Это вот и есть основной смысл церковности. Могу видеть, что 48 не только для некоторых лиц, но и для истинно научного решения сказанное не доходит до последнего конца. Нужны проверки и оправдания, которые бы показывали, что панэнтеистическая, церковно-приходская постановка школы не по вере лишь, а и по строгому суждению, должна быть предпочитаема просто гуманической. Будем со временем пытаться посильно сделать и это. Пр. Соллертинский 3 Сенсуализм (англ. sense – чувство, ощущение) – это философское учение о решающей роли ощущений в познавательном процессе. – примечание электронной редакции. 6 Вессель. Руководство и преподавание общеобразоват. предметов. Спб., т. 2, в отделе об обучении родному языку. 10 Р еприманд 1. м. устар. – Упрек, выговор, нагоняй. 2. м. устар. – Неожиданность, неожиданный оборот. – примечание электронной редакции. 12 О народном образовании. Отечественные Записки, 1874, стр. 155–76. Тут есть и об Евтушевском по арифметике, но всякий понимает, что Толстой имел дело здесь не с методой, а с неумением обучать и преподавать. 14 Разумеется зависимость получения жалованья законоучителями от удостоверительной записи учителя. 18 «Душеполезное чтение» 1899, кн. V. стр. 94; «Церк. Вед.» за 1889 г., стлб. 1079: вологодское духовенство знает заповедь «паче всего учити отроков» (10 прав. 7 Всел. Собора). 21 «Минские Епарх. Вед.» 1900, 18. «Тобольские Епарх. Вед.» 1900, 17. «Орловские Епарх. Вед.» 1900, стр. 1028. 23 На съезде 22–23 авг. 1902 г. екатеринбургских наблюдателей обсуждался вопрос о том, в чем состоит церковность школы. Вопрос возбужден в виду того, что некоторые «неопытные» деятели церк.-пр. школы стараются поставить ее совершенно по образцу земской. Съезд постановил опытным труженикам школы напомнить, а не опытным указать, что церковность есть отличительное свойство церк.-приходской школы и достигается она особым строем церковно-школьной жизни и ходом обучения в ней. Отч. Екатеринб, наблюд. 1901–2, стр. 5. 24 Напр. см. Отчеты Ярославского Епарх. Учил. Сов. за 1889–90, стр. 7. Особенно много об этом в «Мысли простого русского народа о том, какое ему нужно учение и просвещение». Москва, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Ведомостях» сведениям, заимствованным из отчётов благочинных о кладбищах епархии в 1901 г.) развивается с постепенно усиливающеюся энергией всех, кого это дело касается. Оно нашло себе сочувствие и со стороны благочинных, и приходских пастырей, и церковных старост, и церковно-приходских попечительств, и самих прихожан. Последние уже прониклись сознанием необходимости забот о могилах и там, где раньше требовалось для этого нелёгкая борьба священников с прихожанами. Особенно почтенною в этом отношении представляется деятельность церковно-приходских попечительств, энергично принимающих меры к улучшению кладбищ. Благодаря этим совместным трудам, кладбища епархии приняли теперь совершенно другой, лучший сравнительно с прежним, вид (см. Ц.Вед. 1902, 31; 1903, 32). В Тверской епархии с успехом трудятся «для приведения в порядок кладбищ и для поддержания в них благоустройства» особые попечительства, учреждённые для этой цели (см. Ц.Вед. 1902, 37; 1903, 46). Все это примеры – достойные подражания и для других епархий. 1182 Уборка гнилых и разрушившихся деревянных крестов с приходского кладбища и употребление их на отопление церкви вполне допустимы (Ц.Вед. 1907, 28); лучше об этом предварительно снестись с местным о. благочинным, а также следует, по мере возможности, озаботиться заменой убираемых крестов новыми. 1183 Для оттаивания земли при копании могил зимой следует насыпать на то место накануне негашёную известь между слоями снега. Известь, соединяясь с водой, нагревает землю так сильно, что её можно копать даже при 20° мороза (Технич. Обозр.). 