Действующие: Густынский во имя Святой Троицы (женский, в с. Густынь Прилуцкого р-на, основан в 1600 как мужской, упразднен в 1793, возрожден в 1843, упразднен в 1924, действовал в 1942/43 - 1959, возрожден в 1993 как женский), Крупицкий Батуринский во имя святителя Николая (женский, в с. Осич Бахмачского р-на, первоначально мужской, впервые упом. в 1636, упразднен в 1922, возрожден в 2000 как женский), Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца (мужской, в с. Рыхлы близ пос. Понорница Коропского р-на, основан не позже 1664, упразднен в 1922, возрожден в 2004), нежинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (женский, в Нежине, основан во 2-й пол. XVII в., упразднен в 1927, действовал в 1941-1943, возрожден в 1998), нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Назаретский) (мужской, в Нежине, основан в 1716, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 1999). Упраздненные: Ладинский (Ладанский) Покровский (женский, в с. Ладин (ныне пос. Ладан Прилукского р-на), основан в кон. XVI в. как мужской, в 1619-1624 преобразован в женский, в 1764-1817 мон-рь был заштатным, закрыт в 1928, ныне храмы мон-ря являются приходскими), Ветхорождественский Георгиевский (мужской, в урочище Ветхое на окраине Нежина, впервые упом. в 1620, в 1717 приписан к нежинскому Благовещенскому мон-рю, постройки разобраны в 1929), Омбышский Введенский (мужской, совр. с. Омбыш Борзнянского р-на, основан в 1649, приписан к Киево-Печерскому мон-рю, упразднен в 1764), Новомлинский Кербытовский Бобриковский Успенский (женский, между совр. селами Нов. Млины и Кербутовка Борзнянского р-на, основан как мужской, впервые упом. в 1654, не позднее 1674 стал женским - сюда были переведены монахини из батуринского Крестовоздвиженского жен. мон-ря, в 1764 оставлен за штатом, в 1808 на его место переведен Богословский жен. мон-рь из Козельца, в 1827 упразднен, инокини были переведены в Гамалеевский мон-рь), батуринский Успенский (мужской, в Батурине, основан ранее 1654), батуринский Крестовоздвиженский (женский, в Батурине, основан между 1654 и 1674, не позднее 1674 часть инокинь была переведена в Новомлинский Успенский мон-рь). Раскольнические, католические, униатские общины

