Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 21 октября 2024 г. (8 октября ст.ст.) Седмица 18-я по Пятидесятнице Глас 8, Поста нет прп. Пелагии Антиохийской (457) . прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена (1482) . прп. Трифона Вятского, архимандрита (1612) . Собор Вятских святых. прп. Таисии Египетской (IV) . мц. Пелагии девицы, Антиохийской (303) . сщмчч. Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова, диакона, прмчч. Амвросия (Астахова), архимандрита, Пахомия (Туркевича), игумена, прмц. Татианы (Бесфамильной), инокини, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937) . сщмч. Ионы (Лазарева), епископа Велижского, прмч. Серафима (Щелокова), архимандрита, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского, пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и Елисаветы Курановой (1937) . прмч. Варлаама (Ефимова), монаха (конец 1930-х) . иконы Богородицы «Избавительница от бед» (Ташлинская) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:25-32 Ев.- Лк.7:36-50 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. преподобной Пелагии Антиохийской Тропарь преподобной Пелагии Антиохийской, глас 8 В тебе мати известно спасеся, еже по образу:/приимши бо крест, последовала еси Христу,/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой. Кондак преподобной Пелагии Антиохийской, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

В 1896-1897 гг. древняя деревянная трапезная была сломана и построена вновь каменная, более просторная, крытая железом. Проходит буквально десять лет, и в марте 1908 г. в Комиссию по сохранению древних памятников императорского Археологического Общества поступает заявление из Московской Духовной Консистории о том, что причт и староста погоста Теремца Серпуховского уезда просят разрешить им вместо настоящей холодной церкви, пришедшей в ветхость, построить новую и приподнять на один ярус колокольню (по законодательству того времени Московская Духовная Консистория не должна давать разрешения на слом и переделку церквей и часовен без согласования с Обществом). Один из её членов приезжал специально в Теремец и сделал для Комиссии подробный доклад о результатах осмотра храма, после чего было вынесено решение: " В сломе церкви отказать, а предложить ее ремонтировать " . Был произведён частичный ремонт: под алтарь подложили новый фундамент, перекрыли крышу и вокруг храма восстановили разрушившуюся ограду с железными решётками. Приход церкви был большой. В подавляющем большинстве прихожанами Теремецкой церкви были крестьяне из соседних деревень. После Октябрьской революции, с приходом новой власти, храм был передан в пользование группе верующих, согласно договору от 31 октября 1923 г. и перезаключённому 18 апреля 1926 г. До осени 1937 г. храм оставался действующим. 5 октября настоятеля храма отца Василия Озерецковского отвезли в участок п. Михнево, после чего перенаправили в Московскую Таганскую тюрьму. 17 октября 1937 г. тройка при УНКВД по Московской области приговорила отца Василия к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 21 октября на полигоне в Бутово. После ареста настоятеля храм закрыли. В помещении Рождество-Богородицкой церкви села Иван-Теремец был устроен кинозал, для чего заложили несколько оконных проёмов. При строительстве в 1950-1960 гг. дороги от Каширского шоссе через посёлок Шугарово до Верзилово колокольню храма взорвали, кирпич был пущен на отсыпку дорожного полотна, заболоченной части дороги. Храм изменился до неузнаваемости, в нём разместили библиотеку и сельский магазин. Потом здание пустовало, главки церкви были утрачены, разрушен центральный алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=15554

