Безумец! Нет тебе покоя, Нет отдыха, вперёд, вперёд! Взгляни на ниву: пашни много А дня немного впереди Поздно оглядываться назад. Положение дела уже таково, что «чем ночь темней, тем ярче звёзды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог», чем сильнее озлобление врагов, тем более свидетельств моей верности Вышнему званию. И я уповаю, что и этот последний острый шип в том терновом венке, который воля Отца Небесного возложила на мою голову к двадцатипятилетию моего восторженного служения Христовой Истине, засияет, силою Иисуса Сладчайшего, радостным светом в моей душе. Я оказался бы виновным пред читателями и неблагодарным к своим друзьям, если бы не вспомнил здесь о многочисленных и разнообразных проявлениях сочувствия, встреченного моими писаниями. Не одни враги удостаивали меня своего внимания 1) длинный ряд библиографических сообщений, дающих положительные отзывы о моих книгах, 2) множество сочувственных перепечаток и изложений и, наконец, 3) обстоятельные идейные рекомендации моей системы – всего этого более чем достаточно, чтобы я признал свои труды не тщетными. Не повторяя уже названных в разных местах этой книги более или менее дружественных созвучий, я укажу следующие отклики в журналах и газетах: Издание 1 и 2) Церк. Вестн. 761–762 244–246 405–406 1437–1438 736–737 Христ. Чт. 461–464 614–618 Бог Вестн. 108–113 206–219 173–177 Стран. 786–799 654–661; 901–917; 969–973 427–431 Мис. Обозр. 715–716 148–199 Рад. Христ. Палом. Бог. Библ. Л. Церк. Вед 35 приб. 1277–1280 Еп. Вед. Ворон. 168–171 1, 2, 5, 6, 7, 9, 13 806–809 Ставр. Яросл. 177–181 Моск. Вед. Рус. Вед. Моск. Ежен. Студ. Ж. Ампелонского Сборник Законоучителя 105–106; 110–111; 177–180 Палицкого На запросы духа 211–223 3) Моск. Вед. Рус. Сл. Нов. Вр. Бирж. Вед. 1909 (2 изд.) Утро Р. 193 и 194 48  Статья вошла в книжку «По вопросам гомилетики критические очерки», а книжка эта в переработка перепечатана под заглавием «Проповедь» в пятом томе Основ христианства. 49  Рецензент Богосл. Библ. Л. (1902 в 2–3) согласно с действительностью, так излагает содержимое нашей статьи: «Г. Тареев в названной статье говорит, что произнесение импровизации пред прихожанами не требует от священника особенных, специально ораторских талантов, а предполагает в нём только постоянное христианское настроение и христианский образ мыслей, проникновение в себя и в дух евангелия. В ком всё это есть, тот по необходимости будет пользоваться живым словом, которое и есть проповедь в строгом смысле. Если многие боятся импровизировать, то причина этого заключается в ложном риторическом взгляде наших гомилетик на проповедь, как на ораторскую речь и т. д. Так понял бы нашу статью и рецензент «Странника», если бы он отнёсся к ней объективно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ц.Вед. 1898, 42). 957 Писать в обыске о бытии трёх оглашений, раз их не было, значит учинить подлог, и за сие священник может подлежать лишению сана (Ц.Вед. 1902, 36). 958 По разъяснению «Цер. Ведомостей», так как в форме брачного обыска, в пункте 9-м, есть выражение «бракосочетание предположено совершить в такой-то церкви и такого-то числа», то следует заключить, что написание обыска и подпись его должно предшествовать бракосочетанию, а не сопровождать его (Ц.Вед. 1904, 25). – Обыск, как это видно из его формы, должен быть подписан теми лицами, которые производили обыск, а акт бракосочетания, согласно 867 ст. т. IX Св. Зак., должен быть внесён в метрическую книгу священником, совершавшим таинство, или же диаконом и причетниками, но с точным обозначением венчавшего священника; поэтому, если почему-либо один священник производил обыск, а другой венчал, то акты обыска и венчания должны иметь разные подписи согласно действительности (см. выше, 756 и 950 стр. печатного оригинала); ответственность за неправильный брак должна падать на венчавшего священника и участвовавших в этом венчании прочих членов причта (см. Ц.