включительно, в сводах Воскресенском и Софийском 2-м 179 ; под 6956, 6957, 6958, 6960 и 6961 гг. буквальное сходство замечается между теми же сводами в известиях о борьбе великого князя с Юрьевичами 180 ; под 6959 г. второе и начало третьего известия сходны с Софийским 2-м сводом 181 . Все дальнейшие известия с 6961 по 6976 г. в Воскресенском своде представляют значительные разности от остальных сводов; значит, за это время источники у составителей этих сводов были разные; так, о походе великого князя на Новгород в Воскресенском своде под 6968 г. сообщается, что Новгородцы приняли его с великою честью, а в других сводах (Софийском 1-м и 2-м) говорится, что некоторые из них, называемые «шилниками», хотели убить Федора Басенка; кроме того, в Софийском 2-м своде прибавляется известие, что Новгородцы замышляли убить самого великого князя 182 . Таким образом, из этого обозрения видно, что за время княжения Василия Васильевича Воскресенский свод помещает известия с одной стороны, общие всем остальным сводам, а с другой – содержит в себе известия, взятые из других источников, чем какие имели составители остальных сводов. К этому же заключению приводит и нахождение известий лишних, с одной стороны, в Воскресенском своде, а с другой – в Софийских. Так, в первом своде излишние известия следующие: под 6934 г. о нападении Витовта на Опочку 183 ; под 6935 г. о смерти Ростовского епископа Дионисия и о поставлении на его место Ефрема 184 ; под 6942 г. о смерти Максима Юродивого 185 ; под 6956 г. о нападении Татар на Владимир и Муром, о литовском посольстве, о море и о смерти князя Василя Косого 186 ; под 6959 г. о пребывании князя Семена Олельковича на Москве 187 . Известия, не вошедшие в Воскресенский свод, следующие: под 6983 г. о захвате князем Тверским Борисом князя Кашинского Василия 188 ; под 6940 г. об обручении князя Василия Васильевича с княжной Марьею Ярославной 189 ; под 6945 г. о поставлении Григория митрополитом на Литву 190 ; под 6958 г. о буре в Москве 191 ; под 6966 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1413 году город Кострома опустошен пожаром, но по повелению великого князя Василия Димитриевича вновь заложен в 1416 году и тогда же был обнесен прочной деревянной стеной для большей защиты его на случаи нашествия татар на костромские и галичские пределы. Кроме Воскресенской летописи (I, 23), о Костроме в качестве укрепленного места встречаются два известия в летописи по Никонову списку (V, 219, 4) под 1449 и 1467 годом. Определенно же о Костромском кремле упоминается в повествовании из смутного для России времени, именно о том, что «от стрельбы из большого наряда с Костромского кремля» (Археографические акты, II, 232) потерпел поражение предводитель польских отрядов пан Лисовский, который в июне 1609 года из-под Москвы с полуторатысячным войском прибыл нагорным берегом Волги к месту Селище для освобождения вынужденных запереться в Ипатьевском монастыре поляков и русских изменников, кои здесь были осаждены войском царских патриотов во главе с храбрым воеводой Давидом Жеребцовым. О Старом городе Костроме имеются следующие сведения в писцовых книгах 3 «письма и меры Ивана Бутурлина да подьячих Остафия Колюпанова да Ивана Злобина 135 года, да писма-ж и меры и межеванья князя Василья Волконскаго да тех же подьячих 137 и 138 годов». «Город Кострома построен на Волге на луговой стороне… Ворота большия Спасския из новаго города от торгу, ширина воротам четыре сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. А от ворот вшед в город налево в стене башня середняя от торгу, ширина две сажени с полусаженью, поперег две сажени с четью. Стены от ворот Спасских до наугольной Воскресенской башни восемьдесят сажен. Воскресенской наугольной башни ширина три сажени, поперег тож. От Воскресенской башни по другой стороне от Кадкины горы башня, что были Ильинския ворота, ширина три сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. Да в той же стене средняя Борисоглебская, ширина четыре сажени, поперег тож. Да по той же стене башня Дебринская, ширина четыре сажени, поперег тож.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

