Беседовала Марина Бирюкова Суточный круг богослужения Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина , преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения. Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня. В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Ввиду трудности исполнения в полном объеме предписания Типикона о чтении Четвероевангелия на часах обычно вычитывают часть Четвероевангелия заранее - на 6-й седмице Великого поста или даже в течение неск. седмиц поста. Эта практика появилась давно: так, греч. иерусалимский Типикон трапезундской редакции XIV в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 451) предписывает прочитывать на 6-й седмице, начиная со среды, половину Четвероевангелия; в Обиходнике Сийского мон-ря XVI в. (ГИМ. Син. 814) содержится указание читать Евангелия от Матфея и Марка на 6-й седмице, в понедельник, вторник и среду, а остальные 2 - на Страстной седмице ( Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1. С. 205). В 1-й пол. XVII в. подобная практика бытовала в московском Успенском соборе, но была в 1661 г. запрещена царем Алексеем Михайловичем ( Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 108-109). Тем не менее в наст. время практика заранее вычитывать часть Четвероевангелия широко распространена, хотя она отчасти лишает чтение Четвероевангелия первоначального символизма, заключающегося в изображении проповеди Христа в храме в первые 3 дня Страстной седмицы. В конце изобразительных Вел. среды, после 12-кратного «Господи, помилуй» и молитвы Типикон предписывает читать вместо отпуста главопреклонную молитву «    » (из чина повечерия), а затем испрашивать друг у друга прощение за все прошедшее время Четыредесятницы. По свидетельству сохранившихся рус. Чиновников, чин прощения в этот день в практике соборного богослужения РПЦ в XVII в. совершался с большой торжественностью: во время 9-го часа начинался благовест, в храме собирались клирики и миряне, богослужение возглавлял епископ. Окончание изобразительных изменяли ради этого случая: молитва изобразительных «    » заменялась на молитву 9-го часа «              » (вероятно, из-за покаянного характера молитвы); прощение испрашивалось дважды: 1-й раз после отпустной молитвы «    », 2-й раз после ектении-помянника (заимствованной из окончания полунощницы и повечерия) и окончательного отпуста, и именно во 2-й раз в формуле прощения звучало особое прибавление: «...

http://pravenc.ru/text/150085.html

Кроме исчисленных праздников великих и средних, нет ли еще таковых? Исчисленные праздники суть праздники для всей церкви. А есть еще великие и средние праздники частные, т. е., празднуемые не всею церковию, а частию ее, несколькими членами ее. Какие? Таковы напр.: праздники храмовые, т. е., дни, посвященные свящ. событиям и Святым, имени которых посвящается тот или другой храм, – это великий праздник в известном приходе, у прихожан того храма; дни наших Ангелов, иначе именины, т. е., дни, которые посвящены тем святым, имена которых носим мы, и дни нашего рождения, это – великие праздники у каждого из нас в частности. Какие малые праздники? Это, – напр., Лазарева суббота, т. е., день воскресения Лазаря, дни отданий дванадесятых праздников, т. е., вообще такие дни, которые посвящены воспоминанию довольно важных свящ. событий и досточтимых святых. Чем отличаются праздники одни от других при богослужении? Главным образом торжественностью богослужения, большие большею, меньшие меньшею, напр., в великие праздники совершается всенощное бдение (т. е. вечерня в соединении с утреней), с литиею, благословением хлебов и пр. В средние полагается так называемый, полиелей, т. е. на утрени поется «Хвалите имя Господне», с величанием. В малые – великое славословие, т. е. да утрени песнь «Слава в вышних Богу» не читается, как в будни, а поется. Общие же особенности праздничного богослужения, это: священнослужители облекаются в более светлые одежды, освещение храма бывает блистательнее, каждение совершается обильнее, царские двери отверзаются чаще, песнопения бывают многочисленнее, коленопреклонения упраздняются, пост ослабляется или совсем разрешается. Не означаются ли какими знаками праздники в месяцеслове и святцах? Великие означаются знаком креста в круге, средние крестом в полукруге или одним крестом, малые или одним крестом, или тремя точками в полном круге. Как различаются между собою дни будничные? Между ними на каждой недели известны: Понедельник, т. е. первый день по недели, -воскресении, Вторник, т. е. второй день после воскресенья; Среда, т. е. средний день на неделе; Четверток, т. е. четвертый день недели; Пяток, т. е. пятый день; Суббота, день в который Бог почил от дел творения мира, – бывший прежде первым днем недели и праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

