В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Проживают в скитах несколько человек из числа трудников монастыря, которые занимаются хозяйственными работами и молитвой. Странноприимство Псково-Печерского монастыря [ править править код ] Во исполнение заповеди Христа Бога «странником был и приняли Меня» (Мф.25:35), по древнему правилу преподобного Феодосия, «общих житий начальника» (см. житие января), Псково-Печерский монастырь сохраняет традицию приёма паломников. Паломникам по правилу святителя Василия Великого в течение трех дней предоставляется возможность поклониться святыням монастыря, побеседовать со священноиноками и получить ответы на недоуменные вопросы. Для духовного назидания предлагаются Псково-Печерские листки. Самое главное, по указанию святителя Феофана Затворника паломник имеет возможность приступить к Таинствам обновления души - Исповеди и Святого Причащения Христовых Таин… Для размещения паломников обустраивается монастырский Дом Паломника в городе Печоры по адресу: улица Юрьевская, 82. В Доме Паломника в корпусе 1 находится домовый храм в честь всех святых; в корпусе 2 - часовня в память благоверных князей Петра, в иночестве Давида, и Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (память 25 июня/8 июля). Крестные ходы [ править править код ] Крестные ходы в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре совершают несколько раз в году внутри обители или вокруг крепостных стен. В Великую Субботу на Утрени со Свя-той Плащаницей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на Светлой Заутрени в Пасхальную ночь и в течение всей Светлой седмицы, для совершения Водосвятного молебна на монастырском кладезе, в Неделю 7-ю по Пасхе в благодарность Божией Матери за спасение от нашествия Стефана Батория, в день празднования Собора Преподобных Псково-Печерских в Неделю 4-ю по Пятидесятнице вокруг обители, в престольный праздник монастыря Успение Божией Матери - вокруг обители, 20 октября в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Наполеоном и спасение Пскова и Псково-Печерского монастыря от неприятеля. В город Псков на праздник святой равноапостольной княгини Российской Ольги с 2000 года приносится чудотворный образ Божией Матери «Умиление Псково-Печерское».

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Архимандрит Тихон (Секретарев): Как вытерпеть самих себя В четвертое воскресенье после Пятидесятницы празднуется Собор всех Псково-Печерских святых. Современные наследники Псково-Печерских преподобных — какие они? 1 июля, 2012 В четвертое воскресенье после Пятидесятницы празднуется Собор всех Псково-Печерских святых. Современные наследники Псково-Печерских преподобных — какие они? Незадолго до своей кончины патриарх Московский и всея Руси Пимен, бывший в свое время игуменом Псково-Печерской обители, благословил установить день празднования Собора всех Псково-Печерских святых — четвертое воскресенье после Пятидесятницы. И в наше время есть люди, призванные пополнить этот сонм. Какие они — современные наследники Псково-Печерских преподобных? Мне никогда не нравились организованные путешествия, даже по святым местам. Шумной кучкой бегать  за гидом, слышать за спиной «быстрей, быстрей, нам еще в три места».  И когда мне сказали, что моим очередным   заданием будет описание поездки в Псково-Печерский монастырь , было над чем призадуматься. Группа в 20 человек и  всего два дня на впечатления – не радовали. «Если хотите, можете взять с собой сына», — услышала я, но и это не придало энтузиазма: «в 2 часа всем быть на месте» — организованная сдача  кросса на норматив посещения. «Как здорово! Когда мы поедем? Я буду дни считать!» — услышала я от сына, и эта фраза заставила меня  переменить взлелеянные взгляды  и согласиться. Кросс начался. Наша группа состояла из студенток-сестер милосердия,  деток с ограниченными возможностями и их сопровождающих. «Да ты совсем забыла, как это бывает», —  упрекнула я себя, наблюдая за радостными детьми.  И стала усиленно «ловить плюсики» коллективного путешествия. Заняв всю «галерку» автобуса, сестрички милосердия суетились, болтали и спорили друг с другом. Махнув рукой на сон, вытащили гитару, и голосами, которым бы подошло определение «громкий шепот» стали петь Шевчука и «Помпилиуса». Старшая инокиня поворчала, потом прислушалась и сказала: «Пойте, девчата». Последнее, что запомнило мое сонное сознание, это бойкая «Катюша» и дебаты на тему: «а бывает ли православный рэп».

