Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери) (Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст. , чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина) . 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым) . Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов) , схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон, новости 22.07.2018 Новая иконография - это всегда мучительный процесс творческого поиска, проб и ошибок. Так что когда появляется плод такого творчества - новая икона, хочется порадоваться за сестер обители и поздравить их с завершением работы! 20.07.2018 Путь к мощам св. апостола Якова был непростым испытанием для древних паломников. Самым сложным этапом паломнического пути было миновать сами Пиренеи, поэтому с веками в горах на этих тропах возникали христианские храмы и монастыри. 08.07.2018 Надо понимать, что наше занятие - не направлено против кого-то или в защиту каких-то текстов. Это продолжение полемики свт. Григория Паламы и Варлаама, а также прп. Симеона Нового Богослова и Стефана Никомидийского. Речь идет не о цитатах, а о направлении мысли. Мы анализируем столкновение двух точек зрения: 06.07.2018 1-2 июля 2018 года на Святой Горе Афон состоялись торжества, приуроченные к 500-летию прибытия в Россию инока Ватопедской обители преподобного Максима Грека, сообщает Патриархия.ru. В 1518 году по просьбе великого князя Василия III монах Максим приехал в Москву, где приступил к переводу и редактированию духовных книг. 03.07.2018 19 июня/2 июля 1889 года печальные редкие удары колокола возвестили братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и близлежащим окрестностям о кончине великого афонского старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина). 03.07.2018 Старец Иосиф Ватопедский долгие годы был духовником многих святогорцев. Его рассказы о Иосифе Исихасте и личный подвиг жизни стали тем самым Живым Преданием, которое является подлинным законом жизни Святой Горы. 21.06.2018 17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского. 19.06.2018 В этом году в состав новой Эпистасии вошли: о. Стефан Хиландарский, о. Павел Ксиропотамский, о. Никодим Святопавловский, о. Паисий Григориатский. Генеральным секретарем избран о. Косьма Симонопетрит.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&pid=15

В Брянской епархии состоялось общецерковное прославление преподобного Василия Площанского 18 июня 2018 г. 14:26 17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии митрополит Брянский и Севский Александр возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина). Божественная литургия была совершена на площади перед восстанавливаемым Казанским собором обители при многочисленном стечении паломников из Брянска, Курска, Железногорска и других городов Брянской и соседних областей. Богослужение совершили митрополит Брянский Александр, епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии . В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами новопрославленного преподобного. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска (регент А.А. Бирюков). На торжествах присутствовали советник губернатора Брянской области по делам религий Л.И. Колинко, глава администрации Брасовского района С.Н. Лавокин. На малом входе глава Брянской митрополии огласил деяние Архиерейского Собора об общецерковном прославлении преподобного старца Василия. Под пение тропаря святому владыка Александр благословил молящихся иконой святого. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Успенского Свенского мужского монастыря, автор жизнеописания старца Василия. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию Площанскому. Приветствуя собравшихся, митрополит Александр, в частности, сказал: «Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример». В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, владыка Александр вручил епархиальную награду — медаль святого благоверного князя Олега Брянского I степени — благочинному Свенского монастыря иеромонаху Диомиду (Кузьмину), директору издательства «Наследие православного Востока» А.П. Власюку и Н.В. Кишкину, родственнику преподобного Василия, проживающему в Курске.

http://patriarchia.ru/db/text/5223425.ht...