1184 В некоторых местах у крестьян есть обыкновение делать в боку могилы подкоп для помещения гроба для того, чтобы покойнику было легче, так как земля, которою засыпается могила, при указанном помещении в последней гроба, не ложится на него всею своею тяжестью. Помимо суеверного своего значения, указанный обычай иногда ведёт, вследствие обвалов земли от подкопа в боку могилы, к несчастным случаям для тех, кто делает указанный подкоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В настоящее время, кроме католической миссии, действуют в Корее англиканская, методистская (2 миссии), пресвитерианская (4 миссии) и православная миссии. Прим. перевод. 37 Для составления настоящего отчета помимо того, что мы лично посетили всех представителей духовных миссий в Сеуле для бесед и заполнения особо составленных вопросных пунктов, мы пользовались еще следующими пособиями: «Описание Кореи», изд. Мин. Фин., ч. II. Отчет Католической Миссии за 190½ г., «Fifteen years in the Korea Mission» и «The minutes of the ninth annual meeting» 1901 г., изд. Пресвитерианской Миссии. «Korea Mission Methodist. Episc. Church» (North) за 1901 и 1902 гг. «Minutes of the... Korea Mission Mrth. Episc. Church, South, за 1899, 1901 и 1902 гг. «Third annual report of the Korea Woman’s Missionary Conference of the Meth. Ep. Church» за 1901 г. Издания Английской Миссии: «Eleventh Report of the Corean Mission» за 1901 г. «The Morning Calm», 1900 г. Авг. м. «Handbook and Directory of the Anglican Church in the Far East», 1899 г. «The Society for the Propogation of the Gospel in foreign parts» 1901 г. «The Chonicle and Directory for China, Japan, Corea» 1902 г. Отчет Православной Миссии за 1902 г. (Церков. Вед. 1902 г. 24). Брошюра «Сэппёльчжёнь», изд. методистов на корейском языке. Прожив в Корее 3 месяца, мы присматривались к постановке благовестнического дела во всех миссиях; ради же этого мы вступали в общение и со светскими служебными и неслужебными лицами, выслушивая подчас самые противоречивые и непримиримые отзывы. 39 Если разложить всю сумму (30,450 фр)., отпускаемую на содержание (жалованье) корейским католическим миссионерам, то, включая и епископа, каждый европеец-миссионер получить около 300 р. на наши деньги. Примеч. автора. 40 В основу пресвитерианской церкви легло учение Кальвина. Характерные черты этой церкви следующие: как показывает само наименование, – исповедуется признание одной степени священства – пресвитеров. В делах церкви принимают участие старейшины из светских лиц, но в область церковной жизни не допускается вмешательства гражданской власти. В храмах – самая безыскусственная обстановка: нет икон, органа, не возжигаются свечи и пр. Главная часть богослужения заключается в импровизации пастора, а затем поются псалмы, библейские стихи. Других праздников, кроме воскресных дней, не признается. Брак благословляется на дому, при погребении читается одна молитва и т. п. Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Во всех церквах ведомства протопресвитера должно быть возносимо по чиноположению имя местного архиерея. Благочинные военных церквей, в силу канонических правил (антиох. 9, III всел. 8) и на основании ст.ст. 1, 30 и 31 Полож. об управл. церк. и духов., воен. и морск. духов., должны обращаться за получением св. мира и антиминсов для подведомых. им церквей не к соседнему, ближайшему к ним по месту нахождения кафедры, архиерею, а к своему епархиальному преосвященному (опред. Св. Син. 12 – 21 Пон. 1902 г. 2577). Протопресвитер ведает те проступки военных священно-церковнослужителей против должности и благоповедения, для обнаружения которых не требуется производства формального следствия; все же прочие дела о проступках и преступлениях лиц военного духовенства подлежать, суду местного архиерея. Примечание. В 1840 г. (13 Авг.; П. С. 3., 13721) учреждена была еще должность обер-священника отдельного Кавказского корпуса; в 1885 г. этот обер-священник переименован в «главного священника кавказской армии». Заведуя православным духовенством этой армии, он сам был подчинен главному священнику армии и флота, к которому и обращался за разрешением своих недоумений и за указаниями для своей административной деятельности. По всеподданнейшему докладу Святейшего Синода, от 31 Мая 1890 г., последовало 12 Июл. Высочайшее соизволение на упразднение этой должности (Ц. Вед. 29 – 1890 г.). 