В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день Ради подготовки к празднику уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо 28 апреля, 2016 Ради подготовки к празднику уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо Как в больших городах, так и в сельской местности Страстная неделя – это необходимость совместить длительную молитву в храме и множество предпраздничных забот. В связи с этим нет-нет, да и проскользнет мысль не причащаться в Великий четверг, всё равно ведь будет причастие на Пасху. Как в данном случае можно себя одернуть? Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов). Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев – весьма талантливый, пламенный проповедник. И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии. После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…» Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней – это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников… Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо. Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд, всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас – Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

http://pravmir.ru/pochemu-tselyiy-god-my...

Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост Ответ иерею Георгию Максимову на его видеоролик «Нужно ли идти на соборование здоровому?» 15.04.2021 3682 Время на чтение 13 минут Каждый раз с наступлением Великого Поста в православном сегменте блогосферы под видом «борьбы с суевериями» поднимаются вопросы о целесообразности тех или иных традиционных богослужебных практик в Русской Православной Церкви. Многие из этих рассуждений вводят в недоумение ревностных христиан и вместо единения верующих рождают неуместные споры. Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. В этом году к их числу присоединился известный миссионер иерей Георгий Максимов. В своем видеоролике «Нужно ли идти на соборование здоровому?» отец Георгий на основании того бесспорного факта, что Таинство Елеосвящения предназначено Церковью для уврачевания телесных немощей, безапелляционно заявляет, что Церковь якобы вообще запрещает совершать соборование над телесно здоровыми людьми, что отражено в 163 правиле Номоканона при «Большом Требнике». Следовательно, повсеместно совершаемое Великим Постом в Русской Православной Церкви Общее Соборование, где в большинстве участвуют здоровые прихожане, противоречит учению Церкви и канонически противозаконно. Хотя прямо отец Георгий так не говорит, но об этом красноречиво свидетельствует его вступление, видеоряд и общий смысл ролика. Это кажется в высшей степени странным, так как священноначалие на заседании Священного Синода уже касалось этого вопроса и признало практику Общего Соборования в Великий Пост каноничным (журнал 130 от 26.12.2012). В частности, в справке «О чинопоследовании Елеосвящения», подготовленной к этому заседанию комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия, говорилось: « Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами… Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней» ( Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года . Журнал

