Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 (Об интерпретации ранних образцов) Стоглавый собор 1551 г., как известно, рекомендовал “писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы” 1 . Это было сказано в связи с иконографией Святой Троицы, но в научной традиции данное указание расценивается в контексте целесообразного контроля церковной иерархии над соблюдением традиции 2 . Решения Стоглавого собора действительно касаются как частных и конкретных вопросов иконографии, так и самих основ и принципов иконописания 3 . К проблеме отношения русских иконописцев XVI в. к творческому наследию своих предшественников, думается, стоит привлечь комплекс исторически связанных с Ярославлем произведений, о которых пойдёт речь, с их спор­ной датировкой. Существование последней тоже требует объяснения, тем более, что иконы не обнаруживают признаков разновременного выполнения. По-видимому, на объёме и характере проблематики сказывается отсутствие монографического исследования. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, подвергнутый реставрации, известен в специальной литера­туре, датирован в пределах около 1516–1564 гг. Раннюю дату С. И. Масленицын связывал с завершением строительства храма в Спасском мо­настыре. Тринадцать сохранившихся икон деисусного чина, как и три иконы местного ряда, он частично связывал с творчеством московского мастера начала XVI в., а шесть икон (апостолов Петра и Павла, святи­телей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Леонтия Ростовского) приписывал местным мастерам 4 . Временем около 1516 г. этот деисусный чин датирует и А. В. Федорчук 5 . И. П. Болотцева предпочла отнести выполнение икон к первой трети XVI в. 6 . О том же деисусном чине И. А. Кочетков говорит как о выполненном в первой половине столетия 7 . В том же 2002 г., когда была выражена поддержка даты около 1516 г., высказано предположение о том, что “этот иконо­стас создавался по образцу аналогичного по составу иконостаса главного храма Ростово-Ярославской епархии — ростовского Успенского собора” (1510–1512 гг.), а упомянутые деисусные иконы датированы 1564 г. 8 . Тем самым они поставлены в связь с выполнением стенописи в 1563–1564 гг., засвидетельствованным настенной летописью 9 . В целом это логично, но в то же время в вопрос датировки вносит резонную поправку надпись, вырезанная на оборотной стороне иконы Спаса в силах: “в лето 7067 сий образ обложил архимандрит Арсений” 10 . Таким образом в 1559 г. деисусный чин уже существовал.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Наконец, после кончины старшего своего сына Михаила, князь Феодор вернулся с семьей своей в Ярославль. В то же время он унаследовал после кончины старшего брата Смоленск, некоторое время правил им мудро, заботливо и по правде, а потом уступил его племяннику. В Ярославле князь Феодор и супруга его воздвигали церкви. Князь заботился о подданных своих, помогал бедным и духовенству и творил благую милостыню. Ночи он проводил в молитве и чтении Священного Писания. Скончался он 19 сентября 1299 г., приняв, по обычаю, перед смертию постриг в монашество. Завещание его было помещено полностью на древней иконе его, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, сооруженном благочестивой княгиней Анной; на ней он изображен в одеянии схимника, с обоими сыновьями своими. После него старший сын его, князь Давид, правил Ярославлем 32 года и скончался в 1321 г., оставив двух сыновей, Василия и Михаила. Год кончины князя Константина не известен; он женат не был и был верным помощником своего старшего брата. Оба брата подражали благочестивой жизни отца и, согласно желанию своему, были погребены в его гробнице в Спасо-Преображенском монастыре. Нетленные мощи свв. ярославских князей были обретены в 1463 г. Началось с того, что прозрели две слепые женщины. Затем последовали другие чудеса. Но духовенство города Ростова, к кафедре которого принадлежал Ярославль, сомневалось в святости ярославских князей. Пред самой их гробницей был поражен расслаблением ростовский протопоп Константин и долго не мог прийти в себя. Так же был наказан и ростовский епископ, который, получив исцеление, всю остальную жизнь свою провел в затворе в Спасо-Преображенском монастыре, оплакивая свое согрешение. Между тем чудеса продолжались. Самым замечательным» из них было исцеление пятнадцатилетнего князя дорогобужского Романа, родившегося немым. • Ярославское княжение св. Феодора пришлось на период татарского господства над Русью, русские княжества должны были платить дань хану, а князья получать ярлык (разрешение) на княжение и принимать участие в военных походах хана.

