Март. М., 1907. С. 363—364.    Леонид (Кавелин), иеромонах//Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. 3-е изд. Курск, 1885.    Лебедев Лев, прот. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. С. 66—67.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649—650.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь " Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104.    Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 15.    Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 54. Архивные документы    По просьбе дворян и других обывателей г. Путивля о введении в Глинской Богородицкой пустыни устава Афонской горы//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7889, л. 3.    Глинская опись церковного и ризничного имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 10об.    По копии с именного высочайшего указа о прибавке в Глинской Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии 13 монашеских вакансий с тем, чтобы поступающие получали содержание от самой пустыни. Устав означенной пустыни, составленный настоятелем//ЦГИА, ф. 786, оп. 102, д. 936, л. 6.    Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//ЦГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. ИЕРОМОНАХ ЛЕОНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1817)     В 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен строитель Знаменского Обоянского монастыря и эконом архиерейского дома бывший духовник Белоградского Николаевского монастыря иеромонах Леонтий. Но он мало имел опыта в руководстве жизнью иноческого общежития и поэтому пробыл в должности только шесть недель. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 28.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Н.В. Маслов Письмо иеросхимонаха Максима (Кузьмина) настоятелю Оптинской Пустыни архимандриту Ксенофонту Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Окончил юнкерское училище, проходил военную службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана. На 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. По благословению Глинских старцев Михаил переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию новое, 3-е издание его жизнеописания, которое было опубликовано в 1905 году. По сравнению с прежними оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого описания Глинской пустыни 1829 года, других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка истории явления иконы и описания чудес, от нее происшедших. 24 августа 1906 года рукоположен во диакона, а 25 августа – во иерея. 11 февраля 1908 года пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению из-за болезни пострижен в святую схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год. Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского , издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр.10). При следующем издании книги о старце Паисии благоволите приказать сделать соответствующее исправление. С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин 14 июля 1905 г. Читать далее Источник: Письма глинских старцев. Составитель доктор педагогических наук, магистр богословия Н.В. Маслов. М. Самшит-издат, 2007. –328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Тихон Задонский , наставляя старца Василия (Кишкина), настоятеля Белобережской пустыни, говорил: «Как со всею крепостью и усердием помолимся, леность сойдет, и сердце исполнится любовию Божественною». Любовь к Богу доказывается молитвенным обращением к Богу всей душой, поминанием имени Божиего всегда, исполнением заповедей Божиих. Возрождение любви смирением В жизни христианина наиболее важно обучение смирению. Если гордое человеческое сердце удалено от Господа и отступает от Него, то смиренное сердце приближено к Богу и людям любовью. Смиряться – значит возрождать свою душу для любви. Смирение есть преодоление личной гордости действиями в духе любви, хотя бы эти действия в момент их совершения совершались без ощущения сердечной любви. Например, прощение обид ближним изъявлением им покорности и стремлением примириться с ними вначале болезненно. У обиженного сильно болит сердце от гордости, так как он, примиряясь с обидчиком, всемерно стесняет свою воспаленную гордыню. Но когда он претерпит свою боль и переживет трудный момент примирения, тогда к нему внезапно приближается благодать вездесущего Духа Божия и насыщает его смиряющуюся душу благодатной силой любви. Оттого-то у примирившегося мгновенно исчезает боль обиды и сердце расширяется искренней любовью к обидчику. Подобное же значение восстановления любви имеют всякие иные понуждения смиряться пред другими во исполнение заповеди Господа Иисуса Христа. Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. отвергнись прежде всего любви к себе, своей гордыни) и возьми крест свой и, разумеется, путем смирения, следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее " 361 отвержением любви к себе и обретет ее – любящей Бога и ближних. Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех и всюду предпочитает себе, молчаливо терпит разные огорчения, и всемерно напрягается мысленно, и практически самоуничижается ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут. Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и людям и горькие переживания его сменяет на сладостные. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Отец Михаил писал: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского , издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр. 10). При следующем издании книги о старце Паисии, благоволите приказать сделать соответствующее исправление. С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин. 14 июля 1905 г.» 905 . Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, о. Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка явления иконы и описания чудес, от нее происшедших 906 . 24 августа 1906 года он был рукоположен во диакона, а 25 августа – во иерея; 3 июля 1907 года награжден набедренником. В монашество с именем Мартиниан о. Михаил был пострижен 11 февраля 1908 года. Через год по прошению из-за болезни он был пострижен в святую схиму с именем Максим; чредного священнослужения по слабости сил он уже не проходил 907 . Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 908 . Литература Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 27, 46–48. Архимандрит Паисий – настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1904. С. 8. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. III. Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа, Одесса, 1902. С. 91–92. Ивачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 154. Архивные документы Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней. 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховский Крестовоздвиженский храм. Фото 24 декабря 2013 г. Проезд до храма - с Курского вокзала до станции " Серпухов " , далее любым автобусом до остановки " Ул. Ситценабивная " . Церковь была построена на месте одного из первых каменных посадских храмов города - Георгиевского . В 1746 году " города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик " артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить на месте старой, сильно пострадавшей от пожара Георгиевской церкви новую в честь Воздвижения Честного Креста Господня с приделами апостолов Петра и Павла и великомученика Георгия . После осмотра старого храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и Успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой. Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова - парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины собрали достаточно средств, чтобы построить огромный храм. Новая церковь была выстроена из кирпича. Вероятно по воле заказчиков храм был выстроен в стиле архаичном для XVIII столетия. В колокольне на ярусе звона разместились 11 колоколов. Самый большой из них, весом в 100 пудов, был отлит в Стокгольме в 1751 году . Прихрамовый участок был окружен оградой, выстроенной из того же кирпича что и церковь. В 1755 году строительство было закончено. Семья Кишкиных сделала в храм щедрый вклад церковной утварью. Дочерь Василия Кишкина Пелагея и его жена Акилина пожертвовали церковное облачение, а сам Василий Кишкин вложил в церковную ризницу серебряный ковш . Крестовоздвиженская церковь стала последним культовым сооружением, выстроенным в Серпухове в XVIII веке. В начале XIX века рядом с ней был возведён храм в честь Печерской иконы Божией Матери .

http://drevo-info.ru/articles/13674450.h...

( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Архимандрит Фотий (Спасский; 1792–1838) — выдающийся подвижник-аскет, проповедник и церковный деятель, мужественный борец и обличитель врагов православия. Его духовная дочь, с которой он состоял в многолетней переписке, — известная подвижница благочестия графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (†1848). В.Ф. Иванов. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. «Москва», М., 1999 — сс. 279, 525. ( < < back) Страстотерпцы Государь Император Николай II, Государыня Александра, Цесаревич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия причислены к лику святых в 2000 г. ( < < back) Иеросхимонах Симеон Псково-Печерский (Желнин; 1869–1960) — духоносный старец и чудотворец. Родом из крестьян Псковской губернии, более 60 лет подвизался в Псково-Печерской обители. В 1927 г., уклоняясь от предлагаемой ему должности настоятеля, принял постриг в схиму и был назначен духовником монастыря. Все силы отдавал молитвенному подвигу и старческому окормлению многочисленных духовных чад из иноков и мирян. Известен эпизод, когда старец во время немецкой оккупации в 1944 г., рискуя жизнью, укрывал в обители русских разведчиков. Люди, знавшие о. Симеона, свидетельствуют о множестве случаев прозорливости и чудесных исцелений по его молитвам. Сподобился старец неоднократного посещения Божией Матери. Скончался на 92-м году жизни. У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 21. ( < < back) Преподобный Лев Оптинский (Наголкин; 1768–1841) — великий старец, родоначальник Оптинской линии старчества. В монашестве Леонид, в схиме Лев. Воспитанник выдающихся наставников: иеромонаха Василия (Кишкина), схимонаха Феодора Молдавского — учеников прп. Паисия (Величковского), под руководством которых о. Лев постигал искусство умного делания. После подвигов в Чолнской и Белобережской обителях, после 6-летнего отшельничества на Валааме и безмолвия в Александро-Свирском монастыре о. Лев с шестью учениками поселился в Оптиной пустыни (1829 г.). Здесь, двенадцать лет старчествуя, он заложил основы дальнейшего духовного процветания Оптиной. Подвижник обладал многими духовными дарованиями, в том числе — даром исцелений, к нему приводили многих бесноватых. Скончался старец в праздник Святых Отцев Семи Вселенских Соборов (11/24.10.1841). Учениками и преемниками прп. Льва были прпп. Макарий и Амвросий Оптинские. Житие прп. Льва.