В нынешнем во 198 (1690) году били челом Великим Государем Царем и Великим Князем, Иоанну Алексеевич у, Петру Алексеевичу, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцам, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит с братиею, а в челобитной их написано: В прошлых, де, годах, блаженные памяти, Великого Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, Святейший Никон Патриарх строил у них, в Воскресенском монастыре, церковь каменную во имя Воскресения Христова против Иерусалимского образца, и построил предел возле церкви Иоанна Предтечи во имя безплотных Архангелов. И в этот предел построили они иконостас, и святые иконы написаны, и ко освящению совсем изготовлены, а без Указу Великих Государей святить не смеют; и Великие Государи пожаловали бы их, велели тот предел освятить и дать освященную грамоту. И аз, смиренный Адриан, Божиею милостью, Митрополит Казанский и Свияжский, по повелению Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, меж Патриаршества, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрита Никанора с братиею благословил, в том их, Воскресенском монастыре, предел безплотных Архангелов освятить ему ж, Архимандриту Никанору, соборне по новоисправленному Чиновнику, буде тот предел построен по чину против иных церквей. Писан на Москве лета 7198 (1690), Апреля в 29 день. Прим. У грамоты Митрополичья печать красного воска с благословящею рукою. На обороте подпись Патриаршего Приказа Дьяка Андрея Владыкина. XXVII. Патриаршая грамота на освящение подземной церкви Св. Константина и Елены, 1691 года Божиею милостью, Господин, Святейший Кир Адриан, Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх. В нынешнем 202 (1694) году били челом нам, Святейшему Патриарху, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит Никанор да Строитель старец Сергий с братьею, а в челобитной их написано: Строют, де, они около монастыря каменный город, и передняя, де, стена зделана, и на святых воротах обещались, де, они построить церковь во имя Входа Господня во Ерусалим, да в пределе по правую сторону трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, а с левой, стороны Преподобного отца Сергия, Радонежского Чудотворца, и нам, Святейшему Патриарху, пожаловать бы их, благословить, велеть им на то церковное строение припасы готовить, и в тех припасах церковь с пределы строить, и о том дать им нашу благословенную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО " Пожтехника " . Успенская церковь, более известная под названием Васильевской по приделу в ней в честь св. Василия Великого. На месте Васильевского храма прежде существовал женский монастырь, основанный, вероятно, в 14 веке, так как ныне существующий Воскресенский у П. Нарбекова под 1625 г. называется Новодевичьим, т. е. построенным недавно сравнительно с Васильевским. Под 1373 г. у Карамзина в «Истории российского государства» т. V, стр. 31 рассказывается о разорении Торжка Тверским великим князем Михаилом Александровичем во время его войны с великим Московским князем Димитрием Донским. В описании разорения Торжка упоминается монахиня, подвергшаяся оскорблениям и смерти. После тверского разорения Васильевский монастырь вторично был восстановлен и существовал до нашествия Литвы, от которой эта обитель сильно пострадала. После литовского разорения Васильевский монастырь вторично был возобновлен, но при этом из женского был обращен в мужской; в нем немного было братии и настоятелями его были строители, а не игумены. В 1690 г. монастырь снова был обращен в женский и приписан к Новоторжскому Воскресенскому монастырю. Июня 15 1690 г. игуменья Иустина доносила Новгородскому митрополиту Корнилию, что в ее Воскресенском монастыре в общежительстве стариц многое число, а жить им негде, потому-то они проживают в Торжке в уезде, в мирских домах, не монастырским устроением. В том же 1690 г. били челом тому же митрополиту Корнилию того Воскресенского девичьего монастыря вкладчики, чтобы: «Васильевский монастырь для утешения сестер приписать к тому Воскресенскому девичьему монастырю и учинить его девичьим монастырем». И по этой просьбе была выдана от митрополита Корнилия грамота, которою повелевалось тот: «Васильевский монастырь по малобратству его, в нем в то время был строитель и два старца, учинить девичьим монастырем и ведать в Воскресенском девичьем монастыре с отчины, и с крестьян, и со всеми угодья, и в тот монастырь из Воскресенского девичья монастыря стариц, которых доведется также в Торжке и в уезде собрать в мирских домах стариц же перевести в тот Васильевский монастырь и учинить его девичьим монастырем и устроить по монастырскому чину во общежительство. И ведать им всем, и расправу чинить тебе, игуменье Устинье, по совету с сестрами, и впредь кто иные игуменьи будут и пищу, и одежду им старицам учинить в том Васильевском монастыре против Воскресенского монастыря, а чтобы в Торжке и в уезде в мирских домах стариц нигде не было…»