Наместник  Екатерининского ставропигиального мужского монастыря   епископ Видновский Тихон рассказал об увековечении памяти священномученика Василия Озерецковского, с начала 1930-х годов служившего в храме Рождества Богородицы в селе Ивано-Теремец Михневского района Московской области (ныне городской округ Ступино). Храм с 1994 года является подворьем Екатерининского монастыря. Отец Василий в 1937 году был арестован и приговорен к расстрелу, похоронен в общей могиле на Бутовском полигоне. В Екатерининском монастыре написана икона святого, установлена памятная доска, издана книга, повествующая о его жизни. В монастыре также чтят память екатерининского насельника преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого, окормлявшего в стенах монастыря эвакуированных из Польши сестер Красностокского монастыря. Они тоже окончили жизнь на Бутовском полигоне и прославлены в Соборе Бутовских новомучеников. Владыка Тихон также напомнил, что Екатерининский монастырь принимал непосредственное участие в строительстве храма в честь новомучеников на месте массовых расстрелов в Коммунарке (в 1990-2000-х годах там  находилось монастырское подворье). Наместник  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря   епископ Озерский Порфирий поделился новостями, связанными с восстановлением кладбищенского соловецкого храма преподобного Онуфрия Великого, единственного храма, в котором разрешалось молиться заключенным Соловецкого лагеря особого назначения. Храм действовал до 1929 года как приходской, именно в нем в 1926 году состоялось официально разрешенное в лагере пасхальное богослужение. После восстановления, по словам владыки Порфирия, церковь получит второе освящение в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наместник Соловецкого монастыря также сообщил о примечательном факте, который обращает на себя внимание как иллюстрация духовной связи между Церковью земной и Церковью Небесной. Во время посещения Святейшим Патриархом Кириллом Соловецкого монастыря выяснилось, что место, где расстреливали заключенных, находилось напротив жертвенника в алтаре этого храма.

http://patriarchia.ru/db/text/6086179.ht...

24 окт. 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа, 18 янв. 1797 г. высочайшим указом вызван на коронацию Павла I, назначенную на Пасху, служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля с митр. Гавриилом, митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Казанским Амвросием (Подобедовым) . Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. 13 марта 1797 г. при посещении последним Твери И. был награжден орденом св. Александра Невского, а 25 июля - «командорством» из 5 деревень в Серпуховском у. Московской губ. (ок. 300 душ). 2 июля 1798 г. имп. Павел выразил благодарность И. за то, что он прислал ковчег с мощами и крест царя Алексея Михайловича. 13 окт. 1798 г. И. был перемещен на Псковскую кафедру. 7 нояб. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1799 г. титулован архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (с этого года курляндские церкви в Митаве и Якобштадте, как ранее лифляндские, были переданы в управление Псковских архиепископов). До 1800 г. И. проживал преимущественно в С.-Петербурге. В мае 1800 г. сопровождал тело А. В. Суворова от Аничкова дворца до Александро-Невской лавры, где состоялись похороны полководца. Вероятно, именно И. подготовил подробное описание истории Псково-Печерского мон-ря , чудес от Печерской иконы Божией Матери с добавлением Житий св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила), Жития и чудес прп. Саввы Крыпецкого и кратких сведений о блж. Николае Саллосе . 30 авг. 1814 г. И. был уволен на покой в Александро-Невскую лавру с «полным по последнему месту окладом пенсии». Скончался в лавре после длительной болезни, причастившись и соборовавшись. Погребен в храме св. Феодора Новгородского, в приделе свт. Иоанна Златоуста (с 1842 св. Феодора Новгородского), близ могилы архиеп. Евгения (Булгариса) . Могила утрачена. По предложению Н. Я. Озерецковского 24 сент. 1793 г. И. был избран членом Российской академии «по известному его отличному знанию и люблению российского слова» ( Сухомлинов. С. 240), участвовал в составлении 5-го и 6-го томов «Словаря Академии Российской», регулярно посещал собрания академии, особенно в 1793-1794 гг., выступал с комментариями. В обширной научно-лит. деятельности И. особое место занимали переводы св. отцов с греч. языка, а также экзегетика «малых» ветхозаветных пророков, Посланий ап. Павла и Псалтири. Помимо сочинений святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мч. Иустина Философа, Петра Хрисолога, архиеп. Василия Селевкийского И. перевел с лат. языка 2 сочинения католич. кардинала св. Роберта Беллармина : «О воздыхании голубицы…» и «О семи изречениях, от Христа на кресте провещанных».

