Тамбов, 1904. Кротков А. «Святитель Феофан затворник и нравоучит., изречения из его творений». М. 1899. Хитров прот. «Преосв. Феофан затворник Вышенский ». м. 1905. Хитров М. «Житие Преосв. Феофана затворника Вышенского ». м. 1905. Дмитриевский A.A. «Епископ Порфирий Успенский (по поводу 100– летия со дня рождения). СПБ, 1906, стр.54, 56. Мальцев Н. «Психология нравственного влияния одной личности на другую». Опыт православно-христианского решения вопроса на основании морально-психологических данных в произведениях епископа Феофана и Ф.М. Достоевского». Казань, 1902. «Прав.Собес.» 1908, апрель, стр.118–130. Ключарев А. «Преосвященный Феофан затворник и его пастырская деятельность». «Прав.Собесед.» 1904, сент.-окт., нояб. -«- 1905, июль-авг. -»- 1910, май. Корольков И. Н. прот. «Суждения епископа Феофана о переводе Священного Писания на русский язык». ТКДА 1915, сент., стр.142. Корольков И. Н. «Преосвященный Феофан бывш. епископ Владимирский прот. и полковник С.А.Первухин в их взаимнойпереписке». Киев, 1915· Бобров А. прот. «Мудрые советы ищущим спасения по письмам преосвященного Феофана из Вышенского затвора». Сергиев Посад, 1913. Бровкович Никанор архиепископ. «Минувшая жизнь» т.1. Одесса, 1913, стр.27. Кедров Д. «Пути Промысла Божия в событиях недавнего прошлого». Изд.2-е, стр.85–86. Чт. в Общ. Люб.Дух. Просв. 1894, X, стр.739–740. Шабатин И.Н. проф. (Никита Волнянский) «Епископ Феофан (Говоров) затворник и его духовное наследие». «ЖМП» 1948, 5, стр.43–55. «Воспоминания Вышенского инока». «Тамб. Еп.Вед.» 1894, 4–6. -«- 1895, 39. -»- 1897, 43. «Приб. к «ЦВ» 1894, 10, стр.328–337. «Воспоминания А.Г Говорова о Феофане (Говорове), епископе Владимирском». «Душеп.Чт.» 1894, 3–8, II. Михайлов П. «Изображение нравственно-христианской жизни по сочинениям Преосвященного Феофана затворника ». (Кандидатское сочинение). Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1897, янв., стр.19 (отчет). Соколовский А. «Епископ Феофан, как толковник Св.Ап.Павла». (Кандидатское сочинение). Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1897, дек., стр.18 (отчет).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Упоминается в письме Нарцизовой к отцу Иоанну из Массандры: «…Сегодня получила драгоценнейшее всех земных сокровищ Ваше письмо с приложенными полтораста руб…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7а. Л. 52–53об.). Санкт-Петербургскому обществу попечения о бесприютных детях. Телеграмма. 7 ноября 1899. Кронштадт Отец Иоанн приветствует собравшихся на освящение нового приюта, открытого Обществом на Петербургской стороне по Александровской улице в доме 19 (Вед. 1899. 9 ноября. 242), а спустя несколько дней жертвует в пользу этого приюта 200 руб. (Там же. 24 ноября. 254). 1890-е гг. Семье Шабельских. 1890-е гг. Кронштадт. Телеграмма В пересказе Упоминается в рассказе П. Н. Шабельского: «Когда мне было года четыре, и мы жили в имении Александровна Изюмского уезда Харьковской губернии, я заболел дифтеритом и, по определению врачей, был в безнадежном состоянии. Мои родители обратились к отцу Иоанну Кронштадтскому , прося его молитвы, как последнее прибежище. Послали телеграмму с оплаченным ответом, и когда пришла ответная телеграмма, в которой отец Иоанн сообщил, что в таком?то часу молюсь за младенца, – в тот же самый час наступило облегчение и пошло на выздоровление» (Сурский. С. 434). С незначительными изменениями напечатано в кн.: Епископ А. Семенов-Тянь-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский . Нью-Йорк. 1955 (Перепечатано: Обнинск. 1995. С. 326). ГубернатоР. Х. рьковской губернии Г. А. Тобизену. Письмо. 10–11 апреля 1900. Кронштадт В пересказе «Прочитав в газетах сообщение о громадном пожаре в с. Малиновке, был глубоко потрясен бедствием, постигшим жителей. Желая посильно помочь им, присылает г-ну губернатору 300 рублей в пользу погорельцев» (Харьковские Ведомости. 1900. 18 апр. 100). Письмо было получено адресатом 17 апреля. 9 апреля, в первый день Пасхи, в с. Малиновке (недалеко от Чугуева) произошел пожар, который в течение 2? часов уничтожил 400 дворов со всеми пристройками, имуществом и хлебом. Около 2000 человек остались без крова и средств к существованию. Во время пожара сгорел также каменный хлебный магазин – ближайший источник хлебной ссуды для жителей (Там же. 13 апр. 95). Баронессе А. Лепель. Письмо. Конец июля 1900. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

