Многократный член жюри Международного фестиваля церковной музыки в Хайнувке (Польша). И. читал лекции по рус. муз. семиографии и истории рус. богослужебного пения во Фрибурском католич. ун-те (Швейцария) и для общины рус. правосл. ц. свт. Николая в Амстердаме (2004-2006). Автор 4 переложений на рус. язык (в т. ч. метроритмического) Великого канона прп. Андрея Критского, «Толкового путеводителя по Божественной литургии» - учебного общеобразовательного пособия с обширным историко-богословским комментарием и изложением молитвословий таинства Евхаристии на рус. и укр. языках, статей по литургике и церковной музыке. Награжден церковными орденами прп. Сергия Радонежского, св. блгв. кн. Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского (РПЦ), преподобных Антония и Феодосия (УПЦ), св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова (УПЦ), св. Марка (Иерусалимский Патриархат) и др. Награжден российским орденом Дружбы за укрепление отношений между Россией и Украиной. Соч.: Об истоках рождения Украинской Православной Церкви//Православна Tabpiя: [Епарх. газета]. Херсон, 2002. 5(44): Июнь. С. 8-9; 7(46): Июль. С. 1-8 (Электр. версия: www.vladyka-ionafan.ru/articles/510); Покаянный великий канон св. Андрея Критского: Четыре опыта переложения на рус. язык для духовно-назидательного чтения. Херсон: Изд-во Херсонского гос. ун-та (далее - ИХГУ), 2003, 2006 2; Толковый путеводитель по Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста: Молитвословия, краткий коммент., ист.-богосл. статьи. Херсон: ИХГУ, 2003; Толковый путеводитель по Божественной литургии свт. Василия Великого: Молитвословия, краткий коммент., историко-богосл. статьи. Херсон: ИХГУ, 2003; Открытое письмо духовенства Херсонской епархии УПЦ президенту Украины В. А. Ющенко [Электр. ресурс]; Преподобный Феодор Студит, наставник монашества, защитник иконопочитания. Херсон, 2006; Тлумачний nymibhuk Божественною (Оновлене видання). К., 2008; Толковый путеводитель по Божественной литургии: Евхаристологический труд, опыт изложения Божественной литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого на рус. яз. с кр. ист.-богосл. коммент., молитвы ко св. причащению, евхаристологические ст. М.; К., 2008; О древней коллизии монашеского и мирского взглядов на церковную гимнографию на примере задостойника Рождества [Электр. ресурс]; то же//Кифа. 2009. 11(101) (электр. версия: gazetakifa.ru/content/view/2951/25); Об опыте служения миссионерской [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578358.html

