Власти Обер-прокурора Святейшего Синода, как и Министров и Главноуправляющих отдельными частями, предоставляется назначение, на основании ст. 46 Уст. Пенс. пенсии детям умерших чиновников, одержимых неизлечимыми болезнями. (Ст. 210. Там.) Обер-прокурор приглашается как в Департаменты Государственного Совета, так и в Комитет Министров для нужных объяснений по делам ведомства Святейшего Синода. (Ст. 38. Т. 1. Учреж. Госуд. Совет. и ст. 5. Т. 1. Учреж. Мин. Свод. 1857 г.) Примечание. Члену Государственного Совета, Сенатору, Обер-прокурору Святейшего Синода, Тайному Советнику Победоносцеву, Всемилостивейше повелено быть Членом Комитета Министров, с оставлением во всех занимаемых им должностях и в звании Сенатора. (20 Октября. 1880 г. Имен. Указ. Ком. Министров.) По тяжебным делам казны и частных лиц с духовным ведомством Православного исповедания об имуществе, требуется заключение от Обер-прокурора Святейшего Синода. Если заключение Обер-прокурора не будет принято при решении дела в Департаменте, то дело переносится в Общее Собрание Сената. (Ст. 162 и 170. Прим. 1. Т. 1, ч. 2. Учр. Сен. по прод. 1876 г. ст.650 и 651. Т. 10, ч. 2. Зак. Суд. Граж. изд. 1876 г.) В Правительствующем Сенате вопросы о пререкании общих судебных установлений с духовными судами православного исповедания, разрешаются по выслушании заключения Обер-прокурора Святейшего Синода. (Ст. 244. Т. 10, ч. 2. Уст. Гражд. Судопр. изд. 1876 г.) По делам монастырей, церквей и архиерейских домов, Обер-прокурор Святейшего Синода имеет право, независимо от участвующих в деле сторон, входить в Кассационные Департаменты с представлениями об отмене решений судебных палат, но не иначе, как на общем основании и в случаях определенных в ст. 792 и 793. (Ст. 1295. Т. 10, ч. 2. Уст. Гражд. Суд. изд. 1876 г.) Увольняемым, или уволенным уже в отставку из Грекороссийского (православного) исповедания, гражданским чиновникам, испрашивающим дозволение носить мундиры, духовному ведомству присвоенные, дает на сие разрешение Синодальный Обер-прокурор на точном основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных 30 Октября 1833 г. и 16 Января 1834 г. Положений (П. С. 3. 6469 и 6860. Ср. Прил. к ст. 525. Т. 3. Уст. о служ. гражд. ст. 6, изд. 1876 г.), по сему предмету Комитета Министров. (Указ. 27 Июня 1834 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По Высочайше утвержденному мнению Государственною Совета о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложенное господином исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора, от 3 ноября сего года за 3711, в копии, Высочайше утвержденное 11-го октября 1875 года мнение Государственного Совета о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского духовенства. Приказали: печатные копии с Высочайше утвержденного 11-го октября 1875 года мнения Государственного Совета по упомянутому предмету разослать, для сведения и руководства по духовному ведомству, при циркулярных указах. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Председатель Государственного Совета «КОНСТАНТИН». 11 октября 1875 г. МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА. Выписано из журналов соединенных департаментов законов и гражданских и духовных дел 30 апреля и общего собрания 22 сентября 1875 г. 496) (по кн. исход.). Государственный Совет, в соединенных департаментах законов и гражданских и духовных дел и в общем собрании, рассмотрев представление Обер-Прокурора Святейшего Синода о правах состояния вдов священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, и соглашаясь в существе с заключением Высочайше утвержденного присутствия по делам православного духовенства, мнением положил: 1. В изменение подлежащих статей свода законов постановить: вдовы не принадлежащих к потомственному дворянству священнослужителей и церковных причетников православного и армяно-григорианского исповеданий, если и сами они не имеют, по происхождение, прав высшего состояния, пользуются: вдовы священнослужителей – правами личного дворянства, а вдовы церковных причетников – правами личного почетного гражданства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходя из вышесказанного, С.