Беседа о посте в первую неделю св. Великого поста 46 Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков; вернии возопиим: Боже, помилуй нас. Стихира на утрени в понедельник первой недели Великого поста. Вот какие названия даёт посту Св. православная Христова церковь ! Восхваляя пост, она внушает нам, братия, любовь и уважение к нему. Пост называется приятными и утешительными именами: матерью, проповедником, спасением. Как не любить мать, которая рождает целомудрие, и не уважать проповедника, который учит покаянию? Как не желать себе спасения, и не искать сожительства с Ангелами? И однако ж, не смотря на привлекательные названия поста, мы более боимся его, чем любим. Это значит, что мы ещё не испытали благотворных действий поста. Вникнем в происхождение наступившего поста, и изъясним его названия, потому что в них выражена его сила, действие и цель. Прииде пост. Откуда? Из Иорданской, братия, пустыни. Господь наш Иисус Христос, прежде нежели начал проповедовать спасение человекам, возведен быть духом в пустыню, искуситися от диавола. И постися дний четыредесять и нощий четыредесять ( Мф.4:1–2 ). Вот где, в пустыне, начало и основание нашей, христиане, великой Четыредесятницы! Отсюда пришёл к нам св. и Великий пост , и пришёл с тем, чтобы мы, по примеру Спасителя нашего, провели сорок дней и сорок ночей во бдении и молитве, для собственного нашего спасения. Что принёс нам пост? Всё пустынное: хлеб, соль и воду, и то в таком количестве, какое только нужно для поддержания сил телесных. Он принёс пищу и для души: это покаянные молитвы с земными поклонами и коленопреклонением, трогательные песнопения св. подвижников своих. И нужно ли что более того, что принесено? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих , говорит Господь наш ( Мф.4:4 ). Пост, приходя из пустыни, вводит её в города и общества. Торжища пустеют, общественные увеселения и забавы прекращаются, улицы праздны, дома спокойны: одни только храмы Божии полны любителями поста. Конечно, нельзя приметить такой перемены здесь, где число православных христиан весьма невелико; но идите в другие города, где все живут и дышат чистым православием ; там найдёте точно пустыню, особенно в первую и последнюю недели поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Великий Понедельник) 1. Перевод диак. Сергия (Цветкова) Кондак. глас 8-й. 1 Премудро окончив поприще поста, и с любовию совершая начало страсти Господней, приидите все, братие, поревнуем святой ревности к целомудрию Иосифа; устрашившись же безплодия смоковницы, милостынею изсушим приятность (греховных) страстей, дабы мы, бодренно поспешая к воскресению, как благовонное миро, принесли (себе) свыше прощение; ибо все назирает недремлющее Око. Икосы: 1) ( χοντες) Мы, имея Царя, подающаго небесное царствие воинам Своим, да облечемся в добродетель, которая есть непобедимое всеоружие душ, для того, чтобы им мы одержали победу над грехом. (Итак), какую же мы разумеем добродетель? Мы почитаем ее (истинною) философиею. Ибо она, как мы слышали, есть наука из наук, и знание из всех знаний: чрез нее, как чрез лествицу, руководится душа, и возносится на высоту – к жизни небесной; она научает людей благоразумию и мужеству, еще – целомудрию и праведности. Сими-то оружиями да оградим мы себя, и испросим благодать Христову; ибо любящим Его Он дает увенчаться победою над врагами, поскольку все назирает недремлющее Око. 2) ( να μθωμεν). Да научимся все мы, какую пресветлую славу имеет (в себе) и показывает на деле муж благоразумный, – поспешим, если угодно, разсказать об Иосифе, и чрез воздержание (от страстей) мы приобретем целомудренную жизнь. Сей, быв проданным по зависти, нисколько не показал себя рабом страстей. Ибо (этот муж) имел ум самостоятельный; он владел над плотскими страстями. А посему не поколебали его обольщения жены; напротив. он мужественно отражал соблазны ея. Итак она посылала слова обольстительныя на ветер, чтобы ниспровергнуть дом целомудрия, и как дождь изливала пиянство, и приносила реки богатств (своих). Но будучи юн, Иосиф стоял непоколебимо, как на скале; ибо все назирает недремлющее Око. 3) ( Σμα) Оный целомудренный (юноша) рабствовал телом, а дух имел (совсем) не рабский; представившийся царем во сне – он (же самый) был продан как раб. Но при всем том, и будучи подвластным, он имел великую (влиятельную) силу на владеющаго. Господином он был уважаем, а госпожею любим. Господин, притом, имел об нем (самое) хорошее мнение; между тем (вдруг) она сделалась самаго последняго об нем мнения. Муж любил Иосифа за его невинность, – жена горела постоянною любовию к (этому) благородному (юноше). Тому нравилась честность его нрава, – ее же уязвляла красота лица (его); сей поручил ему свой дом – сия (же) постыдно отдавала (ему свое) тело. Узнав сие (на самом деле), Иосиф отвратился (от сей гнусности), помышляя о Страшном суде (Божием); ибо все назирает недремлющее Око.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