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/15/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов 23.03.2012 725 Время на чтение 13 минут 20 лет назад, впервые после 1918 года, на Пасху 1992 года зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Кремлевский храм со знаменитой колокольней был посвящен автору «Лествицы», и в преддверии Недели преподобного Иоанна Лествичника главный звонарь Московского Кремля Игорь Васильевич Коновалов рассказывает о том, как он впервые поднялся на колокольню, каким образом начинались современные кремлевские звоны и о том, кто и как звонит на Иване Великом в наши дни. Фото И.В. Коновалова - Игорь Васильевич, когда Вы сами впервые поднялись на Иван Великий? - Уже более двадцати лет назад, 26 января 1992 года. - Начало 90-х - непростое время. Сложно было это организовать? - Практически невозможно. Во время празднования тысячелетия Крещения Руси, совместно с Издательским отделом Московской Патриархии Общество Церковных звонарей обратилось к директору музея-заповедника «Московский Кремль» Ирине Александровне Родимцевой с просьбой разрешить посещение колокольни, но никакого вразумительного ответа не последовало. Нам сообщили, что лестница на Иване Великом очень плоха, подниматься по ней опасно, так что только один раз в год на колокольню поднимается сотрудник Музеев Московского Кремля и смотрит, все ли там в порядке с колоколами. Примерно в то же время члены Ассоциации Колокольного Искусства во главе с ныне покойными с Юрием Пухначёвым и Иваном Даниловым, светской советской организации, которая занималась устройством колокольных звонов и изучением колоколов, пытались организовать звоны на колокольне собора Василия Блаженного и хотели, чтобы первый удар прозвучал с Ивана Великого, но и этой организации было отказано в просьбе подняться на кремлевскую колокольню. Прошло время, Предстоятелем Русской Церкви стал Святейший Патриарх Алексий II. И вот примерно за полгода то того, как я поднялся на Иван Великий, мне несколько раз виделось во сне, как я поднимаюсь к колоколам Кремля, иду по лестнице и вижу громадные колокола Ивана Великого у себя над головой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть Великий пост и воспитание воли у староверов Сатанинская вакханалия по захвату Киево-Печерской Лавры должна ещё раз напомнить, в какую адскую пропасть дичайшего язычества может привести отказ от веры в Бога Галина Чудинова   14:25 08.04.2023 1121 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлены автором Близится к концу Великий пост – самый длинный в году и самый значимый для всех православных христиан, особенно для староверов. Строгой была в нём первая неделя, когда шли ежедневные службы во всех старообрядческих церквях, и верующие молитвенно готовили себя к семинедельному «марафону» поста. Особенно строгой будет и последняя неделя – Страстная седмица с её утренними и вечерними богослужениями и молитвами о спасении России. Неоднократно обращала я внимание на то, что именно последняя неделя поста чревата разного рода печальными происшествиями – пожарами, наводнениями, смертями в дорожных ДТП, убийствами, суицидом да прочими бедами. Так Господь попускает тем, кто не верит в Божественную помощь Спасителя, кто предельно далёк от воцерковления. Многовековой опыт научил староверов начинать и заканчивать каждый день молитвами, а в дорогу брать с собой иконку с ликом Спаса нашего Исуса Христа, Богородицы, Святителя Христова Николы и других исконно почитаемых на Руси святых. Великий пост Строжайшая аскеза – главная особенность Великого поста. С душевным трепетом и сердечным раскаянием произносится в дни его молитва святаго Ефрема Сирина: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь». Молитва сопровождается семнадцатью земными поклонами. Не случайно А.С. Пушкин переложил её на русский литературный язык, создав гениальное стихотворение: «Отцы пустынники и жены непорочны: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей,

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/ve...

Закрыть Зачем Великий пост накануне Пасхи? Радоваться воскресению Спасителя может только понявший своё падение и увидевший свои грехи Епископ Ириней (Тафуня)   09:41 24.02.2023 1235 Время на чтение 4 минуты Фото: Орская епархия Кто хоть раз встречал в своей жизни рассвет, тот знает, как первые мгновения чудесного видения покрывают забвением бессонные часы его ожидания. Христос - рассвет мира, Им воссияла радость. Но прежде рассвета была ночь, прежде весны - зима. Главному нашему Православному празднику - Воскресению Христову - предшествует Великий пост. Время, когда мы стараемся увидеть и осознать свои грехи и свое падение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост бесценным даром Божиим. Ибо «с этого видения, - замечает преподобный Макарий Египетский, - и начинается все христианство». Проповедь в среду 5-й седмицы Великого поста Увидевший себя по шею в болоте греха соединяет свою молитву с одним-единственным воплем: «Господи, Иисусе Христе, спаси мя погибающего». Только с того момента, когда человек видит свое падение, он начинает призывать на помощь Спасителя - Врача. Истинный Врач предложил нам в качестве лекарства постоянный плач и шествие тернистым путем Евангельских заповедей. Заповеди Христа признают многие, даже атеисты их считают частью сокровищницы общечеловеческой морали. Но только здесь, в Православной Церкви, открывается их смысл. Каждая заповедь показывает человеку его болезнь, обнаруживает его неспособность сделать что-либо в совершенстве своими собственными силами. И тогда человек со смирением встречается со своим Спасителем, Господом Иисусом, который Сам исцеляет и направляет его. Теперь становится понятным, почему мы призываем Иисуса Распятого на помощь. Внешний мир надеется получить помощь от какого-нибудь сверхмудрого реформатора. Писание именует его Антихристом. «Анти» - это значит «вместо» - вместо Христа. Увы, мы живем в мире, где понятия «греха», «страсти», «духовной смерти» считаются устаревшими. Наш мир просто не желает видеть и слышать о них. А это значит... миру не нужен... Спаситель. Точнее ему не нужен Спаситель Иисус Христос. А вот по спасителю от безработицы, войн, голода, болезней мир, конечно же, просто изнывает. И это настораживает. Настораживает то, что мир, уставший от социальных потрясений, уже готов принять подателя земного счастья, в своих обетованиях ни в чем не похожего на истинного и единственного Спасителя. Пути Христа и Антихриста ведут в разные стороны: один на крест, к распятию страстей и греховных побуждений, другой - к земному благополучию, самодовольству и покою. Эти два пути, говоря иначе,- путь покаяния и путь греха. Тяжело и горько идти первым, легко и приятно - вторым. Вот, оказывается, на чем зиждется наше нежелание и неумение видеть свою гибель без Бога. Мы порой меняем вечную радость на временные наслаждения. И тогда у нас на нашем ложном пути есть лишь один выход - возвращение, то есть покаяние и исповедание своих заблуждений.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/za...