http://pravenc.ru/text/2564832.html

Ежегодно 6-7 нояб. в Казанской ДС проводится научная конференция «Богословие и светские науки», на к-рой работают секции богословия и философии, церковной истории, церковного краеведения, языковедения, психологии. Материалы конференций публикуются в альманахе «Православный собеседник». В 2011 г. состоялась 11-я конференция. В 2001 г. Ин-т перевода Библии совместно с переводческой группой из Казани подготовил и издал НЗ на татар. языке. В 2000-2009 гг. были опубликованы переводы на татарский неск. книг ВЗ. В наст. время в 9 приходах епархии совершается богослужение на татар. языке. Святыни и крестные ходы Главной святыней епархии со времени чудесного обретения 8 июля 1579 г. была Казанская икона Божией Матери. Крестные ходы с чудотворной иконой из кафедрального Благовещенского собора в казанский Богородицкий мон-рь, на место обретения иконы, совершались 8 июля и 22 окт. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. чудотворная Казанская икона участвовала еще в 11 традиц. крестных ходах, совершавшихся до 1926 г. Крестные ходы восстановлены в 2000 г. (из Петропавловского кафедрального собора), с 2005 г. совершаются из Благовещенского собора с Ватиканским списком. В епархии много чтимых списков Казанской иконы Божией Матери, наибольшим почитанием пользуются 2: список, хранящийся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, происходящий из казанского Богородицкого мон-ря, и Ватиканский список, хранящийся в казанском Богородицком мон-ре. Ватиканский образ, созданный в России, в 2004 г. был возвращен Русской Православной Церкви распоряжением Римского папы Иоанна Павла II и в следующем году передан в Казань патриархом Алексием II (вероятно, эта икона была приобретена в 70-х гг. XVIII в. прп. Александрой Дивеевской для Казанско-Богородицкой ц. в с. Дивееве). Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери прославилась в 1654 г., когда после крестного хода с ней в Казани прекратилась эпидемия чумы. С этого времени крестный ход с иконой совершался ежегодно 26 июня, десятки тысяч людей торжественно встречали икону на месте, где позже был построен Кизический Введенский мон-рь. 26 июня в Казань приходило множество паломников, в т. ч. чувашей и кряшен. В течение месяца икона находилась в приходских храмах и мон-рях Казани. После закрытия Седмиезерного Воскресенского мон-ря икона была спасена иеросхим. Серафимом (Кашуриным), к-рый в 1981 г. передал ее еп. Пантелеимону (Митрюковскому), сейчас она находится в кафедральном Петропавловском соборе, в Седмиезерном мон-ре имеется чтимый список.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ " УМИЛЕНИЕ " (Чухломская, Городецкая); (празд. 28 мая, 20 июля, 15 авг.), чудотворный образ, явленный прп. Авраамию Галичскому († 1375). Согласно житию святого, Г. и. была явлена на дереве на одном из холмов над озером вскоре после того, как прп. Авраамий, покинув по благословению прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиев мон-рь, поселился на сев. берегу Галичского оз., напротив г. Галича. В житии не указывается дата явления, но традиционно считается, что это произошло в 1350 г. Неподалеку от места явления прп. Авраамий построил «церковь малу» (вероятно, часовню), где и поставил Г. и. При помощи галичского кн. Димитрия (в житии указано отчество князя - Федорович; в др. источниках варианты отчества - Борисович, Иванович; согласно новейшим исследованиям, правильным является - Борисович) прп. Авраамий построил взамен «церкви малой» мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (см. ст. Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери муж. мон-рь ). Вероятное время его основания - нач. 60-х гг. XIV в., т. к. кн. Димитрий Борисович правил в Галиче в 1360-1363 гг. Галичская и Чухломская икона Божией Матери " Умиление " . Список 2-й пол. XIX в. (Введенский собор, г. Галич) Галичская и Чухломская икона Божией Матери " Умиление " . Список 2-й пол. XIX в. (Введенский собор, г. Галич) После ухода прп. Авраамия с Галичского оз. Г. и. осталась в обители, являясь его главной святыней. Во 2-й пол. XVII в. в мон-ре взамен деревянного построили каменный Успенский храм, в к-ром находилась Г. и. В 1773 г. мон-рь был упразднен и обращен в приходскую церковь - погост Умиление, или Новый мон-рь (на месте мон-ря - совр. с. Умиленье). В XVIII - нач. XX в. Г. и. являлась одной из главных святынь Галичского у. и всего Костромского края. Неск. раз в год ее носили крестным ходом не только по Галичскому у., но и в соседние - Чухломской и Солигаличский уезды. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в. Г. и. украсили серебряной позолоченной ризой. В 50-х гг. XIX в., после капитальной перестройки Успенской ц., один из ее приделов, посвященный прп. Авраамию Галичскому, получил дополнительное посвящение в честь Г. и.

http://pravenc.ru/text/161549.html

Рака с мощами свт. Василия Острожского (мон-рь Острог) Рака с мощами свт. Василия Острожского (мон-рь Острог) В сер. XVII в. усилились тур. гонения на христиан, мн. серб. мон-ри были разорены, В. О. был вынужден перенести кафедру из Тврдоша в Оногошт (совр. Никшич, Черногория). В этих условиях он, как и мн. др. правосл. иерархи на территории Османской империи, вступал в контакты с Римом, рассчитывая на помощь курии в освобождении балканских народов от тур. ига. Тем не менее В. О. не поддерживал идеи введения унии. В 1661 г. к нему обращался по этому поводу с письмом папа Александр VII , но не получил положительного ответа ( J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 351-352). Несмотря на препятствия властей, В. О. восстанавливал храмы и строил новые, нередко сам переносил камни для строительства, показывая пример служения Богу. В 1670/71 г. на его средства был обновлен пирг св. Георгия в Хиландаре. В. О. стремился к молитвенному уединению, нек-рое время жил в мон-ре Жупа, потом перешел в расположенный в горах мон-рь Острог , в к-ром в 1667 г. по его благословению была расписана ц. во имя Животворящего Креста и построена ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. По монастырскому преданию, В. О. провел последние 15 лет жизни в пещерной постнице мон-ря. Был погребен ниже ц. Введения, под источником, стекающим со стен пещеры. В 1678 г. В. О. трижды явился во сне иноку мон-ря Жупа Михаилу, по др. версии - игум. Рафаилу, и повелел поднять свое тело на поверхность земли. После 7-дневного поста острожской братии могила была открыта и мощи В. О. были обретены нетленными. Их переложили в раку, к-рую установили во Введенской ц. Из-за угрозы тур. разорения мощи неск. раз переносились в др. места. В 1714 г., опасаясь вторжения боснийского визиря Нумана-паши Чуприлича в Черногорию, монахи закопали мощи на берегу р. Зеты. К 1732 г. относится свидетельство о том, что в раке помимо мощей В. О. находились отсеченные кисти рук чабана Станка, убитого турками в 1714 г. (в наст. время хранятся в мон-ре в ц. в честь Животворящего Креста). Зимой 1852 г. перед нападением и сожжением Острога Омер-пашой мощи успели перенести в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы Цетинского мон-ря и спрятать в гробнице свт. Петра I , митр. Цетинского, где они и находились до весны 1853 г. По преданию, при перенесении мощей чудесным образом отряд черногорского кн. Мирко Петровича Негоша стал невидимым для турок. 3 июля 1877 г., во время освободительной войны, мощи В. О. опять были перенесены в гробницу свт. Петра. На берегу р. Зеты, на том месте, где мощи были зарыты на 3 дня, чудесным образом вырос куст шиповника, к-рый почитался местными жителями. Во время второй мировой войны мощи были укрыты в пещере, при обстреле в февр. 1942 г. снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. Мощи переоблачали в 1927 и 1962 гг.

