вместе славных заслуг его для края Псковского (1581–1721) Псково-Печерский монастырь основан почти на самой границе России с Лифляндией. Вследствие такого положения, эта обитель, ещё в начале своего существования, много терпела от нападения неприязненных ей соседей. Чудесное поражение Лифляндцев, опустошавших Псково-Печерскую обитель и её окрестности, значительно, правда, уменьшило их смелость. Но оно не могло остановить и отвратить нападение других, не менее неприязненных России, племён на пограничную область Псковскую, особенно в XVI веке и в первой половине XVII века, когда Россия изнемогала от раздоров и других тяжких для неё бедствий. Она должна была в это время постоянно находиться в страхе за свою безопасность со стороны врагов, а их алчность, естественно, должна была прежде всего обрушиться на богатую Псково-Печерскую обитель, приютившуюся на самой границе России с враждебным ей народом. Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители Провидение внушило Преподобному Корнилию, настоятелю этой обители, мысль соорудить вокруг неё большую каменную ограду и дало ему все средства к осуществлению этой мысли. Корнилий исполнил волю Провидения, сообразно указанной цели. Сооруженная им ограда Псково-Печерского монастыря не уступала, по своей прочности, лучшим современным воинским укреплениям в Европе, так что злые люди находили в этом великом деле Корнилия достаточный повод обвинять его в задуманной им будто бы измене царю; – и царь Иоанн Васильевич IV, увидевши стены Псково-Печерского монастыря, не усумнился поверить этой клевете. Едва только устроилась Псково-Печерская обитель, едва пришла она в полный возраст своего внешнего могущества, как полчища врагов, давно уже не беспокоивших её, начали осаждать её с разных сторон. Нападения эти на неё продолжались более столетия, и совершенно окончились лишь тогда, когда Лифляндия была покорена и присоединена к России (1721 г.). Но Провидение, допустившее Псково-Печерской обители испытать столь тяжкие и продолжительные бедствия от нападения врагов, казалось, хотело только ещё более прославить эту обитель, подавши ей свою чудесную помощь для посрамления их, дерзнувших восстать на святое, Богом избранное, место. Силою своей святыни Псково-Печерский монастырь не только блистательно отразил их от себя, но и послужил твёрдым оплотом против них для всего края Псковского. Нашествие Польского короля Стефана Батория на Псковскую землю