http://pravenc.ru/text/674015.html

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем выступлении выразила благодарность Святейшему Патриарху и всем организаторам круглого стола за возможность соборно обратиться к памяти подвижников, новомучеников, исповедников, чтобы из житий предшественников черпать живую воду — спасительные уроки, которые могут поддержать и вдохновить к подражанию. «Мы призваны подражать святым подвижникам и духовным наставникам, — отметила игумения Викторина, — потому что их жизнь — это реальный опыт достижения святости. Ведь они имели такое же человеческое естество как и все мы, боролись с теми же страстями и немощами, но несмотря ни на что победили, достигли Царствия Небесного». Далее матушка рассказала о святых покровителях обители и подвижниках благочестия, пока еще не прославленных в лике святых, но подвизавшихся в монастыре в разные годы, пострадавших в период гонений ХХ века, а также о тех, чье служение было связано с монастырем. Всех их, по словам игумении Викторины, объединял дух Христов. Память о них сегодня бережно хранят сестры обители. Особо почитаемым в монастыре местом является устроенная под землей костница, над которой водружен крест. Здесь погребены останки расстрелянных в исправтруддоме (то есть, месте заключения, а фактически это был небольшой концлагерь), находившемся на территории монастыря в годы гонений ХХ столетия. На разоренном в советское время монастырском кладбище производились расстрелы, там же погребали убитых. Восстанавливая обитель, насельницы находили многочисленные черепа и косточки. Все они были собраны, очищены и теперь пребывают в том месте, куда каждый день приходят сестры, чтобы помолиться об упокоении погребенных и попросить молитв тех, кто праведной жизнью и страданиями достиг Царствия Небесного. Матушка выразила уверенность в том, что не прекращающиеся ни на день почитание и молитва помогают монастырю, созидая его внутреннюю жизнь и способствуя восстановлению. Наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря епископ Видновский Тихон рассказал об увековечении памяти священномученика Василия Озерецковского, с начала 1930-х годов служившего в храме Рождества Богородицы в селе Ивано-Теремец Михневского района Московской области (ныне городской округ Ступино).

http://radonezh.ru/2023/12/22/stavropigi...

Опытом организации создании мемориала жертвам репрессий поделились секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин и член комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии иеромонах Иосиф (Ключников). К примеру, на организованных о. Иосифом алапаевских раскопках обнаружены останки ста двадцати расстрелянных в период 1930-х годов, в том числе — трех прославленных Церковью новомучеников. По мнению клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерея Илии Шапиро, хороший способ распространения информации о подвиге новомучеников — установка мемориальных досок в их честь на храмовых фасадах. Такие доски установлены на стенах храма Живоначальной Троицы в с. Горетово (памяти свмч. Михаила Маркова, +1938) и Казанской церкви с.Молоково (памяти свмчч. Василия Озерецковского, +1937, и Алексия Шарова, +1938). Острое обсуждение вызвала тема «православного сталинизма». Так, специалист Института российской истории Российской академии наук Игорь Курляндский напомнил о недавно открытом в Якутске памятнике Сталину. «Это значимый государственный акт, который, к сожалению, не получил должной оценки Церковью,- подчеркнул выступающий. - Памятник установил какой-то алмазный шейх, позиционирующий себя православным христианином». «Ирония, с которой некоторые говорят о «православном сталинизме», неуместна, - заметил Сергей Чапнин.- Появление такого термина в XXI веке — наш стыд и позор. Никак не реагируя или реагируя на него невнятно, мы отказываемся от нравственной оценки нашей истории. Если мы готовы признать допустимым «православный сталинизм», то это говорит, что с нашей духовной жизнью что-то глубоко не в порядке». Эту мысль развил архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк . Как отметил владыка, сегодня почти никто в России не напоминает, что речь на самом деле идет не о репрессиях, а о гонениях на православие. В обществе «не произошло никакого четкого осуждения этого периода вашей истории. И пока вы этого не сделаете, все остальное будет хромать. Также я удивляюсь, что ни разу на нашей конференции не прозвучала мысль, что изучение этого времени нужно включить в школьную программу для всех классов. Можно ли ожидать, что взрослые смогут без этого понять свою собственную историю? Если это не будет внедрено в сознание с детства, тогда ничего здорового, на мой взгляд, вырасти не может»,- заключил архиепископ Марк.

http://e-vestnik.ru/history/konferentsiy...

