454 ...Григорья Лазовицкого з грамотою... Микифора Сущова... Гаврила Любощинского прислалъ к намъ... – Гонец Григорий Лазовицкий был отправлен Баторием к Грозному 5 сентября 1580 г. (накануне взятия Великих Лук); вместе с ним ехал Никифор Сущов – гонец к царю от находившегося в Польше русского посла Сицкого. В грамотах, врученных гонцам, король требовал от царя уступки всей Ливонии. 455 И волочилъ ecu нашихъ пословъ... не без накладу ж... – После неудачных переговоров в августе 1580 г. русские послы Сицкий и другие оставались в Польско-Литовском государстве и продолжали переговоры до февраля 1581 г. 456 Миколай Яновичъ Радивилъ – по прозвищу Черный, воевода Виленский, один из крупнейших политических деятелей времени Сигизмунда II Августа, активный деятель польской реформации (кальвинист). Замечание Грозного, что первопричиной вмешательства Польши в ливонские дела было «люторство», связано, вероятно, с переговорами, которые он завязал в этот период с римским папой. 457 ...неодностайные рчи... – Нередкий в послании пример полонизма (jednostajny – по-польски: единообразный). Грозный перед этим цитировал два заявления Сигизмунда II Августа: из речей польского посла Тышкевича с товарищами в марте 1559 г. и из грамоты, привезенной посланником Мартином Володкевичем (Володковичем) в начале 1560 г. Архиепископ Рижский маркграф Бранденбургский (брат герцога Альбрехта Прусского и племянник Сигизмунда II Августа) был арестован магистром ордена, но по требованию польского короля освобожден. Разница между содержанием двух польских документов, отмеченная царем, объясняется тем, что в августе–сентябре 1559 г. новый магистр Ливонии признал власть польского короля. 459 ...с тыхъ ихъ грамот послали списки... – К посланию были приложены две договорные грамоты, заключенные в 1509 и 1522 гг. между новгородскими и псковскими наместниками отца Ивана IV, Василия III, с одной стороны, и Ливонским орденом – с другой. 460 ...великому государю Василию Василевичу... – Челобитье Василию II (Темному) относится к 1459–1460 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому времени Господь послал обители нового благотворителя, который пожертвовал в обитель два колокола, построил большой с 30-ю кельями полукаменный корпус для сестер. На его же средства к восточной стене молитвенной комнаты был приделан пятигранный выступ для алтаря, поставлен предъалтарный резной иконостас, устроены довольно поместительные хоры в верхнем этаже и шатровидная на столбах, звонница. Новоустроившаяся Выксунская богадельня с первых же дней основания своего стала постепенно увеличиваться. Постройка в ней зданий почти не прекращалась по мере увеличения числа сестер. Отовсюду начала являться в обитель материальная помощь, и обитель начала не только уже расширяться, но и процветать. Возникновение такого заведения, которое должно быть светильником для заблуждающихся людей и совратившихся в раскол, врагу рода человеческого было ненавистно. Поэтому на долю первых насельниц обители выпадало немало всякого рода скорбей. Кроме различных ночных страхов, наполнявших ужасом слабые сердца малодушных, им еще много пришлось потерпеть и от местных властей, подозревавших их в сектантстве. В 1866 году 1-го октября прибыл в обитель о. Василий и, сделав в ней некоторые распоряжения по постройке, сказал сестрам, что вскоре их ожидает глубокая скорбь. Но пусть бы они не смущались: за скорбью последует и слава обители, и их собственное благосостояние. Благословив и утешив их, старец уехал обратно в Пещеры. Действительно, слова старца о. Василия сбылись и сестер вскоре постигла скорбь. Вот как судил Господь о. Василию осуществить предсмертный завет уважаемого старца Григория. III. О. Василий, в монашестве Варнава, – иеромонах и народный духовник. Его внешний вид, келейная обстановка и обыденная жизнь. Нелегко было о. Василию переживать первое время по смерти старца Даниила: навык всегда и во всем быть под руководством своего отца духовного – эта спасительная духовная связь с почившим наставником теперь давала сильнее чувствовать ему духовное одиночество, тяготу старческого служения и всю ответственность пред Богом и людьми в самостоятельной жизнедеятельности. Под бременем этой тяготы дух молодого старца едва-едва мирился с его положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

