Архив Пн В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре 14 марта 2016 г. 14:46 14 марта 2016 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под управлением С. Маркелова. По окончании богослужения наместник обители игумен Варфоломей (Петров) приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви. В этот день исполнилось 40 лет архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла. Отец игумен сердечно поздравил Святейшего Владыку с этой знаменательной датой, поблагодарил за совместную молитву в первый день Великого поста и преподнес Его Святейшеству панагию. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом проповеди . По сложившейся традиции на первой неделе Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает и совершает ежедневные богослужения в монастырях и храмах Москвы и Подмосковья. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Святейший Владыка будет в этом году читать в Храме Христа Спасителя, Богоявленском кафедральном соборе , Саввино-Сторожевском и Стефано-Махрищском монастырях. Литургии Преждеосвященных Даров будут совершены Его Святейшеством в Храме Христа Спасителя и Троице-Сергиевой лавре . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4398071.ht...

Хаму, отца оскорбившему, подражая, душа, не прикрыла ты срамоты ближнего, не взирая на наготу его. Благословения Сима не унаследовала ты, о несчастная душа, и просторного владения, подобно Иафету, не получила на земле прощения. От земли Харран — от греха удались, о душа моя; иди в землю, источающую вечно-живое нетление, которую Авраам унаследовал. Слышала Ты, о душа моя, как в древности оставил Авраам отеческую землю и странником был. Того решимости подражай! Под дубом Мамврийским ангелов угостив, в старости получил патриарх обетование в награду. Об Исааке узнав, несчастная душа моя, принесённом Господу словно новая жертва всесожжения, его решимости подражай! Об Измаиле слышала ты, о душа моя, изгнанном сыне рабыни; бдительна будь, трезвись, да не пострадаешь и ты за сладострастие. Агари, древней египтянке, ты уподобилась, душа, сделавшись рабою своих пожеланий и родив нового Измаила — дерзость. Знала ты, душа моя, о лестнице, ведущей от земли к небесам, явленной Иакову: что же ты не избрала восхождения твёрдого — благочестия? Священнику Божию и царю уединенному [Мельхиседеку] подражай — сему образу Христова жития в мipe, среди людей. Не стань столбом соляным, душа, обернувшись вспять, [как Лота жена]. Да устрашит тебя образ Содома: ввысь стремись , в Сигоре спасайся. Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот. Беги от Содома и Гоморры. Беги от огня всякого безрассудного пожелания. «Помилуй, Господи, помилуй меня, — взываю к Тебе, — когда придёшь со Ангелами Своими воздать всем по достоинству их деяний». Не отвергни, Владыка, моления Тебя воспевающих; но смилуйся, Человеколюбче, и подай прощение просящим с верой. Прп. Марии Египетской: Окружен я бурею и многими волнами согрешений, но сама меня, матерь Мария, ныне спаси и приведи ко пристанищу божественного покаяния. Прп. Марии Египетской: Усердное моление и ныне принеси, Преподобная, ко милосердной Богородице, и молитвами своими открой мне к Богу нашему входы. Прп. Андрею Критскому: Твоими молитвами даруй и мне прощение долгов, о Андрее, святитель Критский! Ибо ты путеводитель превосходнейший к тайнам покаяния.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

