80. В Великий вторник Ни в одно время, ни в один день Своей жизни Господь наш Иисус Христос не сказывал таких грозных речей во храме перед лицом знатных иудеев – фарисеев, саддукеев и законников, и никогда так много не говорил Он, как в день настоящий. Грозна Его речь о втором Его пришествии, о разорении Иерусалима, дивны и премудры Его ответы против всех хитрейших возражений фарисейских о подати, седмибратней жене, о заповедях – до того, что никто после этого не мог ни спрашивать Его более, ни возражать; явным же обличением лицемерия фарисеев, их тайных порочных и беззаконных дел и словами: горе вам лицемеры! возбудил в сердцах их страшную злобу против Себя 93 . А верующим в Него сказал многознаменательную притчу о десяти девах и даруемых нам от Бога талантах. В притче мудрые и юродивые девы поучают нас тому, что самые высокие дарования и способности наши могут остаться бесплодными без добрых дел, как светильники без елея. Юродивые девы не имели добрых дел, – оттого светильники их угасли. Упустишь время делать добро, и никогда уже его не возвратишь. И притча о талантах весьма многознаменательна. Всем нам Господь дал те или другие важные дарования; но многие не радят об умножении их: один мог бы знать грамоту, да не хочет учиться; другой имеет доброе сердце, да убивает и развращает оное пьянством и роскошью; тот губит жизнь своей леностью и нерадением; а сей, гоняясь за тенью славы и почестей, занимается такими суетными делами, которые по смерти обратятся ему в укоризну и в поругание. За такое злоупотребление дарами Божиими, Господь отнимет от нас все то, что мы теперь имеем, и отдаст неимущему. Вечная потеря всего лучшего и всего святого угрожает таким нерадивым рабам! Не удивительно, если иудеи, мучимые ненавистью и завистью к Иисусу Христу, не хотели вразумиться такими поразительными и грозными речами Христовыми; мы, христиане, которые видим исполнение слов и предсказаний над иудеями, – почему мы столько беспечны о своем спасении. Неужели и нас, как иудеев, заключил Бог в противление 94 ; довел нас до того, что мы или вовсе не внимаем грозным словам нашего Судии и Бога; или, видя все – не видим ничего, слыша все – не слышим ничего, и знать ничего не хотим? Горе нам, что мы предаемся такому лицемерию, как и фарисеи! Любим принимать приветствия в собраниях, любим почести и титулы, обираем хитростью бедных или заставляем работать на себя; живем и роскошествуем трудами бедняков, не страшимся соблазнять других и словами гнилыми, и неприличной жизнью; а что тайно делаем на ложах своих, о том срамно есть и глаголати.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Великий суд Божий — это снятие всех масок, всех искусственных изображений, всего того, что человек пытался создать, формируя некий положительный образ. Мы все предстанем пред Богом обнаженными — в том смысле, что все искусственное, наносное, специально или случайно вошедшее в нашу жизнь, будет снято, уничтожено; и правда о нашей жизни будет высвечена силой Божественной правды. Притчи, которые Господь произнес во вторник Страстной недели, помогают понять каждому из нас, что произойдет с нами в тот самый момент, когда мы обнаженными предстанем Богу (см. Мф. 24:36 — 26:2). Из трех притч, посвященных теме суда, которые мы сегодня слышали, особое место занимает притча о десяти девах — пяти мудрых и пяти неразумных. Светильники, которые были в руках этих дев, суть образ души человеческой — по крайней мере, так толкует этот евангельский текст святоотеческое предание. Что означает масло в светильниках и что означает пустой светильник? Если светильник есть образ души, то неужели душа человека пуста? Даже если он не верил в Бога, даже если он не сотворил ничего доброго пред очами Божиими, ведь чем-то душа наполняется? Мы же получаем какое-то образование, какое-то воспитание — тем самый формируется некий культурный или бескультурный образ человека, хотя сейчас все это смешано и нет твердого и ясного критерия, который отличал бы одно от другого. Но, в конце концов, есть достижения человека. Некоторые поднимаются по лестнице власти, некоторые обретают большое богатство, экономическое могущество, многие за свою деятельность получают светские награды. Разве все это не наполняет душу? Разве все это не входит во внутреннюю жизнь человека? Да, несомненно, входит и формирует образ человека. Так почему же все то, что перечислено, не считается и не признается ценностью пред Богом? Но ведь это не елей, который питает светильник и дает ему возможность возгореться при встрече Жениха. А значит, все то, что мы чаще всего называем ценностями и достижению чего посвящаем жизнь, ценностями пред Богом не является.

http://patriarchia.ru/db/text/2152992.ht...

