Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Е. М. Скитер Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы — недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить “генеральную” уборку в доме в Великий (“Чистый”) четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви. Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название “четверговых” (бытует также название “четверговый огонь”). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от “четверговой” свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от “четверговой” свечи надо начертать дома крест над дверью, — “для охранения от зла”. Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. “Согласно православным богослужебным книгам, — пишет священник Михаил Желтов , — служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: “Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа””… Служба 12-ти Евангелий “восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому” . “Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве” .

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

святитель Григорий Нисский Содержание    Как прекрасно следует одно благо за другим! Какое приятное преемство радости! Ибо вот, мы получаем праздник за праздником, удовольствие за удовольствием. Вчера Господь вселенной устроил для нас пиршество; ныне, — подражатель Его. Как устрояет сей, и как Тот? Тот облекшись за нас в человеческое естество, сей за Него совлекшись человека; Тот ради нас вступая в пещеру жизни; сей исходя из пещеры ради Него; Тот ради нас будучи повиваем пеленами, сей,—побиваемый камнями за Него; Тот разрушая смерть, сей попирая низложенную смерть.    Потечем же и мы, братие, нашим словом на зрелище и посмотрим, как будет подвизаться великий борец, выступая на поприще исповедания против лукавого противника человеческой жизни. «Ибо истинно, — по слову Павла, — сделался зрелищем для мира... и Ангелов и человеков» (1Кор. 4:9) великий Стефан, первый украшенный венцем исповедания, первый открывший вход лику мучеников, первый противоставший греху даже «до крове» (Евр. 12:4). И мне кажется, для всего премирного воинства и для всех тем Ангелов, как служащих так и предстоящих, для всех, какие нам известны, горних высших чинов, для начал, сил, престолов, властей, господств и для всего небесного сонма, служил тогда зрелищем сей подвижник борющийся с противником. Ибо жизнь человеческая простиралась пред борющимися как бы какое поприще, где они взаимно возбуждали к бою друг друга; с одной стороны лукавый противник человеков, со времени падения прародителей до времен Стефана искусившийся в одержании побед над людьми; с другой, — великий подвижник веры, ни во что ставящий нападение противника. Было у обоих и оружие друг против друга: у виновника смерти — угроза (смертью), у ученика жизни — исповедание веры. И кто не подивится этому новому виду борьбы, когда основанием суждения об истине служила жизнь и смерть, когда доказательством истины была смерть? Ибо проповедник сокровенной веры и неведомой жизни самым делом провозгласил людям (истину) своего проповедания; поелику для людей здравосудящих готовность оставить сию жизнь служила доказательством того, что жизнь оставляемая переменяется на лучшую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3114...