К Иверскому монастырю. У Романа Федоровича Бобарыкина за 2000 руб. Покупка этого села послужила началом основанию Воскресенского монастыря; село было переименовано Воскресенским и осталась за Воскресенским монастырем и по Соборному изложению 1667 года. 11. Село Лаврово и деревня Радионцево с пустошми (в Переславском Уезде Залеского) 1656 г. (Июнь). У душеприказчика Логина Иванова Оничкова, по его приказу и по духовной, за 1000 руб. В году променена на вотчину Троицкого-Сергиева монастыря село Нахабино (Московского Уезда Горетова стану), но по Соборному изложению 1667 года, опять возвращено к Воскресенскому монастырю, а Нахабино к Троицкому. 12. Сельцо Асаурово (Московского Уезда Сурожского стану) 1656 г. (Сентябрь). К Иверскому монастырю. У Боярина Василия Петрова Шереметева, за 1500 руб. По Соборному изложению 1667 года осталась за Воскресенским монастырем. 13. Деревня Холмец с пустошми (Московского Уезда в Горетове стану), куплена к сельцу Бурцеву 1656 г.(Генварь) К Иверскому монастырю. У Ивана Юрьева Владычкина, за 300 руб. 14. Село Турунтаево и деревня Дылево (в Вологодском Уезде) 1656 г.(Апрель) К Крестному монастырю. У Боярина Василия Иванова Стрешнева, за 3000 руб. По Соборному изложению 1667 года осталась за Крестным монастырем. 15. Сельцо Княжее, деревня Борщевка (Московского Уезда в Горетове стану) 1657 г. (Июнь). Куплено Патриархом на свое имя. У Ивана Федорова Волынского, за 600 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 16. Сельцо Ивановское, а Кашино тожь (Московского Уезда в Горетове стану) Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. У Романа Федоровича Бобарыкина за 1000 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 17. Село Чернево с пустошми 1657 г. (Июнь). Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. У Василия Семенова Волынского, за 2000 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 18. ½ сельца Бункова с пустошми, да деревня Привалова с пустошми 1657 г. (Июль).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Предисловие В 1858–59 годах было напечатано мое описание рукописей на пергамене, числом 33, и 8 рукописей на бумаге, Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, –в Известиях Императорской Академии Наук. Тогда же было окончено мною описание остальных рукописей на бумаге. В Новом Иерусалиме мною были приготовлены из некоторых рукописей: I) литографические снимки: а) греческой литургии св. Василия Великого и части литургии преждеосвященных даров, в 7 и 1/4 арш. и 1 и 1/2 вер. с обеих сторон, б) запись из служебника 1380 года, в) несколько страниц заглавных букв из Юрьевского евангелия 1118–28 года и г) и несколько страниц из почерка письма св. патриарха Никона ; II) резанные на пальме буквы и заставки из Юрьевского евангелия 1118–28 г., резанные заглавные буквы на пальме из пандекта Антиоха XI в., из Ирмолоя XII–XIII в. и греч. литургии XI–XII в. и XIV в.; III) два хромолитографированные снимка из синодика царевны и великой княжны Татианы Михайловны: а) родословное дерево Русских великих князей и царей и 2) рисунок о смерти праведника.–В 1858–59 г. покойным фотографомъ-самоучкою А. Е. фонъ-Бергом сделаны были фотографические снимки со всех пергаменных рукописей и некоторых, писанных на бумаге по одной странице 1 и разрисованных, с соблюдением красок подлинника, им самим вместе с его сестрою 3. К. фонъ-Берг. Но таких фотографических снимков было сделано очень ограниченное число экземпляров (не более 5-ти). Правильным определением времени написания некоторых из рукописей я обязан ординарному академику Измаилу Ивановичу Срезневскому , который, по моей просьбе, обязательно делал означение времени на самих рукописях. За то ему глубокая от меня признательность. По открытии г. Срезневским в 1858 году записи в Юрьевском Евангелии, я сличил оное в 1858–59 годах со всеми пергаменными евангелиями Воскресенской библиотеки, одним, писанным на бумаге в XIV–XV веке, и сделал сравнительный словарь. Часть этого труда в Известиях Археологических напечатана; до 7-ми листов этого же труда напечатано в Чтениях Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В «Памятниках древней письменности» издана «Повесть о Царьграде» по рукописи начала XVI века. Из послесловия этой Повести видно, что автором ее был Нестор-Искандер, взятый в молодости в плен и обрезанный; он был современником события. Это – та же самая повесть, что и в летописях, но в иных случаях более пространная; прибавки следующие: «яко рекы по степам; от