Новозаветные события открывают новую страницу в истории святилища. Сюда родители Пресвятой Девы Марии привели девочку, когда ей исполнилось 3 года: свершилось Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Сюда, на сороковой день после Рождества Христова, Мария и Иосиф принесли Младенца, чтобы по обычаю «представить Его пред Господа», – и состоялось Сретение: Симеон Богоприимец, муж праведный и благочестивый, по внушению Духа Святого взял Его на руки и благословил. В большом изумлении были священники и тогда, когда в дни празднования Пасхи в Храм впервые вошел 12-летний отрок Иисус. Когда родители, после долгих поисков, нашли его в Храме, он сидел посреди книжников и мудрецов, слушал их, задавал вопросы, «и все слушавшие дивились разуму и ответам Его». Крестная смерть и Воскресение Спасителя положили конец эпохе Ветхого Завета и открыли Новый. Покидая Храм в последний раз, Христос предсказал его гибель. «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» ( Лк. 21:5–6 ). Пророчество сбылось, когда Иерусалим в ходе Иудейской войны был взят штурмом в 70 г., и Храм, ставший для осажденных последней цитаделью, был предан огню и разрушению. ...Тит не хотел гибели святыни. Как он сам сказал позже в обращении к побежденным иудеям, «приблизившись к храму, я по собственной воле забыл законы войны; я призывал вас пощадить ваши собственные святыни и для самих себя спасти храм. Я даровал вам свободный выход из города и поручился в сохранности вашей жизни. Но вы пренебрегли всеми этими предложениями и собственными вашими руками сожгли храм» (Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993. С. 375). Так закончилась история иудейского святилища. В последний раз восстановить его предпринял попытку Юлиан Отступник, внучатый племянник равноапостольного Константина Великого , задавшийся безумной идеей обратить вспять колесо истории, вернуть мир от христианства к язычеству. Стремясь принизить христианское значение Иерусалима, он велел в 361 г. приступить к восстановлению разрушенного когда-то Титом Иудейского храма. Но как только строители коснулись фундамента древнего храма, из подземелий вырвались столпы пламени, и префект приказал остановить строительство. Купол-над-Скалой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Согласно Евангелиям, очень рано, – но мы не можем сказать, «когда», ибо это вне времени, – в Иисусе проявляются Его сознание, Его знание о том, что Бог Ему Отец. Уже в двенадцать лет Он провозглашает в Иерусалимском храме: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк. 2:49 ). Как обучает Он учителей закона, так же наставляет Иосифа и Марию, открывает им, что Он – сын Божий. Стало быть, мы можем полагать, что с самого раннего Его детства Имя Господне чередовалось в Его устах с личным, интимным: «Авва Отче» ( Гал. 4:6 ) и дополнялось им. Мы можем также сказать, что обращению «Отче» научил Его Дух Святой. Иисус, действительно, носил в Себе Духа. Именно Дух, как говорит апостол Павел, «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ) и молится за нас. Дух Сына побуждает нас восклицать: «Авва Отче!» ( Гал. 4:6 ). По этому двойному побуждению мы молимся в Духе, и Дух молится в нас. Если это верно для святых, то бесконечно более верно это для Самого Иисуса: Он весь был в Духе, и Дух весь был в Нём. В Евангелии от Луки, когда семьдесят два ученика возвращаются с проповеди и говорят: «И бесы повинуются нам о Имени Твоём», Иисус отвечает им: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». И евангелист добавляет: «Возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение» ( Лк. 10:17, 20, 21 ). Молитва в Иисусе непрестанна, постоянна. Она охватывает, обнимает всё Его сердце, всё Его существо. Иисус есть молитва . Эта молитва сосредоточена, прежде всего, в Имени Отца. Сказать «Авва» для Иисуса значит быть с Отцом. «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). Мария – Мать непрестанной молитвы Чтобы уразуметь тайны сердечной молитвы, следует также обратиться и к Матери Божией. Согласно учению св. Григория Паламы , изложенному, в частности, в его прекрасной проповеди на Введение во храм, входя во храм, Мария входит в область непрестанной молитвы. В Православии Введение Богородицы во храм, празднуемое 21 ноября, означает переход от рукотворного храма к храму нерукотворному, который есть сама Богородица, несущая в Себе Божественное Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу. Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились. Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны. Как? Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу. Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56). Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия!

