Досифей (Протопопов) Досифей (Протопопов Димитрий), архп. Саратовский. Родился 16 окт. 1866 года в семье священника Смоленской епархии. В 1891 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Смоленского епархиального женского училища. В 1894 году – законоучитель Егорьевской женской прогимназии в Рязанской губернии. В этом же году рукоположен во иерея. В 1904 году пострижен в монашество и назначен смотрителем Раненбургского духовного училища. В 1905 году – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1906 году определён ректором Смоленской семинарии и возведён в сан архимандрита. 18 янв. 1909 года хиротонисан во епископа Вольского, вик. Саратовской епархии. 25 авг. 1917 года – епископ Саратовский. С 1922 года епархией не управлял. В 20-х годах возведён в сан архиепископа. В 1930 году уволен на покой. В 1934 году награждён правом ношения креста на клобуке. Жил в Саратове, где и скончался 12 марта 1942 года. Пользовался большим уважением и любовью со стороны верующих г. Саратова. Литература «Церк. Вед.» 1909, I, стр. 28, 29. 1917, 38–39, стр. 331 1931, 6, стр. 6. 1934, 22, стр. 4 «В Св. Син. Прав. Рус. Церк.» 1926, 12, стр. 21 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1910 г., стр. 182. 1916 г., стр. 190. 1917 г., стр. 208–209 «Изв. Каз. Еп.» 1913, 21, стр. 656 Булгаков стр. 1412 27, стр. 2 ФПС III 95, стр. 8 Заметки и дополн. Е.М. Regel’son 462 Am 08.01.1929 dementiert er, daß er mit den Grigorjevcy sympathisiere, und versichert seine Treue zum M Sergij Regel’son 528 1922 verhaftet, wurde erst 1934 frei Regel’son 536 In Verbannung im Narymskij kraj Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По этому узаконению всё церковное письмоводство (не исключая, согласно 22 ст. Ин. ст., и ведения приходорасходных книг, в случае неграмотности старост) возлагается на псаломщика, и это составляет его прямую обязанность (Ц.В. 1905, 20; 1906, 25; 1909, 2, 20; Ц.Вед. 1898, 33; 1899, 39; 1900, 36; 1901, 42; 1906, 11; 1907, 23; 1908, 47; 1909, 29). По примечанию к § 43 Ин. бл., все документы церковные должен вести священник или сам, не требуя, впрочем, за то вознаграждения, или же возложить на диакона и причетников, но во всяком случае ответственность за неисправности лежит преимущественно на нём, как настоятеле церкви. В 864 ст. IX т. Св. Зак. говорится о записи в метрические книги, каковая запись по этой статье производится немедленно по исправлении каждой требы или самим священником, или чрез диаконов и причетников. В некоторых епархиях местным Е.Н. были сделаны особые распоряжения, по которым и штатные диаконы обязаны вести письмоводство по церкви и приходу наравне с прочими членами церковных причтов (см. Ц.Вед. 1890, 7, и сн. 1897, 42). По мнению «Цер. Ведомостей», там, где диакон учительствует в церковной школе, предпочтительнее поручать церковное письмоводство псаломщику (Ц.Вед. 1900, 8, 36). В случае неспособности псаломщика письмоводство возлагается священником на диакона (см. Ц.В. 1902, 36; 1906, 25; Ц.Вед. 1901, 51–52; 1902, 41, 42; 1905, 8, 15, 44; 1906, 25), независимо от того, занимается ли последний в церковной школе или из его доходов удерживается установленный вычет (см. Ц.Вед. 1898, 4; 1904, 35; Ц.Вест. 1906, 7). Если псаломщик в состоянии правильно вести письмоводство, а диакон не имеет занятий в церковной школе, то при распределении письмоводства между псаломщиком и диаконом священник, конечно, должен руководиться чувством служебного долга и голосом пастырской совести, соблюдая надлежащую справедливость. Если псаломщик неспособен к письмоводству, а диакона нет в причте, то письмоводством должен заняться сам священник; нанимать же для этого особого писца, с уплатой ему из доходов псаломщика или из церковных средств, законных оснований не представляется (Ц.