Горе мне уничиженному и отпавшему, горе из–за той печали, какой я терзаюсь, из–за стыда и безответной защиты! Рожденный для жизни я предан смерти. Окажите мне сострадание, милостивые отцы и врачи, окажите сострадание, возрыдайте обо мне и оплачьте меня пораженного приманками ядовитой ехидны; возрыдайте обо мне и поскорбите о вас самих, прежде чем нанесен удар; слезы ваши да будут оплотами против того врага; уделите мне обильную слезу владеющие этим даром, так чтобы она вторглась в сердце и изгладила начертанные грехом законы. Так! Прошу вас, очистите его для начертания в нем законов царских, законов духовных, законов небесных. Господь Саваоф оставил у меня семя веры для того, чтоб мне не сделаться совсем Содомом. Помолитесь же вместе со мной, милостивые и добросердечные отцы, чтоб я мог быть спасен покаянием вместе с ниневитянами. Пролейте обо мне слезы и восскорбите, подобно пророку Ионе — сделавшись для меня возвестителями. Тот не был лжецом, как и вы не лжецы, но благоутробие человеколюбивого Бога опечалило одного, дабы не погубить многих. Однакож, и тот был опечален не вследствие ненависти к людям, но из опасения, чтоб долю человеколюбия не превратить в клевету на Пославшего, как будто бы лжеца. Ваша же любовь не такова; но я знаю, что вы сорадуетесь, всякий раз как бывает на небе радость по причине раскаяния одного грешника, и непрестанно молитесь, чтоб человеколюбие Бога восприняло погибающие члены, так как вместе с ними страдают и все члены. Наконец, побеседую сам с собой и о том, что могло бы быть сказано со стороны вашей любви, как бы тайно получив слова от некоторой невидимой силы. Днем и ночью, держа в памяти дела утешения со стороны вашей любви, я стараюсь ободрить себя, имея в качестве помощи вашу молитву; и ежедневно увещание со стороны вашей любви, как бы возле находящееся учение, бывает для моей души утешением, доказывая пламенность вашей святой молитвы, — при чем блаженный Иезекииль упрекает меня и говорит, воспоминая о прежних благодеяниях: « проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое », время потопляющих тебя; « и простер Я воскрилия [риз] Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты была Мне весьма прекрасна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1 ст. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Господа по отношению к своим рабам должны быть справедливы и оказывать им должное, т. е. сообразное их положению внимание, удовлетворять их потребности и нужды, помня, что и над ними есть Господь, Который видит все их дела и действия по отношению к рабам и от Которого они так же зависят, как и рабы от них. Со 26 стих опять идут общие наставления, касающиеся всех христиан Колосской церкви, причем апостол просит их молиться и за себя. 2 ст. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Слав. перевод: в молитве терпите, т. е. будьте неутомимы в своей молитве, настойчивы и постоянны; бодрствуя в ней, т. е. не рассеивайтесь во время молитвы вашей своими мыслями; бодрствуя в ней с благодарением, т. е. с радостью творите молитву вашу, а не воздыхающе, т. е. не разленяйтесь во время молитвы вашей, благодаря Бога за все ниспосылаемое вам в вашей жизни. 3 ст. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах. Молясь каждый по себе и все вместе, не забывайте, наставляет апостол, молиться и о мне, вашем просветителе словом истины, дабы Господь Бог отверз нам дверь для слова, т. е. сделал нашу проповедь беспрепятственной среди неверующих и успешной, да и все услышат возвещаемую нами тайну Христову, т. е. тайну призвания язычников в Церковь Христову, «тайну призвания языков в духовное наследие великих праотцов и составления из иудеев и язычников единой Церкви Божией, назданной на Господе Спасителе» (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 225 ), за которую я заключен и в узы. Просит же их молиться за себя, говорит блаж. Феофилакт, не только смиреномудрствуя, но и показывая силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, каковую в большей мере имела ему доставить молитва братий. Этим же словом Апостол хотел ввести их в труд молитвенный. «Если, пишет преосвящ. Феофан, апостол чувствовал нужду прибегнуть к общей братской молитве верных, то кто осмелится быть столько самонадеян, чтобы мечтать обойтись без помощи братской молитвы, оставаясь с одной своей? Апостол здесь делом выразил долг христиан и молиться друг о друге и просить друг друга молиться». (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 224 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Дающий