Сколько ни старался утаить своим юродством высоту своей добродетели блаженный Василий, сколько не бегал от мирской славы юродивый нагоходец, однако не мог утаиться от нее. В царствование Иоанна Грозного блаженный Василий настолько прославился своими подвигами, что стал известен даже при царском дворе. В то время первосвятителем Русской церкви был митрополит Макарий, за свои труды прозванный от современников чудным. В беседе своей с царем он сообщил ему о Василии, который измождал плоть свою наготою и постом, зимним хладом и солнечным зноем, к денным молитвам прилагал ночные. «Кто не весть сего блаженного, земные славы и красоты мира, аки студа, бежавша!» – отвечал царь митрополиту. Оба они восхваляли Бога, даровавшего в их время столь святого мужа. Господь прославил его пред царем многими знамениями, чтобы, следуя примеру царя, все люди воздавали ему достойную честь. В 1547 году, накануне страшного пожара, испепелившего Москву. Василий блаженный пришел в Воздвиженский монастырь на острове, что ныне Воздвиженка, и стал перед церковью, со слезами долго молился в безмолвии. Прохожие с удивлением смотрели на него и не знали, что подумать, – но все были уверены, что Василий без причины ничего не делал и не говорил. Это таинственное моление было предвестием страшного пожара, начавшегося в церкви Воздвижения честного креста. После этого бедствия, пробудившего в Иоанне Грозном раскаяние, собеседник Фроловских нищих, без сомнения, был свидетелем и торжественного сознания юного царя, который с лобного места открыл народу свою душу и молился о благоденствии царства. Наслышась о труженической жизни и прозорливости Василия, царь Иоанн пригласил его однажды в день своего тезоименитства к себе во дворец и велел поднести ему чарку вина. Юродивый, приняв ее, выплеснул за окно; тоже сделал он с другою и третьею чаркой. Царь, думая, что блаженный пренебрегает им, гневно спросил Василия: «зачем он так нечестно поступает с государевым жалованьем?» Но Василий смело отвечал ему: «не гневайся, царь, и знай, что, вылив это питье, я угасил пламя, которым объят был весь Новгород».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лишь только он сказал: не я, Господи, сотворил милостыню, но да причтется она сему! внезапно пал он среди церкви и умер». Услышав это, Феодор раскаялся в своем согрешении и благодарил Василия; с тех пор они сильно полюбили друг друга, и Феодор опять стал подвизаться в иноческой жизни. Но страсть сребролюбия еще не совсем погасла в душе Феодора. Однажды инок Василий по делам службы был послан игуменом из монастыря и пробыл в отсутствии три месяца. Диавол, пользуясь его отсутствием, принял на себя его вид и пришел к Феодору, как бы для полезного собеседования. «Как успеваешь ныне? спросил он Феодора, перестала ли мучить тебя мысль о розданном тобою имении?» He проникнув демонского коварства, Феодор отвечал мнимому брату: «успеваю при помощи твоих молитв и уже более не слушаю демонских внушений; ныне что повелишь, то исполню, так как твои советы приносят моей душе большую пользу». Диавол, в образе инока Василия сделавшись дерзновеннее, так как Феодор в беседе не помянул имени Божия, сказал обольщенному: «ныне я тебе даю другой совет, в исполнении которого найдешь себе успокоение и награду за розданное тобою имение. Проси себе у Бога много золота и серебра и не позволяй никому входить к себе в пещеру, и сам из нее не выходи». Феодор обещался исполнить его волю и, следуя лукавому внушению, стал просить себе у Господа сокровища, обещая все раздать на милостыню. Ночью во сне явился ему как бы светлый ангел и указал ему в одном месте пещеры сокровище; это видение повторялось несколько ночей к ряду. Феодор стал копать на указанном месте и действительно нашел сокровище. Явившись опять в образе Василия, диавол спрашивал Феодора: «где найденное сокровище?», о котором будто бы и ему было открыто в видении. Но Феодор, страдая уже корыстолюбием, не хотел сказать о найденном сокровище. Тогда диавол стал внушать ему, чтобы