Вед. 1906, 13–14; Ц.Вест. 1908, 48). – В виду примечания к § 43 Ин. бл., – требовать вознаграждение за ведение церковных документов запрещается, откуда следует, что при изготовлении разного рода выписей и при выдаче их, а также при записи в церковные книги, не должно требовать платы, а если при этом что-либо предлагается вполне добровольно, то может быть принимаемо, но отнюдь не следует при сем требовать платы в каком бы то ни было размере, установленном будто бы обычаем (Ц.Вед, 1906, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

58 Чтение псаломщиком акафиста с дозволения настоятеля (при совершении последним молебна) допустимо (Ц.Вед. 1904, 2). 59 При совмещении должности одного из псаломщиков с должностью учителя церковной школы, к такому псаломщику-учителю считается применимым вышеприведённое (см. 751 стр. печатного оригинала) узаконение о льготах диаконов-учителей в отношении к утренним богослужениям и требоисправлениям (см. Ц.В. 1905, 50; 1906, 3; Ц.Вед. 1899, 23; 1900, 45), и без крайней надобности псаломщику-учителю не следует отвлекаться от занятий в школе (Ц.Вед. 1907, 23). В Грузинской епархии было сделано местным Е.Н. распоряжение по епархии, чтобы состоящий учителем или законоучителем в церковно-приходской школе псаломщик, если в причте имеется и другой, свободный от этого учительства, никоим образом в течение учебных часов не был отвлекаем настоятелем церкви от школьных занятий (Ц.Вед. 1902, 15–16). Но, конечно, псаломщик-учитель ни в каком случае не свободен от будничных богослужений и требоисправлений во внеклассное время (см. Ц.Вест. 1892, 24; Ц.Вед. 1901, 38); при этом, занятие в школе нисколько не препятствует псаломщику вести и церковное письмоводство (Ц.Вед. 1907, 23). 60 По закону (см. в П.С.З. 13328 и 3672 и выше, 9 сн.) ключи от церкви и колокольни обязательно должны храниться у священника (а при церквах, где несколько священников, – у седмичного, т.е., чередного священника). Хождение к священнику за ключами обыкновенно возлагается на обязанность сторожа (см. Ц.В. 1906, 34); но, по мнению «Цер. Вестника», и псаломщику нет оснований считать для себя обидным и унизительным ходить к священнику за ключами (если в этом представится надобность и если, конечно, это не влечёт за собой долгого ожидания, особенно на открытом воздухе, пока проснётся священник); так как по чувству служебного долга псаломщику вполне естественно являться к священнику если не за ключами, то за благословением на звон (хотя бы он производим был и не псаломщиком) и за получением тех или других распоряжений по предстоящей службе от священника, которому и церковные ключи всего удобнее доверить члену причта, а не наёмному сторожу; к тому же и при отпирании храма присутствие псаломщика представляется совершенно необходимым в целях безопасности, тем более, что и по Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ц.Вед. 1898, 42). 957 Писать в обыске о бытии трёх оглашений, раз их не было, значит учинить подлог, и за сие священник может подлежать лишению сана (Ц.Вед. 1902, 36). 958 По разъяснению «Цер. Ведомостей», так как в форме брачного обыска, в пункте 9-м, есть выражение «бракосочетание предположено совершить в такой-то церкви и такого-то числа», то следует заключить, что написание обыска и подпись его должно предшествовать бракосочетанию, а не сопровождать его (Ц.