Вед. 1903, 23; 1904, 25). !!!стр. 1252 пдф. здесь опечатка?!!! Как по женихе, так и по невесте должно быть не менее трёх или двух поручителей, которые подписываются под обыском; при этом поручитель по женихе не может уже ни в коем случае быть поручителем и по невесте и наоборот. – Поручителем по женихе и невесте может быть всякий, не лишённый свидетельской правоспособности (Ц.Вед. 1902, 45). – К требуемым 9-м п. формы брачного обыска посторонним свидетелям при браке, которыми обыкновенно бывают так называемые «поезжане», некоторые относят и родственников жениха и невесты, а потому и считают возможным допускать этих родственников к подписанию обыска, в качестве поручителей (см. Соврем. 1876, 87; Св. ук. и зам.; Ц.В. 1904, 5). Но другие утверждают, что такими поручителями не могут быть близкие родственники брачущихся (см. Права и обязан. пресв., П.П. Забелина , 248 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– О распланировке кладбища и об обсадке его деревьями см. подр. в Ц.Вед. 1896, 46; см. также подр. вообще о благоустройстве кладбищ: Костр. Е.В. 1893, 5; Симб. E. В. 1896, 18; Пенз. Е.В. 1897, 9; Уфим. Е.В. 1897, 15; Тамб. Е.В. 1898, 49; Ворон. Е.В. 1899, 19; Вят. Е.В. 1899, 22; Рук. д.с.п. 1896, 1; 1898, 9; Ц.В. 1893, 21; 1900, 27; Ц.Вед. 1890, 50; 1898, 9, 21; 1899, 21, 30, 50; 1901, 3; 1902, 41; 1903, 14–15, 37; 1905, 45; 1907, 44; об уважении к местам христианского погребения см. прекрасное слово Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Херсонского, в Ц.Вед. 1890, 47. 1178 Ярославской Духовной Консисторией было сделано распоряжение по епархии, чтобы насыпи на могилах, особенно тех, которые осели и начали проваливаться, были возобновлены (Яросл. Е.В. 1879, 16). – При предпринятой, в целях благоустройства кладбища, распланировке последнего и проведении в нём дорожек, ни в каком случае нельзя уничтожать могилы (см. Уст. Врач., 726 ст.), хотя бы и редко посещаемые (Ц.Вед. 1994, 30) и даже совсем никем не посещаемые. 1179 В некоторых местах духовенство, при открытии новых кладбищ, считает своею обязанностью, кроме устройства приличной ограды, обсаживать кладбища плодовыми деревьями чрез учеников церковно-приходских и народных школ под руководством учителей, имея в виду чрез то, помимо благоустройства самого кладбища, приучить учащихся с детства к полезному физическому труду, развить в них христианское чувство уважения к могилам, где почивают дорогие для них лица, а вместе с тем и родителям их дать урок, напоминающий им священный долг по отношению к умершим, которым они обязаны сколько молитвенною памятью о них, столько и уважением к их могилам (см. Подол. Е.В. 1894, 5; см. также Ц.Вед. 1899, 20). – Собранием церковных старост одного из округов Курской епархии было постановлено: а) окопать земляным валом приходские кладбища, б) обсадить деревьями кругом все кладбища, в) постепенно делать на кладбищах посадку деревьев, как лиственных, так и фруктовых, и г) затрачивать на это дело из церковных сумм рублей 10–15 в год (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1898, 38). – Согласно вышеприведённому разъяснению означенного Кас. Деп., от 10 апр. 1896 г, и на основании решения того же Департамента 1883 г., за 24, землевладелец не имеет права собственности на кладбище и произрастающий на оном лес, которым Е.Н. может беспрепятственно распоряжаться по собственному усмотрению, но всё произрастающее на кладбище должно быть обращаемо в пользу церкви, при коей состоит это кладбище, а не причта (Ц.Вед. 1898, 10, 41; Ц.В. 1904, 33). – Так как растущий на кладбище лес составляет собственность церкви и так как ни причт, и никто другой не имеет права вырубить его в свою пользу, то поэтому получаемые с кладбища дрова должны быть обращаемы в пользу церкви (Ц.