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Первым пустынножителем брянских лесов был, вероятно, монах или иеромонах Иоасаф (1692–1766), который через несколько лет пустынножительства уже не был одиноким отшельником. Слава о его суровом житии проникла в Площанскую пустынь, и Иоасафу предложили стать настоятелем этой пустыни, чтобы вывести ее из жалкого состояния. Иоасаф провел там пять лет, а потом вернулся в свою лесную хижину. Он, по–видимому, снискал уважение у крестьян окрестных деревушек, и к нему устремилось множество людей, искавших утешения и совета. Общение старца с народом показалось подозрительным церковным властям — тут нужно заметить, что в южной части брянских лесов скрывалось множество раскольников, — и Севская консистория распорядилась, чтобы полиция арестовала Иоасафа, он был подвергнут бесчисленным допросам. Лишь беседа с епархиальным архиереем спасла старца Иоасафа от ссылки, возможно даже в Сибирь, куда его могли отправить как подозрительную личность без паспорта. По указанию архиерея Иоасаф был освобожден и вернулся в свои леса, где и скончался в 1766 г. В это время стало известно, что в рославльских лесах с разрешения их владельца спасается несколько склонных к уединению монахов и мирян, которые ведут самую суровую подвижническую жизнь. Из них наиболее известны старец Варнава с двумя своими учениками Иларионом и Иосифом, Никита († 1793), Феофан, бывший иеродиакон Анастасий, ученик старца Василия Кишкина (1745–1831)  , старец иеромонах Афанасий, один из упомянутых уже учеников Паисия, вернувшийся в эти леса после поездки к митрополиту Гавриилу, которому он преподнес славянский текст «Добротолюбия». Здесь же вступили на аскетическое поприще Василиск и Зосима, которые, как мы уже писали, впоследствии ушли в Сибирь, где Василиск скончался; Зосима получил известность благодаря тому, что окормлял сестринскую общину. Наконец, там же подвизался и иеромонах Адриан, который был старцем Василиска и Зосимы; впоследствии (1790) он получил от митрополита Гавриила поручение восстановить монашеское житие в Коневецком монастыре, на основании общежительного устава  . Еще один пустынножитель, по имени Арсений, был прежде учеником Паисия, в рославльские леса он пришел из Молдавии. У всех этих старцев были ученики, которые впоследствии внесли свой вклад в возрождение монастырской жизни, оказывая духовное влияние на настоятелей, например, на Анатолия († 1865), настоятеля Малоярославского монастыря, и на Моисея († 1862), настоятеля Оптиной пустыни. Несмотря на преследование этих подвижников полицией, которая намеревалась переселить их в монастыри и иногда силой изгоняла из хижин, некоторые из них все же сумели укрыться от нее: например, Дорофей († 1865) пустынножительствовал в лесах почти 60 лет  . 4. Деятельность митрополита Гавриила Петрова, направленная на возрождение монашества

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В данной книге мы попытаемся описать жизнь старцев в трудное для Церкви время гонений, продолжавшееся на протяжении всего XX столетия, рассказать о первом прославлении данных старцев в начале XXI века. По историческим сведениям, еще в начале XX века собирались материалы для прославления в лике святых некоторых Глинских подвижников: игумена Филарета (Данилевского , 1877–1841), иеросхимонаха Василия (Кишкина, 1745–1831) и некоторых других, но кровавые революционные события 1917 года и последующие гонения на Церковь педали состояться канонизации. По Промыслу Божию это событие было перенесено на целый век, а к тем старцам, которых собирались канонизировать тогда, были добавлены еще другие, жившие не только в XVIII и XIX веках, но и в XX веке и перенесшие на себе всю тяжесть богоборческой политики и тяжелых гонений. Что бы ни говорили о значении любых преобразований в Церкви и обществе, в основе всего должна быть духовная жизнь. Фундамент этой жизни цементируется подвигом, а школой подвига всегда была обитель. Силой же обители было старчество, с которым мы познакомимся через биографии иноков Глинской пустыни дореволюционных десятилетий и послевоенных лет. В г оды, когда многие духовные понятия для большинства людей потеряли свое значение или приобрели чуждый им новый смысл, даже отдельные штрихи жизни по вере, искренности, цельности, верности заповедям Евангелия могут помочь желающим увидеть, что свет по тьме светит, и тьма не объяла его (Им 1,5). Свет духовной жизни виден и во тьме нашей суеты и окамененного нечувствия, если есть у нас готовность отозваться на призыв Церкви: «очистим чувствия и узрим» (канон Пасхи). Обращая свой взор в прошлое, просматривая «Жития подвижником благочестия», мы находим описания многих Глинских подвижников, рассказывающие о святости их жизни. Тем не менее до 2008 года не было ни одного канонизованного святого из данной обители, хотя Глинских старцев очень почитали и молитвенно обращались к ним за помощью и решением духовных вопросов. 8 мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви к лику святых были причислены 13 старцев Глинского монастыря. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XIX-XX столетиях. Чин прославления Божьих угодников состоялся 16 августа 2008 года. В Собор преподобных отцов Глинских вошли сначала