http://sobory.ru/article/?object=11609

Сочинения этого курса (XIII) читали: Филарет, митрополит киевский, Гавриил, архиепископ рязанский, и Никанор, архиепископ варшавский; сочинения следующего XIV курса читали: Илюдор, архиепископ курский, Венедикт, архиепископ олонецкий, Гедеон, архиепископ полтавский, Иннокентий, архиепископ харьковский, и Афанасий, епископ винницкий, ректор с.-петербургской Академии. Чтоб указать на плоды ученых занятий студентов Академии, представляем перечень печатных сочинений их на степень и проповедей в порядке курсов. I курса (1818 года) Поучительные слова, сочиненные и произнесенные студентами московской духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 1816 и 1817 годов. М. в Синод. типогр. 1817. – В этой книжке напечатано десять проповедей: Николая Терновского – на день Воздвижения; Платона Доброхотова – в неделю 21 по пятидесятнице; Михаила Сахарова – в неделю 24; Матвея Доброва – неделю 25; Василия Алявдина – в неделю 26: Федора Голубинского – в неделю мытаря и фарисея; Платона Доброхотова – в неделю пятую великого поста; Василия Капустина – в неделю Самарянина; Илии Поройкова – в день святителя Николая: Матвея Доброва – в неделю пятую по пятидесятнице. II курса (1820 года) Сочинения студентов московской духовной Академии второго академического курса. М. в типогр. Селивановского. 1820. Тут помещены семь слов: на день Покрова Пресвятой Богородицы (без означения имени автора); Федора Платонова – в неделю 19 по пятидесятнице и еще в неделю третью поста; Николая Соловьева – в неделю Самаряныни; Андрея Овсова – в неделю 18 по пятидесятнице; Василия Воскресенского – на день прав. Захарии и Елисаветы и на тезоименитство императрицы Елисаветы Алексеевны; Алексея Диева – на день Воздвижения; Василия Воскресенского – рассуждение на слова Апостола Павла; мы же вси откровенным лицем и проч. ( 2Кор. 3:18 ) – «сочинено во время испытания»; Андрея Овсова – размышление на слова: веруяй в Сына Божия имат свидетельство в себе ( 1Ин. 5:10 ) – «сочинено во время испытания» III курса (1822 года) Опыты сочинений воспитанников московской духовной Академии, изданные по случаю испытания, при окончании третьего учебного курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Божиею милостью, Господин, Святейший Кир Адриан, Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх. В нынешнем 206 (1698) году, Апреля в 18 день, писали к нам Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит Никанор да Строитель старец Сергий с братьею, а в отписке их написано: Обещались, де, они в том монастыре построить вновь больничную каменную церковь во имя трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, с трапезою теплую, и к тому, де, церковному строению камень, кирпич, известь, песок, на связи железо и на подвязи лес и тес, и всякие припасы в готовности, и нам, Святейшему Патриарху, пожаловать их, благословить, велеть о том церковном строении дать им нашу благословенную грамоту. И аз, Великий Господин, Святейший Кир Адриан, Божиею милостью, Архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрита Никанора да Строителя старца Сергия с братиею, пожаловал, благословил, велел им в выше писанных припасах в том Воскресенском монастыре на приличном церковному строению месте построить вновь церковь во имя трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, с трапезою теплую, а верх бы на той церкви был против прочих каменных церквей, а не шатровый, и алтарь зделать круглый, а в церкви царские двери в алтарной стене были б посреди, а по правую их сторону южные, и по левую северные, и подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, и подле Спасова образа поставить образ настоящего того