Примечание 2. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 3 Июля 1879 г. мнению Государственного Совета, начиная с 1880 г., в подлежащее подразделение Финансовой сметы ведомства Святейшего Синода вносится особый кредит «на разницу в курсе и банкирские расходы» при переводе означенных сумм за границу, исчисляя размер этого кредита по курсу, какой по смете системы государственного кредита ежегодно определяется при исчислении кредитов на заграничные платежи по внешним государственным займам. (Ц. В. 37.) Главные статьи сметы расходов ведомства Святейшего Синода следующие: На содержание центрального управления Святейшего Синода 21 . На содержание Синодальных зданий, а именно: С.-Петербургских Синодальных зданий и Московского Синодального дома. На содержание Духовных Консисторий и духовных правлений. На содержание архиерейских домов, в том числе епархиальных преосвященных, кафедральных соборов и Викарных епископов. На содержание лавр и монастырей как ставропигиальных, так и епархиального ведомства мужских и женских. На содержание городского и сельского духовенства, а также миссий и миссионеров. На строительную часть по духовному ведомству в том числе на содержание архитекторов постройки и починки. На улучшение содержания духовно-учебных заведений. На расходы разного рода 22 . На содержание православных духовных учреждений заграницею. Соответственно указанным статьям расходов вся финансовая смета ведомства Святейшего Синода разделяется на десять параграфов. На награды и пособия чиновникам духовного ведомства ассигнуется 15.000 руб. из государственного казначейства, каковая сумма и вносится в смету ведомства Святейшего Синода. (30 Декабря 1875 г. Высоч, утв. полож. Департ. Госуд. Экономии.) Следующие в инвалидный капитал вычеты со столовых денег всех чинов ведомства Святейшего Синода исключаются по сметам из общей суммы содержания и заносятся по той же смете в одной общей цифре (по § 9) особою статьею под рубрикою: «вычеты из столовых денег в инвалидный капитал», из которой и перечисляются в означенный капитал. (Отн. М. Ф. к Обер-прокур. Св. Синод. 8 Мая 1875 г. 2140.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Ямской . Посылка из Св. Синода в него на ординарную почту пакетов однажды в неделю и дневальных подьячих для приёма пакетов, присылаемых чрез почту в Св. Синод. 150 . ПРИСЫЛКИ . См. Подарки . ПРИСТАНОДЕРЖАТЕЛЬСТВО РАЗБОЙНИКОВ . Священники, обличённые в сем преступлении, по обнажении их от священнического сана отсылаются к гражданскому суду. 164 . ПРИСЯГА НА ВЕРНОСТЬ СЛУЖБЫ И ПО ДОЛЖНОСТИ . Форма присяги для членов Духовной Коллегии или Св. Синода (стр. 2–3). 1 . Её приносит семинарист при вступлении «в совершенный разум» (стр. 2–3). 1 . Форма присяги для судьи Монастырского Приказа. 88 . ПРИСЯЖНЫЕ ЛИСТЫ ПЕЧАТНЫЕ. Дозволение употреблять сбираемые за них деньги на нужды Приказа Церковных Дел и воспрещение взимать за них сверх назначенной цены. 310 . ПРИЧАЩЕНИЕ . Обязанность всякого христианина причащаться не менее раза в год; так как удаление от исполнения сего служит признаком принадлежности к расколу, то приходские священники обязаны доносить о таковых лицах епископам (стр. 26). 1 . ПРИЧЕТНИКИ . Требование из Сената постановления об исключении всех причетников из оклада. 175 . ПРОВИАНТ . Постройка для провианта, собираемого на судовых пристанях, если для сего не будет места в казённых помещениях, магазинов, амбаров и житниц в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах. 157 . Сбор оного с вотчин духовного ведомства Ярославской провинции для сгонщиков. 158 . Сбор провианта с бывших патриарших, архиерейских и монастырских вотчин Московской губернии для рекрут. 162 . Отправление провианта, собираемого с вотчин синодального ведомства, в назначенные места для расположенных на зимние квартиры драгунских и пехотных полков. 231 . Сбор за него на 1722 г. по рублю со двора в вотчинах духовного ведомства. 253 , 262 . Доставка оного из вотчин духовного ведомства на определённые места. 263 . Сбор оного с вотчин духовного ведомства для полков, расположенных в Копорском и Ямбургском уездах. 322 . Морской . Сбор на покупку оного денег с вотчин синодального ведомства. 341 . ПРОВОКАЦИЯ . Недовольные решением епископов могут переносить дела в Св. Синод; взыскания, налагаемые за несправедливость провокации; дела, подлежащие переносу по провокации (п. 14 стр. 16 и п. 8 стр. 29). 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На что Святейшему Правительствующему Духовному Синоду от Коллегии Иностранных Дел сим во ответ представляется: о духовных особах римского закона, також и лютерского исповедания, обретающихся здесь и в других городах и местах Российского государства, о которых известие есть в Коллегии иностранных Дел, сообщено Святейшему Правительствующему Духовному Синоду из Коллегии Иностранных Дел в доношении прошедшего Июля 27-го дня сего 1721-го обстоятельно. А сколько римского исповедания иноземцев в службе Его Царского Величества в армии и во флоте, также и купецких людей в Российском государстве, и в которых именно местах обретается, о том в Коллегии иностранных Дел не ведомо; а надлежит о тех римского исповедания иноземцах из Святейшего Правительствующего Духовного Синода требовать известия о офицерах сухопутных из Военной, о морских из Адмиралтейской, а о купцах из Коммерц-Коллегий. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного из коллегии иностранных Дел доношения, согласно приговорили: в Святейший Правительствующий Синод о иноземцах римского исповедания коликое число в службе Его Царского Величества в армии и во флоте, также и купецких людей в Российском государстве и в которых именно местах обретается, требовать известия из нижеозначенных мест, а именно: о офицерах сухопутных из Военной, о морских из Адмиралтейской, а о купцах из Коммерц-Коллегий, понеже во оном из Иностранной Коллегии доношении показано, что в той Коллегии об означенных требуемых ведомости не имеется. И о присылке оного известия в те Коллегии послать указы немедленно. 205 (184). – 4 Сентября. О сборе в Псковской епархии с архиерейских, монастырских и церковных крестьян окладных денег к городовому строению на наём рабочих, на делание кирпича и на пр. управителям Псковского архиерейского дома и об отсылке оных денег по сборе к рентмейстерам Псковской провинции. Архимандрит Пётр, управитель дома преосвященного Феофана, архиепископа Псковского и Нарвского, 18 Августа 1721 года донёс Святейшему Правительствующему Синоду следующее: В нынешнем 721-м году прошедшего Июня 12-го дня Псковской провинции из Приказной Палаты за приписанием господина воеводы Ивана Алексеевича Ржевского, камерира Семёна Дмитриевича Еремеева в Архиерейский Приказ писано: по присланному-де Великого Государя указу и по приговору Камер-Коллегии велено на нынешний 721-й год к городовому строению и к другим работам на наём работных людей, и на дело кирпичей, и на известное жжение, на починку припасов и мастеровым людям на жалованье с дворового числа и с купечества с десятой деньги, да сверх того с полковой и с городовой служб, и с драгун, и с солдат стрелецких и казачьих, и станишников, и с новопоселённых, которые живут между Черкасов Русские, с дворового числа со всех равно по девяти алтын по полчетверти деньги, також с архиерейских, и монастырских, и с церковных крестьян те вышеписанные деньги велено собрать с дворового числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) православного исповедания, окончивших курс в духовных академиях или семинариях с учеными степенями или званиями, пользуются павами детей священнослужительских. 3) Домы церковнослужителей, принадлежавших к православному духовному состоянию до издания закона 26 мая 1869 г., равно домы вдов и сирот их освобождаются от квартирной повинности, на основании ст. 270 п. 3 уст. зем. пов. 4) Принадлежавшие до 26 мая 1869 года к православному духовному состоянию наставники в духовных академиях и семинариях, также учителя в низших духовных училищах и в сельских приходских училищах из окончивших курс в духовных академиях или семинариях, пользуются правами детей священнослужительских. 5) Не имеющие прав высшего состояния дети священнослужителей православного и армяно-григорианского исповеданий принадлежать к потомственному, а дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) тех же исповеданий к личному почетному гражданству, когда бы и в каком звании те дети ни были рождены. 6) Наказание церковным причетникам (дьячкам, пономарям и псаломщикам) православного и армяно-григорианского исповеданий, принадлежащих к дворянству или почетному гражданству и исключенным из духовного звания за пороки, лишающие их права на избрание рода жизни ограничивается запрещением им поступать как в гражданскую, так и общественную по выборам службу. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета, по вопросам, возникшим при согласовании статей св. зак. с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 г. и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий дать знать по духовному ведомству циркулярными указами. 