—69— вания: от некоторых преподавателей Московской Духовной Семинарии в 1886 году в количестве 10 р.; от со-воспитанников разных курсов Моск. Дух. Академии, собравшихся в Московской Семинарии 1 октября 1887 года в количестве. 41 р. и от четырёх преподавателей означенной Семинарии в том же 1887 году в количестве 8 р.; от шести преподавателей означенной же Семинарии в 1888 г. в количестве 12 р.; от преподавателей и служащих в Московской Дух. Семинарии (кроме пожертвовавших полные членские взносы) в 1889 г. в количестве 13 р.; от преподавателей и служащих в Моск. Дух. Семинарии в 1890 г. в количестве 10 р.; пожертвование в количестве 30 р., поступившее в 1885 году от участвовавших в праздновании 25-летняго юбилея „Православного Обозрения»; пожертвования: в 1882 году от кандидатов Московской Духовной Академии в количестве 7 руб., в 1892 году от студентов I курса Московской Духовной Академии в количестве 18 р.; пожертвования: в 1885 году от редакции „Русск. Вед.“ в количестве 42 р.; в 1886 году от редак. „Русск. Вед.“ в количестве 22 р., в 1894 году от конторы „Моск. Вед.“ в количестве 84 р. б) пожертвования, поступившие от пожизненных членов сверх пожизненного членского взноса 2501 . Таковы: 1 . пожертвования Алексия, Епископа Дмитровского: 25 р. в 1882 г. и 25 р. в 1883 г. 2 . пожертвования Московского купца Д.И. Кабанова: 20 р. в 1886 г., 100 р. в 1902 г. и 10 р. в 1903 г. 3 . пожертвования вдовы почётного гражданина А. А. Сазиковой: 15 р. в 1886 г., 15 р. в 1887 г. и 15 р. в 1888 г. 4 . пожертвование Архиепископа Палладия, экзарха Грузии в 25 р. в 1887 г. 5 . пожертвования Тихона, Епископа Можайского: 15 р. в 1892 г. и 84 р. в 1899 г. 6 . пожертвования архимандрита Антония, ректора М. Д. Академии (ныне Епископа Волынского): по 10 р. в 1892–1894 годах и 16 р. 50 к. в 1903 г. 7 . пожертвования протоиерея Д. Ф. Касицына: 5 р. в 1892 г. и по 10 р. в 1893–1900 годах. —70— 8 . пожертвования протоиерея Г. И. Смирнова-Платонова: 15 р. в 1892 г. и 5 р. в 1896 г. 9 . пожертвования вдовы Симбирского протоиерея Е. Г. Никольской: 10 р. в 1892 г. и 100 р. в 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вед.» в количестве 42 р.; в 1886 году от редак. „Русск. Вед.» в количестве 22 р., в 1894 году от конторы „Моск. Вед.» в количестве 84 р. б) пожертвования, поступившие от пожизненных членов сверх пожизненного членского взноса 35 . Таковы: 1. пожертвования Алексия, Епископа Дмитровского: 25 р, в 1882 г. и 25 р. в 1883 г. 2. пожертвования Московского купца Д. И. Кабанова: 20 р. в 1886 г., 100 р. в 1902 г. и 10 р. в 1903 г. 3. пожертвования вдовы почетного гражданина А. А. Сазиковой: 15 р. в 1886 г., 15р. в 1887 г. и 15 р. в 1888 г. 4. пожертвование Архиепископа Палладия, экзарха Грузии в 25 р. в 1887 г. 5. пожертвования Тихона, Епископа Можайского: 15 р. в 1892 г. и 84 р. в 1899 г. 6. пожертвования архимандрита Антония, ректора М. Д. Академии (ныне Епископа Волынского): по 10 р. в 1892–1894 годах и 16 р. 50 к. в 1903 г. 7. пожертвования протоиерея Д. Ф. Касицына: 5 р. в 1892 г. и по 10 р. в 1893–1900 годах. 8. пожертвования протоиерея Г. П. Смирнова -Платонова: 15 р. в 1892 г. и 5 р. в 1896 г. 9. пожертвования вдовы Симбирского протоиерея Е. Г. Никольской: 10 р. в 1892 г. и 100 р. в 1893 г. 10. пожертвования П. С. Владимирского: по 15 р. в 1892 и 1894 годах и по 5 р. в 1895–1896 годах. 