10 -го. О напечатании в большем против назначенного числе экземпляров ратификации мирного договора, заключённого с Швециею, и о прочтении оной всенародно в церквах. 11 -го. О приготовлении в Москве ко времени прибытия туда Святейшего Синода разного рода припасов, лошадей и экипажей и об очищении для вице-президента Святейшего Синода Феофана подворья Крутицкого архиерея. 11 -го. О сборе денег с вотчин духовного ведомства, по рублю с двора, на провиант. 11 -го. Об оказании послушания и помощи лицам, посланным в Новгородскую епархию для переписки и освидетельствования прописных мужеского пола душ. 13 -го. Об отдаче в арендное содержание находящихся в Ярославском уезде овчарных заводов, содержимых одними монастырскими вотчинами, частным лицам и о привлечении в случае неявки желающих к расходам по содержанию заводов также дворцовых и дворянских крестьян. 13 -го. О сборе с вотчин духовного ведомства всяких денежных сборов лицами, определёнными для того Святейшим Синодом, или синодальными членами, или Монастырским Приказом. 13 -го. Об определении к протектору школ и типографий Ипатскому архимандриту Гавриилу подьячего для ревизии счетоводства в Санкт-Петербургской типографии. 13 -го. О присылке в Святейший Синод каталога латинских, еврейских и греческих книг Рижской городской библиотеки и о выборе тех из них, кои окажутся нужными для Синода. 16 -го. О доставке фуража и провианта на определённые места с вотчин духовного ведомства наравне с прочими вотчинами. 16 -го. О том, чтобы посылаемые для розыска раскольников лица не брали взяток с крестьян и им не чинили насилия под опасением жестокого наказания. 17 -го. О назначении содержания подьячим при протоинквизиторе по окладу подьячих, находящихся при сенатском обер-фискале. 17 -го. О доставлении в Святейший Синод из Монастырского Приказа Его Царского Величества указов, резолюций и пунктов, касающихся Приказа и управления монастырскими вотчинами, и об истребовании таковых же указов из Правительствующего Сената. 18 -го. Об истребовании из С.-Петербургской Канцелярии Гарнизонных Дел Его Царского Величества указа, которым запрещено строение часовен и держание в господских домах крестовых священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А о подлинном исследствии и о розыске о той неправой записи я и она, дочь моя, на него, мужа своего, и на единосогласников его, о которых показано в подписке той неправой записи, и на надсмотрщика крепостных дел, и на писца, кто тое запись писал, и о непорядках его, князя Алексеевых, к ней, дочери моей, и о явном тою записью показанном подлоге Вам, Великому Государю, будем бить челом впредь. И при расспросах их и розыске та их неправая запись и прочие его, князя Алексеевы, непорядки явными свидетельствы и улики изобличены будут, и такой неправой записи не вели, Государь, верить и в действо её производить, и сие моё челобитье вели, Государь, в Коллегии Святейшего Правительствующего Синода принять и записать в книгу. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного от кавалерии бригадира господина Шереметева челобитья, согласно приговорили: послать в Москву ко преосвященным митрополитам Арсению Фиваидскому, Григорию Милиникийскому и архимандритам Чудовскому и Андроньевскому с повелением такого в Москве и по другим приличным местам духовным персонам во всех монастырях объявления, дабы оного господина Шереметева князь Алексеевой жены Долгорукова княгини Настасьи нигде никто без получения из Святейшего Правительствующего Синода указу во иноческий чин не постригал. А понеже по оному отца её, господина Шереметева, челобитью значится немалая важность, о чём надлежит исследовать, того ради быть ей, княгине Настасье, до указу у того отца её; а о исследовании про объявленную во оном челобитье крепость и про прочее, до Юстиц-Коллегии надлежащее, послать указ в Юстиц-Коллегию. 217 (196). – 15 Сентября. О подчинении вотчин синодальных членов по сбору податей и по другим делам ведомству Святейшего Синода. Святейший Правительствующий Синод согласно приговорили: всем синодальных членов архиерейским и монастырским вотчинам в сборах и в прочем правлении быть ведомым в одном Святейшем Правительствующем Синоде, понеже те члены всегдашним своим Синоду присутствием о надлежащих отправах, которые до оных их вотчин касаются, могут быть сведомы и без присылки к ним обычайных по общему о всей синодальной команде установлению из Монастырского Приказу указов, которые отправляются по синодальным указам, и такие указы удобнее ко оным членам посылать из Святейшего Правительствующего Синода, нежели из Монастырского Приказу, от которого присылка указов за дальностию продолжительнее будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прохождение в должности церковного старосты считается наравне с прочими службами, в которые определяются по выборам. Церковного старосту, доколе не исполнятся положенные три года, не должно определять ни в какие другие по выборам должности. По прошествии трехлетия староста увольняется от должности; и ежели он исправлял ее ревностно, беспорочно и с похвалою, то такому дается из Консистории похвальный лист. (Указ. 17 Апр. 1808 г. П. С. 3. 