Вед. 1895, 32, 42). – Согласно решению Гражд. Кас. Деп. Правит. Сената 1883 г., за 24, эксплуатация кладбищ для хозяйственных целей признаётся вообще неудобною; земля, отведённая под кладбище, не может быть обращена для какого-либо иного, хозяйственного, пользования, кроме того именно, для которого назначена, т.е., для погребения умерших, но сенокошение, как необходимое для поддержания на кладбищах чистоты, допускается, причем доход от этого должен идти в пользу церкви, а не причта (Практ. Рук., 356 стр.; см. также Ц.Вед. 1905, 49; сн. 1898, 31, 41; 1911, 18). 1172 Бывшие в городах и предместиях прежние кладбища должны оставаться площадями ко благолепию церквей и содержаться в чистоте, обноситься оградою и обсаживаться деревьями (Ук. Св. Син. 15 июл. 1775 г.). – В 1817 г. повелено было старые кладбища, среди селений по большим дорогам существовавшие, переводить оттуда исподволь (Уст. Врач., 2 прим. к 705 ст.). – Закрытое кладбище, по смыслу наших законов, воспрещающих пользование им со стороны лица, из земли коего оно отведено, должно быть признано изъятым из владения прежнего владельца и состоящим в заведовании духовного ведомства (Ц.Вед. 1902, 21; 1905, 34). При захвате закрытых кладбищ прежними собственниками, обращении их под пашню и т.п., а равно и при неисполнении лежащей на собственниках обязанности относительно огораживания кладбища, следует делать увещание, а при безуспешности надлежит просить местные власти об исполнении означенными собственниками требований закона и в крайнем случае ходатайствовать пред епархиальным начальством о надлежащем сношении по сему предмету с губернским начальством (Ц.Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Практ. Рук., 307 стр.). – В Одессе для погребения священнослужителей при одном из городских кладбищ учреждено особое «Братское кладбище Одесских православных священнослужителей» (см. подр. Ц.Вед. 1891, 19). 1158 Так как, при существовании в данном месте повальной или прилипчивой болезни, местным гражданским начальством должны быть приняты для прекращения и против распространения оной болезни особые меры, соблюдение которых обязательно для всех (см. выше, 1312–1313 стр. печатного оригинала), то ходатайство о погребении в церковных сельских оградах лиц, умерших от какой-либо повальной болезни, едва ли может быть удовлетворено (см. Ц.В. 1893, 17); а относительно умерших от чумы, в виду особых узаконений относительно места погребения их, без всякого сомнения, даже не может быть и речи о погребении таких умерших в церковной сельской ограде. 1159 Похоронить кого-либо из семейных причта в церковной сельской ограде священник (согласно ук. Ук. Св. Син. 12 апр. 1833 г. и опр. Св.Син. 25 авг.–22 сент. 1882 г.) может только с разрешения местного Преосвященного (Ц. В, 1893, 25) и местной гражданской власти. 1160 Места для погребения при сельских церквах не подлежат определённой таксе (Ц.Вед. 1907, 3), и размер вклада в пользу церкви или причта зависит от усмотрения местного Преосвященного, и во всяком случае должен быть значителен (Ук. Св. Син. 13 апр. 1833 г.). 1161 Над погребаемыми при церквах запрещается устраивать какие-либо будки для чтения псалтыря; но дозволяется читать оный внутри церквей, или в приделах, или в притворах церковных (Уст. Врач., прим. к 710 ст.). – Устройство памятников над погребаемыми при церквах не воспрещается (Ц.Вед. 1902, 37), и для их постановки не требуется особого разрешения, если только устрояемый памятник не представляет собою чего-либо чрезвычайного (Ц.