11. пожертвования Д. Ф. Самарина : по 5 р. в 1892–1893 годах, 30 р. в 1894 г., 5 р. в 1895 г. 12. пожертвования Московского купца Г. М. Комарова: 5 р. в 1892 г. и 6 р. в 1893 г. 13. пожертвования Антонина, Епископа Псковского: 25 р. в 1893 г. и 5 р. в 1894 г. 14. пожертвования протоиерея Н. Я. Фортинского: по 3 р. в 1893–1897 годах и по 5 р. в 1898–1901 и 1903 годах. 15. пожертвования протоиерея В. Ф. Руднева: по 5 р. в 1893–1895 годах, по 3 р. в 1896–1897 годах, по 5 р. в 1898–1899 гг. и 3 р. в 1900 г. 16. пожертвования профессора Е. Е. Голубинского : по 5 р. в 1893–1895 годах. 17. пожертвования профессора А. П. Лебедева : по 5 р. в 1894–1895 годах. 18. пожертвование Владимира, Архиепископа Казанского: 10 р. в 1894 г. 19. пожертвование Германа, бывшего Епископа Кавказского 20 р. в 1894 г. 20. пожертвования протоиерея А. А. Ансерова: 10 р. в 1887 г., по 5 р. в 1894–1895 годах и по 10 р. в 1897–1900 годах. 21. пожертвование протоиерея И. Я. Березкина: 7 р. 50 к. в 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Евфимий (Лапин) Евфимий (Лапин Евгений), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Родился 14 февраля 1873 года в семье протоиерея Тобольской губернии• Окончил духовную семинарию и в 1899 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В этом же году определён преподавателем в Тобольское епархиальное женское училище. С 1902 года был преподавателем богословия в Тобольской духовной семинарии. Впоследствии был доцентом по кафедре Церковного Права. В июне 1908 года пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а 6 авг. 1908 года – в иеромонаха. 15 янв. 1909 года назначен ректором Томской духовной семинарии. 15 фев. 1909 г. возведён в сан архимандрита. 18 марта 1912 г. хиротонисан во епископа Барнаульского второго викария Томской епархии. Хиротония состоялась в Томском кафедральном соборе. Чин хиротонии совершали: Макарий, архп. Томский; Иннокентий епископ Бийский и др. 26 янв. 1916 года – епископ Якутский и Вилюйский. Был участником Свящ. Собора Архипастырей Российской Православной Церкви в Москве 1917–1918 гг. В 1920 году назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. В 1924 году он ещё значился епископом Олонецким. Год смерти неизвестен. Труды Речь при наречении его во епископа Барнаульского «Приб. к „ЦВ“» 1912, 15, стр. 600–602 Литература «Церк. Вед.» 1912, 9, стр. 55. 1916, 6, стр. 33 «Приб. к „ЦВ“» 1912, 15, стр. 638. 1918, 6, стр. 232. 1918, 19–20, стр. 611 B. Г(линский) стр. 49 43, стр. 2 ФПС III 100, стр. 8 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 294–295 Regel’son 536 1924/1925 Verbannung im Narymskij Kraj Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, 96 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В заключение трапезования о. миссионер И. М. Жаров предложил пропеть вечную память великим ратоборцам на ниве Христовой Павлу Прусскому и оптинскому старцу Амвросию, которые сослужили великую службу своим учением делу миссии. Оо. съезда пропели вечную память. После трапезы от лица участников съезда председателем и руководителем В. М. Скворцовым была послана телеграмма преосвященному Вениамину следующего содержания: „Сегодня вознесши молитвы у гробниц оптинских старцев, козельский миссионерский съезд закончил с несомненной пользой свои заседания и долгом считает принести вашему преосвященству чувства своей сыновней признательности за ваше отеческое попечение о преуспеянии миссии вверенного вам пастырства“. Его преосвященство почтил участников съезда своей ответной телеграммой такого содержания: „Сердечно благодарю глубокоуважаемого Василия Михайловича и всех протоиереев и иереев за понесённые труды в козельском миссионерском съезде; молитвенно призываю на всех Божие благословение. Епископ Вениамин“. Библиография К. П. [Рец. на:]: Критическое обозрение противо-раскольнических бесед, помещённых в епархиальных ведомостях//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 145–158 В первую половину нынешнего года некоторые епархиальные издания поместили на своих страницах частицу тех бесед, которые ведутся миссионерствующей братией. По предметам эти беседы можно распределить следующим образом: 1) О вседержительстве Божием (Астраханские епарх. ведом. 