Доцентом по кафедре библейской истории резолюцией Его Высокопреосвященства от 25 октября 1909 года утвержден был преподаватель Московской духовной семинарии, магистр богословия, Коллежский Советник Дмитрий Иванович Введенский. – Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 22 февраля 1910 года за 11 доцент Введенский назначен экстраординарным профессором Академии, с 10 декабря 1909 года – дня избрания его в это звание академическим Советом. На кафедру новой гражданской истории Советом Академии избран был, в собрании 7 октября 1909 года, преподаватель Воронежской духовной семинарии, кандидат богословия, Надворный Советник Александр Константинович Мишин. – По прочтении в собраниях Совета 12 и 17 декабря 1909 года двух пробных лекций, г. Мишин резолюцией Его Высокопреосвященства от 10 января 1910 года утвержден исправляющим должность доцента по означенной кафедре. На кафедру гомилетики и истории проповедничества Совет —19— Академии, в собрании 23 сентября 1909 года, постановил иметь в виду кандидата и профессорского стипендиата Академии выпуска 1909 года Василия Петровича Виноградова, предложив ему посвятить 1909–1910 учебный год подготовлению к занятию означенной кафедры и поручив, с разрешения Его Высокопреосвященства, временное преподавание гомилетики и истории проповедничества студентам III курса Академии в 1909–1910 учебным голу и. д. доцента Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета священнику Димитрию Васильевичу Рождественскому, ранее занимавшему кафедру гомилетики, с особым вознаграждением в размере жалования доцента. – В виду соединения, по новому, Высочайше утвержденному во 2-й день апреля 1910 года, уставу православных духовных академий, кафедры гомилетики с кафедрою пастырского богословия, профессорский стипендиат Виноградов, по представлении отчета о своих занятиях в течении 1909–1910 учебного года и прочтении в собрании Совета Академии 11 июня 1910 года двух пробных лекций: одной (по гомилетике) – на тему по собственному избранию, другой (по пастырскому богословию) – по назначению Совета Академии, избран был Советом, с 16-го августа 1910 года – дня окончания стипендиатского года, исправляющим должность доцента Академии по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики. – Резолюцией Его Высокопреосвященства от 9 июля 1910 года означенное постановление Совета было утверждено.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 Антиникейская коалиция составилась на почве реакции против никейской догматической терминологии, но эта реакция не была арианской, а лишь консервативной. 8 Стоя на этой почве, антиникейская коалиция имела задачей устранить со сцены церковной жизни новую догматику, смысл которой, как представленной в новых небиблейских терминах, казался подозрительным. 9 Эту задачу коалиция старалась выполнить прежде всего устранением защитников никейства, 10 что и удалось ей впервые около 341 года. Тогда она сделала попытки молчаливо устранить и самую формулу никейскую, выставив вместо нее несколько своих формул, в которых, насколько возможно, старается придерживаться древней традиции с ее неопределенностью, 11 в которых по временам заметна точная аккомодация к образу выражения западных, 12 но всегда и стремление затушевать собственную точку зрения, 13 которая однако же есть почти несомненно православная. 14 С 344 года, когда вследствие изменения политического положения в пользу никейцев наступило время затишья церковно-политической борьбы, усиливается литературная разработка спорных вопросов, в которой различные направления богословской мысли приходят в соприкосновение на наиболее соответствующей почве 15 и дифференцируются. 16 начинают обнаруживаться элементы будущих партий, с одной стороны – в утверждение библейско-церковных основоположений у той части консерваторов, которую представляют Евсевий Емесский и Кирилл Иерусалимский , а сдругой – в упрочении господства неясного образа мыслей Евсевия Кесарийского и преобладания филосовского миросозерцания времени над воззрениями библейско-церковными у той части консерваторов, которую представляет Акакий Кессарийский. 17 Правда, догматические тенденции будущих вождей омиусианства Василия Анкирского, 18 Георгия Лаодикийского, 19 Евстафия Севастийского 20 почти совсем незаметны еще тогда, но внутри коалиции несомненно обнаруживается центробежное движение. 