Текст Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на церковнославянском и русском языках (несколько переводов). Канон Андрея Критского читают в Церкви по частям в течение первых четырех дней Великого поста и потом еще один раз целиком в четверг пятой седмицы поста (на практике — вечером в среду пятой седмицы). Канон пронизан воспоминаниями о библейских событиях, участником которых видит себя прп. Андрей. Он приглашает и нас увидеть себя в грешниках и праведниках Священного Писания — и научиться у них покаянию. Здесь же можно познакомиться с несколькими проповедями прп. Андрея Критского. «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» — начало Великого канона Андрея Критского. Кроме текстов Канона вы здесь найдете и аудиоверсию Канона в переводе на современный русский язык (Экзегет.ру; читает Валентин Клементьев). Переводы, исполнения и толкования Канона Андрея Критского на одной странице Группа Вконтакте Facebook группа Великий покаянный канон и проповеди Великий покаянный канон В понедельник первой седмицы Великого поста Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.] (Исх. 15:1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. [С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.] Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Господа...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ветвий и ваий...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива...». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию). По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

  Беседа о Посте   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге " Лето Господне " , на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше - от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые - на Украине, а в войну - везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают - не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но " невольник - не богомольник " . Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы " перестройки " . Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это " гораздо серьезней " означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

Великий пост: Убрать кабана из холодильника На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко 4 марта, 2014 На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря. — Если человек попросил у священника благословение на послабление поста в плане вкушения определённых продуктов и получил это благословение, нужно ли в дальнейшем каяться в нарушении поста, если человек не вкушал скоромных продуктов кроме тех, на которые он получил благословение? — Если человек получил благословение, то может уже не каяться в том, что ест продукты, про которые спрашивал священника. Мера поста у всех разная, она зависит, например, от возраста, состояния здоровья, места жительства, рода занятий и т. п. Для здорового сильного человека она должна быть более строгой, а для школьников, пенсионеров, тех, у кого проблемы со здоровьем — более слабой. Поэтому свою меру поста можно оговорить со священником. — Чистый Понедельник и  Великую Пятницу предписывается уставом проводить вообще без вкушения пищи. Нужно ли каяться в нарушении поста, если человек вкусил постную пищу в эти дни? — Если тебя смущает совесть, что такие-то твои поступки греховны, тогда и кайся в этих грехах. Значит, если ты знаешь, что надо соблюдать пост, а ты его не соблюдаешь, тогда кайся. Мне кажется неправильным задачу поста сводить только к тому, что можно есть, чего нельзя. Необходимо усилить свой молитвенный подвиг, больше бывать в храме, читать Священное Писание, надо вообще перестроить свою жизнь. А если по обстоятельствам современной жизни или по состоянию здоровья тебе приходится что-то есть не то, что разрешено в пост, ну, что делать. Главное, чтобы мы молились глубже, чище, искреннее, чтобы жили, стараясь исполнять волю Божью. — Как нужно поститься болеющим? — Как врачи скажут. И еще не раздражаться, не сердиться, не унывать, а радоваться, вот тебе и пост.

http://pravmir.ru/ubrat-kabana-iz-xolodi...

Во град св. Афанасия мы прибыли в великий понедельник около 4-х ч. пополудни, т. е. уже незадолго до начала всенощной, называемой у греков «κολουθα το Νυμφου» «Последование Жениха». Как известно, на православном Востоке утрени служатся с вечера только на страстной седмице и усердно посещаются богомольцами, в другое время года гораздо менее отзывчивыми на церковный благовест. При приезде в любую гостинннцу в Египте бросаются в глаза развешанные в прихожей объявления от различных костелов, кирок и англиканских церквей о времени службы, конечно, с точными обозначениями адресов церквей, их настоятелей и т. п. Напрасно православный путешественник будет искать для себя соответствующих объявлений – даже в гостиницах, содержимых греками (а таких очень много) он не найдет их! Не найдет он и объявлений от коптских церквей. К счастью, Александрия – город не особенно большой и от центра до помеченного на плане у Бедекера «Archevêché Grec» весьма недалеко. Сходить туда и узнать о времени службы было делом нескольких минут. Эта греческая «патриархия» оказалась известным монастырем св. Саввы Освященного, описанию которого незабвенной памяти епископ Порфирий посвятил несколько страниц в своем «Путешествии по Египту» (стр. 7 сл. СПБ. 1856) и изображение которого он дал на I–III листах своего атласа «Египет и Синай». Но как все изменилось с его времени! Тогда обитель была за городом, едва ли не в пустыне, среди фиников, теперь же среди европейских оживленных улиц, вблизи музея; напротив её помещается занимающая целый квартал греческая больница со сквером и мраморным бюстом покойного патриарха Софрония на дворе. Внутреннее устройство монастыря и церкви несколько напоминает рисунки и описания Порфирия, но в то время, конечно, еще не было в её ограде типографии, открытой лишь несколько лет назад , при блаженнейшем Фотии, не было конечно и переулка, проведенного мимо самых св. врат и фасада церкви, оказавшейся ниже уровня улицы. При входе в монастырь обращает, на себя внимание вынесенный на двор свечной ящик – пример, достойный подражания всех ревнующих о церковном благочинии, – и вывешенная πрγрαμμα – печатное расписание церковных служб. Оказывается, что в виду многочисленности молящихся, «Последование Жениха» служится дважды – в 4 ч. и в 7 ч. вечера, в великий четверток, субботу, a затем и во все воскресные дни – две литургии, что вообще необычно вне России. Указано также, когда предполагается архиерейское служение или архиерейская χοрοστασα. За отсутствием блаженнейшего Фотия в Александрии имел резиденцию в эти великие дни преосв. Феофан, митрополит триполийский, о чем также было оповещено в «программе».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пост в России Элита ест омаров, народ - картошку 07.03.2006 332 Время на чтение 3 минуты Вчера в Чистый понедельник у православных людей начался Великий пост. Он установлен в память о сорокадневном удалении Иисуса в пустыню и завершается главным православным праздником - Воскресением Христовым, которое в этом году приходится на 23 апреля. Пасха в России, в отличие от всех христианских стран мира, по-прежнему не является государственным праздником. Первая и последняя (Страстная) седмицы поста считаются самыми строгими. До 1917 года они были нерабочими - большинство верующих говело, то есть отказывалось от всякой пищи, кроме хлеба и воды. В первые четыре дня поста по вечерам в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Народ многократно опускается на колени со словами: " С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию? " Для многих юных душ вера начинается не с обильного постного стола, не с малопонятных вразумлений о грехе, а с безмолвия Чистого понедельника. " Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе ни дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни... Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося " - эти слова, написанные в VIII веке монахом-пустынником на Крите, в России сформировали главные основания веры. Не услышав их, невозможно понять ни Великого поста, ни ликования Пасхи. Не быть унылым Иисус не оставил нам диетических советов. Евангелист приводит лишь одно вразумление Иисуса: " Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися " (Мф. 6, 16). Все положения поста выработаны веками, закреплены традицией и являются установлениями общественными. Не постятся больные, путешествующие, беременные, кормящие матери, дети до семи лет. Пост не положен в армии и на флоте. Петр I, создав регулярную армию, это правило подтвердил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему нельзя игнорировать Петров пост 16.06.2020 629 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 15 июня и продолжается до 11 июля. «Отправить в игнор» Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Смысловой центр поста Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным. «Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия. Метафизика в действии Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/pochem...

