В зависимости от совершения в различные периоды годового круга часы бывают великопостные, вседневные, великие (царские), пасхальные. Великопостные часы совершаются, помимо седмиц Великого поста, также в среду и пяток Сырной седмицы, с понедельника по среду Страстной седмицы. Их уставные особенности: пение тропарей и кондаков данного часа, а также чтение покаянной молитвы преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Царские часы совершаются накануне двунадесятых праздников: Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий пяток. На этих праздниках Первый, Третий, Шестой и Девятый часы соединяются вместе. Царскими они называются отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Состав молитвословий, чтений и песнопений на царских часах значительно отличается от последования часов вседневных. Здесь читаются особые псалмы, тропари, а также отрывки из Священного писания – паремии, послания апостолов, Евангелие. Пасхальные часы служатся в течение всей Светлой Пасхальной седмицы и отличаются не только составом песнопений, но и структурой, включающей в себя исключительно пасхальные песнопения. Вседневные часы бывают во все остальные дни года. Их уставные особенности – вместо тропаря и кондака часа читаются тропарь и кондак праздника или дня. Если по каким-либо причинам в храме не совершается Божественная Литургия, то после последования часов служатся так называемые изобразительны. Это краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной Литургии, которая своими молитвословиями и песнопениями являлась ее изображением или подобием. В состав изобразительных входят те песнопения Литургии, во время которых не происходит священнодействий, связанных с Освящением, Возношением и Причащением Святых Даров. Это 102, 145 псалмы, гимн «Единородный Сыне», стихи заповедей блаженств, Символ веры , молитва «Отче наш», прочие песнопения и молитвословия. 3. Богослужения седмичного (недельного) круга Седмичный круг и система осмогласия, день Воскресения Христова, дни седмицы в новозаветные времена – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воспоминаемые события: ветхозаветная суббота и история ее празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

64. Все дни Страстной седмицы называются великими, потому что они исполнены воспоминаний о событиях величайшей важности – для всего человечества. Особенное величие видно тогда и в богослужении Церкви. Первые три великие дня (понедельник, вторник и среда) посвящены воспоминанию того, как Агнец Божий вземляй грехи мира, всенародно приготовлял не столько себя, сколько других к жертве, Им приносимой. Следуя сему намерению Господа, и Церковь , в эти дни, готовит чад своих к уразумению, или к живому сознанию величия той же божественной жертвы. На утрени (после шестопсалмия) возбуждает всех к духовному бодрствованию песнь: «Се Жених грядет в нолунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща!» Кто же сей Жених? для чего приходит Он? и чего хощет от нас? Это весьма нужно повторить теперь Христианину и обратить в предмет постоянного размышления. Для сего, в эти три дня, на богослужении часов 41 прочитывается все четвероевангелие, как изображение жизни, учения и дел Господа нашего на земли. Для того же воспоминается величественное пророческое видение живой таинственной колесницы ( Иез. 1:2, 3:1–3 ), носящей на себе Господа славы и образующей Церковь земную и небесную. Как необходимо нам божественное избавление от греховного плена, о том можем размышлять при чтении первой главы Исхода (на вечерни), описывающей бедствия Израильтян в Египте и дивное приготовление им избавителя в Моисее – образе Избавителя всемирного; а каким терпением, каким самоотвержением долженствовал Спаситель победить исконного врага нашего, некоторое подобие того находим в истории страданий Праведного Иова, читаемой в сии святые дни (2-я паремия на вечерни). В теже три дня прочитывается вся книга Псалтири, и таким образом повторяются как важнейшие пророчества о Спасителе, в ней содержащиеся, которых исполнение представляет всего более страстная седмица, так и молитвы, коими должно исполняться в это время верующим. После сих дней, Псалтирь как бы уступает место самим событиям евангельским, и не читается в Церкви до новой недели (Фоминой).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Вечерня Вечерня бывает малая, вседневная и великая. Повечерие Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении). Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия. Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5й седмицы Великого поста). Полуношница Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием. Часы Часы — 1й, 3й, 6й и 9й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные. Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою. Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1й, 3й, 6й и 9й и за ними бывает чин изобразительных. Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1й соединяется с утренею, а 3й, 6й и 9й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3й и 6й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Наступила Неделя о Страшном суде . Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен – в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день Церковь поминала всех «от Адама доднесь усопших в благочестии и вере» и особенное моление воссылала за тех, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…» И за тех «яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…» В воскресенье читали за Литургией Евангелие о Страшном суде. Дни были страшными, похожими на ночные молнии или отдаленные раскаты грома. Во мне боролись два чувства: страх перед грозным судом Божьим и радость от близкого наступления масленицы. Последнее чувство было так сильно и буйно, что я перекрестился и сказал: – Прости, Господи, великие мои согрешения! Масленица пришла в легкой метелице. На телеграфных столбах висели длинные багровые афиши. Почти целый час мы читали с Гришкой мудреные, но завлекательные слова: Кинематограф «Люмьер». Живые движущиеся фотографии и кроме того блистательное представление малобариста геркулесного жонглера-эквилибриста «Бруно фон Солерно», престидижитатора Мюльберга и магико-спиритическ. вечер престидижитатора , эффектиста, фантастического мастера эскамотажа , прозванного королем ловкости Мартина Лемберга. От людей пахло блинами. Богатые пекли блины с понедельника, а бедные с четверга. Мать пекла блины с молитвою. Первый испеченный блин она положила на слуховое окно в память умерших родителей. Мать много рассказывала о деревенской масленице, и я очень жалел, почему родителям вздумалось перебраться в город. Там все было по-другому. В деревне масленичный понедельник назывался – встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомка; четверг – перелом; пятница – тещины вечерки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы и прощеный день. Масленицу называли также Боярыней, Царицей, Осударыней, Матушкой, Гуленой, Красавой. Пели песни, вытканные из звезд, солнечных лучей, месяца – золотые рожки, из снега, из ржаных колосков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

О. Симеон Мии из Кёото пишет, что «11-го числа сего месяца (нового стиля), в день государственного праздника „Кигенсецу” отслужен молебен пред начатием учения и, с помощью Божиею, открыта наша Православная Женская школа в Кёото». И продолжает: «Да будет навсегда этот день достопамятным днем основания этой школы до тех пор, пока Японское государство будет существовать. С нами вместе торжествовали сей день сестры и некоторые братья этой Церкви, и даже иностранные единоверцы – греки. По окончании молебствия и проповеди в Церкви наставница и матушка новонасажденной школы Н. П. Такахаси пригласила всех этих – собравшихся на молитву – к себе в школу на трапезу и угостила нас по-тоокейски». Ученицы пока только четыре. Но о. Мии надеется, что скоро наберется много, и, конечно, наберется, – Он пишет еще, что «несколько искренно приготовляющих себя к крещению» в Кёото и в Оцу, куда он с катехизатором поочередно ездят для проповеди каждую неделю. 4/17 февраля 1902. Понедельник. Днем писание Отчета, вечером перевод Страстной Седмицы. 5/18 февраля 1902. Вторник. То же. Письмо из Кёото Надежды Такахаси с более подробным, чем у о. Мии, описанием открытия школы. Четыре ученицы – язычницы, хотя родители или родственники их христиане; подчиняются ученицы вполне христианскому школьному режиму; на полуцерковном содержании. 6/19 февраля 1902. Среда. Отчеты и корректура Первой недели Великого поста. Регент Алексей Обара повенчан вторым браком с какой-то, тоже уже бывшей замужем; она научена немного христианству и на днях крещена. Обара – совсем кощец, без одного легкого, по фигуре – на ладан дышит, а женится! Жаль, если скоро израсходует остаток жизни; хороший регент, заменить будет некем. 7/20 февраля 1902. Четверг. Сиина Гордий ушел с церковной службы – туда дорога! Но ушел-то нахалом. Как видно, место для какой-то службы вне Миссии у него уже было найдено, поэтому когда ему вчера Сенума стал советовать оставить Юридическую школу, чтобы хорошенько готовиться здесь к своим классам, он рассердился и сказал, что бросает здесь службу. Сегодня утром пришел объявить мне об этом, но с претензией: Самые великие отцы Церкви: Василий Великий , Григорий Богослов – были адвокатами, и он хочет, подражая им, получить адвокатский диплом, но этого ему здесь не позволяют, поэтому он уходит. И ушел. Но причину своего ухода окончательно свернул на меня, будто я его прогнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго. Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней). В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота). В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота ), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим.

