Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю Торжества Православия. В день перенесения в храм мироточивой иконы святого Царя мученика Николая II 23.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , мученик-воин Евгений Родионов , Торжество Православия , Царь-мученик Николай Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с великим праздником Торжества Православия и с даром Господним, который в этот день мы получили в чудотворном образе святого Царя-мученика Николая, источающим благоуханное миро. День Торжества Православия — это победа над всяким злом и над всяким лжеучением, как мы слышали сегодня в торжественном молебне. Победа, которая конкретно выразилась в сокрушении ереси иконоборчества, когда благочестивая царица Феодора (невольно хочется сказать — столь же благочестивая, как наш последний Царь-мученик Николай) защитила истину иконопочитания. Этот догмат, мы знаем, является как бы печатью тайны веры о Боговоплощении — о том, что Бог стал человеком: Он стал видимым нами, и Он стал изобразим. Как же так получилось, что внутри Церкви христиане — богословы, выдающиеся умы — восстали против иконопочитания? Сегодняшний праздник говорит нам о том, о чем постоянно напоминает святитель Игнатий Брянчанинов: что еретики были люди иногда гениальные, но страстные в аскетическом смысле этого слова — то есть исполненные гордыни, которая соединяет в себе все грехи, вместе взятые. Они хотели утвердить свой ум, свое восприятие иконы: чувственное, а не духовное, и доходили до кощунства и богохульства. Эти кощунники, показывая на путь Церкви, который она прошла, противостоя идолопоклонству, называли идолопоклонством поклонение иконам, хотя именно в тот период в Православной Церкви прославился великий сонм мучеников. Люди, отвергающие иконы, не имели зрения, чтобы различать присутствие Божие (которого они не ощущали) от поклонения идолам, и скоро показали свое притворное благочестие, свою богословскую «образованность» и показную кротость. Как только представилась возможность, они огнем и мечом стали гнать православных, защищающих иконопочитание. Иконы сжигались, а те, кто поклонялись иконам, предавались смерти, ссылкам.

http://moral.ru/слово-в-неделю-торжества...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий пост. Произведения русских писателей Великий пост — особое время. Время подготовки к самому значительному празднику Святому Христову Воскресению. Это радостное и вместе с тем таинственное время. Этой тайной пронизаны произведения Чехова, Лескова, Достоевского и других писателей, чьи произведения собраны в этой книге. Русскими классиками был сформирован нравственный стержень русской литературы. Чтение классики позволяет прикоснуться к тому глубинному, что есть в каждом из нас, помогает нам стать хоть немного лучше и чуть-чуть ближе к Богу. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Великий пост Произведения русских писателей Москва • «Никея» • 2014 Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru Федор Достоевский (1821-1881) Подросток (Отрывок) А было у нас в городе Афимьевском, скажу теперь, вот како чудо. Жил купец, Скотобойников прозывался, Максим Иванович, и не было его богаче по всей округе. Ситцевую фабрику построил и рабочих несколько сот содержал; и воз-мнил о себе безмерно. И надо так сказать, что уже все ходило по его знаку, и само начальство ни в чем не препятствовало, и архимандрит за ревность благодарил: много на монастырь жертвовал и, когда стих находил, очень о душе своей воздыхал и о будущем веке озабочен был немало. Вдов был и бездетен; про супругу-то его был слух, что усахарил он ее будто еще на первом году и что смолоду ручкам любил волю давать; только давно уж перед тем это было; снова же обязаться браком не захотел. Слаб был тоже и выпить, и, когда наступал ему срок, то хмельной по городу бежит нагишом и вопит; город не знатный, а все зазорно. Когда же переставал срок, становился сердит, и все, что он рассудит, то и хорошо, и все, что повелит, то и прекрасно. А народ рассчитывал произвольно; возьмет счеты, наденет очки: «Тебе, Фома, сколько?» — «С Рождества не брал, Максим Иванович, тридцать девять рублев моих есть». — «Ух сколько денег! Это много тебе; ты и весь таких денег не стоишь, совсем не к лицу тебе будет: десять рублей с костей долой, а двадцать девять получай». И молчит человек; да и никто не смеет пикнуть, все молчат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Отцы пустынники и жены непорочны…» Молитва святого Ефрема Сирина была написана много лет назад, в IV веке, – из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Она вдохновила Пушкина на одно из лучших его стихотворений. 19 марта, 2006 Молитва святого Ефрема Сирина была написана много лет назад, в IV веке, – из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Она вдохновила Пушкина на одно из лучших его стихотворений. «Отцы пустынники и жены непорочны…». Великий пост Великий пост – особенное время в церковном году. Он готовит нас к главному христианскому празднику – Пасхе. Великий пост – это прежде всего особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка чувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах во время Великого поста бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву Преподобного Ефрема Сирина:   Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия И празднословия не даждь ми, Дух же целомудрия, смиренномудрия, Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети Моя прегрешения и не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков. Аминь.   Эта молитва была написана много лет назад, в IV веке, – из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением. Она вдохновила Пушкина на одно из лучших его стихотворений.   Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