Номинант Патриаршей литературной премии пишет церковную историю России в лицах 11.04.2020 17:22:09 Дмитрий Михайлович Володихин В серии «Жизнь замечательных людей» недавно вышел томик «Святые старцы», написанный номинантом Патриаршей литературной премии и лауреатом литературной премии «Хронограф» Вячеславом Васильевичем Бондаренко – историком, публицистом и писателем из Минска. Он уже отметился в этой серии книгами о выдающихся деятелях белого движения и получившим широкую известность трудом «Отец Иоанн (Крестьянкин)». В книге об отце Иоанне Бондаренко вышел далеко за пределы простого биографического повествования, он поднялся до высот историософского обсуждения судеб Русской Церкви в XX веке, ее трагедии и ее духовного возвышения. Новая книга Вячеслава Бондаренко представляет собой, в сущности, краткую историю русского старчества, рассказанную через биографии десяти подвижников. Монографическую полноту и многогранность в выборе «портретируемых» любители и знатоки церковной истории России уже заметили, и это вызвало положительные отклики. Так, например, совсем недавно на Правчтении был опубликован отзыв известного православного писателя и публициста, лауреата премии «Новая Библиотека», кавалера Карамзинского креста Натальи Иртениной. По ее словам, «…От самого первого героя очерков, малоизвестного преподобного Василия Площанского (Кишкина), до старцев советского периода, также мало знакомых нашей современности, Симеона Псково-Печерского (Желнина) и Серафима Глинского (Романцова) видим, как старчество пробивало путь к своему великому служению, точно зеленый росток сквозь асфальт, через запреты, непонимание, укоризны и брань; а затем — как цветущее уже старчество закатывали в асфальт вожди безбожия. Видим, как родник живой, не казенной веры, глубочайшего смирения возникал не только в монашеских обителях, но являлись стяжатели благодати Духа Святого и в миру, на обычных приходах. В книге таких двое: два святых праведных Алексия, Бортсурманский и Московский. Видим и оптинских столпов — тех, кто составил славу русского старчества: Льва, Макария, Амвросия, Нектария».

http://radonezh.ru/2020/04/11/nominant-p...

Н.В. Маслов Письмо иеросхимонаха Максима (Кузьмина) настоятелю Оптинской Пустыни архимандриту Ксенофонту Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Окончил юнкерское училище, проходил военную службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана. На 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. По благословению Глинских старцев Михаил переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию новое, 3-е издание его жизнеописания, которое было опубликовано в 1905 году. По сравнению с прежними оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого описания Глинской пустыни 1829 года, других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни. Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка истории явления иконы и описания чудес, от нее происшедших. 24 августа 1906 года рукоположен во диакона, а 25 августа – во иерея. 11 февраля 1908 года пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению из-за болезни пострижен в святую схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год. Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского , издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр.10). При следующем издании книги о старце Паисии благоволите приказать сделать соответствующее исправление. С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин 14 июля 1905 г. Читать далее Источник: Письма глинских старцев. Составитель доктор педагогических наук, магистр богословия Н.В. Маслов. М. Самшит-издат, 2007. –328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст . под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина) , с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст . Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп. Моисеем (Путиловым) , проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г . А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь ), в курскую Молченскую Софрониеву пуст . и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора. Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/76302.html

  Скончался старец 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения, и был погребен в Площанской пустыни, напротив алтаря Казанской церкви.         Почитание:   После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение о. Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Но в конце 40-х гг. паломничество к почитаемой в народе могиле возобновилось. В апреле 2002 года, при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки о. Василия Кишкина.         Жития:   В конце 70-х гг. XIX в. ученица о. Василия монахиня Ангелина (Кириллова) составила жизнеописание старца. В 2018 году издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Это жизнеописание - десятилетний труд иеромонаха Диомида (Кузьмина), составлявшийся в течение десяти лет на основе архивных источников. В 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м впервые опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина) - духовное наследие старца, представляющее собой учение об аскезе. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.   + Комментарии Всего комментариев: 4 2018/06/26, 04:14:09 Моли Бога о мне, грешной, святый отче Василий! р.Б.Инна 2018/06/24, 03:21:10 Поздравляю!!! 2018/06/22, 20:24:13 Моли Бога о нас, святый старче, Василий. раба Божия Александра 2018/06/22, 15:40:02 Дивен Бог во святых своих! р.Б. Ирина Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

В 2001 году над строящимися святыми вратами была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века, до этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло поднятие из-под спуда мощей старца XIX века иеромонаха Василия (Кишкина). Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери " Живоносный Источник " (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца иеромонаха Василия (Кишкина). Использованы материалы сайта www.ploschan.debryansk.ru Площанская Богородицкая пустынь, заштатная, в Севском уезде, на берегу озера Площанского, в 12 верстах от села Брасова. Существовала в XVI веке; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 году иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона святителя Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Федоровичем. Чудотворная Казанская икона носится из монастыря для поклонения в селе Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова (1878—1918). Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича приносили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полутора миллионов рублей чистого дохода.