он никому не рассказывал о своем богатстве и не раздавал его нищим, иначе снова впадет в уныние; советовал ему лучше выйти из монастыря, купить имение и жить в миру спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я не знал имени умершего; уже после узнал, что это был Моисей Угрин. Молись и ты брат, сему преподобному Моисею». Так рассказывал блаж. Иоанн свою историю брату. Брат выполнил совет Иоанна, и страсти перестали смущать его душу. После наставления искушаемому брату преподобный жил не долго. Он скончался около 1160 года 18 июля. Пред своею кончиною святой подвижник закопал себя по плечи в землю в месте своих подвигов – Антониевой пещере; в таком положении св. Иоанн покоится и в настоящее время; честная глава и крестообразно сложенные руки на виду, все прочее в земле. (Печерск. Патерик). Преставление преп. Леонтия Преподобный Леонтий был основателем Карихова монастыря в Новгородском уезде. Скончался он 18 июля 1429 г. Мощи его почивают в бывшей монастырской, а теперь приходской церкви (Истор. Росс. Иер. ч. 4. стр. 355. Месяц. Вост. А. Сергия). 19-е число Пр. Макрины. Пр. Диа. Преставление Романа Олеговича, благов. князя Рязанского. (Четырех подвижников в миру. Преставление блаж. Стефана Лазаревича, деспота Сербского, и память матери его Милицы). Св. Макрины Св. Макрина родилась в Каппадокии в царствование Константина Великого от благочестивых родителей Василия и Емилии. К семейству Василия принадлежали еще Василий Великий и Григорий Нисский ; все же семейство состояло из пяти сыновей и пяти дочерей; Макрина была старшею дочерью. При ее рождении родители дали ей имя Феклы, но родственники и ближние называли ее Макриною – по имени бабки новорожденной. Емилия тщательно занималась воспитанием своей дочери и зорко следила за ее развитием. Когда дочь подросла, Емилия занялась ее обучением и приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из этих книг благочестивая мать выбирала для своей дочери все, что только было доступно пониманию ребенка, и заставляла ее выучивать наизусть, заключающиеся в священных книгах, молитвы, славословия и места, содержащие в себе полные уроки житейской мудрости. И Макрина, усердно изучая с малых лет вдохновенные псалмы Давида и мудрые наставления Соломона, во всех случаях своей жизни руководилась ими. Пробуждалась ли она от сна, принималась ли за работу, отдыхала ли или ложилась спать – священные изречения всегда были на ее устах и в сердце. Постоянно сопутствуемая этими изречениями и неусыпно руководимая своею матерью, Макрина чуждалась рассеянности и легкомысленных поступков. Частые посещения храма Божия еще более утвердили в ней благочестивое настроение духа. Религиозное образование Макрины хотя и было в глазах ее матери самым необходимым и важным предметом воспитания, но не единственным. Имея в виду, что физический труд укрепляет здоровье, Емилия приучала свою дочь к женским рукоделиям и домашнему хозяйству, так что Макрина никогда не проводила время в праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

за 87, об утверждении Положения о стипендии имени покойного родителя моего – Почетного Гражданина города Москвы Василия Алексеевича Бахрушина при Московской Духовной Академии и копии самого Положения, я получил. Принося Вам мои извинения за промедление в ответе, довожу до сведения Вашего, что в память матери моей, скончавшейся 17 Июня c/г., я бы желал увеличить завещанный на стипендии покойным отцом моим капитал до размера, необходимого для немедленного открытия второй стипендии, на что удачная редакция § 4 Положения дает мне полное право. При том было бы желательно, чтобы имена покойных родителей моих поминались в Академической церкви за упокой – Василия: 1) 19 Февраля (день рождения), 28 Февраля (день ангела) и 29-го Октября (день смерти); Веры – 1) 8-го Июля (день рождения), 2) 17-го Сентября (день ангела), 3) 17-го Июня (день смерти). В виду изложенного покорнейше прошу Совет Академии сообщить мне точный размер недостающей суммы, принимая во внимание