http://pravmir.ru/otcy-pustynniki-i-zhen...

Последние дни Страстной недели Оканчивался Великий пост в старой Москве дивными службами Страстной недели. Если и в наше время эти службы вызывают искренний восторг и умиление, то что сказать о том времени, – времени процветания наших церковных обрядов, времени величественных и великолепных торжеств при участии обоих высочайших представителей власти – духовной и мирской! В первые два дня Страстной недели, в Великий понедельник, и в Великий вторник служба совершалась по обычному уставу с прибавлением лишь чтения на часах евангелия. Все евангелия прочитывались обыкновенно на часах первых трех дней недели, при чем начинал и оканчивал чтение протопоп. В Великую среду, при окончании великопостных служб, совершался обряд прощения, которое испрашивали взаимно патриарх, царь, власти и весь синклит. По окончании часов патриарх сам говорил молитву «Всесвятая Троице», и после этой молитвы служение приостанавливалось. В это время в Успенский собор без звона приходил царь со своими боярами и, приложившись к иконам, принимал благословение от руки патриарха. В это время на клиросе оканчивали службу часов пением «Достойно есть», «Честнейшую», «Слава и ныне», «Владыко благослови». Патриарх без митры, в епитрахили, омофоре и поручах, становился среди церкви у амвона и, обратясь на запад, говорил молитву «Владыко многомилостиве». Царь, синклит и весь народ преклонялись на землю и вставали лишь по окончании молитвы. Патриарх, вслух всей церкви, испрашивал прощение у стоявших перед ним духовных властей, а потом царь подходил к патриарху и тоже вслух говорил прощение: «Прости нас отче святый, аще что согрешихом во всю святую Четыредесятницу, и наипаче в них же пребыхом пленени умом, во святом пении: телом убо Богу предстояще, умом же вне движими». Диакон при этом подносил патриарху крест на мисе, которым патриарх и благословлял государя. За государем подходили к патриарху испрашивать прощение духовные власти, бояре и народ, «и патриарх прощает и крестом благословляет». Получив благословение от патриарха, государь возвращался во дворец, а в соборе совершалась вечерня и последняя преждеосвященная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

ПРЕДДВЕРИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Самый великий и радостный день в жизни Св. Христовой Церкви это – «праздников праздник и торжество торжеств» – день Светлого Воскресения Христова. Это – день славной победы нашего Божественного Искупителя над злейшим врагом нашего спасения – диаволом и его порождениями, веками угнетавшими падшее человечество – грехом, проклятием и смертью. Ввиду исключительной важности и несравненного значения этого дня, ни один день в году не празднуется у нас так радостно и так торжественно, как день Светлого Воскресения Христова – день Св. Пасхи. Желая оттенить особенно-великое значение этого дня св. Церковь еще задолго подготовляет нас к нему продолжительным так называемым Великим постом. Великим он называется, как по своей большой продолжительности, так и по своей чрезвычайной строгости. Начинается он еще за семь недель до Пасхи и состоит из св. Четыредесятницы и примыкающей к ней вплотную Страстной седмицы. Великий Пост назначается Церковью, как преимущественное время  покаяния.  Для того, чтобы празднование св. Пасхи ничем для нас не омрачалось и было воистину светлым и радостным, необходимо предварительно очистить свою совесть, чтобы она ни в чем скверном нас не обличала и этим не умаляла бы нашего радостного праздничного настроения. Это очищение и умиротворение совести дается через покаяние – труды говения, исповедь своих грехов и причащение св. Христовых Таин. Подвиги покаяния и должны составлять главную нашу заботу, главное занятие в течение Великого Поста. Итак, Великий пост, чрез очищение наших душ в трудах покаяния подготовляет нас к достодолжному празднованию светлого Воскресения Христова. Но и к самому покаянию нужно подготовляться. Должная покаянная настроенность не всем и не всегда сразу и лето дается.  Нужно расположить душу к покаянному настроению заранее. Учитывая это, св. Церковь , еще задолго до наступления Великого Поста, начинает мало-помалу подготовлять нас к покаянному подвигу. Едва только успеют отойти торжественные дни праздников Рождества Христова и Богоявления, как уже раздается в храмах (в неделю по Просвещении) призыв Самого Господа Иисуса Христа, вышедшего на Свое общественное служение человеческому роду после крещения:  «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»   ( Матф. 4, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издателей Как провести Петров пост. Книга о Петровом посте с советами о правильном приготовлении блюд древней русской постной кухни в современных условиях и из современных продуктов. М.: Московский Сретенский Монастырь; " Новая книга " , 1997. 48 с. Когда был установлен Петров пост Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: " После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти " . Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский. Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: " Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище " . Почему этот пост назван апостольским Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2117...