http://pravenc.ru/text/149759.html

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

17 июля 2014 г., в 96-ю годовщину расстрела св. страстотерпца имп. Николая II Александровича и его семьи, состоялся покаянный крестный ход в приходе пос. Удимский Котласского р-на. Монастыри На 2014 г. в К. и В. е. нет действующих мон-рей. Упраздненные: Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский мон-рь (муж., при впадении р. Пинежки в р. Вагу в Шенкурском у., основан в 1426, упразднен в 1764); Коряжемский Николаевский мон-рь (муж., в Коряжме, основан в 1535, упразднен в 1863, восстановлен в 1896, закрыт в 1927; в 1989 воссоздан как приход); Христофорова Богородицкая пуст. (муж., на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., основана в 1555, в 1764 упразднена и обращена в приходскую церковь); Введенский мон-рь (муж., в Сольвычегодске, основан в 1565, закрыт в 1918); Елгомская пуст. (муж., на берегу Елгомского оз. в Каргопольском у., упом. в сер. XVII в., упразднена и обращена в приход в 1764); Уздринская (Узринская) Введенская пуст. (жен., на реках Уздре и Пуе в Шенкурском у., основана в 1646, в 1764 упразднена, в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. восстановлена, будучи приписанной к шенкурскому Свято-Троицкому монастырю, закрыта в 1923); шенкурский Свято-Троицкий мон-рь (жен., в Шенкурске, основан в 1664, в 1764 упразднен, в 1778 восстановлен как муж., в 1865 обращен в жен., закрыт в 1923); Макариевская пуст. (на оз. Ума в Шенкурском у., основана как муж. в 1671, в 1779 обращена в приходскую церковь, в 1787 приход обращен в пустынь с причислением к шенкурскому Свято-Троицкому мон-рю, с 1865 жен., упразднена в 1923). Лит.: Список приходов и церквей Архангельской епархии с подразделениями их на благочиния и благочинных и священнослужителей с указ. адреса их местожительства. Архангельск, 1889; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2; Шишков А. Шенкурский Св.-Троицкий женский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии: [Сб. ст.]. Архангельск, 1902. С. 563-592; Православные рус. обители. 1910; Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России. Вологда, 1992; Слёзкин А. В. Сольвычегодск и окрестности. М., 2006; Михайловские чт., 5-е: Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011; Дробышевский Б. А. На слиянии Вычегды и Двины. М., 2012; Котлас - город нашей судьбы, 1917-2012. Котлас, 2012; Мошкова Н. Коряжма станет центром Котласской и Вельской епархии//Трудовая Коряжма. 2012. 96. С. 1; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 2. С. 6; Василий (Данилов), еп. «Когда оглянешься вокруг…»: Интервью/Бесед.: М. Сизов.//Вера: Газ. Сыктывкар, 2013. 685.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/77102.html