21 До 356 г. наличность общего непобежденного врага – никейства еще связывала разнородные направления; с этого же года с поражением никейства – объединяющего пункта у антиникейской коалиции уже не стало, и она, в силу внутреннего центробежного движения, должна была естественно распасться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Москве открывается IV международный фестиваль «За жизнь» Москва, 8 июля 2013 г.       8 июля, в День семьи, любви и верности, в гостинице «Салют» начал свою работу Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ - 2013». Форум соберет участников из более чем 60 регионов России, Украины и Белоруссии, а также делегатов из Ирландии, Чехии, Польши, Сербии, Грузии, Казахстана для поиска решений в области защиты жизни нерожденных детей. «Наш фестиваль называется «За жизнь». Он объединяет людей, совесть которых не позволяет им молчать и бездействовать в ситуации, когда в равнодушном обществе безраздельно господствует страшная практика казни самых уязвимых - младенцев, до рождения. В один только день в России гибнет более 3000 детей, так и не увидев Божий свет (это только по официальной статистике). Мы за звонкий детский смех, счастье материнства и радость отцовства. У нас великая страна и она должна оставаться таковой. А не вымирать. В единении - сила, вместе мы можем многое сделать в защиту хрупкой жизни детей, семей. Проблему надо решать, а не замалчивать», - заявил президент Фестиваля Сергей Чесноков. Свои доклады на Фестивале представят ведущие мировые эксперты в области проблем семейной политики и демографии, такие как: представительница ирландской «Кампании в Защиту Жизни» Кэролайн Саймонс (баллотировалась в Европейский парламент в 2009г., мама пятерых детей); представитель Союза Харцеров Речи Посполитой (ZHR), пресс-секретарь правительства Ярослава Качиньского (2006-2007) и депутат Сейма VI и VII созыва Ян Михал Дзедзичак; чешский священник Серафим Галик, известный своей стойкостью и твердостью, которую ему не раз приходилось являть, когда он подвергался физическому насилию за решительную защиту традиционных ценностей и жизней нерожденных младенцев. В рамках форума будут проведены презентации проектов-решений в области проблем защиты жизни детей до рождения и укрепления традиционных семейных ценностей. Состоятся 3 конференции: «Помощь беременным женщинам и семьям с детьми: обмен опытом и методами работы», «Законодательная защита жизни человека до рождения и выработка подходов к ее осуществлению», «Цивилизация жизни: образ будущего сквозь призму традиции», а также круглые столы и тренинги. Программа мероприятия доступна по ссылке . Фестиваль проводится при поддержке Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. Генеральный спонсор фестиваля – гостиница «Салют». Горячая линия для представителей СМИ: 8 800 700 76 83 (звонок по России бесплатный), +7 495 644 32 18, Татьяна Виноградова, Алла Кирсанова, Екатерина Тыква, hotline@prolife-fest.ru Адрес гостиницы «Салют»: г. Москва, Ленинский проспект, д. 158, ст.м. Юго-Западная. 8 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62648.html

В день октябрьского переворота в Москве состоялась траурная церемония Москва, 11 ноября 2003 г. Православная траурная церемония памяти 60 миллионов россиян, погибших в годы красного террора и сталинских репрессий, состоялась в Москве 7 ноября, сообщает «Благовест-инфо». Церемония, в которой участвовали потомки деятелей Белого движения, представители православных и казачьих организаций, началась в 12 часов у мемориала «Примирения народов, воевавших в Мировых и Гражданской войнах», памятников «Вождям Белого движения и Казачьим атаманам» и «Жертвам красного террора», расположенных на территории храма Всех святых на Соколе. С речами на церемонии выступили внук офицера Белого движения Дмитрия Виноградова, председатель военно-исторической организации «Добровольческий корпус» Леонид Ламм, председатель Общественного совета по восстановлению Братского кладбища, участник Великой отечественной войны Алексей Грицевич, полковник в отставке, потомок одного из офицеров армии Врангеля Юрий Ульянин, представитель Товарищества 15-го Казачьего кавалерийского корпуса имени Паульса (Кельн, Германия) Вольфганг Акунов, поэт Олег Столяров. Один из организаторов церемонии, Янис Бремзис, с сожалением отметил, что духовенство храма Всех Святых в отличие от прошлых лет на этот раз воздержалось от участия в церемонии. Он также сообщил, что некоторые ветераны бывшего НКВД настоятельно предлагают снести памятники деятелям Белого движения. Вместе с тем, есть заверения настоятеля прихода Всех Святых протоиерея Василия Бабурина, что подобные меры в отношении монументов на территории этого храма не планируются. Участники церемонии прошли ко Всероссийскому военному братскому кладбищу, расположенному в 150 метрах от храма Всех Святых. На территории кладбища в годы Первой мировой войны было похоронено свыше 17 500 российских солдат и офицеров, а в ноябре 1917 года - более 300 юнкеров, кадетов, казаков, студентов, гимназистов, офицеров и вольноопределяющихся, погибших в октябрьских боях с большевиками в Москве. С 1918 по 1921 гг. на территории Братского кладбища большевиками было расстреляно свыше 5 тысяч жертв красного террора.

