Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа Твоего» (славник стихир на «Хвалитех», утреня, Великий Вторник). Девы – образ восходит к притче о Женихе и мудрых и неразумных девах ( Мф.25:1–13 ). «Да уяснится свеща, да преизлиется сия и елей, якоже девам тогда сострадание, да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Понедельник). Десница – образ «десницы» в гимнографических текстах всегда имеет положительную коннотацию и основан на уповании, что на Страшном Суде праведники займут место одесную Бога 622 . «Егда сядеши судие, разлучаяй якоже рекл еси, пастырь от овец козлища, Спасе, стояния онаго избави нас, не лиши же нас божественныя десницы Твоея» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). Древо (также см. Крест) – древо познания в раю ( Быт.2:9 ). " Древом Адам рая бысть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Ов убо вкуш, заповедь отверже сотворшаго, ов же сраспинаем, Бога Тя исповеда таящагося: помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем» (блаженны, утреня, Великий Пяток). Ева вторая (синоним – Ева другая) – образ грешной души, в данном контексте госпожи-египтянки, покушавшейся на целомудрие юноши (синаксарь, Великий Понедельник). " Вторую Еву египтяныню обрет змий глаголы, тщашеся ласканьми запяти Иосифа: но той оставив ризу, бежа греха, и наг не стыдяшеся, якоже первозданный прежде преслушания. Того молитвами Христе помилуй нас» (славник стихир на «Господи, воззвах», вечерня, Великий Понедельник). Евреи (синоним – «еврейстии людие», «иудее, Иуда») – образ предательства Христа. «Един от вас лестию предаст Мя, евреем продав в нощь сию, сие Христос возопив смущаше други: тогда един ко единому, недоумеваяся колебашеся» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Да распнется, вопияху еврейстии людие со священники и книжники, Иисус Христос. О людие невернии! Что бо сотвори явивыйся, воздвигнувый Лазаря от гроба, и путь сотворивый человеком на спасение» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Он всегда заботился только об одном внешнем благоукрашении, презревая внутреннюю богообразную скинию и тем самым пренебрегая дарованное ему царское благородие, погубил доброту первого образа (ср.: Великий канон, песнь 2–я, четверток 5–й седмицы). Согреших — вот к какому сознанию должен прийти человек, осознавший свою виновность, а вместе и греховность. Согреших, исповедаюся Тебе, Господи, блудный аз, не смею на Небо воззрети очима, оттуду бо отпад, бых окаянен; согреших на Небо и пред Тобою и несмь достоин нарещися сын Твой; самого себе отрицаю, не требую оглагольников, ниже паки свидетелей: имам обличающий мя блуд, имам обличающее злое житие, имам посрамляющую одержащую мою наготу, к срамоте же рубы, имиже одеян есмь (вторник 3–й седмицы, утро, на стиховне самогласен). Размышляя о множестве своих согрешений и уязвляясь жалом совести, которая как бы огнем жжет его, он в недоумении и скорби о своих грехах взывает: Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? (Великий канон, песнь 1–я). Он ужасается и боится, размышляя о жизни своей, полной зла и падений. Како Тя усрящу? Како явлюся Тебе страшне? Како же предстану неумытному Твоему судищу? (вторник 2–й седмицы, 2–й канон, песнь 2–я). К тому ли был призван? То ли делал, что должен был делать, как почтенный пред всеми другими тварями разумом, способностью рассуждать и взвешивать свои поступки? В деле обращения грешника громадное значение имеет мысль о будущей жизни, страх грядущего наказания и вечных мук. Грешник знает, что смерть не прекратит его бытия. И если его злые дела даже здесь, на земле, не всегда приносят удовлетворение, а чаще причиняют только муки разочарования и неудовлетворенности, то в будущей жизни, где уже никакой цены не будет иметь то, что на земле иногда дает еще некоторое удовлетворение, хотя, быть может, и ложное, — что будет он чувствовать там, в брачном чертоге Жениха Христа, не имея одеяния брачного? (ср.: Великий Вторник, стихира на хвалитех).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