Груз. гос-во при Д. С. отличалось веротерпимостью. Так, после присоединения Тбилиси царь предоставил тбилисским евреям и мусульманам определенные льготы. По словам араб. историка Мухаммада аль-Хамави, Д. С. часто вел беседы с гянджийским кади о догматах ислама ( Мухаммад-ал-Хамави. 1960). Арм. летописцы лестно отзывались о нем, называя его покровителем и спасителем арм. народа ( Вардан Великий. 1861. С. 146-147; Давлиниадзе. 1966. С. 248). Д. С. описывается в источниках как щедрый благотворитель и воин, милосердный к пленникам. Д. С. вел обширную культурно-просветительскую деятельность как в самой Грузии, так и за ее пределами. В 1106 г. в Зап. Грузии близ Кутаиси им был основан мон-рь Гелати , где была образована академия. Из зарубежных мон-рей были приглашены ученые монахи: философ Иоанн Петрици , гимнограф и богослов прп. Арсений Икалтойский и др. Д. С. был погребен, согласно его воле, под камнем при входе в Георгиевскую ц. Гелатского монастыря. В кон. XIII в. ГПЦ, сделав исключение из правила канонизировать только мучеников и преподобных, причислила Д. С. к лику святых как благоверного царя; тогда же ему была составлена служба, его мощи были перенесены под престол соборного Успенского храма Гелатского мон-ря. Д. С. посвящены церкви в Грузии, в честь его названы мн. учебные заведения страны, об-ва, учреждения, проспекты, площади и улицы в груз. городах. Высшей наградой Грузинской АН является медаль св. царя Давида Агмашенебели. Д. С.- автор покаянного канона и 2 духовных завещаний. «Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем» незадолго до кончины, сохранились в 15 списках, 3 из к-рых относятся к XIII в. (Кекел. А 85, А 290; Кут. 22), остальные - к более позднему периоду (Кекел. А 104, 518, 1290, S 149, 182, 1462, 4935, 4947; Кут. 94; РНБ. H 28; РНБ. 5(25) коллекции М. Сабинина). «Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем». XIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) «Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем». XIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Канон написан на 7-й глас и состоит из 9 песней (2-я по традиции опущена). Каждая песнь состоит из 4 строф, 9-я - из 5. Как считают исследователи, канон Д. С. был создан под влиянием Великого канона прп. Андрея Критского , перевод к-рого по поручению Д. С. осуществил прп. Арсений Икалтойский. Это молитва смиренного царя перед Всевышним и Богородицей, в тексте отражены эсхатологические и философские взгляды Д. С. на человека, вселенную, сущность греха и покаяния. Канон зачитывают после литургии в день памяти Д. С. (26 янв.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

