Гипотетичной остается реконструкция зап. объема с крыльцом, к-рый исследователи относят к XVI в. Основанием для данной датировки является изображение К. м. на стене диаконника главного, Троицкого собора. На рис. Мейерберга сер. XVII в. показан гораздо меньший объем в 5 оконных осей по юж. фасаду, т. е. одностолпное помещение трапезной. Можно предположить, что зап. часть протяженного корпуса была пристроена позднее - во 2-й пол. XVII в. Здесь разместились настоятельские кельи, к-рые упоминаются в описях мон-ря 1781 и 1811 г., а также в книге акад. Н. Я. Озерецковского (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2445. Л. 27; ГАНО. Ф. 520. Оп. 1. Д. 11. Л. 10; Путешествие акад. Озерецковского. 1812. С. 532). Определить время постройки зап. части корпуса можно лишь после проведения археологических раскопок. Никольская ц. входит в типологический ряд новгородских построек XVI в., в к-рых храм и трапезная палата составляют 2 разных объема, объединенных в композиционное целое. Это Сретенская ц. в Антониевом мон-ре, Троицкая ц. в Духовом мон-ре и ц. прп. Варлаама Хутынского в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а также Благовещенский храм на Михайловой ул. Каждая из этих построек, имея черты сходства, отличается индивидуальностью исполнения: в их строительстве принимали участие новгородские, ростовские и московские зодчие. В нач. XIX в., при игум. Герасиме (Гойдукове), в одностолпном трапезном зале на 2-м этаже была устроена церковная паперть, по сторонам к-рой разместили приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери (освящен в 1811) и во имя мч. Иоанна Воина (освящен в 1812). В 1809 г. в храме был настлан новый тесовый пол, сложены 2 изразцовые печи, стены украшены живописью. После пожара, случившегося в 1812 г., когда сгорели все верхние конструкции, был сделан новый купол с главой, а вся постройка перекрыта железом. В 1810 г. живописец Яков Назаров расписал стены настоятельских келий ( Герасим (Гойдуков). 1815. С. 5-6; РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 128. Л. 176, 195-197). Возможно, к этому времени относится и растеска окон с арочным завершением в церкви и на 2-м этаже бывш. трапезной палаты и настоятельских келий, а также устройство на всем здании новых карнизов.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

Свящ. И.В.Никаноров Петропавловской, в Лефортове, церкви, священника И.Д.Можарова: Свящ. И.Д.Можаров И.Павлов —27— 135. Покровской (Грузинской), на Воронцовом поле, церкви, священника Зубавина: М.Капцова Л.Быльев Преображенской, в Преображенском, церкви, священника С.Г.Соколова: Κ.П.Беляев Трехсвятительской, на Кулишках, церкви, Протоиерея В.С.Пятикрестовского: Прот. В.С.Пятикрестовский Крестовников Троицкой, в Сыромятниках, церкви, священника И.И.Святославского: Свящ. И.Святославский «Утоли моя печали», при Александровской общине сестер милосердия, церкви, священника А.В.Озерецковского: Свящ. А.В.Озерецковский Дьякон A. H. Р. Ивановского сорока 2 отд. Алексиевской, на Малой Алексиевской ул., церкви, протоиерея В.А.Красновского: Прот. В.А.Красновский Васильевской, в Новой Деревне, настоятеля ο. И.Ключарева: Церковь и причт Воскресенской, в Гончарах, церкви, священника Μ.Г.Городенского: Свящ. Μ.Г.Городенский —28— 143. Мартина Исповедника церкви, протоиерея А.И.Молчанова: Прот. А.И.Молчанов Никиты Мученика, за Яузой, церкви священника В.П.Павлова: Николаевской, на Болвановке, церкви, протоиерея В.А.Орлова: Н.М.Коликов Николаевской, в Котельниках, церкви, священника Η.Ф.Черткова: Свящ. Η.Ф.Чертков Николаевской, в Кошелях церкви, священника К.Д.Всехсвятского: Свящ. К.Д.