22971.) Кто в должности церковного старосты православного исповедания прослужит три трехлетия, хотя бы то не с ряду, будет избран на четвертое трехлетие, тот, если только от духовного начальства будет засвидетельствовано, что в течение этого времени будет сделано им значащее приращение церковных доходов, представляется к награждению медалями, для ношения на шее; если же он из лиц благородного звания, то медаль жалуется ему не для ношения. (Ст. 788 Учр. Орд. изд. 1876 г.) Примечание. Духовное начальство, при представлении церковных старост к отличиям, принимает в особенное внимание попечение их о построении, или покупке церковных домов для жительства причтов, а где уже есть такие дома, то о приобретении в собственность церкви других, приносящих доход, недвижимых имуществ для постоянного обеспечения содержания причтов. (Указ. 11 Февраля 1870 г. п. 3 по Выс. утв. 31 Декабря 1869 г. Жур. Прис. по дел. прав. дух. П. С. 3. 47860 п. 3.) Епархиальные начальства, до внесения представления о награждении медалями церковных старост, на основании предыдущей статьи, должны сноситься с губернским начальством: нет ли законных препятствий к награждению представляемых и о полученных отзывах прописывать в представлении. (Ст. 820 там.) Примечание. Епархиальные Преосвященные, делая свои сношения, согласно ст. 820 Учр. Орден. изд. 1876 г. с гражданскими начальствами о неимении препятствий к наградам, в тоже время должны в предупреждение возможности вторичного пожалования одного и того же ордена церковным старостам спрашивать их, не представлены ли те лица, которым испрашивается награда по духовному ведомству, к каким-либо наградам по гражданскому ведомству. (Ц. В. 1877 г. 12.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В требованиях справок о чьем-либо рождении, равно как и по другим предметам, в метрические и обыскные книги вписываемым, показывать все нужные к таковым справкам подробности. (Ст. 212 Т. 2 ч. 1 Общ. Губ. Учр. изд. 1876 г.) Сведения и справки, взаимно требуемые присутственными местами, равно и духовными местами православного исповедания от всех светских, должны быть доставляемы в возможной скорости, не далее, как в две недели с получения требования. (Ст. 215 там.) Сношения Судебных Установлений и должностных лиц судебного ведомства с духовным ведомством производятся непосредственно судебными местами и даже должностными лицами судебного ведомства, через сообщение. (Ст. 345 прил. 350. 351. там.) Епархиальные Преосвященные обязываются принимать зависящие меры к тому, чтобы со стороны Духовных Консисторий был строго соблюдаем порядок установленный ст. 194 ч. 1 Общ. Губерн. Учрежд. Т. 2 Свод. Зак. изд. 1876 г. относительно хранения их печатей. (Указ. 31 Янв. 1871 г. 2.) Консистория в исполнении своих распоряжений действует через подведомые ей места и лица, которыми являются: Духовные Правления, Благочинные, Настоятели и Настоятельницы монастырей и прочие лица, имеющие особые должности. (Ст. 4 Уст. Дух. Конс.) Избрание и определение доверенных лиц на места и должности, через которых производится управление или надзор в епархиальном ведомстве, зависит от усмотрения Епархиального Архиерея, которому Консистория на открывающееся место представляет кандидатов с подробными о них справками. (Ст. 65 там.) Отношение к Консистории мест и должностных лиц епархиального ведомства, обязанности их и круг действия определяются особыми постановлениями. (Ст. 5 там.) Глава 13. О Духовных Правлениях Духовные Правления суть подведомственные места Духовных Консисторий, которые по делам, требующим сношения с Правлениями, предписывают им указами. (Ст. 4 и 362 Уст. Дух. Конс.) Духовные Правления как выдают подведомственным им церковным причтам, так и принимают от них метрические, обыскные и другие церковные книги и исповедные росписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Августа 1 -го. О спросе прихожан Новой Кирхи Выборгского уезда, кого они желают иметь у себя пастором: студента Якова Дальмана или капеллана Генриха Аселиуса, и о присылке выборного их листа в Святейший Синод. 11 -го. Об оставлении без последствий прошения епископа Суздальского Варлаама о переводе его в другую епархию и о воспрещении ему на основании соборных правил впредь подавать в Святейший Синод таковые прошения. 