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-sekr...

2) Деревянная церковь в сельце Логозовичах, во имя Сретения Владимирския чудотворныя иконы Божией Матери, построенная в 1652 году; принадлежит монастырю и теперь. 3) Церковь во имя сорока мучеников Севастийских, за монастырём – к северу, построенная Игуменом Корнилием в 1540 году, ныне приходская. 4) В Тайловском погосте церковь во имя Св. Николая Чудотворца, ныне приходская. 5) В Молоканском погосте церковь , во имя Св. Великомученика Димитрия, ныне приходская. 6) Церковь Верхоустинская, во имя Св. Великомученика Георгия, ныне приходская. Все приписанные к Псково-Печерскому монастырю церкви и монастыри получали от него церковное вино, просфоры, ладон и свечи для Богослужения. Таким образом, эти приписные монастыри и церкви не только не доставляли никаких выгод Печерскому монастырю, но ещё сами существовали на счёт его. Тем не менее они свидетельствуют как о великом значении Псково-Печерского монастыря, так и о богатых средствах его в то время. Одну только услугу могли оказать приписные монастыри Псково-Печерскому: в трудное время, этот последний мог восполнять из них оскудевавшее число братии и служителей. Впрочем, число братии Псково-Печерского монастыря никогда не доходило до малой цифры. Доказательством этого служит, между прочим, то, что после 1581 года, ежегодно совершаем был монастырскою братиею крестный ход из монастыря во Псков. После изнурительной осады монастыря войсками Батория, после опустошения его Шведами и следовавших за тем, постоянных нападений Литвы, в нём числилось, по описи в 1639 году, служащих 14 человек, да рядовой батареи 55 человек, да служек монастырских 55 человек, а монастырских келий, в коих жила братия и слуги, было 34. Наконец, самые трудные обстоятельства, в которых находился Псково-Печерский монастырь, и которые, по-видимому, должны были истощить средства монастыря и обессилить его, – эти самые обстоятельства представляли Псково-Печерскому монастырю много материальных средств и делали Твердыню его неодолимою. Все окрестные жители смотрели на Псково-Печерский монастырь, как на единственное, безопасное убежище, во время постоянных опустошений и грабежей, и в стенах его искали спасения от многочисленных врагов. Оставляя свои дома, они несли с собою в монастырь всё своё имение, и для защиты, для спасения святой обители жертвовали не только своим имуществом, но и самою жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