Г. Рункевич предлагал незамедлительно начать кодификационную работу по ведомству православного исповедания, главной целью которой должно было стать «издание Свода церковно-гражданских постановлений и узаконений по ведомству Православной Церкви и соответственные, время от времени, по мере нужды, дополнение или новое издание тех или иных томов или отделов Свода». Местом организации и ведения дела, по его мнению, должна была стать синодальная канцелярия «как ближайший вспомогательный орган право- и нормообразующей деятельности Св. Синода, – независимо от того будет ли в состоянии Канцелярия обойтись наличными штатными чинами, или для сего на известных условиях, будут привлечены сведущие люди со стороны, напр[имер], из кодификационного отдела Государственного Совета» 445 . Для проведения подготовительных работ, с которых предполагалось начать дело составления «Свода», по мнению С.Г. Рункевича должны были быть поставлены следующие задачи: «1) Собрание и систематизация всех за синодальный период именных Его Величества Синоду указов, имеющих общее значение и до ныне действующих как закон. 2) Собрание, составление и систематизация всех циркулярных (печатных) указов Св. Синода. 3) Собрание, сопоставление и систематизация всех распоряжений общего характера, как опубликованных по определению Св. Синода, так и изданных органами Центрального управления и помещенных в периодических духовных изданиях, служивших для Высшей Церковной Власти время от времени печатными органами. 4) Собрание и группирование всех действующих по ведомству утвержденных как Церковной Властью, так и Св. Синодом Уставов, Инструкций, Правил, Положений, Штатов и т.п. Примечание. Представляется желательным сгруппирование уставов учреждений отдельных епархий, – касс, свечных заводов, типографий, братств, богаделен, монастырей, общин, попечительств и т.п. 5) Извлечение из Свода Законов Российской Империи всех статей, относящихся к ведомству Православной Церкви. 6) Собрание и систематизация определений, в виде копий с протоколов, Св. Синода по текущим делам, имеющим принципиальный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В представлениях о награждении орденом св. Анны по статуту описание отличий должно содержать в себе не одно только повторение общих выражений, употребленных в статутах орденов для обозначения отличий, но подробное, ясное и определительное изложение самих действий, составляющих отличия, за которые представляемые удостаиваются испрашиваемой награды, без исчисления впрочем других заслуг, не имеющих прямого отношения к заслугам, по статуту указанным. При представлениях этого рода, на основании ст. 518 и 567 Учр. Орд., доставлять о каждом представляемом лице особые списки по приложенной к ст. 518 форме, а сверх того прилагать о лицах купеческого состояния формулярные, истребованные, откуда следует, списки о службе их в должностях, замещаемых по выборам, если они состоят или состояли в таких должностях, а об отставных военных и гражданских чиновниках, сверх надлежаще засвидетельствованных формулярных списков о бывшей их службе, прилагать и подлинные аттестаты, при увольнении от службы от начальства, им выданные, как требуется кавалерскою думою, на основании примеч. к ст. 567. При этом иметь в виду: аа) что формулярные списки, на основании 1 прим. к ст. 567, в случае нужды могут быть заменяемы засвидетельствованными в установленном порядке копиями с них, а замена аттестатов копиями по принятому кавалерской думой порядку, не дозволяется и бб) что в том случае, когда представляемый ни в государственной службе, ни в службе по выборам не состоял, непременно должно пояснить об этом в представлении. В последнем случае, вместо формулярных списков, могут быть представляемы наградные: составленные по приложенной к ст. 1147 Уст. Служб. прав. изд. 1876 г. форме под лит. Б. При представлении к наградам за пожертвование в пользу церквей или духовных учреждений и за другие неслужебные (кроме исчисленных в орденских статутах) отличия или заслуги по духовному ведомству надлежит: в соответствие предписываемому в статье 3 положения 31 Июля 1859 г. требованию соблюдать также возможную умеренность в числе и степени наград за пожертвования на пользу церквей или духовных учреждений и за прочие неслужебные по духовному ведомству отличия, представляя к награждению только таких жертвователей, которых пожертвование по своей многозначительности заслуживают особого уважения, а за другие неслужебные по духовному ведомству отличия в том случае, когда отличия эти действительно имеют полезное значение;