семя сеющему», то есть Бог, подающий свои дары тем, которые щедро или с усердием подают милостыню, как – то: деньги, хлеб, нужный для пропитания, и все, что необходимо для этой жизни. «Умножит посеянное вами». Вы не останетесь в убытке от того, что щедро раздали нищим: по благословению Божью, в замен розданных благ, дары Божии умножатся у вас, и вы в состоянии будете продолжать ваши благотворения. «И возрастит плоды правды вашей». И плоды вашей благотворительности, или благотворные последствия вашего человеколюбия и щедрого раздаяния милостыни возрастит или распространит по отношению к вам, к облагодетельствованным вами и другим. Когда Апостол сказал: «умножит посеянное вами», то по – видимому, разумел, умножение тех внешних средств, из которых благотворители подавали милостыни нищим; а теперь говорит не о внешних только благах, получаемых с избытком чрез благотворительность, но и о тех благодатных или духовных плодах, которые производит благотворительность. Какие это благодатные или духовные плоды благотворительности? Да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу. «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез вас производит благодарение Богу». Так чтобы вы богаты были и внешними средствами, и внутренним добрым расположением, из любви к ближним, нуждающимся в помощи, и готовы были оказывать им всякую возможную помощь. Эта, оказываемая вами ныне, чрез нас помощь бедным христианам в Иудее производит и будет производить благодарение Богу, как в получающих от вас благотворения, так и в других, которые будут слышать о вашей благотворительности и о помощи, ими полученной, «ибо дело служения сего, – т.е. подаяние милостыни, продолжает Апостол, – не только восполняет скудость святых (помогает нуждам христиан), но и производит во многих обильные благодарения Богу (многих располагает много благодарить Бога). В самом деле, видя опыт служения (Богу в щедром подаянии бедным христианам), они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову, и за искреннее общение с ними и со всеми, и молятся за вас, по расположению к вам за преизбыточествующую в вас благодать Божью» (ст. 12 – 14). Так Апостол изображает высокое достоинство благотворительности. Благотворительность или усердное подаяние милостыни привлекает благоволение Божие на благотворителя, возвышает внешнее его благосостояние, питает в нем жизнь духовную, приготовляет ему вечную награду, возбуждает к благодарению и прославлению Бога получающих милостыню и других, и таким образом распространяет славу Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И Христос скажет им: «Да, лично Мне вы ничего этого не сделали; но не Я ли говорил вам, что кто примет одного из малых сих, тот Меня принимает? И вот, вы не отказали в помощи никому, кто именем Моим просил вас о ней. Голодных вы кормили, жаждущих поили, нагих одевали, странников принимали, больных и заключенных утешали. И все, что вы сделали доброго для бедных, несчастных и страдальцев, нуждающихся в вашей помощи, все это вы сделали как бы Мне Самому. Идите же, и наследуйте Царство Небесное?» «А вы, – скажет Царь стоящим по левую сторону, – вы отказали Мне в куске хлеба, когда Я голодный протягивал к вам руку; вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы прогнали Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от холода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрением относились ко Мне, когда Я был заключен в темницу! Идите же прочь от Меня и теперь! ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам его?» «Господи, – скажут тогда в ужасе и отчаянии, стоящие по левую сторону, – когда же мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было, никогда мы не видели Тебя, тем более в таком бедственном положении». «Да, – ответил им Христос, – Меня в таком положении вы не видели, но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказав им, вы отказываете Мне» [ ]. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Такое великое значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу. Великая Среда. Предательство Иуды. Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   Одним из выражений этой заповеди милосердия и любви к ближнему, проявляющейся в виде доброго отношения к людям, и служит прощение прегрешений обидчикам нашим.     “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Эти слова не случайно стоят после главной молитвы христианства и перед словами о посте. Само место в Библии где стоят эти слова говорит о многом, потому что эти слова Иисуса Христа в одинаковой мере относятся как совет при совершении молитвы, и как наставление при исполнении поста. Ведь без прощения людям согрешений их, молитва ваша не будет услышана и принята Богом, потому что в главной молитве христианства “Отче наш” ясно сказана та же мысль, что и в разбираемых словах. “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Матф.6:12). То есть сказано о том, чтобы мы простили согрешения людей, направленные против нас.    Слова о прощении согрешивших перед нами людей, в равной степени относятся и к посту. Ведь без прощения ближних ваших вы не сумеете чистосердечно и добросовестно исполнить пост, так как на вашей душе будет камнем лежать тяжесть не прощеной обиды по отношению к ближнему вашему. И это негативно повлияет на исполнение поста, сделав пощение духовно неполноценным.    Согластно христианским взглядам, истинный христианин должен мириться с людьми для того, чтобы из врага сделать друга и со всеми ближними жить в мире. “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим.12:18). Даже когда брат твой не прав, его нужно простить и не мстить своему ближнему, чтобы при помощи доброго отношения к нему искоренить в твоем брате зло и превратить его из врага в твоего друга. Такой способ обращения с людьми и налаживание взаимоотношений и будет богоугодным. “Прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матф.5:24). Истинный христианин защищает себя от зла и побеждает зло только при помощи добра, сила которого, как и Божья помощь при этом, безгранична. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). Мириться с людьми нужно также и потому, что Богу угодно, чтобы люди жили в мире и согласии. Так как только при помощи мира и добра, согласия и любви между людьми, возможно победить вражду и ненависть, ссоры и другие виды зла. И возможно достичь взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. Ведь истинный христианин не испытывает ненависти к своим ближним и должен доказать своими поступками, а не только словами, свою любовь к ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Блаженный Иоанн также внушает нам это учение о Святом Духе, обозначая Самого Святого Духа именем помазания. Ибо так говорит он: это пишу вам об обманывающих вас. И пусть помазание, которое вы получили от него, пребудет в вас. И вам не нужно, чтобы кто-то вас учил; но так как помазание Его всему научит вас, то это истина, а не ложь (Иоан. 2:26). Пусть это будет сказано нами, потому что ты хотел дать имя Защитника Святому Духу, потому что Господь Иисус назвал Его Параклетом; чтобы мы могли показать благодать Того, о Чьих дел Господь сказал, что Утешитель придет. Ибо так как Учитель Сам физически отходил от учеников, то Он непременно обещал им Учителя: и посмотрите, какого Учителя Он даст им, и знание, и мужество. Ибо Он сказал о Нем ученикам: А вы оставайтесь в городе, доколе не облечетесь силой свыше (Лк. 24:49); и снова говорит: «Вы примете силу Духа Святого, сходящего на вас» (Деян. 1:8). Поэтому сам грядущий Дух сообщает как познание, так и твердость. Поэтому об учениках написано: И исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с уверенностью (Деян. 4:31). Назови Его меньшим учителем, если какая-либо философия победила Его учение; назови Его меньшим учителем, если Он преодолел жестокость королей, поставленных Им. Что касается слуги, то я не знаю, сможешь ли ты где-нибудь найти в нем Святого Духа. И не обещай никакой помощи твоему утверждению о том месте Апостола, в котором он, писал к Филиппийцам: Ибо знаю, что это послужит мне спасением по вашей молитве и дару Духа Иисуса Христа ( Фил. 1, 19). Я думаю, что человек, называющий себя знатоком латыни, прекрасно знает, что значит не дарить, а служить. Потому что в одном из них показано послушание смирения, а в другом указание на изобилие и силу. Послушание оказывает тот, кто служит, но поддержку предпочитает тот, кто снабжает. Ибо скажи мне, пожалуйста, когда апостол сказал людям: знаю, что это послужит мне спасением по вашей молитве; в такой молитве он, конечно, ожидал не их служения, а помощи, как показывает в другом месте, говоря: Итак умоляю вас, братия, милосердием Духа, помогите мне в молитвах моих к Богу (Рим. 15:30); Когда же, как я сказал, блаженный Павел ожидал молитвы верных в помощи, какая нужда была ему прибавлять: и дар Духа Иисуса Христа? разве что он хотел показать, что Дух Святой производит молитву верных, в то время как Он подает помощь тем, от кого или за кого он молится: делая это не в послушании рабскому состоянию, но по повелению Божественной власти, которую он, естественно, имеет едино с Отцом и Сыном.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