Скачать epub pdf 48. Память святителя и чудотворца Николая. Великий ревнитель «Он имеет великую ревность и заботу о вас» ( Кол. 4:13 ) и ревность по Боге ( Рим. 10:2 ). Много верующих, братия и сестры, привлёк в храм Божий ныне празднуемый великий угодник Божий святитель Николай (Никола зимний). С таким же огромным стечением народа празднуется святитель Николай и весной (Никола вешний). И это потому, что он особо близок и особо дорог каждой верующей душе, будучи постоянно связан с ней скорой отзывчивостью на молитву о помощи. Несмотря на то, что прошло свыше 1600 лет со дня его смерти, в памяти и сердце верующего человека он и доселе также живёт, как и в отдалённые времена жизни на земле. Ведь недаром в церковной службе ему сказано, что он доселе духовно всех достигает, «всех предстатель и заступник, всех скорбящих утешитель, всех сущих в бедах прибежище» 169 , доселе «по Бозе и Богородице все наше упование» 170 . Чтобы лучше уразуметь это необычайно явление (явление в мир святителя Николая), обратимся к его житию. Родился он в конце третьего века в Малой Азии в городе Патаре, Ликийской области, в благочестивой семье. Был единственным сыном у родителей: ни до, ни после него детей у них не было. Всё благоговение, весь жар души религиозной, все духовные силы и всю жажду спасения родители как бы вложили, вдохнули в него. И не напрасно. С самых юных лет он воспламенился благодатной духовной силой: ревностью о Боге, любовью к Нему и людям и жаждой духовного и пастырского подвига. Родители отдали его для подготовки к служению Богу под руководством дяди, епископа Патарского Николая. Когда пришло время, епископа Николай посвятил племянника в сан священника. При этом пророчески сказал, что он будет великим пастырем, приведёт к Христу многих и даст утешение скорбящим. Вскоре, движимый любовью к Христу, святитель Николай предпринял путешествие в Палестину к Гробу Господню. И здесь, остановившись в одном монастыре, он так глубоко ушёл в подвиг молитвенного единения с Христом, что решил, было остаться в этом монастыре. Но, однако, ночью за молитвой услышал тайный голос: «Николай, войди во всенародный подвиг». Этот призыв показал, что надлежит ему быть не в монастырском уединении, а на всенародном общественном служении. Это подтвердилось тем, что через некоторое время особым Промыслом Божиим он был призван к епископскому служению в городе Мирах. Тут уже он сам сказал себе: «Николай, твой сан требует от тебя.., чтобы ты жил не для себя, а для других» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово во святый и великий пяток, 1767 года, Апреля 6 дня Егда же прият оцет Иисус рече: совершишася. И преклонь главу, предаде дух. Ин. 19:30 . Собравшись в сей храм священный, празднуем мы, благословенные Христиане! смерть Страдальца неповинного, который тем для нас любезнее, что он в сем виде нам представляется, не для того, акиб мы ему таким родом смерти умереть желали; но что его смерть есть светлейшее любви его к нам доказательство; что его смерть есть действительное смертности нашей врачевание. Знаю я, что непричастные таинств Христианских могут дивиться, и причитать нам в стыд, что почитаем мы распятого; могут они говорить: Иныя спасе , себе ли не может спасти ? аще сын Божий есть , да снидет со креста. 77 Такие стрелы бросают на нас Иудеи; сим поносит нас язычник. Но наше к нему благоговение тем есть непорочнее и святее, что ни стыд ложный, ни наружность обманчивая нашу истину не колеблют; что мы утверждаемся на внутренности на сокровенной премудрости Божией силы, которая людям невнимательным часто кажется слабою. Дух Божий давно сие предвидел, и чтоб мы на таковое мира мнение не преткнулись, благовременно предостерег. Видите звание ваше, братие, говорит он нам устами Павловыми, яко буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом. 78 На сем основании той же Апостол пишет к возлюбленному ученику своему: Не постыдися чадо! страстию Господа нашего Иисуса Христа, ни мною юзником его: 79 не постыдися; ибо преодолеть таковой стыд, который с нами встречается, когда надобно идти против поврежденных мира мнений, преодолеть сей ложный стыд, есть светлейшая победа. Но обратим мы очи свои к солнцу правды, заходящему на горизонте крестном, и послушаем, что он при последнем дыхании блаженной жизни своей говорит. Говорит он: Совершишася . Что же сие слово значит, научи нас с крестной кафедры ты сам, великий Архиерей, прошедый небеса и входяй во внутренние премудрости Божия завесы: раздери покрывало, которое от нас скрывает святилище истины, и даждь нам видеть сокровенные тайны твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Драматургия См. 3029–3039, 3043. Патрология (включает также сочинения русских подвижников благочестия и соответствующие исследования) Творения 275. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Об обучении оглашаемых//БТ. 1976. Сб. 15. С. 25–55. 276. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Исповедь/[Пер. с лат.: М. Е. Сергеенко]//БТ. 1978. Сб. 19. С. 71–264. 277. Августин Блаженный , еп. Иппонский. О Троице: (Кн. 1)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 260–279. 278. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Проповеди/Пер. с лат., коммент.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1996. 1(8). С. 65–77. 279. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//АиО. 1997. 2(13). С. 52–75. 280. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Письмо CCLVIII (к Марциану)/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//БСб. 1999. 4. С. 124–128. 281. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Рассуждение в четвертый день празднеств/Пер. с лат.: С. А. Степанцов//БСб. 2000. 5. С. 118–123. 282. Аммон, прп. [Творения]/Пер. с греч., примеч.: [А. И. Сидоров]//БТ. 1997. Сб. 33. С. 258–312. Содержание: Повествование об авве Аммоне; Послания св. Аммона; Наставления св. Аммона. 283. Аммон, прп . Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 4(26). С. 79–102; 2001. 1(27). С. 94–115. 284. Анастасий Синаит , прп. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1998. 4(18). С. 89–118; 1999. 1(19). С. 72–91; 2(20). С. 108–146. 285. Афанасий Великий , свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//БТ. 1973. Сб. 11. С. 129–161. 286. Афанасий Великий , свт. О девстве, или О подвижничестве: (Слово спасения к девственнице)/Пер. с греч.: B. Кудрявцев; Подгот. текста, предисл., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 2000. 2(24). С. 110–135. 287. Афанасий Великий , свт. О душе и теле и страстях Господних/Свт. Афанасий Александрийский ; Пер. с коптского, послесл.: Д. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя свойственно истинный Пастырь есть един, оный великий совета Божия Посланник, Который с тем преклонил небеса и облекся в нашу бренную плоть, но и положил самую Свою душу, да заблуждшее овча на рамо восприим принесет Богу и Отцу, почему и мог Он один пред лицем неба и земли свободно сказать: «Аз есмь пастырь добрый» ( Иоан. 10, 11 ), и притом Он один мог возбранить всякой бренной твари присвоять себе имя учителя. «Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш учитель, Христос» ( Матф. 23, 8 ). Хотя, говорю, един Он свойственно есть истинный Пастырь; но если Он Сам, по причине принятия Им нашей плоти, не стыдится братию нарицати нас, глаголя: «Возвещу имя Твое», Боже, «посреде братии моей» ( Псал. 21, 23 ), то по тому же Своему крайнему снисхождению и служителям Церкви Своей имя пастырей носить благоволит, по оному Апостольскому слову: «Внимайте себе, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). Так если всех нас грешных, благодатию Духа Святаго в служение Церкви рукоположенных, благость Божия благоволила почтить именем пастырей: то кольми паче заслуживают сие, честь ли, должность ли их означающее наименование, те служители Церкви, которые все силы свои истощавают в пользу стада Христова и добродетелию светят, яко град на горе поставленный. Таковый пастырь был празднуемый нами днесь, священный иерарх Иоанн Златоуст . Общая древних великих мужей была речь: «дабы Златоуста похвалить, надобно, чтобы был другой Златоуст»; и когда сей великий муж преставился от земли насильственною смертию, тогда вся подсолнечная возрыдав возопила: «Лучше бы солнце угасло, нежели чтобы Иоанновы уста замолкли». К тому морю похвал, которыя ему приписывает вся, по всему кругу земному сущая, Христова Церковь , – к сему морю похвал приложим мы хотя едину каплю, – не для того, чтобы тем возвеличить его заслуги: оне безчисленны и выше всяких похвал; но чтобы великий пример жизни его представить и пастырям и пасомым к возможному подражанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Чистый Четверг (Великий Четверг) в 2024 году — 2 мая Служба накануне Великого (Чистого) четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. 4 апреля, 2018 Служба накануне Великого (Чистого) четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. Чистый четверг в 2024 году выпадает на 2 мая. Что означает этот день для христиан? Какие события мы вспоминаем в Великий четверг? В четверг Страстной седмицы (Чистый Четверг (Великий четверг): дата в 2024 году — 2 мая) Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение). Чистый четверг в 2024 году — чин омовения ног Чистый четверг в 2024 году, как и в любой другой год ознаменуется чином омовения ног. Что означает этот обычай? «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног им.