Вторая причина – в том, что Христос заранее знал, что Ему предстоит претерпеть в ближайшие дни. Будучи всеведущим Богом, Он знал, что ученики испугаются и разбегутся, видя Его страдания. Ему нужно было показать Своим ученикам, что Он идёт на страдания добровольно , имея все силы покарать любого обидчика. На чём показать эту силу так, чтобы это было доходчиво, но чтобы при этом не пострадали люди? На бездушном дереве Господь и показал Свою силу, заодно символически напомнив историю с райской смоковницей и грехопадением первых людей. Великий Вторник Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия Прощаясь со Своими учениками, Христос часто говорил им о Своем втором Пришествии, о том, что Он снова вернется на землю для последнего и окончательного суда. Он говорил об этом открыто, но чаще – в притчах, простых рассказах, на различных житейских примерах, пояснявших религиозные истины. Одной из самых красивых притч является Притча о десяти девах, которая вспоминается на утрене Великого Вторника. Вот эта притча. Девушки, подружки невесты, вышли встречать жениха, по древнему обычаю, со светильниками в руках. Был уже вечер, а жених ехал издалека и задержался в дороге. Девушки уснули в ожидании, и масло у них в лампадках прогорело... Вдруг, уже в полночь, кричат: «Выходите встречать! Жених идет!» Пятеро предусмотрительных подружек подлили масла, которое взяли с собой, снова зажгли светильники и пошли встречать драгоценного гостя, а другие пять побежали искать, где купить масла, потому что не имели с собою его запаса. Пока они искали, жених приехал, зашел в дом, тяжелые ворота закрыли, и начался свадебный пир, на который не попали искавшие масла. О чем эта притча, как истолковать её? Долгожданный гость – это Сам Христос, обещавший вернуться на землю во второе Свое Пришествие. Однако слишком долго люди ждали Его, и, пока ждали, – заснули. Под «сном» здесь имеется в виду смерть. Ждет христианин пришествия Господа, умирает, не дождавшись, и светильник его жизни гаснет... Полуночное время означает неожиданное, внезапное пришествие Христа, ведь никто не мог подумать, что жених из притчи приедет ночью. Так и голос ангела прозвучит внезапно: «Восстаньте, Христос идет!» Это о всеобщем воскресении в последний день мира, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Богом на окончательный суд. У кого был с собой запас масла, то есть добрые дела, – войдет на светлый, праздничный райский пир, а у кого с собой такого запаса нет – останется в адской тьме, за закрытыми дверями.

