Наши летописи представляют множество примеров подобного явления. Когда ослепленный Василько получил снова Теребовль, отнятый прежде у него, то «наставши весне», пошел вместе с братом Володарем – мстить Давиду Игоревичу за свое ослепление. Давид затворился во Владимире. «Онема же (то есть, Васильку и Володарю) ставшима около Всеволожа, и взяста копьем град и зажгоста огнем; и бегоша людье огня. И повеле Василько исечи вся, и створи мщепье на людех неповинных, и пролья кровь неповинну» 62 . Несколько времени спустя, он пришел к городу Владимиру вытребовать какого–то Туряка, Василия и Лазаря, которые будто «намолвили» Давиду ослепить Василька. Туряк успел бежать в Киев, а Василий и Лазарь были схвачены и выданы, и «заутра, по зари, повесиша Василя и Лазаря и растреляша стрелами Васильковичи... Се же второе мщение, – прибавляет летописец, – его же не бяше лепо створити; дабы Бог отместник был, и взложити было на Бога мщенье свое» 63 . В истории борьбы Изяслава II с Юрием Долгоруким из–за Киевского стола, был, между прочим, подобный же случай: Изяслав из мести сжег городок у Юрия; Юрий собрал войско и сказал: «Сожег мой городец, то и я отожгу противу» 64 . Русская проповедь того времени глубоко сознавала весь нравственный вред от господствовавшего в догдашнем русском обществе духа мести, действовавшего в разрез с понятием о христианской любви к ближним, которая предписывает скорее платить добром за зло, нежели мстить, – и потому сильно восставала против укоренившегося противу – христианского обычая мести. Так, еще Лука Жидята ( 1059) в одном из своих поучений трогательно взывал к своей пастве: «Претрьпите брат брату и всякому человеку, а не вздати зла за зло» 65 . В одном древнем сборнике поучений, проповедник, глубоко возмущенный испорченностью людей, с прискорбием говорит, что такая нравственная порча происходит, между прочим, от того, что «вста... лютость на кротость, вста гнев па тихость, на любовь – ненависть... обида на смирение, разбои на братолюбие... Темже, – прибавляет он, великое есть требе вздержание» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Это собственно церковно-литературные добавления к синодику, служившие для него вступлением. Можно заметить, что по содержанию и господствующему в них тону эти добавления к синодикам (статьи из „Лавсаика“, из патериков и друг.) 4 относятся к тому обширному отделу церковно-славянской или, вернее, обще-церковной средневековой письменности и искусства (так как их текст обыкновенно сопровождался соответственными картинами), который на западе нашел свое полное завершение в поэме Данте, в картинах Микель-Анжело и Гольбейна («Пляска мертвых»), на востоке и у нас – в „Видении“ мпиха Григория (в житии Василия Нового) и в картинах, изображающих воздушные мытарства и страшный суд 5 . Их литературно-народное значение прекрасно характеризует проф. Буслаев: «соединяя в себе выписки из патериков и прологов с народными рассказами, эти сборники (синодики) составляют в нашей литературе естественный переход от древнейшей письменности к позднейшим народным книгам и лубочным изданиям, которым они предшествуют своими миниатюрами“ 6 . Прежде всего идут княжеские роды, которых нам удалось насчитать до шестидесяти; приведены почти все известнейшие княжеские роды древней и новой России: Андрониковы, Бельские, Волынские, Вяземские, Глинские, Голицины, Дашковы, Сицкие, Трубецкие, Хованские, Шереметьевы и т. д. и т. д. Число членов некоторых из этих родовитых княжеских фамилий доходит до 2000 и их списки занимают до 8 с половиной, даже до 11 листов (списки имен, потому что только один предок или родоначальник фамилии именуется полным титулом – по имени, отечеству и фамилии). За княжескими идут роды боярские: Хабаровы, Третьяковы, Морозовы, Адашевы, Самарины, Плещеевы, Челищевы, Иконниковы (13 с половиной листов) и т. д., фамилии лиц из высшего духовенства: архиепископов (новгородского Геннадия), епископов, протопопов и т. д., роды государевых истопников и других царских слуг („дворцовые люди и шваль“), княжеских и боярских слуг, разного рода служилых людей (встречается даже „род казачьего атамана Ивана Кушникова, прозванием победной“), купцов, крестьян и монастырских служек, наконец „монастырских крестьян, убитых на войне с Литвою и с крымскими татарами“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Июня 25 (8 июля) Священномученик Василий (Протопопов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Василий родился в 1886 году в селе Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика Сергея Протопопова. После окончания Смоленской Духовной семинарии Василий Сергеевич был назначен учителем школы в селе Торбеево Сычевского уезда Смоленской губернии. В мае 1915 года он был рукоположен во священника к храму в селе Новый Покров Уваровского