свящ., 1 ч., 272–276; Влад. Е.В. 1873, 4; см. также Рук. д.с.п. 1860, 9, 13, 19, 21; Ц.Вед. 1902, 14). V. Вопросы на исповедь диаконов и псаломщиков Ведёшь ли добрую христианскую жизнь, начиная и оканчивая каждый день молитвой, совершая её благоговейно пред обедом и ужином и после оных, пред началом и при окончании всякого доброго дела? Приучаешь ли с измала к тому же и детей своих? Соблюдаешь ли приличествующую жене пастыря церкви скромность, благоприличие и степенность во внешнем поведении, в одежде, в обращении с мужем, с детьми, с прислугой, с прихожанами? Читаешь ли сама душеполезные книги, приучаешь ли к тому детей, внушаешь ли в благоприятных случаях то же самое прихожанам твоего мужа, особенно женского пола? Вступаешь ли, как это прилично матери и жене пастыря церкви, в душеполезные беседы с своими детьми, а также при случае с прихожанами особенно женского пола? Приходишь ли к ним на помощь в их скорбях и действиях, посещаешь ли их в потребных случаях для утешения и ободрения? Служишь ли для них добрым примером в целомудрии, воздержании и благочестии; соблюдаешь ли посты, присутствуешь ли в воскресные и праздничные дни при богослужении? Оберегаешь ли себя от всего, что унижало бы твоего мужа, как пастыря церкви, и служит не к чести его дома? Помогаешь ли ему вести жизнь, достойную его звания и положения? Не потворствовала ли когда каким-либо слабостям мужа, не наталкивала ли на проявление их вместо того, чтобы противостоять им и искоренять их? Если замечала когда, недостойное поведение в муже, при отправлении им его священных и церковных обязанностей, особенно при совершении литургии, если видела в нём склонность к нетрезвой жизни и другим порокам, восставала ли против всего этого? Своим легкомыслием, склонностью к суетной мирской жизни, не ослабляла ли в муже пастырской ревности? Всегда ли стараешься быть женой доброй, заботящейся о порядке, мире и спокойствии в доме, не подаёшь ли иногда повода мужу отвлекаться от его священных обязанностей, своим небрежением о душе и домашнем хозяйстве, беззаботностью о детях, грубым и злобным обращением с мужем и с домашними, не наводила ли мужа на какой грех ? Не знаешь ли ещё каких-либо грехов за собой? 648 (Ц.Вед. 1904, 14). VII. Вопросы на исповедь высоких духовных особ

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1057–1058 стр. печатного оригинала и на 1069 стр. 1 прим.). Мы в некоторых местах вносим и подобного рода наставления, а также восполняем вопросы митр. Ионы относительно некоторых заповедей перечислением тех добродетелей, которые этими заповедями предписываются (сн. 2 прим. на 1087 стр.), и помещаем некоторые вопросы, заимствованные нами из других, ниже указанных источников. Само собой разумеется, что как вопросы на исповедь мирян, так и все другие ниже напечатанные у нас исповедные вопросы помещаются нами в книге не для пользования ими при исповеди целиком в том виде, как они есть, а только как пособие для самостоятельного подбора духовниками вопросов применительно к тем или другим особенностям исповедующихся. Думаем, что нелёгкий для многих духовников труд этого подбора хотя несколько может облегчиться при пользовании находящимися в нашей книге исповедными вопросами. 646 Некоторые из этих вопросов могут быть предлагаемы также диаконам и псаломщикам; наряду с такими особыми вопросами каждому из членов клира предлагаются и общие вопросы о грехах против десяти заповедей закона Божия (Ц.Вед. 1902, 14). 648 Кроме общих вопросов о грехах против десяти заповедей закона Божия, жене священника должны быть предлагаемы и эти особые вопросы, соответственно высокому христианскому и общественному служению её мужа; по образцу этих особых примерных вопросов могут быть предлагаемы на исповеди вопросы и жёнам диаконов и псаломщиков, применительно к их положению и званию (Ц.Вед. 1904, 14). 649 Молитвы, положенные пред исповедью и причащением, непременно следует читать и глухонемым, так как они, хотя и не слышат слов молитвы, но могут следить за молитвенным движением губ священника и его жестами и тем участвовать в молитвословии (Ц.В. 1896, 8). – Если глухонемые грамотные, то за чтением тех из указанных молитв, которые положено читать священнику, они могут следить по молитвослову, а прочие – сами вычитывать, по указанию священника. 650 По мнению «Руководства для сел. паст.», таким способом следует исповедовать глухонемых, начиная с семилетнего возраста (Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