http://pravoslavie.ru/159957.html

Не будем говорить о том, что нередко и наши святые храмы из молитвенных мест и мест священнодействий, особенно святейшего таинства причащения, обращаются в обыденные места бесед, показности и наблюдений над другими, и нередко в места пересудов, в которых мы не чувствуем особенного благодатного присутствия Божия. Но есть в каждом из нас еще внутренний храм – наше сердце – как источник и начало нашей внутренней, духовной жизни. Избранные быть храмами Св. Духа, вместилищем благодати Божественной, не часто ли мы нарушаем чистоту этого внутреннего нашего храма, делаем его началом греховным, и таким образом удаляем его от Бога?... Страсти житейские, разнообразные привычки греховные, кажется, всего чаще наполняют его; стоит лишь каждому обратиться к себе, познать себя, осмотреть все прошедшее, и это откроется ясно само собою; вместо любви к Богу найдется, быть-может, в нас любовь к миру и ко всему мирскому, то, что отвлекает нас от Бога, – вместо сосредоточенности в самих себе, собственного самоиспытания и самопознания – страсть наблюдать за другими, судить и рядить других, – вместо желания добра ближним – зависть, – вместо любви к молитве – небрежение ею и т.п. Все это недостойно нашего христианского сердца, как избранного быть сосудом благодатным, – все это омрачает наш внутренний храм; и наш нравственный долг – из собственного самоспасения – изгнать из себя все, что лишает чистоты и светлости наше сердце, очистить его и сделать достойным присутствия Божия и утвердить его в любви христианской. На это-то и Спаситель указывает нам, когда говорит: «се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со мной» ( Откр.3:20 ). Аминь. Поучение в Великий вторник Высшая, как имеющая свое начало от бесконечного Бога, она и усвояется главным образом верою, легко принимается только верующими сердцами, как сродная им и близкая; таким образом здесь нужно прежде всего сердце чувствующее, а потом уже ум человека; но лишь только она встречается с испытующим умом, отрешившимся от божественного руководства, умом не твердым в вере, – лишь только она встречается с мирской наукой, действующей вне области Божественного авторитета и стремящейся основаться на собственных началах ограниченных и узких, встречает упорное сопротивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Он Сам исповедал необходимость веры для человека, и сказал: «верующий в Него не погибнет, но имеет вечную жизнь, – верующий в Него не будет осужден, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал в Единороднаго Сына Божия» ( Ин.9:16–18 ). Итак, вера в Спасителя есть основание нашего оправдания во Христе (в т. покаяния) и основание нашего единения в Нем (в т. причащения). Братья! будем же иметь эту твердую веру во Христа, и тогда все пререкания лжеименного человеческого ума, в роде вопросов фарисеев и книжников, сами собою будут являться для нас ложными. Аминь. Поучение в Великий вторник Весте, яко по двою дни Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие ( Мф.26:2 ) День за днем все ближе становимся мы ко времени воспоминаний самых страданий Спасителя, когда Он, как непорочный Агнец, имел принести Себя в жертву и пролить свою бесценную кровь за грехи мира, за всех людей, и каждого из нас. День за днем события этой недели становятся разительнее, – воспоминания тяжелее и впечатлительнее, дух злобы действует решительнее к унижению Его. Каким же образом Он, Спаситель наш, готовится к этим чрезвычайным событиям, от века предопределенным в тайне Божества? Следя последовательно за событиями последних дней, начиная с Его входа во Иерусалим, мы видим, что Он, как уже готовая жертва по любви к человеку, не смотря на решительное определение Синедриона строго наблюдать за Ним, чтобы схватить Его и убить, ежедневно приходит из Вифании, где Он проводит ночи в преданном семействе Лазаря, во храм Иерусалимский, и здесь в этом доме Божием – доме молитвы проводит целые дни. Здесь – в дому Отца Своего, волю которого исполняет, находит себе утешение и подкрепление в своих предстоящих страданиях, – здесь открывает, для подкрепления своих верующих и утверждения веры в других, и силу Свою и Отца Своего, в различных знамениях и чудесах, совершаемых на пользу и благо людей (различные исцеления больных), здесь открывает как пред лицом преданных Ему, так и врагов, положивших непременно схватить и убить, только не при народе, свое значение, как Мессии – помазанника, в своем учении, которое Он постоянно предлагал народу, в обличениях, с которыми Он обращался к своим врагам-первосвященникам и книжникам иудейским, и которыми всегда приводил в затруднение и заставлял молчать. Для этого достаточно припомнить его ответы на данные ими вопросы о подати, воскресении мертвых и достоинстве заповедей, – достаточно припомнить его обличительную речь, в которой он с такою строгостью предвещает им «горе» за их соблазнительную жизнь, за их извращение закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Страстная Седмица На Страстной Седмице мы вспоминаем последние дней земной жизни Иисуса Христа, когда Он принёс Себя в жертву на кресте за грехи человечества. От слова «страдания» (по-славянски – «страсти») происходит название этих семи дней. По своему огромному значению, которое они имеют, как в церковном календаре, так и вообще для спасения человечества, их принято именовать великими: Великий Понедельник, Великий Вторник... Каждый из дней Страстной седмицы посвящён определённой теме, основному событию, произошедшему в этот день, по евангельскому повествованию. Великий Понедельник Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в. Великий Понедельник посвящен очень странному чуду, совершённому Христом, а именно – погублению смоковницы (инжирного дерева). После торжественного входа в Иерусалим Христос вышел из города и ночевал в предместье, и вот, идя утром к городским воротам, Он увидел смоковничное дерево. Подойдя к нему, Христос демонстративно поискал плодов, но их не оказалось, ведь была весна, и ещё не время было созреть инжиру. «Да не будет от тебя плода вовек» (ср. Мк. 11, 14), – сказал Господь и пошёл дальше. А на следующий день ученики увидели смоковницу засохшей... Получается, Христос проклял её Своим словом, а слову Господа ничто не может сопротивляться. Но зачем сотворил Христос такое «отрицательное» чудо, зачем погубил ни в чем не повинное дерево? Зачем сотворил Христос такое «отрицательное» чудо, зачем погубил ни в чем не повинное дерево? Ответ кроется в первых главах Библии. Когда Адам и Ева нарушили заповедь Божию и съели плод от запретного древа, то вместо того чтобы увидеть себя богами, как они хотели, они лишь увидели свою наготу. Устыдившись, они сшили себе одежду из листьев смоковницы. За своё отпадение от Бога первые люди были изгнаны из рая, и вот теперь Христос пришёл, чтобы снова открыть людям путь в рай. Он проклинает смоковницу, напоминая о той самой смоковнице в райском саду, которая дала людям первые одежды греха. Кстати, возможно, что то самое Древо познания добра и зла, которое многие художники изображают яблоней, было именно смоковницей, и логично, что именно из её листьев первые люди сделали себе одежду. Христос проклинает именно смоковницу – дерево, напоминавшее о грехопадении Адама и Евы, хотя в самом дереве, в самом инжире, конечно, никакого греха не было.

http://pravoslavie.ru/159957.html

Господи, помилуй. (40 раз.) Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим: души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней. Огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры, и в разум неприступныя Твоея славы: яко благословен еси во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец: Аминь. И глаголет священник молитву святаго Ефрема: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон великий.) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Поклон великий.) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон великий.) Таже малых 12, глаголюще в себе на кийждо поклон: Боже, очисти мя, грешнаго. И паки: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. (И поклон един великий.) Чтец: Аминь. Владыко Боже, отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010