района Московской области. В 1928 году суд оштрафовал отца Василия за принятие помощи от верующих для уплаты налога. В 1931 году за неуплату очередного налога отец Василий был осужден на восемь месяцев исправительно-трудовых работ, также у него был отнят дом и имущество. После подачи жалобы приговор был отменен, но имущество возвращено не было. 19-летний комсомолец, заведующий избой-читальней соседнего села Острицы, 20 ноября 1937 года написал в Уваровское районное отделение НКВД заявление, в котором просил «принять меры к служителю церковного культа Ново-Покровской церкви». На следующий день заявитель был вызван в НКВД для дачи свидетельских показаний. Следователь попросил рассказать его, что он знает о контрреволюционной деятельности священника. «Ввиду того, – заявил лжесвидетель, – что у нас в деревне Острицы церковь закрыта, Протопопов взял в свой приход и наш Острицкий сельсовет, то и дело ходит по деревням, ведет контрреволюционную агитацию среди населения, чтобы ходили в церковь и молились Богу. Об этом мне неоднократно приходилось слышать от молодежи и от школьников, приходящих в избучитальню. Кроме этого нужно сказать, что Протопопов взял под свое влияние учительницу, имеющую высшее образование, с которой он имеет тесную связь, к которой он часто ходит в дом. Она в настоящее время бросила работать в школе, занимается исключительно своим домашним хозяйством и регулярно посещает церковь, где поет как певчая. В сентябре 1937 года я был в кооперативе в селе Новый Покров. Выходя из магазина, встретился с Протопоповым. Я задал ему вопрос: вы все еще работаете в церкви? Пора бы кончить, ведь, наверное, к тебе в церковь никто не ходит? На это Протопопов ответил: вы не думайте, что все люди такие тупые, как у вас в Острицах, которые допустили, что вы надругались над Божиим храмом, загрязнили его пылью и зерном. Это безобразие. Нужно верующим решительно идти за то, чтобы очистить храм от зерна и более решительно требовать открытия церкви. В конституции и то сказано, что вероисповедание свободное, а вы здесь на месте нарушаете это, закрываете церкви. Недолго осталось вам сбивать людей, чтобы они шли против Бога, скоро этому подойдет конец.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 июня (8 июля) Священномученик Василий Протопопов Священномученик Василий родился в 1886 году в селе Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика Сергия Протопопова. Окончив Смоленскую Духовную семинарию, Василий Сергеевич работал учителем в школе в селе Торбеево Сычевского уезда . В 1915 году он был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокров Гжатского уезда Смоленской губернии . В 1920-х годах отец Василий был предан суду за то, что обратился к прихожанам с просьбой о помощи в выплате налогов за пользование храмом, и приговорен к двумстам рублям штрафа. В 1931 году он был арестован по обвинению в неуплате налогов и приговорен к восьми месяцам исправительно-трудовых работ. Священник подал жалобу на неправый приговор, суд его оправдал, и он вернулся к служению в храме. Наступил 1937 год; участь большинства священников того времени не миновала и отца Василия. 20 ноября 1937 года заведующий избой-читальней в соседнем с Новопокровом селе Острицы отправил в районный отдел НКВД заявление, прося «принять меры к служителю церковного культа Новопокровской церкви Василию Сергеевичу Протопопову, так как в беседе... в сентябре 1937 года высказывал контрреволюционные взгляды по поводу закрытия Острицкой церкви... Мне неоднократно приходилось слышать от школьников и молодежи Острицкого сельсовета... что поп их останавливает и уговаривает ходить в церковь молиться Богу, а избу-читальню называет антихристовым сборищем» . На следующий день следователь допросил избача-комсомольца, который сказал: «Василий Сергеевич Протопопов, ввиду того что у нас закрыта в селе Острицы церковь, взял в свой приход и наш Острицкий сельсовет и то и дело ходит по деревням и ведет контрреволюционную агитацию, чтобы ходили в церковь и молились Богу. Об этом мне неоднократно приходилось слышать от молодежи и от школьников, приходящих в избу-читальню, которые мне, как заведующему избой-читальней, заявляли: “Вот мы шли в избу-читальню, и с нами встретился поп Новопокровской церкви... и говорит нам: “Куда вы, ребята, идете?” А когда ему сказали, что идем в избу-читальню, то после этого Протопопов, как мне передавали школьники, говорил: “Вы еще младенцы, не ходите в антихристово сборище, не надо вам согрешать. Вам надо учиться Божественным молитвам. Вам надо ходить в церковь, молиться Богу...” Кроме этого, Протопопов взял под свое влияние учительницу, имеющую высшее образование... и она в настоящее время бросила работать в школе... и регулярно посещает Новопокровскую церковь, где поет как певчая» .