http://pravenc.ru/text/150109.html

5/18 марта. Начало Великого поста В 9 1/2 началась спевка Аликс и дочерей с диаконом, а через полчаса Часы. За обеими службами они (Императрица и Великие Княжны  — РН  ) пели, так как певчие не могут петь четыре раза в день. Погода была лучезарная. Долго пробыли на воздухе и усердно пилили и кололи дрова. После обеда свита ушла, и мы провели вечер семейно. 6/19 марта. Вторник День стоял тихий, серый, много гуляли, все мы порядочно уже загорели. Пение за службами сегодня улучшилось. 7/20 марта. Среда Наконец, после двухмесячного перерыва, попали снова в церковь к преждеосвященной литургии. Служил священник отец Владимир Хлынов, а не отец Алексей. Пели обыкновенные певчие, знакомые, любимые наши напевы. Погода была отличная; в общем, пробыли на воздухе четыре часа. 8/21 марта. Четверг Сегодня год, что я расстался с дорогой мам’а в Могилёве и уехал в Ц.[арское] Село. Получил письмо от Ксении. Погода была непостоянная, то солнце, то снег, но, в общем, тёплая. 9/22 марта. Пятница Сегодня годовщина моего приезда в Царское Село и заключения с семьею в Александровском дворце. Невольно вспоминаешь этот прошедший тяжелый год! А что ещё ожидает нас всех впереди? Всё в руце Божией! На Него только всё упование наше. В 8 часов пошли к обедне. День провели как всегда. Обедали в 7 часов, затем была вечерня и после неё исповедь в зале — детей, свиты, людей и наша. 10/23 марта. Суббота В 7 1/2 пошли к обедне, за кот[орой] причастились Св. Христовых тайн со всеми нашими. Хор пел на редкость. Вернулись к 9 часам домой. После чая погуляли. Погода совсем весенняя, таяло в тени. Днём много работали. В 9 часов была всенощная дома. Спать хотелось очень. 11/24 марта. Воскресенье Чудный весенний день. Выспались за оба дня отлично. В 11 1/2 была обедница. На первой неделе начал читать Библию с начала. 12/25 марта. Понедельник Из Москвы вторично приехал Влад.[имир] Ник.[олаевич] Штейн, привёзший оттуда изрядную сумму от знакомых нам добрых людей, книги и чай. Он был при мне в Могилёве вторым вице-губернатором.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   Через некоторое время оживленный разговор известил о появлении отца Иоанна. Он был, как обычно, в сопровождении какого-то приезжего священника и отца Филарета. Отец Александр, увидев появившихся на горке людей, развернулся и пошел в другую сторону, чтобы молиться без развлечения. Отец же Иоанн с собеседниками устроился на лавочке недалеко от меня, я мог их хорошо видеть. Вдруг неожиданно пошел дождик. К моему изумлению, граница дождя была зримо передо мной, так что сторона, где сидел отец Иоанн, была совершенно сухая, а отца Александра поливал обильный дождичек, и при этом весело светило солнышко. Тяжелое состояние на душе, с которым я пришел на горку, сменилось радостью. Впоследствии при жизненных ненастьях я стал прибегать к отцу Иоанну. И каждая встреча с ним вселяла бодрость и, светло отражаясь в душе, напоминала мне живительный дождичек и ласковое солнышко того удивительного вечера.    Советы отца Иоанна легко исполнялись на деле, потому что ложились на сердце с любовью. Сердце окрылялось верой и надеждой, а с таким настроением можно преодолеть любые трудности.    Думая о батюшке, я благодарю Христа за него. Для меня не нужны ни чудо, ни пророчество, ни исцеления. Для меня чудо, что есть на земле у Бога такие люди. Они живут только для Бога и для людей, и ничего для себя».    Наместник архимандрит Тихон (Секретарев) вспоминает: «Еще будучи благочинным, как-то раз я пришел к батюшке с вопросом о смирении. Что это такое на деле и как приобретается? Ведь это и есть вопрос, «как душу спасать».    Отец Иоанн мне так ответил: «Читаю у одного святого: я строго не постился, как великие постились, и правило молитвенное у меня небольшое, но я спасся. И тут заканчивается страница, я быстрее переворачиваю, чем же он спасся, чем? — Смиренномудрием!»    