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

СПб., 1991. С. 163-199; Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском мон-ре//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 478-535, 820-824; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 277-279. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 275; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып 2. Ч. 2. С. 269-271; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря//Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь//Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 406-409. В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме), различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г.- переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ни одной иконы И. (Переписные книги 1639, 1652, 1655, 1663, 1682 гг.; напр., 1652 г.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253, и др.). Ростовой образ И., выполненный на рубеже XIX и XX вв. (с поновлениями 2-й пол. XX в.) в реалистической манере, размещен на стене над его ракой в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Преподобный написан фронтально (фигура непропорционально коротка), он изображен старцем с аскетическими чертами лица, большими глазами, округлой седой бородой средней величины.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Предисловие Псково-Печерский мужеский первоклассный монастырь находится от станции Печер, Псково-Рижской железной дороги, в 3 верстах, от Пскова в 43-х и от Риги в 248 верстах; при ручье Каменце, на границе Лифляндской. Печерским он назван от находящихся в нём «Богом зданных пещер». Этот монастырь известен многими незабвенными заслугами для церкви и отечества, и, в своё время, был славен не только по всей России, но и заграницею, как о том известно из летописцев и из монастырских древних записей. Отсюда распространилась святая вера Христова в земле Лифляндской и благодатным светом озарила людей, ходивших во мраке язычества. Здесь – училище благочестия и христианских подвигов, – и из этого училища вышли на высшее служение церкви восемь Епископов и один Патриарх Всероссийский (Иоасаф). Издавна и до ныне сюда обращаются ищущие тихого пристанища от треволнений житейских и здесь находят себе благодатное успокоение. Наконец, Псково-Печерский монастырь полтора века служил для края Псковского твёрдым оплотом против врагов отечества. Четыре времени – Батория, Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона – были особенно страшны для Пскова. В каждое из них Псковитяне обращались к обители Псково-Печерской и каждый раз получали отсюда избавление от врагов, а часто и победу над ними. Такие важные и многочисленные заслуги Псково-Печерского монастыря дают ему полное право на благоговейное внимание и уважение к нему каждого православного сына отечества, – и благодарные современники бесспорно признают за ним это право. Жители Псковской страны и Лифляндии во множестве стекаются сюда каждый год к храмовым праздникам и особенно к крестным ходам. Многие из Новгородской, С.-Петербургской и других северо-западных губерний приходят в Псково-Печерский монастырь на поклонение святым чудотворным иконам. К сожалению, эти благочестивые поклонники, имея глубокое благоговение к святыне Псково-Печерского монастыря, по большей части, не знают прошедшей судьбы его, богатой самыми назидательными уроками жизни, – не знают великих заслуг Псково-Печерского монастыря, познание которых, без сомнения, ещё более увеличивало бы их благоговейное уважение к святой обители. Некоторые, конечно, имеют сведения о замечательнейших событиях в истории Псково-Печерского монастыря, но эти сведения, по большей части, не полны, не точны, а часто и не верны. Предания о заслугах Печерского монастыря, особенно во времена Грозного и Самозванцев, о многих чудотворениях, бывших в этой обители, от святыни Печерской, – эти предания, переходя из рода в род, из уст в уста, у многих потеряли, наконец, свою верность, – многое изменено и искажено, многое вымышлено и прибавлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Видя преславное житие, - как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, - и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая... (икос 5). Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть. Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о Богом зданных пещерах, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой Богом зданной пещеры копал церковь. Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу. Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, ... И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу. (Икос 5). Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни - полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя - ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася. Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос... (конд. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Простите меня многогрешного. Жаль, что люди, даже православные мало говорят о Боге. Разве говорить о Боге с сестрой или братом - это упоминание Имени Божьего всуе? Мне вот сейчас не с кем поговорить о Боге, а очень хочется. Мне не хочется говорить о мирской суете. Спасибо, дорогая Васса, что говорите о Боге - это так важно в наше непростое время. Татиана 14 июля 2017, 17:27 " Чуден Мир Твой, Господи! " . В этом " чуден " не заложено привычное понимание чуда, как чего-то экстраординарного. Неофит по привычке прежнего своего мировосприятия ощущает Божью милость и Божью благодать, как чудо. И в восторгах этих, и в эйфории этой есть доля диавольской необузданности. " Не упоминай Имя Божие всуе " - вот что стоит за словами Виктора. Помолюсь, чтобы Васса следовала этой заповеди, когда станет видеть Божью благодать и милость в творениях Его всегда и повсюду. Алексий 14 июля 2017, 00:18 Спасибо, дорогая Васса! Столь замечательный рассказ, очень хочется побывать в Печерах. Столь замечательном и прекрасном месте. Как здорово, что там есть мощи преподобной Вассы Псково-Печерской. Какой прекрасный монастырь на фотографиях, должно быть это совершенно невероятное место в жизни. Там жил старец Иоанн Крестьянкин, там жил продолжительное время и батюшка Тихон. Дай Бог каждому христианину и мне туда съездить. Спаси Господи, Васса. Ирина 13 июля 2017, 18:01 Смотря с кем говоришь,когда говоришь,в каком состоянии говоришь.А вообще постоянно говорить о Боге просто нельзя,многословие обесценивает тему. ааа 13 июля 2017, 00:36 Спасибо за замечательный рассказ! Но Виктор прав в одном случае: Если боишься возгордится, то лучше не рассказывать. Но не бойся потерять веру со временем: Искушением должно прийти... Но мой дедушка, пришедший в взрослом возрасте к Богу самый верующий человек которого я знаю и до сих пор возрастает духовно! Не отчаивайся: Невозможное человеку возможно Богу. Арина 12 июля 2017, 17:42 По-моему, обычная реакция нормального мужчины, говорить на этапе принятия решения, решение принято - делать без лишних разговоров. А женщины говорят до, во время и долго-долго после, по большей части не о предмете или событии, а о своем отношении, чувствах, эмоциях, переживаниях, в конечном счете опять же о себе. Надо ли? С другой стороны, может и этим тоже мы дополняем друг друга. " Носите бремена друг друга " , в т.ч. и за столом с незнакомыми людьми.