— Расскажите подробнее о службах Великой недели. — В первые дни недели: понедельник, вторник и среду, службы практически одинаковые. Поэтому по возможности можно посетить хотя бы одну из этих вечерних служб (воскресенье вечер, понедельник вечер и вторник вечер). В каждой службе все зависит от того, какие читаются главы из Евангелия. В Великий Понедельник вспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф , которого братья продали в Египет. Это прообраз страдающего Христа. Также в Понедельник вспоминается бесплодная смоковница. Говорится о том, что нам нужно трудиться, чтобы были плоды. Она символизирует, в первую очередь, духовные плоды. Бесплодная смоковница — это бесплодная душа, которая не приносит истинной веры, молитвы, покаяния, добрых дел. В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников. Это напоминание о том, чтобы мы не гордились собой. Также в этот день мы вспоминаем о Страшном суде, о воскресении мертвых, о десяти девах, о талантах. Фото: spbda.ru В Великую Среду вспоминается предательство Иудой своего Учителя за 30 сребреников. Это небольшая сумма, которую платили за раба. И это оказалась цена за Самого Создателя мира. Иуда мог бы поторговаться — ему дали бы больше. Но душа настолько поглощена была грехом, что ему даже неважно было, сколько именно заплатят. Его радовал сам факт получения денег. — Иуда сделал то, что предначертано? Может, какую-то часть его вины этот факт снимает? — Это был выбор свободной воли человека. То, что Господь знал, что Иуда так поступит, не снимает вины этого человека. Единственное, какое может быть оправдание Иуде, это то, что он символизировал весь ветхозаветный мир, который уже одной ногой стоял в аду. С одной стороны, у иудеев была истинная вера, единственно правильное понятие о Боге. С другой стороны, к этому времени уже возникло настолько сильное искажение этой истины, что в результате ветхозаветные люди практически создали свою личную религию. Почему Господь столько времени уделяет разговору о фарисеях, книжниках? Это были люди, которые заменили истинную религию на личную. Они даже не знали слова «милость», и это главное их искажение. Фарисеи руководствовались неверными понятиями о спасении человека. Произошла подмена религии.

http://pravmir.ru/xristos-na-krest-a-my-...

Впрочем, повествование о смоковнице поставлено здесь отцами ради сокрушения, а об Иосифе – потому, что он – прообраз Христа. Смоковница – это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода, которую Господь наутро, т. е. после сей жизни, не найдя у нее покоя, иссушает проклятием и посылает в вечный огонь, и стоит (она как) некий иссушенный столб, устрашающий не творящих достойного плода добродетелей. Молитвами Иосифа прекрасного, Христе Боже, помилуй нас. Синаксарь во Святой Великий Вторник Стихи: Великий Вторник нам приносит десять дев, Услышавших от неподкупного Владыки приговор. Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя ( Это было на горе Елеон – см. Мф. гл. 21, 22, 25 ) в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине; потому что Он много говорил им о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо это действительно великая (добродетель). Но чтобы кто, подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых, приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых – неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню – несравненно (меньшую). Потому они и неразумные, что, выполнив большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо были так же побеждены через богатство, как те – через плоть. Когда же кончилась ночь сей жизни,  задремали все  ( Мф.25:5 ) девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть. И когда они спали,  в полночь раздался крик  ( Мф.25:6 ). Одни, взявшие много елея, вошли с женихом, когда открылись двери; а неразумные, имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его. Мудрые же хотели дать, но не могли и перед тем как войти сказали:  чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите (лучше) к продающим,  то есть к бедным,  и купите (себе)  ( Мф.25:9 ), — но бесполезно, ибо после смерти это невозможно, как и (в притче) о богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: трудно  перейти отсюда  туда (Ср.:  Лк.16:26 ). Однако неразумные, придя непросвещенными, так взывали, стуча в двери:  Господи! Господи! отвори нам  ( Мф.25:11 ). Сам же Господь дал им тот страшный ответ, сказав: Отойдите,  не знаю вас  ( Мф.25:12 ); ибо как вы могли бы увидеть жениха, не имея приданого, т. е. милостыни?

