Прощание преосв. Серафима в Введенском жен. мон-ре//Орловские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 42. С. 1016-1017; Смирнов М., прот. Поучение при погребении настоятельницы Орловского Введенского девичьего мон-ря игум. Евпраксии, 2 апр.//Там же. 1909. 14. С. 313-317). В авг. 1913 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна 2 дня гостила в О. В. м., сфотографировалась с настоятельницей (1909-1914) игум. Рафаилой (Пономарёвой) и насельницами; 2-й ее визит в обитель состоялся в мае 1916 г. Ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери. 1885–1887 гг. Фотография. Нач. XXI в. Ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери. 1885–1887 гг. Фотография. Нач. XXI в. Писатель Лесков, бывавший в О. В. м., изобразил обитель в романе «Некуда» (1864), в неск. рассказах упомянул монастырскую Балыкинскую икону Божией Матери («Владычный суд» (1877), «Печерские антики» (1883), «Грабеж» (1887)). Н. С. Лескова (мон. Геннадия), сестра писателя, начинала в О. В. м. свой иноческий путь (см.: Алексина Р. Н. С. Лесков об Орловском Св.-Введенском жен. мон-ре: (В память о сестре Н. С. Лесковой)//Вера отцов. Орёл, 2000. Июнь. С. 6-9). Мон-рь упоминается и в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (1930). Неск. насельниц О. В. м. называют в числе вероятных прототипов Лизы Калитиной, героини романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1859), схиигум. Серафиму (Соковнину), состоявшую с писателем в дальнем родстве, игум. Антонию (Соколову), знавшую Тургенева лично (портрет писателя с дарственной подписью висел у нее в келии), и наиболее часто - затворницу схимон. Макарию (Коротнёву), поскольку ее биография больше всего напоминает судьбу героини повести, а усадьбу Коротнёвых над Орликом горожане называют домом Калитиных (см. напр.: Штольдер Е. Схимница Макария: (Лиза из романа Тургенева «Дворянское гнездо»)//Вестн. знания. СПб., 1909. 4. С. 597-600; Емельянов В. Г. Лиза Калитина и Орловские реалии: (К вопросу о прототипе)//Филол. науки. М., 1985. 1(145). С. 72-76). В 1918 г. по требованию Орловского горсовета все церковное имущество О. В. м. было описано и оформлено как собственность гос-ва, переданная мон-рю в пользование. Описи составляли настоятельница (1914-1919) игум. Евфалия (Серикова) и клирик обители прот. Григорий Иванов († 1919). В 1920 г. по предложению еп. Орловского и Севского сщмч. Серафима (Остроумова) мон-рь возглавила мон. Алексия (Тимашева-Беринг; 1866-1941), происходившая из дворянской семьи морского офицера Г. С. Полуэктова. После кончины мужа, а затем и сына она была пострижена в 1917 г. в монашество в Шамординском Амвросиевом в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре еп. Серафимом (Остроумовым). Ее духовной наставницей стала ученица прп. Амвросия схим. Вера (Хрущова; † 1933). 20 февр. 1920 г. по благословению патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) мон. Алексия была возведена в сан игумении.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография П. Д. Барановского. 1913 - 1914 гг. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография П. Д. Барановского. 1913 - 1914 гг. Главные кирпичные сооружения мон-ря возведены в кон. XVI в., а кирпичная ограда длиной в 374 саж. охватила прямоугольником территорию мон-ря в сер. XVIII в. С нек-рыми переделками и достройками XVIII-XIX вв. комплекс построек мон-ря сохранялся до нач. XX в. и был практически единственным архитектурным ансамблем, сохранившим высшие достижения рус. зодчих кон. XVI в. Выполненные П. Д. Барановским в 1911-1918 гг. обмеры и проект реставрации Троицкого собора, Введенской ц. с трапезной палатой и колокольни, а также фотофиксация указанных сооружений сохранили достаточно полное представление об архитектуре древнерус. сооружений. Реставрационные работы, проведенные Барановским в 1919-1927 гг. в ц. Введения и трапезной палате, позволили исследовать архитектурное завершение церкви, а также заложили фундамент для научно обоснованной практики проведения работ на древнерус. кирпичных сооружениях. Работы по сохранению руин древних сооружений мон-ря были начаты Барановским в 1963 г. С 1969 по 1991 г. реставрационно-восстановительные работы проводились под рук. А. М. Пономарёва Смоленской научно-реставрационной мастерской и Московской научно-реставрационной мастерской при ВООПИК с привлечением студенческих отрядов Смоленского педагогического ин-та и Московской шефской группы добровольных помощников реставраторов. К реконструкции памятников с мая 1990 г. подключилась община мон-ря; с 1993 г. строительные работы ведутся общиной возобновленного муж. мон-ря. Основные постройки Согласно последним исследованиям, Троицкий собор был построен в 1591-1596 гг., при настоятеле сщмч. Феоктисте (с 1603 архиеп. Тверской), на месте более древнего Троицкого храма с включением в юж. придел мест захоронений прп. Герасима, прп. Аркадия Дорогобужского , а также членов родов Салтыковых и Звенигородских. Закладка собора производилась при участии церковного мастера Терентия, но основные работы выполнялись под рук. государева мастера Ф. С. Коня .

