В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) – последнего настоятеля монастыря в 20х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло радостное событие – поднятие из-под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви. Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь Украина, Могилев-Подольский рн, около села Лядово, на левом берегу Днестра. Об этом монастыре существует великое множество легенд и пересказов, исторических фактов и предположений. Во времена святого равноапостольного князя Владимира Крестителя в скальные места на левобережье Днестра пришел один его сподвижник. Звали его Антоний, а до этого в миру Антин. Именно с его именем связана история Лядовского монастыря. До этого он молодым побывал в Царьграде, а на Святом Афоне, в одном из монастырей на полуострове, принял монашеский постриг и монашеское имя Антоний. В 1013 году на обратном пути к Руси Антоний почувствовал призыв Гласа небесного и остановился в лядовском крае. Он поселился в скальных пещерах, где высек сам себе келью, которая и до сих пор носит его имя. Это место в особенности чтимо в Лядовском монастыре. Внешний его вид остается неизменным на протяжении последнего тысячелетия. Пещеры, в которых монахи проводили большую часть своих дней, в буквальном понимании были оторваны от всего земного, даже от света. И именно так, по убеждению самих монахов, им лучше удавалось достичь Божественного прозрения и сохранять веру Христову. О скальном монастыре упоминает летопись в 1159 году. Татаро-монголы контролировали эти места с середины XIII b. до середины Завоеватели отбирали все ценное. Воспользовавшись этим, римско-католическая церковь, которая надеялась подчинить западные русские княжества своему влиянию, открыто обещала всестороннюю поддержку в борьбе с татаро-монголами, а правителям даже королевский титул за переход в католическую веру.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись второй половины XIX b. 132 л.//ГБЛ, ф. 214. ОПТ–285. Об увеличении штата Глинской пустыни По донесению Илиодора, епископа Курского о прибавлении к штатному числу монахов Глинской пустыни еще 10 человек//ЦГИА, ф. 796, оп. 115, д. 473. О введении в пустыни Афонского устава По запросу департамента духовной канцелярии Святейшего Синода, последовавшему на прошение строителя Глинской пустыни о введении в пустыни порядков и устава Афонского Софрониевой пустыни. 1821 г.//ЦГИА, ф 796, оп. 102, д. 393. Письма об отводе земельных угодий для Глинской пустыни Дело об отказе Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской губернии в отводе ей дополнительных земельных угодий из крестьянских наделов. 1836–1839 гг.//ЦГИА, ф. 383, оп. 30, д. 573. Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058. Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330. Об укреплении за Глинской Богородицкой пустынью 2-х дворовых мест в г. Глухове, пожертвованных мещанином Моисеем Заводовским//ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325. О кончине игумена Филарета По рапорту Илиодора, епископа Курского: О смерти настоятеля Глинской Богородицкой пустыни игумена Филарета. 1841 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 122, д. 825. Труды Глинского игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение к новопостриженному монаху. СПб., 1824; ЦГИА, ф. 796, оп. 104, д. 1000; До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32; То же. 3-е изд. (переиздание со 2-го изд. – Примеч. издат.) Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР ГБЛ, ф. 214, ОПТ-292, л. 81 об.–89; Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 155–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   Отец Михаил писал: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского, издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр. 10). При следующем издании книги о старце Паисии, благоволите приказать сделать соответствующее исправление.    С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин.    14 июля 1905 г.» .    Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, о. Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка явления иконы и описания чудес, от нее происшедших . 24 августа 1906 года он был рукоположен во диакона, а 25 августа — во иерея; 3 июля 1907 года награжден набедренником. В монашество с именем Мартиниан о. Михаил был пострижен 11 февраля 1908 года. Через год по прошению из-за болезни он был пострижен в святую схиму с именем Максим; чредного священнослужения по слабости сил он уже не проходил . Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год . Литература    Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 27, 46—48.    Архимандрит Паисий — настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1904. С. 8.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. III.    Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа, Одесса, 1902. С. 91—92.    Ивачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 154. Архивные документы    Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней. 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 65.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Отец Михаил писал: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского , издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр. 10). При следующем издании книги о старце Паисии, благоволите приказать сделать соответствующее исправление. С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин. 14 июля 1905 г.». Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, о. Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка явления иконы и описания чудес, от нее происшедших. 