http://fond.ru/kalendar/523/vasiliy/

На той же грамоте подтвердительная подпись в году Государя Царя Феодора Алексеевича за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. XXI. В Феврале 7178/1670 года, на имя Преосвященного Питирима, Митрополита Новгородского и Великолуцкого, о положении с имеющегося в Старой Русе Юрьева монастыря варничного промысла для монастырского употребления беспошлинно соли, за справой Константина Курбатова. XXII. В 7179/1671 году, Марта 31, об истребовании Старорусского варничного промысла с соли, которая идёт как в Юрьев, так и в приписные к нему монастыри, с 989 пудов таможенных пошлин за справой Ивашка Юдина. На той же грамоте на обороте подтвердительная подпись зрке года, Февраля в день Государя Царя Феодора Алексеевича, за приписью Дьяка Филиппа Артемьева. XXIII. В 7180/1672 году, Марта 10, о платеже вотчинным Юрьева монастыря Заонежских погостов крестьянам всяких Государевых податей, и за Повенецкий таможенной сбор порядочных пошлин и о ведомстве их в Новгороде за приписью Дьяка Якова Поздышева, за справой Бориса Протопопова. XXIV. В том же году, Августа 24, в подтверждение прежней о несуждении и нетребовании с монастырских Заонежских вотчин крестьян податей и подвод на Олонце, но в Новгороде, за приписью Дьяка Якова Поздышева, за правой Бориса Протопопова. XXV. В 7182/1673 году, Сентября 15, о нетребовании с вотчинных Юрьева монастыря Олонецкого уезда крестьян на Повенецком рядку лишних с торгов пошлин, за приписью Дьяка Василия Бобинина, за справой Бориса Протопопова. XXVI. В 7182/1674 году, Марта 9, на владение в Старорусском уезде пустошью Ляховичами и деревней Заробьей, за приписью Дьяка Якова Поздышева. XXVII. В том же году, Мая 4 дня, об освобождении от оброка Краснолуцкой монастырской варницы и подворий, подле оной находящихся, за приписью Дьяка Степана Палькова. Грамота сия подтверждена в 1677 году Царём Феодором Алексеевичем. XXVIII. В 7183/1675 году, Февраля 28, на владение в Деревской Пятине в Ляховицком погосте пустошами Бобышиной и Козловой, за приписью Дьяка Ивана Остафьева; подтверждена в 1677 Государем Царём Феодором Алексеевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Особенно большое сочувствие обнаруживает он в своем Поучении к творениям Василия Великого , который известен, как строгий подвижник. Знакомство Мономаха с творениями Василия Великого указывает на то, что эти творения достаточно были распространены между русскими грамотными людьми древности. До нас сохранился замечательный сборник поучений, переведенный с греческого для Болгарского царя Симеона (889–927 гг.) и потом переписанный в России для великого князя Святослава в 1073 году и известный под именем сборника Святославова. В нем, кроме творений Афанасия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Иустина Философа и других учителей церкви, весьма много находится произведений Василия Великого . Сохранился до нас еще другой, Святославов же, сборник 1076 года, в котором также можно встретить труды Василия. Впрочем, значительное количество поучений с именем Василия находится, сверх указанных, еще во многих других сборниках, например, в Златой Цепи, Измарагдах и проч. Кроме того, в России существовал Шестоднев Василия Великого, переведенный, хотя и не в полном виде, Иоанном Экзархом Болгарским. В Московской синодальной библиотеке, встречаются списки Шестоднева XV века, что дает право заключать, что эти списки были в руках русских людей уже с древних времен. Касательно перевода Шестоднева нужно прибавить, что его нельзя назвать в полном смысле переводом с подлинника. Вот что говорит об этом предмете Калайдович: «Экзарх Болгарский, положив в основание труд Василия Великого и поль зуясь руководством других писателей, составил