Вед. 1904, 25). – Обыск, как это видно из его формы, должен быть подписан теми лицами, которые производили обыск, а акт бракосочетания, согласно 867 ст. т. IX Св. Зак., должен быть внесён в метрическую книгу священником, совершавшим таинство, или же диаконом и причетниками, но с точным обозначением венчавшего священника; поэтому, если почему-либо один священник производил обыск, а другой венчал, то акты обыска и венчания должны иметь разные подписи согласно действительности (см. выше, 756 и 950 стр. печатного оригинала); ответственность за неправильный брак должна падать на венчавшего священника и участвовавших в этом венчании прочих членов причта (см. Ц.Вед. 1903, 23; 1904, 25). !!!стр. 1252 пдф. здесь опечатка?!!! Как по женихе, так и по невесте должно быть не менее трёх или двух поручителей, которые подписываются под обыском; при этом поручитель по женихе не может уже ни в коем случае быть поручителем и по невесте и наоборот. – Поручителем по женихе и невесте может быть всякий, не лишённый свидетельской правоспособности (Ц.Вед. 1902, 45). – К требуемым 9-м п. формы брачного обыска посторонним свидетелям при браке, которыми обыкновенно бывают так называемые «поезжане», некоторые относят и родственников жениха и невесты, а потому и считают возможным допускать этих родственников к подписанию обыска, в качестве поручителей (см. Соврем. 1876, 87; Св. ук. и зам.; Ц.В. 1904, 5). Но другие утверждают, что такими поручителями не могут быть близкие родственники брачущихся (см. Права и обязан. пресв., П.П. Забелина , 248 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Как видно из кратко изложенного содержания рассматриваемой книги, автор ее в прямом ответе на поставленную тему не дает чего-либо нового. Но все же книга не лишена известной ценности, так как, кроме прямого ответа на тему, в ней находится немало, хотя и побочных, но глубокомысленных рассуждений по вопросам, касающимся содержания Евангелия и его божественного достоинства. Обращаем внимание почтенного автора на одно неудачное выражение. В § 50 он говорит: «Христианский мир делится на множество исповеданий, а каждое исповедание подразделяется множество сект, неужели и православное исповедание разделяется на секты? 110 . Книги, статьи и брошюры Н.Ив. Остроумова 1) Какие читать молитвы наш простой народ? (Тульск. Губ. Вед., 1898 г. 125; перепечатано Тульск. Епарх. Вед. 1899 г., 14. Пастырск. Собеседн. 1899 г. 28). 2) Профессор Иван Николаевич Корсунский . Тула, 1900 г., цена 20 коп. 3) Редкий человек (из воспоминаний об Ив.Н. Корсунском, проф. Москов. Дух. Академии). Москва, 1900 г., ц. 15 к. 4) Мысли Аристотеля о воспитании и о значении музыки в деле воспитания. Тула 1903 г., ц. 20 к. 5) Д. Ф. Голубинский (воспоминания). Москва, 1904 г., ц. 15 к. 6) Чему научает нас жизнь препод. Марии Египетской? (Тульск. Губ. Вед. 1904 г., 54). 7) Аналогии и их значение при выяснении учения о св. Троице, по суду блаж. Августина («Правосл. Собесед.», 1904 г., 2). 8) Добрые души (рассказы из быта народа и духовенства). Москва. 1905 г. Издание составляет собственность книжного магазина Ступина. 9) Свадебные обычаи в древней Руси. Историко-этнографический очерк. Тула, 1905 г., ц. 60 к. 10) Блаж. Августин как обличитель отрицательно рационалистического воззрения на христианское учение о св. Троице. Рязань, 1907 г., ц. 20 к. 11) «Великий молитвенник и подвижник русской земли». Из сказаний о препод Серафиме Саровском (по неизданной рукописи; «Тульск. Е.В.», 1904 г., 15). 12) Из сказаний современника о Саровском подвижнике Серафиме (по поводу хулы на него со стороны старообрядцев). Рязань, 1907 г. Цена 10 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