http://pravoslavie.ru/104760.html

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

не указано ни одной иконы К. (переписные книги 1639, 1652, 1663, 1682 гг.; см., напр.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253; Псковский Печерский мон-рь в 1586 г.//Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Предположительно 1-й единоличной иконой святого мог быть нагробный образ, поводом для написания которого послужило перенесение св. мощей К. в 1690 г. из некрополя, природной пещеры монастыря, в ц. Успения Пресв. Богородицы. Образ К. встречается на неск. иконах XVII-XVIII вв., объединенных темой явления Божией Матери, оказавшей чудотворную помощь защитникам Пскова и Печерского мон-ря в их героической обороне от нашествия войск польского кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для их создания послужили тексты, самые ранние списки к-рых относятся к рубежу XVI и XVII вв.: «Сказание о видении Божией Матери старцу Дорофею», «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о Псково-Печерском монастыре». В них К. упоминается как участник «мистического действа» - явления Богоматери. Он показан на иконах с многофигурной композицией в одном типе изображения: в темно-коричневой мантии, охристой или зеленоватой рясе, куколе округлой формы, с бородой средней величины с проседью; отличия в нюансах - расположении фигуры, жесте рук. Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Наиболее ранней является икона Божией Матери Псково-Покровская («Видение старца Дорофея») нач. XVII в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время в кафедральном Троицком соборе Пскова). На фоне панорамы Пскова («плана» города) и вида Псково-Печерского мон-ря, за стенами к-рого иноки просят Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Днесь Собор святых Псково-Печерских почтим: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу тропаря святых: Кто Тебе не ублажит: По кафизмах седальны воскресны от Октоиха, глас 3, с Богородичны их. Полиелей: Х валите имя Господне. На полиелее величание святым Псково-Печерским: Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Псково-Печерстии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Благословен еси, Господи: Ангельский собор удивися: Ипакои гласа от Октоиха. По ипакои – седальны, святых – 2. Седален, глас 1. Подобен: Г роб Твой, Спасе: Святых Псково-Печерских соборе достоблаженный, стено необоримая, Пресвятая Троицы полче Божественный, храните обитель свою, яко Дом Пречистыя, инокам всем верное пристанище, и молите за нас Христа Бога. Ин седален, глас тойже. Подобен: Н ебо звездами: Днесь обитель Печерская светло сияет, святых отец своих память творящи, и страна Псковская духовно торжествует, яко в ней явися собор чудный преподобных Твоих, Господи. Слава, святых (полиелейный седален), глас 1: Наста ныне, отцы Богоноснии, светозарный собора вашего праздник; проповедуют днесь обитель Псково-Печерская и вся Церковь Русская славу вашу, величающе вас Прославльшаго. И ныне, Богородичен, глас тойже: Радуйся днесь, Российская земле, яко удел Девы Пречистыя, славяще Ю, Воеводу Небесную и мира Заступницу, подающую обители Своей Псково-Печерстей от бед ограждение и велию милость. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие воскресны: Аще храм святых – прокимен и Евангелие святым: Воскресение Христово видевше: Псалом 50: Слава: Молитвами апостол: Аще храм – Молитвами святых Псково-Печерских: И ныне: Молитвами Богородицы: И стихира святых. Стихира святых, глас 7: Приимите ныне пение чад ваших благодарное, преподобнии отцы Псково-Печерстии, яко не оставили есте нас любовию отчею, и тою страстей наших коварства разоряете, да приимем от Господа дарования небесная, подражающе деяниям вашим Боголюбезным. Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: воскресен 3-го гласа со ирмосом на 4, ирмос единожды: И Богородицы на 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010