Псалом 29 Псалом песни, обновления дому Давидова Что такое псалом песни – мы сказали в 9-й главе предисловия. А об остальной части надписи настоящего псалма находятся различные объяснения. Некоторые говорят, как-то Афанасий Великий , что домом названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святаго Духа. Обновлением названо обновление души его, когда, по учинении любодейства с Вирсавией и убиении Урии, чрез пламенное покаяние он опять удостоился получения дара пророческого и стал пророчествовать по прежнему. Так объясняет упомянутый Великий Афанасий. Другие домом называют Церковь христианскую, а обновлением – обновление Церкви, произведенное святым крещением. Некоторые обновлением назвали праздник, который совершал Езекия, после убиения Ассириан, в храме Господа, по своему величию уподоблявшийся обновлению храма(1). (1) Василий Великий говорит, что этот псалом пророчествует об обновлении храма, созданного Соломоном. Также и Григорий Богослов : В день обновления поет (Давид) этот псалом, именуя (его) некоторым обновлением дома, который составляет, мы удостоившиеся быть, именоваться и делаться храмом Божиим. Еще Феодорит: Обновлением дома называет новоделание человеческой природы, которое Владыка Христос совершил, когда принял за нас смерть, разрушил сию смерть и даровал нам надежду примирения. Этот псалом образно приличествует Езекии, а самою истиною – всей природе человеческой. Ибо как он, восприяв высокую о себе мысль, что показывает история, содержащаяся в 2 книге Паралипоменон ( 2Пар.32:25 ), получил приговор к смерти, но благодатью Божиею обрел жизнь; так и прародитель Адам в чаянии быть Богом и в высокоумии своем против Создателя предан смерти, но Божиим человеколюбием обрел воскресенье. Григорий Нисский говорит: Надписи, содержащая исход из скинии и сия – об обновлении дома Давидова, близки одна к другой и по месту и по мысли. Ибо если мы не выйдем из истинной скинии, то истинный наш дом не обновится.....Итак когда мы желаем молитву сделать жилищем Божиим, то должны выйти из плотской души, ибо невозможно иначе обновиться дому нашему чрез обновляющего нас своим обитанием в нас, если не будет совершен исход (из) скинии чрез отчуждение от плотской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разве не слышали вы, что иногда говорят: ‘Жизнь, что зебра – то белая полоса, то черная’? Нет ничего более богохульного. Жизнь не зебра. Если это жизнь с Богом, то это жизнь света, радости и любви, несмотря на страдания и трагедии, которые не отнимаются. Почему мы всем недовольны, не умеем радоваться, благодарить за все, что есть у нас? Мы ноем, жалуемся, ворчим. Но ведь тогда велик риск не встретиться с настоящей радостью Пасхи, не понять ее, не осознать…  Рассказывает протоиерей Андрей Лоргус , ректор Института христианской психологии: Когда я был алтарником, я поймал себя на том, что во время Пасхи , Пасхального торжества, у меня нет того радостного чувства Пасхи, Воскресения, которое бывало прежде. Это было очень новое для меня ощущение, тревожное, я воспринял его как некий симптом. Симптом того, что во мне что-то не так. Симптом того, что я плохо приготовился к Пасхальному торжеству, что я плохо постился, может быть, плохо провел Великий Пост, может быть, нарушил, может быть, совершил что-то и не покаялся в этом. Иными словами, я предполагал, что дело все в том, что сам Великий Пост не так провел, поэтому  пасхальное торжество не вызывает у меня светлого пасхального чувства. И сама Пасха, само Воскресение Христово не отозвалось в моей душе той радостью, которая могла бы быть. А ведь сам Великий Пост – ради Пасхи, ради самого праздника Воскресения Христова, он не сам по себе важен. Апостол Павел говорил, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. То есть наша вера бесполезна, если мы не веруем в Воскресение Христово. Это заставляет задуматься о главном, о самом существенном, что есть в христианстве, а именно — о вере в Воскресение Христа Спасителя. Это важно вот почему. То, что мы все смертны, мы все знаем. Где-то с возраста 6-7 лет или около 8-10 лет мы узнаем, что и нас самих когда-то постигнет смерть . Мы знаем, что все на земле меняется, и что все кончится. И для нас лично тоже все кончится. Но душа наша с этим ужиться не может, поэтому самое страшное переживание, которое есть для любого человека на свете, это смерть. Смерть – это то, что обесценивает всю нашу жизнь. Смерть – это то, что обесценивает всю нашу радость, обесценивает молодость, обесценивает любовь, обесценивает семейное счастье, достижения, карьеру, творчество. Потому что, если меня не будет, то какой в этом смысл? Если все умрут, то для кого мои труды? И так далее. Иными словами, смерть есть самое главное препятствие жизни и человеческому счастью. У человека есть страх смерти, непрерывный, практически постоянный. Страх смерти – это как фон нашей жизни. С того момента, как ребенок осознает, что он смертен, страх смерти становится постоянным, иногда сознательным, иногда бессознательным, фоном его жизни. Этот страх смерти съедает любую радость, съедает удовлетворение жизнью, радость любви, радость родительства, радость творческого успеха и радость молитвы.