12) Комитеты для цензуры духовных книг – Петроградский и Московский, согласно Высочайшему указу 26 Июн. 1808 г. (П. С. 3., 22123) «о усовершении духовных училищ», состояли сначала при духовных академиях, почему положение о духовной цензуре включено в Высочайше утвержденный 30 Авг. 1814 г. (П. С. 3., 25673) «Уставь духовных академий». Специальный устав о духовно-цензурных Комитетах при духовных академиях Высочайше утвержден 22 Апр. 1828 г. (П. С. З. 1981). С 1857 г. связь Комитетов с академиями прекращена и в Комитеты Высочайше повелено было назначать лиц, свободных от занятий по другим должностям (23 Дек.; П. С. З., 32577). Поэтому, в Высочайше утвержденном 30 Мая 1869 г. Уставе духовных академий (П. С. 3., 47154) о духовно- цензурных Комитетах уже не упоминается. В 1887 г. (21 Дек; П. С. 3., 4903; Церк. Вед. 5–1888 г.) издан был новый Устав духовно-цензурных Комитетов, с некоторыми изменениями по сравнению с предыдущими. В настоящее время круг деятельности духовно-цензурных Комитетов определяется Высочайшим указом 26 Апр. 1906 г. (П. С. 3., Х° 27815; Церк. Вед. 13–14) и определением Св. Синода, от 8 Март.–14 Апр. 1908 г. 1700. Петроградский духовно-цензурный Комитет помещается в Александро-Невской лавре, а Московский Комитет помещался сначала в Троице-Сергиевой лавре, засим, по прекращении связи его с академией – в Чудовом монастыре, а ныне помещается в Высокопетровском монастыре. Пользуясь от монастырей помещением, отоплением и освещением, оба Комитета засим никаких дополнительных пособий на свое содержание, сверх казенных ассигнований, ни откуда не получают.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

– Наименование скончавшегося дворянина при совершении заупокойных служений «болярином» допускается практикой (Ц. Вед, 1896, 47), но не везде, и, по разъяснению некоторых, поминать усопших должно по именам, без воспоминания звания усопшего: болярина, князя, графа и т.п. (см. подр. Изв. по Каз. Еп. 1868, 8; см. также Ц.В. 1902, 21; Ц.Вед. 1907, 28). Во всяком случае нет никаких оснований присоединять к именам поминаемых такие прибавления, как, напр., при погребении жены священника, слово «пресвитерша» (Ц.В. 1894, 28). Что же касается Лиц Царствующего Дома, то, при их поминовении, обязательно произносить их титулы и именно так, как это указано в изд. Св. Синодом реестре (Ц.Вед. 1896, 1; см. также 1905, 12). – Само собою разумеется, что каждого усопшего, при его поминовении, должно называть именем, данным ему при крещении, хотя бы при жизни он почему-либо и носил другое имя (см. Ц.В. 1903, 40). – По принятому обычаю, предварение имени поминаемого усопшего обозначением: «новопреставленный» (или «новопреставленная»), продолжается в течение 40 дней со времени его кончины (Рук. д.с.