храма, и по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятые Богородицы и иные образы по чину. И как та церковь построена и ко освящению совсем изготовлена будет, и о освящении тоя церкви и о антиминсе, и кому святить, впредь бить челом нам, Святейшему Патриарху, и для антиминса велеть быть к Москве Попу, или Дьякону, а не простолюдину. Писан на Москве лета 7206 (1698), Апреля в 21 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Желательно, чтобы и это „краткое историческое описание храма“, способствовало оживлению и укреплению любви и усердия к нему прихожан, чтобы по мере наибольшего ознакомления с ним, более и более сердцем своим мы привлекались к нему, – своими посильными жертвами способствуя сохранению его в благолепии, и усердно посещая его с молитвою Св. Царя и Псалмопевца: „Возлюбих благолепие Дому Твоего и место селения славы Твоея... Вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи! Настави мя правдою Твоею... Исправи пред Тобою путь мой“. Внутренний вид храма 1 Находится на 1-й Большой Тверской-Ямской улице, – в середине её, – на равном почти разстоянии от старых Триумфальных ворот и Тверской заставы, западной же стороной примыкает к Брестской улице, – откуда и главный вход в него; числится в Никитском сороке. 2 Другие обширные и известные приходские храмы г. Москвы: Богоявления – в Елохове, Сергия – в Рогожской слободе, Богоявления – в Дорогомилове, Николаевский – в Новой слободе. 3 В прежнее время, кроме нашего храма, существовали в Москве следующие храмы, посвященные имени Св. Василия Кесарийского (ныне упраздненные): 1) В Никитском сороке, на Бол. Тверской улице, против бывш. Воскресенского монастыря, у двора князя Черкасского, храм Св. Василия Кесарийского с приделом в честь Введения Пресвятой Богородицы. Известен с 1625 года. Местность этого храма ныне занята домом бывш. Гиппиуса, (ныне .Линдштедт,– против Саввинского подв.) 2) У Покровских ворот „на Грязи“ (название низменной болотистой местности) в XVI веке – первоначально был храм Св. Василия Кесарийского. С 1722 года – упоминается уже придел во имя его, пристроенный при храме Живоначальной Троицы в той же местности („на Грязях“); 3) В Китай Городе, от Спасских до Никольских ворот, стояло 15 церквей с кладбищами, носивших наименования по урочищу: „на крови, у голов, что на рву“ (т.-е. на месте казни преступников, близ Кремлевского рва): один из этих храмов был – во имя Св. Василия Кесарийского (Русская Старина А. Мартынова , стр. 55, 70, 102, 141; XXVI, 19); 4) В Московском придворном Благовещенском соборе еще в 1489 году – в южном предалтарии был устроен придел во имя Св. Василия Великого , имя Которого носил сын Uoahha III , после великий князь Василий III. Придел этот был упразднен после моровой язвы в Москве, в 1654 году, при чем иконостас его был перенесен в придел Св. Великомученика Георгия. (Моск, придворный Благовещенский собор, прот. Н. Извекова . Чтения в Общ. Люб. Дух. Проев. 1911 г. Апр. 293 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

3) Указом Св. Синода от 16 января 1891 года за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам подачу семестровых сочинений после летних каникул в особо уважительных случаях. Определили: 1) Студентов III курса: 1. Илью Громогласова , Константина Сильченкова , Сергея Казанского, свящ. Евгения Мерцалова, 5. Михаила Светлаева, Василия Ремезова, свящ. Сергея Бельского, Василия Смирнова, Константина Соколова, 10. Сергея Глаголевского, Василия Некрасова, Василия Покровского, Василия Воздвиженского, Никандра Тихомирова, 15. Ивана Язвицкого, Вячеслава Цветкова, Сергея Левицкого, Михаила Магницкого, Николая Мошкова, 20. Николая Виноградова , Николая Остроумова , Димитрия Соколова, Николая Орлова , Константина Демидова, 25. Николая Слезкина, Николая Писаревского , Андрея Постникова, Ивана Лаврова, Василия Воскресенского, 30. Петра Борисоглебского, Владимира Троицкого, Михаила Владыкина, Николая Суперанского, Александра Красовского, 35. Федора Федорова, Петра Суринова, Николая Успенского , Ивана Орловского, Александра Васильева , 40. Ивана Малинина, Чедомиля Митровича перевести в следующий курс. 2) Принимая во внимание, что студенты: Константин Торопов, Владимир Попов, Константин Субботин, Павел Тихомиров , Николай Цыганков, Николай Матвеев, Кирилл Перевозников и Николай