24 августа 1906 года он был рукоположен во диакона, а 25 августа – во иерея; 3 июля 1907 года награжден набедренником. В монашество с именем Мартиниан о. Михаил был пострижен 11 февраля 1908 года. Через год по прошению из-за болезни он был пострижен в святую схиму с именем Максим; чредного священнослужения по слабости сил он уже не проходил. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год. 28 Отец Максим более полно, чем в предыдущих изданиях жизнеописания игумена Филарета, раскрыл духовные подвиги, внутренний мир старца. Особое внимание уделено в книге характеристике отца Филарета как возродителя истинного духовного руководства в Глинской пустыни, учредителя старчества, составителя общежительных иноческих уставов. Книга отца Максима, несомненно, содержит обширный материал о жизни Глинских иноков в период настоятельства Игумена Филарета. Схиархимандрит Андроник (†1974) Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Андрея и его жены Акилины.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Турист или паломник?   Диакон Андрей Кураев.   Второе пришествие апокрифов . Проповедь о «порче» вместо проповеди о Христе. Турист или паломник?   Ильинская А.  Матушки земли Российской. — М., 1994. С. 134-137 и 139. Цит. по:  Диакон Андрей Кураев.   Второе пришествие апокрифов . Проповедь о «порче» вместо проповеди о Христе. Алексий Бортсурманский , св. прав.; Анна Петербургская ; Агния Калужская ; Строитель Иркутского Вознесенского монастыря, старец схимонах Герасим //Русский инок 7 (апрель 1912);  Монах Прокопий (Леонов).   Комиссия искала не там, где нужно . Как были обретены мощи старца Василия (Кишкина)//Русский инок 2006 г. 5;  Иером. Диомид (Кузьмин).   Василий (Кишкин) , иером.   И. Ф. Токмаков.   Город Волоколамск Московской губернии и его уезд . Краткий историко-статистический и археологический очерк. Москва: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1906. Там же.   С. В. Максимов.  Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С.147 Там же.   А. П. Липатова.   К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре . Заявление миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова. Об этом аспекте культа В. Крашенинникова говорил и Святейший Патриарх Алексий II. См.: Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру , Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года.   Андрей Зайцев.  Культ лжесвятых; Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой — Л. Н. Емельяновой .   С. В. Максимов.  Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 152-153   А. Л. Топорков.  Дерево//Родина. 1. 1995. С. 112   С. В. Максимов.  Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 153   Виноградов Г. С.   Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири: (Материалы по народной медицине и ветеринарии) . Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижеудинский уезд, Иркутская губерния//Живая старина: Периодическое изд. отд-ния Этнографии Имп. Рус. Геогр. О-ва. — Год XXIV. Вып. IV. — Пг., 1915. С. 349.

http://sueverie.net/chudotvorna-li-zemel...

При нем и прибыл в Оптину первый ее старец о.Лев. Он был большого роста , величественный и плавный в движениях. В миру он был приказчиком у купца. Однажды на него напал волк и вырвал у него кусок ноги, тогда Лев обладавший огромной силой задушил его. Монашеским добродетелям он обучался у о.Василия Кишкина, известного Афонского подвижника и о.Феодора ученика о.Паисия Величковского, научившего его непрестанной молитве Иисусовой. Такая молитва результат длительного труда и борьбы. Ведь Иисусова молитва — это дивное соединение с Господом Спасителем посредством которой сердце очищается от страстей, в сердце возжегается любовь божественная, которая греет и просвещает человека. Старцы, стяжав такого рода любовь, согревали ею и всех окружающих. О.Лев очень жалел народ и вместе с тем он был очень умен и прозорлив, иногда стремительно вызывая слезы покаяние. Он творил и исцеления. Деревенские по Калужской дороге считали его роднее отца. Но некоторые духовные лица совсем иначе относились к нему, запрещая принимать народ. Такое гонение было невежеством, в то время святость и дары благодатные стали забываться, православное старчество еще не было изучено, значение его не понято и многие старцы терпели притеснения. Преемником старца Льва в его служении людям стал о.Макарий. Он происходил из благочестивой дворянской семьи. В 14 лет стал бухгалтером и замечательно с этим справлялся, отлично играл на скрипке, много читал, в 24 года вышел в отставку и стал управлять хозяйством, что получалось у него довольно плохо. Однажды мужики украли у него множество гречихи, стал он их вразумлять из Священного Писания, как родные над ним смеялись, а мужики вдруг пали на колени в раскаянии. Однажды он уехал на богомолье в Площанскую пустынь, да там и остался под руководством старца Афанасия, ученика Паисия Величковского. Здесь он и был пострижен, а после смерти своего учителя стал духовником Севского женского монастыря. Когда в Площанскую пустынь приехал старец Лев, Макарий просил быть его духовным руководителем. Потом они встретились в Оптиной, где и “вынянчали” чудотворца Амвросия. О.Макарий по обыкновенным понятиям был внешне некрасив и с виду строг, но его лицо, отражавшее душу чистую и любвеобильную, сияло неземной красотой, он был тихий и по детски простой, и оттого доступный всем. О.Макарий стал учителем ученых и литераторов перекладывающих на русский язык переводы о.Паисия великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Он пробудил интерес к Оптиной у русской интеллигенции, его посещает Н.В.Гоголь, духовными чадами становятся супруги Киреевские.