http://pravmir.ru/chistyj-chetverg-v-202...

Закрыть itemscope itemtype="" > В день Покрова готовится новая волна гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата Маргарита Зайдлер призывает всех верных усилить молитву и пост, чтобы предотвратить кровопролитие в великий православный праздник 13.10.2014 1935 Стало известно , что в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы представители так называемого «Киевского патриархата» при поддержке фашистских молодчиков готовят нападения и захват православных храмов канонической Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата. Насилие против храмов и священников УПЦ МП попытаются в представить как « очередную провокацию » со стороны России! Наподобие того, как русские «провоцировали» несчастных украинцев «самосожжением» в Одессе, артобстрелом своих же городов и своего населения на Донбассе, и нежеланием ополченцев героически погибнуть в Славянске! Боюсь, что кровавые расправы фашистов и церкви, которая их поддерживает, над нашими священниками (ясно, что пострадают тогда и прихожане), в очередной раз хотят списать на В.В. Путина . Подлости бандеровцев нет предела! 14 октябрь - это праздник Покрова Божией Матери, но и день рождения злосчастной УПА. Слуги сатаны всегда старались творить чудовищные преступления, особенно против православных, в великие христианские праздники. Войска НАТО начинали бомбить Сербию именно на Пасху, цинично написав на бомбах: «Счастливой Пасхи»! А в день Святой и Живоначальной Троицы киевская хунта бомбила православные храмы на Донбассе, прямо во время Богослужения, и тогда там погибли люди. Поэтому совершенно неудивительно, что днем основания УПА слуги сатаны выбрали великий праздник Православной Церкви, и нынешние их наследники планируют в этот день кровавое сакральное жертвоприношение православных велиару! Надеюсь и молюсь, что Царица Небесная всех православных монастырей, храмов, священников и прихожан покроет Своим Омофором! Знаем, что кровью свв. мучеников укрепляется Церковь, как это была во все времена гонения на Православие. Даже служение Божественной Литургии невозможно без частицы мощей мучеников! Но не хочется, чтобы снова пролилась драгоценная кровь наших любимых отцев, братьев и сестер!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/v_...