Закрыть «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Протоиерей Александр Захаров о значении грядущего Великого поста в жизни православного христианина 19.02.2015 2066 Время на чтение 3 минуты В грядущий понедельник, 23 февраля по новому стилю, у православных христиан начинается Великий пост. Он был установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным. Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года. О значении Великого поста в жизни православного христианина рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Кировского района Ленинг радской области протоиерей Александр Захаров .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/19/od...

Митрополит Иларион и Геннадий Онищенко: о посте, здоровье и вредных привычках (+Видео) 19 марта, 2013. Митрополит Иларион (Алфеев) Вообще, у нас сложилась парадоксальная ситуация: мясо, молоко, яйца считаются скоромной пищей, а вино и водка – нет. Это, как будто, нормально. Есть люди, которые соблюдают пост в том, что касается белковой пищи, но при этом в течение всего поста употребляют алкоголь, в том числе в чрезмерных количествах. Это абсолютно противоречит всей сути поста. 16 марта 2013 года гостем программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире передача «Церковь и мир». С понедельника начинается Великий пост. Сегодня я хотел бы поговорить о посте с главным государственным санитарным врачом России Геннадием Онищенко. Здравствуйте, Геннадий Григорьевич! Г. Онищенко: Здравствуйте, Владыка! Действительно, Священное Писание, в моем понимании, – это полный свод требований к здоровому образу жизни и как главной его составляющей – здоровому питанию. Великий пост является одним из строгих постов, в ходе которого православный человек должен очищаться физически и духовно. К сожалению, многие из нас, пройдя через долгие годы богоборчества, воспринимают пост только как соблюдение диеты. Для многих людей  это лишь повод для того, чтобы побороться с лишним весом. Митрополит Иларион: Многие люди воспринимают пост исключительно как время воздержания от тех или иных родов пищи. Когда мы говорим о посте, то первый вопрос, который задают, звучит так: «Что можно, а что нельзя есть?» — как будто к этому сводится весь подвиг поста. На самом деле пост, с точки зрения Церкви, – это целый комплекс мер, направленных на духовное и физическое оздоровление человека. Почему посту предшествует Прощеное воскресение? Казалось бы, какое отношение имеет тема прощения к посту как к воздержанию? На самом деле, связь налицо. Люди, которых мы не прощаем, становятся для нас тяжелейшим грузом – грузом психологическим. Представьте себе человека, который постоянно ходит с рюкзаком за плечами, а в рюкзаке у него камни. Эти камни –  накопившиеся обиды, недоразумения. Именно поэтому Церковь и призывает нас в этот день к прощению. Даже если мы не можем прощать наших ближних каждый день, то, по крайней мере, в день Прощеного воскресения мы должны вспомнить обо всех, кого мы обидели и кто обидел нас, и попытаться с этими людьми примириться. Это дает совершенно особое ощущение духовной легкости. Человек как бы заново рождается. Вполне естественно, что, вступая в подвиг поста, который требует, в том числе, и воздержания от тех или иных родов пищи, человек должен внутреннее освободиться – он должен чувствовать внутреннюю легкость, которая позволит ему осуществить этот подвиг.

http://pravmir.ru/mitropolit-illarion-i-...

О Великом каноне святителя Андрея Критского Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф. О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля. Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке. Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму (23 июля), мученикам Маккавеям (1 августа). Особенность всех упомянутых канонов – наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония (гл. 32), большое количество тропарей, а в конце Троичен (тропарь, посвященный Святой Троице) и Богородичен (тропарь Пресвятой Богородице).

http://pravoslavie.ru/45079.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010