Священномученик Алексий Шаров родился 18 февраля 1882 года в селе Ирининское в семье почетного гражданина Дмитрия Филаретовича Шарова и Агриппины Александровны Некрасовой. Дмитрий Филаретович рано скончался, поэтому мальчика взял на воспитание родной дед, служивший в храме псаломщиком. В 1900 году Алексий Шаров закончил Донское духовное училище в Москве, а затем – Московскую духовную семинарию. В 1908 году Алексий Шаров был рукоположен в священный сан. Всю жизнь он служил не в своем родном селе, а в Крестовоздвиженском храме в Клинском уезде. В начале 1938 года были арестованы прихожане Крестовоздвиженской церкви братья Федотовы и церковный староста Клюшкин. Вскоре после них был арестован и священник Алексий Шаров. Согласно доносу, о. Алексий якобы обсуждал с другим священником распоряжение владыки о сборе денег для заключенных собратьев. Он будто бы произнес: «Мы должны противопоставить этому дикому произволу свою организованность и помочь безвинно томящимся по советским казематам». Виновным в ведении антисоветской агитации священник себя не признал. 8 февраля 1938 года о. Алексий был осужден тройкой НКВД по Московской области и приговорен к расстрелу. Судьба другого священномученика Василия Озерецковского также была связана с приходом села Ирининское. Он служил здесь с 1921 по 1933 год и был, таким образом, последним священником перед закрытием церкви и торжественным приездом к матери и землякам полярного летчика Василия Молокова в 1934 году. Антон Саков Фото автора Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1902 году благочинный Подольского уезда о. Николай Сироткин так описывал приход: «В селе Ирининском – двухкомплектном – имеется два отдельных храма, отстоящие один от другого в тридцати саженях: один храм в честь святого апостола Иоанна Богослова имеет кругом себя хорошую ограду, а другой храм в честь Казанской иконы Божией Матери ограды не имеет и кругом сего храма расположено единственное приходское кладбище». К сожалению, в Молокове больше нет старинной церкви апостола Иоанна Богослова. Первое упоминание о деревянном храме с таким посвящением встречается в исторических документах 1628 года. Тогда Ирининское считалось приселком дворцового села Остров. В 1786 году деревянная церковь Иоанна Богослова была построена заново и, вероятно, в таком виде сохранялась до второй половины XX века. 8 апреля 1929 года вышло первое постановление властей о закрытии церквей в селе Ирининском. Здание каменной церкви решили использовать для устройства клуба – «народного дома» для местного колхоза им. Горького. Ликвидация прихода обосновывалась тем, что церкви заброшены: «Ремонт не производится, отчего здание приходит в упадок, ограда разрушена, листы на крышах оторваны». Закрытие прихода дополнительно объяснялось тем, что в двух километрах от Ирининского в селе Остров действовала другая церковь. Решение о закрытии церквей в Молокове было исполнено в 1934 году. С этого времени в Казанской церкви размещались сельский клуб и механическая мастерская, а в церкви Иоанна Богослова – общежитие. Может быть, деревянный храм в Молокове стоял бы и до сих пор, если бы не трагическая случайность. В конце 1970-х годов в Иоанно-Богословской церкви случился пожар. Местные жители считали, что он был подожжен обиженным колхозником. Тогда же, в 1970-х годах, на остатках старинного кладбища был построен дом культуры «Буревестник». В наше время приход в Молокове вновь объединяет две церкви. В 2014 году рядом со старой Казанской церковью был построен приходской дом с примыкающей к нему невысокой колокольней. На первом этаже колокольни был устроен крестильный храм, освященный в честь священномучеников Василия Озерецковского и Алексия Шарова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Епископ Видновский Тихон (Недосекин) Мы, например, в нашей обители особо почитаем наших, екатерининских новомучеников. Это священномученик Ярослав Савицкий и преподобномученик Иоасаф (Крымзин). Оба расстреляны на Бутовском полигоне примерно в одно и тоже время: отца Иоасафа арестовали 18 ноября 1937 года, приговорили к расстрелу 25 ноября, расстреляли 2 декабря; а следом, 27 ноября, арестовали отца Ярослава, приговорили к смерти 1 декабря и убили 8 декабря. Тогда просто действовал конвейер смерти. Отец Иоасаф был насельником Екатерининской обители, уже во дни революции 19 марта 1917 года его рукоположили в иеромонаха – это уже по тем временам было явное вступление на крестный путь. Отец Ярослав приехал из белорусского Гродно с гонимыми сестрами Красностокского женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, которым благословили поселиться в Екатерининской пустыни. Окормлял сестер, даже когда их общину советская власть упразднила, и сестры некоторое время жили как сельскохозяйственная трудовая коммуна. Потом и ее разогнали. Батюшка служил настоятелем в храме Святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области. Дом причта у прихода там отобрали, так что священник с семьей, где было трое детей, оказались на улице. Их приютила одна из прихожанок. Церковный народ любил пастыря, а вот от советской власти следовало много нападок и притеснений. В 1933-м году священника Подольский народный суд приговорил за покупку свечей к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Но вскоре ненавидящие духовенство активисты нашли, как расправиться с настоятелем. Им обоим с отцом Иоасафом были вменены не признанные ими абсурдные обвинения в ведении контрреволюционной деятельности. Также мы почитаем священномученика Василия Озерецковского. Он был последним настоятелем Ивано-Теремецкой церкви Рождества Богородицы, где сейчас у нас устроено подворье. Батюшку расстреляли с той же скоростью вынесения и приведения в исполнение смертного приговора, по тому же обвинению, там же, на Бутовском полигоне, чуть ранее – 21 октября 1937 года. У батюшки остались сиротами 9 детей!