С привлечением основных сил империи на борьбу с внутренними мятежами, а затем на завоевание Болгарии Италия, Зап. Европа, Бл. Восток и Кавказ рассматривались К-польским правительством как второстепенные направления деятельности. Во всех этих регионах на рубеже X-XI вв. византийцы ограничивались в основном защитой своих владений. Св. равноап. кн. Владимир Святославич отправляет посла к визант. императорам Василию II и Константину VIII. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 61 об.) Св. равноап. кн. Владимир Святославич отправляет посла к визант. императорам Василию II и Константину VIII. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 61 об.) Основными принципами политики В. Б. в Италии в тот период были защита юж. части полуострова (Апулия и Калабрия, с центром в Бари) от нападений арабов, расширение влияния среди местной знати. Несмотря на регулярные походы в Италию герм. императоров из династии Оттонов, влияние германцев здесь пока не воспринималось как непосредственная угроза Византии. Отношения 2 империй носили скорее союзнический характер, что подтверждалось регулярным обменом посольствами; имп. Оттон III (983-1002) был сыном представительницы Византийского правящего дома Феофано, готовился его брак с визант. принцессой, не состоявшийся из-за смерти императора. Кроме того, византийцы опирались на союз с крупными морскими торговыми городами Венецией и Пизой, на поддержку части родовой аристократии Рима; в нач. XI в. упрочился союз с лангобардскими князьями Капуи и Беневента. Визант. крепости подвергались регулярным набегам со стороны мусульм. эмира Сицилии Абу-ль-Касима. Переходили из рук в руки крепости Джераче и Козенца; в 988 и 1003-1004 гг. арабы осаждали Бари. В последние годы правления В. Б. византийцы перешли к более активным действиям против арабов. В 1025 г. экспедиция катепана Василия Боджояна высадилась на Сицилии и приступила к осаде Мессины, но вскоре была возвращена в связи со смертью В. Б. В правление В. Б. византийцы отказались от своего прежнего завоевательного курса на Бл. Востоке. В 980 г. эмир Саад ад-Даула внезапно захватил Алеппо (Халеб) - один из важнейших городов на подступах к Антиохии. В результате осады Алеппо, предпринятой на следующий год Вардой Фокой, Саад признал вассальную зависимость от Византии, и в дальнейшем в течение нек-рого времени действовал союз с эмирами Алеппо. Окончательно город был потерян в 1016 г. Нек-рая активизация действий В. Б. на востоке произошла в последние годы X в. В 995 г. В. Б. предпринял поход в Сирию; заставил егип. войска Фатимидов отказаться от осады Алеппо. В 999 г. В. Б. вновь двинулся в Сирию, опустошил ее сев. и центральные районы, дошел до Дамаска и предпринял демонстративную осаду Триполи. Тем не менее эти события не привели к к.-л. изменениям в общем положении в регионе. В 1001 г. между империей и фатимидским халифом аль-Хакимом было заключено перемирие, к-рое продержалось до 1016 г.

http://pravenc.ru/text/150781.html

Но для Карамзина, как было показано выше, вера в Провидение – неотъемлемая часть его мировоззрения. Действие же Провидения и рациональные причинно-следственные связи в тексте Карамзина – это, скорее, разные уровни реальности. Особо хорошо это видно в рассуждениях Карамзина об обстоятельствах знаменитого стояния на Угре 1480 г., в частности, о причинах отхода войск Ахмата, которое в большинстве русских источников описывается как чудо. Карамзин указывает на подобные представления, однако выясняет рациональные причины отступления Ахмата (действия князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета в тылу Ахмата) 55 . При этом Карамзин пишет, что «Иоанн, распустив войско, с сыном и с братьями приехал в Москву славословить Всевышнего, за победу, данную ему без кровопролития»55. Из данного текста нельзя с однозначностью понять, стремится ли тут Карамзин лишь описать воззрения самого Ивана III на победу как результат Божьей воли, или же и сам согласен, что победа была дана Всевышним. Но, в любом случае, исходя из логики текста Карамзина, Иван III был осведомлен о реальных причинах отступления Ахмата: именно его дипломатические усилия привели к удару Нур-Девлета в тыл Ахмата, именно он повелел Василию Ноздроватому действовать в тылу противника. Но, несмотря на эти свои знания, Иван III, как его описывает Карамзин, благодарит Бога за победу. Можно допустить, что в данном случае, в представлении Карамзина, Провидение влияет на земные процессы через сочетание посюсторонних причинно-следственных связей. Ещё лучше это видно в общей оценке Карамзиным деятельности Ивана III. Завершая шестой том «Истории государства Российского», историк пишет: «Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих Государей, избираемых Провидением решить надолго судьбу народов: он есть Герой не только Российской, но и Всемирной Истории. Не теряясь в сомнительных умствованиях Метафизики, не дерзая определять вышних намерений Божества, внимательный наблюдатель видит счастливые и бедственные эпохи в летописях гражданского общества, какое-то согласное течение мирских случаев к единой цели, или связь между оными для произведения какого-нибудь главного действия, изменяющего состояние рода человеческого» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