1), 2) собеседования с глаголемыми старообрядцами в селе Губернском о неодолённости Церкви Христовой, её постоянном пребывании до пришествия Христа Спасителя и её постоянной святости (Екатеринбур. епарх. вед. 5), о том же предмете беседа с приемлющими австрийское священство старообрядцами в зале Екатеринославской духовной семинарии (Екатериносл. епарх. вед. 14–15), 3) „Беседы православного миссионера К, А. Картушина с защитником австрийского лже-священства К. Перетрухиным (Донские епарх. вед. 9, 10, 14 и 17), о том же предмете и с ним же беседа миссионера-свящ. С. Шалкинского в селе Орехове (Екатериносл. епарх. ведом. 9); о незаконности действий митр. Амвросия в Белой Кринице (Астрахан. епарх. ведом. 5); 4) из бесед миссионера с глаголемым старообрядцем о единоверии (Екатеринб. еп. вед. 3–4), почему именуемые старообрядцы, отделяющиеся от св. Церкви, будто бы по любви своей к старым обрядам, не присоединяются к единоверию? (там же 1–2); 5) собеседование с старообрядцами епархиального миссионера в Воскресенской на площади церкви г. Костромы 17 февраля о лице и существе последнего антихриста и о его происхождении (Костр. епарх. вед. 10); 6) о книжном исправлении, бывшем при патр. Никоне (Екатеринб. епарх. вед. 1–2); 7) о клятвах 10 соборов 1656, 1666–1667 гг. (Екатериносл. еп. вед. 6–8); 8) 6-я беседа миссионера-свящ. П. Шалкинского в селе Максимовке, Вольского уезда, с беспоповским начетчиком Т. Худошиным о перстосложении (Сарат. еп. вед. 6–7) и 9) о молении за царя (Астрах. епарх. вед. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По этому узаконению всё церковное письмоводство (не исключая, согласно 22 ст. Ин. ст., и ведения приходорасходных книг, в случае неграмотности старост) возлагается на псаломщика, и это составляет его прямую обязанность (Ц.В. 1905, 20; 1906, 25; 1909, 2, 20; Ц.Вед. 1898, 33; 1899, 39; 1900, 36; 1901, 42; 1906, 11; 1907, 23; 1908, 47; 1909, 29). По примечанию к § 43 Ин. бл., все документы церковные должен вести священник или сам, не требуя, впрочем, за то вознаграждения, или же возложить на диакона и причетников, но во всяком случае ответственность за неисправности лежит преимущественно на нём, как настоятеле церкви. В 864 ст. IX т. Св. Зак. говорится о записи в метрические книги, каковая запись по этой статье производится немедленно по исправлении каждой требы или самим священником, или чрез диаконов и причетников. В некоторых епархиях местным Е.Н. были сделаны особые распоряжения, по которым и штатные диаконы обязаны вести письмоводство по церкви и приходу наравне с прочими членами церковных причтов (см. Ц.Вед. 1890, 7, и сн. 1897, 42). По мнению «Цер. Ведомостей», там, где диакон учительствует в церковной школе, предпочтительнее поручать церковное письмоводство псаломщику (Ц.Вед. 1900, 8, 36). В случае неспособности псаломщика письмоводство возлагается священником на диакона (см. Ц.В. 1902, 36; 1906, 25; Ц.Вед. 1901, 51–52; 1902, 41, 42; 1905, 8, 15, 44; 1906, 25), независимо от того, занимается ли последний в церковной школе или из его доходов удерживается установленный вычет (см. Ц.Вед. 1898, 4; 1904, 35; Ц.Вест. 1906, 7). Если псаломщик в состоянии правильно вести письмоводство, а диакон не имеет занятий в церковной школе, то при распределении письмоводства между псаломщиком и диаконом священник, конечно, должен руководиться чувством служебного долга и голосом пастырской совести, соблюдая надлежащую справедливость. Если псаломщик неспособен к письмоводству, а диакона нет в причте, то письмоводством должен заняться сам священник; нанимать же для этого особого писца, с уплатой ему из доходов псаломщика или из церковных средств, законных оснований не представляется (Ц.