собственное рассуждение по сему предмету, которое сохранилось в древнем списке под следующим заглавием: «Шестоденье, списано Иоаном, презвитером экзархом, от святого Василия, Иоана (Златоуста) и Сеурияна (Севериана, епископа Гевальского) и Аристотеля Философа и инех» 42 . Но во всяком случае дух произведений Василия Великого не мог не сохраниться и в такой переделке Шестоднева, какую дозволил себе Иоанн, экзарх Болгарский. Мы заметили выше, что творения Василия Великого пользовались особенным сочувствием Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Смоленский С. В. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. СПб., 1910; Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII в. М., 1965; Успенский Н. Д. Образцы древнерус. певч. искусства. Л., 1968; он же. Древнерусское певч. искусство. М., 19712; Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в. М., 1969. С. 52-53; Канционал//МЭ. 1974. Т. 2. Стб. 704; Протопопов В. В. Партесное пение//Там же. 1978. Т. 4. С. 190-193; он же. История полифонии. М., 1987. Вып. 5: Полифония в рус. музыке; он же. Русская мысль о музыке в XVII в. М., 1989; он же. Значение партесного стиля в истории рус. музыки//Из истории духовной музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Р. н/Д., 1992. С. 39-52; он же. Ростовский митр. Варлаам (Рогов) - «знаменному пению распевщик и творец»//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 143-148; он же. Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля// Протопопов В. В. Из неопубл. наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Рус. музыка всенощного бдения. Муз. творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля/Сост. и науч. ред.: Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич. М., 2011. С. 301-395; Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур//Проблемы истории и теории древнерус. музыки: Сб. ст. Л., 1979. С. 7-61 (здесь: 15); Фролов С. В. Из истории демественного распева//Проблемы истории и теории древнерус. музыки: Сб. ст./Сост.: А. С. Белоненко. Л., 1979. С. 99-108; Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983; Шавохина Е. Е. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифонии: Канд. дис. М., 1987; она же. Рус. профессиональная традиция многоголосного творчества XVII - нач. XVIII в.: Лекция по курсу «История рус. музыки». М., 1988; Шиндин Б. А., Ефимова И. В. Демественный распев: Монодия и многоголосие. Новосиб., 1991; Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения: XVI в.//История полифонии. М., 1996. Вып. 2Б; она же. Полифония: Программа-конспект. М., 2007; она же. Полифония: Учеб. пособие для высш.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

По преставлении Василия блаженного над его ракою совершились бесчисленные чудеса; не только жители Москвы, приходившие с верою к месту его погребения, получали исцеление от своих недугов, но и в отдаленных пределах царства Русского сделалось известным имя блаженного. Многие больные, для которых бессильна была помощь человеческая, были вразумляемы в сновидениях прибегнуть к молитвам блаженного Василия и из дальних стран предприняли трудный путь в Москву, где получали по своей вере исцеление. Боярский сын из города Вологды, Василий Копятов страдал ногами, так что не мог двинуться с места в течении года. Он собрался на костылях идти в Москву к гробу Василия блаженного, чтобы испросить себе исцеление. Довольно пути прошел он: но наконец совсем обессилил. He зная, что ему делать, он мысленно обратился к Угоднику Божию и воскликнул в глубине сердца: «помоги мне, блаженный», – вслед за тем услышал ответный голос: «если хочешь получить исцеление, иди к моему гробу». Больной в ту же минуту почувствовал исцеление. Уже не для исцеления, a по