внесенный уже капитал с наросшими на него и неизрасходованными процентами и считая, что общая сумма стипендиального капитала для открытия двух стипендий должна приблизительно равняться двенадцати тысячам пятистам рублям (Р. 12500). Я бы полагал внести недостающую сумму в 5% облигациях Р. Государственного займа 1906 г. По получении Вашего ответа с точным расчетом означенной суммы, таковая могла бы быть передана в самом непродолжительном времени уполномоченному на то Советом Академии лицу в амбаре Товарищества А. Бахрушина С-ья, находящемся на Варварке в Старом Гостином Дворе. Затем, имея частным образом сведения о том, что стипендия имени покойного отца моего В. А. Бахрушина, предоставленная Валентину Протопопову, за смертью его ныне свободна, имею честь просить Совет Академии прислать мне о том официальное уведомление в виду предоставленного мне покойным учредителем стипендий права замещать их. Кандидатами для замещения как существующей уже, —363— так и вновь открываемой стипендии предварительно заявляю следующих лиц: 1) Сергей Постников, выдержавший текущей осенью вступительный в академию экзамен, старший сын священника города Кашина Тверской губернии Николая Постникова; у отца девять человек детей, дохода получает всего 1000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Строевское. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1880 - 1910. Адрес: Рязанская обл., Путятинский район, с.Строевское Координаты: 54.193128, 41.227067 Проезд:от Путятина на С-В 7км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строевское  под именем Хлыстова, Строевская тож, с церковью великого чудотворца Николая упоминается в окладной книге 1676 г., где показано: двор попов, к церкви разных помещиков дачи земли 4 четверти в поле, сена  50 копен, иных угодий нет. В приходе к той церкви в том селе Хлыстове двор вотчинников, дворов крестьянских 31 двор и бобыльских 4 двора. К той же церкви в приходе деревня Волосатова с 2 дворами помещиков  Бориса и Василия Фроловых, крестьянских 12 дворов, бобыльских 2 двора. Кроме того, в состав Строевского прихода входила  новонаселенная деревня Любоцкая с дворами помещиков и 8 крестьянскими дворами. В апреле 1774 г. преосвященным Палладием дано было дозволение  на построение в с. Строевском, вместо ветхой, новой деревянной церкви Божией в тоже храмонаименование и на том же кладбище, согласно просьбе того села  иерея Киприана Васильева  с приходскими людьми, а  в апреле 1779 г. означенного села помещика – лейб-гвардии Семеновского полка капитана Василия Ивановича Протопопова – староста Федор Никифоров также со всеми прихожанами просил о дозволении новопостроенную церковь, за сгорением прежнего антиминса, на вновь выданном иерею Петру Афанасьеву, которому и дозволено было освятить Николаевскую церковь храмосвятной грамотой, данной 28 апреля того же 1779 г. Без особых изменений церковь эта существует и до настоящего времени. О построении церкви в с. Строевском сохранилась такого рода предание: первоначально в этом селе вместо храма стояла часовня, когда же сельчане вздумали на месте этой часовни построить церковь и начали свозить необходимый для того строительный материал, то весь привезенный ими  лес ночью обращался в уголь. Так случалось не раз, не два. Недоумениям и предположениям не было конца. Но пастуху, бывшему со стадом недалеко от сельца, явился какой-то старец и приказал ему передать жителям того сельца, чтобы они построили церковь не на том месте, где у них стоит часовня, а на том, где явился пастуху этот старец. Приказание старца было немедленно передано жителям с. Строевского, которые вместе с пастухом поспешили на место явления старца и увидели на дереве, из-под  которого текла ключевая  вода, икону святителя Николая. Икона перенесена была в часовню, а на месте явления старца поставлена была церковь, куда перенесена была из часовни и явленная икона св. Николая. Старая часовня была уничтожена, а над родником была поставлена новая, которая существует  и до настоящего времени.