107 Страдающие бессонницей, всё-таки должны ложиться спать пред каждой обедней по обычаю; при этом они никак не будут повинны, если слабая натура их не дозволит им спать, как следует, а потому и служить они после этого могут и должны без всякого сомнения (Хойнацкий, о. А. Прак. рук. при соверш. таин., 64 стр.). 108 Священник совершает литургию, как и другие священнодействия и таинства церковные, не в силу своих личных заслуг или достоинств, а потому, что в таинстве священства ему преподаны благодать и дар учить, священнодействовать и управлять вверенной ему паствой, и эти благодать и дар пребывают в нём, доколе он не извержен из сана или не запрещён в священнослужении. Поэтому освящающее значение совершаемого священником таинства не подлежит никакому сомнению, хотя бы священник приступал к священнослужению не вполне достойно. За своё недостоинство он ответит пред Богом, а люди получают освящение, потому что «не человек есть действуя, но Христос во Святом Духе чрез иерейство иереев» (Ц.Вед. 1900, 41). 109 На антиминсе должно быть изображено положение во гроб Спасителя и орудия Его страданий, и строго воспрещается изображать Господа Саваофа в виде ветхолетнего мужа, а свв. Евангелистов в образе животных (П.С.П., 516; П.С.З., 4079). – Каждый антиминс должен быть подписан освящавшим его архиереем (Ин. бл., 1). – Высокопр. Димитрием, архиеп. Тверским, усмотревшим при обозрении церквей епархии, что в некоторых из них возложены антиминсы не на тех престолах, на которых они должны находиться, или же с надписями на них, не соответствующими храму, было вменено в обязанность настоятелям церквей и благочинным – при обозрении храмов обратить внимание и не допускать, чтобы антиминсы с одного престола переносились на другие, коим они не соответствуют (Ц.Вед. 1904, 4). Мыть старый или запятнанный антиминс, возобновлять на нем стёршиеся надписи и чинить разодранный не дозволяется; но священник в этих случаях немедля представляет (облачившись в епитрахиль и поручи) старый антиминс (завёрнутым в илитон и вложенным в благоприличную сумку) Преосвященному, при прошении о выдаче нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1310 Она здесь трактуется, как „новомодный образ мыслей, чтобы все веры смешать воедино и утешаться, когда они, яко в театре представляются в разных, во совокупных явлениях“ (стр. 28–9, изд. 1813). 1338 Учение Гельмгольца изложено в его известной физиологической оптики, но также и в других трудах. См. о нем монографию проф. Челпанова в Вопросах Философии и Психологии, кн. X („Гельмгольц, как философ и психолог“) и в его же, цитованном уже нами сочинений Проблема восприятия пространства. 1340 Ibid. S. 158. Unsere Constructionen der räumlichen Verhältnisse an der Hand der Erfahrung gehen von sehr verschiedenen Anfangspuncten aus. Was aber apriorii hnen allen Einheit und Zusammenhang bibt und worauf sich unsere Veberzeugung von der nothwendigen Einheiit und Einzigkeit des Raumes gründet, ist unser in Raum und Zeit der Form nach identisches Bewusstsein, – die Form der Integration aller l’nterschiede der Erscheinupgen. 1342 Краткие сведения в Церк. Вед. 1893 г. 17 и 1901 г. 43; подробные в брош. Сказание о почитаемой чудотворной Пюхтицкой иконы Успения Божией Матери. Ревель 1902 (на рус. и эстонском языках.) Я имел под руками также Отчеты Иевенского отделения Прибалтийского Православного Братства за несколько лет, кончая отчетом за время с 1 августа 1903 г. по 1 августа 1904 года. 1346 Полное собрание сочинений Н.Н. Неплюева предположено в 6 томах, – из них вышло 4 тома. Кроме того, имеются у меня брошюры: Вера и жизнь – публичная лекция для верующих, Спб. 1905, Война или мир? публичная лекция для неверующих, Спб. 1904, Жизненное значение трудовых братств, 1905, 19 февраля и крестьянская община, 1905; Партия мирного прогресса. Её идеальные основы и жизненная программа, 1905; Письмо к духовенству, 1905; Письмо к сельскому населению, 1905; Краткие сведения о православном Кресто-Воздвиженском Братстве, Черн. 1905; Краткие сведения о Воздвиженской школе, Черн. 1904; брошюры членов Трудового Братства, напр. Ф.Е. Спановского В защиту трудового братства, А.И. Фурсея Имеют ли основание говорить о Неплюевщине и Неплюевцах... В виду этого обилия материала, охватывающего все стороны братской жизни, я в этом очерке стараюсь, где только возможно, говорить собственными словами учредителя и членов Братства и поставляю своею главною задачею быть точным в передаче их мыслей и в описании строя братской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