http://pravoslavie.ru/8139.html

Мы познаем последние из их свойств. Свойства же Божества не могут дать нам полного определения Его существа, так как все они взяты от конечных вещей и отношений и не могут быть понимаемы так, как мы понимаем их в отношении к конечным вещам. Божеству нельзя приписывать таких качеств, какие мы приписываем конечными вещам; Ему принадлежит, простота существа 117 . Правда, свойства, приписываемые нами Божеству на основании Его откровений и деятельности в конечном мире, не пустые и бессодержательные отвлечения человеческого ума, но, несомненно, имеют действительное значение и соответствие в самом существе Божием; тем не менее они служат далеко не полным и всецелым, а только отрывочным выражением божеского существа, так как Божество открывает Себя в различных отношениях к миру не вполне, а только отчасти; одни из свойств и имен Божьих указывают на то, что принадлежит божескому существу, другие же – что ему чуждо 118 . Кроме того, непостижимость для человека божеского существа, по объяснению св. Григория, имеет свою причину и основание в конечности и ограниченности человеческого разума. В силу своей природной способности человек стремится к познанию высочайшей истины, ищет причины всех вещей и, на основании внутреннего закона, познает бытие Божие. Но, как существо конечное и ограниченное, он, без сомнения, никогда не может обнять Бесконечного и Неограниченного. Он не может проникнуть в сущность даже конечных вещей: ему неизвестна, например, тайна его собственной природы 119 ; немало таинственного и неизвестного для него и в области окружающей его жизни 120 . Насколько же таинственнее и непостижимее для него должно быть существо Божие! ... Но, недоступное для человеческого ума в настоящей – земной жизни, полное знание Божества, по учению св. Василия Великого , обещано человеку, как награда за добродетель на небесах: там мы познаем Его, как и мы познаны ( 1Кор. 13:12 ): там образ Божий или божественное начало в нас – разум вполне соединится с сродной ему природой, и образ теснейшим образом соединится с Первообразом, к познанию которого он стремится здесь – на земле 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

После посвящения в епископа (372 г.), Григорий должен был отправиться к месту своего назначения. Но тут скорбь и сожаление об уединении снова овладевают им. Посещение его братом Василия, св. Григорием Нисским , по-видимому, мало утешает его 330 . К внутренней скорби Григория присоединяются еще другие соображения, удерживающие его от принятия сасимской кафедры. Сасимы, по словам Григория, был городок бедный, лишенный всяких удобств жизни, скучный и тесный; жители его – чужеземцы и бродяги. «Здесь» – говорит он – «не было бы у меня хлеба, чтобы разломить его с пришельцем, здесь я – нищий принял бы в управление народ также нищенствующий, не видя никакого средства оказать ему услугу» 331 . Между тем, с какими усилиями приходилось ему занять эту кафедру и что ожидало его там! Митрополит тианский, Анфим, считая Сасимы принадлежащими к своей митрополии, объявил посвящение Григория незаконным, ссылаясь на то, что оно совершено без согласия сасимских жителей, помимо воли его – митрополита, чужим митрополитом и на чужой территории 332 . Очевидно, Григорию предстояла борьба, столь противная кроткому и миролюбивому его характеру и недостойная епископов, и – борьба из-за городка, который не представлял ни внешних выгод, ни условий для более или менее полезной деятельности епископа. Эти соображения усиливают в нем внутреннюю борьбу, и он, не в состоянии будучи ее выдержать, решается удалиться в одну гору 333 . Огорченный бегством своего друга, св. Василий снова просит его отправиться в Сасимы. Григорий отвечает отказом. Между друзьями возникает переписка, наполненная взаимными укоризнами и порицаниями 334 . Убедившись в безуспешности своих просьб, св. Василий отправляется в Назианз и уже отсюда, при содействии отца Григория, вызывает своего друга из уединения. Склоненный неотступными просьбами отца и архиепископа, св. Григорий, наконец, изъявляет свою готовность отправиться в Сасимы, видя в желании своего друга действие Духа 335 . Но угрозы митрополита тианского воспрепятствовать ему в занятии сасимской кафедры открытой силой снова останавливают его в Назианзе, пока, наконец, не приезжает к нему сам Анфим и, после некоторых совещаний с ним, изъявляет