http://sobory.ru/article/?object=20255

В церкви же препод. Платона и св. муч. Татианы чтится их местная храмовая икона. Теперь там нечто в роде скита, в котором до 100 человек братий. Богослужение, уставы и чиноположения в нем почти одинаковы с монастырскими. – Местность, на коей стоит эта обитель иноков, очаровательна. Оттуда открывается вид к Афонскому перешейку и на оба морских залива: Свято-горский (Монте-Санто) и Иериссовский, которые разделяет и перешеек. За ними вдали виднеется хребет Македонских гор, а еще дальше, влево, высокие горы Олимпийския. На берегу моря или залива святогорского есть две пристани, одна от другой расстоянием версты на две, к которым от скита ведут две прекрасный дороги. Недалеко от сего скита, на одной из высот Афона, именуемой по-гречески «Мегали-Вигла», а по-русски – «Великая стража», Афонский подвижник преподобный Марк, ученик св. Григория Синаита , видел Царицу Небесную на превознесенном божественном престоле, в чудной красоте и царственной славе. Ее окружало множество небесных сил, воспевая Ея величие и достоинство. Богоматерь оттуда осеняла всю гору и, проливая на нее свет благодати, ограждающей Ея земный жребий от мира и соблазнов его, стала как-бы неусыпающим стражем для спасающихся. Между тем, начиная от св. Афанасия и Петра Афонских, множество Афонских иноков, окружая престол Царицы Небесной, вместе с Ангелами, стояли как-бы стражами святой горы, осияваясь светом небесным и блистая как огненные столпы, в означение того, что при державном покрове Божией Матери они остаются для Афона твердым ограждением (см. Афонский патерик). Вблизи скита строится новый кладбищенский храм в честь чудотворных икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской. Кроме того, на кромичной земле устроено несколько пустынных келлий с церквами, а именно: 1) Преподобных Зосимы и Савватия соловецких и Сергея и Германа валаамских чудотворцев, близ скита, на холме, иждивением разных благотворителей, при содействии схимонаха Серафима (Сергия Павловича Калмыкова). При ней пчельник. 2) Св. Василия Великого , верстах в полутора от скита, по дороге к морю, келлия безмолвная, в горах. Устроена иждивением почетного гражданина Василия Ивановича Сушкина; церковь освящена о. архимандритом Макарием в 1873 г. При ней масличный сад. 3) Иверской Божией Матери, на берегу моря, близ пристани, на широкой равнине. Об этой келлии упомянуто выше. При ней масличный сад. 4) Св. великомученика и целителя Пантелеймона, о коей упомянуто выше, близ Иверской келлии. При ней пчельник. 5) Святителей: Петра митрополита московского и Тихона Задонского , близ другой главной пристани. Устроена иждивением московского купца Петр Ивановича Протопопова и тульского купца Ивана Сергеевича Белобородова; освящена о. архимандритом Макарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. С. 226-233; 1910. 10. С. 250-256), курсов под рук. Петрова-Бояринова в С.-Петербурге, устроенных Регентским уч-щем (1911. 1. С. 20-22; 2. С. 54-56; 3. С. 75; 4. С. 98-99; 12. С. 274-275; 1913. 12. С. 206-208), московских полугодовых пастырских курсов (с 1910), курсов головщиков для управления народными хорами в местном братстве святителей Петра, Алексия и Ионы, летних регентских курсов, организованных Н. С. Буйловым в Вильне, певч. курсов при Новгородской ДС, краткосрочных педагогических курсов по церковному пению в Архангельске (1910. 4. С. 105; 9. С. 230-232; 10. С. 260-262), бесплатных регентских курсов при Ярославском муз. училище для учителей и учительниц начальных классов. Также освещалась деятельность курсов для учителей церковноприходских школ в Кишинёве, Уфе, Могилёве, Костроме, Рязани, Одессе, Новгороде, курсов пения, устроенных Об-вом религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге с 1910 г., регентско-учительских курсов при муз. уч-ще Е. М. Самойловой в Севастополе, 3-летних курсов для подготовки преподавателей духовного и светского пения при всех муз. уч-щах РМО (1912. 9. С. 174) и др. Немаловажную роль для повышения образовательного уровня регентов и учителей церковного пения выполняли публикации о вышедших в свет книгах по церковному пению, учебных пособиях: в 1909 г. появились сообщения и рецензии на издания прот. Димитрия Аллеманова, свящ. Василия Зиновьева , Н. Д. Кашкина , Никольского, А. М. Покровского, С. В. Протопопова , печатавшиеся в рубрике «Отзывы о новых книгах и музыкальных сочинениях» (1909. 1; 2. С. 62-63; 3. С. 93-94; 4. С. 199; 5. С. 143; 7/8. С. 209-211; 9. С. 212-288), Кастальского (1910. 2. С. 53-54; 9. С. 231-232; 10. С. 265; 11. С. 292), Преображенского, свящ. Петра И. Тихова, П. И. Смирнова, Н. М. Соловьёва (1911. 1. С. 23; С. 76; 6/7. С. 164. 8. С. 186; 11. С. 250), Л. А. Саккетти , А. Ф. Селиванова (1913. 5/6. С. 77; 10. С. 166-167; 11. С. 193-194), свящ. Василия Лебедева (1917. 12. С. 58-60). Журнал уделял внимание творчеству совр.

