нас лично, приходит к концу. Теперь мы уже следуем за учениками, «... когда были они на пути ...в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их». И Иисус сказал им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, ...и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:32-45). Это Евангелие пятого воскресенья.    Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем об ее значении. И, следуя за Ним в Иерусалим, вместе с учениками, мы «недоумеваем и ужасаемся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Вот, таким образом, три “замера глубины”, которые помогут нашему кораблю в плавании через великопостный архипелаг. Уже достаточно ясно, что Великий пост связан не только с тем, что мы едим и пьем. Теперь давайте попробуем расширить наше восприятие поста, приняв во внимание, во-первых, параллели из Ветхого завета, во-вторых, практику Великого поста в ранней церкви, и в-третьих — особую и специфическую важность поста в сегодняшнем мире. Это покажет нам, что Великий пост связан, во-первых, с принесением мира обратно Богу в благодарении, во-вторых, с крещальным посвящением и с миссионерским свидетельством Церкви и, в-третьих, с тем, как мы относимся к нашим ближним и к окружающей природе. Если мы попытаемся резюмировать смысл поста в трех словах — это будет жертва, научение и участие 6. ЖЕРТВА Ветхий Завет предписывал народу Израиля ежегодно приносить Богу десятину — десятую часть всего, что произвела земля: “Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно” (Втор. 14:22). Эта часть символизировала целое: возвращая Богу начатки того, что Он дал им, израильтяне призывали Его благословение на весь урожай. Этим признавалось, что земля принадлежит Богу, а мы всего лишь распорядители Его даров; и значит, принося десятину, мы, как выражение благодарности, отдаем Ему то, что является Его собственностью. Этот акт возвращения всегда рассматривался народом Израиля не как потеря, но как приобретение. Праздник урожая был временем радости и довольства: “И веселись перед Господом, Богом твоим, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя…” (Втор. 16:11). Эту идею принесения десятины ранние христиане применили и к Великому посту. Время поста рассматривалось как десятая часть года, отданная Богу 7. Соблюдая пост мы свидетельствуем, что и вся наша жизнь в целом, и каждый ее миг дарован нам Богом; и принося часть, мы призываем Его благословение на все целое. Великий пост, таким образом, символизирует освящение времени. Аскеза поста утверждает, что время не просто подконтрольно нам, так что мы можем эгоистично использовать его как нам вздумается, оно принадлежит Богу; мы же только распорядители времени, а не его хозяева. Великий пост — это возвращение Богу Его собственности, и мы можем отнести к нему слова Божественной литургии, звучащие непосредственно перед призыванием (эпиклесисом) Святого Духа на дары хлеба и вина: “Твоё из Твоего Тебе приносим, во всём и за всё”.

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазареве от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим прейти поприще пощения все совершающия. Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, сподоби рабы Твои со страхом Твоим совершить весь остающийся путь поста. Время пощения ныне преполовивше, начало Божественного жития яве покажем, и в конец добродетельного жительства достигнути тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую. Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство. На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского , но на этот раз целиком. Если в начале поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь покаяния, теперь, в конце Поста, он звучит как итог покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, теперь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, а также оценкой нашего постного подвига: что мы действительно сделали за этот Пост? До чего мы дошли на пути покаяния? Потому что теперь все, что касается нас лично, приходит к концу. Теперь мы уже следуем за учениками, «... когда были они на пути ...в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их». И Иисус сказал им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, ...и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк.10:32–45 ). Это Евангелие пятого воскресенья. Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем об ее значении. И, следуя за Ним в Иерусалим, вместе с учениками, мы «недоумеваем и ужасаемся». 5. На пути в Вифанию и Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010