Вед. 1902, 3). – Высочайшим указом 12 апр. 1722 г. было повелено «в монастырях», а также при церквах «в Москве и в городах у приходских церквей», надгробные камни (плиты) класть в уровень с землёю; надгробную же надпись делать на верхней стороне камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– См. ниже, о поминовении усопших. – Книги Св. Писания на русском языке изданы с благословения Св. Синода для частного, домашнего и школьного употребления, но не для богослужебного, почему чтение священнодневных Евангелий на русском языке при богослужении (за исключением дня св. Пасхи) есть не что иное, как своеволие, подвергающее виновного заслуженной каре или ответственности. Красота, сила, величавость и выразительность церковно-славянского языка, не могут быть заменены никаким русским переводом, тем более, что в последнем случае богослужебный язык был бы низведён в область обыденной речи и через это утратил бы присущее ему теперь обаяние (см. Ц.Вед. 1908, 26–28, 30). То, что в церковных чтениях на славянском языке будет казаться малопонятным простому народу, священник может объяснить ему в своих пастырских собеседованиях с ним (Ц.В. 1887, 50). – В греческой Церкви принято читать Евангелие, обратясь лицом к народу (см. подр. Ц.Вед. 1902, 38); в нашем же церковном Уставе оснований для этого не имеется, и изменение существующего у нас способа чтения Евангелия может быть допускаемо только с разрешения церковной власти (см. Ц.В. 1902, 6; 1906, 51–52; 1908, 9; Ц.Вед. 1905, 43; 1908, 38); определением Св. Синода, от 9 мар.–21 апр. 1909 г., о постановлениях Киевского миссионерского съезда касательно мер в предотвращение отпадений (в западных епархиях) в католичество, установлено: чтение слова Божия при богослужениях производить внятно, отчётливо и благоговейно, допустив, с разрешения местного преосвященного, совершать чтение св. Евангелия лицом к народу (см. Ц.Вед. 1908, 32). – Чтение Евангелия на литургии и во время всех богослужений должно быть торжественным, благолепным и благополезным для присутствующих. Посему оно должно отличаться ясностью, отчётливостью в произнесении каждого слова и читаться без всяких искусственных повышений и понижений голоса, а тем более выкрикиваний, но несколько повышенным голосом. Способ чтения литургийного Евангелия, особенно в городских храмах, производимый диаконами и вошедший в привычку, мало возбуждающий сомнения в своей правильности и пристойности, при котором диаконы начинают чтение с самых низких нот, так что в начале в храме слышится не чтение, а какое то перерывчатое ворчание, а потом все свои силы сосредоточивают на средних и высоких нотах, стараясь сколь можно громче окончить чтение, – представляет не мало отступлений от требований благолепности и в частности благоговейности, и такое чтение должно быть оставлено, так как оно совершается не для научения предстоящих истинам веры, а для упражнения и испытания диаконовского голоса, не назидательно для слушающих, внимание которых невольно сосредоточивается на голосе чтущего, и превращает храм Божий и амвон в арену для голосовых упражнений, не говоря о всей непристойности выкрикивать слова Господа Иисуса Христа, от лица Которого собственно и ведётся чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но самым главным побуждением к неотложному исполнению долга исповеди должно выставлять то, что отлагающие покаяние «часто праведным судом Божиим нечаянно умирают» (см. Кн. о должн., 98 §). 700 Источником вносимых в этот реестр сведений служат исповедные росписи, которые должны вестись по установленной форме и один экземпляр которых представляется в Консисторию или Духовное Правление к 1-му октября (Уст. Д.К., 16). Исповедные росписи служат не только удостоверением об исполнении христианского долга исповеди и причастия лицами, записанными в них, но также и одним из доказательств брака, если последний не записан в метрических книгах, а равно и доказательством рождения от законного брака, если оное рождение не записано в метрике или если метрическая запись сомнительна (см. Уст. Д.