Время местной канонизации святого неизвестно. Первое из совершившихся у его гроба чудес датируется 1647 г. В том году на Тиксне случилось моровое поветрие, от к-рого гибли люди и скот. После доклада тотемского воеводы стольника А. Болонина царь Алексей Михайлович повелел «весь Тиксну кругом завалить лесом и обсечь со все стороны и стражи поставить, чтобы никто из веси тоя никуда не шел бы». Тотемские купцы послали царю челобитную, в к-рой просили снять карантин. Алексей Михайлович отправил в Тиксну дворянина И. Акинегрова. Прибыв на место, Акинегров обнаружил в Спасском храме гробы с умершими от эпидемии людьми, при нем скончалось сразу 9 чел. Расспросив у настоятеля храма о подвижнике, чьи мощи почивали в стоявшей рядом часовне, Акинегров повелел всем жителям Тиксны собраться в часовне и служить молебен В. Т., после чего мор прекратился. С этого времени, по-видимому, можно говорить о начале почитания В. Т. как преподобного. В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) его память отмечена под 12 нояб. 28 февр. 1694 г. иером. Спасо-Суморина мон-ря Протасий получил благословение Великоустюжского и Тотемского еп. Александра на строительство над гробом В. Т. храма во имя Св. Троицы и на устройство мон-ря - «братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину» (РИБ. Т. 12. Стб. 1120-1123). Так возникла Тиксненская Спасская пуст., просуществовавшая менее половины столетия (упразднена ранее 1764 - Зверинский. Т. 3. 2039. С. 162; нек-рые исследователи, в частности архиеп. Амвросий (Орнатский) , Е. Е. Голубинский , неправомерно считали В. Т. основателем пустыни). Троицкая ц. не сохранилась. Храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, близ к-рого подвизался В. Т., в сер. 90-х гг. XX в. находился на реставрации. Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) , и в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, установленный в 1918 г. (празднуется в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

http://pravenc.ru/text/149903.html

Он приковал себя к стене цепью и разделял время между трудом и молитвою; что получал от мастерства своего, все делил на три части: одну посылал в церкви Божии, другую раздавал нищим, а третьей питался сам. Богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени и, держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым, пищей его был только сухой хлеб с водою. Тайно приняв пострижение с именем Галактиона, он не имел ничего в своей келлии, кроме одной рогожки и бывшей на плечах его бедной одежды. К затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, богатого и бедного; его слово исполнено было силы, утешало печальных и вразумляло беспечных. Молитва его была сильна у Бога. Раз в Вологодской стране была засуха; епископ крестным ходом пришел к церкви Святой Троицы, стоявшей вблизи келлии Галактионовой, и послал просить затворника помолиться вместе со всеми о бедствии общем. Послушный слову святителя, Галактион, вопреки своему правилу, оставил келлию и пришел в храм на всенародную молитву, и Господь послал обильный дождь жаждущей земле. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из келлии в цепях своих, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас ляхов и Литву. Пусть начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери вблизи моего уединения. Царица небесная избавит Вологду, как некогда Новгород, от гнева Божия». Но один из именитых граждан Нечай Проскуров или Щелкунов сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет старец: ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, – прибавил он с насмешкою, – когда умрешь ты, старец?» Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог: построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Не смеем, – заключил собор, – отдать церковного стяжания: оно принадлежит Богу и неприкосновенно» 14 . И самодержец, слово которого было законом, добровольно подчинился решению собора. Вскоре после того преподобный Иосиф подвергся огорчениям в собственном своем монастыре. Главной причиной этих беспокойств был князь Волоколамский Феодор Борисович. Он начал делать различные притеснения Иосифову монастырю, который принадлежал тогда, вместе с владениями Волоцкого князя, к епархии Новгородской; чтобы избавиться от обид, преподобный Иосиф решился, по примеру некоторых других обителей, перейти под непосредственное покровительство великого князя и митрополита. Однако же он хотел прежде известить о том своего владыку, Новгородского Серапиона, и просить его на то благословения, но посланный им старец Игнатий не достиг Новгорода по случаю свирепствовавшей там моровой язвы. Тогда, вынужденный крайностью, Иосиф послал в Москву почетных старцев к митрополиту просить его ходатайства пред великим князем о принятии его обители в свое покровительство. Иосиф надеялся, что по миновании морового поветрия испросит себе прощение у святителя Серапиона, с которым до сего времени был в дружественных отношениях. В 1507 году желание его было исполнено и