зависит обыкновенно не от него, а от его родителей, он, сам того не сознавая, отказался от права свободно избирать для себе цель в жизни. Как только в нём начинает появляться сознательное отношение к жизни, он чувствует, что он связан, что задача его жизни решена без него. Приноровлённый к будущему его призванию церковный режим и церковный характер самого образования, вполне естественный, если бы это призвание было делом свободного и сознательного выбора, теперь кажется насилием над его волей, не оправдываемым ни с рациональной, ни с религиозной точки зрения, и вызывает глухое раздражение против церковности. „На своё положение, пишет один ректор духовной семинарии, такие школьники смотрят исключительно как на подневольное, и потому всеми мерами желают сбросить с себя неправильно несомое бремя, почти с отвращением относясь к нему, как ко всему подневольному и мало сознанному. При таких условиях и попробуйте воспитывать, как подобало бы для духовной школы! Да тут лишняя четверть часа в богослужении, прибавка одной стихиры и т. п. вызывает затаённую злобу у школьников, совершенно не понимающих, к чему это им нужно, ведь они не хотят быть духовными“ (Пет. Вед. 14 марта). Но начальство семинарское обыкновенно не останавливается пред этим и, не видя другого выхода, вынуждено употреблять свои обычные средства, всевозможные штрафы и наказания, и в этой области. „Подобные педагогические приёмы, пишет один священник в открытом письме к ректору семинарии (Омск. Еп. Вед. 1904 г. 22) страшно деморализуют религиозность. Посмотрите на студентов университетов! Самые антирелигиозно настроенные студенты обязательно бывшие семинаристы. Личность семинариста Ракитина в „Братьях Карамазовых“, вовсе не утрированная, наглядно показывает, насколько антирелигиозно и антиморально действует quasi-дyxobhoe воспитание, которое дают наши духовные семинарии с настоящей постановкой дела. Каждый из нас хорошо помнит, а Вам, о. Ректор, в практике, вероятно, встречались такие факты, что семинарист битых два часа высиживает в пыльном и душном шкафу, или даже в отхожем месте, лишь бы изба-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другие предлагают совершать моление по усопшим иноверцам по сокращенному чину общей панихиды. В 1905 г. в этом смысле поступило в Св. Синод ходатайство одного из епархиальных епископов (Стефана могилевского), но Св. Синодом оно было отклонено (Ц. Вед 1906 г. 28). И понятно. Приспособление православного чина панихиды, напр., к совершению ее по протестанте должно быть таким, чтобы в ней не осталось ничего, не свойственного протестантам. Но тогда чин панихиды не сведется ли к тому, что в ней вовсе не останется моления за усопшего, и все заупокойное моление будет не молитвою, а религиозною почестью? 787 Собрание мнений и отз. м. Филарета VI т. Пис. к архим. Антонию 277–278; сн. том дополн. стр. 186–188. 788 В «Правилах о действовании» и пр. В 1904 г. и Св. Синодом сделано такое дополнительное к прежним определение; «в том случае, когда родственники или начальство усопшего воинского чина инославного исповедания просят о совершении поминовения такого лица, Св. Синод, принимая во внимание потребность в христианском утешении скорбных родных и близких умершего, просящих о поминовении и ищущих в молитвах православной церкви успокоения в постигшем их горе (должно заметить, что нужду в этом могут иметь не одни воинские чины), а равно исключительное положение усопших воинов, подвизавшихся наравне с нашими православными воинами, даже до лишения жизни своей за монархов наших и за отечество, следовательно, и за самую исповедуемую в нем православную веру (это, конечно, тоже приложимо не к одним воинским чинам), признает возможным дозволить православным священникам, не совершая по усопшему воинскому чину инославного исповедания поминовения в церкви, отправлять по нем панихиды в частных домах и помещениях, принадлежащих военному ведомству» (См. Цер. Вед. 1906 г. 28). В русской литературе последнего полустолетия дано подробное и с разных сторон освещение и опровержение учения о папском главенстве. Таковы труды: Гогоцкого С. Критическое обозрение учения рим-ской церкви о видимой главе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И это вполне разумно, потому что чем более участников, тем существеннее помощь (Ц.Вед. 1901, 11). В иных епархиях уже учреждены епархиальные похоронные кассы (см. Ц.