http://pravoslavie.ru/99139.html

Детство непременно должно быть посвящено учению Господню ( Ефес.6:4 ). Для сего необходимо приводить детей во храм. Здесь каждую службу услышат они прекрасный урок для жизни, найдут множество примеров для подражания, научатся быть православными христианами и полезными членами великого нашего отечества. Приучите их с дней младенческих взирать на Божественного Младенца Иисуса, держимого на руках преблагословенной Матери Его, – и они незаметно научатся смирению, кротости, незлобию, послушанию, какое показал Господь во всю Свою жизнь. Приучите их смотреть на изображение введения во храм трехлетней Богоотроковицы Марии, проведшей потом все детство и юношество во храме в чтении слова Божия и непрестанном служении Богу, – и они, по крайней мере по воскресным и праздничным дням, непременно поспешат во храм – слушать слово Божие и поучаться заповедям Господним. Пусть ваши дети со младенчества возлюбят благолепие храма Господня, так чтобы могли говорить с Давидом: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его» ( Пс.26:4 ), это будет драгоценнейшее наследство, надежнейшее напутствие на всю жизнь. Во младенчестве они каждый раз из храма будут приносить в дом благословение Божие, – и святые ангелы непрестанно будут окружать малое жилище их. В зрелом возрасте любовь ко храму воодушевит их на всякий добрый подвиг, утешит во всякой горести, спасет при каждом возмущении моря житейского. В скорбные минуты ваше дитя поспешит в храм, – у подножия креста Христова изольет скорбь страждущего сердца своего, сложит с себя бремя невыносимой печали, – и Сам Господь, по выражению св. Давида, сокроет его в селении Своем в день зол, покроет в тайне селения Своего, и ваше дитя, в чувстве благодарения и радости, принесет Господу жертву хваления и воскликновения ( Пс.26: 5 ). Перед иконой премилосердой Владычицы нашей Богородицы преклонит колена во умилении сердца – и Сама Царица Небесная покроет ваше дитя Своим небесным покровом и умолит за него возлюбленного Сына Своего и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А если бы Она сказала: «Я не хочу ни в какой храм идти»? Этот праздник – рассказ о том, как ставить главное выше второстепенного 4 декабря, 2018 Этот праздник – рассказ о том, как ставить главное выше второстепенного Мы так многое строим в своей христианской судьбе на запретах. Только и делаем, что волнуемся вокруг них: ах, вот что-то не успел вычитать, не то съел, не туда посмотрел. И вовсе не потому мы хлопочем, что таким способом хотим стать более угодными Богу. А потому, что хотим свой огородик нетронутым сохранить. Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Лк. 10: 38—42 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк. 11: 27—28 Протоиерей Александр Абрамов Божия Матерь сегодня ясно в храме является и всем предвозвещает Христа. И накануне за всенощным бдением впервые в Рождественском посту поется: «Христос раждается — славите» . Событие праздника так хорошо известно, что мы его собственным размышлением нечасто охватываем. В самом деле, рождается у бездетных Девочка. Нам знакомы такие случаи. И Эта Девочка вводится в храм, чтобы быть посвященной Богу. Но первосвященник изумляется тому, что Она входит не в храм, а в главное святилище, в алтарь, во Святая святых. И мы задним умом понимаем, что это будущая Божия Матерь, Она окружена чудесами с самого начала Своей жизни, и нам надлежит воздать Ей поклонение.

http://pravmir.ru/a-esli-byi-ona-skazala...

Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало? Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему “Новый Израиль” — Великая Россия,— в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие “почему?” опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: “Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: “за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?” И скажут: “за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им,— за это навел на них Господь все сие бедствие” (3 Цар. 9, 6-9). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными? Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена.