Смирение и смиренномудрие в батюшке были теми драгоценностями, которые вскормились в нем трудностями жизненного пути и его живым произволением следовать вослед Христа. Они проявлялись в его исповеди, и в постоянном самоукорении, и в чувстве всегдашней благодарности. После трапезы он читал особую молитву о спасении милующих и питающих. Она висела у него перед глазами за столом. Отец Иоанн всегда приходил на исповедь. Принимал исповедников, но при этом неукоснительно исповедовался и сам. Как он говорил: «Надо пыль стряхнуть». Была в 1970-е годы в монастыре традиция — на первой неделе Великого поста после чтения канона Андрея Критского отец Иоанн проводил общую исповедь. Она длилась четыре вечера: понедельник, вторник, среда и четверг. Темы каждый год были разные — то по заповедям Божиим, то по заповедям блаженств. Отец Иоанн называл эти исповеди «банькой». Сколько духовной радости было в эти дни и для братии, и для паломников. Разрешение же грехов проходило индивидуально, но уже в пятницу. Тогда все иеромонахи выходили к аналоям. И не епитимия была основной мерой воздействия, но добрый совет и поддержка человека на пути исправления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Студийские и Иерусалимские уставы (по изданиям: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей... К., 1895. Т. 1. Пг., 1917. Т. 3; Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001; и др.) Основная литература Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Казань, 1884; Он же. Чтение Евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмиц//Руководство для сельских пастырей. К., 1885. 8. С. 219–229; Он же. Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток//Там же. 9. С. 252–259; Он же. Великая суббота в святогробском храме//Там же. 1902. 14. С. 377–384; Он же. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. К., 1907. Желтов М. С., Лукашевич А. А. Великие понедельник, вторник, среда//ПЭ. 2003. Т. 7. С. 444–451; Они же, Ткаченко А. А. Великий четверг//Там же. С. 464–471. Желтов М. С., Ткаченко А. А. Великая пятница//ПЭ. 2003. Т. 7. С. 416–430; Они же. Великая суббота//Там же. С. 431–443. КарабиновИ. А. Постная Триодь. СПб., 1910. Bertonière G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA. 193). Janeras S. Le Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantine: structure et histoire de ses offices. R., 1988. (SA. 99=Analecta Liturgica. 12). Morozowich M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebration from the Fourth to the Fourteenth Centuries: Diss. R., 2002 [ркп.] Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93). 2 Например, кондак Рождеству Христову (проимий: Дева днесь..., начало первого икоса: Эдем Вифлеем отверзе...). 3 С утратой традиции исполнения многострофных кондаков икосы, кроме первого, просто перестали копироваться писцами литургических рукописей и впоследствии не вошли в печатные издания литургических книг; новые кондаки стали с какого-то времени сразу создаваться с одним-единственным икосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 64. Полунощница воскресная Ежеседмичное прославление св. Троицы. Троичные каноны Октоиха. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, наступает 8 Неделя по Пасхе, именуемая Пятидесятницей, а в русской традиции — днем Св. Троицы. Это один из великих двунадесятых праздников, имеющих знак красного цвета“крест окружен”, который означает, что должна совершаться бденная служба. Хотя, как мы с вами уже говорили, наш церковный Устав не требует непременного совершения бдений и в великие праздники. Даже для храмовых праздников, сказавши, что в них должно быть бдение, Устав все же излагает порядок службы и без бдения. В таком случае совершается иной, более легкий порядок богослужения с совершением малого повечерия и полунощницы. А так как Пятидесятница совпадает с воскресным днем, то накануне этого дня совершается особое чинопоследование воскресной полунощницы. Причем, особым оно яляется не только по составу, но и по содержанию! Именно на это я и хочу обратить сегодня ваше внимание. Начнем с того, что, каждый день седмицы посвящен какому-нибудь празднованию или почитанию: недельный день – празднованию Христова Воскресения, понедельник — почитанию ангельским силам, вторник — Иоанна Крестителя, четверг — апостолов, среда и пятница — Креста Господня, суббота — почитанию всех святых. А теперь внимание, вопрос: Почему нет ни одного дня из седмицы, посвященного почитанию св. Троицы? Неужели св. Николай достоин большего почитания нежели Триединый Бог? Конечно, Церковь считала необходимым установить ежеседмичное ПРАЗДНОВАНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ… Но… посвятив первый день седмицы воспоминанию в этот день совершившегося Воскресения Христова, Она посчитала неудобным установить специальное прославление Св. Троицы в один из будничных дней, зато внесла его в праздничное богослужение воскресного дня, выделив для прославления Триединого Бога отдельную службу — ВОСКРЕСНУЮ ПОЛУНОЩНИЦУ, по своему строю совершенно отличную от всех остальных служб суточного круга.

http://azbyka.ru/video/64-polunoshhnica-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010