969 ...ко Угр рец... – Это указание еще раз подтверждает, что в предшествующем изложении Независимого свода 80-х гг. речь шла ο событиях до прихода Ахмата на Угру. 970 ...въ Красномъ селц 2 недели... – Ο столь длительном пребывании Ивана III в подмосковной резиденции, объясняемом в этом рассказе страхом перед горожанами, определенно говорит только данный источник. 971 Князь же великый во всю волю ихъ даяся, они же похаша къ великому князю на помощь. – Β комментируемом своде приход Андрея Углицкого и Бориса объясняется уступками великого князя. Β Ростовском своде об этом не говорится так прямо, но отмечается, что братья пришли после решения Ивана III «жаловать» их. Великокняжеский свод приписывает инициативу в примирении мятежным братьям. 972 ...идоша псковичемъ на помощь. – Этот рассказ комментируемого свода расходится с показаниями Псковских летописей. Согласно этим летописям, братья великого князя соглашались оказать помощь псковичам, только если те представят убежище не им одним, но и их женам; когда же псковичи отказались это сделать, «люди» Андрея и Бориса пограбили псковские земли. 973 Иван Τοваркοв – Иван Федорович Ус Товарков, видный сподвижник Ивана III, неоднократно бывший послом в Новгороде и Пскове. 974 ...Микифора пришли Басенкова. – Никифор Басенок, сын известного сподвижника Василия II Федора Басенка. Несмотря на опалу и ослепление Федора Басенка, сын его продолжал служить Ивану III. 975 ...наги и босы, ободралися. – Несмотря на интерес составителя Независимого свода к чудесам, здесь он в отличие от других летописцев дает наиболее простое и убедительное объяснение отступления татар, не рассчитывавших на зимнюю кампанию. 976 Серенескъ и Мченескъ. – Ο разграблении татарами этих и других литовских порубежных городов подробнее рассказывается в Повести об Угре, читающейся в Вологодско-Пермской летописи (ПСРЛ, т. 26. М.–Л., 1959, с. 273). 977 ...села Ярославичевы вс делярные. – Условия уступок Ивана III братьям совпадают в комментируемом своде с другими источниками; уточнено только, что села, уступленные Борису Волоцкому, принадлежали раньше князю Василию Ярославичу Серпуховскому, дяде братьев. Возможно, они входили в состав владений, завещанных Борису матерью Василия Ярославича Марией Голтяевой после ареста сына. «Делярные» – очевидно, подлежащие разделу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 39–70. 689 Как показывает Хонигманн ( Honigmann E. Studies in Slavic Church History//Byz 17 (1944–1945): P. 128–182), Феофилакт, бывший до того митрополитом Севастии, был поставлен первым русским митрополитом. Весьма основательное и результативное исследование Хонигманна окончательно выбивает почву из-под ног теорий Н. Баумгартена ( Baumgarten N. Saint Vladimir et la conversion de la Russie//Orientalia Christ. 27 (1932). Nr. 1) и М. Жюжи ( Jugie M. Les origines romaines de l’Église russe//EO (1937). P. 257–270 и Le schisme byzantin. 1941. P. 172 sv.), которые тщились доказать, что Русь приняла христианство от Рима. Острая критика Хонигманном методики обоих названных авторов является более чем оправданной. 690 Ср. прекрасный очерк характера Василия у Пселла (I, 18 sq., ed. Renauld), а тж. у Зонары (III. Р. 561). 692 Датированный 4 апреля 988 г. хрисовул, приписываемый Василию II, в котором еще раз отменяется закон Никифора Фоки и содержится противоречащая новелле 996 г. благоприятная по отношению к монастырям тенденция, вряд ли может быть подлинным. Ср.: Dölger . Regesten. 772. 695 Сообщение об этом содержит документ из Лавры от сентября 993 г.: Rouillard-Collomp . Actes de Lavra, I (1937). Nr. 12. Ср.: Острогорский Г. Сербское посольство к императору Василию II//Глас Српске Акад. наука 193 (1949). С. 15–29 и Une ambassade serbe auprès de l " empereur Basile II//Byz 19 (1949). P. 187–194 (в сокращении); см. также: Дуйчев . Проучвания. С. 27 ел. Дж. Радойичич ( Radojii Dj. Sp. Srpsko Zagorje, das spätere Raszien//Südost-Forsch. 17 (1957). S. 276 ff.) высказывает догадку, что посольство прибыло из Рашки, т.к. лаврский акт называет прибывших сербами. Но византийцы называли сербами и жителей Диоклеи (Зеты). См. для этой эпохи прежде всего: Skylitzes-Cedren. II. Р. 515.8; 526.14,15; 543.13; 544.5,8. 