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Великий пост без фейсбука, или 10 правил информационного детокса «Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…» 22 марта, 2016 «Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…» На время Великого поста я решила уйти из фейсбука – не радикально, потому что это один из моих рабочих инструментов, а так, чтобы «не видеть суеты». Просмотр ленты, особенно после очередного новшества, сделавшего невозможным чтение записей в хронологическом порядке и подсовывающего каких-то «друзей друзей» и плоды их лайков, отнимает слишком много времени. Его можно было бы потратить с большей пользой. Уделить необходимое внимание молитвенному правилу, читать Священное Писание. Доделать давно обещанное. Реализовать запланированное. Вместо этого я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы ловлю себя на том, что читаю в ленте какую-то ерунду про очередные чудеса украинского политикума, болтаю с коллегой в чатике о третьестепенных вещах и прохожу дурацкий тест на AdMe – угадываю возраст совсем не интересных мне актеров. Притом что я знаю: кого угодно можно загримировать как угодно, а у меня с детства проблема с распознаванием лиц. Начиналось всё невинно: надо зайти поставить анонсы пары душеполезных материалов с нашего сайта (и ведь действительно читают, делают перепосты, благодарят, всё здорово) да списаться по срочному рабочему вопросу с человеком, с которым другой связи нет. А тут в ленте прям сверху хорошие тексты о борьбе со страстями – спасибо коллегам с дружественных ресурсов за работу, надо зайти почитать и какую-то духовную пользу для себя извлечь. А если немного вниз пролистать? И полетели… вниз. 10 «нет» контенту в соцсетях: 1. Не проходите тесты . Никогда вообще. Они создаются для получения доступа к вашей конфиденциальной информации или, в лучшем случае, для сбора поведенческой статистики для рекламных кампаний. Обращали внимание, что тесты запрашивают разрешение смотреть ваш профиль, список контактов, а то и читать личные сообщения? Вы уверены, что хотите предоставить эти данные третьим лицам? К тому же информативность этих тестов стремится к нулю: система случайным образом выбирает один из подходящих всем результатов. Проходить тесты в соцсетях – не только тратить впустую свое время, но и рисковать своей безопасностью.

http://pravmir.ru/spasti-dushu-ot-feysbu...