11 -го. Об отсылке ведомостей о прописных мужеска пола душах в вотчинах Ипатского и Шеренского монастырей в канцелярию бригадира Зотова. 14 -го. Об отмене поклонения во время священнослужения патриаршим местам в московском Успенском соборе и в церкви Двунадесяти Апостолов и об отобрании как в этих церквах, так и в патриаршей крестовой палате патриарших посохов и о передаче оных в ризницу. 14 -го. О вторичном требовании сенатского распоряжения касательно присылки разных чинов людей на службу в Монастырский Приказ, которые необходимы ему для отправления дел. 18 -го. О том, чтобы светские присутственные места не требовали к суду лиц духовного звания. 18 -го. Послание Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами. 18 -го. О возложении ответственности на судью Монастырского Приказа Ершова за неисправности и упущения в делах лиц, которые им самим потребованы на службу в оный Приказ. 18 -го. О требовании из Правительствующего Сената разрешения о том, кто должен платить положенный оклад за священнослужительских детей, когда они будут посвящены в священнослужители или помещены туда, где с служащих лиц не положено взимать оклада, или взяты в С.-Петербургскую семинарию, а также в частные по епархиям школы, и об исключении из оклада всех вообще причетников. 18 -го. Об истребовании из Коллегии Иностранных Дел сведений о числе в каждом городе иноземцев римско-католического исповедания как находящихся на службе в сухопутных войсках и во флоте, так и занимающихся торговлею. 18 -го. О составлении ответственного письма гетману Запорожского войска Скоропадскому с изъявлением благодарности за его попечение об устройстве церковных дел в Малороссии и с просьбою выслать в С.-Петербург для представления Государю архимандрита Епифания Тихорского и игумена Лаврентия Горку как кандидатов на праздные Киевскую и Черниговскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Правительствующий Синод приказали: во всех епархиях архиереям подтвердить, дабы монахини из монастырей ни за какими нуждами в Санкт-Питербурх отнюдь отпущаемы не были, понеже многие от них имеют в Санкт-Питербурх прибытие и не за важными причины, а иные при Санкт-Питербурхе мешкают и, кроме потребы, и скитаются по мирским домам, и тем наносят немалое на духовных нарекание; чего ради весьма то возбранить, дабы такого прибытия чинить не дерзали, но о тех своих нуждах, за которыми б им в Санкт-Питербурх прибытие иметь, подавали б письменные прошения по епархиям своим архиереям, а от них присыланы б были те прошения с мирскими тех монастырей служители; а где таких служителей не обретается, то присылалися б при собственных их архиерейских доношениях в Святейший Правительствующий Синод, где надлежащая резолюция и по ней отправа и без прибытия тех просительниц будет чинена. И о том из Святейшего Правительствующего Синода во все епархии ко архиереям послать Его Царского Величества указы немедленно. 285 (259). – 31 Октября. Об отправлении военнопленных Шведов, находящихся в России по губерниям и провинциям под арестом и на паролях, и прочих, в минувшую с Шведами войну взятых, в Военную Коллегию; об удержании тех из них, которые не уплатили долгов, поступили в услужение по записям на урочные годы или в гражданскую службу и приняли веру Греческого исповедания, и о взыскании штрафа за утайку военнопленных 125 . Правительствующий Сенат в ведении Святейшему Правительствующему Синоду 24-го Октября 1721 года изъяснил следующее: Каков Его Царского Величества указ об отправлении из губерний и провинций в Санкт-Питербурх в Военную Коллегию военнопленных Свейских, которые в России содержатся за арестом и на паролях, и о прочем в Сенате состоялся и для публикования в народ напечатан, таков в Святейший Правительствующий Духовный Синод для известия и действия послан при сем ведении один печатный указ. В этом указе изложено: Великий Государь Царь и Великий Князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, будучи в Сенате Октября 16 дня, повелел по трактату вечного мира с короною Шведскою, состоявшемуся Августа 30 дня нынешнего 1721 году, по четвертомунадесять пункту учинить: 1) Военнопленных Свейских, какого бы народа, и чина, и состояния ни были, которые в России содержатся за арестом и на паролях, или кому как в отдаче были (кроме тех, о которых ниже сего изображено), из губерний и провинций до Санкт-Питербурха в Военную Коллегию отправлять как наискорее, дав ямские, а где ямских нет, уездные подводы, а именно: генералам по десяти, полковникам по шти, подполковникам по четыре, майорам по три, капитанам по две, поручикам, прапорщикам по одной, а прочим офицерам, применяясь к вышеписанным рангам, рядовым шти человекам подвода; на них прогонные деньги по указам из Камер и из Штатс-Контор Коллегий; а где есть водяной ход, то тем путём на судах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образованная на сих началах и по указанному штату канцелярия обер-прокурора подверглась переустройству при том же обер-прокуроре графе Протасове. 