1898, 38). – Согласно вышеприведённому разъяснению означенного Кас. Деп., от 10 апр. 1896 г, и на основании решения того же Департамента 1883 г., за 24, землевладелец не имеет права собственности на кладбище и произрастающий на оном лес, которым Е.Н. может беспрепятственно распоряжаться по собственному усмотрению, но всё произрастающее на кладбище должно быть обращаемо в пользу церкви, при коей состоит это кладбище, а не причта (Ц.Вед. 1898, 10, 41; Ц.В. 1904, 33). – Так как растущий на кладбище лес составляет собственность церкви и так как ни причт, и никто другой не имеет права вырубить его в свою пользу, то поэтому получаемые с кладбища дрова должны быть обращаемы в пользу церкви (Ц.Вед. 1895, 32, 42). – Согласно решению Гражд. Кас. Деп. Правит. Сената 1883 г., за 24, эксплуатация кладбищ для хозяйственных целей признаётся вообще неудобною; земля, отведённая под кладбище, не может быть обращена для какого-либо иного, хозяйственного, пользования, кроме того именно, для которого назначена, т.е., для погребения умерших, но сенокошение, как необходимое для поддержания на кладбищах чистоты, допускается, причем доход от этого должен идти в пользу церкви, а не причта (Практ. Рук., 356 стр.; см. также Ц.Вед. 1905, 49; сн. 1898, 31, 41; 1911, 18). 1172 Бывшие в городах и предместиях прежние кладбища должны оставаться площадями ко благолепию церквей и содержаться в чистоте, обноситься оградою и обсаживаться деревьями (Ук. Св. Син. 15 июл. 1775 г.). – В 1817 г. повелено было старые кладбища, среди селений по большим дорогам существовавшие, переводить оттуда исподволь (Уст. Врач., 2 прим. к 705 ст.). – Закрытое кладбище, по смыслу наших законов, воспрещающих пользование им со стороны лица, из земли коего оно отведено, должно быть признано изъятым из владения прежнего владельца и состоящим в заведовании духовного ведомства (Ц.Вед. 1902, 21; 1905, 34). При захвате закрытых кладбищ прежними собственниками, обращении их под пашню и т.п., а равно и при неисполнении лежащей на собственниках обязанности относительно огораживания кладбища, следует делать увещание, а при безуспешности надлежит просить местные власти об исполнении означенными собственниками требований закона и в крайнем случае ходатайствовать пред епархиальным начальством о надлежащем сношении по сему предмету с губернским начальством (Ц.Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1904 г., 9682 4) из числа оставляемых при церквах копий с документов копии с таких документов, которые сами подлежат оплате сбором; эти копии подлежат оплате гербовым сбором наравне с подлинниками, но не свыше 75 коп. за лист (Разъясн. Деп. Окл., сб., 25 сент. 1904 г., 9682 Гербовому сбору не подлежат: 1) Разрешения, выдаваемые на вступление в браки от Воспитательных Домов Опекунского Совета Императрицы Марии питомкам и питомцам сих Домов и Окружными Управлениями острова Сахалина ссыльным (Уст. о Герб. сб., 79 ст., 63 ст., 2 п., а; Алф. Переч., 261 г, д); 2) сведения, сообщаемые одним причтом другому, о вероисповедании брачущихся и о беспрепятственности повенчания их в других церквах, а также сношения одних причтов с другими об оглашениях (Разъясн. Деп. Окл. сб., 25 сент. 1904 г., 9682 3) оставляемые при церквах копии с тех документов, которые свободны от оплаты гербовым сбором (там же); 4) делаемые на паспортах и билетах надписи о повенчании, или смерти и погребении (там же). – По разъяснению «Цер. Ведомостей», если предбрачное свидетельство не заключает в себе указания на лета лица, означенного в свидетельстве, то оно свободно от оплаты гербовым сбором, в противном случае оплачивается маркою в 75 коп. (Ц.