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Синоду. Обер-прокуратура старалась всегда отвечать на конкретные, возникавшие при обсуждении финансовой сметы, пожелания законодателей. Это было необходимо, прежде всего, потому, что из года в год общая сумма расходов государства на духовное ведомство, утверждавшаяся Думой, увеличивалась. Если в смете на 1907 г. расходов значилось на 29 300 213 р., то уже через пять лет (на 1912 г.) они составляли 40 129 979 р., а на 1916-й – последний предреволюционный год, смета предусмотрела сумму в 53 965 767 р.! Таким образом, расходы выросли более чем на 84%. Впрочем, расходы постоянно росли и в других ведомствах. При этом меньше Св. Синода получали только Министерство Императорского Двора, высшие государственные учреждения, МИД, Главное управление государственного коннозаводства и Государственный контроль. А Министерство народного просвещения, сравнение с которым духовного ведомства, по моему мнению, наиболее корректно, получало субсидий от государства больше последнего почти в три раза. На 1917 г. расходы Св. Синода должны были составить уже 66 795 837 р. Таким образом расходная часть духовного ведомства – по сравнению с предшествовавшим годом – существенно увеличивались. Однако и это явно не покрывало нужд ведомства, всегда испытывавшего острую нехватку средств. Видимо, Государственная Дума прекрасно понимала данное обстоятельство, иногда используя обсуждение сметы ведомства православного исповедания для обсуждения собственно церковных проблем (например, в 1912 г. при разговоре о Гр. Распутине). Тем не менее в думских пожеланиях относительно утверждавшейся сметы доходов и расходов, политические лозунги не звучали. Ситуация изменилась лишь в 1916 г. При обсуждении финансовой сметы в заседании 26 февраля, Государственная Дума заявила Св. Синоду не экономические, а сугубо политические пожелания, свидетельствовавшие о принципиальном недовольстве отечественных парламентариев состоянием дел в русской Церкви и использованием ею материальных средств. Признавалось необходимым принять меры к переустройству управления Церковью на началах соборности, с широким применением местного областного самоуправления и созывом с этой целью Поместного Собора; осуществить преобразования высшего и местного церковного управления, суда (в частности и бракоразводного процесса), преобразования духовных учебных заведений и развитие приходской жизни в связи с обеспечением духовенства; прекратить практику переводов епископов с кафедры на кафедру вообще, а тем более помимо церковной власти без крайней необходимости; призвать государственную власть отказаться от взгляда на православное духовенство как на орудие внутренней политики, и отменить соответствовавшие этому циркуляры и распоряжения – обнародованные и тайные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1904 году Святейший Синод вследствие частных запросов священников местным епископам о том, как поступать, если родные или начальство умерших воинских чинов, принадлежавших к инославным исповеданиям, просят совершить погребение или поминовение сих усопших, преподал указом от 28 января того же 1904 года за 394 следующие указания: 1) «православные священники не должны вносить тела умерших воинских чиновинославного исповедания перед погребением в церкви, но когда в том месте, где скончалось лицо воинского звания инославного исповедания, не будет священников или служителей веры сего исповедания, то, по желанию родственников или начальства усопшего, православный священник может, согласно определению Святейшего Синода от 24 августа 1797 года, проводить тело умершего воинского чина до кладбища в священном облачении и опустить в землю при пении стиха «Святый Боже» и 2) в том случае, когда родственники или начальство усопшего воинского чина инославного исповедания просят о совершении поминовения такого лица, Святейший Синод, принимая во внимание потребность в христианском утешении скорбных родных и близких умершего, просящих о поминовении и ищущих в молитвах православной церкви успокоения в постигшем их горе, а равно и исключительное положение усопших воинов, подвергавшихся наравне с нашими православными воинами, даже до лишения жизни своей, за Монархов наших и за отечество, следовательно и за самую в нём исповедуемую православную веру, признаёт возможным дозволить православным священникам, не совершая по усопшему воинскому чину инославного исповедания поминовения в церкви, отправлять по нём панихиды в частных домах и в помещениях, принадлежащих военному ведомству. О вышеизложенном Святейший Синод, по определению от 28 января 1904 года за 394, предоставил преосвященному митрополиту Антонию уведомить конфиденциальными письмами епархиальных преосвященных придворного, а также военного и морского духовенства, каковые письма и были посланы 31 того же января, причём преосвященный митрополит Антоний присовокупил, что по мнению Святейшего Синода, епископам не следует принимать участие в служении панихид по усопшим иноверцам. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Дел, по соглашении с Синодальным Обер-Прокурором; 10) поступающие по каждой губернии, за произведенными зачетами, суммы сбора передаются полностью в распоряжение Св. Синода и причисляются к специальным средствам его; 11) попечение об устройстве причтовых помещений и распоряжения по производству расходов из поступающего на этот предмет сбора возлагаются на ведомство Православного исповедания (статья III-я того же мнения) 139 . Вместе с сим Госуд. Совет сделал именение и дополнение действующих узаконений об обеспечении земельными наделами причтов православных сельских приходов в западных губерниях. С этого времени: «отвод установленных участков земли для церковных причтов во вновь открываемых приходах возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайства об образовании приходов; если-же приходы открываются по почину правительства, Удельного ведомства или Епархиального Начальства, то наделение причтов землею возлагается на казну, удельное или духовное ведомство, по принадлежности» (ст. 1-я Высоч. Утвер. 14 июня 1888 г. мнения Госуд. Сов.) по закону 1892 г. марта 9-го: «земля приписной, упраздненной или закрытой церкви поступает в собственность той, к которой причислены ее прихожане; в случае же обращения приписной церкви в самостоятельную, или восстановление упраздненной или закрытой церкви, – ей возвращается земельный ее надел, или капитал, образовавшийся от продажи сего надела, или же приобретенная на капитал другая земля» 140 . Помимо забот о приходском духовенстве, Правительство приняло меры к улучшению материального быта и духовенства, состоящего на службе в учебных заведениях Министерства Народн. Просвещения. В 1885 году 23 дек. Госуд. Совет, в изменение и дополнение Устава о пенсиях и единовременных пособиях (Св. Зак, т. III, кн. 2, изд. 1876 г.) и других подлежащих узаконений, постановила 1)законоучителям римско-католического исповедания, занимавшимся преподаванием Зак. Божия в учебных заведениях ведомства Минист. Нар. Просв, в 9-ти зап. губерниях, в продолжении сроков, установленных для выслуги пенсий служащих по учебной части сего ведомства (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

127 . ВОЕННОПЛЕННЫЕ . Дозволение шведским и другим пленным, находящимся в Сибирской губернии и учинившим присягу на верность подданства, жениться на русских православного исповедания без перемены веры, но с обязательством не совращать жён в свою веру и воспитывать детей в православии. 131 . Дозволение военнопленным Шведам и другим чужеземцам, бывшим в шведской службе, вступать в русское подданство и пользоваться всеми гражданскими правами наравне с другими чужеземцами, в России поселившимися. 183 . Высылка военнопленных Шведов из губерний и провинций в Военную Коллегию для отправления их в отечество; удержание тех из них, которые не уплатили долгов, поступили в услужение по записям или приняли православную веру; взыскание штрафа за утайку военнопленных. 285 . ВОЗНОШЕНИЕ . См. Богослужение . ВОРОТА ТРИУМФАЛЬНЫЕ . Постройка их от Синода в Москве по случаю мира со Швециею. 223 , 226 . Назначение к постройке их в Москве архитекторов Заруднева и Устинова и живописца Никитина. 254 , 255 . Поручение надзора за постройкою их судье Монастырского Приказа Ершову. 256 , 311 . Отправление в Москву псковского архиепископа Феофана для надзора за постройкою их. 318 . Покупка виноградных вин ко входу Государя в построенные в Москве триумфальные ворота. 335 . ВОТЧИНЫ : Патриаршии, наименованные впоследствии синодальными, архиерейские, монастырские и церковные . Подчинение их ведомству Св. Синода (п. 5). 3 . В непосредственном ведении Св. Синода быть вотчинам монастырей: Симонова, Ипатского, Высоко-Петровского и Донского. 10 . Ведомство их сборами и управлением в Св. Синоде. 25 . Ведомство их управлением, судом и расправою в Св. Синоде; запрещение посылать из Коллегий и других мест в сии вотчины по каким бы то ни было делам, кроме дел о разбое и убийстве; приведение в известность количества собираемых с сих вотчин доходов; составление хозяйственного описания сим вотчинам; донесение Св. Синоду, какие именно из сих вотчин, когда и по каким повелениям отданы светским лицам. 64 . Высылка из оных лиц, посылаемых из провинции для сбора денежных доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выданное на основании предыдущей статьи свидетельство не может заменять Консисторского метрического свидетельства, а должно служить только предохранительным документом; полную же силу «они могут получить, когда будут представлены в Консисторию и утверждены подписью в том, что оказались верными с метрической книгой, хранящейся в Консистории. (Ст. 1052 Т. 9.) На приходских священников и настоятелей церквей возлагается составление метрических выписок, служащих основанием для составления призывных списков, о лицах православного исповедания. (Ст. 105 и 106 Уст. о Воин. Пов., изд. 1876 г.