он получил от великого князя несудимую грамоту. Но этот переход Иосифа из Новгородской епархии в область митрополита оскорбил владыку Новгородского: архиепископ Серапион подверг Иосифа церковному запрещению за то, что он без ведома и воли своего архипастыря уклонился из паствы его, а великий князь, приняв запретительную грамоту Серапиона за личное себе оскорбление, объявил владыку лишенным кафедры и подверг тяжкому заключению в Москве, в Андрониевом монастыре. На соборе 1509 года обвинили Серапиона за неправильное отлучение Иосифа, который желал, но не мог получить благословение своего архипастыря, а Иосифу выдали разрешительную грамоту. Спустя несколько времени двое богоугодных мужей, святитель и игумен, примирились, и прежняя любовь водворилась между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сентябрь 9-й день. Преподобный Иосиф Волоколамский Знаменитый ревнитель и труженик православия и духовного просвещения, уроженец Волока-Ламского, преподобный Иосиф, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Саниных. Его дед, отец и три брата скончались иноками. Сам он с семилетнего возраста воспитывался под кровом святых обителей: сначала Воздвиженской, потом в обители Богородицы на Возмище в том же Волоколамске. Достигши двадцатилетнего возраста, он, по совету прозорливого старца Варсонофия, пошел в пределы Калужские к преподобному Пафнутию Боровскому, который и постриг юного Иоанна в монашество с именем Иосифа. Семнадцать лет провел здесь Иосиф в трудах святого послушания: ходил за больными, был экклесиархом, имел попечение и о хозяйстве обители. Пятнадцать лет он питал и покоил в своей келлии болящего родителя своего, который не мог сам подняться с одра, и проводил его в вечную жизнь. Ученик опытного наставника, преподобного Пафнутия Боровского, Иосиф наследовал ему, по желанию братии, в управлении монастырем. Как пламенный приверженец общежительного устава, он предлагал братии ввести в обитель чин общежития и, когда предложение не было принято, тайно ушел с несколькими братиями, в числе коих был старец Герасим, муж святой жизни; они пришли на Белое озеро, и там Иосиф несколько лет в виде простого послушника на опыте изучал устав общежития, который был составлен преподобным Кириллом и сохранялся во всей строгости. Посетив еще несколько монастырей, ревностный игумен познакомился со многими старцами-подвижниками, между прочим с преподобным Макарием Калязинским, и наконец возвратился в свою обитель, снова предложил братии правила общежития, но, получив новый отказ, решился навсегда оставить монастырь Пафнутиев и основать свой собственный, чтобы устроить его по своему желанию. Затем с семью преданными ему иноками он удалился в знакомые ему леса волоколамские. Князь Волоколамский Борис Васильевич, узнав о прибытии его в пределы волоколамские, отдал в полную его волю выбрать место для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забудем о прелестях мира, мы тем облегчим себя. Простимся с миром, с заботами и суетами земли и скроемся от них. Покаемся всем сердцем и скажем: вот мы все оставили и идем за Тобою; отказались от всего из страха пред Тобою. Пусть покаяние наше дойдет до облаков и стенание приблизится к небу. Молитвы и милостыня да придут пред Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом. Заповеди Божии – свет и жизнь; в твоей воле выполнять их или пренебрегать ими. Изучай их непрестанно и пребывай в них; напиши это слово на твоем сердце, обвяжи им шею твою. Оно вводит в жизнь. Этим желанным путем ходили все святые Ветхого и Нового Завета, в подвиге поста, в скорбях и нуждах, постнически и мученически угодили Богу; Ему единому служили и ликуют с ангелами в лике вечном и нерушимом. Аминь» 16 . Вот еще прекрасное наставление Преподобного о молитве общественной: «Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу, когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень, посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушно пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо» 17 . 12-й день. Преподобный Афанасий Серпуховской По просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, преподобный Сергий Радонежский в 1373 году ходил в Серпухов, основал там монастырь в честь Зачатия Богородицы и дал этой новой обители нового игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины, и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края, и принял пострижение в Троицкой обители. С помощью благочестивого князя новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и келлии монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу реки Нары, на котором он стоит вблизи реки Оки, в версте от города.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий-пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом, и память совершается местно 25 сентября и 26 ноября. В 1764 году монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь бывшей около него Подмонастырской слободы; в 1780 году, при учерждении города Череповца из Подмонастырской слободы и села Федосьева, Воскресенская церковь сделана собором. Воскресенский собор стоит на крутом высоком мысу, образуемом при впадении реки Ягорбы в Шексну, откуда открывается превосходный вид на окрестности. 