24 февраля 1839 года, докладывая Государю Императору о желательных по главному духовному управлению преобразованиях, граф Протасов излагал свои предначертания и относительно переустройства существовавшей при синодальном обер-прокуроре канцелярии. Указывая на то, что «канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода служит общей связью всем прочим непосредственно подчиненным обер-прокурору канцеляриям, сосредотачивая сверх того в себе наблюдение за успешным ходом дел даже и по всем консисториям, обер-прокурор полагал полезным, при предпринимаемых преобразованиях, дать тоже своевременное единство существовавшим при синодальном обер-прокуроре учреждениям. С этой целью граф Протасов проектировал состоявшее особо при обер-прокуроре отделение прежде греко-российского, ныне православного исповедания 343 , и отделение духовных дел греко униатского исповедания 344 ввести в состав канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. По Высочайшем одобрении сих предположений, граф Протасов не замедлил, именно 1 марта 1839 года, представить проект нового учреждения канцелярии обер прокурора со штатом оной. По этому учреждению, канцелярия , управляясь на общем основании директором, состоит из трех отделений с подразделением на столы 345 . Учреждение это и в настоящее время сохраняет свое значение, испытав некоторые частые изменения в штатном составе. Вслед за устройством особой канцелярии для общего делопроизводства по обер-прокурорской части, граф Протасов не замедлил приступить к устройству и других частей ведомства православного исповедания. Первее всего он обратил свое внимание на хозяйственную часть, для которой также стремился образовать особое учреждение. С этой целью, докладывая 10 октября 1836 года государю императору об отпуске из государственного казначейства суммы, потребной на ежегодное содержание вновь оконченного постройкой синодального здания, граф Протасов в заключение своего доклада писал: «а чтобы впредь управление хозяйственной частью в синодальном здании и распоряжение как ремонтной, так и другими суммами через Святейший Синод переходящим, производились со всевозможной экономией и при строгой отчетности, для сего представляется необходимо нужным учредить из старших чиновников ведомства под непосредственным наблюдением обер-прокурора хозяйственный комитет, подобно тем, какие существуют в Правительствующем Сенате и других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

И им на каждую сена и овса на шесть рублёв, да комиссару и писарю для езды до школ одна лошадь, ей на корм шесть же рублёв, а по сенатской росписи того ничего не показано, а без того никак быть не можно. Да к тому ж рассуждается, что ради помянутых для житья при школах школьникам и для больных определяемых в прибавок изб на дрова ещё прибавить подлежит рублёв по осми на каждую школу. Итого на дрова и на водовозную лошадь потребно денег на каждую школу положить по двадцати по шести рублёв, и всё оное определить из означенной же на содержание тех школ денег суммы. 6. По архиерейскому ж мнению, в не повсегодном расходе положено на покупку книг исповедания православной веры в каждую школу по три, учебных псалтырей и часословов, и десятословий, и досок аспидных с перьями по тридцати, а по сенатской примерной росписи тех книг к покупке написано: исповедания веры по одной, псалтирей по шести, часословов и десятословий по шестнадцати, досок с перьями по десяти, каковым книг числом исправиться и во обучении быть тридцати человекам никак невозможно. Ибо в книжицах, букварях зовомых, десятословие по алфабете или азбуке абие последует. Того ради оных и в первоначатии учения подлежит каждому ученику дать по книжице. Также и часословов и псалтирей положено недостаточно ж, понеже хотя буквари всем вдруг изучить и не можно, однако ж кто по букварю прежде начнёт учить часослов, а тем временем, покамест ещё его не выучит, оставший в букваре может по изучении его к часослову ж прийти, то ему не будет по чему часослова учиться, и так из того может быть во учении не без остановки. То ж рассуждается и о псалтирях, и катехизисах, си есть православного исповедания, яко весьма к познанию православной веры потребных. Також и о досках для скорописного учения. И посему оных всех порознь, по званию книжиц, также и о досках надлежит быть по толикому в каждой школе числу, по скольку определяется быть и учеников. Ибо сверх того на числе тех же книг имеют быть во учении и помянутые некрещёные, по охоте приходящие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