http://pravoslavie.ru/2714.html

Апостольское же чтение на Литургии – знаменитый текст о пришествии Сына Божия, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человека и по виду став как человек» ( Флп.2:5–11 ). А евангельское чтение (тоже как и утреннее, общее для всех Богородичных праздников) говорит о женщине «из народа», которая прославляет Матерь Божью, а Господь отвечает ей, что все «слышавшие слово Божие и соблюдающие его» не менее благословенны ( Лк.11:27–28 ). Поэтому в праздник Рождества Богородицы мы провозглашаем и то, что каждый христианин может обрести ту же «благодать», которая была обретена Ею, и ту же «великую милость», которая дана была людям благодаря рождению Христа от Девы. Введение во храм Пресвятой Богородицы Второй великий Богородичный праздник – это Её Введение в Иерусалимский храм (21 ноября/4 декабря). Так же, как и Её рождество, этот праздник не основывается на непосредственных евангельских или исторических свидетельствах, но и он исполнен огромным духовным смыслом для верующего христианина. В богослужебных текстах говорится о том, что родители привели в храм трёхлетнюю девочку Марию, чтобы она росла там среди дев, посвящённых Господу; и храмовая община, во главе со священником Захарией, отцом св. Иоанна Крестителя, торжественно встретила Её. Девочка была введена в святое место, чтобы там быть «вскормленной ангелами» и сделаться «святыней святынь» Господней, живым святилищем и храмом Божественного Младенца, который родится от Неё. Совершенно очевидно, что строки 44-го псалма, цитируемого в богослужениях этого дня, вдохновили празднование посвящения Марии службе Божьей в Иерусалимском Храме: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему… Вся слава дщери Царя внутри; одежда Её шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы, будут славить Тебя во веки и веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа (см.: Лк 1, 26–38) Введение во храм Пресвятой Богородицы      Пять месяцев Елисавета таила свою радость от окружающих. На шестой месяц Бог послал Архангела Гавриила к Деве по имени Мария, Которая была обручена Иосифу, праведному человеку, потомку царя Давида. Этой Девушке Бог определил стать Матерью рождающегося в мир Спасителя. Через Нее воплотился на земле Единородный Сын Божий. О Ее рождении, детстве и отрочестве повествует церковное Предание. Она была единственной Дочерью благочестивых родителей Иоакима и Анны, которые молились много лет о даровании ребенка. Когда девочке исполнилось три года, родители привели Дочь в Иерусалимский храм, чтобы посвятить служению Богу, как они обещали Господу еще до Ее рождения. Первосвященнику Духом Святым открылось высокое предназначение приведенного в храм Ребенка, и он дерзнул ввести Девочку во святое святых храма — место особого присутствия Бога, куда самому первосвященнику разрешалось входить лишь раз в году. Мария воспитывалась при храме, и там Она дала обет Богу навсегда сохранить Свое девство. По достижении определенного возраста священники, зная об этом обещании, поручили Ее заботам пожилого и праведного человека по имени Иосиф. Взяв Марию в свой дом как жену, он должен был хранить Ее девство. Обручившись с Иосифом, Дева Мария переехала в галилейский город Назарет, где жил Ее будущий муж. Благовещение Пресвятой Богородицы. Синай, монастырь св. Екатерины      Здесь, в Назарете, как повествует Евангелие, Ей и явился Ангел, который вошел к Ней с приветствием: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Мария смутилась, услышав эти слова, но Ангел продолжал возвещать радостную весть: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он... наречется Сыном Всевышнего... и будет царствовать над народом Божиим, и Царству Его не будет конца . Мария спросила Ангела: как будет это? Ведь я мужа не знаю . Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя . Поэтому Ребенок, Который родится у Тебя, будет называться Сыном Божиим. Тогда будущая Матерь Христа со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет со Мной так, как ты сказал». Так со смиренного согласия простой галилейской Девушки совершается величайшее в истории чудо — Сын Божий становится беззащитным Младенцем, Которого Мария вынашивала как Мать. 9 июня 2017 г. Рейтинг: 6.5 Голосов: 286 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104193.html

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы ( Лk. I, 26–38 ). – Когда по предвечному определению Божию настало время явиться на земле Спасителю мира, архангел Гавриил был послан от Бога в галилейский город Назарет. Сюда в дом Иосифа древодела из иерусалимских обителей при храме в недавнем времени переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны. Трех лет Она введена была родителями во храм и посвящена Богу. При храме возрастала Она в богомысленном уединении. Там научилась Она рукоделию своего пола и проводила время в трудах, молитве и чтении священных книг. Самыми высокими добродетелями Ее были – невозмутимая чистота мыслей и чувств, самое глубокое смирение и всесовершенная преданность воле Божией. Ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла 14-летнего возраста. Она решилась всю жизнь свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости вдохновения свыше: но, не имея примера, чтобы девы израильские посвящали себя пред лицом Божиим безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете и здесь пропитывал себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, помогая содержанию его своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Uc.VII, 14 ). Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Господа, и как желала бы Я быть хотя последней служанкой при ней! И вот является Ей ангел и приветствует Ее: радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами. Пресвятая Дева, еще живши во храме, свыклась с обществом мира ангельского, и потому Ее не встревожило явление ангела. Она смутилась от слов его, когда он назвал Ее благословенной между женами. Ангел поспешил успокоить Ее: Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его; и воцарится над домом Иакова навеки, и царству Его не будет конца. Пресвятая Дева Мария сказала: как же это будет, когда Я непричастна браку? Ангел отвечал Ей: Дух Святый найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодной, несмотря на старость свою, шесть месяцев уже носит во чреве сына. Так, чему быть повелит Бог , тому нельзя не сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

После праздника Пасхи между годичными праздниками первое место занимают праздники Господские и Богородичные. Они следующие: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, праздник Пятидесятницы, день Воздвижения Честного Креста, день Успения Богородицы. За этими двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери. Все эти праздники суть памятники величайших благодеяний Божиих роду человеческому. Нет ни одного из них, который не напоминал бы нам или о каком-либо важном событии из жизни Христа Спасителя и Богоматери, или о какой-либо милости Божией к нам. Они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Издревле почитая святых, Церковь издревле посвятила им особые праздничные дни. Празднование этих дней, соединенное с воспоминанием жизни святых угодников и их подвигов, является для нас наилучшим училищем веры и благочестия, согласно словам апостола: поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). О должном освящении праздничных дней Господь так говорит чрез пророка Исаию: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится... всех, хранящих субботу от осквернения ея и твердо держащихся завета Моего, Я приведу в святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис.56:4 –7 ). е) О постах Посты, содержимые православною Церковью, суть божественное установление и имеют незыблемые основания для себя в священном Писании. Начало посту, как воздержанию и борьбе с чувственностью, положено было еще в раю заповедью, данной Богом человеку о невкушении плодов древа познания добра и зла ( Быт.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010