п. 1904, 42). – В чине погребения относительно положенного после малой ектении тропаря – «Покой, Спасе наш» (как ещё, позже, и относительно икоса: «Сам един еси безсмертен», а равно тропаря на панихиде – «Глубиною мудрости»), допускаются многими, особенно при пении наёмных хоров, по меньшей мере, странные сокращения. Именно: сплошь и рядом, по окончании ектении и возгласа, слышишь у них слова: «и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче», «сыны света Тою показавый, помилуй нас» (а также «надгробное рыдание творяще песнь», или на панихиде – «Творца и Зиждителя и Бога нашего»). Всякому, мало-мальски знакомому с славянским языком, ясно, какая бессмыслица получается здесь при пении этих отрывков. И право, наше счастье, что народ не понимает, что тут получается, и от чего это происходит; а то молящиеся слишком были бы недовольны на нас за эти пропуски (Собеседов. Высокопреосв. Арсения, Архиеп. Харьковского, на XX съезде духовен. Харьк. еп., 80 стр.). Думается, что давно уже пора всем пастырям проникнуться сознанием недопустимости подобного рода сокращений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

946 О совершеннолетии лиц, желающих брачиться, священно-церковно-служители удостоверяются чрез справку с метрическими книгами, или же с духовными росписями за все, особенно же за первые годы от рождения лиц, желающих брачиться; а если жених или невеста родились в другом приходе – чрез метрическую справку или выпись от причта этого прихода (Ин. бл., 18 §, 2 пр., ср. 41 §), или – о женихе (см. примеч. к форме обыска) – на основании аттестата об его службе (Ц.Вед. 1898, 13). – В указе Св. Синода, от 27 нояб. 1898 г., разъяснено, что ни в Уставе Духовных Консисторий, ни в законах гражданских (прил. к ст. 26 зак. гражд.) не содержится никаких указаний на необходимость предъявления при бракосочетании метрического о рождении брачущегося свидетельства, и посему приостановление венчания браков в тех случаях, когда не оказывается по метрической книге записи о рождении жениха или невесты, но в достижении брачущимися установленного для брака возраста причты никакого сомнения не встречают, не имеет правильного и законного основания, а тем более оказывается неосновательным назначение в сих случаях следствия (см. также Разъясн. постан. Св. Син. в Ц.Вед. 1899, 8, офиц. ч.). Таким образом, согласно вышеприведённому указу Св. Синода, представления метрических свидетельств или выписей брачущимися, при повенчании их брака не требуется, если возраст их уясняется другими документами, напр. исповедными росписями и т.д., или если в достижения брачущимися установленного для брака возраста причты никакого сомнения не имеют (см. Ц.Вед. 1902, 33; 1903, 7). – По определению Св. Синода, изложенному в указе 31 декабря 1839 г., заключено: 1) епархиальному начальству распорядиться, чтобы в каждом приходе, в который поступают переселенцы, приходский священник немедленно составлял именной список малолетним, с показанием семейств, к которым они принадлежат, и епархии уезда и прихода, из которых переселены, и представлял в Консисторию; 2) Консистории – препровождать таковые списки в Консисторию той епархии, откуда перешли переселенцы, для отметки по метрическим записям года рождения каждого младенца, и затем возвращать сии списки в новонаселённые приходы, чтобы оные были в готовности для справки о летах при браках;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1902, 42; сн. 1909, 1). 377 Принадлежность к известному приходу возлагает на прихожан обязанность обращаться за совершением треб к приходскому священнику, за исключением лишь случаев крайней необходимости (Проф. М. Красножен . Церковное Право, 157 стр.). 378 Если совершение чужеприходных треб не вызывается указываемой в 97 ст. Уст. Д.К. и в 41 § Ин. бл. крайностью и если обращающиеся к чужеприходному священнику за совершением требы ничем не могут объяснить своего требования, кроме каприза, то означенному священнику следует отказывать в исполнении такого требования (см. Ц.Вед. 1908, 29), даже и не обращаясь к местному священнику за испрошением его согласия на совершение требы для таких лиц. – Само собой разумеется, что как приглашение для совершения треб местным священником другого священника, так и согласие первого на исполнение треб вторым, не должны быть в ущерб интересам остальных членов местного причта, если, конечно, это не вызывается необходимостью удовлетворения религиозных нужд пасомых. – Если чужой священник вторгается в отправление обязанностей местного приходского священника, то о сем надлежит донести Е.