http://pravenc.ru/text/164627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ ПАДАНСКАЯ (Анна; 1819, слобода Гороховатка Купянского у. Слободско-Украинской губ.- 11.07.1901, Введенский Паданский мон-рь Олонецкой епархии), пустынножительница. В полтора года потеряла мать, воспитывалась бабушкой Евфросинией, строгой постницей и молитвенницей, привившей девочке любовь к духовному чтению и водившей ее на богомолье. После смерти 114-летней бабушки и отца в 1836 г. Анна раздала имущество бедным и через год поступила в жен. мон-рь в окрестностях Киева. После видения во сне иконы Божией Матери посетила в г. Балта старца Феодосия (Левицкого) и совершила паломничество в г. Тихвин (Новгородской губ.) к Тихвинской иконе Божией Матери, где встретила олонецкую пустынножительницу Марию. Давно мечтая о пустынножительстве, Анна нек-рое время прожила вместе с Марией в лесах под Ст. Руссой, затем они поселились в лесу близ Никифоровой Важеозерской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мон-рь ), где Анна приняла постриг с именем Анастасия. Здесь подвижницы прожили неск. лет в тяжелых трудах и непрестанных молитвах под духовным рук. старца Игнатия. После его кончины в нач. 50-х гг. XIX в. А. П. переселилась в основанную прп. Корнилием Островским Паданскую пуст. в честь Рождества Богородицы и Богоявления (в совр. Лодейнопольском р-не Ленинградской обл.), приписанную к Александрову Свирскому мон-рю и упраздненную в 1764 г. Строгая подвижническая жизнь А. П. привлекла в пустынь насельниц. В 1872 г. пустынь была возобновлена, в 1897 г. стараниями игум. Варсонофии преобразована во Введенский Паданский жен. мон-рь. А. П. тихо скончалась после продолжительной болезни. Ее могила почиталась в обители наряду с могилой прп. Корнилия. Лит.: ЖПодв. Доп. том. Ч. 1. Кн. 2: Июль-декабрь. С. 16-32; Никодим [ Кононов ] , архим. Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская//Олонецкие ЕВ. Ч. неофиц. 1910. 27. С. 578-584; 28. С. 601-605. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия

http://pravenc.ru/text/114932.html

Рака с мощами св. кн. Олега Брянского. Фотография. 2003 г. Рака с мощами св. кн. Олега Брянского. Фотография. 2003 г. В нач. XIX в. Б. м. пришел в запустение и указом Синода от 17 сент. 1831 г. был упразднен с переводом насельников в новоучрежденный Троицкий мон-рь в Ельце. 18 нояб. 1833 г. обитель восстановили как жен. по ходатайству и на средства купцов И. и. К. Семыкиных. При игум. Иринархе (1837-1854) в Б. м. были построены каменный келейный корпус, деревянный флигель, каменная ограда, увеличилась территория мон-ря. При игум. Амфилохии (1854-1871) вместо обветшавшей Ильинской ц. на св. вратах был воздвигнут двухэтажный Ильинский храм с 4 престолами: верхними - в честь Сретения Господня и во имя вмц. Екатерины и нижними - в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прор. Илии; возведены 2 каменных келейных корпуса. 18 нояб. 1875 г. при мон-ре открылась школа, где бесплатно обучалось до 100 девочек. На средства купцов Могилёвцевых в 1905 г. в мон-ре устроили водопровод, в 1911 г. был поставлен больничный корпус. В 1914 г. в больнице и гостинице мон-ря разместился военный госпиталь. В 1836 г. в Б. м. жили 14 насельниц, в 1871 г.- 161, в 1917 г.- 176 монахинь и послушниц, к этому времени мон-рь владел 108 дес. земли. Мощи св. кн. Олега Брянского, главная святыня Б. м., первоначально почивали под спудом на территории обители. 14 нояб. 1893 г. вел. кн. Константин Константинович пожаловал мон-рю икону св. князя, позолоченную лампаду и 600 р. Др. святыней была местночтимая Казанская икона Божией Матери - копия с чудотворного образа, вложенного в 1620 г. царем Михаилом Феодоровичем в Площанскую пуст. В Б. м. хранился также чтимый резной образ свт. Николая Чудотворца, перенесенный из сгоревшей Николаевской ц. Брянска. В дек. 1918 г. указом Брянского уездного исполкома монахини были выселены из мон-ря, в кельях поселились рабочие Брянского арсенала, храмы были закрыты. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из мон-ря было конфисковано большое количество богослужебной утвари. Б. м. был окончательно закрыт указом Брянского исполкома 1 июня 1923 г., кельи были отданы под квартиры рабочих и общежитие для учащихся, неск. корпусов заняла прачечная, обслуживавшая военный гарнизон. В Ильинской ц. устроили рабочий клуб, впосл. переоборудованный под кинотеатр, затем храм разрушили. Во Введенском храме разместился губ. архив, главы собора и колокольня были разобраны. В нач. 30-х гг. XX в. при Брянском еп. сщмч. Данииле (Троицком) были обретены и перезахоронены под алтарем Введенской ц. мощи св. кн. Олега, в 1944 г. Введенский храм был открыт как приходской, бывш. насельницы мон-ря прислуживали за богослужениями. 10 авг. 1995 г. состоялось 2-е обретение мощей кн. Олега, к-рые в наст. время открыто почивают в монастырском Введенском храме.