Моисеев жезл представь себе, душа, поражающий море и пучину сгущающий знамением божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое. Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес (4), как и ты, душа, принесли Богу чуждую и нечистую жизнь. Тяжёлым нравом и помрачённым умом уподобился я фараону жестокому, и Ианнию и Иамврию — душою и телом, и увяз умом. Но Сам помоги мне, Владыка. С нечистотою смешал я, несчастный, свой ум, но молю Тебя, Владыка: омой меня в купели слёз моих и убели, подобно снегу, плоти моей одеяние. Дела свои испытывая, Спасе, вижу, что грехами всех людей превзошёл; ибо грешил я сознательно, а не по неведению. Пощади, пощади, Господи, создание Своё; согрешил, прости меня; ибо Ты один чист естеством, и никто другой, кроме Тебя, не свободен от скверны. Меня ради Ты образ мой принял, оставаясь Богом, и совершил чудеса, исцелив прокажённых и расслабленных укрепив, и остановил кровотечение мучительное у женщины, прикоснувшейся ко краю одежды Твоей. Кровоточивой подражай, о несчастная душа, поспеши, ухватись за край Христовой ризы, да исцелишься от ран и услышишь от Него: «Вера твоя спасла тебя!» Женщине согбенной подражай, душа! Приди, припади к ногам Иисуса, да распрямит Он тебя, и да пойдёшь прямо по путям Господним. Ты — колодец глубокий сострадания, Владыка! Источи же мне потоки из пречистых ребер Своих, да как самарянка испив, уже не буду жаждать: ибо Ты источаешь потоки жизни. Силоаму подобными да будут мне слёзы мои, Владыко Господи! Да омою и я очи мои сердечные и умом увижу Тебя, Света предвечного. Прп. Марии Египетской: С несравненною любовью пожелав поклониться Древу жизни, всеблаженная, сподобилась ты желаемого. Сподоби же и меня достигнуть небесной славы. Прп. Марии Египетской: Ты Иорданский поток перешла и обрела безболезненный покой, оставив плотское удовольствие, от которого избавь и нас молитвами твоими, Преподобная. Прп. Андрею Критскому: Тебя, Андрее премудрый, пастыря превосходнейшего и истинного избранника Христова с любовью великою и страхом молю, да спасение получу по молитвам твоим и жизнь вечную.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

В 60-70-х гг. XVII в. на Украине постепенно формируется основной тип партесного К., складываются его характеристики, указывающие как на владение средствами европ. муз. письма, так и на проникновение национальных элементов, определяющих специфику этого жанра. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. можно считать 2-ю пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В это время работают такие выдающиеся укр. и белорус. композиторы, как Гавалевич, Дилецкий, И. Календа, С. Пекалицкий, Т. Шеверовский. Значение партесных К. в муз. культуре Украины, Белоруссии и России определяется тем, что они создавались как целостные муз. произведения на основе высоких по содержанию духовных текстов, в т. ч. покаянного характера; особо выделяются Великий канон свт. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп. Иоанна Дамаскина и др. Создатели партесных К. рассматривали словесно-муз. произведение как целостность. Идея конкретного К. предполагала долгое рассмотрение, т. е. создание музыки, с одной стороны, выросшей из текста, а с другой - требовавшей его расширения. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз. развертывания. На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. законам. Т. о., организация во времени всецело зависит от композиторского замысла. Напр., начальное предложение погребальной стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Плачу (плачуся) и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. 70-х гг. XVII в., занимает 11 тактов (см. изд.: Герасимова-Персидська. 1978. С. 27-32), а в 12-голосном, более позднем,- 56 тактов (см. изд.: Партесний концерт. 1976. С. 109-139). Партесный К. строится на основе неск. принципов, характерных для музыки эпохи барокко. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз. материала. Само явление партесного К. в богослужении уже создает ярчайший контраст между традиц. монодийным пением и ярким звучанием хора.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю; паримии и прокимны см. во вторник вечера 5-й седмицы). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. «Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго. Совершается же служба Преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же Горы Типице разсуждает: на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я недели святых постов», «В сий же четверток») . 1 В текущем году во вторник 5-й седмицы Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров из-за перенесения на утреню этого дня Великого канона прп. Андрея Критского. См.: Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 579. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610. 3 «Иерей... входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени). 4 См.: Типикон, 17-я глава, 4-е «зри». 5 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Богослужебные указания на 2005 год. С. 192–216; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Евангелия утрень первых 4 дней Страстной седмицы - наиболее яркое отличие этих служб между Иерусалимским и Студийским уставами. В рукописях Иерусалимского устава старше XVI в. утреннее Евангелие указывалось редко, нет его и в старопечатных рус. уставах, хотя оно встречается во многих рукописных и старопечатных богослужебных Евангелиях. По своему происхождению оно восходит к древней иерусалимской лекционарной системе ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 61; Жуковская. С. 259-263). После Евангелия следуют Пс 50 и канон прп. Космы Маюмского (ирмосы по дважды, тропари - на 6, с катавасией по каждой песни). По 3-й песни - седален и чтение слова свт. Иоанна Златоуста «                      »; по 6-й - кондак с икосом и Синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула; по 9-й - светилен «    » (трижды); есть и хвалитные, и стиховные стихиры. Конец утрени будничный, с тропарем «      ». На 1-м часе указаны тропарь пророчества и чтение с прокимнами - те же, что и в Типиконе Великой ц. на тритекти. 3, 6 и 9-й часы и изобразительны без кафизм и Евангелия, «поскору» (в ркп. иногда встречаются особые часы В. ч., со специально подобранными псалмами и проч.- Диаковский. С. 252-255). Вечерня с литургией свт. Василия Великого должна начинаться в 8-м часу дня (т. е. ок. 14.00; на практике обычно бывает утром); после обычного начала, Пс 103 и ектении,- «Господи, воззвах» со стихирами (на 10; стихиры те же, что и на утрене), вход с Евангелием, «Свете тихий» и паремии со своими прокимнами те же, что и в Типиконе Великой ц. После паремий, начиная с ектении и Трисвятого, совершается литургия - с теми же особенностями, что и в Евергетидском Типиконе, но «    » поется вместо «    »; указан и задостойник - ирмос 9-й песни канона. Умовение ног происходит после заамвонной молитвы (на практике совершается лишь в кафедральных соборах и нек-рых мон-рях). Литургия имеет особый отпуст, прославляющий Христа, умывшего ноги ученикам и принявшего смерть за нас (Служебник. Т. 2. С. 477). Повечерие поется малое, с трипеснцем прп. Андрея Критского (Типикон. [Т. 2.] С. 908-912). Совпадение В . ч . с Благовещением Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/150115.html

