Преподобный Феодосий Тотемский почил в основанном им Спасо-Суморином монастыре в 1568 году. Его мощи были обретены при перестройке собора в 1768 году, началось общерусское почитание святого, и запустевший к тому времени монастырь вновь стал процветать. После революции и закрытия монастыря мощи преподобного были переданы в краеведческий музей. В 1988 году они были возвращены Церкви и хранились в Вологде, а в 1994 году вернулись в Тотьму и находятся теперь в действующем Рождественском храме, где угоднику можно поклониться в любой день. Рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского в действующем храме Рождества Христова Тотемская земля дала Церкви еще двух святых: Христа ради юродивых Андрея и Максима Тотемских, современные мозаичные иконы которых можно увидеть на стенах Успенского и Воскресенского храмов. Местные туристические службы предлагают паломникам включить в свой маршрут также село Погорелово в 60 км от Тотьмы, где был погребен преподобный Вассиан Тиксненский (на месте могилы стоит поклонный крест), и село Погост со святым источником. Можно также посетить Музей церковной старины: в недействующем Успенском храме показывают деревянную скульптуру, иконы и предметы церковного обихода из храмов Тотемского уезда. О земном Официальные сайты анонсируют в тишайшей Тотьме два ресторана, пяток кафе и три гостиницы. Мы же не успели воспользоваться всем этим великолепием, а купили еды в малюсеньком гастрономе и отправились обратно в Вологду, откуда приехали тем же утром. На осмотр Тотьмы и небольшое путешествие по реке Сухоне (которое очень советуем при благоприятной погоде повторить, договорившись с любым местным лодочником) нам хватило одного дня. В русле Сухоны, кстати, лежит огромный камень Лось: можно взобраться на него и оценить на взгляд, мог ли Петр I на нем разместиться со всей своей свитой, как гласит легенда. Мы до русла и Лося не доехали, удовлетворившись бесконечным отражением неба и храмов в тихой реке, – а значит, вы можете увидеть в Тотьме больше нас. Остатки декора и росписей во Входо-Иерусалимской церкви

http://pravmir.ru/zachem-ehat-v-totmu-ti...

Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ) Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ) В период развития монашества в XIV-XV вв. и продвижения его на север Руси устав мон-рей был по преимуществу общежительным. О З. в данный период сохранились лишь фрагментарные сведения, к-рые говорят только о существовании самого подвига. Напр., известно, что прп. Павел Обнорский († 1429) еще до основания своего мон-ря, подражая древним сир. затворникам, прожил 3 года в дупле старой липы, а прп. Кирилл Белозерский († 1427), уже будучи настоятелем Симонова мон-ря, на время затворился в своей келье. Косвенно о З. свидетельствует и наличие пещер во вновь образуемых обителях (напр., Печерский мон-рь в Н. Новгороде, основанный свт. Дионисием Суздальским († 1385)). Сведения о развитии подвижничества в XVI-XVII вв. весьма скудны, хотя данный период характерен тяготением рус. подвижничества к З. ( Смолич. С. 186-187). О З. в этот период можно узнать из житий отдельных святых: преподобных Корнилия Комельского († 1537), Александра Свирского († 1533), прпмч. Галактиона Вологодского († 1612) и др., к-рые суровостью подвига не уступали древним аскетам. Прп. Иринарх († 1616), затворник Борисоглебского мон-ря, прожил более 30 лет привязанный к скамье, а прп. Вассиан Тиксненский († 1623/24) 13 лет находился в келье прикованный к стене цепью и выходил только на богослужение. Особый период развития З. совпал с расцветом рус. монашества в кон. XVIII-XIX в. Подвиг получил распространение и чрезвычайное почитание в народе благодаря широкой известности св. затворников. Прп. Серафим Саровский († 1833) провел в затворе с 1810 по 1825 г. Известно его установление жизни в этот период - прочитывать в течение недели весь НЗ, а также наизусть совершать келейное молитвенное правило и богослужения суточного круга. Нарушить затвор преподобный отказался даже ради посетившего Саров еп. Тамбовского Ионы: «Старец не отпер ему двери и ничего не отвечал» ( Поселянин Е.