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления. Настоятельницы и сестры Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь. В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев) . 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ Србицы (Косово и Метохия). Церковь была возведена ок. 1434 г. серб. деспотом Георгием Бранковичем (см. ст. Бранковичи ) в благодарность за возвращение зрения его дочери по молитве прп. Иоанникия . В честь этого чуда святой, к-рый был здесь потом похоронен, и возникший при церкви мон-рь получили наименования «Девичский» и «Девич». В 1458 г. сын Георгия Григорий (Гргур) даровал Д. колокол, к-рый ныне хранится в мон-ре Дечаны. Вероятно, в Д. была книжная школа, т. к. в 1872 г. в мон-ре хранилось ок. 100 рукописей и более 10 печатных книг. Фрагмент росписи ц. Введения во храм Богородицы мон-ря Девич. XV в. Фотография. 2004 г. Фрагмент росписи ц. Введения во храм Богородицы мон-ря Девич. XV в. Фотография. 2004 г. Во время первой мировой войны венг. солдаты планировали уничтожить гробницу прп. Иоанникия, но не успели. Весной 1941 г. итал. солдаты сняли колокола, а в окт. албанцы зверски убили игум. Дамаскина (Бошковича), разорили и взорвали храм. Гроб святого был завален грудой камней и кирпича, но не поврежден. В 1947 г. мон. Параскева начала возобновление обители. 13-16 июля 1999 г. албанцы разграбили и подожгли мон-рь и захватили в плен насельниц. Вскоре обитель была частично обновлена, в ней проживало 8 сестер. Хотя Д. находился под защитой франц. контингента КФОР, в сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев окружили и подожгли мон-рь, в гробнице прп. Иоанникия развели костер. Насельниц удалось эвакуировать. Через месяц после погрома они вернулись и стали налаживать жизнь в монастыре. В наст. время обновлены сев. часть жилого корпуса и трапезная. Храм покрыт новой крышей, службы проходят среди обгоревших стен. Введенская ц. после 1557 г. была восстановлена. В разное время к храму были сделаны пристройки с севера и запада, с востока устроена надгробная часовня из тесаного камня над местом погребения прп. Иоанникия. Сохранилась только юго-вост. капелла, прямоугольная в плане, с полуциркульным сводом и 3-гранной снаружи и полукруглой внутри апсидой. Совр. храм также прямоугольный в плане, с полуциркульным сводом.

http://pravenc.ru/text/171543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРУСОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ [Ондрусовская, Андреева новая], находилась в Олонецком у. Олонецкой губ., на вост. берегу Ладожского оз., на полуострове. Основана учеником прп. Александра Свирского прмч. Адрианом Ондрусовским в 1-й трети XVI в., не позднее 1533 г., т. к. известна жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича († 1533), выданная обители. В описи 1582 г. именовалась «монастырь Ондрусов, Ондрея нова пустыня». Название восходит либо к имени разбойника Ондруса, принявшего постриг в обители, либо к имени самого прмч. Адриана. Сохранившиеся документальные свидетельства об А. п. крайне скудны. Еще в 1-й пол. XVI в., вероятно по благословению архиеп. Новгородского свт. Макария , в обители были построены церкви: деревянная - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и каменная - во имя свт. Николая Чудотворца, у сев. стены к-рой в 1552 г. были положены обретенные братией нетленные мощи прмч. Адриана. Первые 50 лет пустынь управлялась игуменами, известно имя лишь одного игум. Арсения (между 1582 и 1589). Жалованные грамоты вел. князей Василия III и Иоанна IV Васильевича Грозного , повелевшего в 1546 г. новгородским властям «ругу вместо милостыни давать игумену Ондрусовскому... на 12 братов», а также грамоты царей Феодора Иоанновича , Василия Шуйского , Михаила Феодоровича освободили мон-рь от пошлин, наделив рядом привилегий. В Смутное время мон-рь пришел в запустение. Ок. 1685-1687 гг. на месте А. п. недолго существовала жен. обитель под управлением строительницы Феклы. В 1723 г. А. п. была приписана к Сяндемской пустыни, затем состояла под управлением Александрова Свирского мон-ря , в 1764 г. упразднена. Имущество ее было передано в Свирский мон-рь, богослужение совершалось только во Введенской ц. В 1808 г. трудами игум. Валаамского мон-ря Иннокентия на пожертвования А. С. Сергеева и С. Ф. Чусова началось восстановление А. п., была обновлена и заново освящена Никольская ц., в к-рой стали совершать богослужения священники соседних приходов. В 1817 г. восстановленная А. п. по ходатайству игум. Иннокентия была приписана к Валаамскому мон-рю, откуда в нее перевели 6 монахов, первым строителем пустыни стал иером. Тихон (1817-1820). В 1819 г. А. п. посетил имп. Александр I Павлович , приславший вскоре в мон-рь богослужебные книги и сосуды. При втором строителе - иером. Кирилле (1820-1822) была выстроена деревянная ограда и кельи.

http://pravenc.ru/text/115434.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010