К., 260, 265). В виду этого священники должны иметь большую осторожность в показывании по исповедным росписям супругами таких лиц, кои на всегдашнее жительство поступают в их приход и не ими венчаны, а в доказательство супружества своего никаких доказательств не представляют (Ин. бл., 42). и вообще не допускать неисправного ведения исповедных росписей (Уст. Д.К., 193; см. также Ин. бл., 18, 40; сн. Ц.Вед. 1906, 22, 1557 стр.; 1907, 10, 452 стр.). – Нижний чин, уволенный в запас армии, не должен быть в исповедных росписях означаем в числе «военных», а также и его семейство (Ц.Вед. 1908, 44; подр. см. 1900, 24; 1903, 23; Ц.В. 1902, 22; 1904, 37). – Дворянка, вышедшая замуж за мещанина, пишется в исповедных росписях в графе «статских», а дети её в графе «мещан» (Ц.Вед. 1905, 34). – В исповедных росписях записываются все прихожане как бывшие, так и не бывшие у исповеди и св. причастия (Ц.Вед. 1901, 13–14), с отметкой о последних, почему не были (по малолетству, или отлучке, или другим препятствиям, или по опущению), причем исповедники, согласно пастырскому воздействию на них со стороны духовника, не приобщавшиеся (сн. 1113–1114 стр. печатного оригинала), отмечаются в соответствующей графе исповедных росписей не бывшими у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

ниже, о перевезении мёртв. тел). – Если служащие на фабрике причислены к определённому сельскому приходу, то на кладбище этого последнего должны быть и погребаемы; претензия же крестьян указанного прихода на взимание с служащих на фабрике особой платы за погребение на указанном кладбище представляется не имеющей никаких законных оснований (Ц.Вед. 1898, 39; см. выше, 2 прим. на 1300 стр.). – Места для погребения в сёлах и городах (за исключением столиц) должны отводиться бесплатно (см. Реш. Гражд. Касс. Деп. 10 апр. 1896 г. в офиц. ч. Ц.Вед. 1897, 10); помимо бесплатных мест, на городских кладбищах обыкновенно имеются и места, за которые взимается установленная плата. – Согласно вышеприведённому решению означенного Департамента, прихожанами сельских церквей не может быть устанавливаема плата за места для могил, если на это не будет согласно духовное ведомство, причем эта плата во всяком случае не может принадлежать сельскому обществу (Ц.В. 1902, 44). – Так как по обычному порядку места для могил на сельских кладбищах должны быть отводимы бесплатно, то и плата за постановку решёток над могилами не должна быть взимаема; для постановки решёток над могилами на сельских кладбищах испрашивать разрешение причта и старосты не требуется, но заявить им об этом следует для сведения (Ц.Вед. 1903, 24; см. также 1904, 45). 1152 Узаконение о непогребении мёртвых внутри городов относится и к монастырям, внутри городов находящимся, за исключением лишь тех, в коих погребение мёртвых издавна продолжается с ведома самого правительства и вошло в обычай, на котором основались благочестивые обеты и завещания лиц и семейств; в сих монастырях дозволяется погребать мёртвые тела по прежнему, но с тем, чтобы не были упускаемы узаконенные медицинские предосторожности и чтобы вновь по городам не учреждались кладбища там, где оных прежде не было (Уст. Врач., 1 прим. к 721 ст.). – При монастыре, когда при нём вообще дозволено погребение умерших, последнее в каждом отдельном случае может быть дозволено лишь с разрешения монастырского начальства (Ц.Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Некрологи митрополита Саввы Косановича поместили: Застава, 1903, 33, – Богословски Гласник, 1903, кн. III, вып. 2-й, – Гласник правосл. цркве у крал. Cpбuju. 1903, март–апрель, – Христ. Весник, 1903, март-апрель, – Гласник правосл. далматинске цркве, 1903, февр. и др. сербские журналы. 