чувству благодарности продолжал он путь свой и, пришед, со слезами облобызал раку блаженного. – Псковитянка Евдокия, шесть лет ничего не видавшая и не владевшая правою рукою, решилась идти ко гробу Василия блаженного для исцеления. Близ города Ржева, изнемогая от болезни, она призвала на помощь блаженного Василия, и он, встретив ее на пути, исцелил своим явлением, – и она исполнила обет свой при гробе его. Убогий черноризец Герасим, живший в Спасских вратах, ползал на коленах двенадцать лет. Однажды явился ему блаженный Василий и спросил: «сколько лет, старец, ползаешь на коленах?» «Двенадцать лет, отвечал старец, и все, что имел, раздал врачам, но без всякой пользы». Блаженный возразил ему: «для чего, старец, не веруешь ты святым, от которых можно принимать исцеление за даром; веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» – «Верую, Господи, сказал старец, – и твоими молитвами помилует меня Бог». Явившийся велел идти ему на гроб Василия блаженного, чтобы там получить исцеление; когда старец исполнил обет, в тоже время получил исцеление от болезни. Патриарший повар – Феодор два года страдал головною болезнью. Он пошел к раке Василия и со слезами просил себе исцеления. В ту же ночь он увидел себя во сне, как бы у гроба Васильева– и самого блаженного, сидящего в раке с двумя святолепными мужами по сторонам ее. «Что скорбишь о сей болезни сказал ему святой, проси дерзновенно, чтобы за тебя молились все предстоящие и будешь исцелен». При этих словах сделался невидимым, и в туже минуту болящий проснулся и почувствовал себя исцеленным... (Пролог. Русс. свв. Филарета, арх. черн. Жит. свв. Муравьева. Слов. истор. о свв. стр. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

390 . Православие в Молдавии=Православие в Молдавии: Власть, церковь , верующие. 19401991. Собр. документов: В 4 т. Отв. ред., сост. и автор предисловия В. Пасат. М., 2009. Т. 1:19401953. 391 . Православие на Дальнем Востоке=Православие на Дальнем Востоке. СПб., 1996. 392 . Правые партии III=Правые партии. Документы и материалы 19051917 гг./Сост. Ю.И. Кирьянов. М., 1998. Т. 12. 393 . Правые партии в Поволжье=Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (19051917). Сост. Е.М. Михайлов. М., 2002. 394 . Пришвина=Пришвина В. Невидимый град. М., 2003. 395 . Прокашев=Прокашев В.Н. Вятский историк Павел Николаевич Луппов. Московский журнал. 2002. 6. С.4044. 396 . Прокопович= Феофан Прокопович , архиеп. Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа крещаемых. Феофана Прокоповича Слова и речи, поучительныя, похвальныя и поздравительныя, собранные и некоторые вторым тиснением, а другие вновь напечатанные. СПб., 1774. Ч. IV: Богословские соч. 397 . Протокол 1926=Протокол 2 заседания общего собрания членов Священного Синода Православной Российской Церкви от 16 апреля 1926 г. ВСС. 1926. 10 (6). С. 56. 398 . Протокол миссионерского совещания=Протокол заседания Всесоюзного миссионерского совещания 24 февраля 1927 г. ВСС. 1927. 3 (16). С. 56. 399 . Протопопов= Протопопов В. В. Черные вороны. СПб., 1907. 400 . Пругавин. Братцы=Пругавин А.С. «Братцы» и трезвенники. М., 1912. 401 . Пругавин. Запросы=Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. СПб., 1895. Изд. 2-е. 402 . ПСЗРИ I-145=Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года [Собр. 1-е: с 1649 по 12 декабря 1825 г.]. Т. 145. СПб., 1830. 403 . ПСЗРИ II-155=Полное собрание законов Российской Империи [Собр. 2-е]. Т. 155. СПб., 18301884. 404 . Пустошкин=Пустошкин В.Ф. Еще днем закатилось солнце: Отповедь Василия Федоровича Пустошкина председателю IV Миссионерского съезда в г. Киеве высокопреосвященному Антонию, архиепископу Волынскому и Житомирскому. СПб., 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010