http://pravmir.ru/mimo-pasxalnoj-radosti...

Разделы портала «Азбука веры» 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января) Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский , Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий . Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post-ka...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Петров пост Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня будем говорить о Петровом посте. «Человек — это звучит гордо!» — Эти слова великий писатель вложил в уста своего героя, опустившегося на дно общества. Некий Сатин, сказавший их, был пьяницей и убийцей. Справедливо, что человек — это звучит гордо. Всех нас мучает гордыня. Она порождает обиды, раздражительность, желание мстить обидчику. Не так на тебя взглянули, не то сказали… Из-за гордости в человеческом обществе процветает зло, доходящее до преступлений, а в крупных масштабах — гордыней царей и полководцев проливались моря человеческой крови и слез. Где же выход из этого смертельного тупика, как человеку спастись от своей гордыни? Не знаю! Но не напрасно Церковь в это воскресение предлагает чествовать всех святых. От их лица Апостол Павел указывает путь к спасительному смирению: «Подражайте мне, как я Христу» подражаю ( 1 Кор.4:16 ). В чем великий подражал Иисусу? «…научитесь от Меня», — говорит Господь, — «ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). Да, только смирение может породить в душе мир и покой. Чтобы помочь нам их приобрести, Церковь делает все. В частности, она предлагает нам в этом году три недели и шесть дней Петрова поста. Пост этот не строгий. В субботу и воскресенье разрешается есть постное масло и рыбу. Если во вторник и в четверг совершается торжественное богослужение — бдение, то опять дозволяется рыба. Только понедельник, среда и пятница (если нет праздника), ограничиваются даже от постного масла. Воздержание в пище важно, но это не главное. Основная цель поста — приобрести кротость и смирение, чему особенно помогает еще и память о смерти. Да, да, друзья. Даже языческие философы понимали пользу этого. топ» (помни о смерти), — говорили они. А великий мудрец Иисус сын Сирахов написал в Библии: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» ( Сирах. 7:39 ). Большинство людей, даже православных, не хотят говорить и думать о смерти. Но именно память о ней помогает смиряться и приобретать в сердце благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010