http://pravenc.ru/text/182373.html

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал поданное произведённого в Петропавловский собор в протопопы бывшего в Московском Благовещенском соборе священником Михаила Слонского доношение, которым (на посланные из Святейшего Синода к нему, Слонскому, 1737 г. в октябре и ноябре месяцах в бытность его в Москве о избрании для определения в тот Петропавловский собор в указное число из обретающихся в Москве учёных и предики сказывать могущих священников, дьяконов, также и церковных причетников, в церковном пении и книгочтении искусных, указы, между прочим, объявляет: в определённое-де по тем указам число выбрано им, протопопом, Московской Славяно-греко-латинской академии из студентов в священники из школы богословия, который и в предике опробован, Василий Баранович, токмо-де о бытии его у вторичной 734 года присяги (о которой-де он показал, что был в Киевской академии с прочими учениками и на присяжном листе подписался) не исследовано, понеже-де той присяги в Московской Синодальной Канцелярии не отыскано, да и всей-де той Киевской академии вторичным присягам книг в той Канцелярии не имеется; в диаконы из школы богословия Георгия Неруновича, который-де для женитьбы и произведения в тот чин до февраля оставлен в Москве, да единого громогласнейшего большого Успенского собора из школы философии диакона Михаила Ананьева, который-де в сказке показал, что он предику сложить может, но за малопамятством выучить и наизусть сказать не может, и затем он, дьякон, до собственного Святейшего Синода рассмотрения и указу оставлен в Москве. Приказали : вышепоказанных большого Московского Успенского собора диакона Михаила Ананиева и оставленного для женитьбы и произведения в диакона же из школы богословия Георгия Неруновича, да к произведению во священника студента из школы богословия Василия Барановича по брачном оных студентов сочетании по силе же посланного прошлого 1737 года ноября 23 числа из Святейшего Синода в Московскую синодального правления Канцелярию указа выслать в Санкт-Петербург в немедленном времени; о бытии же упомяненного студента Василия Барановича у состоявшейся в 1731 году в верности Её Императорскому Величеству и по ней Её Императорского Величества Высоким Наследникам присяги (о которой он, Баранович, показал, что он у той присяги был и на присяжном листе подписался, будучи в Киевской академии с прочими учениками), ежели в Святейшем Синоде известия о том не имеется, преосвященному Рафаилу, архиепископу Киевскому и Галицкому, кем надлежит исследовав, то следствие прислать в Святейший Правительствующий Синод при доношении своём неукоснительно. И о вышеписанном из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую синодального правления Канцелярию и к преосвященному Рафаилу, архиепископу Киевскому и Галицкому, о чём куда надлежит послать указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Начальства духовных академий выдают таковым воспитанникам только временные виды на жительство или билеты на проезд, но отнюдь не удостоверительные свидетельства об окончании ими академического курса, а также прогонные деньги до места их родины; дипломы же на степень кандидата богословия и аттестаты на звание действительного студента, с обозначением в них обязательств служебных и денежных, документы о родопроисхождении и др., а также взятые у них точные адреса их местожительства, – препровождаются Советами академий, вместе со списками по установленным формам, в Учебный Комитет при Святейшем Синоде, где они и хранятся впредь до определения воспитанников на службу; о всякой перемене своего местожительства означенные воспитанники немедленно доносят Учебному Комитету». 