свое намерение примириться с Василием, при чем последний уступает ему оспариваемую им половину каппадокийской области вместе с Сасимами 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Итак, единый по существу Бог, по учению св. отцов, троичен в Лицах. Если св. Афанасий в своих попытках доказать и уяснить тайну единства и троичности Божества ограничился только указанием на абсолютное тождество и нераздельность божественной сущности, как на основание единства, и на самостоятельное бытие каждого божественного Лица, как на основание троичности, – то каппадокийские отцы пошли в этом отношении гораздо далее. Они взяли на себя труд, прежде всего, определить значение понятий, употребляемых для обозначения двух различных сторон в Божестве ( οσα и πστασις), показать их отношение между собой вообще и, в частности, в применении к Божеству и, таким образом, установить в этом отношении точную и определенную терминологию; потом – показать основания и условия, при которых единство и троичность не только не уничтожают друг друга, напротив, вполне совместимы в Божестве, и, наконец, раскрыть, насколько доступно для человеческого ума, внутренние отношения в Божестве. Св. Василий Великий занимается определением понятий « οσα» и » πστασις» во многих местах своих творений, в особенности же – в письме к своему брату, св. Григорию Нисскому 174 . По его определению, « οσα» есть общее понятие, обозначающее сущность или природу многих предметов одного и того же рода; между тем как « πστασις» – понятие частное, обозначающее один предмет или существо с индивидуальными его свойствами 175 . В области конечной различие между этими двумя понятиями такое же, какое между «общим» и «частным» 176 . Отдельное бытие ипостаси св. Василий называет « δα παρξις " 177 или ипостасью в себе ( φεσρσαν) 178 ; отличительные же свойства, по которым сущность получает бытие в отдельной ипостаси, – напр., место, время, черты характера и т. п., -называются у него: » διτητες, διματα, διζοντα, σημεα, δια γνωρσματα, χαρακτρες, μρφαι " 179 . Понятие » πρσωπον« у св. Василия употребляется в значении одинаковом с » πστασις " . Установив такую терминологию и определив понятия «сущности» и «лица» в отношении к вещам конечным, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

5, стр. 353–355 (см статью Н. Барсова: «Св. Григорий Богослов , как проповедник» в «Христ. чтении» за 1886 г., сентябрь-октябрь, стр. 318). 297 L. Montaut. Revue critique de quelques questions historiques se rapportant a saint Gregoire de Nazianze et a son siecle, p. 27. 301 Между учителями, которых слушали в Афинах св. Григорий и Василий особенно известны риторы и софисты Гимерий и Проэрезий. Socrat. Histor. eccles., lib. 6, с. 26. 305 L. Montaut. Revue critique de quelques questions historiques se rapportant a saint Gregoire de Nazianze et a son siecle, pp. 37–45. 312 Плодом этих занятий св. Григория и Василия были выписки, сделанные ими из экзегетических сочинений Оригена , известные под именем « Φιλοκαλα " (S. Gregorii Theologi. Epist. 87. Cf. Socrat. Histor cedes., 1. 6, c. 26.). 313 В те времена такого рода избрания и посвящения в священный сан были возможны и повторялись не редко. Целый ряд таких примеров из 4 и 5 вв. можно видеть у Bingham’a в его Anliqq. eccles., lib. 4, с. 7, vol. 2, р. 189 el sq. Некоторые из западных писателей, наприм., Вильмен (М. Willemain. Tableau de l’ eloquence chretienne au 4-e Siecle Paris, 1851, Гренье (A. Grenier. La vie et les poesies de S. Gregoire de Nazianz), Шубах (Matth Schubach. De b. patris Gregorii Theologi carminibus commentatio patrologica. 1871.), Монто (Montaut- Op. cit., cap. 3) и др., обратили серьезное внимание на это душевное настроение св. Григория, назвав его – хотя неправильно – «меланхолическим». Но, кажется, ни одному из них не удалось вполне объяснить его происхождение и характер (см. соч. А. Говорова: «Св. Григорий Богослов , как христианский поэт». Казань. 1886). Из всех их, однако, Монто, по нашему мнению, стоит ближе к истинному пониманию ее. Если нельзя вполне согласиться с ним в том отношении, что в изображении скорби заметно употребление св. Григориемм слишкомом густых красок или – как он выражается – «еврипидомании», то в других отношениях, объяснение Монто скорби св. Григория может быть признано весьма основательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