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1797 году он оставил мир и поступил в Оптину пустынь, но пробыл здесь на этот раз недолго. Скоро он перешел из Оптиной пустыни в Белобережскую, под руководство одного из вышеупомянутых учеников старца Паисия – Василия Кишкина. В 1804 г. о. Леонид был избран настоятелем Белобережской пустыни, но, тяготясь этим званием, он в 1808 году оставил настоятельство и вместе с учениками Паисия – схимонахом Феодором и Клеопою – поселился в двух верстах от обители, в глухом лесу, в убогой келлии, где и проводил время в уединенной молитве, богомыслии и изучении святоотеческих творений. Проживши здесь некоторое время, друзья нашли необходимым перебраться на далекий север. Сначала о. Феодор, а за ним о. Леонид и о. Клеопа переселяются на Валаам, где и подвизаются в течение шести лет. По выражению одного тамошнего юродивого, они «торговали хорошо», т. е. и сами преуспевали и других вели вперед по духовному пути. Однако здесь их ожидало испытание. Некоторые валаамские иноки и даже сам настоятель весьма смутились тем, что они, будучи схимниками, все время проводили с народом, беседуя о спасении души. По их мнению, такой образ жизни не подобал схимникам. Смущало их и учение старцев об откровении помыслов и о внутреннем делании. И вот они, наконец, послали донос Петербургскому митрополиту Амвросию, обвиняя старцев в том, что они будто бы проповедуют ересь. Было произведено дознание, и старцы были оправданы. Но оставаться им после этого на Валааме было уже неудобно, и в 1817 году они переселились в Александро-Свирский монастырь, где были замечены Императором Александром Благословенным. Здесь в 1822 году схимонах Феодор скончался, а о. Леонид, потеряв своего духовного друга и наставника, решил возвратиться в родные места, на юг. Некоторое время он прожил в Площанской пустыни Орловской губернии, где сблизился духовно с тамошним подвижником иеромонахом Макарием (Ивановым) , а затем, по приглашению о. Моисея, переселился в апреле 1829 года в Оптину пустынь, где и прожил до самой своей кончины, последовавшей в 1841 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

15 сентября из аэропорта члены комиссии направились в г. Севск, в Крестовоздвиженский женский монастырь. Здесь состоялась встреча с игуменией Афанасией (Личаевой) и сестрами обители. Архимандрит Феофилакт сообщил о целях и задачах обучения монашествующих, подробно рассказал о программе трехгодичных курсов и ответил на вопросы. Члены комиссии проверили аудитории, дистанционное оборудование, библиотечный фонд. Они отметили живейший интерес сестер к получению базового богословского образования в обители. Вечером того же дня комиссия посетила Площанскую Богородицкую Казанскую мужскую пустынь. Членов комиссии встречал иеромонах Серафим (Долбенко), благочинный Площанской пустыни. Была проведена встреча с братией, на которой архимандрит Феофилакт рассказал о богословских курсах для братии. Особо он обратил внимание, что все, кто не получил образование в семинарии или в других духовных учебных заведениях, должны пройти эти курсы и получить самое минимальное базовое богословское образование.  Гости осмотрели монастырские храмы и приложились к мощам прп. Василия (Кишкина), старца Площанского, устроителя мужских и женских обителей. На следующий день, 16 сентября, комиссия отправилась в Брянский Петропавловский женский монастырь, где состоялась встреча с игуменией Еленой (Бахаревой) и сестрами обители. Здесь также была проведена беседа о богословских курсах, члены комиссии проверили материально-техническую базу и библиотечный фонд. После посещения монастыря в епархиальном управлении состоялась общая встреча с руководством курсов для монашествующих, преподавателями Центра подготовки церковных специалистов, игуменами и игумениями монастырей. В совещании приняли участие: протоиерей Максим Корбан, директор Центра подготовки церковных специалистов Брянской епархии, руководитель епархиальных курсов для монашествующих; игумен Даниил (Цупиков) настоятель Горно-Никольского мужского монастыря г. Брянска, благочинный монастырей Брянской епархии, преподаватель истории монашества и аскетики; игумен Тихон (Колесняк), наместник Свенского Успенского мужского монастыря; иеромонах Алексий (Долгачев), и.о.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5845579...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010