http://pravoslavie.ru/127861.html

священника Феодора Дорофеева (1885-1937), священника Тихона Архангельского (1875-1937), священника Александра Соловьева (1893-1937), священника Александра Крутицкого (1898-1938), протоиерея Петра Соловьева (1871-1937), инокини Евдокии (Бучиневой; 1885-1931), священника Созонта Решетилова (1894-1937), священника Алексия Шарова (1882-1938), священника Николая Андреева (1869-1937), священника Владимира Проферансова (1874-1937), священника Василия Озерецковского (1885-1937), инокини Анны Макандиной (1891-1938), священника Василия Крылова (1899-1938), священника Александра Быкова (1881-1937), священника Симеона Кульгавца (1880-1938), иеромонаха Нила (Тютюкина; 1871-1938), протоиерея Александра Соколова (1881-1938), священника Феодора Гусева (1875-1937), священника Петра Озерецковского (1889-1937), священника Вячеслава Занкова (1892-1937), иеромонаха Петра (Мамонтова; 1880-1937), протоиерея Алексия Воробьева (1888-1937), игумена Иоасафа (Крымзина; 1880-1937), священника Василия Надеждина (1895-1930), протоиерея Владимира Амбарцумова (1892-1937); от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937); от Свято-Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932); от Оренбургской епархии: протоиерея Макария Квиткина (1882-1931); от Пензенской епархии: епископа Феодора (Смирнова; 1891-1937), иерея Василия Смирнова (1889-1937), иерея Гавриила Архангельского (1890-1937); от Рязанской епархии: священника Николая Пробатова (1874-1918) и иже с ним убиенных Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и Агафии; священника Гавриила Масленникова (1871-1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Владимира Лозина-Лозинского (1885-1937); от Тверской епархии: священника Николая Лебедева (1869-1933), священника Иоанна Спасского (1873-1937); от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897-1930); от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского и Нежинского Василия (Богоявленского; 1867-1918) и с ним убиенных

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010