В преддверии покаяния (1960 г.). «Отверзошася Божественного покаяния преддверия: приступим усердно...»  (Стихира в сырный понедельник.) «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»  – такой призыв Господа Иисуса Христа, вышедшего на Свое общественное служение человеческому роду после Крещения, слышали мы недавно в Евангелии за Божественной литургией ( Матф. 4, 17 ). «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче!»  – молитвенно отвечает на этот призыв от лица каждого верующего Св. Церковь Господу. Вот и вновь мы – в преддверии покаяния, в преддверии Великого Поста. Какое это дивное, ни с чем несравнимое, особенное, благодатное время года! Какие изумительные, по своей внутренней силе, по жизненной правдивости, глубоко-потрясающие душу образы предлагает нашему вниманию св. Церковь в эти дни в своих богослужебных чтениях, в своих вдохновенных умилительно-трогательных песнопениях! Какая глубокая бездна нашего греховного падения так наглядно рисуется в них, какое сильное и убедительное отвращение от греха и мощный призыв к Богоугождению, чистой и добродетельной жизни внушается ими! Достаточно вспомнить высокоумного и тщеславного фарисея и смиренного мытаря, покаяние самонадеянного блудного сына, ушедшего «на страну далече», и чадолюбивого отца, принявшего его в свои объятия, устрашающую картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом, грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, замечательные наставления Церкви о том, как и почему должны мы поститься – и перед нами необычайное богатство назидания, очищающего наши души и возвышающего нас над повседневной суетой и грязью обыденной мирской жизни. Как легко дышится тому, кто все это знает и близко к сердцу принимает, как светло и радостно становится у него на душе, с каким чувством неизъяснимой духовной отрады вступает он в Великий пост , как усердно и охотно проходит он это спасительное поприще воздержания! Но доходит ли все это до сознания  всех  современных христиан, находит ли себе должный отклик в их душах?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В студии протоиерей Андрей Ткачёв. О посте и молитве. 07.03.2015 16:17:21 Протоиерей Андрей Ткачев Вечер добрый, братья и сестры, мы с вами в прямом эфире. В студии протоиерей Андрей Ткачёв. У нас час беседы, надеемся, о вещах полезных, которые так или иначе повлияют на нашу вечную жизнь и жизнь временную, несомненно. Итак, мы пропостились первые дни Великого поста, первую седмицу. Субботы и воскресенья Великого поста не считаются постными ради божественной Литургии, которая будет служиться в субботу и воскресенье. На столе не должно быть мяса, молока, яиц и прочего, но постными, в полном смысле, эти дни считать нельзя, поскольку служится полноценная Литургия. Таким образом, нам даётся понять, что мы — люди литургического сознания, что мы меряем праздники и будни наличием или отсутствием Литургии. Как говорил Господь в ответ на вопрос: «Почему фарисеи постятся строго, а ученики Твои не постятся?» — «Разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених? ...Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни». И вот дни Четыредесятницы, дни поста Великого — это дни (кроме субботы и воскресенья) с понедельника по пятницу, когда Жениха с нами нет, когда Литургия не служится. Поймите и почувствуйте голод по божественной Литургии: Великий пост должен разбудить в человеке голод по святой Евхаристии, по благодарению. Потому что даже святая Литургия Преждеосвященных Даров имеет в себе Причащение, но не имеет в себе благодарение: мы Причастие имеем, а не благодарим, и чувствуем себя постящимися, хотя и причащаемся. Самое главное, по сути, свойство христиан, празднуя праздник Божий и близость Невесты - Церкви к Жениху - Христу — это благодарение Господа. Вот так нужно мерить свою жизнь. Теперь, нужно понять, что пост — не есть явление гастрономическое. Это очень важно: не есть, что нельзя, есть поменьше, дать себе немножко исхудать - истощиться, ощутить сладость поста. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский в молитвах, например, о недугующих разными телесными грехами, типа пьянства: «Дай, Господи, им познать сладость поста и проистекающих от него плодов духа».

http://radonezh.ru/text/v-studii-protoie...