http://sobory.ru/article/?object=01116

В Дивеево же паломники оставляют на могилах (а также втыкают в кресты и надгробия) записки «с желаниями» . В псевдоправославной литературе предписываются даже архаические ритуалы «прощания» с землей: «Духи леса голосеевского были почтительны к матушке [Алипии]. И земля была для нее живая. Одна женщина упала, ушиблась. “Поезжай туда, где споткнулась, скажи: Мать-земля, прости меня. Она наказала, а ты смирись, мать у нас справедливая”» . Убеждение в силе «землицы» или «песочка» с могил подвижников было распространено в народе и в XIX–haч. XX в. Так, существовал обычай брать землю с могилы св. прав. Алексия Бортсурманского и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В Санкт-Петербурге «для исцеления душевных и телесных болезней» брали землю с могилы юродивой Анны (Лукашёвой), в Калуге – песок с могилы игумении Агнии (Десятовой). С той же целью в Иркутском Вознесенском монастыре богомольцы брали песок с могилы старца схимонаха Герасима; с этого песка пили воду. Песок с могилы иеромонаха Василия (Кишкина) в Площанской пустыни добавляли в воду или прикладывали к больным местам (с возобновлением паломничества к могиле старца Василия в конце 1940х гг. возродился и этот обычай) . В 1900 г. стало известно о паломничестве в село Черленково Волоколамского уезда к могиле «богоугодного человека именем Филипп». Богомольцы брали с могилы землю: «здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что ее можно есть, и ее брали и ели, настаивали ею водку и пили, и подбавляли в чай» . Массовый характер внезапно начавшегося паломничества в Черленково и слухи о чудесах привлекли внимание как епархиального, так и светского начальства. «Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности» .

http://sueverie.net/chudotvorna-li-zemel...

пришел в Оптину, в которой провел два года. Оттуда он перешел в Белобережскую пустынь (Орловской епархии), где настоятелем был старец Василий Кишкин, друг старца Паисия. Отец Василий постриг его в монахи с именем Леонид. Через старца Василия Кишкина Леонид познакомился с уставом и преданием Афонской горы, узнал о поучениях Паисия. Когда отец Василий оставил настоятельство, чтобы подвизаться в уединении, братия избрала своим настоятелем Леонида (1806). Леонид был также учеником старца Феодора († 1822), который в ту пору подвизался в Белобережской пустыни и тоже был одним из учеников Паисия. Через четыре года Леонид отказался от настоятельства и вместе со старцем Феодором снова ушел в леса, окружавшие пустынь. Здесь в совершенном уединении подвизался уже известный нам старец Клеопа. В лесах Леонид принял великую схиму. Но отшельничество этих подвижников продолжалось недолго, к ним стали приходить благочестивые люди, искавшие иноческого жития. Тогда они ушли в Валаамский монастырь, где подвизались в маленьком скиту. В это время отец Леонид начал старчествовать: людям, обращавшимся к нему, он помогал духовными советами. Ему было в ту пору около 40 лет. Старчество признавалось тогда не всеми монахами, с особым подозрением к нему относились начальствующие, которые видели в нем некое умаление своей чести и сана. Такого же рода сомнения, вероятно, разделял и настоятель Валаамского монастыря, ибо Феодор и Леонид (старец Клеопа скончался в 1817 г.) вынуждены были уйти с Валаама и переселиться в Александро-Свирский монастырь. В 1822 г. скончался старец Феодор. До 1829 г. Леонид спасался в этом монастыре, у него было много учеников, в том числе среди богомольцев-мирян, и слава о нем как о духоносном старце распространилась далеко за стенами монастыря. Старцы Паисий Величковский, Василий Кишкин, Клеопа и Феодор духовно окормляли почти исключительно монастырских насельников. Они принимали новоначальных в послушание, и главной их заботой было духовное воспитание иночества. Леонид завершает эту эпоху старчества и открывает новую.

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010