Н. (Ц.Вед. 1898, 38). – Причт соседнего прихода, исполняя требы у прихожан другого прихода только потому, что они живут вблизи его границ, поступает, конечно, не правильно (Ц.В. 1894, 46), и подобный образ действий повлечёт за собою взыскание со стороны местного Е.Н., когда оно будет о том осведомлено (см. Ц.Вед. 1904, 35). – Так как самовольное и не вынуждаемое особыми обстоятельствами исполнение чужеприходных треб противно и законам, и духу братского мира, то Е.Н. в предупреждение и пресечение подобного рода злоупотреблений делают особые распоряжения о воспрещении совершения треб за пределами своих приходов, исключая случаев, предусмотренных 97 ст. Уст. Д.К. (см., напр., распоряжение об этом по Харьк. еп. в Лист. для Харьк. еп. 1884, 22, а также по Екатерин. еп. – в Е.В. 1889, 20). – Согласно указу Св. Синода, от 20 апр. 1890 г., в столичных, губернских и некоторых уездных городах составлены обязательные к исполнению расписания приходов с точным обозначением входящих в состав их улиц и домов (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(Ц.Вед. 1902, 15–16). Утверждённой Е.Н. инструкцией для хоров в Таврической епархии требуется, чтобы они исполняли все песнопения благочинно, соблюдая требования Устава о пении тихим, кротким гласом, о пении – косном (медленном), отчётливо произносили слова песнопений, ни под каким видом не допускали приёмов светского пения, каково, напр., пение с вибрацией, или с дрожью в голосе, вздохи и т.п. Изданной в 1901 г. в Пермской епархии инструкцией для церковных хоров было предписано певчим строго сообразоваться с требованиями церковного Устава и указаниями настоятеля церкви, петь выразительно и настолько ясно, чтобы каждый молящийся мог слышать и понимать смысл исполняемых песнопений, которые должны быть уяснены по своему смыслу певцами, при каковом условии они и могут исполняться разумно и с должным благоговением, причем церковным хорам напоминается, что они служат великому и святому делу, а потому как в отношении внешнего благоповедения в храме, так и в отношении исполнения церковных песнопений должны быть усердными, внимательными и благоговейными (см. Всеподданнейший Отчет Обер-Прокурора Св. Синода за 1901 г., 26–27 стр.; см. также Рук. д.с.п. 1907, 19). Наконец, в последнее время сосредоточивает на себе особое внимание ревнителей нашей Церкви и общее церковное пение (см. Ц.Вед. 1903, 24; 1906, 49; 1907, 3). Бывшим в 1908 г. в Киеве IV Всероссийским миссионерским съездом было постановлено: 1) о заведении в западно-русских приходах (на ряду с другими мерами в предотвращение отпадений в католичество) общенародного церковного пения, что должно быть сделано псаломщиками, но при содействии и под руководством священников (см. Ц.Вед. 1908, 32), и 2) о признании общего пения одной из полезных мер в борьбе с сектой скопцов. Св. Синодом в 1909 г. (см. опр. Св. Син. от 9 мар.–21 апр. и от 8 апр.–5 мая) первое из указанных постановлений было признано желательным, а второе постановление было одобрено (см. также ниже, о праздниках). Бывший в конце 1908 г. Пензенский епархиальный съезд, признав желательным ввести общее пение во всех приходах епархии, рекомендовал для этого пастырям: после торжественных вечерен или в другое время объяснять молитвы, затем петь их всем присутствующим в храме; обязать диаконов и псаломщиков быть главными помощниками в этом деле и просить учителей и учительниц местных начальных школ подготовлять школьников к общему пению с тем, чтобы они были первыми участниками в храмах (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Инструкция церковным