130. От 4 декабря 1875 года за 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставление стипендиата на повторительный курс, с сохранением стипендии, допускается лишь в исключительных случаях по особому ходатайству факультета и по сношению с Учебным Комитетом, но не иначе, как с разрешения Обер-прокурора Святейшего Синода. Освобождение от обязательств, лежащих на стипендиатах за полученные стипендии, допускается не иначе, как под условием возвращения предварительно всей израсходованной на стипендиата суммы. Стипендиаты, не окончившие полного курса в университете и не имеющие средств уплатить истраченную на них сумму, могут быть назначаемы на службу, по усмотрению Учебного Комитета, в низшие учебные заведения на одинаковых основаниях с воспитанниками семинарий. Документы стипендиатов, выходящих из университетов и подлежащих назначению на службу по духовному ведомству, препровождаются в Учебный Комитет, а им до получения назначения выдается свидетельство на жительство. Стипендиат, не получивший назначения в течении четырех месяцев со дня прекращения стипендии, освобождается от всяких обязательств по отношению к духовному ведомству и получает свои документы. Каждый студент, поступающий в число стипендиатов, даст обязательство за своей подписью в нижеследующей форме: «Получая стипендию духовного ведомства в 400 рублей в год с 1-го августа 18... года, я, нижеподписавшийся, добровольно принимаю на себя обязательство употребить все старания, чтобы с успехом окончить курс на физико-математическом факультете и получить свидетельство на право преподавания физики и математики в средних учебных заведениях, а затем обязуюсь прослужить установленный срок в учебных заведениях духовного ведомства, считая по полутора года обязательной службы за каждый год пользования стипендией, причем назначение на службу должно последовать со стороны духовно-учебного начальства на основаниях, изложенных в особом положении об этих стипендиях, которое мне вполне известно». «День, месяц, год... Подпись». (Опред. 10 Января – 9 Февраля 1880 г. 241. Ц. В. 8.) Примечание. За учреждением на изложенных основаниях стипендий духовного ведомства, существовавшие до того времени стипендии духовного ведомства на счет духовно-учебного напитала постановлено постепенно упразднять, по мере окончания курса настоящими стипендиатами, а на освобождающуюся при этом стипендиальную сумму открывать, в случае надобности, сверх стипендии Италинского, еще добавочные стипендии духовного ведомства на одинаковых с первыми основаниях. (Опред. 28 Ноября – 10 Декабря 1879 г. 2514.) Глава 54. О женских училищах духовного ведомства

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Декабря 3 дня 1891 года. 16. -слушали: а) предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 12 Декабря сего года за 111, по вопросу о порядке совершения браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий и б) справку из производившегося в Святейшем Синоде дела по сему предмету. Приказали: по Высочайше утверждённому в 11 день Пая сего года положению Комитета Министров постановлено: 1) брак лица римско-католического исповедания с лицом Православного исповедания может быть оглашён в одной Православной церкви, но в таких случаях требуется, чтобы лица римско-католического исповедания, вступающие в брак с Православными, представляли причту Православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, взамен предбрачного свидетельства приходского римско-католического священника, удостоверение местной полиции о внебрачном их состоянии и правоспособности ко вступлению в брак и 2) чины местной полиции, при выдаче помянутых удостоверений, руководствуются метрическими свидетельствами о рождении таких лиц, паспортами, легитимационными книжками и другими видами на жительство, а при доказанной невозможности представить таковые и показанием не менее, как двух достоверных свидетелей. За сим Г. Синодальный Обер-Прокурор, от 23 Мая сего года за 2478, предложил Святейшему Синоду выписку из журналов Комитета Министров, в коей изложено вышеозначенное Высочайше утверждённое 11 Мая 1891 г. положение Комитета Министров. Рассмотрев вышеизложенное Святейший Синод определил: о Высочайше утверждённом в 11 день Мая сего года положении Комитета Министров дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами. Указы посланы 21 Июня сего года за 7. Ныне Г. Синодальный Обер-Прокурор в предложении от 12 Декабря 1891 г. за 111, объяснил, что Министр Внутренних Дел, находя, что установленный Высочайше утверждённым 11 Мая 1891 года положением Комитета Министров порядок совершения браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не совсем устраняет препятствия к заключению таковых браков, так как лица римско-католического исповедания должны представлять исповедные свидетельства от ксендзов, которые отказывают в выдаче таковых свидетельств, просит его Г. Синодального Обер-Прокурора, принять меры к устранению такого существенного препятствия к заключению браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий. Рассмотрев вышеизложенное Святейший Синод определяет: в устранение встречаемых препятствий при заключении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами, чтобы священно-церковнослужители при совершении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не требовали от последних представления исповедных свидетельств от ксендзов. Декабря 18 дня 1891 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. Источник Содержание Отдел I. Епархиальное управление. Учреждения обще-епархиальные и местные (приходские). Епархиальные Архиереи. Духовные Консистории. Епархиальные съезды и попечительства. Кафедральные соборы. Благочинные. Братства. Приходские попечительства Отдел II. О духовенстве. Монашествующее духовенство. О принятии в монастыри и надзор за монашествующими. Монашеские власти. Права монашествующих. О сложении сана. О монастырском имуществе. Благотворительный заведения при монастырях Отдел III. Условия поступления в клир. Состав причта и образование приходов по Высочайше утвержденным журналам присутствия по делам православного духовенства Отдел IV. Гражданские права и преимущества лиц духовного звания Отдел V. Содержание духовенства. Жалованье. Сборы за требоисправления. О местных средствах содержания духовенства и разделе их между членами причтов. О получении прогонных денег Отдел VI. Пенсии и пособия лицам духовного звания. Призрение бедных. Опека над сиротами Отдел VII. Награды за службу и заслуги по духовному ведомству Отдел VIII. Надзор за поведением духовенства. Суд и наказания. Лишение сана Отдел IX. Религиозно-просветительская деятельность духовенства. Распространение и охрана православной веры. Преподавание Закона Божия и содействие народному образованию. Церковная проповедь Отдел X. Устройство церквей. Св. иконы. Церковное благочиние Отдел XI. Богослужение. Церковный службы и требоисправления Отдел XII. Церковно-приходские документы     Забота о том, чтобы указы Св. Правительствующего Синода пользовались наибольшею известностью среди православного духовенства, не чужда и самой церковной власти, так как недостатком надлежащей кодификации церковного законодательства создается настойчивая потребность обращаться к отдельным постановлениям и распоряжениям по духовному ведомству православного исповедания. В былое время указы Св. Синода нередко печатались по числу всех церквей Российской Империи и всюду рассылались с предписанием хранить и часто прочитывать их. За последние двадцать лет они объявляются во всеобщее сведение посредством официальных органов Св. Синода (с 1859 г. Духовная беседа, с 1875 г. Церковный Вестник), откуда потом перепечатываются в епархиальных ведомостях и других частных изданиях. Хотя прежние постановление по духовному ведомству и вошли значительною частью в полное собрание законов, но чтобы извлечь из архивных сокровищ памятники законодательно-руководственной деятельности Св. Синода, недавно учреждена особая комиссия, составляющая «полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания». (Теперь издано уже 4 тома, которыми обнимается пять лет – 1721–1725 г.) Не говорят ли все эти данные с убедительной осязательностью о ясно сознанной необходимости всемерно облегчать общеизвестность как прежних, так и ныне действующих постановлений и распоряжений Св. Синода?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу о доставлении Оренбургскому протопопу из подведомых ему церквей исповедных ведомостей; здесь же о доставлении в Святейший Синод сведений о церквах и духовенстве в новостроящихся городах около Оренбурга По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал Оренбургского протопопа и ректора Антипия Мартинианова доношение, что-де исповедавшимся и неисповедавшимся в прошлом 1737 году по Оренбургу ведомости сочинить без именных списков не можно, о чём-де он в Канцелярию Оренбургского ведомства оного 737 года и сего о присылке тех именных списков писал неоднократно, но и поныне не токмо о всех Оренбургского ведомства, но и о канцелярских служителях обстоятельных именных списков не прислано; да имеющихся-де Оренбургского ведомства городков атаманы и с старшинами и со всеми своими войсками доношениями ему предлагают, что-де были без исповеди и причащения, роженицы без молитв, младенцы без крещения умирают, и представляют желающих во оные городки священников синодального ведомства, кои от прежних своих мест за скудостию и за прочими случаями отлучаются, а ставленые свои грамоты при обстоятельных своих сказках они, священники, представляют, также-де есть желающие священники от епарх во Оренбургское ведомство таким же образом, да присланные-де с прочими ссылочными в Оренбург трое священников, не лишённых священства, Новгородской епархии Каргопольского уезда разных сёл от Оренбургской Канцелярии для определения в новоселящиеся Оренбургского ведомства городки присланы к нему, да лишённые ж де священного чина присланы ж к нему для определения за церковников при нём и к церквам и для письма духовных при нём дел и рассылок до присылки священнослужителей из Святейшего Синода, кои-де при нём и при священниках по одному за церковников и служат до указа, и чтоб-де в несочинении долговременно по форме именных росписей за неприсылкою от Канцелярии Комиссии именных списков и за отлучением ему в поход в вину причтено не было, а о священниках синодального ведомства дабы соблаговолено было в переходе им в Оренбургские городки и об отлучке от епарх желающим в Оренбургское ведомство священнослужителям и о приёме их указ учинить