Всехсвятский Николаевской, на Воронцовой ул., церкви, священника ο. А.Вознесенского: Свящ. А.Вознесенский Петропавловской, у Яузских ворот, церкви, священника В.И.Цветкова: А. П. С. Сергиевской, в Рогожской Слободе, церкви. Свящ. С.П.Полиевктов Сорокосвятской, у Новоспасского монастыря, церкви, свящ. о. М.Соловьева: А.И.Бусурин Стефана Архидьякона церкви, священника И.В.Красновского: С.Н.Баленков —29— 153. Троицкой, в Серебряниках, церкви, священника А.Д.Харитонова: Свящ. А.Харитонов Успенской, на Крутицах, церкви, священника Ф.Д.Воздвиженского: Свящ. Ф.Д.Воздвиженский Пречистенского сорока I отд. Суханов Бахрушина Богомолова Александровской, в Александровском военному училище, церкви, протоиерея Η.П.Добронравова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, свящ. Влад. Анд-ча Воскресенского – 2 р./– Богородице-Рождественской, в Старо-Екатеринин. больн., свящ. Ал-ия Ал-еев. Лебедева – 1 р. 60 к./1 р. Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова – 1 р./– Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Васильевича Модестова – 32 р./3 р. Богородицкой, в Александр. Общине сестёр Милосердия, свящ. Ал-дра Вас. Озерецковского – –/30 к. Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина – 8 р./– Богоявленской, в Ямской Дорогомил. слободе, свящ. Иионст. Мих. Михайловского – –/5 р. Борисо-Глебской, у Арбатских ворот. прот. Мих. Иоанн. Руднева – 25 р./– Варваринской, на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского – 5 р./– Василие-Кесарийского, на Тверской, свящ. Арсения Иоанн. Разумихина – 23 р./9 р. Введенской, на Лубянке, свящ. Никол. Петров. Антушева – 11 р./4 р. Введенской, в Мариинск. женском училище Дамск. Попечит., свящ. Серг. Вас. Страхова – 3 р./2 р. Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоанн. Румянцева – 5 р./– Введенской, в Семеновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина – 5 р./– —35— (В пользу студентов Академии./В пользу бывших воспитанников.) Власиевской, в Старо-Конюшенной, свящ. Дим. Петр. Некрасова – 7 р. 75 к./6 р. 80 к. Воздвиженской, в Ямском училище, свящ. Мих. Петр. Сперанского – 2 р./– Вознесенского девичья м-ря, свящ. Ал-дра Иоанн. Пшеничникова – 1 р./40 к. Вознесенской, на Гороховом поле, прот. Ник. Конст. Протопопова – 7 р./– Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Иоанна Иосиф. Разумовского – 3 р./2 р. Вознесенской, близ Сретенки, свящ. Вас. Павл. Вишнякова – 1 р./– Вознесенской, у Никитских ворот, свящ. Иоанн. Дим. Арбекова – 14 р./5 р. Вознесенской, в Мал. Бронной, свящ. Петра Иоанн. Виноградова – 2 р. 50 к./2 р. 50 к. Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андр. Быстрицкого – 256 р./250 р. Воскресенской, на Вражке, свящ. Вас. Ал-еев. Скворцова – 4 р./– Воскресенской, в Гончарах, свящ. Вас. Тим. Терновского – 4 р./–

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вне епархий находилось духовенство придворное, военное и при русских посольствах за рубежом. Во главе придворного духовенства стоял «духовник их императорских величеств». Он носил звание «протопресвитера придворного духовенства», а по своему положению и рангу фактически приравнивался к епископу. Царские духовники по своему положению входили в состав Св. Синода в качестве постоянно присутствовавших его членов. Они были независимы от Св. Синода и нередко даже вмешивались в его дела, оказывали влияние на церковное управление. За особые заслуги духовника царя награждали митрой и орденами. Военное духовенство было учреждено Петром I. По «Воинскому уставу» 1716 г. было положено при каждом армейском полку состоять полковому священнику, в военное время подчиненному полевому