Вед. 1902, 44). Нельзя не пожелать этим добрым починам духовенства самого широкого распространения. 1259 Многим известно, как пишутся имена в поминаньях, принадлежащих простым людям. В них не соблюдается должного порядка в записывании имён: священники, архиереи, императоры записываются после многих имён мирских людей, присоединяемое к именам недавно скончавшихся слово «новопреставленный» остаётся целые годы (сн. 1357 стр. печатного оригинала), лица, умершие числятся и среди поминаемых за здравие. Пишутся поминания большею частью полуграмотными людьми, а потому нередко случается, что нет никакой возможности прочитать дурно написанное имя. Тем труднее бывает разобрать, что неграмотные писцы часто пропускают буквы и пишут имена по народному произношению: «Ерыны», «Перфила», «Миколы», «Демьяна», «Дементия», «Климана», «Синафона», «Ситлитеи», «Панфера», «Горпины», и прочее. Иногда же встречаются уменьшительные и ласкательные имена: «Параську», «Сашу», «Пашу» и проч. Кроме того, что от подобных искажений поминания неудобны для употребления при богослужении, эти самые искажения – грех, так как имена эти суть имена, которые принадлежат святым, их носившим. Поминания как по внешнему своему виду, так и по употреблению, могут быть названы в некотором смысле богослужебными книжицами. На них делаются изображения св. креста, внутри находятся различные священные изображения; они вносятся во св. алтарь, читаются во время Божественной литургии пред св. престолом. Поминание – запись на память потомству живших на земле предков. Всё это делает поминание книжицею важною для христианина и заставляет смотреть на неё с уважением. Некоторые священники сами берут на себя труд переписывания плохо написанных поминаний (см. Рук. д.с.п. 1904, 44). Следовало бы также церковно-приходским школам, насколько это позволяют их силы и школьные занятия учащихся, взять на себя труд писать поминания для народа, не только потому, что эти школы обязаны способствовать лучшему религиозному состоянию и просвещению народа Православной Церкви, но и потому, что программою их полагается «практическое ознакомление учеников с церковным месяцесловом» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

45 Занятия диакона в церковно-приходской школе не освобождают его от участия в совершении праздничных и воскресных служб и вообще от исполнения его служебных по церкви и приходу обязанностей в неучебные дни и часы (Ц.Вед. 1896, 3; 1899, 48; 1908, 47; Ц.В. 1906, 8); причем Св. Синод, предоставляя вышеуказанную льготу штатным диаконам, вовсе не обязал последних непременно пользоваться ею, так что диакон, желающий помочь своему священнику и видящий его затруднение при отправлении богослужения, всегда может ему помочь своим сослужением в такое время, когда, в силу предоставляемой ему синодальным определением льготы, он мог бы и не участвовать в богослужении (Ц.В. 1904, 36). Вообще, из существующих законоположений не видно, чтобы диаконы назначались на места с исключительной целью учительства в школах, участвуя в совершении богослужения только в великие праздники и воскресные дни, а потому требования священников, чтобы диаконы-учителя в свободное от школьных занятий время являлись к богослужению, должно признать законными. Могут быть привлекаемы диаконы к участию в служении и в учебное время, по требованию местных обстоятельств, в особых исключительных случаях, когда присутствие диакона при богослужении или совершении треб будет признано необходимым; но во избежание ущерба школьному делу, настоятели церквей, привлекая диаконов к участию в богослужении и требоисправлениях в непредвиденных исключительных случаях, должны поступать со строгой разборчивостью и осмотрительностью и не давать места произвольному умножению таких случаев; при этом следовало бы диаконам-учителям, в случае необходимости участвовать в богослужении в учебные дни, стараться посещать училище на некоторое время до совершения богослужения для выслушивания заданных уроков и для задавания новых уроков (см. Ц.Вед. 1897, 42). 46 Вычет из диаконских доходов хотя и идёт на жалованье, получаемое заменяющими диаконов учителями, но не зависит от размера этого жалованья и не должен быть больше диаконских доходов. Что же касается уменьшения этого вычета, то местные архиереи могут, по своему усмотрению и по причинам уважительным, уменьшать указанный размер вычета (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1018 Решение епархиального начальства о расторжении брака по прелюбодеянию или неспособности к брачному сожитию одного из супругов должно быть представлено на утверждение Св. Синода и только по воспоследовании оного утверждения вступает в законную силу и приводится в исполнение (Уст. Д.