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. За безуспешностью сделанных отступившему от православия в иудейство духовным начальством увещаний, дело об отступлении поступает к рассмотрению светского уголовного суда. (Реш. Сенат. по делу Розенбера. Опред. Синод. 17 – 29 Ноября 1878 г. 1936. Ц. В. 50.) Всякое малейшее помешательство церкви православной в правилах ее и в священнослужении, оскорбление чем-либо ее служителей и всякое отвлечение от нее строжайше воспрещаются. (Ст. 85 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Запрещается римско-католическому белому и монашествующему духовенству в губерниях западных иметь в домах, церквах и монастырях своих для служения людей православного исповедания. (Ст. 86 там.) Запрещается римско-католическому духовенству детей православного исповедания, находящихся в уездных училищах, посылать в римско-католические церкви к слушанию службы вместе с католиками. Все то, что касается до веры, равно катихизис, духовное католическое начальство обязано преподавать этим детям через священников православного исповедания. (Ст. 87 там.) Запрещается духовенству римско-католического исповедания преподавать православным духовные требы, или делать внушение, до религии касающиеся, и тем еще более запрещается ему входить в какое-либо посредство, сношение, представление и ходатайство о желающих отступить от православия. (Ст. 88 там.) За нарушение постановленного в предыдущей статье для духовенства римско-католического правила, когда данное нарушение надлежащим исследованием гражданского начальства будет обнаружено, полагаются взыскания и наказания на основании правил, постановленных в Уложении о наказаниях. Монахи, изобличенные в делании ученикам других вер внушение правил веры римско-католической, не допускаются к исправлению духовных треб для мирян, кроме случаев крайней необходимости. Члены римско-католических Духовных Консисторий, которые будут уличены в потворстве и в принятии посредничества относительно желающих отступить от православия, удалятся от присутствия. Примечание. Духовные лица римско-католического исповедания, виновные в учинении хотя бы и в первый раз поступков в предыдущей статье поименованных, подвергаются суду общих судебных мест на законном основании. (Ст. 95 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 5 Сентября 1866 г. мнению Государственного Совета причислен к специальным средствам духовного ведомства православного исповедания ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный сбор с церковных причтов, не пользующихся содержанием от казны, под наименованием «суммы, поступающие в распоряжение Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде на предмет выдачи из оных единовременных пособий городскому и сельскому духовенству» 17 .(5 Сент. 1866 г. П. С. 3. 43.617.) Примечание. Сбор этот вносится в подлежащие подразделения сметы специальных средств ведомства Святейшего Синода. (Там.) На производство пенсий священнослужителям епархиального ведомства и их семействам открыть особый кредит из государственного казначейства в размере суммы, составляющейся из процентов на переведенный в казну пенсионный капитал духовного ведомства, и 2% вычета из содержания причтов кафедральных соборов и других церквей. Из свободной части этого кредита предоставлено Святейшему Синоду выдавать, по его усмотрению, священнослужителям епархиального ведомства и их семействам единовременные пособия 18 .(9 Мая 1866 г. П. С. 3. 43.288.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 2 Ноября 1882 года, мнению Государственного Совета, предоставлено Святейшему Синоду право остатки от сумм, назначенных по §§ 6 ст. 1–4 финансовой сметы Святейшего Синода на содержание городского и сельского духовенства, обращать по истечении каждого года, начиная с 1882 г., на удовлетворение различных нужд духовенства по ближайшему усмотрению Святейшего Синода. (Ц. В. за 1883 г. 5.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 24 Апреля 1884 г. мнению Государственного Совета, в дополнение и изменение действующих сметных правил постановлено: все остатки от кредитов, ассигнуемых по финансовым сметам Святейшего Синода (по ст. 1–4 § 6) на содержание городского и сельского духовенства, миссий и миссионеров причислить, по истечении каждого сметного периода, к специальным средствам Святейшего Синода. (Ц. В. за 1884 г. 25.) Тем же ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным мнением Государственного Совета предоставлено Обер-прокурору Святейшего Синода сделать распоряжение о причислении к специальным средствам Святейшего Синода сумм, собранных до настоящего постановления, на образование запасного строительного капитала духовенства западных епархий 19 . (Там. п. 2.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010