http://sedmitza.ru/lib/text/437657/

Архив Пн В Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга состоялось отпевание онколога Андрея Павленко 7 января 2020 г. 13:05 6 января 2020 года в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга при большом стечении народа состоялось отпевание хирурга-онколога Андрея Павленко. Чин отпевания совершил клирик собора иерей Феодосий Амбарцумов. Отец Феодосий выразил соболезнование супруге и близким покойного. Он вспомнил события из Нового Завета, связанные с памятью об усопших, рассказал о христианском восприятии смерти как переходе в вечную жизнь. Андрей Павленко скончался 5 января, два года он боролся с раком. Незадолго до кончины на странице в «Фейсбуке» он опубликовал прощальное письмо, в котором, в частности, говорилось: «Друзья! Мой жизненный путь завершается! К сожалению, моя болезнь оказалась коварнее, и ее развитие за последние два месяца не оставило мне шансов! Но я хотел бы сейчас предупредить всех, кто находится на этапе лечения, — не опускайте руки! Статистика — вещь упрямая, и у вас даже с моим диагнозом есть шансы на излечение! Поверьте в это! Мне просто не повезло». Два года назад, узнав о диагнозе, Андрей Павленко запустил проект «Жизнь человека», где как врач и пациент рассказывал о своей жизни, борьбе с болезнью, системе онкологической помощи в России и трудностях, с которыми приходится сталкиваться больному. Он создал благотворительную организацию «Cancer Fund», борющуюся за улучшение качества онкологической помощи в России. В перерывах между этапами лечения онколог продолжал работать с пациентами, проводить мастер-классы и выступать на научных конференциях. Был женат, имел троих детей, младшему из которых не исполнилось и трех лет. Усопшего похоронили на Киновеевском кладбище Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Нарвском (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Казанской иконы Божией Матери является подворьем Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Содержание История [ править править код ] Подворье построено в 1904-1910 годах по проекту Василия Косякова. Это комплекс зданий, объединяющий пятиглавую церковь в «московском стиле» со звонницей и жилым домом. Тогда же была построена колокольня с часовней в нижнем этаже. Комплекс построен для Староладожского Успенского женского монастыря Петербургской епархии, на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов, недалеко от Обводного канала. В строительстве комплекса было удачно применено сочетание светлого отделочного и лекального кирпича, радомского песчаника и цемента. В 1910 году главный придел храма был освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. После революции, в 1919 году, монастырское подворье было ликвидировано. Казанская церковь стала приходской. С августа 1922 по февраль 1923 годов — относилась к Петроградской автокефалии, а с 1923 по октябрь 1935 года — к Патриаршей Церкви. Церковь была закрыта 7 октября 1935 года и затем перестроена. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. Современное состояние [ править править код ] С 1989 года в возвращенных церкви зданиях разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. 2 апреля 1994 года, после проведения реставрационных работ, было совершено освящение Патриархом Всея Руси главного престола церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. В церкви имеются боковые приделы: южный — во имя святителя Николая и северный, во имя преподобного Серафима Саровского. К Санкт-Петербургскому подворью Спасо-Преображенского Валаамского монастыря приписаны две часовни: Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Торжественно на подворье отмечаются и престольные праздники Валаамского монастыря :