елико согреших... и во святей сей Четыредесятницы...»; потом следовало осенение народа крестом (Там же. С. 109; он же. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 189-190). В наст. время чин прощения в Вел. среду бывает, но особым образом не акцентируется. В современной греческой практике утреня первых 3 дней Страстной седмицы носит название «[утреня] Жениха» (το Νυμφου) в связи с пением тропаря «      »; причем в Вел. понедельник во время этого тропаря совершается торжественный чин изнесения из алтаря и положения в храме иконы «Νυμφος» (Жених [Церкви]), где изображен Христос в терновом венце. На приходах утреня в эти 3 дня обычно совершается накануне вечером; в мон-рях же, в т. ч. на Афоне, утреня сохраняет свое место как служба в конце ночи. В мон-рях на часах читается Четвероевангелие; известна практика начинать его чтение заранее: напр., в соборном Типиконе 1794 г. афонского мон-ря Ксенофонт указано читать Четвероевангелие от 1-го дня Великого поста до Лазаревой субботы (по 2 раза в день на 1-й седмице и по 1 разу в день на остальных седмицах - Дмитриевский. Богослужение. С. 333). По совр. приходскому Типикону греч. Церквей ( Βιολκις. Τυπικν. Σ. 354-357), на утрене в эти 3 дня тропарь «      » поется трижды с разными концовками по образцу троичнов гласа (напр., в Вел. понедельник в 1-м: «        », во 2-м: «    (или  )    » (упоминается имя храмового святого), в 3-м: «      »); эта традиция оправдана тем, что, хотя тропарь «      » не относится к троичнам Октоиха, он сходен с ними по окончанию («                »). Утреня и вечерня с литургией имеют в целом тот же порядок, что и в Иерусалимском уставе. На часах тропарь и кондак дня. Ничего не сказано ни о чтении на часах Четвероевангелия, ни о чине прощения после часов в Вел. среду. Нимфиос (Жених [Церкви]). Икона. XX в. При совпадении с праздником Благовещения Порядок соединения последований Благовещения и первых 3 дней Страстной седмицы изложен в соответствующих Благовещенских главах , присутствующих уже в студийских памятниках.

http://pravenc.ru/text/150085.html

«С ветвьми воспевшее прежде, с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарии иудее. Мы же верою непреложною присно почитающее яко благодетеля, выну вопием Ему: благословен еси грядый Адама воззвати» (ипакои, Неделя Ваий). »...Роде иудейский неверный и прелюбодейный, приди и виждь, егоже виде Исайя во плоти нас ради приити имуща...» (из стихиры на «Хвалитех», Неделя Ваий). «Господи, осудиша Тя иудее на смерть, жизнь всех, иже Чермное море жезлом прошедшии, на кресте Тя пригвоздиша: и иже от вамени мед ссавшии, желчь Тебе принесоша, но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе» (тропарь часов, Великий Пяток). Еврейския дети – в отличие от «евреев» образ положительный, еврейские дети с пальмовыми ветвями встречают Христа, входящего в Иерусалим. «Всясвятый Дух, апостолы научивый глаголати иными странными языки, той детем еврейским неискусозлобным повелевает звати: осанна в вышних, благословен грядый царь израилев» (стихира на литии, Неделя Ваий). «Лазарева ради востания, Господи, осанна Тебе зваху дети еврейския, Человеколюбче, беззаконный же Иуда не восхоте разумети» (третий антифон, утреня, Великий Пяток). Жених – образ восходит к притче о мудрых и неразумных девах, ожидающих Жениха ( Мф.25:1–13 ). «Жениха братие возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы, готови внидем с ним на браки: жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец» (седален, утреня, Великий Вторник). «Леность далече нас отвержим, и светлыми свещами безсмертнаго жениха Христа пением усрящим, благословите, вопиюще, дела Господня Господа» (тропарь восьмой песни двупеснца Космы Маиумского , утреня, Великий Вторник). »Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (тропарь, Великие Понедельник, Вторник, Среда).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Холст.Пасха Холст.Пасха События Страстной недели и Пасхи в картинах великих художников. Лазарева суббота на картине Хосе де Риберы Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст. Пасха». 24.04.2021 Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним. 25.04.2021 Великий понедельник на картине Константина Флавицкого В Страстной понедельник Церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как дети праотца Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Эта история стала прообразом предательства Христа Иудой Искариотом. 18.04.2022 Великий вторник на картинах Джеймса Тиссо В Страстной вторник во время богослужения читается евангельская притча о десяти девах, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы показать как верующим можно попасть в Царствие Небесное. 18.04.2022 Великая среда на картине Дуччо ди Буонинсеньи В Страстную среду Церковь вспоминает предательство Иуды. В Евангелиях от Матфея и Марка говорится о том, что первосвященники предложили Иуде за выдачу Христа плату, равную шестимесячному жалованию простого рабочего или воина — 30 сребреников. 19.04.2022 Великий Четверг на картинах Николая Ге, Василия Перова и Антониса ван Дейка В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю, молитву Христа в Гефсиманском саду и Его арест. Как великие художники изображали последние дни земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха». 21.04.2022 Великая пятница на картинах Ивана Глазунова и Василия Верещагина