Великий понедельник Святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед, при начале великой страстной седмицы, обращается к христианам с таким наставлением: «вот уже мы пришли и к концу св. четыредесятницы, совершили плавание поста, и, но милости Божией, достигли наконец пристани. Но не предадимся от сего беспечности, а покажем тем более усердия и бдительности. И кормчие, когда, переплыв неизмеримыя бездны морския, готовятся уже, с распущенными парусами и выложенным наверх грузом, войти в пристань, тогда-то и показывают особую внимательность и заботливость, чтобы как-нибудь не удариться кораблем о скалу или на мель, и не потерять плодов прежнего труда. Таким же образом и мы теперь достигши, по благости Божией, этой великой седмицы, должны особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшия молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов и творить добрые дела, подавать щедрую милостыню, являть тихость, кротость и всякую другую добродетель, чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки». «Великою же называем сию седмицу не потому, чтобы дни ея были длиннее, ибо есть другие недели, которых дни гораздо продолжительнее и не потому, чтобы в ней было больше дней – их число в ней одинаково, как и в других неделях. А называем мы ее великою потому, что в продолжение ея совершились для нас великая и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена продолжительная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены орудия его; Бог примирился с человеками, небо сделалось для них доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное с земным. Потому-то и называем эту седмицу великою, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому-то многие в эту седмицу и усердствуют более к посту и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыню, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой седмице. Ибо если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем, показывать свое к ней уважение и почтение? Поэтому прошу вас, прибавляет св. Златоуст, если в какое-либо другое время, то особенно теперь будем приходить во храм, отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума. Входя в церковь , никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвращаться отсюда домой с наградою, достойною труда».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во всех основных редакциях Студийского устава - таких, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества посл. трети XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144),- Б. г. находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Б. г. заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т. е. комментарием к самим Б. г.) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают нек-рые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий. Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии (см. ст. Благовещение Пресвятой Богородицы ). К Мессинскому Типикону близки Б. г. в Георгия Мтацминдели Типиконе (отражает афонскую практику сер. XI в.; фрагменты текста см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитал. (точнее, отрантскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830) и в Типиконе мон-ря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитал. Типиконов; в последних двух Типиконах Б. г. помещены не в месяцесловной, а в триодной части ( Пентковский. Типикон. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/Благовещенские ...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава IX. О святой и великой Четыредесятнице §1. Пост Четыредесятницы есть пост Великий Пост Четыредесятницы велик по воздержанию, по величию предшествующего времени и по сравнению с другими постами. В это время постятся семь недель, и сверх того три предшествующие недели приготовляются ко вступлению в сию великую Четыредесятницу. Ибо во все эти предшествующие седмицы служба исполняется приличная посту. Во второй из сих седмиц перестаем вкушать мясо, потому она и называется мясопустною. С начала третьей, по запрещении мяса, до конца ее употребляют одни яйца и сырную пищу, а после и это запрещается; поэтому эта неделя и называется сырною и сыропустною. По прошествии же этих трех недель, с первого дня, то есть с понедельника, начинается настоящий пост. Ибо или вовсе ничего не едят, или едят только однажды в день, и то к вечеру; и между тем воздерживаются до самой Пасхи от употребления рыбы и елея, исключая праздников Благовещения и Ваий, и ни по каким причинам не разрешают на оные. Впрочем, некоторые употребляют раков и других черепокожных животных, как отличных от рыбы и своею жесткостию изнуряющих желудок; дозволяется также употреблять небольшую часть вина и елея, в субботу и в воскресный день. Пост разрешается в постные субботы и воскресный день Притом в эти два дня, в которые несколько ослабляется пост, не соблюдается правило – вкушать пищу однажды в день под вечер, исключая Великой субботы, но едим дважды в день – и вечером и в полдень, соблюдая 62 правило апостольское: в неделю и в субботу постяйся, кроме единыя, т.