56 Развёрнутое описание символики центра см. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. К.: София, 2000. Гл. 8. 62 Ср.: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая (выдел. прот. О.К.), и дерево познания добра и зла ( Быт.2:9 ). Также: «Небо и вся земля свеселится, страстотерпцы, мученицы, апостоли, души праведных радостно ныне радуются, вся спасающее видяще, предлежащее посреде (выдел. прот. О.К.). Богодарованное Древо, и верныя освящающее благодатию». (На утрени в пятницу 4-й седмицы Великого поста, канон Креста, песнь 4.) «Копием Твое ребро отверзаеши, оставления распростирая ми источник: на Древе же пригвоздился еси, древом уставляя осуждение, посреде земли (выдел. прот. О.К.), Человеколюбче: еже мы преполовением поста ныне облобызаем, воспевающе Твою благостыню». (На утрени в среду 4-й седмицы Великого поста, канон Креста, творение прп. Феофана Начертанного, еп. Никейского, песнь 9.) «Спасение соделал еси посреде земли (выдел. прот. О.К.), Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простер еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе». (Великопостный тропарь 6-го часа.) «Соделал еси спасение посреде земли (выдел. прот. О.К.) Щедре, да спасемся. Волею на Древе распялся еси. Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасени покланяются Тебе». (Великий канон свт. Андрея Критского , 4,19.) 63 Наиболее показателен в этом смысле пример, приведённый в книге Мирча Элиаде (Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 29) и заимствованный им в свою очередь у B. Spencer et F.J. Gillen. The Arunta (Londres, 1926), 1. Р. 388: «По традициям ахилпа, одного из племён, населявших пустыню Арунта [Австралия], божественное существо Нумбакула (Numbakula) „космизировало“ в мифические времена их будущую территорию, создало их Предка и основало их общественные институты. Из ствола эвкалипта Нумбакула вырубил священный столб (kauwa–auwa) и, прикрепив его основание к земле кровью, вскарабкался на него и исчез в Небе. Этот столб представляет собой некую космическую ось, так как именно вокруг него начинается обживание территории, которая преобразуется в „мир“. Отсюда и важная ритуальная роль священного столба: в странствиях ахилпы таскали его с собой, выбирая направление пути по наклону столба. Это позволяло им беспрерывно перемещаться, оставаясь при этом в „их мире“, и в то же время давало возможность общаться с Небом, где исчез Нумбакула. Если же столб сломается – это настоящая катастрофа, что-то вроде „конца Света“, возврат к Хаосу. Спенсер и Джайлен свидетельствовали, что, согласно мифу, если ломался священный столб, всё племя охватывала тоска, его члены скитались ещё некоторое время, а затем садились на землю и умирали».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как спас Ты Петра, воззвавшего среди волн, поспеши спасти и меня, Спасе. Избавь от зверя, простирая руку Свою, и изведи из глубины греховной. Пристанище тихое вижу в Тебе, Владыка Христе: поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния. Я словно драхма с изображением царским, потерянная в древности Тобою, Спасе [Царю]. Но светильник зажги, Слово, — Предтечу Своего, — поищи и найди Свой образ. Прп. Марии Египетской: Дабы пламя страстей угасить, о Мария, всегда реки слёз изливала, душу свою воспламеняя любовью Божественной ! Тех слёз благодать подай же и мне, твоему рабу. Прп. Марии Египетской: Бесстрастие небесное стяжала ты, матерь, возвышеннейшим на земле житием. Молись же , да избавятся по молитвам твоим от страстей и все , тебя воспевающие. Прп. Андрею Критскому: Тебя, Критского пастыря и святителя (5), и ходатая за вселенную зная, к тебе прибегаю, Андрее, и взываю к тебе: «Избавь меня, отче, из глубины греха!» Слава: «Аз есмь Троица простая и неразделяемая; различаемая по Лицам, и Единство, естеством соединённое», — Отец возглашает, и Сын, и Божественный Дух. И ныне: Чрево Твоё родило нам Бога, принявшего образ наш. Его же — Создателя всех — моли, Богородица, да молитвами Твоими на Страшном Суде оправдаемся. Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что спишь ты? Конец приближается, и скоро ты смутишься. Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, везде пребывающий и всё наполняющий! Икос: Христову лечебницу видя отверстой и здравие, из неё Адаму истекающее, диавол страдал, поражённый, и словно в бедствии рыдал, и ко друзьям своим возопил: «Что могу сделать с Сыном Марии? Убивает меня Вифлеемлянин, везде пребывающий и всё наполняющий!» Песнь 7-я Ирмос: Согрешили, сотворили беззаконие и неправду пред Тобою. Не соблюли, и не сотворили, что заповедовал Ты нам. Но не предай нас до конца, отцов Боже! Согрешил, жил в беззакониях и нарушил заповедь Твою, ибо во грехах я родился и добавил раны к язвам своим. Но Сам меня помилуй, Милосердный, отцов Боже. Тайны сердца своего исповедал я пред Тобою, Судиёй моим. Воззри на смирение моё, воззри и на скорбь мою, внемли самоосуждению моему ныне и в сострадании Сам меня помилуй, отцов Боже.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

Понедельник первой седмицы Великого Поста Истинный пост есть устранение от злых дел. Святитель Василий Великий Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время. Чтение канона прп. Андрея Критского Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фото: Патриархия.Ru Первая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки. Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.