http://foma.ru/tag/holst-pasha

субботу), затем стихословие кафизм Псалтири на вечерне, утрене и часах прекращается до недели Антипасхи . Распределение кафизм по службам отличается от обычного великопостного - во все 3 дня на вечерне 18-я кафизма, на 1-м и 9-м часах кафизм нет. На часах читается Четвероевангелие, текст к-рого распределен иначе по сравнению со студийскими памятниками: все 4 Евангелия прочитываются за 3 дня только на 3, 6 и 9-м часах. Евангелие от Иоанна читается до изложения Страстей Господних (согласно нек-рым древним рукописям Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; 1097, 1214 г.,- рассказ о Страстях не прочитывался ни в одном из Евангелий). Вел. среда приобретает дополнительное значение дня окончания Великого поста (то же значение закреплено за пятницей 6-й седмицы поста), с к-рым связано установление чина прощения за всю Четыредесятницу в конце последования изобразительных Вел. среды. Очень поздно, в XVI-XVII вв., в Типиконах появляются указания о чтении Евангелия на утрене первых 3 дней Страстной седмицы. Как в студийских, так и в ранних иерусалимских Типиконах эти Евангелия не указывались, но они нередко встречаются в греч. и слав. рукописях служебного Евангелия. По происхождению они восходят к древней иерусалимской традиции. Указание о них встречается уже в Канонаре Sinait. gr. 2095, IX-X вв. (этот памятник в целом следует к-польской лекционарной системе, но имеет прибавления из древней иерусалимской системы - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190-191). В рус. Типиконах утренние чтения этих дней стали указываться только с издания 1682 г. (то же относится и к утреннему Евангелию Вел. четверга - Там же. Т. 3. С. 61; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших слав. памятников. М., 1976. С. 259-263). По Типикону, принятому ныне в РПЦ, литургическая тема Вел. понедельника впервые возникает в малом повечерии в неделю Ваий вечером (поются трипеснец прп. Андрея Критского, ирмосы по дважды, тропари без повторений, в конце каждой песни один и тот же ирмос; по Трисвятом кондак Триоди).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Великие, пронзительные и очень глубокие дни Страстной седмицы. Время, которое нужно постараться посвятить воспоминанию о Евангельских событиях. И лучше всего это сделать в храме. Ведь именно событиям Страстной великие песнотворцы нашей Церкви посвятили свои духовно гениальные и вместе с тем очень близкие и по-человечески понятные песнопения. Чертог Твой вижу, Спасе мой… Четверг, пятница и суббота на Страстной седмице посвящены таким воспоминаниям, насыщены такими событиями, что их верующие стараются не пропустить. А вот понедельник, вторник и среда как бы отходят на второй план, становятся временем для домашних хлопот. Между тем и эти дни имеют свою особенную красоту, потому не пожалеет тот, кто выберет в них время для храма. Тем более в этом году они выпадают на государственные выходные. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (ексапостиларий). По древней традиции, церковный день начинается с вечера, и потому уже вечером в воскресенье мы попадаем в особенную атмосферу первой половины Страстной. Только что было шумное торжество Входа Господня в Иерусалим, и вот уже тишина и чтение Евангелия. Много Евангелия – ведь в первые три дня мы вспоминаем о том, как Христос учил народ в Иерусалимском храме. В первые три дня мы вспоминаем о том, как Христос учил народ в Иерусалимском храме И принимая восхваление с криками «Осанна», и наставляя людей, Спаситель уже видел впереди Свой Крестный путь. «Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. Приидите убо празднолюбцы, усрящим песньми: Создатель бо грядет Крест прияти, испытания и раны, Пилатом судимь. Темже и от раба ударен быв по главе, вся терпит, да спасет человека. Сего ради возопиим Ему: Человеколюбче Христе Боже, прегрешений даруй оставление покланяющимся верою пречистым Страстем Твоим» (Седален Великого Понедельника). В понедельник мы вспоминаем Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет за 20 сребреников. И спасшего свой народ от гибели во время голода. Многие события из его жизни прообразовали земную жизнь Христа. Песнотворцы сравнивают с проданным в Египет юношей нашу душу, проданную в рабство греху, и просят Бога спасти и очистить, дабы прикоснуться к великой тайне Крестных страданий. А самого Иосифа, избежавшего в рабстве соблазна прелюбодеяния со знатной египтянкой, противопоставляют Адаму:

http://pravoslavie.ru/159885.html

В четыре часа мы поднимаемся к Их Величествам, которые выходят в эту минуту из комнаты Алексея Николаевича. Государь, Государыня и Мария Николаевна прощаются с нами. Государыня и Великие Княжны плачут. Государь кажется спокойным и находит ободряющее слово для каждого из нас; он обнимает и целует нас. Государыня, прощаясь, просит меня не сходить вниз и остаться при Алексее Николаевиче. Я отправляюсь к нему, он плачет в своей кровати. Несколько минут спустя мы слышим грохот экипажей. Великие княжны возвращаются к себе наверх и проходят, рыдая, мимо дверей своего брата. Суббота 27 апреля . — Кучер, который вез Государыню до первой почтовой станции, привез записку от Марии Николаевны: дороги испорчены, условия путешествия ужасны. Как Императрица будет в состоянии перенести дорогу? Какую жгучую тревогу испытываешь за них! Воскресенье 28 апреля . — Полковник Кобылинский получил телеграмму с сообщением, что все благополучно приехали в Тюмень в субботу в половине девятого вечера. В большой зале поставили походную церковь, и священник будет иметь возможность служить обедню, так как есть антиминс. Вечером пришла вторая телеграмма, отправленная после отъезда из Тюмени: «Едем в хороших условиях. Как здоровье маленького? Господь с вами». Понедельник 29 апреля . — Дети получили из Тюмени письмо от Государыни. Путешествие было очень тяжелое. При переправах через реки лошади погружались в воду по грудь. Колеса несколько раз ломались. Среда 1 мая . — Алексей Николаевич встал. Нагорный перенес его до колесного кресла; его катали на солнце. Четверг 2 мая . — Все нет известий с тех пор, как они выехали из Тюмени. Где они? Они могли бы уже приехать в Москву во вторник! Пятница 3 мая . — Полковник Кобылинский получил телеграмму с извещением о том, что путешественники были задержаны в Екатеринбурге. Что же произошло? Суббота 4 мая . — Печальный канун Пасхи! Все удручены. Воскресенье 5 мая . — Пасха. Все нет известий. Вторник 7 мая . — Дети наконец получили письмо из Екатеринбурга, в котором говорится, что все здоровы, но не объясняется, почему остановились в этом городе. Сколько тревоги чувствуется между строк!

http://azbyka.ru/fiction/imperator-nikol...

   Ин. 19:30.    Лк. 23:46.    Октоих 5 гл., четверг, вечерня, 3-я, стихира «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 5 гл., среда, канон Кресту, п. 4, 1: «Душам всеконечное избавление сотворяя, Христе, в руце Отцу предал еси Пресвятую Душу Твою на древе волею висимь».    Великий Пяток, великие часы, стихира на 1-м часе.    Великий Пяток, тропарь на 9-м часе; Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 78.    Слово на Великую Субботу».» Христианское чтение. 1845. II. С. 65.    Октоих 3-й глас, вторник, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».    Великий Пяток, стихира на целование Плащаницы: «Приидите, ублажим Иосифа».    Великий Пяток, вечерня, стихира 1-я и на «Слава, и ныне» на стиховне.    Великий Пяток, повечерие, канон, п. 5-я на «Слава».    Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, «и ныне».    Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, 1 и п. 6, на «Слава».    Великая Суббота, утреня, канон, ирмос 9-й песни    Великий Пяток, вечерня, тропарь.    Святой Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.//Христианское чтение. 1846. II. С. 73—74.    Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 1.    Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 2.    Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 12; срав.: канон, п. 8,3.    Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех.    Октоих 6 гл., суббота, великая вечерня, 7-я стихира на «Господи, воззвах».    Октоих 6 гл., икос воскресный; Великий Пяток, вечерня, 3-я стихира на стиховне.    Великая Суббота, утреня, 2-я стихира на хвалитех; срав.: Великая Суббота, вечерня, стихира на «Слава» на «Господи, воззвах».    Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех.    Великая Суббота, вечерня — аллилуарий.    См. Номоканон при Большом Требнике, гл. 169.    Если на Страстной седмице случится храмовый праздник, а именно в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю Ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании святого великомученика Георгия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010