ниже, Табл. утр.), причем возглашение диаконом: «И о сподобитися», бывает «точно к началам евангелистов» (т.е., каждый раз только пред теми чтениями, которым начинаются с 1-й главы каждого из четырех Евангелий, а также и при первом чтении Евангелий на 3-м часе каждого дня), пред дальнейшими же чтениями одного и того же евангелиста указанного возглашения не бывает, а прямо возглашается: «Премудрость, прости, услышим св. евангелиа» и проч. На всех часах во всю Страстную седмицу, а также на изобразительных в ту же седмицу, кроме среды (о ней см. ниже), по «Отче наш», вместо обычных в св. Четыредесятницу тропарей и проч. песнопений, положен только кондак Триоди; отпуст в понедельник, вторник и среду – «Грядый Господь» (см. 587 стр.). В остальном, порядок совершения часов и изобразительных в понедельник, вторник и среду – такой же, как и в обычные дни св. Четыредесятницы, а конец изобразительных (после великих поклонов) – как в среды и пятки св. Четыредесятницы (о чем см. ниже, в Табл. изобразит.). – В понедельник, вторник и среду совершается в соединении с вечерней литургия преждеосвященных Даров; порядок этой службы – тот же, как в среды и пятки св. Четыредесятницы, но только вход на вечерне бывает с Евангелием (а также положенный на ней обычные две паремии читаются: 1-я – из кн. Исход, а 2-я – из кн. Иова) и после «Да исправится» и 3-х великих поклонов положено чтение Евангелия, а в конце литургии – отпуст особый (см. ниже, Табл. литургии преждеосв. Даров). – На всех повечериях, начиная с вечера недели Ваий (на Великий понед.) и кончая четвертком Страстной седмицы, доложены из Триоди трипеснцы св. Андрея Критского , а в пяток полный канон Симеона Логофета ; на этих повечериях, как и на утрене (см. выше), ирмосы поются по 2-ды и в 8-й раз на катавасию (причем в понедельник в начальной песне, имеющей два ирмоса, поемых каждый тоже по 2-ды, на катавасию поется 2-й ирмос: «Видите, видите»); по 9-й песни ирмос ее поется на катавасию вместо «Достойно» (см. в Триоди Пост. Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма . Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется . На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются. После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон . Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды). Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются. Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пяток – «Скоро предвари...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Не убойся, левит, блаженной части своей! Не смущайся тем, что иногда тебе приходится поднимать меч на родных и близких своих. Ведь, по закону духовному, едва не все очищается кровью. Во всяком случае, без кровопролития не бывает оставления греха ( Евр. 9:22 ), и кровь, с живущим в ней грехом, царствия Божия наследити не может ( 1Кор. 15:50 ). Так что не раздумывай и не трогайся сожалением к крови, убивающей вечной смертью снисходительных к ней. Проклят в очах Божиих всяк левит, возбраняяй мечу своему от крове ( Иер. 48:10 )! Меч необходим в духовной жизни. Без него нет возможности избавиться от вредоносной крови, служащей пищею порокам, и получить средство умершим для пороков начать новую жизнь – жизнь для Бога. Всякий, умирающий от левитова меча, плачет, сокрушаясь о грехе своем, но при этом получает великое упование и надежду на участие в будущих благах, потому что умирает не от болезни своей греховной, но от меча левита, который есть Слово Божие, дающее всякому земнородному спасение и жизнь вечную. Продолжение следует… 7 В переводе на русский: «Адам достойно был изгнан из Едема, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спасе, что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные наставления» (Канон Великий.//Триодь Постная. В понедельник первыя седмицы Великого поста. Песнь 1-я. С. 90). 15 В переводе на русский: «Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал, никогда не приносил Тебе приятных даров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной» (Канон Великий.//Триодь Постная. Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 1-я. С. 101). 18 В переводе на русский: «Как Каин, так и мы, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву порочную – дела нечестивые и жизнь невоздержанную: поэтому мы и осуждены» (Канон Великий.//Триодь Постная. Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 1-я. С. 101). 19 В переводе на русский: «Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не тому Ламеху, жестоко окаменив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями» (Канон Великий.//Триодь Постная. В среду первыя седмицы Великого поста. Песнь 2-я. С. 113).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

37 В переводе на русский: «Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире» (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 122). 38 Примечательно, что Сигор – единственный город Содомского пятиградия, который, по просьбе Лота, был пощажён Богом во время уничтожения Содома и Гоморры. В Сигоре впоследствии укрылся Лот со своей семьёй после катастрофы, обрушенной на Содом и Гоморру. 39 В переводе на русский: «Господь некогда пролил дождем огонь от Господа, попалив неистовое беззаконие содомлян; ты же, душа, разожгла огонь геенский, в котором должна будешь гореть». (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 2-я. С. 122) 40 В переводе на русский: «Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом и родив нового Измаила – дерзость». (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 122) 41 В переводе на русский: «Зная, бедная душа моя, как Исаак принесен таинственно в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости». (Канон Великий.//Триодь Постная. В среду первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 113) 46 В переводе на русский: «Ты знала, душа моя, о представлявшейся от земли до неба Иаковлевой лестнице, почему же ты не стяжала безопасного восхода – благочестия». (Канон Великий.//Триодь Постная. В четверг первыя седмицы Великого поста. Песнь 3-я. С. 122) 49 «Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумного восшествия: аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися». (Канон Андрея Критского . В понедельник первыя седмицы Великого поста. Песнь 4-я. С.91) 50 «Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив» (Канон Андрея Критского . Во вторник первыя седмицы Великого поста. Песнь 4-я. С 102)

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010