http://pravenc.ru/text/153535.html

Свящ. Григорий Пеунов, управлявший мон-рем, в донесении архиерею от 25 нояб. 1846 г. писал: «...монастырь начал упадать и доведен до расстройства и разорения; нет надежды какими бы способами и средствами восстановить его и привести в прежнее состояние». Между тем в обширной Тобольской епархии действовал только один жен. мон-рь - в г. Туринске. 7 апр. 1854 г. архиеп. Евлампий ходатайствовал перед Синодом об обращении М. м. в женский. 1864-2016 гг. Новый архиеп. Тобольский Варлаам (Успенский) после посещения М. м. писал в консисторию: «...важных препятствий к обращению его в женский монастырь не нашел, кроме того, что он действительно стоит на дороге и окружен лесом, где женской обители без соблазнов не обойтись. Но лес на полверсты или более во все стороны монастыря может быть вычищен и, следовательно, это неудобство может быть устранено. И еще напротив монастыря не мало видел каких-то обывательских домов и, большею частию, новых - удобно ли они будут снесены, или куплены будущим монастырем: иначе от них еще более будет соблазна, нежели от лесных рощей». 15 сент. 1864 г. указом имп. Александра II Николаевича М. м. был преобразован в штатный 3-классный общежительный жен. мон-рь с наименованием Иоанно-Введенский. Братию с послушниками перевели в Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Кондинский во имя Святой Троицы мон-ри. Первая настоятельница - мон. Серафима, прибыла из туринского во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря 6 дек. того же года с 3 монахинями - Агнией, ставшей ризничей, Иларией, ставшей экономкой, Евпраксией и 2 послушницами, одна из к-рых, Анастасия Лыжина, стала казначеей. Для совершения богослужений в М. м. определялись священник, диакон и причетник, с назначением жалованья 1-му по 150 р. в год, 2-му - по 125 р. и 3-му - по 50 р. в год. Мон-рь выдавал священнику на год 40 пудов ржаной, 20 пудов пшеничной муки, 25 саж. дров; каждое лето ему отводили удобный участок для сенокошения на 300 копен. Е. Ф. Непряхина, дочь статского советника, пожертвовала обители два 5-процентных билета, каждый по 1 тыс. р., для «поправки» келий и постройки новых зданий. 27 дек. 1864 г. архиеп. Варлаам возглавил офиц. открытие жен. мон-ря в присутствии губернатора А. И. Деспота-Зиновича и почтенных лиц г. Тобольска.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

26 мая 1555 г. Г. вместе с архимандритами св. Варсонофием и свт. Германом (Садыревым-Полевым) торжественно отбыл из Москвы. Царь и митрополит провожали его до Фроловских ворот Кремля, Сарский еп. Нифонт (Кормилицын) - «до судов», а бояре, архимандриты и игумены - до Симонова мон-ря. По дороге Г. остановился в Чебоксарах, где заложил Введенский собор (впосл. в нем хранилась Владимирская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил чебоксарцев), и в Свияжске, где основал свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В Казань Г. прибыл 28 (по др. данным, 31) июля, когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре после приезда Г. добился выделения архиерейскому дому участка в вост. части кремля, где псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй возвели кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1562), рядом был построен архиерейский дом. В зап. части кремля расположился казанский в честь Преображения Господня мон-рь , архимандритом к-рого стал св. Варсонофий. В мае 1557 г., после завершения в крае военных действий, Г. добился передачи архиерейскому дому значительного количества земель в Казанском и Свияжском уездах, запустевших во время войны. Благодаря Г. Казанский архиерейский дом стал крупнейшим собственником в Казанском крае, получив земли не только плодородные, но и имевшие хозяйственное значение (Камское устье, берега пригородного оз. Кабан, где вставали на причалы торговые суда, и т. д.), к-рые в дальнейшем обеспечили доходы от богатых рыбных ловель и сдачи в аренду берегов. Уже при Г. эти земли были в основном заселены, в т. ч. 2 слободы в Казани и 3 пригородных села, фактически являвшиеся частью города. В Москве (в приходе ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Зарядье) было выстроено подворье Казанского архиерейского дома. Крупные земельные пожалования получили казанские и Свияжский мон-ри. Г. поручил архимандриту Свияжского мон-ря св. Герману все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда. В соответствии с Наказной памятью, данной Г. царем, Казанский архиерей должен был заботиться об открытии в новой епархии храмов и мон-рей, активно заниматься миссионерской деятельностью, причем приводить татар и др. местных жителей к крещению «любовью и ласкою», а не «насильством». Все эти указания Г. добросовестно выполнял. При Г. открылось много приходских храмов - к 1563 г. только в Казани их было более 20, мн. городские храмы получали ругу, по всей стране для новой епархии собирались книги и колокола. Под рук. Г. святые Варсонофий и Герман активно занимались миссионерской деятельностью - тысячи мусульман и язычников приняли крещение.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Характеристика Л. как идеального игумена в Житии прп. Корнилия заимствована из Жития прп. Павла Обнорского ( Сергеев. 2000). Однако в последнем отсутствовала фраза, которая, очевидно, была добавлена автором Жития прп. Корнилия и может характеризовать собственно интересы Л.: «...к сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии сщмч. Адриана Пошехонского Л. назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (РНБ. Погод. 861. Л. 370). Л. почитался в Комельской обители как ученик прп. Корнилия. Память святого в месяцесловах встречается редко. Под 26 дек. и 16 мая имя Л. упомянуто в святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 29 об., 56 об.). В месяцеслове (Там же. 131) на л. 259 под 10 авг. приписано: «преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Л. указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000». Преподобный внесен в список вологодских святых, составленный еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; Описание о российских святых. С. 132; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 170-197; Васильев Ю. С., публ. Акты Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря//Там же. С. 94-107; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 706-711; Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Ист. и стат. описание Корнильево-Комельского мон-ря: Сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Верюжский. Вологодские святые. С. 444-447; Лебедев А. К. 400-летие Корнилиева Комельского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1897. 13. С. 238-242; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897. С. 12-15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 487; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению. СПб., 2000. Вып. 3. С. 233-255; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 480-481; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2001; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 68.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь Схема расположения памятников I. Успенский мон-рь II. Иоанновский мон-рь III. Острог IV. «Новый город» 1. Успенский собор. 1497 г. 2. Введенская ц. с трапезной палатой. 1519 г. 3. Церковь арх. Гавриила. 1531–1534 гг. 4. Церковь св. Иоанна Предтечи. 1531–1534 гг. 5. Церковь св. кн. Владимира. 1554 г. 6. Святые ворота. 1523 г. 7. Казенная палата. XVI–XVII вв. 8. Церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой. 1560–1594 гг. 9. Преображенская ц. 1595 г. 10. Стены Успенского мон-ря. XVI в. 11. Свиточная башня. XVI в. 12. Мереженная башня. XVI в. 13. Грановитая башня. XVI в. 14. Стены Иоанновского мон-ря. Кон. XVI в. 15. Глухая (Котельная) башня. XVI в. 16. Святые ворота Иоанновского мон-ря. XVI в. 17. Поварня. XVI в. 18. Церковь свт. Епифания Великого. 1645 г. 19. Церковь прп. Евфимия, еп. Кипрского. 1653 г. 20. Большие больничные палаты. XVIII в. 21. Стены «Нового города». 