Христодуло не представили семестровых сочинений по причинам вполне уважительным, дозволить им подачу этих сочинений после летних каникул. Внесенные председателями комиссий, производивших ис- —98— пытания студентов II курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 59 студентов, 48 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3 –, у одного студента средний балл 3, 91 , У другого – 3, 88 . Студенты: Василий Сенатов, Стефан Иовичич, Василий Корсунский, Симон Логадзе и Владимир Оргийский не представили семестровых сочинений по новой гражданской истории, студенты: Никита Рождественский, иеродиакон Каллист и Михаил Смирнов – по истории русской литературы и студент Добросав Маркович – по общей церковной истории. V. Внесенный и. д. инспектора Академии, иеромонахом Григорием, список студентов II курса с обозначением баллов по их поведению: в этом списке поведение 57 студентов означено баллом 5 и 2 студентов – баллом 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством об утверждении: а) студентов IV курса: Владимира Тихомирова, Николая Покровского , Ивана Успенского, Дмитрия Судницына, Василия Рыбинского, Александра Титова, Михаила Изюмова, Виктора Нечаева, Василия Яновского, Ивана Голубева, Николая Боголюбова , Николая Ивановского , Ивана Пальмова , Александра Сахарова, Ефрема Веригина, Леонида Краснова, —206— Сергея Арановича, Матвея Запольского, Игнатия Заржицкого, Николая Чистосердова, Дмитрия Цитовича, а также вольнослушателя священника Феодора Мальцева – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; б) студентов: Александра Сосновского, Ивана Строева, Николая Преображенского, Григория Богоявленского, Ивана Захаржевского, Ивана Хреновского, Сергея Москалевича, Василия Воскресенского, Михаила Руднева, Евтихия Маминайшвили, Константина Смагина, Константина Якубовского, Александра Кузнецова, Димитрия Лебедева, диакона Петра Рождественского, Николая Лихачева, Сергея Ставровского, иеромонаха Алиния, Михаила Кузнецова, Михаила Киятского, Димитрия Покровского, Михаила Дрозда, Сергея Четверикова, Петра Нагорова, Василия Казанцева, Константина Алмазова, Николая Веселовского, Алексея Соломина, Александра Горшкова, Димитрия Мучкапского, Василия Мухина, Ивана Попова, Николая Добротина, Анатолия Попова, Сергея Молчанова, Николая Семеновского, Афанасия Грановского, Димитрия Волковского, Владимира Тимофеева, Николая Штемберга, Осипа Барилова, Митрофана Попова, Георгия Ристькока, иеродиакона Протасия, Алексея Марсова, Кузьму Гаева, Панайота Мутавчиева и вольнослушателей иеромонахов Михея и Серапиона – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в §§ 137–139 академического устава и в) студентов: Михаила Добротворского, Василия Креминского, Василия Речкина, Ивана Речкина, Александра Успенского и вольнослушателя Бориса Плеского, не представивших кандидатских сочинений – в звании действительного студента с правом на получение степени кандидата по представлении сочинений, заслуживающих сей степени

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение московского храма Трех святителей в пос. Воскресенское 3 сентября 2017 г. 16:27 3 сентября 2017 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Трех святителей в пос. Воскресенское г. Москвы (Ильинское благочиние викариатства Новых территорий Московской городской епархии ) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Престол храма освящен в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , управляющий викариатством Новых территорий г. Москвы; схиархимандрит Илий (Ноздрин) ; протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Трех святителей, настоятель храма Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках г. Москвы; протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации , древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье; протоиерей Димитрий Рощин , начальник Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы; протоиерей Андрей (Марущак), клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой С.В. Медведевой, члены Попечительского совета по строительству храма, благотворители и строители храма. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках (регент В.Ю. Володин). Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года ( журнал 41 ) утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.