http://pravenc.ru/text/182645.html

В среду мы поехали в Тотьму, и выехали отсюда в среду же 17 числа, в половине 3 часа пополудни. Погода и на обратном пути нам благоприятствовала: когда мы останавливались для отдыха, случался дождь и только на это время. По большей части мы останавливались у священников (в одну ночь крепко заснул я на сеновале под овчинным тулупом) и осматривали сельские церкви. В Тиксненской Преображенской, прежде монастырской, а ныне приходской церкви, в 50 верст, от Тотьмы, мощи преп. Вассиана, современника и, как говорят, ученика преп. Феодосия, почивают под спудом. Память его 12 сентября. Он был родом из земледельцев села Бурцева, тотемского уезда, принял монашество в Спасо-Суморином монастыре и, с благословения своего игумена, основал в 1594 г. пустынь, названную от р. Тиксны Тиксненскою, соорудил здесь и храм. Вассиан проводил жизнь почти затворническую. Показывают пещеру, где он был погребен (около 1624 г.), и железные вериги его. В субботу, в конце 10 часа ночи, мы прибыли в Лопотов монастырь, откуда на другой день после обеда ездили за 8 верст посмотреть на рыбную монастырскую ловлю на р. Сухоне. При нас брошены одна после другой две тони: в первую поймано 89 больших лещей, во вторую 150 раков, что бывает весьма редко, и перед нашим отъездом лов был неудачный. Из Лопотова, где проведен остаток воскресного дня, мы повезли с собой в Вологду столько лещей, сколько их могло вместиться в заднем ящике нашего тарантаса, обложенном, по распоряжению о. строителя, крапивой и льдом. В добром здоровье и с отрадными воспоминаниями мы возвратились домой во вторник, 22 августа, в 9 часов вечера. VII. Игумения Олимпиада, настоятельница Коломенского Успенско-Брусенского монастыря 81 В 1870 году, вследствие предписания духовного начальства, заведена церковная летопись при Коломенском девичьем монастыре, содержащая подробные сведения о внешнем благоустройстве монастыря в настоятельство игумении Олимпиады. Эти сведения изложены, впрочем, без помощи официальных бумаг, единственно по рассказам (изустным) самой Олимпиады, весьма пригодным для ее биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Изображение иконы Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. #4729 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. #4729 Эта страничка относится к разделу   Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. Скачать или распечатать изображение 4729.jpg 724x1200, 0.87 MPix, 121 Kb. 6.1x10.2cm @ 300DPI (9.2x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (187) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Россия. Ок. 1790.] Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами (фрагмент). Фёдор Никоновский. Икона. Россия. Около 1790 г. 143 х 60. Из села Голоустного на Байкале. С 1974 г. в Иркутском областном художественном музее. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Вассиан Тиксненский, Тотемский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4729

Изображения иконы Тотемские свв. Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображения иконы, именуемой Тотемские свв. Основная страница об этой иконе Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера с другого сайта . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Описание: Тотемские свв. (слева направо: 1ряд: Прпп. Вассиан Тиксненский, Феодосий Тотемский, Агапит Маркушевский; 2 ряд: прав. Максим и блж. Андрей Тотемские; 3 ряд: прпп. Кассиан и Григорий Авнежские). Икона. Вологда. До 2004 г. Файл 10496.jpg:   Размер: 767x1200, 0.92 MPix, 135 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (132) , (1) . Страницы: Всего изображений: 1 . Сортировка: в обычном порядке. Основная страница об этой иконе Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-3008-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Россия. Ок. 1790.] Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами (фрагмент). Фёдор Никоновский. Икона. Россия. Около 1790 г. 143 х 60. Из села Голоустного на Байкале. С 1974 г. в Иркутском областном художественном музее. Файл 4729.jpg:   Размер: 724x1200, 0.87 MPix, 121 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (187) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4731.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (0) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4732.jpg:   Размер: 317x1200, 0.38 MPix, 46 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (132) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1416-photo

Старосты, ревностно исполняющие свои обязанности, заслуживали уважение крестьянского сообщества, членов причта, благодарности от епархиального начальства, благословения от Св. Синода, похвальных грамот и медалей. Это уважение проявлялось и при жизни ктитора, и после его смерти. Так, например, в Вологодском уезде прихожане Покровской Слободской церкви в память умершего церковного старосты Василия Андреева Козырева для вечного его поминовения пожертвовали банковский билет на 100 рублей, с правом пользования процентами в равной части церкви и причту л. 21]. Примеры особого отношения крестьян к церковному старосте можно увидеть на материалах Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева. В Тиксненском приходе Тотемского уезда по распоряжению епархиального начальства был уволен от должности церковный староста Федор Александрович Пестов (местный купец). Указ об увольнении Пестова и избрании нового кандидата был прочитан местным священником в церкви, после чего поднялся такой шум, что тот был вынужден удалиться в алтарь c. 376]. Крестьяне выразили протест против удаления старосты, который, по-видимому, им нравился, думая, что инициатором данного решения был сам священник. Церковный староста традиционно занимал центральное место в системе храмопопечения. Он избирался из среды крестьян и ведал церковным хозяйством, заботился о благолепии храма, принимал пожертвования от прихожан. Часто церковный староста участвовал в организации храмопопечения и сам был, наряду со священно-церковнослужителями, первым попечителем, жертвуя деньги, приобретая имущество для церкви, участвуя в организации приходской жизни. Его усердная попечительская деятельность вызывала уважение в среде прихожан и благодарность со стороны епархиального начальства. Во многом именно усилиями приходских старост в указанный период в Вологодской губернии проводилось церковное строительство и осуществлялось поддержание в храмах необходимого благолепия. Рецензенты: Саблин В.А., д.и.н., профессор, Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда.

http://azbyka.ru/cerkovnye-starosty-v-si...