вопля же и крычания... превратитися» (Пов, 14); «детей с царицею, понеже вси... Марию» (стр. 15); «пожгоша; крови же оставшеи... безбожный» (стр. 15); «Крепко. Баши же и воины.... вопияху на них» (стр. 28); «И пили; цесарь же... c Туркы на врагы» (стр. 28); «Егда же услыша... все град» (стр. 28); «Из града. Но Карач-бею... из града» (стр. 35); «падаху аки пияну... печаль велия» (стр. 35); «реченное: «вложит руце» ... погибели»» (стр. 39); «И судрежат Седмохолмнго Русы...» (стр. 41) до конца. В Ник. своде между повестью о построении Константинополя и об его взятии вставлен перечень царствовавших императоров православных и еретиков (V, 227–231). 111 Вставочные летописные известия за это время в Воскресенском своде следующие: под 6942 г. о смерти Максима Юродивого (VIII, 99); под 6945 г. о рождении у князя Василия сына Юрия (VIII, 106; V, 169; V, 267; Ник., V, 125); под 6954 – сына Андрея (VIII, 119; IV, 176; V, 268; Ник., V, 209); под 6956 г. о нападении Мамутека, царя Казанскаго, на Владимир и Муром, о приезде литовского пана Семена Едиголдова к великому князю, о море на коней и о смерти Василия Косого (VIII, 121; два последних известия находятся и в Софийской 1-й, V, 269); под 6957 г.. о поставлении Ионы в митрополиты, о рождении у великого князя сына Бориса и о нападении Татар (VIII, 121, 122; V, 269; Ник., V, 216); под 6958 г. все известия. начиная с заложения храма Воздвижения Владимиром Ховриным и кончая первым известием 6959 г. (VIII, 123; Ник., V, 217, 218; в Софийской 1-й – из другого источника, V, 270); под 6960 г. о женитьбе князя Ивана Васильевича (VIII, 125; Ник., V, 221). В Соф. 2 -й разбираемая повесть начинается с 6942 г и дословно сходна с помещенною в Воскресенском своде; разницы незначительны и заключаются в следующем: под 6942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известия эти не имеют летописного характера, а представляют связный рассказ, разбитый по годам. Начало этой повести можно считать с известия о розмирьи князя Юрия с Василием Васильевичем под 6938 г., окончание же находится под 6961 г., это – известие о смерти Дмитрия Шемяки. Таким образом, отдельные части этой повести будут разбиты слвду1ощимь образом: под 6939 годом – об отправлении великого князя Василия Васильевича на суд к Улу-Махмету; под 6940 годом – о присуждении ему Московского великокняжеского стола; под 6941 годом – о разрыве дяди с племянником и о битве на Клязьме, о занятии князем Юрием Москвы, об отказе от нее и от союза с своими сыновьями, убившими Морозова; под 6942 годом – о вторичной борьбе Юрия и его сыновей с Василием Васильевичем и о занятии последним Московского стола; под 6943 годом – о враждебных действиях Василия Косого против Василия Васильевича; под 6944 годом – о плене Дмитрия Шемяки; под 6954 годом – о плене и ослеплении князя Василия Васильевича; под 6955 годом – об отпуске Василия Васильевича и про детей из Углича; под 6956 годом – о походе великого князя на Шемяку; под 6957 годом – о походе Шемяки на Кострому; под 6958 годом – о победе великого князя над Шемякой под Галичем; под 6960 годом – о походе против Шемяки под Устюг, и наконец, под 6961 годом – о смерти его. Кроме связности и стройности изложения, косвенным доказательством отдельности этой повести может служить тот факт, что в Софийской 2-й летописи, где помещена повесть, почти буквально сходная с помещенною в Воскресенском своде, нет. тех летописных вставок, которые есть в последнем. Это значить, что составитель или переписчик Софийской 2-й летописи имел под руками отдельную повесть без тех вставок, которые сделаны из других источников составителем Воскресенского свода 111 . К разряду отдельных сказаний следует отнести еще известие о битве Русских с Татарами под Белевом 112 . Причину неудачи тут Русских автор видит в их согрешениях и гордости: «превозношения ради нашего и за множество согрешений наших попусти Господь неверным одолети...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цель похода Владимира определена как «болгары низовскиа» в поздних Никоновской и Воскресенской летописях 1530 г. и 1540-х гг. 11о ни в Софийской 1 летописи по списку Царского (1508 г.), непосредственном источнике Воскресенской летописи, 158 ни в Московском своде конца XV в., использовавшем много дополнительных источников, этого нет. Определение «низовскиа» впервые появилось в Хронографе 1512 г., одном из источников Никоновской, где было развито редактором. 