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

В 1367 г. вел. кн. Владимирский и Московский св. Димитрий Иоаннович , поддерживая Василия Михайловича и клинского кн. Еремея Константиновича, начал военные действия против М. А. Пострадали и волости Тверского владыки, поддерживавшего М. А. В окт. того же года в ходе ответных действий М. А., пришедшего с литов. войсками на тверские земли, были взяты в плен супруга и бояре Тверского князя. Войска М. А. двинулись к Кашину. Однако Василий Михайлович отправил навстречу ему послов, и при посредничестве Тверского епископа был заключен мир. Уже в год своей смерти, в 1368 г., Василий вновь «собрал был рать к Микулину на своего братанича на князя на Михаила и опять распустиша» (Там же. Стб. 75). В «Предисловии…» указывается, что к действиям против М. А. Василия Михайловича побуждала супруга кнг. Елена Иоанновна, считавшая, что племянник «хощеть княжи(ти) на град(е) сем» (т. е. в Твери). Обосновывая серьезность позиций М. А., она отмечала, что он «старшаго ти брата сын, и ест муж доблии, сладок всем, и весь град Тверскыи любит его» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 468-469). Отпевание и погребение блгв. кн. Михаила Александровича (в схиме Матфея) в Спасо-Преображенском соборе Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 517 об.) Отпевание и погребение блгв. кн. Михаила Александровича (в схиме Матфея) в Спасо-Преображенском соборе Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 517 об.) В нач. 1368 г. М. А. заключил мир с Московским князем. Однако в сер. 1368 г. вел. князя Тверского пригласили на переговоры в Москву, где он был схвачен и арестован, как и его бояре. По всей видимости, московское правительство добивалось от М. А. согласия на передачу Еремею Константиновичу Городка и отчины кн. Семена Константиновича. Неожиданный приезд в Москву ордынского посольства привел к освобождению М. А. (по-видимому, московское правительство посчитало, что ордынцам не нужно знать о княжеских конфликтах), к-рый все же лишился части бывш.

http://pravenc.ru/text/2563716.html

В 1921 году священник Василий Преображенский и церковный староста Петр Лутченинов были расстреляны как участники Западно-Ишимского восстания, с формулировкой «за участие в шпионаже и грабеже». Отец Василий принял мученическую смерть. Каратели привязали его цепями и дубу, росшему рядом с почтовым трактом у леса Маяк, и долго пытали, после чего расстреляли. В сентябре 1977 года автору книги пришлось копать могильную яму в юго-восточном углу кладбища, самом дальнем от входа на погост. На метровой глубине лом провалился в пустоту, из которой был извлечен большой человеческий череп. Мы продолжали копать, обнаружили рядом детские останки. Остатков гроба обнаружено не было. По словам подошедших стариков, это был прах расстрелянного весной 1921 года священника Василия Преображенского и его дочери Екатерины, умершей в возрасте восьми лет в том же году. По воспоминаниям С.В. Преображенского, она была похоронена рядом с братом - близнецом Александром вскоре после возвращения из отступления на восток с белыми в январе 1920 года. Скорее всего, батюшка после расстрела был похоронен женой рядом с умершими ранее детьми. Это значит, что мы не потревожили прах третьего. Захоронения постепенно заросли травой, холмики сравнялись с землей, и через шесть десятков лет бригада копателей выбрала уже ровное место для нового погребения. Сейчас на месте найденных останков находится захоронение Токаревой. Фотографию расстрелянного я увидел лишь спустя тридцать лет в журнале «Урал». Сергей Преображенский побывал в Пресногорьковке в 1973 году и видел человека, расстрелявшего его отца. Фамилию его Сергей Васильевич так никому и не сказал. Автору по косвенным показаниям удалось узнать имя палача, но по этическим соображениям обнародовать его не буду. Тело убитого псаломщика Петра Васильевича Лутченинова было выкрадено у расстрельной команды женой Любавой Андреевной и тайно захоронено. О месте погребения не рассказывали даже внукам, боясь преследований. После расстрела семья была выслана в Челябинскую область, там остался сын Филипп. Любава вернулась в станицу, где умерли сын Николай и дочь Агния (от брюшного тифа). Младшая дочь, Анна Петровна, скончалась в Пресногорьковке в 1993 году. По-видимому, и захоронение о. Василия оставалось под запретом, о чем свидетельствует тот факт, что он был захоронен без гроба на небольшой глубине, даже холмика не осталось, не говоря уже о кресте.