Поэтому очень важно превратить нашу веру и всё, что знаем, в дела. Подходишь к какому-нибудь человеку с покаянием, и он сразу ощущает сладость, благодать, готовность принять тебя, а если не принять, то готовность покаяться в этом. В любом случае этот человек сокрушен, а когда человек пребывает в покаянии, то рано или поздно он начинает понимать другого, сострадает ему и начинает его любить. Почему сегодня люди не любят? Они не любят друг друга потому, что нарциссическая картина, воображаемая картина нашего «я» очень прочна, а мы хотим, чтобы другой нас отражал – отражал то, что у нас есть или что мы думаем, будто у нас есть. Но если он не может сделаться зеркалом? Особенно между супругами это часто бывает: несколько лет этот нарциссизм работает, идет это отражение, а потом условия становятся такими, что люди начинают уставать, и человек хочет, чтобы другой любил его даром, он больше не хочет быть зеркалом, понимаете? И тогда начинаются трудности. А в то же время в этом сокрыта реальная возможность полюбить друг друга. Когда у меня есть деятельное покаяние, а не только слова, то есть если я пред Богом начну чувствовать свои многочисленные недостатки, а также то, как сильно Он даром печется обо мне, помогает, укрепляет меня, сколько раз меня принимает, тогда и сам постепенно начну поступать так же с другим человеком и сострадать ему. Начну не просто хотеть, чтобы он отражал меня, но и любить его со всей его борьбой, усилиями, падениями, трудностями. И тогда начнется истинная любовь, которая является любовью духовной. Рейтинг: 9.9 Голосов: 633 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  «Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри» (Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, четверг, песнь 4).  См. житие прп. Силуана Афонского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 17 октября 2020, 20:16 Увы, нарциссизм зачастую происходит не от завышения самооценки, а от недолюбленности. Когда человек НЕ ЛЮБИТ себя, и не может относиться хорошо к другим. Нечего ему отщипывать от своей полноты, нету её у него.