синоде, согласно инструкции Петра Великого, и во-вторых, имеет положение главноуправляющего особым ведомством. В качестве такового, он представляет духовное ведомство в государственном совете, в совете министров и в правительствующем сенате, ведет дела по сношениям св. синода с министрами и главноуправляющими другими ведомствами, имеет в своем подчинении состоящие при св. синоде синодальную канцелярию, духовно-учебный комитет, хозяйственное управление и контроль, определяет и перемещает на все светские должности ведомства православного исповедания до пятого класса включительно, назначает пенсии и пособия чиновникам этого ведомства. По некоторым делам, производящимся в государственных установлениях и соприкосновенным с духовным ведомством, оберпрокурор св. синода делает представления и дает заключения в защиту интересов этого ведомства: 1) по жалобам на неправильную оценку и неправильное обложение земскими и городскими соборами церковных недвижимых имуществ, как скоро эти жалобы дошли, в установленном порядке инстранций, до прав. сената, 2) по тяжебным делам казны и частных лиц с духовным ведомством, 3) по пререканиям о подсудности между общими судебными установлениями и духовными судами. По тяжебным делам архиерейских домов, монастырей и церквей обер-прокурор может входить, независимо от участвующих в деле сторон, в кассационные департаменты правительствующего сената с представлениями от отмене решения на общих кассационных основаниях. В обоих своих качествах – органа надзора и главноуправляющего отдельным ведомством, оберпрокурор есть посредник в сношениях синода с верховной властью. Этим посредничеством не исключаются сношения синода с верховной властью через его первоприсутствующего, если бы таковые были установлены, а равно этими последними не исключаются сношения обер-прокурора с верховной властью. При обер-прокуроре существует канцелярия, состоящая, под управлением директора, из трех отделений. В этой канцелярии приготовляются всеподданнейшие доклады по духовному ведомству, собираются сведения о состоянии духовного ведомства путем рассмотрения срочных ведомостей о ходе дел по всем церковным учреждениям, центральным и епархиальным, и составляется, на основании этих сведений, ежегодный всеподданнейший отчет, ведутся ведомости об исполнении высочайших повелений по духовному ведомству, объявляемых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Масса императорских церковных законов, в виде высочайших повелений и именных указов по духовному ведомству, в виде высочайше утвержденных указов св. синода и докладов синодального обер-прокурора, в виде высочайше утвержденных мнений государственного совета и положений комитета министров, высочайше утвержденных журналов главного присутствия по делам православного духовенства, отчасти нашедшая себе место в разных томах свода законов российской империи, отчасти рассеяна по полному собранию законов российской империи, а некоторые законы не вошли даже и в это полное собрание. В 1868 году высочайше учрежденная при св. прав. синоде комиссия для разбора дел, хранящихся в его архиве, приступила с разрешения синода к составлению «полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания», воспользовавшись при этом хранившимися в синодальном архиве сборниками и указателями русских церковных законов, составленными раньше с ведома синода, но остававшимися в рукописи 1021 . Комиссия поставила себе за правило поместить в своем издании как высочайшие повеления и именные указы, так и определения св. синода и распоряжения его по отдельным случаям, получившие значение общих церковно-правительственных мер. Насколько, однако, сложным и трудным оказалось это издание, и в какой отдаленной перспективе представляется доведение его до конца, можно судить по тому, что в вышедших до сих пор пяти томах «полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания» помещены законы от издания духовного регламента Петра Великого, которым и начато издание, до 5 мая 1727 года, т. е. всего за шесть с небольшим лет. § 97. Судьба кормчей книги в XVIII в. Так как при печатном издании кормчей книги принят был за образец рязанский список кормчей, так что, следовательно, каноны изложены в печатной кормчей не в полном тексте, а в сокращенном, иногда дающем лишь весьма недостаточное представление о содержании самого канона, то мысль об издании полного текста канонов не оставлялась русским церковным правительством как еще в XVII-м, так и в XVIII–XIX столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010