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 25 Июня 1877 г. мнению Государственного Совета предоставлено Ведомству Православного Исповедания и Министру Внутренних Дел сделать распоряжение о том, чтобы лица и.учреждения поименованные в ст. 106 Уст. о Воин. Повин. сообщали, не позднее 1 Января 1876 г., подлежащим городским Управам и Волостным Правлениям метрические выписки о молодых людях мужского пола. (Ц. В. 351.) Метрические выписки должны заключать в себе список всех мужского пола лиц того возраста, который стоит на очереди по отправлению воинской повинности. В выписках означается: имя, месяц и день рождения подлежащего призыву, равно имя отечество и прозвание его отца, а относительно незаконнорожденных имя, отечество и прозвание матери. О тех из подлежащих призыву, которые умерли, в выписке отмечается против каждого год, месяц и день кончины. Выписки составляются отдельно по каждому городу и по каждой волости и посылаются в учреждения, которыми составляются призывные списки по принадлежности. Выписки должны быть доставляемы, не позже 15-го Января. (Ст. 107 Уст. о воин. пов.) Примечание. Установленная законом (Ст. 1035 Т. 9) форма метрических книг должна быть соблюдаема церковными причтами в точности, и согласно этому в метрических выписках, посылаемых в учреждения, которые составляют призывные списки, непременно должно быть означаемо сословие и звание родителей, а также и место рождения. (Опред. 20 Сентя6ря – 6 Октября 1878 г. по отнош. М. В. Д. Ц. В. 41.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

А в доношении Святейшему Синоду священника Терентия Буслаева изложено следующее: В нынешнем 721-м году в Феврале месяце по прошению моему нижеименованного из Святейшего Правительствующего Синода повелено мне соборным доходом владеть до указу, и о том в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, из Святейшего Правительствующего Синода указ послан; а ныне я от простоумия моего без ведения Святейшего Правительствующего Синода Августа в 20 день в государевом саду в галдарее просил Царского Величества, чтоб мне владети подели моей вотчинами и соборным всяким доходом об именном указе, о чём Его Царское Величество приказал тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину именной свой государев указ учинить. И сего Сентября в 1 день из Штатс-Контор Коллегии о том в Святейший Правительствующий Синод прислано доношение, и за то я, что без ведения вашего святейшества просил Царское Величество, ныне наказуюся в цепи в колодничьей избе. О чём Святейшему Правительствующему Синоду в таковой моей продерзости приношу вину всепокорно и прошу милостивого прощения и от уз разрешения, а впредь без воли и без ведения Святейшего Правительствующего Синода просить и бить челом нигде не буду. Святейший Правительствующий Синод приказали: у вышеявленного попа Терентия Буслаева взять сказку с подтверждением, что впредь ему, попу, о всяких своих делах и нуждах как самому Царскому Величеству, так в Сенате, в Коллегиях и нигде, кроме Святейшего Правительствующего Синода, не бить челом. 209 (188). – 6 Сентября. О посылке из Юстиц-Коллегии подтвердительного указа в московскую Земскую Канцелярию касательно скорейшей передачи из неё в Монастырский Приказ всех относящихся к его ведомству дел, с подьячими и колодниками. Монастырский Приказ 3 Августа 1721 года донёс Святейшему Правительствующему Духовному Синоду следующее: В нынешнем 721-м году Июня в 26 день в указе Великого Государя из Святейшего Правительствующего Духовного Синода в Монастырский Приказ к судии Василью Семёновичу Ершову с товарищи писано: по именному Царского Величества указу, каков состоялся Февраля 14-го дня сего 721-го году за подписанием Его Величества высокомонаршей собственной руки, и по силе оного Его Царского Величества именного указу каковы пункты Святейшего Правительствующего Синода сочинены, велено бывшего патриарша дому, и архиерейские, и монастырские, и церковные вотчины всего Великороссийского государства и тех архиерейских домов и монастырских служителей сборами, и судом, и расправою, и всяким правлением ведать, и тем служителям и крестьянам всяких чинов на людях исков своих искать, а ответчикам против того отвечать в Святейшем Правительствующем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010