696 Относительно спорного вопроса о хронологии см. мои замечания в статье, указанной в предыдущей сноске. 697 Без достаточного основания Адонц ( Adontz . Samuel l’Arménien.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К вопросу о государственной идеологии Сам же народ, на самом деле, не в силах в полном и законченном виде постичь Божий замысел о себе, поэтому, всё писаные идеологии будут, в самом лучшем случае, - лишь грубым приближением к пониманию этого замысла. Спиноза писал: « Omnis determinatio est negatio» – всякое определение есть отрицание. Всякая попытка вербализации и доктринального оформления Божьего замысла о народе есть, во многом, и искусственное ограничение, мнимое отрицание, глубины этого замысла. И. Л. Солоневич в работе «Народная монархия» призывал изучать уникальную и неповторимую психологию своего народа, которую народ проявлял на протяжении истории в характере решений власти, реакции на или иные события. Это на деле оказывается важнее тезисного оформления каких-то положений, которые формируют корпус государственной идеологии. Исходя из этого, одна из самых приоритетных задач государства – это защита тех базовых ценностей, вокруг которых, в свою очередь, произошло формирование данной нации. Конечно, это, в первую очередь, - религиозные и культурные ценности. А для их защиты вовсе не требуется умножения сущностей в виде идеологии, достаточно законодательной защиты традиционных для России религий и культурной политики, где национальная культура оказывается в приоритете. Скажем так же пару слов о знаменитой формуле «Москва – Третий Рим», изложенной в письме инока Филофея царю Василию III. В словах «Два Рима убо падоша, Третий Рим стоит, а четвёртому не быти» многие видят базис некой имперской идеологии, якобы говорящей о некой особой миссии России. Не стоит понимать тезис столь поверхностно и вырывать из исторического контекста. Стоит отметить, что письмо было написано незадолго после наступления лета 7000-го, то есть 1492 года от Р.Х. Многие именно в этот год ждали конца света. Но его не произошло в тот год. Есть на то богословское мнение, что Господь смилостивился и дал миру шанс, так как осталось ещё одно православное царство – Россия. И «два Рима пали» следует понимать как то, что совершенно никто от этого падения не застрахован. А «а Четвёртому не быти» как то, что следующего шанса не будет: семь тысяч лет прошли. И инок Филофей обращается к царю Василию как ветхозаветный пророк к израильским царям, - с предостережением и предупреждением.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/21/nu...

В древнерусской письменности «поделие» встретилось нам всего три раза, причем применяется оно совершенно в тех же случаях, что и в древнехристианской литературе. I. Послание игумену Печерскому Василию: «Земную печаль (житейские заботы), аки поделие имей, а о небесней жизни всегда печися по правилу твоего обета («Приб. к Твор. св. От.», X, 351). II. «Житие преп. Сергия» (стр. 24); вспомянув, как Саул, посланный от отца за ослицами, был помазан на царство «и выше дела поделие приобрете», Епифаний продолжает речь уже об отроке Варфоломее: «Сице и блаженый отрок выше дела поделие обрете; послан бо бысть отцом своим Кириллом на взыскание скота обрете етера черноризца старца свята» и т. д. III. Преп. Нил Сорский : «И от сна убо восстав, прежде прослави Бога (усты твоими), таже исповежься Ему, а потом сия делания: молитва , пение, чтение, рукоделие и, аще есть, поделие кое». («Устав», 4 слово, по изд. М. 1849, стр. 63). – В живом русском языке «поделие» значит – посторонняя, неважная обязанность, исполняемая после главного дела, междуделье; дело или работа не главная, межиделье; местное значение «поделия» (вологодское) – рукоделье, рукомесло («Словарь ц. слав. и русского яз.», изд. Ак. Η., III т., Спб., 1847, 285; Даля, «Толковый словарь живого великорусского яз.», III, М., 1865). 167 Священника Маркова. «Обзор философских учений». Одобрено в качестве учебного руководства для духовных семинарий. Изд. 2-е, Москва, 1881 года. Определив в тексте значение термина альтруизм, а также и противоположного ему «эгоизм», под строкой составитель делает такое примечание в защиту интересующего нас термина: «Этот термин впервые введен в употребление Огюстом Контом и должен быть удержан, как точно соответствующий противоположенному термину – «эгоизм», стр. 200. Ср. Преосв. Антония Волынского. Полное собрание сочинений, III, 357–358, примечание. 169 «Если иноки будут следовать своему идеалу так, как подобает, то для них не применимо будет учреждение больниц... Оно только еще далее отодвинет их от идеала» (январь, 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