159 Опираться на него в доказательстве гипотезы о волжском походе, как это делал Б. Д. Греков, 160 нельзя. М. Д. Приселков вслед за А. А. Шахматовым считал известия о походе на «Серебряных» (волжских) болгар и хазар ошибкой составителя компиляции, и придерживался версии о дунайском направлении похода. 161 В. В. Мавродин и А. В. Гадло полагали, что Владимир вмешался в болгарско-византийскую войну, возможно, на стороне Империи, но вскоре заключил мир с болгарским царем Самуилом. Это позволило болгарам в следующем 986 г. наголову разбить византийского императора Василия II. 162 Первым это предположил В. Н. Тагищев. Сославшись на Иоакимовскую летопись, он пишет, что Владимир воевал с болгарским царем Симеоном, победил его, заключил с ним мир и принял от него крещение. 163 Симеон скончался в 927 г., и большинство сторонников этой точки зрения, распространенной в современной болгарской науке, полагает, что речь идет о царе Самуиле (ок. 983–1016). Татищев очень часто пользовался ссылкой на Иоакимовскую летопись, когда ему нужно было подкрепить свои гипотезы. 164 Ни в каких других источниках о крещении Руси болгарами не говорится. 165 Ни в одной из византийских хроник нет известий об участии Руси в болгарско-византийской войне 985–986 гг. на чьей-либо стороне. Об этом не пишет и участник неудачного похода на Болгарию в 986 г. Лев Диакон. 166 Нет таких сведений и у младшего современника событий, армянского историка Степана Асохика. Он рассказывает об этой войне в связи с участием в ней армянского отряда, который и спас императора Василия после проигранной битвы. Именно Степанос сообщает о крещении Руси в результате брака русского царя с сестрой императора, и едва ли он упустил важную информацию о русах. 167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили : 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. 2) Изготовить для Василия Юрасова кандидатский диплом и препроводить его в Нижегородскую духовную консисторию и об утверждении Юрасова в степени кандидата богословия сообщить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. V . Отзывы о сочинениях экстраординарного профессора —459— академии Григория Воскресенского: 1) „Характеристические черты четырёх редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям евангелия XI–XVI вв.“ и 2) „Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв.“, представленных на соискание степени доктора богословия: а) ординарного профессора Митрофана Муретова : Первый из названных трудов посвящён исследованию древнеславянского рукописного текста Евангелия от Марка. Он состоит из двух частей. В первой и вводной части содержится краткое описание славянских рукописных евангелий XI–XVI вв., сообщаются сведения о греческих рукописных евангелиях и древних переводах Нового Завета, и определяется отношение древне-славянского перевода к древним редакциям новозаветного текста. Во второй и главнейшей части исследуются особенности древнеславянского рукописного текста в четырёх основных его типах, или редакциях. Как на частные недостатки этого труда можно указать: 1) встречающуюся по местам неточность и неполноту сообщений касательно славянских и греческих рукописей евангелия; 2) недостаточность изучения греческого церковно-богослужебного текста евангельского IX–XI вв., послужившего, как можно думать, подлинником для первоначального славянского Кирилло-Мефодиевского перевода, 3) недостаток научно-всестороннего обследования тех древне-славянских чтений, кои, уклоняясь от церковно-богослужебного текста константинопольского IX–XII вв., соответствуют чтениям древнейшего до-константинопольского типа (кодексы: Синайский, Ватиканский и др.). Второй труд проф. Г. Воскресенского представляет издание четырёх списков Евангелия, признаваемых изда-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ул. Дольская, д.1 Борисовские пруды ул. Борисовские пруды д. 2г Пруд Бекет Загородное шоссе, д.2 наб. Москвы-реки, клуб моржей Музея-заповедника «Коломенское» просп. Андропова, д.39 Воронцовский пруд ГБУ «Усадьба Воронцово», ул. Воронцовские пруды, д. 3 Пруд санатория «Узкое» Храм Казанской Иконы Божьей Матери в «Узком», ул. Профсоюзная, д.123 А Тропаревский пруд Зона отдыха «Тропарево», ул. Ак.