Вед. 1906, 13–14; Ц.Вест. 1908, 48). – В виду примечания к § 43 Ин. бл., – требовать вознаграждение за ведение церковных документов запрещается, откуда следует, что при изготовлении разного рода выписей и при выдаче их, а также при записи в церковные книги, не должно требовать платы, а если при этом что-либо предлагается вполне добровольно, то может быть принимаемо, но отнюдь не следует при сем требовать платы в каком бы то ни было размере, установленном будто бы обычаем (Ц.Вед, 1906, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1241 Биографические сведения о болгарском экзархе Иосифе I – в Богосл. Вестн. 1899, ноябрь, 461–463. – По поводу юбилея биографии с изображением юбиляра поместили Църковен Вестник (1902, 1 и 3), Вести 41), Светник 102) и др. журналы и газеты. 1244 Подробности празднования в Константинополе и перечень приветствий в газ. „Вести“, 1902, 42 (здесь же, 43–46, о праздновании юбилея в болгарских епархиях Македонии). „Книжевно дружество“ решило издать юбилейный сборник, в котором будут описаны торжества в Константинополе, Софии и в провинции, и будут помещены все речи, адресы, поздравительные телеграммы, приветствия. Симпатии и признание великих заслуг экзарха Иосифа для религиозно-нравственного воспитания болгарского народа выразились ярко и 26 декабря 1902 г. в приветствиях экзарху по случаю его именин (см. Вести, 1902, 11, 31 декабря). 1247 Църк. Вестн. 1902, 44 и Вести, 1902, 23. См. также Вести, 22 и Църк. Вест. 45 и 46 (посвящение в сан епископа и приветствия новому архиерею). 1251 Църк. Вестн. 31. Две дельные статьи по вопросу: „Взаимно спомагание между свещенииците” в газ. „Вести”, 1902, 76 и 78. 1257 Из русских духовных журналов см. „Церк. Вестник. 1902. 40 и Странник, 1902, ноябрь (статья прот. А.Д. Мещерского). История сооружения храма и подробное описание его с рисунками – в Син. Церк. Вед. 1902, 11; Богосл. Вестн. 1899. ноябрь; 1901, февр., и 1902, март. Речи при освящении храма митрополита Мефодия и протопресвитера Желобовского – в Църк. Вестн. 1902, 25. – Шипкинские торжества, т. е. празднование двадцатипятилетия шипкинской обороны совершились по заранее составленной программе не только у Шипки, но повсеместно, по всему княжеству, так что эти шипкинские воспоминания были торжественно отпразднованы всем свободным болгарским народом. Во дни торжеств на Шипке во всех городах и сёлах княжества были отслужены в церквах панихиды по Царе-Освободителе Императоре Александре II, по Великом Князе Николае Николаевиче Старшем, по князе Черкасском и по всем павшим на поле брани русским и болгарским воинам. После панихиды повсеместно же были отслужены благодарственные молебны о здравии Государя Императора, о здравии болгарского князя и о благоденствии русского и болгарского братских народов. За тем, в те же дни были устраиваемы повсеместно торжественные собрания, народные увеселения, причём произносились краткие речи о значении и истории шипкинских торжеств и шипкинской русской обители с храмом-памятником. Города и сёла в эти дни бросали ежедневные свои занятия, украшались русскими и болгарскими национальными флагами, население в нарядных праздничных одеждах предавалось веселию до поздних часов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 «Земско-министерская школа все более и более становилась мирской и светской, давая этому элементу выдающееся, преобладающее значение и тем заглушая церковный, подавив последний. Такое направление зем.-минист. школа начала терять со времени возрождения церковной школы, которая своим церковным характером привлекла к себе сердца народа. С этим пришлось считаться земско-министер. школе, и она мало-помалу стала вводить у себя церковность». Оренб. Еп. Вед. 1901, 6. 28 Говорю о Гербарте. Кроме его мнения, в приложенных к его Pdagogische Schriften, herausg. v. Prof. Willmann Leipz. 