е. великия и страстныя, извержен. Но некоторые постники довольствуются только сухоядением и питием воды, и в таком воздержании проводят весь пост Четыредесятницы. Ежели все это сравнить с другими постами, то можно видеть, что этот пост заслуживает названия великой Четыредесятницы. Различие четырех постов Ибо пост, учрежденный в честь апостолов и непосредственно наступающий после Пятидесятницы и хранимый до их праздника, всегда имеет неровное число дней; и притом не столько строг, потому что тогда строго не запрещается употребление елея и рыб. Второй пост от 1-го августа до дня Успения Пресвятой Богородицы, установленный для оказания Ей благоговения и усердия, весьма непродолжителен. Наконец, пост пред Рождеством Христовым хотя и всегда продолжается сорок дней, как и великая Четыредесятница, но воздержание во время его не так строго, как в великую Четыредесятницу. Вот почему пост св. и великой Четыредесятницы, как своею долговременностию, так и строгостию, выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов, это – духовное обновление нашей души, приобретаемое чрез причащение на священной трапезе Святого Тела и Крови Христовой. Ибо в каждые четыре поста приобщаются обыкновенно и Святых Таин. Такова важность Великого поста или св. великой Четыредесятницы. §2. Содержание седмиц: фарисея, блудного и сырной

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VI. Дальнейшее обсуждение догмата об Исхождении Св. Духа. Решительные шаги к заключению Унии. Трактат Св. Марка Ефесского («Силлогическия Главы») о том, что Св. Дух исходит только от Отеческой ипостаси. «Исповедание Веры» Св. Марка Ефесского. В Великий Понедельник, 30-го марта 1439 г. греки собрались у Патриарха, чтобы обсудить вопрос: можно ли до Пасхи найти некий modus unionis или же следует возвращаться в Константинополь, прекратив дальнейшие переговоры. Виссарион Никейский и Исидор Киевский немедленно высказались в пользу Унии. Между тем, один из иерархов – Досифей, митрополит Монембазийский – воскликнул, что предпочтет умереть, нежели “латинизироваться”. Исидор ответил ему: “Не менее тебя и мы не хотим “латинизироваться”, но Восточные Отцы в равной мере приписывают, что Св. Дух происходит и от Сына; вот посему нам и следует на этом вопросе сойтись с Латинской Церковью”. На это надо заметить, что митрополит Исидор, отнюдь, не был богословом, и совершенно не был прав в своем утверждении, что, по мнению Восточных Отцев, Дух Святый исходит в равной мере как от Отца, так и от Сына, и что посему латинский догмат о Св. Духе совершенно отвечает православному святоотеческому мышлению. Св, Марк Ефесский и Антоний Ираклийский горячо возражали Исидору и считали, что Уния с латинянами не может быть заключена. Так, Св. Марк Ефесский заявил, что латиняне не только – раскольники, но и – еретики. Но об этом молчала наша Церковь по той причине, что они – многочисленны; но разве не то ли было причиной, почему Православная Церковь отмежевалась от них, что они – еретики; поэтому мы просто не можем соединиться с ними, если они не согласятся изъять прибавление в Символе и исповедывать Символ так, как мы исповедуем. – На возражение Виссариона, что если некоторые свв. Отцы учили так, как учат латиняне, то и их надо, следовательно, считать еретиками? – Св. Марк ответил: – Конечно. Но они так не учили и книги представленные латинянами вызывают сомнения в подлинности 426 . На следующий день, 31-го марта, Император снова собрал греков на совещание, и одни выражались в пользу Унии, другие были решительно против нея. Ревнители Православной Веры после сего решили массовым порядком покинуть Флоренцию и во свояси направиться в Константинополь. Этим они желали положить конец дальнейшим переговорам и делу, начинавшему принимать опасный оборот для Православной Церкви. Но Император приставил свою стражу к вратам города, которая не выпускала греческих представителей выйти из города. Между тем, патриарх, который и до того постоянно болел, настолько разболелся, что его соборовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других. 17 марта 2014 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый игумен, отец архимандрит Алексий! Дорогие братья! Братья и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с днем памяти святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, человека, который вошел в историю не в громе и молнии, не в сиянии побед, не силой оружия или великими свершениями, а тишиной и молитвой. И это свидетельствует о том, что не только громкие победы и достижения, но и молчание и молитва могут быть сильным орудием в руках светских правителей. Мы живем в мире, где события происходят стремительно — гораздо быстрее, чем человеческий ум может осознать и проанализировать. Необходимо быстро принимать решения, причем речь идет не только о государственных деятелях, — люди, работающие в бизнесе, в сфере информации, во многих иных сферах, хорошо понимают, как быстро нужно действовать, чтобы что-то не упустить. У некоторых людей есть великий дар — быстро мыслить. А у других такого дара нет, хотя по силе мысли вторые могут не уступать первым. Одни физически быстры, у других этой физической силы нет, но это не значит, что они не могут достигнуть той же точки, что и быстро идущий. Господь всех нас создал очень разными, но всех нас предназначил к одной цели — мы жизнью своею должны Ему служить. Святой благоверный преподобный князь Даниил Московский служил Богу молитвой, молчанием, смирением и любовью в то время, когда вокруг все другие князья поступали иначе — были динамичными, воинственными, быстро принимали решения о вступлении в войну, достигая побед или обрекая себя на поражение. Князь Даниил в молчании и молитве стал созидать небольшой город на холмах, именуемый Москвой, и мы знаем, что его труды обернулись великим историческим успехом — именно Москва стала первопрестольным градом, центром Русского мира, столицей России.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-ni-odn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010