III. Третие, аще то само к себе по всему согласует, а нигде же разликует. Посмотрим убо, аще списание сие твердо есть по всему треми своими свойствы, или ни. Рукоп. Новгород. Соф. библ. 1525, XVII в., л. 75–76. (Это примечание вставлено в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции.) 357 Чт. в Общ. Ист. и Др. Росс. 1859 г. III, отд. 3. 6–7, 14, Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. 359 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 360 У него все вытекает и основывается на заповедях Спасовых, законе Спасовом, который есть точию любы совершенна от чистого сердца к самому Вышнему и ближнему, якоже во святых евангелиих слышим, и каждый человек, а тем более инок, рассматривается у него как «евангельский ученик» и нравственно оценивается с точки зрения строгой верности духу евангельского учения и заповедей, на сколько он действительно жительствовал но евангелию Спаса Христа. Сочин. Максима Грека , ч. II, 5–52, 89–118; ч. III. 178–205, част. II, 157–185. 361 Сочин. Максима, ч. II, 157–184, 185–212, 319–338, 339–346, 320, 158, 327. Особенно часто Максим, трактует о грабительстве властей и начинает свои наставления с в. князя: «не полезно, говорит, он, еже хотети чужим имением и царю богомудренному отнюдь не подобно есть и стяжанием». Сочин. Макс. ч. II, 166. Некоторые факты отношений в. князя к поданным окончательно возмущали доброе сердце Максима: «вдовицы плачут, говорил он раз, а пойдет государь к церкве, и вдовицы плачут и за ним идут, и они их бьют» (Акты Археогр. Экспед. 172, стр. 142 в сноске.) 362 Максим сам сознавался в своей смелости говорить и писать всем правду (Сочин. Максима, ч. I, 35). 366 Прение м. Даниила с Максимом Святогорцем. Чтен. в Общ. Ист. Др. Росс. 1847 г. 7, 13. Ср. Сочин. Максима ч. III. XXII, 154–156. 367 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 369 Послание Максима к Василию Иоанновичу. Сочин. Максима, ч. II, 316–318. А. А. Э. I, 172. 143. Максим свою просьбу об отпуске его на восток повторял неоднократно (Сочин. Макс. ч. II, XXXI. посл. к царю Иоанну Васильевичу, 376–379), но всегда получал отказ. Причина таких действий скрывается в особом установившемся взгляде на Максима: «Держим на тебя мненья, говорил один опальный боярин Максиму, пришел еси сюда, а человек еси разумной, и ты здесь уведал наша добрая и лихая, и тебе там пришед все сказывати» (А. А. Э. I, 172, 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами иллюстрация известного исторического события — покорения Великого Новгорода Москве. В 1477 году Иван III, узнав о готовящейся измене новгородских бояр, подступил к Новгороду. В село Бронницу к Ивану III стали прибывать многие жители Новгорода, и заговорщики вынуждены были открыть ворота в город. Марфу Борецкую и её внука Василия Фёдоровича по приказу великого князя отправили в Москву, всё имущество Борецких было конфисковано. Позже Марфу направили в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини под именем Марии. Судьба Василия, последнего представителя этого боярского рода, неизвестна. Земли и усадьбы опальных бояр раздавались сторонникам Московского князя, переселённым в Новгород из подмосковных городов. Описание Полотно отражает события 1478 года, происходившие в Великом Новгороде. Новгород тогда был вольным городом, что не нравилось князю Московскому Василию III. Этот трагический момент и запечатлен на картине. В правой части картины – вдова новгородского посадника и боярина Марфа Борецкая. Лицо Марфы Борецкой угрюмо, в нем выражение неприязни, она готова проклясть своих врагов. Марфа  идет гордо и уверенно, голова высоко поднята, плечи расправлены, чувствуется, что она не покорена. По бокам колонны следуют охранники, воины войска Василия. На улицах провожает героиню местное население. На лицах горожан и духовенства читается сочувствие и скорбь. На заднем плане белеют храмы Великого Новгорода, Марфа навсегда прощается с ними и любимым городом. Рядом с ней идёт опечаленный последний её сын, к тому же он был и самым младшим. В левой части картины изображен  великий князь Московский Иван III, рядом с ним в доспехах – московский воевода.  В центре картины – вечевой колокол, символ политической самостоятельности Новгорода, который сняли со звонницы, чтобы увезти в Москву. Так происходило присоединение Новгорода Великого к Москве. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 46  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/vyvoz-vechevogo-kol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010