1 апреля 2003 года, в день Архиерейской хиротонии и 10-летия Архипастырского служения на Псковской земле Высокопреосвященнейшего митрополита Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, был совершен чин прославления в лике святых Преподобного старца Симеона. Священномученик Александр (Петровский) – Архиепископ Харьковский. Он был Наместником Псково-Печерского монастыря в 1917–1919 гг. Продолжил свое служение на Украине. В 1933 году был хиротонисан во епископа Уманского. С 20 мая 1937 года назначен архиепископом Харьковским. 28 мая 1938 г. его арестовали, и он умер в заключении в мае 1940 года. В 1993 году прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году священномученик Александр (Петровский) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Среди монастырских подвижников благочестия назовём несколько имен: старец Феодосий, скончавшийся в 1908 году; Игумен Псково-Печерского монастыря Архимандрит Мефодий (Холмский), который был очень почитаем народом, а перед кончиной в Санкт-Петербурге его соборовал и причащал святой праведный Иоанн Кронштадтский . Архимандрит Мефодий предсказал день своей кончины келейнику Василию – будущему преподобному Псково-Печерскому иеросхимонаху Симеону (Желнину). Сказания о прозорливости старца Симеона – ныне преподобного Псково-Печерского К сожалению, я не видел в земной жизни старца иеросхимонаха Симеона (1869–1960 гг.), но много о нем слышал от тех, кто с ним встречался, и они свидетельствуют о его чудотворениях и прозорливости. Например, Архиепископ Симон Брюссельский и Бельгийский при посещении Псково-Печерского монастыря рассказал нам о преподобном Симеоне Псково-Печерском следующее. Однажды он, когда был еще отроком, со своим отцом-священником и мамой приехали в Псково-Печерский монастырь и пошли, как принято было, на благословение к старцу Симеону. Он встретился с ними на Успенской площади и беседовал. Отец говорит: «Батюшка, благословите моего сына». Старец Симеон как будто бы и не слышит его просьбы… В конце беседы отец снова просит: «Батюшка,благословите моего сынишку». Старец Симеон ответил: «Он нас будет благословлять», – и только после этого благословил мальчика. Так и сбылось. Ныне священники берут благословение у Архиепископа Симона…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Каждое сохраненное слово, совет, поступок отца Иоанна, подвижника и старца нашего времени, — это бесценный дар для всякого, кто искренне хочет быть учеником Христовым. Епископ Егорьевский Тихон Содержание Слово к читателю Часть первая Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей — священнослужителей Из воспоминаний митрополита Павла (Пономарева), Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси Из воспоминаний митрополита Меркурия (Иванова), Ростовского и Новочеркасского Из воспоминаний епископа Тихона (Шевкунова), Егорьевского, наместника Сретенского монастыря Из воспоминаний архимандрита Антония (Гулиашвили), священника храма святого благоверного князя Александра Невского. Тбилиси Из воспоминаний архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Тавриона (Балова), духовника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Филарета (Кольцова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Августина (Заярного), катехизатора Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Марка (Быстрикова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Николая (Парамонова), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Александра Куликова, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках. Москва Из воспоминаний протоиерея Валерия Швецова, настоятеля храма Андрея Критского в Сергиево, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, Москва Из воспоминаний протоиерея Михаила Правдолюбова, клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках, Москва Из воспоминаний иеромонаха Гавриила (Асташкина), насельника Псково-Печерского монастыря Воспоминания иеромонаха Лазаря (Говоркова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний иеромонаха Иоасафа (Швецова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Александра (Самойлова), настоятеля Успенского храма. Сергиев Посад