5 ст. Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Хотя и нет меня среди вас, но духом-то я постоянно с вами; поэтому при всех столкновениях с обманщиками – лжеучителями всегда вспоминайте о мне, как я вас учил, и устоите от падений, и я уверен, что это так есть, так и будет, и радуюсь за вас, за весь строй вашей жизни, т. е. и внешней и внутренней, за соответствие слова и дела, веры и жизни, радуюсь за твердость вашей веры во Христа. 6 ст. Посему как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем. Только и на будущее время берегите эту вашу веру в Господа, и как научены нами веровать во Христа, так этого и держитесь и сообразно с этой верой во Христа и живите. 7 ст. Будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Подобно тому как дерево, чем сильнее и глубже своими корнями проникает в землю, тем тверже и непоколебимее стоит, не двигаясь с того места, на котором выросло, так и вы, говорит апостол, всеми силами своей души и всеми своими способностями, сильнее и глубже проникайте в учение Христа, прилепляйтесь, укореняйтесь в Господе и, от Него получая живительные соки благодати, подобно тому как корни дерева получают эти соки из недр земли, пребывайте твердыми в вере в Него. (Толк. Еписк. Феоф. Кол. 2:7 , стр. 92). Будучи утверждены в нем, слав. выражение наздани. Последнее выражение дает основание толковникам сравнивать духовно благодатную жизнь христиан со строящимся зданием. Подобно строящемуся зданию продолжайте усовершаться в духовно благодатной жизни, от совершенства к совершенству, от веры к вере, пока не придете в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ), устрояясь в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ), Итак укореняйтесь во Христе, усовершайтесь в духовно благодатной жизни, укрепляйтесь в вере, как вы научены и, преуспевая в ней, за все благодарите Господа, ибо без Него, без Его Божественной помощи, мы своими силами едва ли чего достигнем в деле спасения, без Него ничего не можем творить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Вовек не забывай, что Господь обещает великие небесные блага всем верным Своим рабам, всем пострадавшим за Него мученически или претерпевшим за Его святое имя и за верность Его учению гонения или какие-либо неприятности: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12). Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). За час блаженной жизни в раю человек отдал бы всю свою земную жизнь, если бы был в состоянии это сделать. Вот почему святые мученики с такою радостью шли на мучения за Христа: ни огонь, ни дикие звери, ни острые мечи, ни голодная смерть, никакие пытки не могли заставить их отречься от Господа и любви к Нему. Вот почему святые подвижники в пустынях, пещерах и ущельях земли (Евр. 11, 38), изнуряли себя трудами, постом и молитвой в борьбе со страстями и похотями. Помни, что Господь не оставляет верных Своих слуг без Своей всесильной и благодатной помощи. Он как бы так говорит каждому из них: «Не унывайте и не отчаивайтесь, верные Мои последователи, возвещающие людям словом и делом правду Мою и с твердостью необоримою, вплоть до изгнания и смерти, стоящие за истину Мою, за заповеди Мои: Я буду вашей опорой, вашей силой, вашим утешением, вашим внутренним блаженством при всех ваших страданиях, при нелегкой борьбе с наклонностями вашей поврежденной грехом природы, при всех напастях и скорбях, при всех истязаниях и мучениях за имя Мое. Написано: По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5), потому что при всех скорбях, гонениях, мучениях с вами буду Я Сам, будет царство Мое — царство мира и радости в Духе Святом. Изгонят ли вас из отечества? Но тому, кому Сам Бог сделался через Меня Отцом, Отечество — небо, как говорит апостол, наше жительство — на небесах (Флп. 3, 20), или, как сказано в молитве Моей, Отче наш, Иже еси на небесех, поскольку, где Отец, там и Отечество: на небесах Отец, там и Отечество, там соберутся и все чада Его. Имение ли отнимут у вас,— но у того, кто следует стопам Моим, есть имение лучшее, вечное — на небесах, а не преходящее, как сон, имение на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Но, братие, покаяние дает полное исцеление только тогда, когда истинно обращаемся к Богу, а не по примеру оных каявшихся народов, у которых руки были полны грабительства, тело осквернено любострастием, а уста только взывали: избавь нас. Обратился ты? Не ввергайся снова в