http://sobory.ru/article/?object=41302

В начале декабря 1935 года начальник Палехского районного отделения НКВД писал в Иваново:«По материалам проработки группы церковников проходит священник Разумов, просьба принять меры к установлению места жительства, а также собрать материалы его антисоветской деятельности». 20 февраля 1936 года священник Константин Разумов был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и Елизавета Румянцева , Анна Серова и другие, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму; когда–то здесь был монастырь, где о. Константин был священником. Неописуемо и трудно представимо чувство человека, священника, который после долгих лет служения на месте святом видит здесь мерзость запустения. Допросы начались сразу же после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника. Были материалы прошлого»дела», следователь знал, что о. Константин знаком с находящимся в концлагере епископом Василием Преображенским, была переписка, которую изъяли при обыске. Остальное следовать предполагал услышать от самого священника. Он спросил, признает ли себя о. Константин виновным в антисоветской агитации. Священник обвинение отверг. — Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания, — потребовал следователь. — Контрреволюционной работы я не вел и виновным себя не признаю, — ответил священник. — Вы являетесь последователем ссыльного епископа Василия Преображенского и руководили контрреволюционной группой, существовавшей в поселке при фабрике имени»Демьяна Бедного» — дайте об этом показания. При этой фабрике был приход о. Константина до его ареста в 1929 году. Но священник знал: как только он согласится со следователем, тот перепишет обвинение 1929 года в новое»дело». Отец Константин ответил: — Я руководил общиной в поселке при фабрике до 1929 года, так как только до этого времени я служил в молитвенном здании. Мне известно, что существуют нелегальные группы последователей епископа Василия Преображенского, но я к ним никакого отношения не имел, их возглавлял сам епископ.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В неделю 2-ю Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском соборе Московского Кремля 28 февраля 2010 г. 15:02 Во вторую неделю Великого поста Православная Церковь молитвенно отмечает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году на этот день перенесено празднование памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1612). В воскресенье, 28 февраля 2010 года, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи священномученика Ермогена. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Рязанский и Касимовский Павел ; епископ Анатолий (Аксенов) ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального округа Москвы; протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках ; архимандрит Андрей (Крехов), наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Рязани; протоиерей Николай Сорокин, настоятель Борисоглебского кафедрального собора города Рязани, ректор Рязанской духовной семинарии; игумен Игнатий (Депутатов), наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря Рязанского Кремля; игумен Лука (Степанов), настоятель Покровско-Татианинского храма Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, заведующий кафедрой теологии РГУ, директор православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского; клирики Рязанской епархии . За Литургией в Успенском соборе Кремля пели хор Христорождественского кафедрального собора Рязани и хор рязанского Николо-Ямского храма. В состав делегации духовенства и мирян Рязанской епархии, прибывшей на Патриаршее богослужение в Успенском соборе, также вошли губернатор Рязанской области О.И. Ковалев, заместитель главы областного правительства Т.Н. Панфилова, председатель Рязанской городской Думы Ф.И. Провоторов, представители государственных, деловых и общественных структур Рязанской области, наместники мужских и игумении женских монастырей Рязанской епархии, паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/1102818.ht...

Верхолузье. Церковь Василия Великого. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Василия Великого Год постройки:1885. Архитектор:Никонов Адрес: Респ. Коми, Прилузский р-н, Верхолузье Координаты: 59.910287, 48.697044 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:В село ведёт проезжая дорога, периодически подтопляемая. Регулярное пассажирское сообщение отсутствует, общественным транспортом возможно добраться до развилки перед с. Ношуль, далее попутными машинами; либо по договорённости на служебном автотранспорте непосредственно в Верхолузье. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С 1906 г. Верхолузская Васильевская церковь была приписана к Летской Преображенской церкви. Указом Св. Синода от 12 ноября 1915 г. за открыт самостоятельный приход при Васильевской церкви-школе в Верхолузских починках, с причтом из священника и псаломщика с содержанием: священнику 600 руб. и псаломщику 200 руб. в год. Церковь в починке Лузе, во имя свт. Василия Великого, деревянная, одноэтажная, построена на средства Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства, освящена 18 марта 1906 г. Источники: НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 381-383. ВЕВ. - 1915, с. 449. Список населенных мест Вологодской губернии: составленный в 1881 г. Ч. 10. – Вологда: Тип. Губерн. Правл., 1881. - С 124.  Комментарии и обсуждение Церковь закрыта в 1930-х гг., разграблена и частично разобрана. Верхний ярус храма перенесён и перестроен в жилой дом. В 1899 г. архитектором Никоновым предложена смета на постройку деревянной церкви-школы. Смета утверждена 21 июня 1901 г. В 1903 г. церковь-школа была освящена и священником стал служить Павел Каплин, который в это же время выполнял обязанности учителя. Строительством занималось Стефано-Прокопьевское братство. Сыктывкарский Государственный Архив Ф.178 оп. 1 д.67. 11 декабря 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16409

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010