обер-священнику действующей армии. Подобным же образом и по Уставу морской службы 1720 г. для каждого корабля назначались корабельные священники (как правило, иеромонахи, в редких случаях бездетные вдовые священники), находившиеся в подчинении обер-иеромонаха флота. На содержание полковых священников и флотских иеромонахов с приходов собирались «подможенные деньги». Екатерина II повелела строить церкви для гвардейских полков с тем, чтобы их священники получали побочные доходы от гражданского населения, посещавшего эти церкви. Согласно указу 1732 г. Анны Иоанновны, в мирное время полковые священники подчинялись архиерею той епархии, где был расквартирован полк. Лишь во время военных действий они переходили непосредственно в ведение Синода. В конце XVIII в. военное духовенство фактически освободилось от епархиальной власти. По Воинскому уставу 1797 г. Павла I во главе всего армейского и флотского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота. На эту должность был определен протоиерей П.Я. Озерецковский, которому особенно благоволил Павел. Он наградил его митрой, а в 1800 г. посвятил в рыцари Мальтийского ордена и ввел в состав Св. Синода. При этом Павел дал Озерецковскому право представлять доклады по военно-церковным делам непосредственно ему, минуя Синод (после смерти Павла I Озерецковский лишился этой прерогативы). Озерецковский при Павле учредил в Петербурге особую семинарию, называвшуюся «армейской», – специально для подготовки военного духовенства. В этой семинарии обучались только дети полковых священников. Но в 1819 г. она была упразднена, и ее ученики распределены по епархиальным духовным школам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В условиях произошедшей децентрализации военно-духовного правления одной из первейших задач обер-священника Иоанна Державина было стремление сохранить, а по возможности и приумножить благое начинание предшественника Павла Озерецковского – армейскую семинарию. Этому способствовало то, что в ноябре 1807 года о. Иоанна назначили членом комитета по усовершенствованию духовных училищ, а через год – членом комиссии духовных училищ, учреждённой при Святейшем Синоде. Правда сценарий подготовки военно-духовных воспитанников протоиереем Державиным был задуман иной, чем у Озерецковского. В 1810 году комиссия духовных учебных заведений, членами которой были митрополит Амвросий (Подобедов) , экзарх Грузии архиепископ Феофилакт, архимандрит Филарет (Дроздов) , обер-прокурор князь А. Н. Голицын и протопресвитер П. В. Криницкий, завершила свою работу по составлению новых уставов академий, семинарий, уездных и приходских училищ. В делах комиссии И. С. Державин «принимал деятельное участие и в случаях возникших разногласий не стеснялся заявлять отдельного мнения, расходясь с наиболее влиятельными в ней и в Святейшем Синоде членами». Обер-священник Павел Антонович Моджугинский. В июле 1826 года исполняющим должность обер-священника армии и флота был назначен полевой обер-священник 1-й действующей армии Павел Антонович Моджугинский (1826–1827 гг.). По возвращении Святейшего Синода с коронации императора Николая I из Москвы высочайшим указом 9 октября 1826 года отца Павла утвердили в должности синодального члена, а 13 ноября – и в должности обер-священника армии и флота. Управление П. А. Моджугинского военным духовенством было весьма непродолжительным – около года. По утверждению некоторых военно-церковных историков, кроме исходатайствования им увеличения окладов содержания чиновникам своей канцелярии, за этот период им ничего сделано не было. На самом деле это не совсем так. Именно П. А. Моджугинский первым