Вед. 1906, 3, 11). – Так как паспорта, паспортные книжки и вообще виды на жительство, выдаваемые русским подданным на проживание в Империи и за границей, изъяты от гербового сбора (см. Алфав. Переч., 218 1 п.), то и оставляемые при обыске копии их не подлежат оплате этим сбором (Ц.Вед. 1907, 44). – Подр. о гербовом сборе в применении к делам духовного ведомства см. Ц.Вед. 1904, 13–14; 1910, 13 и 16–17, офиц. ч.; 1905, 38; 1906, 48. – Относительно браков между собою старообрядцев и сектантов в Св. Законов содержатся следующие постановления. – «Браки старообрядцев и сектантов приобретают в гражданском отношении, чрез записание в установленные для сего особые метрические книги (ср. Зак. Сост., ст. 931–954, по изд. 1899 г. и по Прод.), силу и последствия законного брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

882 Об отмене осуждения на всегдашнее безбрачие супруга, виновного в прелюбодеянии, каковому осуждению подвергался указанный ответчик при разводе его брака по действовавшему до 1904 г. узаконению (см. Ц.Вед. 1904, 44; 1905, 1, 52). 883 Относительно вступления в новое супружество лиц, брак коих расторгнут по нарушению ими супружеской верности прелюбодеянием, указом Св. Синода от 14 июл. 1904 г. преподаны епархиальным начальствам следующие руководственные указания: 1) просьба лица, брак коего расторгнут, по вине его прелюбодеяния, о дозволении ему вступить в новое супружество, разрешается, по надлежащем рассмотрении, епархиальным начальством, по месту жительства просителя; 2) таковая просьба может быть возбуждаема и подлежать удовлетворению не прежде, как по выполнении супругом, виновным в нарушении прежнего его брака прелюбодеянием, наложенной за таковое преступление, согласно 87 пр. VI Вселенского собора, 20 пр. собора Анкирского и 77 пр. св. Василия Великого , семилетней церковной епитимии, но при этом семилетий срок епитимии, на основании 102 пр. VI Вселенского собора, может быть, по тщательном испытании духовником совести епитимийца и удостоверении им степени его раскаяния и исправления, сокращаем тем епархиальным преосвященным, в ведении коего состоит духовник епитимийца, с тем, однако, чтобы общий срок подлежащей выполнению епитимии был не менее двух лет, и 3) епархиальное начальство при разрешении просьбы бракоразведённого супруга о дозволении ему вступить в новое супружество, в предотвращение злоупотреблений, должно требовать от просителя: а) надлежаще засвидетельствованное местным благочинным или консисторией удостоверение духовного отца, под наблюдением коего виновное в прелюбодеянии лицо проходило семилетнюю епитимию, об отбытии этой епитимии, а в случае сокращения семилетнего срока епитимии, согласно вышеуказанному порядку, и удостоверение о том, что таковое сокращение последовало с разрешения епархиального преосвященного, и б) копию определения или указа Св. Синода о расторжении прежнего брака просителя (Разъясн. опр. Св. Син. 1904 г., 23–30, VI; см. Ц.Вед. 1904, 32, офиц. ч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Литература: «Церк.Вед.» 1889, 16, стр.195· -«-_ 1890, 31, стр.351· -»-_ 1892, 41, стр.413. -«-_ 1894, 6, стр.57. «Приб. к «ЦВ» 1891, 8, стр.229· -»- 1891, 41,стр.1419· -«- 1903, 5,стр.161–164 «Церк.Вестн.» 1891, 8, стр.115· -»-_ 1891, II, стр.163. -«- 1891, 41, стр.651· -»- 1891, 51–52, стр.817 «Изв.Каз.еп.» 1887, 10, стр.230. -«- 1886, 8, стр.190. «Рус.Арх.» 1910, стр.97–98. Труды К.Д.А. 1891, май, стр.193. Булгаков, стр. 1396, 1402, 1403, 1408. БЭС, т.2, стб.1165· БЭЛ т.3, стб.850. БЭЛ m.I0, сто.622. БЭЛ т.8, стб.11. Родосский А. «Словарь воспит.