118) От Iohn E. В. Mayor из Кембриджа – его брошюра: Franz Heinrich Reusch. 119) От студентов Академии – их перевод: Фонсегрив, «Элементы психологии». 120) От студента LVI курса Н. Высоцкого – 1) I.I. Scheuchzer, Physica sacra (Kupfer-Bibel), 4-te Abtheilung (текст) и 1–2 Abth. гравюры (1–575), voll. 3, и 2) «Денница Премудрости», ркп. конца XVIII ст., на 58 листах, F. 121) От студента LVIII курса иерод. Дионисия Марангудакиса – 1) брошюра: Κρητικη πολιτεια. Καταστατικος νομος της εν Κρητη ορϑοδοξου εκκλησιας, и 2) газеты: Πατρις, Ερευνα и Αναγεννησις. 122) От бывшего студента Академии В.Н. Львова книга Друммонда, «Эволюция и прогресс человека», издание 2-е. 123) От студента LVI курса М. Виноградова – книга: Wundt, Vorlesungen über die Menschen – und Thierseele, 3-te Auflage. 124) От студента LVII курса H. Остроумова – его брошюры: а) «Редкий человек», и б) «Проф. И. Н. Корсунский ». 125) От студента LVIII курса А. Линькова – его брошюра: —224— «Описание Тиксненской Преображенской церкви Вологодской губернии». 126) От студента Казанской Духовной Академии Ю. Халеби – его брошюра: «Два документа к истории Антиохийской церкви». 127) От А. Н. Лаврова – книга: Auserlesene Psalmen und geistliche Lieder für d. evangelisch-reformierte Kirche des Kantons Aargau. 128) Кроме сего с почты получены от разных учреждений и лиц следующие книги и брошюры: 1) Мигулин, «Русский государственный кредит», том I; 2) «Архим. Кирилл Лопатин (некролог)», в двух экземплярах; 3) десять брошюр разного содержания; 4) «16 и 17 Отчет попечительства Импер. Марии о слепых за 1898 и 1899 г.»; 5) «Отчет о состоянии церковно-приходских школ в Ярославской епархии в 1898 и 1899 г.»; 6) «Кавказские курорты на 1901 г.». 129) От профессорского товарищества по выписке журналов получены журналы русские за 1899 и 1900 годы (16 названий в 529 томах и тетрадях). 130) Из Редакции «Богословского Вестника» получены 1) периодические издания за 1899–1901 годы (87 названий в 214 томах и 1587 тетрадях) и 2) книги и брошюры (42 названия в 89 томах и 37 тетрадях).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погост. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1764 и 1778. Адрес: Россия, Вологодская область, Тотемский район, деревня Погост, Преображенская улица, 11 Координаты: 59.702543, 42.044946 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Современное местоположение: д. Погорелово, Погореловское с/п, Тотемский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Тиксненская Спасская мужская пустынь была основана в 1603 г. преп. Вассианом, Вологодским чудотворцем, упразднена до 1764 г. На месте монастыря был основан приход. Приходские церкви располагались на Тиксненском Спасо-Преображенский погосте, при р. Тиксне, 1-го стана Тотемского уезда. Главная церковь - Тиксненская Спасо-Преображенская, построена в 1764 г., освящена в 1778 г. Каменная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, прпп. Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Мирликийского, Успения Пресвятой Богородицы, вмц. Параскевы Пятницы. В церкви под спудом - мощи преподобного Вассиана Тиксненского. В 1788 г. при церкви числилось 1807 человек, в 1868 г. - 3721. Вторая приходская церковь - Тиксненская Троицкая, построена в 1781 г., освящена в 1784 г. Каменная. Престол в честь Святой Троицы. 22 октября 1866 г. храм был вновь освящён после ремонта. 30 сентября 1864 г. было получено разрешение епархиального начальства построить каменную церковь близ деревни Подгорной, для 4-х отдалённых селений, называвшихся Тафтинскими. Церковь оставалась приписной к Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, пока не были изысканы средства для содержания своего причта. Источник: Клировая ведомость Тиксненской церкви за 1910 год (выписки Д.А. Пшеницына). С-в Н. (Суворов Н.И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии.//ВЕВ. - 1872. - - Прибавления. - С. 518. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - VII: Вологодская губерния. - С. 305. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 87, 205, 215.

http://sobory.ru/article/?object=27699

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010