http://pravoslavie.ru/1602.html

Здесь Я бываю для тебя жемчужиной и покупаюсь. Здесь Я являюсь для тебя пшеницей и как бы зерном горчичным. Здесь бываю для тебя закваской и заквашиваю смешение твое… Итак, если от здешних вещей ты познаешь Меня… то и там также будешь иметь Меня, и Я неизреченным образом сделаюсь для тебя всем. Если же отойдешь отсюда, не ведая действий Моей благодати, то и там найдешь во Мне только безжалостного судию 236 . Опять же прп. Симеон истолковал тропологически три основных ключевых образа: зерно, человек, поле. Прп. Симеон расширяет значение образа зерна за счет толкования, которое поясняет, что Царство Божие – благодать Духа Святого. Кроме этого, смысл притчи расширяется за счет нравственно-аскетических комментариев прп. Симеона о том, как и когда это зерно необходимо взращивать. Отсюда видно, что прп. Симеон уточняет для современного ему слушателя тот смысл, который содержится в образах Христа. Причем делает это он в контексте современного ему богословия, образа жизни (монашеского), а также целей и задач, которые ставит перед собой. Интересно, что прп. Симеон не объяснил образ птиц. Однако толкование этому образу есть в комментариях блж.  Феофилакта Болгарского : птицы – люди, которые парят к горнему, или же парящие умом, т. е. заблуждающиеся, язычники; ветви – учение Христа или же апостолы, которые несут это учение 237 . 3.3.2.3. Тропологическое толкование и христианское богослужение Тропологический подход к Писанию характерен и для богослужения Православной Церкви. Главная цель чтения Писания за богослужением – помочь верующим стать участниками описанных в нем событий, приобщиться к опыту библейских персонажей и сделать его своим собственным опытом 238 . Великий канон прп.  Андрея Критского содержит целую галерею библейских персонажей из Ветхого и Нового Завета. В каждом случае пример библейского героя сопровождается комментарием, имеющим отношение к духовному опыту молящегося или призывом к покаянию: «Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?»; «Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов» ( Мф. 15:22 ); «касаюся края ризы, яко кровоточивая» ( Лк. 8:43–44 ); «плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем» ( Ин. 11:33 ); «Священник мя предвидев мимоиде, и левит видев в лютых, нага презре» ( Лк. 10:31–33 ); «но из Марии возсиявый Иисусе, Ты представ ущедри мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

25. Четверг 5-й седмицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверток Великого канона. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Служба совершается по 7-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в четверток 5-я недели постов, егда поется Великий канон», а также по главе Типикона под 25 марта: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», и по главе Типикона под 26 марта: «Собор Архистратига Гавриила» . Примечание. Пение Великого канона прп. Андрея Критского переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. «Тогда прелагается праздника ради Великий канон господина Андрея, и поем его во вторник тояже недели, с трипеснцем вторничным, а трипеснец апостольский поем с праздником Благовещения, и последи катавасия Триоди» (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава). Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 1-м нощи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника. Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай. Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь. Источник: Православие.ру Примечания Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. XXI (35). Иоанн Златоуст, святитель. О Лазаре. Слово 4, 4. Дорофей, авва , преподобный. Душеполезные поучения. Поучение 3. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 17, 1. Ср.: Дионисий Ареопагит , святой. О церковной иерархии. Гл. 7. См.: Иоанн, игумен Синайский, прп. Лествица. Слово 7. § 50. С. 84. Ср. : Ефрем Сирин , св. Слово 107. О вооружении монаху. С. 298; Кирилл Иерусалимский , свт. Поучение огласительное 13. § 36. С. 199. Ср.: Василий Великий, свт. Письмо 42. К его ученику Хилону (39). § 2. С. 517. Ср.: Ефрем Сирин, прп. Слово 8. Обличение самому себе и исповедь. С. 171–172. Ефрем Сирин, прп. Слово 28. Блаженства. Двадцать глав. С. 350–352. В Священном Писании молитва царя Манассии находится в конце 2й книги Паралипоменон. Великое повечерие совершается вечером в первые четыре дня Великого поста — в понедельник, вторник, среду и четверг, на нем читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского . Георгий Кедрин — византийский монах XI–XII вв., составивший всемирную историю от сотворения мира до XI в. На русский язык она не переведена, но обильно цитируется свт. Димитрием Ростовским в его «Келейном летописце», называемом иногда также «Летописью» и «Летописцем». О смерти Каина см.: Димитрий Ростовский, свт. Летопись. С. 131–132. См.: Григорий Нисский, свт. О Шестодневе. С. 15.  См.: Пролог, месяц август, в 15й день.  См.: Там же.  См.: Там же.   Пс.44:11 .  См.: Пс.44:14 .  См.: Ис.7:14 .