http://pravoslavie.ru/133384.html

В настоящее время Великий пост рассматривается как период сугубого покаяния, как акт подражания 40-дневному посту Спасителя в пустыне и как средство подготовки к празднованию Пасхи. Значимость духовного поста отражена в песнопениях Постной Триоди: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!». И в другом месте: «Братья! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и нищих, не имущих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость». Девизом Великого поста можно назвать слова свт. Иоанна Златоуста : «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Прп. Венедикт Нурсийский рассматривал Великий пост, как время, когда нужно загладить «святостью сих дней небрежение прочих времен». Подобным образом рассуждает и прп. Дорофей Газский, считая Четыредесятницу «десятиной всего лета», которая назначена для покаяния и очищения грехов всего года. На время Великого поста православные христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (например, посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить душеполезному чтению, делам милосердия и участию в богослужении. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина . Полная литургия совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. Во время Четыредесятницы в среды и пятницы, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского . Канонические предписания о Великом посте

http://azbyka.ru/velikij_post

Великий пост может стать лечебницей, больницей для наших больных страстями душ. Получили ли мы исцеление? Если мы захотим, мы можем восхитить на небеса свой ум и сердце. Мы можем использовать Великий пост, чтобы заложить фундамент дисциплины и выстроить привычки, которые останутся с нами весь год. Мы можем выйти из поста, озарив свое сердце, очистив ум и приняв новый образ жизни. Позволим себе измениться и преобразиться в покаянии. Только такое преобразование откроет духовные очи наших сердец, и от всего своего существа мы сможем радостно возгласить: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!» С любовью о нашем Милостивом Спасителе, +Иона Архиепископ Вашингтонский Митрополит Всея Америки и Канады « Правмир » Великий пост в 2010 году 15 февраля — 3 апреля Календарь Великого поста Великий канон прп. Андрея Критского Молитва св. Ефрема Сирина Соборование. Таинство Елеосвящения О Литургии Преждеосвященных даров О покаянии и Причащении Поучения в дни Великого поста Рецепты постных блюд Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 30 марта, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/vremya-xristu-arxipast...

Кровь из рёбер Твоих, о Бог Слово, вкупе с водою да источают мне оставление грехов, да будут мне омовением и питием; да обоими очищусь, помажусь, напитаюсь, словно помазанием и питием, животворными Твоими словами. Лишён я чертога брачного, лишён и брака, и трапезы. Светильник погас без елея; чертог затворился, пока спал я; трапеза закончена. Я же, по рукам и ногам связанный, извергнут вон. Чашу обрела Церковь в живоносных рёбрах Твоих, Спасе наш, из которой двойной нам изливается источник — оставления грехов и познания, во образ обоих заветов, Ветхого и Нового. Время жизни моей кратко и наполнено страданием и лукавством, но в покаянии прими меня и в сознание приведи (3), да не буду добычей и снедью противника. Спасе, Сам смилуйся надо мною! Высокомерен я ныне в словах, дерзок же и сердцем, напрасно и суетно. Не осуди меня с фарисеем, но смирение мытаря подай мне, Единый Милосердный и Праведный Судия, и к нему меня сопричисли. Согрешил я, осквернив сосуд плоти моей, знаю, о Милосердный! Но в покаянии прими меня и в сознание приведи, да не буду добычей и снедью противника. Спасе, Сам смилуйся надо мною! Сам себя сделал я истуканом, исказив душу свою страстями, Милосердный! Но в покаянии прими меня и в сознание приведи, да не буду добычей и снедью противника. Спасе, Сам смилуйся надо мною! Не послушал я голоса Твоего, преступил Писание Твоё, Закона Податель! Но в покаянии прими меня и в сознание приведи, да не буду добычей и снедью противника. Спасе, Сам смилуйся надо мною! Прп. Марии Египетской: Во плоти своей образ жизни бесплотных пройдя, Преподобная, ты поистине получила от Бога величайшую благодать за почитающих тебя верно ходатайствовать. Потому тебя молим: и нас избавь от всяких напастей молитвами твоими. Прп. Марии Египетской: В пучину пороков великих погрузившись, не погрязла ты в ней, Мария, но помыслами высокими и делами к высочайшей добродетели явно поднялась, изумив этим чудом ангелов. Прп. Андрею Критскому: Андрей, святых отцов похвала! Троице пребожественной предстоя, в молениях своих не прекращай просить усердно об избавлении от мучений нас, с любовью тебя призывающих — божественного защитника, Крита украшение.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010