СПБ Дух.Акад.» стр.13,14, 15. «Об епископе Анатолий (Станкевич)». «Русск.Паломн.» 1894, II. «Об Анатолий (Станкевич)». «Калуж.Епарх.Вед.» 1894, 4. -»- 1903. «Об Анатолий (Станкевич)» В.Истор.Записке о Калужской еп. Калуга, 1900, стр.26. Самчевский И.А. «Воспоминания об еп.Анатолий (Станкевич)». Киев, стр. 1894, сентябрь, стр.335. Некролог. «Еп.Анатолий (Станкевич)». «Лит.Еп.Вед.» 1903, 3,5· Некролог. «Еп.Анатолий (Станкевич)». «Церк.Вестн.» 1903, 6. Некролог. «Еп.Анатолий (Станкевич)». «Грод.Еп.Вед.» 1903, 5 и 23. Адрес от Каменец-Подольских евреев еп.Анатолию (Станкевич) в 1887 году, по поводу его перевода. (Адрес в подлиннике и переводе хранится в библиотеке СПБ Духовн.Академии, 1904, А Здравомыслов. «Хроника» Саввы III, 518 (Об епископе Анатолий Станкевиче). Здравомыслов. «Полоцкие Епарх.Ведомости» 1903, 4. «Об еп.Анатолий Станкевиче». Болотов В.В. «Описание 2-х древнейших пергаментных эфиопских рукописей, пожертвованных Анатолием (Станкевичем) в СПБ Духовную Академию». «Христ.Чтен.» 1905, ноябрь. Адрес по случаю 50-летнего служения в священном сане епископа Анатолия (Станкевича). «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.82–83. 1903 г., стр.234–235. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 497, стр.75. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1908, 37). – В некоторых местах по данному предмету имеются особые постановления. Так, в Тобольской губернии для заведования городскими кладбищами учреждены особые комиссии. Комиссиям вверяется заведование и управление кладбищем как в хозяйственном, так и в полицейско-санитарном отношениях, забота об изыскании средств для устройства в центре кладбища церкви и снабжения её всеми необходимыми для служения в ней принадлежностями. Отведённое для кладбища место должно быть обнесено оградою и разделено, посредством аллей, на кварталы, участки и линии. Могилы должны быть копаемы по линиям, в последовательном порядке одна возле другой, глубиною не менее 3 аршин, длиною 3 и шириною 1½ аршина, а склепы устраиваемы с соблюдением необходимых санитарных условий. План кладбища и таксы цен за могильные места и погребальные принадлежности должны быть постоянно на видном месте в помещении конторы, чтобы всякий желающий мог рассматривать их свободно. Для умерших же в бедности, в богадельнях, больницах, местах заключения и т.п., смотритель отводит под могилы места в бесплатных кварталах кладбища, по представлении ему просителем такого места письменного удостоверения о бедности умершего или от приходского священника – за подписью и церковною печатью, или от полиции. Такса за могильные места на кладбище устанавливается комитетом по соглашению с городским управлением (Ц.Вед. 1901, 45). – Приобретённые на кладбище места для погребения состоят в исключительном пользовании приобретших их именно для погребения, и если кладбищенскому причту понадобится проданное место, то оно может быть занято лишь с согласия приобретшего (Ц.Вед. 1904, 24). 1171 Каждое сельское кладбище находится в непосредственном заведовании причта местной церкви (см. Ц.Вед. 1911, 18); городские кладбища в большинстве случаев имеют свои самостоятельные церкви и причты, которыми (иногда при содействии городского самоуправления) и заведуются (Ц.В. 1893, 31; см. также 1896, 41; сн. выше, 4 прим. к 1336 стр.). – Отведённое кладбище не может быть урезываемо; в случае же изменения границ кладбища должно донести епархиальному начальству и просить его распоряжения к восстановлению границ кладбища (Ц.Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010