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Прп. Марии Египетской: Со всем усердием и любовью прибегла ты ко Христу, Мария, прежний путь греха оставив и в пустынях непроходимых живя, и исполняя в чистоте божественные Его заповеди. Прп. Андрею Критскому: Видим, видим человеколюбие Бога и Владыки, о душа; потому прежде конца припадём к Нему, со слезами взывая: «Андрея молитвами, Спасе, помилуй нас!» Слава: Безначальная, несозданная Троица, неразделимое Единство! Прими меня, кающегося, спаси согрешившего. Твоё я создание — не пренебреги мной, но пощади и избавь меня от огненного осуждения. И ныне: Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе и пристанище застигнутых бурей! Милостивого Создателя и Сына Твоего склони на милость и ко мне молитвами Твоими. Песнь 3-я Ирмос . На незыблемой, Христе, скале заповедей Твоих утверди моё помышление. Огненный дождь ниспослав, испепелил Господь в древности землю Содомскую. На гору спасайся, душа, как и Лот, о котором слышала, и в Сигор укрыться спеши. Беги от огня пылающего, душа моя, беги от Содома горящего, беги от гибели в Божественном пламени. Исповедаюсь перед Тобой, Спасе: «Согрешил, согрешил я пред Тобою, но отпусти грехи мои и прости меня, Милосердный». Согрешил пред Тобою один я, согрешил больше всех, Христе Спасе! Но не отвергни (2) меня. Ты — Пастырь добрый, отыщи меня словно агнца, и не отвергни меня, заблудшего. Ты — вожделенный Иисусе, Ты — Создатель мой, Тобою, Спасе, оправдаюсь я. Троичен: О Троица, Единый Боже! Спаси нас от обольщения, и искушений, и бед. Богородичен: Радуйся Чрево, Бога вместившее, радуйся, престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей. Ирмос . Утверди, Господи, на скале заповедей Твоих колеблющееся сердце моё, ибо Ты — Единый Святой и Господь. В Тебе — Разрушителе смерти — обрёл я Источник жизни и прежде кончины жизни моей взываю к Тебе от сердца моего: «Согрешил я, смилуйся и спаси меня!» Развращенным во времена Ноя подражал я Спасе, и унаследовал их осуждение на гибель в потопе. Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою; будь милостив ко мне! Ибо нет грешника среди людей, кого не превзошел бы я прегрешениями.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

См.: Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 249. См.: Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский. С. 249. О сошествии Иоанна Предтечи во ад. Слово на Святую Великую Пятницу Страстной недели отца нашего Евсевия, епископа Александрийского//Апокрифические сказания об Иисусе… С. 107–108. Там же. С. 109–114. Там же. С. 115. Иларион (Алфеев), еп. Христос… С. 117. Kontakia of Romanos, Byzantine Melodist. Vol. I: On the Person of Christ/transl. and annot. by M. Carpenter. Columbia, 1970. P. 218. В CPG находится среди гомилий Пс.-Евсевия Александрийского: CPG. Vol. III. A Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum. Turnhout, 1979. P. 74. 5526. Иоанн Златоуст, свт. В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 т. СПб., 1905. Т. 11, кн. 2. С. 911–914. XXXVIII. Hymne du triomphe de la Croix//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 263–311. XXXIX. Hymne de l’adoration de la Croix//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 313–353. XLIII. 4e Hymne de la Résurrection//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 485–541. XLIV. 5e Hymne de la Résurrection//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 543–563. Рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Кондак 44//Иларион (Алфеев), еп. Христос… С. 405–410. В этом кондаке ад общается с Адамом. Здесь и далее «ВК» — сокращение от «Великий канон», первая и вторая цифры означают номер песни и тропаря в ней в рамках последования канона на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста. Текст канона и связанных с ним текстов приводится по: Службы Великого поста. М., 2010. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des Oströmischen Reiches (527–1453). München, 1897. S. 673. Ibid. S. 667. Правдолюбов С., прот. Великий канон святителя Андрея Критского (История. Поэтика. Богословие). М., 2023. С. 279–280. Там же. С. 279. Там же. С. 280. Там же. Mioni E. Romano il Melode. Saggio critico e dieci inni inediti.Turin, 1937.

http://bogoslov.ru/article/6192882

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010