1873. В. I. р. 599–607 приведено зависящее от Гербартова такое же мнение Кольрауша с прекрасными выдержками из знаменитого Гердера. 29 Кулин. Славянорусская азбука. Спб. 1885, стр. 14. А потом и сначала: «спасибо, паси, спи; моя, мама, яма, межа», и дальше все русские, лишь по-славянски начертанные слова. 31 Это есть основа своеобразнейшей дидактике Жакото, по которой вместо обучения грамоте, арифметике, географии и т. д., ученики имеют дело с книжкой Фенелона о Телемаке. 32 Herbart, Umriss Pd. Vorlesungen, в Smmtliche Werke, herausg. v. Hartenstein. B. X, Th. I, p. 309. 33 Философическая подкладка этому дана в цитованном труде досточтимого Гразера – Elementarschule fürs Leben. Band 1-er. 40 Не беда, если ребенок не научится в школе искусству решать хитроумные задачи. «Моск. Церк. Вед.» 1901, 48. Какая цена познаниям, какие может дать начальная школа, если воля ребенка и сердце его останутся невозделанными? «Херсонские Еп. Вед.» 1900, 7. 41 «Вятские Епарх. Вед.» 1902, 12: опыт убеждает, что знания на всех ступенях развития людей, без веры, церкви, совести не только не полезны, но даже вредны. 45 Взять деньги и не отдать, оскорбить отца и мать, наспиртовать себя до обедни – эти и подобные явления сделались заурядными («Тверская Епарх. Вед. » 1901, 3). «Минские Еп. Вед.» 1900, 19, очень напирают на пьянство народное, думаю, укоренившееся не в одной только Минской губ. «Херсонские Еп. Вед.» 1889, 4, говорят об увеличении святотатства, фальшивых сборов на храм, клятвопреступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

58 Чтение псаломщиком акафиста с дозволения настоятеля (при совершении последним молебна) допустимо (Ц.Вед. 1904, 2). 59 При совмещении должности одного из псаломщиков с должностью учителя церковной школы, к такому псаломщику-учителю считается применимым вышеприведённое (см. 751 стр. печатного оригинала) узаконение о льготах диаконов-учителей в отношении к утренним богослужениям и требоисправлениям (см. Ц.В. 1905, 50; 1906, 3; Ц.Вед. 1899, 23; 1900, 45), и без крайней надобности псаломщику-учителю не следует отвлекаться от занятий в школе (Ц.Вед. 1907, 23). В Грузинской епархии было сделано местным Е.Н. распоряжение по епархии, чтобы состоящий учителем или законоучителем в церковно-приходской школе псаломщик, если в причте имеется и другой, свободный от этого учительства, никоим образом в течение учебных часов не был отвлекаем настоятелем церкви от школьных занятий (Ц.Вед. 1902, 15–16). Но, конечно, псаломщик-учитель ни в каком случае не свободен от будничных богослужений и требоисправлений во внеклассное время (см. Ц.Вест. 1892, 24; Ц.Вед. 1901, 38); при этом, занятие в школе нисколько не препятствует псаломщику вести и церковное письмоводство (Ц.Вед. 1907, 23). 60 По закону (см. в П.С.З. 13328 и 3672 и выше, 9 сн.) ключи от церкви и колокольни обязательно должны храниться у священника (а при церквах, где несколько священников, – у седмичного, т.е., чередного священника). Хождение к священнику за ключами обыкновенно возлагается на обязанность сторожа (см. Ц.В. 1906, 34); но, по мнению «Цер. Вестника», и псаломщику нет оснований считать для себя обидным и унизительным ходить к священнику за ключами (если в этом представится надобность и если, конечно, это не влечёт за собой долгого ожидания, особенно на открытом воздухе, пока проснётся священник); так как по чувству служебного долга псаломщику вполне естественно являться к священнику если не за ключами, то за благословением на звон (хотя бы он производим был и не псаломщиком) и за получением тех или других распоряжений по предстоящей службе от священника, которому и церковные ключи всего удобнее доверить члену причта, а не наёмному сторожу; к тому же и при отпирании храма присутствие псаломщика представляется совершенно необходимым в целях безопасности, тем более, что и по Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010