тину, которую смыло с тебя милосердие. Обратился ты? Не входи снова в дела, на которые рукописания твои уничтожены. Братие! Если теперь и мимо идет гнев Божий, а мы останемся в грехах, то грехи наши навлекут на нас еще худшее, горшее и тягчайшее, и исполнится слово пророка: Врачевали Вавилон, но не исцелился ( Иер. 51:9 ). Нам ничего не останется ожидать, как только вечного мучения, тьмы кромешной и червя неусыпающего, и скрежета зубов. Исправим свою греховную жизнь и станем жить только по заповедям Божьим и по уставам св. церкви. Каждый теперь должен очистить свою совесть покаянием и освятить, и укрепить себя причащением пречистых тела и крови Господа нашего Иисуса Христа. Каждый да совершит добрые дела по своим силам, по своему званию, по своим средствам. Особенно теперь требуются от всех дела милосердия. Помогайте бедным братиям в их нуждах, особенно тем, которые поражены болезнью губительной, ибо милостыня избавляет милующего от смерти. Но первейшая обязанность есть благочестие. Ныне мы имеем долг и нужду напомнить вам, братие, слова Спасителя и Господа нашего: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда ( Иоан. 12:8 ). Вашей милостыни просит себе сей храм, который есть матерь церквей Божьих здешней страны, из которого исходит освящение всем храмам, где сохраняется чудотворная икона Божией Матери, – не только слава и честь граду сему, но и защита и покров ему и всей стране. Не отвращайте слуха от мольбы матери вашей церкви. Не уклоняйтесь от помощи ей, отзываясь вашими нуждами или пожертвованиями на другое. Всегда имейте в вашей памяти и вашем сердце событие ветхозаветное. Когда евреи, возвратившиеся из плена, обратились к строению домов своих, к украшению жилищ, что говорит им Господь? Чем устрашает их? Народ сей говорит: еще не пришло время строить дом Божий. Но так говорит Господь Саваоф: стройте дом, и будет мое благоволение и прославлюсь. Предполагаете много, а выходит мало; понесете домой, Я и то развею: за что? говорит Господь. За дом Мой, за то, что он все еще пуст, тогда как вы спешите каждый к своему дому. За то небеса удерживают над вами свою росу, и земля не дает плодов своих. И я призвал засуху на землю и на горы, и на хлеб, и на все, что производит земля, и на людей, и на скот, и на все труды рук ( Агг. 1:2,8,9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

О, какая досада, что не записали мы тех разговоров, которые вели с ними в присутствии вашей милости у меня на обеде около года назад! Потому что тогда мы спокойно возражали им при помощи Священного Писания на их новые измышления, то есть: их мнение о происхождении Святого Духа; их различные переводы Библии ; летосчисление от сотворения мира; и в-четвертых, о верховенстве их папы – чем они теперь устрашают правоверных. И еще раз прошу вас, пусть наши не ходят часто на их проповеди без кого-либо опытного из наших и пусть не пускаются с ними в споры, нарушая заповедь самого Господа, который сказал ангелу Фиатирской церкви устами Иоанна Богослова следующее: «Вам же и прочим находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас много бремени; только то, что имеете, держите, пока приду». А если Богу будет угодно, то мы к вам поспешим вместе с тремя достойными свидетелями: с Дионисием Ареопагитом , с Иоанном Златоустом и с Иоанном Дамаскиным , а также с другими святыми прежними учителями, которые явно обличают их новоизмышленное богословие, содержащее выдумки о происхождении Святого Духа. Об этом более, чем о других их раскольнических вещах, трудно спорить с ними по причине их упрямства. Если вашей милости это посланьице покажется важным, то прочти его в доме пана Зарецкого, а также всем виленским жителям, хранящим правоверие. А меня, многогрешного, в любви своей и в молитвах перед Богом не забывай. Аминь. ЛИСТЪ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ДА КОЗМЫ МАМОНИЧА Господину и брату моему милому, пану Кузм, обычное и доброхотное поздравление, со женою и с чады, и со всемъ домом твоимъ. Слышах от немалых людей зацных, также, яко и от вашей милости, и от пана Петра, а одномъ езуите, иже много отрыгал ядовитыми слогнями на святую непорочную вру нашу, нарицающе нас схизматиками. А сами будуще совершенные схизматицы, напившеся от мутных источников, истекающих от новомудренных ихъ папъ, преступников явственных и соперников святых вселенских великих седми синодов, 1107 кои были удержаны не тылько восточных наших церквей епископами, но и заподными их самыми святыми папежи древними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010