попытался обобщить в специально подготовленной им «Инструкции благочинному» почти 30-летнюю практику благочиннического труда в армии. Составленная отцом Павлом инструкция после незначительной доработки её протопресвитером П. Криницким в январе 1828 года была утверждена Святейшим Синодом и с его разрешения направлена в войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также безотлагательно и исчерпывающе отныне и впредь в адрес синодального чина – обер-священника армии и флота, стали поступать все требуемые сведения, включая различные списки, аттестаты, рапорта и т. д. Знаменательным является момент создания в 1800 году специального военно-духовного органа, под руководством особого духовного сановника – обер-священника армии и флота. В немалой степени этому историческому событию способствовала «общая ментальность Павла I, входящая в контраст с вольтерианской порой царствования его матери», что и оказалось решающим обстоятельством в пользу дальнейшего благоустройства церкви. Будучи, по определению А. В. Карташова, «в своих теократических воззрениях генерально клерикальным», император Павел I охотно шёл многим пожеланиям не только представителям монашествующих, но и высокопоставленным чинам белого духовенства. Исключительно важное значение для учреждения независимости от епархиального ведомства отдельного военно-духовного правления армии и флота сыграли сложившиеся особо доверительные отношения между будущим руководителем военного и морского духовенства П. Я. Озерецковским и Павлом I. Указом Павла I от 4 (15) апреля 1800 года должность обер-полевого священника сделана постоянной и ему поручено «главное начальство» над полковыми священниками. Назначение на должность обер-священника армии и флота молодого (32-летнего) протоиерея нельзя считать случайным историческим событием. Прежде всего следует отметить высочайшую богословскую подготовку и широкую эрудицию отца Павла. Родился он в 1758 году в селе Озерецковском, находящимся в 22-х километрах от города Дмитрова Московской губернии, где его отец служил священником (впоследствии игумен Лукиановской пустыни Суздальской епархии – Макарий, умерший 3 июня 1798 года). Образование получил в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. После блестящего окончания семинарского курса был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию. После её упразднения в 1788 году был переведён на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жуковский. Церковь Новомучеников Новорождествинских. Церковь.    Год постройки:не ранее 2006. Адрес: Московская обл., г. Жуковский, урочище Глушица (аэродром ЛИИ) Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью Строящаяся возле аэродрома ЛИИ церковь в Жуковском, посвященная Ильинскому Дмитрию, Евдокимовой Ольге и Озерецковскому Петру – соответственно, псаломщику, ключнице и священнику сельской Новорождественской церкви, которые были расстреляны в 1937 году, а ныне канонизированы. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09224

Петропавловского 3 р. 00 к. Троицкой, в Шереметевской больнице, протоиер. Иоанна Тихон. Розанова 1 р. 00 к. —40— Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Пав. Паройкова 7 р. 00 к. Успенской, в Гончарах, свящ. Николая Ал-др. Соколова 5 р. 00 к. 4 р. 00 к. Успенской, в Казачьей, свящ. Сергия Ал-еев, Булатова 2 р. 00 к. Успенской, в Кожевниках, свящ. Ал-ея Ин. Птицына 4 р. 00 к. Успенской, на Малой Дмитровке, свящ. Серг. Ин. Синьковского 6 р. 00 к. Успенской, на Могильцах, прот. Феодора Март. Ловцова 4 р. 00 к. Успенской, на Остоженке, свящ. Петра Кирилловича Орлова 13 р. 50 к. 2 р. 50 к. Успенской, на Крутицах, свяш. Феод. Димитр. Воздвиженского 6 р. 00 к. „Утоли моя печали“, в Александровской Общине сестер милосердия, свящ. Ал–др. Васил. Озерецковского 45 р. 00 к. 30 р. 00 к. Христорождественской, в Кудрине, священника Ал-ея Ин. Борзецовского 10 р. 00 к. Христорождественской, в Палашах, свящ. Димит. Никиф. Ренского 2 р. 00 к. Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, свящ. Феод. Пет. Преображенского 4 р. 00 к. 2) Из духовно-учебных заведений В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Из Благовещенской духовной семинарии 25 р. 00 к. 8 р. 00 к. Из Глазовского духовного училища 3 р. 00 к. 1 р. 00 к. Из Витебской духовной семинарии 1 р. 00 к. 3 р. 00 к. Из Вифанской духовной семинарии 7 р. 00 к. Из Вятской духовной семинарии 5 р. 00 к. Из Елизаветградского духовного училища 7 р. 00 к. Из Ефремовского дух. училища 6 р. 00 к. Из Казанской дух. семинарии 5 р. 00 к. —41— Из Калужской дух. семинарии 3 р. 00 к. 3 р. 00 к. Из Курской дух. семинарии 1 р. 00 к. 1 р. 00 к. Из Краснослободского духовного училища 5 р. 00 к. Из Литовской дух, семинарии 1 р. 00 к. Из Ливенского дух. училища 6 р. 50 к. Из Лубенского дух. училища 5 р. 00 к. Из Могилевской дух. семинарии 1 р. 00 к. Из Московской Духовной Академии 116 р. 00 к. 122 р. 00 к. Из Московской дух. семинарии 5 р. 00 к. 18 р. 00 к. Из Нижегородского дух. училища 2 р. 00 к. Из Николаевского дух. училища 2 р. 00 к. Из Новгородской духовной семинарии 9 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сим пожертвованиям в действительные члены Братства вступили: Второва – 3 р. – к. – 3 р. – к. Гюбнер Т-ство – 5 р. – к.– – – Добролюбов, Ал-др. Феод., свящ. Моск. – – – 5 р. – к. Кукин, К. К. – 5 р. – к.– – – Некрасов, Дим. Иетр., прот. Моск. – 5 р. – к. – 3 р. 75 к. Орлов, Пётр Дим., Стат. Совет. – 7 р. – к.– – – Орлов, Феод. Серг., свящ. Моск. – – – 5 р. – к. Остроухов, Илья Семёнович – 5 р. – к.– – – Причт и церк. староста Тихвинской, в Лужниках, церкви – 3 р. – к. – 3 р. – к. Руднев, Мих. Ив., прот. Моск. – 5 р. – к.– – – Румянцев, Феод. Ив., прот. Моск. – 5 р. – к.– – – Самарина, Варвара Петровна – – – 5 р. – к. Счастнев, Ник. Мих., свящ. Моск. – 5 р. – к.– – – Чижова, Евдокия Петровна – 5 р. – к.– – – Кроме сего, в отчёт 1901-го года к Общему Собранию Совета Братства 3-го мая 1902 года не вошли пожертвования по подписным листам полученные: А) Через о. Благочинного Ивановского сорока г. Москвы, Протоиерея Д. И. Языкова в количестве 117 рублей 60 копеек при отношении от 28-го мая 1902 года за 75-м: От Александро-Невской, в 3-м кадет. корпусе, церкви прот. Ник. Яковл. Фортинского – 5 р. – к. – 5 р. – к. От Александро-Невской, в Практической Академии, свящ. Мих. Ив. Диомидова – 3 р. – к. – 2 р. – к. От Богородицкой, в Александровской Общине, свящ. Ал-др. Вас. Озерецковского – р. 40 к. – р. 20 к. От Введенской, в Семёновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина – 5 р. – к. – 2 р. 50 к. От Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас Ив. Постникова – 10 р. – к. – – – От Всехсвятской, на Кулишках, прот. Кап. Вас. Ястребова – 11 р. – к. – – – От Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Ив. Языкова – 10 р. – к. – 5 р. – к. От Иоанно Предтечевской, в Ивановском девичьем монаст., свящ. Вас. Дим. Лебедева – р. 50 к. – р. 50 к. —41— От Князе-Владимирской, в Старых Садех, свящ. Тим. Иллариои. Соболева – р. 50 к. – р. 50 к. От Марие-Магдалининской, в Имп. Техническом учил., свящ. Ник. Серг. Виноградова – 8 р. – к. – – – От Никитской, в Старой Басманной, лрот. Митр. Яковл. Геликонского – 3 р. – к. – 3 р. – к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010