http://pravoslavie.ru/90380.html

Христова. 1472 1) Явление 134 иконы Пресвятыя Богородицы Успения, старой, в пещере Псково-Печерского монастыря и начало оного. 1523 2) Начат строением Псково-Печерский монастырь на нынешнем месте, а до того времени стоял на горе. Тогда же начались и чудеса от новой Печерской иконы Божией Матери Успения (в житии). 1532 3) Августа 15 погорело во Пскове Стадище, за Варлаамом, «а в то время Псковичи к Пречистой в Печеру ходиша». 1537 4) Старцы Печерские во Пскове, в своём дворе приезжем поставили церковь каменную на погребе, за Николою Святым (на Усохе), Пречистыя Одигитрии, на Иванове дворе Познякове Тверитина сведенного. 1540 5) Освящена церковь Благовещения Богородицы с трапезою в монастыре Печерском, а церковь тамошняя, 40 мучеников, перенесена на гору в приезжий монастырский двор. 1547 6) Царь Иоанн Васильевич, с братом своим Юрием, из Новгорода заезжал во Псков 28 Декабря и, пробыв сутки, ездил на Вороничь и в Печерский монастырь, а возвратясь, поехал в Москву. 1562 7) Выгорело во Пскове Застенье, но Печерский двор и церковь во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы уцелели. 1563 8) В Сентябре Литва нечаянно ворвалась во Псковские области, а в следующем году произвела страшные опустошения, убийства и пожары в окрестностях Красного, Белья, Воронина и Печер. 1564 9) В Псково-Печерском монастыре над Святыми вратами устроена каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. 1566 10) Литва произвела разорения около Печер. 1581 11) Жестокая осада Псково-Печерского монастыря войсками польского короля Стефана Батория и чудесная защита обители Царицею Небесною. 1592 12) Шведы напали на Псково-Печерский монастырь, разорили и сожгли оный с церквами, а братию убили. 1598 13) При избрании Бориса Годунова на Российский Царский престол, были на соборе в Москве и подписались: из Пскова Епископ Геннадий, Псково-Печерский Игумен Иоаким, Снетогорский Игумен Исаия, Крыпецкий Игумен Феодосий и Святогорский строитель Зосима Завалишин. 1601 14) Епископом Геннадием утверждён чин или устав ежегодного крестного хода в Псков, с чудотворными иконами Псково-Печерского монастыря в неделю седьмую по Пасхе, для благодарственного воспоминания об избавлении обители сей и Пскова от осады польского короля Стефана Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Социальное служение [ править править код ] Древней основой социального служения монастыря является исполнение заповеди Христа Бога о милосердии (Мф. 5:7). При Псково-Печерском монастыре работает Дом милосердия для престарелых тружеников обители. Социальная служба при монастыре ежедневно выдает до 100 обедов нуждающимся. Рассматриваются и выполняются более 300 социальных прошений ежегодно. На дому социальными работниками монастыря обслуживаются несколько престарелых человек. Духовно-просветительское служение [ править править код ] Чудесная помощь от святых икон Божией Матери и живое утешительное с рассуждением о добре и зле слово старцев издревле привлекает паломников в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Паломники узнают в обители о Христе Распятом и Воскресшем ради нашего спасения и становятся более внимательными к своей духовной жизни. Упомянутое выше - основа духовно-просветительского служения Псково-Печерской обители. Затем, начиная с Преподобномученика Корнилия в XVI веке в монастыре создана библиотека, монастырскими миссионерами вне монастыря строились храмы для местных жителей по берегам Псковского и Чудского озер. В настоящее время духовно-просветительские традиции продолжаются: строятся храмы, старцы беседуют с паломниками, проводятся духовно-просветительские Православные Корнилиевские чтения, через Интернет дается духовно-просветительская информация, издаются книги… Молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Умиление» Псково-Печерским в День города Печоры на Соборной площади. 11 августа 2012 года Скиты и подворья Псково-Печерского монастыря [ править править код ] С древних времен скиты Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря были духовно-просветительскими центрами вокруг обители. В настоящее время Псково-Печерский монастырь имеет Приозерный (1998 г.), Мальской (2000 г.) и Иверский (2009 г.) скиты. Во всех скитах монастыря совершается в определенные дни Богослужение, что является духовной основой для местного населения. В Мальском скиту ведутся многолетние археологические раскопки и реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/1 апреля. Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

http://sobory.ru/article/?object=00282

Собор Псково-Печерских преподобных составляют семь святых: преподобный Марк (†XV; память 29 марта); преподобный Иона (†1480; память 29 марта); преподобная Васса (†1473; память 19 марта); преподобномученик Корнилий (†1570; память 20 февраля); преподобномученик Вассиан Муромский (†1570; память 20 февраля); преподобный Дорофей Югский (†1622); преподобный Лазарь Прозорливый (†1824). Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк , который, вероятно, с другими монахами после разорения Киево-Печерского монастыря в 1416 году крымским ханом Едигеем поселился здесь в привычной пещере над ручьем. Звероловы видели его молящимся у трех камней. Два камня и ныне лежат в монастырском саду, а третий ушел в землю. Имя Марка, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, преподобный Корнилий за неимением сведений о нем велел изгладить из списка. Внезапно он был поражен слепотой и расслаблением. Извещенный в откровении о причине болезни, игумен Корнилий покаялся у гроба старца Марка и, получив исцеление, восстановил его святое имя в монастырском диптихе. Когда выкопали пещерную церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширили погребальные пещеры, нашли гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми. Древнюю пещеру, в которой жили и молились первые иноки, обнаружил в 1472 году во время рубки леса хозяин здешних угодий крестьянин Иван Дементьев. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». Впоследствии юродивый монах Варлаам стирал надпись, но она вновь чудесно восстанавливалась. На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу Шестник – переселенец. Он священствовал в Юрьеве (ныне Тарту), но в 1470 году был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Вскоре заболела его жена Мария и, приняв монашеский постриг с именем Васса , скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010