К., 256 ст.; Сборн. цер и гражд. зак. о браке и разводе, С.Григоровского, 220–221 стр.); дела же о расторжении браков по осуждению одного из супругов к наказанию, влекущему за собою лишение всех прав состояния, и по безвестному отсутствию одного из супругов решаются епархиальным начальством окончательно (Уст. Д.К., 229; Высоч. повел. 10 дек. 1903 г.; см. Ц.Вед. 1904, 10, 13–14, офиц. ч.). – Если, после решения духовного суда о расторжении брака, разведённые супруги пожелают вновь восстановить свой прежний брак, то этот их брак, «в виду чистосердечного раскаяния и примирения» их, восстановляется, обыкновенно, без совершения в данном случае какого-либо священнодействия, хотя, впрочем известен случай, когда было совершено подтверждение брака «по церковному чиноположению» (см. об этом чиноположении выше, на 1240 стр.) для восстановления разведённого брака (Ц.В. 1895, 40); самое восстановление брака разведённых лиц и способ этого восстановления подлежит ведению Св. Синода (см. Ц.Вед. 1907, 34); точно так же и вопрос о восстановлении такого брака, когда один из разведённых супругов или оба из них, вступив в другой брак (имея, конечно, дозволение на это), по смерти своих других супругов, пожелают продолжать своё расторгнутое супружество (а равно и вопрос о том, следует ли их венчать, и как их признавать – второбрачными или третьебрачными), может быть разрешён только Св. Синодом; при этом должно иметь в виду, что восстановление разведённого брака и в том случае, если ни один из разведённых после развода не вступал в брак, допускаемо было только практикой Св. Синода; в законоположениях же церковных никаких оснований для решения подобных вопросов не встречается (Ц.В. 1895, 40). 1019 В случае отпадения православного – в смешанном браке – или обоих православных супругов из православия в другое христианское исповедание, брачные дела таких супругов, а, следовательно, и дела о расторжении их брака уже перестают быть подсудными суду Православной Церкви (Опр. Св. Син. 29 нояб. 1906 г.; см. Сборн. цер. и гражд. зак. о браке и разводе, С.Григоровского, 183 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Для принятия мер к прекращению холеры и чумы при появлении их внутри Империи изданы особые правила (1903 г. авг. 11, Собр. узак., 1664, Выс. пов.; 1904 г. июл. 28, Собр. узак., 1905 г., 34, Выс. пов.; 1905 г. мар. 17, Собр. узак., 1002) (Уст. Врач., 854 ст.). – Лица, под карантинным надзором состоящие, за неповиновение карантинным и другим употребляемым по прекращению чумы чиновникам и страже в том, что относится к соблюдению предписанных для сего предосторожностей, подвергаются лишению всех прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от 4 до 5 лет (Ул. о нак., 846 ст., по Продолж. 1906 г.). – См. выше, 3 прим. на 1142 стр. В виду того, что священники, напутствующие больных и совершающие чин погребения, имеют возможность наблюдать первоначальные случаи заболевания заразными болезнями, которые, появляясь в начале единичными случаями, быстро развиваются до эпидемии, а между тем сельчане иногда не заявляют своевременно местным властям о подобного рода заболеваниях (почему последние опаздывают как своими донесениями о появлении болезней, так и принятием должных мер к прекращению болезней), – Ставропольским Преосвященным было предложено священникам церквей епархии, чтобы они тотчас же после погребения умерших от заразных болезней сообщали записками о том волостным или сельским властям тогда, когда они, священники, имели возможность определить характер болезни (Ставроп. Е.В. 1889, 20). 1114 Распоряжения гражданских властей, состоявшиеся в ограждение народного здравия, подлежат со стороны всех и каждого безусловному исполнению (см. Ц.Вед. 1900, 47). – Священникам следует объяснять обывателям необходимость и пользу принимаемых гражданским начальством для прекращения болезни мер и убеждать, чтобы они были спокойны, полагаясь на благость Божию и попечение начальства и в общеполезном деле безропотным повиновением помогали советам и приказаниям врача (см. Уст. Врач., 746 ст., изд. 1892 г.; сн. Опр. Св. Син. 9 июл. 1892 г. в Ц.Вед. 1892, 28, офиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010