http://pravmir.ru/obitel-prepodobnogo-am...

В свободное от молитвы время пустынники занимались рукоделием; так, о. Моисей переписывал полууставом священные книги. Огород, который обрабатывали пустынники, родил только репу. Летом собирали грибы, ягоды для благодетелей, присылавших печеный хлеб, крупу, и иногда бутылку масла. При недостатке, соблюдали сухоядение. Целую зиму кругом выли волки; и медведи обижали пустынников, расхищая иногда огород; они подходили близко, но не трогали монахов – только по лесу слышался шум ломаемых ими ветвей. Однажды отшельники чуть не были перебиты разбойниками; полиция иногда придиралась к ним. Но всего страшнее были бури, ломавшие столетние деревья. Однажды громадное дерево упало около келлии с ужаснейшим треском и о. Моисей думал, что все кончено; но дерево задело келию лишь ветвями. В 1812 г., при нашествии французов, отшельники покинули пустыню, и о. Моисей удалился в Свенск и Белые Берега, а потом вернулся опять в пустыню. В 1816 г. к отцу Моисею приехал его младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь. Через четыре года Александр был келейно пострижен иеросхимонахом Афанасием, с именем Антония, и поручен руководству брата своего о. Моисея, к которому всю жизнь сохранял великое послушание. С братом своим в 1816 г. о. Моисей был в Киеве, где радушно принят митрополитом Серапионом и наместником лавры Антонием (впоследствии арх. Воронежский). По дороге в разных обителях о. Моисей посетил старцев о. Василия Кишкина, о. Макария (будущего Оптинского) и о. Филарета Глинского . Во время пустынной жизни окреп и созрел духовно о. Моисей. Он приобрел сосредоточенность и молчание, внимание и дар молитвы, и уничижения себя; все эти качества высказались в нем в многопопечительном звании настоятеля. В Рославльских же лесах о. Моисей постоянным прилежанием к чтению приобрел глубокое знание учения св. церкви и святоотеческих творений. Здесь же началось и дело руководства им других лиц. Он сносился, по послушанию, с помещиками, заботившимися об отшельниках, и эти помещики обращались к нему за советами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Источники: Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря. М., 1867 Валаамский патерик: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Издательство Паломник, 2001 Добротолюбие, пер. с греческого свят. Феофана Затворника : в 5 т. М.: издательство Сретенского монастыря, 2004 Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб.: типография главного штаба Его Императорского величества по военно-учебным заведениям, 1856 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Издание второе Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904 Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. Издание 3-е Козельской Оптиной пустыни. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907 Жизнь монаха и пустынножителя Василиска, Издание Козельской Введенской пустыни. М., 1849 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . Издание второе (с прибавлением) Козельской Оптиной пустыни. М.: Университетская типография, 1847 Житие молдавского старца Паисия Величковского . Издание Козельской Оптиной пустыни. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1906 Жития оптинских старцев: Преподобный Лев. Козельск: издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2006 Жития оптинских старцев: Преподобный Моисей. Козельск: издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004 Изречения старца схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его. М.: типография А. Федотова, 1860 Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений, M.: типография А. Семена, 1853. Никодим (Кононов), архимандр. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: в 14 томах. М.: Изд. Афонского русского Пантелеймонова монастыря, 1906–1912 гг. Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев), издание второе Козельской Введенской Оптиной пустыни, исправленное и значительно дополненное. Шамордино Калужской обл., 1917