Именины в июне, православные праздники в июне На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. 1 июня, 2011 На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Чьи именины в июне? Какие православные праздники проходят в июне? Подробный список всех женских и мужских имён по датам Вы можете увидеть в данной статье! Именины в июне (как назвать мальчиков и девочек в июне) Именины в июне: 1 — Александр, Анастасия, Антон, Валентин, Василий, Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Ипполит, Корнилий, Максим, Матвей, Митрофан, Михаил, Николай, Павел, Сергей. 2 — Александр, Алексей, Иван, Иосиф, Никита, Тимофей. 3 — Андрей, Елена, Касьян, Кирилл, Константин, Михаил, Федор. 4 — Владимир, Даниил, Захар, Иван, Макар, Михаил, Павел, Софья, Федор, Яков. 5 — Афанасий, Евфросиния, Леонтий, Мария, Михаил. 6 — Григорий, Иван, Ксения, Никита, Семен, Степан, Федор. 7 — Елена, Иван, Иннокентий, Федор. 8 — Александр, Георгий, Елена, Иван, Карп, Макар. 9 — Анастасия, Давид, Иван, Иона, Леонид, Леонтий, Нил, Петр, Федора, Ферапонт. 10 — Денис, Дмитрий, Елена, Захар, Игнатий, Макар, Никита, Николай, Павел, Петр, Софрон. 11 — Александр, Андрей, Иван, Константин, Лука, Мария, Фаина, Федот, Феодосия. 12 — Василий. 13 — Борис, Николай, Поликарп, Роман, Филипп, Христина. 14 — Валериан, Василий, Вера, Гавриил, Давид, Денис, Иван, Павел, Харитон. 15 — Иван, Никифор. 16 — Афанасий, Денис, Дмитрий, Лукьян, Михаил, Павел, Юлиан. 17 -Иван, Мария, Марфа, Мефодий, Митрофан, Назар, Петр, София. 18 — Игорь, Иона, Константин, Леонид, Марк, Михаил, Никандр, Николай, Петр, Федор. 19 — Виссарион, Георгий, Иларион, Иона, Сусанна, Фекла. 20 — Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Валентин, Валерия, Вениамин, Виктор, Владимир, Григорий, Зинаида, Иван, Игнатий, Лев, Мария, Михаил, Николай, Павел, Петр, Степан, Тарас, Федот.

http://pravmir.ru/imeniny-v-iyune/

Март, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Торжество Великого Пятка – в Кресте Христовом//Миссионерское обозрение. 1896. 3. С. 3–6 (Из слова св. Иоанна Златоустог о «во Святой и Великий Пяток») Мы совершаем сегодня праздник и торжество: ибо Господь наш пригвожден ко кресту. Не дивитесь тому, что мы празднуем тогда, когда воспоминаем это прискорбное событие. Прежде крест был названием осуждения и наказания, а теперь стал почтенным и вожделенным; прежде крест был предметом позора и мучения, а теперь стал предметом славы и чести. А что крест, действительно, есть слава, в том убеждает нас Христос Господь, когда говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ), называя славою крест. Крест Христов – главизна нашего спасения и причина бесчисленных благ: чрез крест мы, некогда бывшие бесславными и отверженными, теперь приняты в число чад Божиих, – чрез крест мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину, – чрез крест мы, поклонявшиеся прежде деревам и камням, теперь познали Создателя всех, – чрез крест мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; крест просветил нас, сидевших во мраке, крест освободил нас, бывших в плену, крест сделал гражданами неба нас, бывших странниками. Вот сколько благ доставил нам крест! Посему справедливо мы совершаем праздник. Так и св. апостол Павел увещевает праздновать, когда говорит: да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины. Почему же блаженный Апостол повелевает нам праздновать ради креста? каким образом крест сделался причиною праздника? Ибо Пасха наша, говорит Апостол Христов, за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор.5:7, 8 ). На кресте принесена жертва, а где – жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость. Итак, поистине, крест есть нам праздник. Пасха наша за ны пожрен бысть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010