Леность Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? (прп. авва Исаия , 59, 26). Источник. ...Душа ленивого... делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия , 59, 65). Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности (прп. авва Исаия , 59, 86). Как познает порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия? (прп. авва Исаия , 59, 115). Горе нам! Ибо столько ослеплены сердца наши, что мы предаемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих (прп. авва Исаия , 59, 190). Не люби лености, чтоб не пожалеть, когда достигнешь воскресения праведных (прп. авва Исаия , 89, 347). Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? – Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых и в надежде великого от Господа мздовоздаяния... (свт. Василий Великий , 9, 196). ...Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (свт. Василий Великий , 9, 206). Источник. Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху... леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению... (свт. Василий Великий , 9, 211). Леность почти естественна старости, но не юности... достоин тягчайшего обвинения... (свт. Василий Великий , 9, 217). Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и, поискав, не найдет (прп. Ефрем Сирин , 30, 72). Источник. Будь... внимателен к себе, чтобы не вдаться тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености – начало погибели (прп. Ефрем Сирин , 30, 102). Источник. Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность (прп. Ефрем Сирин , 30, 184). Источник. ...Леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеен (прп. Ефрем Сирин , 30, 549). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нерадение ...Нерадение наше о познании даров ... привело нас в леность, а леность предала забвению, от которого воцарилось в нас неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 19). ...Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем (прп. Антоний Великий , 89, 60). Нерадивый походит на дом, развалившийся и брошенный жильцами, – который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не печется, как о развалившемся и запустелом. Таково состояние нерадивого! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага (прп. Антоний Великий , 89, 60). Постоянное и искреннее приноси покаяние, – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (прп. Антоний Великий , 89, 106). Источник. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога... (прп. авва Исаия , 59, 53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных (прп. авва Исаия , 59, 91). Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий (прп, авва Исаия , 89, 332). Любовь к Богу прогоняет нерадение, а бесстрашие возбуждает его (прп. авва Исаия , 89, 350). Горе нам, что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! (прп. авва Исаия , 89, 437). Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния (прп. Ефрем Сирин , 30, 55–56). Источник. Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

Радость Воскресения Христова должна сопровождать нас всю жизнь.. То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. 5 марта, 2006 То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. Слово после вечерни в Прощеное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Только что, возлюбленные отцы, братья и сестры, мы с вами прослушали молитву, которую Святая Церковь возносит Господу нашему и Спасителю, дабы Он укрепил нас в предлежащий Великий пост. Время неудержимо течет, как река, и постоянно поставляет человека в новые ситуации. И мы сознаем, что невольны над этим временем. Казалось: совсем недавно праздновали Рождество Христово , Богоявление , Сретение Господне ; но вот уже стоим на пороге Великого поста. Совесть нам подсказывает, что то время, которое дарует нам Господь, мы должны наполнить достойным содержанием, достойным звания человека как образа Божия. То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. Мы подходим к посту. Пришли мы к нему не сразу — Святая Церковь, заботясь о нас, постепенно, в течение многих недель готовила нас к этому подвигу, поставляя перед нашим мысленным взором различные жизненные ситуации, евангельские картины и приглашая нас сравнить себя с теми людьми, о которых мы слышали.

http://pravmir.ru/radost-voskreseniya-xr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010