4) Из оканчивающих ныне курс воспитанников Академии не пользовались казенным содержанием ни в Семинарии, ни в Академии священники Веселовский Николай и Красновский Ипполит. – Из них первый заявил о своём желании служить по духовно-учебному ведомству, а второй пожелал получить документы на руки. 5) Определением Святейшего Синода от 20 мая – 3 июня – 15 июля 1905 года за 2809 постановлено: «В виду того, что допущение иностранных уроженцев на духовно-учеб- —187— ную службу в пределах России зависит от усмотрения Святейшего Синода, в выдаваемых академическим воспитанникам из таковых уроженцев дипломах и аттестатах, если ими не принята присяга на русское подданство, не должно быть обозначаемо их право быть преподавателями в русских духовно-учебных заведениях; вследствие чего академическим начальствам надлежит выдавать иностранным уроженцам дипломы и аттестаты по особой, соответственно сему изготовленной форме». – 6) Оканчивающий ныне курс болгарский уроженец, турецкий подданный, иеромонах Панарет (Наумов) присяги на русское подданство не принимал. Определили: 1) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Священника Васильева Иоанна, Концевича Николая, Афонского Федора, Вещезерского Ардалиона, 5) Введенского Александра , Протопопова Николая, Щетинина Александра и 8) Макова Василия – удостоить степени кандидата богословия, с предоставлением им права при искании степени магистра не держать новых устных испытаний; Тихомирова Василия, 10) Смирнова Дмитрия, Соколова Владимира, Новицкого Макария, Попова Павла, Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какие именно идеи и возражения их произвели теперь новое смущение и опасения, об этом можно узнать из изданного протопопом Иоанном Наседкой (в 1642 г.) сборника, под заглавием: «Изложение известно от Божественных Писаний старого закона и новой благодати на окаянных и злоименных Лютеров, на многие ереси ответы возразительные» 207 . Этот сборник в свое время так же был распространен в читающей публике и до вашего времени сохранился в таком же количестве экземпляров, как и книга священника Василия и 12-ть глав «о иконех, кресте, хвале Божии», который легли в основу его или, вернее, составили первую его часть 208 . О большей же части других упомянутых сборников ничего не известно, кроме того, что они когда-то существовали, имели специальное противолютеранское назначение и то или другое заглавие. Правда, один сборник сохранился до нас вполне: «12-ть избранных слов о чести св. икон и о поклонении», написанных греческими отцами и учителями церкви времен иконоборства 209 и теперь направленных против идей, которые наследовала реформация от иконоборства 210 , но эти слова имеют слишком общее содержание, и могут служить разве подтверждением того, что излюбленные иконоборческие идеи неутомимая пропаганда снова начала проповедовать на Руси 211 . По сборнику 47-главому и некоторым другим данным любопытно бы дознать – 1) какие из прежде известных на Руси идей и воззрений своих и в какой подновленной форме старалась распространить пропаганда и 2) с какими совершенно новыми вопросами и возражениями выступила она теперь? 1. Исконное возражение против иконопочитания встречается и в настоящем сборнике, только не в такой резкой форме, как прежде: теперь оно сводится к мысли: «в чести подобает св. иконы имети, а молиться пред ними не достоит». Опровержению этого возражения посвящены четыре главы: 19-я (л. 160–166) 212 по мыслям и многим возражениям сходная со 2-й статьей священника Василия и 1-й 12-ти главого сборника; 20-я глава (л. 167–169), представляющая повторение дальнейших доказательств, находящихся в 1-й главе названного сборника; затем обширнейшая из всех 47 глав 21-я (л. 171–197) и 22-я глава.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010