http://patriarchia.ru/db/text/5002314.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Кирилл совершил великое освящение московского храма Трех святителей в пос. Воскресенское 04.09.2017 3 сентября 2017 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Трех святителей в пос. Воскресенское г. Москвы (Ильинское благочиние викариатства Новых территорий Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Престол храма освящен в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий викариатством Новых территорий г. Москвы; схиархимандрит Илий (Ноздрин); протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Трех святителей, настоятель храма Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках г. Москвы; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье; протоиерей Димитрий Рощин, начальник Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы; протоиерей Андрей (Марущак), клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство. По завершении богослужения собравшихся приветствовал протоиерей Владимир Волгин. Настоятель храма Трех святителей выразил особую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Д.А. Медведеву, членам Попечительского совета и благотворителям. В дар Его Святейшеству отец Владимир преподнес образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону чуда Архангела Михаила в Хонех. Во внимание к трудам по строительству храма Трех святителей протоиерей Владимир Волгин был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.09.2017 20:20:04

http://drevo-info.ru/news/22722.html

После половины 1860 года, по совету И. И. Срезневского , я серьезно занялся исследованием пандекта Антиоха XI в., сличив его с греческим подлинником по рукописям Синод. библиотеки, которое и кончено было в 1862 году, а в 1863 году за это исследование присуждена была Академию Наук половинная Демидовская премия. В 1865-м году описание рукописей было дополнено Кратким описанием старопечатных книг Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. Имея намерение печатное описание Воскресенской Новоиерусамской библиотеки, в Известиях Академии Наук проверенное в другой раз и исправленное, в другой раз перепечатать, я решился и остальное описание обнародовать в печати, приложив к нему и прежние снимки и вновь сделанные, с фотографических снимков фонъ-Берга, чтобы познакомить любителей отечественной старины с древностями, хранящимися в Новоиерусалимском монастыре. Литографированных полных снимков с литургии св. Василия Великого и части литургии преждеосвященных даров только сделано 100 экз.; столько же осталось и хромолитографированных рисунков родословного дерева великих князей и царей Русских и рисунка смерти праведника, деланных царевною и великою княжною Татианою Михайловною. I. рукописи на пергамине. 1. Евангелие 2 Апракос (недельное) на пергамине в лист писанное уставом в два столбца на 231 листе. На первом листе, не помеченном, заставка киноварью расписанная в роде храма без крестов с изображениями по краям павлинов, четырех птиц неизвестного названия, двух животных в роде собак. Заглавные буквы с изображением жирафов, людей и разных животных. Некоторые из изображений выражают самую мысль того Евангелия, где они написаны. Так в Евангелии, читаемом в неделю Ваий, в заглавной букве нарисован киноварью жеребец, привязанный; в Евангелии, где упоминается о пришествии жен мироносиц на гроб, изображены в заглавной букве две жены, стоящие у гроба. Против Остромирова Евангелия положено более чтений в неделю; кроме субботних и недельных есть чтения в понедельник, вторник и так далее. В Великий пяток положено читать Евангелие на Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010