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Большое влияние на юге России имел знаменитый иеромонах Василий (Кишкин). Смолич И.К. пишет о том, что старец Василий Кишкин был другом старца Паисия 110 . Протоиерей Сергий Четвериков приводит сведения о том, что иеромонах Василий (Кишкин) жил в Молдавии у старца Паисия 111 . Мы в данной работе опираемся на сведения в его житии, что пришел он в Нямецкий монастырь с Афона в 1797 г. через три года после кончины старца Паисия. Те же сведения приводятся и в Православной энциклопедии 112 . Исходя из этого, считаем, что правильнее было бы отнести иеромонаха Василия (Кишкина) не к прямым ученикам прп. Паисия Величковского , а к духовным преемникам и последователям его жизни и учения, которые проживали какое-то время в Нямецком монастыре, приобщаясь к традициям великого старца. Иеромонах Василий, в мирском звании Владимир Тимофеевич Кишкин, родился в 1745 г. в Фатежском уезде от благоверных и христолюбивых родителей, которые с младенчества прилежно обучали его добродетели. Отец его, отвечая на вопросы смышленого отрока, пояснял ему Священное Писание : «если ты, говорил он, будешь удаляться детских забав и шалостей, но будешь прилежать молчанию и молитве, то будешь неповинен руками и чист сердцем, тогда помощию Божиею взыдешь и на гору Господню и станешь на месте Святем Его» 113 . Эти слова юное дитя глубоко запечатлело в сердце своем. В семилетнем возрасте отрок Владимир был отпущен своим отцом в Саровскую пустынь, которая славилась своим подвижничеством. Одновременно с ним прибыл 17-летний юноша Назарий, ставший впоследствии игуменом Валаамского монастыря. Настоятель принял обоих отроков с любовью и отдал в научение старцу Ефрему. После четырех лет пребывания в Саровской обители юный Владимир, взяв благословение старца, отправился в Святой град Киев. Достигнув Киева, он увидел Святую Печерскую Лавру, посетил Святые Пещеры, где перед мощами Печерских Угодников со слезами молился о наставлении на путь спасения. Оттуда по наставлению одного старца он отправился в Миропольскую обитель Харьковской губернии, где прожил три года и был пострижен под именем Василий. Ему на тот момент было всего 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Арсений Младший, в миру Алексий Никитич Кириллов, родился в 1764 г. в Орле. Начинал монашеский путь в Коренской пустыни под руководством старца Василия Кишкина, куда поступил в 1795 г. В 1797 г. Алексий вместе со старцем Василием прибыл на Афон, где в скиту св. пророка Илии был пострижен иеромонахом Макарием с именем Арсений, а восприемником был старец Василий 189 . В 1798 г. Арсений и старец Василий перешли в Молдавию в Нямецкий монастырь, а в 1800 г. возвратились в Россию и пребывали в Коренской пустыни. Оттуда они перешли в Белобережскую пустынь. Около 1804 г. Арсений удалился в Рославльские леса, где жил в пустынной келье. Арсений имел своим другом Преосвященного Филарета митрополита Киевского, и тот очень сожалел, что этот светильник – Арсений – скрывается под спудом. Владыка посылал его в один из подведомственных ему монастырей, обещая поручить ему начальство и поставить игуменом. На это предложение Владыки о. Арсений почтительно поклонился и сказал: «Владыка Святый, там каменьев много, о которые можно споткнуться и упасть» 190 , и, поблагодарив митрополита Филарета за почетное предложение, добавил: «Великий Арсений не променял дикой своей пустыни на чертоги царские; а я, маленький Арсений, – тождемыслящий» 191 . После этого разговора с Владыкой Филаретом о. Арсений возвратился в пустынные Рославльские леса, где вновь пребывал в подвигах. В 1840 г. о. Арсений переселился в Белобережскую пустынь, где безмолвствовал в келье, предаваясь высшим занятиям ума и сердца, погружаясь в умную молитву. Также он занимался чтением Слова Божия, ходил на церковные службы, а в случае невозможности совершал их в келье. Охотно старец Арсений назидал и приходящую к нему братию для их душевной пользы. О своей смерти старец Арсений имел извещение от Бога, но сообщил братии лишь то, что умрет в Понедельник. Почил о Господе Арсений 7 февраля 1844 г. на 80-м году от рождения. Известна одна поучительная история из жизни Арсения. Из его жития мы узнаем, что однажды старец Василий ходил со своим учеником Арсением по пустыни, поучая его Иисусовой молитве, пребывая в такой душеполезной беседе довольно долгое время. Враг же позавидовал учению старца и шепнул Арсению в ухо: «это не старец твой, а дух неприязненный идет с тобой; старец твой безвласый; ударь его хорошенько и увидишь истину». Арсений послушал лукавого совета и хотел его ударить, но старец провидел злой его помысел, снял свою шапку и, в удостоверение истины, показал свою лысину. Арсений познал свое самообольщение, поклонился старцу и просил у него прощения» 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010