1653–1682 гг. 22. Большая Мереженная (Белозерская) башня. XVII в. 23. Косая башня. XVII в. 24. Ферапонтовская (Московская) башня. XVII в. 25. Казанская башня. XVII в. 26. Вологодская башня. XVII в. 27. Кузнечная башня. XVII в. 28. Троицкие ворота 29. Тюрьма 30. Архимандричьи кельи. XVII в. 31. Монашеские кельи. XVII в. 32. Священнические кельи. XVII в. 33. Кельи (т. н. Монастырский архив). XVII в. 34. Кельи (т. н. Духовное уч-ще). XVII в. 35. Кельи (т. н. Домик келаря). XVII в. 36. Поваренные кельи. XVII в. 37. Хлебенная башня. XVII в. 38. Поваренная башня. XVII в. 39. Малая больничная палата. 30-е гг. XVIII в. 40. Колокольня. 1961 г. 41. Церковь прп. Кирилла. 80-е гг. XVIII в. 42. Каменные сени над часовней и крестом 43. Церковь Ризоположения из с. Бородавы. 1485 г. 44. Деревянная мельница. XIX в. Согласно Житию, первоначально прп. Кирилл хотел подвизаться в уединении. Но к нему стали приходить ученики, в основном из Симонова мон-ря. В Житии упоминаются 2 брата - Зеведей и Дионисий, а также Нафанаил, ставший келарем. Среди учеников прп. Кирилла были также прп. Мартиниан Белозерский, Христофор, 3-й игумен обители и известный книжник. Перед кончиной основателя в К. Б. м. проживало уже 53 насельника, но после морового поветрия скончались игум. Иннокентий и более 30 монахов. Согласно монастырскому синодику, за XV в. в К. Б. м. умерли не менее 300 чел. С 1397 по 1526 г. в обители умерло ок. 600 монашествующих, с 1526 по 1623 г.- более 1600 ( Никольский. 1897. Т. 1. Вып. 1. С. 47-48). В 1601 г. в К. Б. м. проживало 184 чел., в 1621 г.- 189 чел. (игумен, 13 соборных старцев, 13 священников, 6 диаконов, 20 головщиков и клирошан, 136 служебников-старцев). К монастырю были приписаны и мирские люди, стрельцы - всего ок. 350 чел., которые в основном проживали за стенами обители в специально построенных «дворцах». Кроме того, в больнице и богадельне при К. Б. м. находилось более 100 нищих (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского мон-ря. 1655/1656 г. М., 2002. С. 16-17, 27. Примеч. 44).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 1926 г. в постройках К. м. разместилось Казанское обновленческое епархиальное управление. В 1929 г. К. м. был окончательно закрыт, в 1931 г. снесен Иоанновский собор, разобрана ограда. Домовая Введенская ц. принадлежала обновленческой общине до 1936 г. Позже в братских корпусах были устроены коммунальные квартиры. Настоятельский корпус занимали советские учреждения, а в 80-х гг. XX в.- республиканское отд-ние Об-ва охраны памятников истории и культуры. В 1992 г. Казанской епархии были переданы братские корпусаи колокольня, в 1998 г. возвращен настоятельский корпус. Решением Синода РПЦ от 16 июля 1995 г. К. м. был возобновлен. Настоятелем является архиеп. Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) , наместником - игум. Нектарий (Дёмин); в составе братии 8 монашествующих. Восстановлены ограда, корпуса, бывш. домовая Введенская ц. переосвящена во имя св. Иоанна Предтечи. В храме в особой гробнице хранится частица мощей свт. Германа. Благодаря расположению в центре города, рядом с кремлем и Никольским кафедральным собором, монастырский храм является одним из самых посещаемых в городе. Ист.: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 39-40; Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; [Знаменский П. В.]. Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Борисов В. Л. К истории Ивановского мон-ря в г. Казани. Каз., 1898; Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г. Каз., 1902; Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. Серг. П., 2004. С. 105-106, 197; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг.: Публ. текста/Изд. подгот.: Д. А. Мусторина. Каз., 2006. С. 136. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 309-310; Азлецкий П. В. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря в г. Казани. Каз., 1898; Остроумов В. П. Казань: Очерки по истории города и архитектуры. Каз., 1978. С. 52-53; Липаков Е. В. Казанский Иоанно-Предтеченский муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Ср. и Нижняя Волга. М., 2004. С. 57-63; Иоанно-Предтеченский мон-рь: Жемчужина в центре Казани//Святые обители: Мон-ри Казанской епархии. Набережные Челны, 2010. С. 95-108.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/114960.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010