После Глазунова и Лобанова среди русской молодежи большой популярностью пользовался писатель Владимир Алексеевич Солоухин. Впервые я его увидел в каком-то студенческом клубе (возможно, МАИ), где он выступал вместе с нашим кумиром Глазуновым в рамках клуба «Родина». Он был известен как автор замечательной книги о русском культурном наследии «Письма из Русского музея». В своей патриотической деятельности Солоухин так же, как и мы, был последователем Глазунова. Вместе с последним он стал одним из зачинателей общественного движения за сохранение национального, культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест. Мы не знали, что уже тогда Солоухин собирал материалы для книги «Последняя ступень», где остро ставил вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении сионистских вождей к мировому господству над человечеством . Клуб «Родина», о котором я упомянул выше, стал местом притяжения русской национальной молодежи. Лично я участвовал только в отдельных вечерах и лекциях, проводимых в институтских домах культуры, «красных уголках» студенческих городков. Главная же деятельность «Родины» заключалась в безвозмездной помощи в восстановлении Крутицкого подворья и других памятников русской архитектуры в Коломенском, Радонеже, Больших Вяземах. На отдельных вечерах, помню, присутствовали: писатель Л. Леонов, певец И.С. Козловский, поэты Г. Серебряков, И. Лысцов, а чаще всех – знаменитый архитектор-реставратор П.Д. Барановский, один из руководителей клуба. Именно здесь я впервые увидел замечательных русских общественных деятелей того времени – Василия Дмитриевича Захарченко (гл. редактор журнала «Техника – молодежи»), Виктора Алексеевича Виноградова и Олега Игоревича Журина. Два последних были архитекторами, учениками Барановского, впоследствии видными активистами общества «Память». Среди активистов клуба «Родина», наверно, впервые в СССР стала распространяться антисионистская литература. Солоухин рассказывал мне, что именно здесь он впервые познакомился с антисионистским памфлетом «Сионские протоколы».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/11/...

Великопостная часть седмичного круга в первоначальном иерусалимском строе состояла, несомненно, из последовательного чтения творений св. Ефрема Сирина , положенных на этот период во всех трех Уставах. Они были материалом и для утрени и для часов, как это сохраняется в обоих константинопольских Уставах. «Лавсаик» и Лествица, как особые чтения для утрени и часов, и Шестоднев для суббот и недель вошли в иерусалимский строй позднее первого влияния на студийскую практику, и позднейшая студийская практика в Евергетидском Типиконе заимствует второе из этих произведений – Лествицу для неизвестных ни Алексеевскому, ни Иерусалимскому Уставам чтений на 1-ом часе понедельника, вторника, четверга и субботы седмиц великого поста, а третье – Шестоднев усваивает совершенно точно для утрень суббот и недель, дополняя рядом других произведений. В первоначальный иерусалимский строй Уставных Чтений, несомненно, также входило последовательное чтение текста Деяний и посланий апостольских по первой части агрипнии – всенощной. Присущий одинаково Иерусалимскому и Евергетидскому Уставам этот элемент не сохранился в Алексеевском, конечно, только потому что первоначальная студийская практика не усвоила от иерусалимской самой агрипнии; последующая же студийская практика в Евергетидском Типиконе, возвратившись ближе к древней иерусалимской, восприняла непринятую прежде агриннию, а вместе с нею и чтение священного текста. По-видимому, только первоначальная иерусалимская практика не знала чтения Апокалипсиса, и он вошел в седмичный, а равно и в минейный (на 8 мая) круги чтений позднее, не будучи вовсе усвоен студийской практикой. Наконец, к элементам первоначального иерусалимского седмичного круга чтений нужно причислить отмеченные во всех трех Уставах специальные чтения – слова на недели: о неразумном богаче ( Василия Великого ), о богатом и Лазаре (Златоуста), праотец (Златоуста), отец ( Григория Богослова ) и по Рождестве Христовом ( Григория Нисского ); древняя студийская практика Алексеевского Устава назначает еще специальное чтение для недели пред просвещением, назначая для нее слово, указанное в древней иерусалимской для кануна Крещения, но позднейшая студийская в Евергетидском Типиконе возвращается к древней иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010