1239 Так, в 1902 году высокопреосвященный Серафим издал три циркулярных послания „пречасном свештенству и благочестивой народу православне српске мumponoлuje захумско-херцеговачке“. В послании от 29 мая рекомендует он своей пастве организовать земледельческие союзы, по образцу существующих в Загребе. Окружное послание от 4 октября говорит о необходимости воспитания детей в духе православия. От 16 декабря издано им окружное послание об оказании поддержки вновь основанному в Сараево обществу „Npocbjema“. 1240 Некрологи: Гласник правосл. далмат. цркве, 1903 г. февраль; Гласник правосл. цркве у крал. Cpбuju, 1903 г., март–апрель; Богосл. Гласник, 1903, кн. III, вып. 3; Весник српске цркве, 1903, март. Об окружных посланиях 1902 г. – Богосл. Гласник, 1902, кн. 1, вып. 6; Гласник. прав. далм. цркве, 1902, ноябрь–декабрь; Гласник прав. ц. у крал. Cpбuju, 1903, янв.–февраль. 1241 Кандидатами были ещё архимандрит Ириней, профессор халкинской богословской школы и архимандрит Агафангел, настоятель церкви в Джубалии. Застава, 1903, 98. 1242 Гласник правосл. цркве у крал. Cpбuju, 1903, май–июнь, 395–396; Христ. Весник, 1903, июнь–июль, 290–291; Синод. Церк. Вед. 1903, 27, 1031–1033 (сообщение из заграницы прот. Ф. Кардасевича). 1243 Први шематизам православне српске мumponoлuje баньалучко-бихачке. За год. 1901. Уредно А. Иоканович, конз. cabjemhuk. У Баньалуци. Изданье и штампа кньижаре С. Угреновича. 1903. 1244 Данные шематизма герцеговинско-захолмской митрополии за 1900 г. приведены нами в Богосл. Вестнике, 1902, ноябрь, 390 и след. – Дабро-боснийская консистория в 1902 г. поставила на очередь вопрос об издании шематизма своей митрополии, и для этой цели разослала духовенству таблицы с рубриками и с надлежащим наставлением, как заполнять их, и назначив срок, к которому таблицы заполненные должны быть возвращены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, здесь рисуются в высшей степени трогательные отеческие отношения еп. Тимофея к нуждам данной духовной школы. 7. Деятельность Рязанского архиепископа Гавриила к открытию и устройству в Рязани училища для девиц – сирот духовного звания (Рязан. Еп. Вед. 1887 г. 3–8). Не смотря на приведённое заглавие, работа содержит в себе довольно полное изображение двадцатипятилетнего существования женского училища, основанного и благоустроенного попечениями названного мудрого Архипастыря. 8. Пензенское училище девиц духовного звания М. Сацердотова. (Пенз. Еп. Вед. 1885 г. 14–18. 24). Данная статья представляет собой не особенно пространный, но в высшей степени интересный и остроумный очерк, наипаче же в изображении судьбы училища за первые 10–15 лет. По умению автора распоряжаться архивным материалом, схватить из целого ряда данных одну характерную черту, названный труд мог бы послужить прекрасным образцом для г. Преображенского – не расплываться в ненужных подробностях. 9. История Астраханского епархиального женского училища. Прот. Гр Покровского. (Астрах. Епарх. Вед. 1891 г. 18–23). Работа – очень интересная по изображению тех отношений, какие духовенство имело по отношению к женскому образованию. 10. Очерк истории Самарского епархиального женского училища за 25 лет его существования (Самар. Еп. Вед. 1891 г. 6, 9). Так же, как и предшествующий очерк, рисует нам отрицательные и положительные стороны в отношении духовенства к этому рассаднику женского просвещения. – Такие же очерки существуют об училищах: Уфимском, Черниговском. Тульчинском, Орловском и проч. 1515 См. нашу брошюру: На чём основывается церковная юрисдикция в брачных делах? Стр. 44 и след. Святотроицкая Сергиева Лавра. 1902 г. 1516 Стр. 20–27. За интересными подробностями, касающимися духовных браков и субинтродукт, отсылаем к книжке Ахелиса. ср. Suicer " a Thesaurus Eccles. 1, 2 sq. и 2, 810 sq. 1517 Pseudo-Cypriani De sing. cler. 20 Hart. III. 196. 3–11 cp. 197. 12. Подобное же у Епиф. Haer. 78, 11 Dind.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010