старостам. Она была издана первоначально 17 апр. 1808 года (П. С. Зав. 22971). Вследствие состоявшаяся, с Высочайшего соизволения, в 1870 году постановления св. Синода о замене сбора от продажи церковных свеч определенным процентным взносом от всех церковных доходов на нужды духовно-учебных заведений, возникла потребность в пересмотре правил о церковном хозяйстве, с целью обеспечения правильного учета церковных доходов и расходов. В этих видах св. Синод признал полезным подвергнуть действовавшую Инструкцию церковным старостам тщательному пересмотру в связи со всеми последовавшими со дня ее издания постановлениями и распоряжениями по предмету церковного хозяйства. Новая редакция Инструкции церковным старостам Высочайше утверждена 12 июня 1890 года (Цер. Вед. 1890 27). По этой инструкции должность церковного старосты характеризуется след. образом: церковный староста есть поверенный прихода, избираемый в каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства. Церковный староста в отправлены своей должности подчиняется распоряжениям епархиального начальства (ст. 1. 5). Кроме того существует очень много отдельных Положений о различных предметах епархиального управления, напр.: Положение о приходских попечительствах Высочайше утвержденное 2 авг. 1864 г., Положение о церковных школах ведомства православного исповедания, Высочайше утвержденное 1 апр. 1902 (Цер. Вед. 1902. 15–16), Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания Выс. утвер. 26 февр. 1896 г., Правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе сих средств между членами причта, Высочайше утвержденные 24 мар. 1873 г., Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства, Высочайше утвержденный 3 июня 1902 г. (Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

– IV. Историческое влияние теории Анаксагора. Ее отношение к теории идей. 281. – Материя по Платону. 282. – Гл. XIII: Эмпедокл Агригентский. Любовь и ненависть Эмпедокла – протяженные элементы, 287. – Происхождение этих понятий, 289. – Вопрос о взаимной несводимости Эмпедокловых элементов, 290. – Силы, которые допускал Эмпедокл кроме любви и ненависти: притяжение подобного подобным и закон взаимного перемещения стихий, 291. – Притяжение подобного подобным, 292. – I. Космогония Эмпедокла, 293. – Эклектический характер представлений Эмпедокла. 297. – II. Космология Эмпедокла, 299. – III. Характеристика учения о четырех элементах, 302. – Гл. XIV: О пифагорейской арифметике. Появление арифметики в сочинениях Эвклида, 305. – Никомах и Феон Смирнский, 307. – Ямвлих, 308. – Теологумены, 310. – Отрывок из Спевзиппа о Пифагорейских числах, 311. – Вопрос о происхождении мистических спекуляций над числами декады, 312. – Относящиеся к этому вопросу цитаты из древних Пифагорейцев, 314. – Цитаты об Арифметике научного характера, 317. – Когда жил Фимарид, единственный пифагореец, писавший об арифметике? 322. – Арифметические эпанфемы у Ямвлиха, 324. – Перевод отрывков из Спевзиппа и пояснительные примечания, 325. 754 † 29 января 1885 г., см. о нем «Владимирские Епархиальные Ведомости», 1885 г., 9, и Малицкого, «История Владимирской семинарии», в. 2-й, стр. 251–252. 780 О Фарраре и его лжеучении см. ряд статей в «Москов. Вед.» за 1900 г. 355, 357 и сл. – Игум. Арсения. 786 Иван Петрович, † 2 января 1883 г., см. «Владим. Епарх. Вед.», 1883 г., 2 и 17, и «Историю Шуйского духовного училища» Правдина, стр. 67–83, Владимир, 1887. 788 Протоиерей Богородице-Рождественского собора в г. Суздале Владимирск. губ. † 9 сент. 1901 г.; см. о нем: «Церков. Вест.», 1901 г., 33, стр. 1260; «Москов. Вед.» за 1901 г., 298; «Пастыр. Собесед.», 1901 г., 39, стр. 561. 806 О. Алексий Андреевич, † 27 мая 1892 г; см. «Листок для Харьк. Епархии», 1892 г., 12, стр. 286. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010