Виноградова, д. 7 Пруд в коттеджном поселке Храм Владимирской Иконы Божьей Матери в Потапове, ЖСК «Альфа» Пруд Мещерский Ул. Воскресенская, д. 3а р.Москва Филёвский б-р, напротив д.21 р.Москва Б.Филёвская, д.40а р.Москва, бухта «Живописная» Новорижское ш., д.1 (Мякиненская пойма) р.Москва ул. Василия Ботылева р. Москва, Строгинская пойма Строгино, ул.Твардовского, вл.16 Малое Бездонное озеро Хорошево-Мневники, ул. Таманская, д.91 р.Москва, Деривационный канал ул.Лодочная, вл. 19 р. Москва Северное Тушино, ул. Свободы, д.56 ПКиО «Северное Тушино» Кировская пойма ул.Исаковского, вл. 2 р. Москва Карамышевская наб., д.13 р. Чернушка пруд 4 ПИП «Покровское-Стрешнево» р.Москва ПИП «Москворецкий, ул. Живописная, д. 50 пруд Ландшафный парк Митино, ул. Барышиха, вл. 4 пруд села Рождествено Митино, с. Рождествено Зел.АО Озеро Школьное Зеленоград, Панфиловский просп, к. 1001, купель на западной стороне пруда Черное озеро г.Зеленоград, Аллея Лесные пруды, 6-й мкр, купель на западной стороне пруда поселение Вороновское, с. Покровское Купель на ручье б/н, левый приток реки Моча поселение Клёновское, д.Товарищево Русловый пруд на реке Жилетовка поселение Краснопахорское, с.Былово Русловый пруд на ручье б/н, правый приток реки Десна поселение Первомайское, д.Пучково Пруд и купель поселение Щаповское, с.Ознобишино Ново-москов-ский АО Купель у реки Сетунь поселение Внуковское, ДСК «Мичуринец» Верхний русловый пруд на реке Цыганка поселение Воскресенское, ДО»Воскресенское» Управделами Президента РФ поселение Десёновское, д.Евсеево — Кувекино Русловый пруд поселение Марушкинское, д. Большое Свинорье

http://pravmir.ru/gde-okunatsya-na-kresh...

кем и над чем ему вздумается. У внутренней стены номера, начиная от меня, имел пребывание и больше занимался на налое Иван Феодорович Ситкевич (из минских униатов), осторожный, довольно хитрый и насмешливый господин. Но в основании души человек благородный, степенный, которого никто, кажется, не мог упрекнуть ничем, что бы могло чернить его в товариществе. За ним следовал Алексей Гаврилович Солнцев (из Смоленска), тоже благороднейшая душа, по-видимому, гордый и горячий, а между тем всякому уступавший и служивший, всегда ровный и спокойный. Если он осердится, то вспыхнет и начнет ходить, но брани он не любил; зато и его все уважали и боялись оскорблять. Я любил его больше всех своих номерников. На память он подарил мне французскую Библию 236 . Наконец, у печки существовал Степан Семенович Лебединский (из Симбирска). В номере он только спал; а остальное время пропадал в некоторых ему известных местах. Человек натуры довольно грубой. Ситкевич говорил, что Степан Семенович и Василий Петрович Левашев (тоже студенты из 3 номера) были во всем друзьями, но о некоторых предметах говорить не могли без палки. Так оно и было. И мы были свидетелями их домашней дуэли за какую-то богиню. Из других номеров близки были со мной: Павел Алексеевич Троепольский, москвич, теперь о. Платон, служит в Каменец-Подольске. Душа благородная. Василий Иванович Куняев, вифанец, душа нежная, милый товарищ, любил забавлять других, но не умел оскорблять. Он умер в Варшаве 237 . Флавий Васильевич Скабовский, володимирец. Подвыпивши, он изъяснялся мне в любви самым нежнейшим образом; в обыкновенное время, во время занятий, обыкновенно выходил из 5 номера в 4-й и кричал своим тоненьким, писклявым голоском: «Митенька любезнейший, дай табачку». Взявши щепотку, он тотчас уходил и продолжал делать свое дело. Через полчаса он опять являлся с тем же воззванием. Милый был товарищ 238 ! Опять надо упомянуть нежного Петю Счастнева, умершего весной 1844 г.; этого кроткого человека любили все. Надо вспомнить Василия Алексеевича Катаева, нашего регента в академическом хоре, родом вятича; Павла Алексеевича Некрасова, москвича, умершего в Тамбове; Василия Ивановича Романовского 239 и Ивана Ефимовича Световидова, москвичей: Руфа Александровича Ржаницына (из Вологды), ныне священника у Николы на Ваганькове; Дмитрия Вас. Воскресенского из Калуги, и многих других добрых людей. Но в особенности надо вспомнить о благородном Николае Григорьевиче Александровиче (из Каменец-Подольска) 240 , которого надо поставить в особенную категорию моих ближайших и любимейших товарищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010