27 сентября празднуется память преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца; житие его изложено под 17 апреля вместе с житием преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. 30-й день. Преподобный Григорий Пельшемский В половине XIV века в семействе Галичских дворян Лопотовых родился сын. Родители младенца возлагали на него все свои надежды. Они утешались мыслью, что он будет наследником их многочисленных и богатых поместий, продолжит род и верной службой князю поддержит добрую славу семейства Лопотовых. С этой целью, нежно любя сына, они воспитали его в строгом благочестии и, как богатые люди, старались дать ему возможно лучшее по тогдашнему времени образование. Едва отрок достиг пятнадцатилетнего возраста, родители начали помышлять о его женитьбе и приискивать ему невесту. Но чистое сердце отрока рано возгорелось любовью к Богу. С самых юных лет избегая мира и чуждаясь всех его удовольствий, он начал думать единственно о спасении души своей. Предполагаемая женитьба поставила его в самое затруднительное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предсказание труженика скоро исполнилось: 22 сентября 1612 года ляхи напали на Вологду, и, по сказанию современника, «город взяли, и людей всяких побили, и церкви Божии поругали, и город и посады выжгли до основания». Злодеи не пощадили и келлии Галактиона, а его самого жестоко избили и истерзали, так что он через три дня скончался мучеником. Вологжане погребли тело страдальца в бывшей его келлии. Спустя несколько лет граждане Вологды, видя различные чудеса, при гробе страдальца совершавшиеся, вспомнили его совет построить храм Знамения Богоматери близ места его подвигов и построили над самою его могилою деревянный храм в честь Матери Божией; около храма потом возник монастырь, называемый Духовым по соборному храму Сошествия Святого Духа, построенному в 1654 году. Здесь почивают под спудом мощи преподобного Галактиона. При раке преподобномученика находится шапка, сделанная из двух железных полос, крестообразно сложенных, с обручем вокруг головы и железные вериги, соединенные с одной стороны таким же аналавом, а с другой крестом. На аналаве вырезана надпись: «Раб Божий Гавриил во имя Отца и Сына и Святаго Духа обещал терпети до конца». Духова-Спасо-Каменная Галактионова пустынь 3-го класса в губернском городе Вологде. По писцовым книгам 1627 года Галактионова пустынь значилась на речке Соденке, и в ней находилась часовня с мощами преподобного Галактиона и две келлии с тремя старцами. При издании штатов в 1764 году оставлена на своем иждивении, а в 1775 году сюда переведен штат третьеклассного Спасо-Каменного монастыря, ныне Белавинская пустынь, причем перенесены и мощи преподобного Иоасафа, в мире князя Андрея Димитриевича Вологодского. 25-й день. Преподобный Афанасий и Феодосий Череповецкие Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий, по прозванию «железный посох», и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасо-Суморин, заштатный (с 1764 г.), монастырь находится в Вологодской губ., Тотемского у., в 1 версте к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между реками Ковдою и Песьей Деньгою, впадающими слева в р. Сухону. В церкви Вознесения находится чудотворная икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием, против образа, на возвышении, покоятся открыто мощи его в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. 95. Преп. Вассиан Тиксненский, крестьянин деревни Бурцова, Тотемского уезда, по имени Василий, ремеслом портной, постригся в Суморинской обители. Проведя несколько лет в трудах и послушании, он перешел, с благословения своего духовного отца, для безмолвия, на р. Тиксну и там поселился при церквах Спаса и св. Николая, отделенных от селений реками и озером Семенковым. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келлию и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 году. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла – железный обруч, на голову – под куколем железную шапку. В таком одеянии подвизался он 13 лет. Скончался 12 сентября 1624 года. По кончине его, на месте его подвигов, устроилась обитель в честь нерукотворной иконы Спасителя. Почитание преп. Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получили исцеление. Обитель преп. Вассиана, в 50 верстах от Тотьмы к западу, давно закрыта. Мощи его почивают под спудом, в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви села Спасского-Тиксненского. Глава X. Ветвь Суздальская 96. Дионисий Суздальский , в мире Давид, с молодых лет посвятил себя на служение Богу. Он пришел в Нижний Новгород из Киева, принес с собою список с Печерской иконы Божией Матери и по примеру Киевских подвижников выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 г.) основал здесь монастырь в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнию, Дионисий приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опытным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: Евфимий Суздальский и Макарий Унженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Поистине, «чья душа полна была любовью к Богу и ближним, тот не мог быть равнодушен к тревогам и бедам родной земли» (48). И так служили земному Отечеству те, которые отверглись мира и всего житейского, «яже в нем». «Можете ли терпеть скудость этого места? – спрашивал преподобный Сергий Радонежский желавших разделить с ним житие вне мирской суеты. – Вас ждёт здесь и голод, и жажда, и всякие недостатки». – «Всё готовы мы понести, честный отче, – отвечали пришельцы. – Всё понесём, при помощи Божией, за твои святые молитвы; только об одном просим: не удаляй нас от себя, не гони прочь от этого святого и достолюбезного места» (10). Чтобы поселиться на «достолюбезном месте», жаждущие святого жития оставляли в миру всё: богатство, славу, почёт, родную сторону – друзей, близких...с посохом простых странников приходили к Великому авве и на всю жизнь оставались с ним (см.: 13–14, 43...). Об одном из ближайших учеников Богоносного Сергия преподобном Савве Сторожевском в Патерике сказано: «...Достиг глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и, отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; тесный и скорбный путь предпочёл пространному, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия и смирения для братии» (100). Не удовлетворяясь великим, подвижники искали большего – уходили в места уединённые, болотистые, лесные, насколько возможно – недоступные (преподобный Григорий Пелъшемский. – 44–45), возлагали на себя вериги – на плечи цепи, на чресла обруч, на руки и ноги оковы, на голову – под куколь – тяжёлую железную шапку... (преподобный Вассиан Тиксненский. – 37). В одном из сборников XVII века, где называются ученики блаженного затворника Иринарха, сказано: «Сии вси един образ жизни имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе ж и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведомо» (142). Нельзя забывать, что в Северной Руси (или, как её называют, Северной Фиваиде) сами климатические условия требовали от подвижников величайшего мужества. На Соловках совсем не то, что «в жарких пустынях Востока; на крайнем Севере нельзя было круглый год находить себе растительную пищу; нельзя было обойтись в суровые зимние холода без тёплой одежды и жилища – всё это нужно было доставать себе с великим трудом. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинах, согреваясь любовью ко Господу» (227).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Представляем вниманию читателей наш разговор-прогулку по Северной Фиваиде с благочинным Тотемского округа Вологодской митрополии иереем Серафимом Розиным. Иерей Серафим Розин у памятного камня на древнем погосте …Торжественной, задумчивой, немного скорбной, но светлой тишине, к которой привыкли жители Погорелова, помешали две вещи. Сначала старший сын, Савелий, проехал на своем мопеде слишком близко к дому и был послан куда подальше возмущенными отцом Серафимом и матушкой Ольгой: «Савелий, младшую разбудишь! Места тебе мало? Греми своей тарахтелкой в поле!» Савелий, извинившись, скрылся. А потом песик Джексон, добродушный юный ньюфаундленд размером с половину одноименного острова устроил радостные скачки вокруг хлева, чем вызвал небольшое землетрясение. «Мопед ему не положен – пошли, прогуляемся с собакой, – предложил отец Серафим. – Хотя еще вопрос, кто кого выгуливает». На месте часовни прп. Вассиана Тиксненского Люди, которые живут в селе, устроены по-другому. «Свое, родное» для них – это не квадратные метры конуры в многоэтажке, а всё вокруг: и дом, и поле, и вон тот лесок, и река, и небо. И раз уж это всё – своё, то и ответственность чувствуется: чисто и прибрано должно быть не только в доме или во дворе, но вообще везде. К тем, кто это правило нарушает, и относятся по-другому. Попробуй стать «не своим» в деревне – мигом почувствуешь разницу. – И, знаешь, разница-то существенная, – говорит священник. – Я имею в виду духовную сторону, порядок не только вещественный, но и сердечный, внутренний. Вот, смотри: мы живем на той же земле, где в XVI веке жил преподобный Вассиан Тиксненский, да? Тихо себе жил, молился, спасался, других спасал, да и сейчас продолжает, как мы изо дня в день убеждаемся. Многим ли из нас свойственна эта потребность в тихой, светлой молитве, в доброй жизни? Когда подлинное счастье – это общение с Богом, а не возможность разжиться очередной покупкой? Быть «своим» святым – мощное чувство. Чуть только отказываешься от их общества – получай Вавилонский плен. Иногда мне кажется, что название Погорелово очень подошло бы для современной России: столько всего погорело за годы лихолетья! Нет, я не про лесные и прочие пожары – я про душу.

http://pravoslavie.ru/159781.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010