Чуть ниже в этом же Житии описано, как некий иудей, желая узнать, в чем состоят Святые Тайны, присоединился к прочим верующим, словно будучи христианином, и, войдя в церковь , увидел, что святой Василий держит в своих руках Младенца и раздробляет его на части . Когда верующие стали причащаться из рук святого, подошел и иудей, и святитель подал ему, как и прочим христианам, часть Святых Даров. Приняв их в руки, иудей увидел, что это была действительно плоть, а когда приступил к чаше, то увидел, что в ней была действительно кровь . Он спрятал остаток от Святого Причащения и, придя домой, показал его жене своей и рассказал ей обо всем, что видел своими глазами. Уверовав, что христианское Таинство есть действительно страшное и славное, он пошел наутро к блаженному Василию и умолял удостоить его святого Крещения. Василий же, воздав благодарение Богу, немедленно окрестил иудея со всем его семейством. Также, согласно Житию, имел святой Василий Великий и такой благодатный дар. Когда он во время литургии возносил Святые Дары, то золотой голубь с Божественными Дарами, висевший над святым престолом, движимый силою Божией, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил Святые Дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. И только Василий помыслил об этом, он заметил, что один из диаконов, державших рипиды, разглядывает некую женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию… и немедленно повелел повесить в катехуменах завесы, отделяющие женщин, указав, что если какая-нибудь из них станет выглядывать из-за этих завес, то выводить ее из церкви и лишать Святого Причащения. Наконец, еще одна история происходит не с самим свт. Василием, а с одним из его священников: В то время в одном селении жил пресвитер Анастасий с женою Феогнией. Сорок лет они прожили друг с другом в девстве, и многие думали, что Феогния бесплодная, ибо никто не знал хранимого ими в тайне чистого девства. Анастасий же за свою святую жизнь удостоился получить благодать Духа Божьего, и был прозорливцем…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Якоже трие отроцы в пещи Вавилонстей огненную силу угасиша молитвою, тако и ты, святый отче, огнь злобы вражия и клеветы человеческия верою и молитвою угасил еси, поя Богу Спасителю: благословен еси, Господи Боже, во веки. Богородичен: Земле святая, безсеменно произрастившая Спасение мира, Христа Бога нашего, от бури сопротивныя и искушений избави мя и из глубины зол возведи, да пою непрестанно милости и щедроты Твоя, Мати Всеблагая. Песнь 8 Ирмос: Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй морю предел песок и содержаяй вся, Тя поет солнце, Тя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, яко Содетелю всех во веки. Ангелоподобным житием возсиял еси, святителю отче Василие, благочестия рачитель быв неусыпаемь, темже со Ангелы предстоя ныне Престолу Владыки всяческих, моли избавитися нам от всякаго прилога вражия, поющим верно: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. На земли пожив, яко Ангел, с плотию, яко безплотен, безплотныя враги под ноги покорил еси. Темже ныне со Ангелы на Небесех светло ликуя, Христу вопиеши: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. Источник благодатных дарований стяжав, Богоблаженне, подаждь ми источник умиления и слез, да омыю душевныя моя страсти и светом покаяния убелю очерневшую мою душу, радостно поя: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. Богородичен: Христа нам родившая, радость вечную, горестных слез моих не забуди и стенания души моея не презри, Всеблагая, но яви на мне милость и человеколюбие Сына и Бога Твоего. Песнь 9 Ирмос: Воистину Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе. Велие чудо на тебе видится, преблаженне Василие, яко блаженное тело твое чрез многа лета соблюдеся невредимо мановением Бога, дивнаго во святых Своих, Егоже моли грехов прощение нам даровати. Адамант крепкий явился еси, святителю Василие, веру яко основание непоколебимо в души твоей имея: многи бо враги видимыя и невидимыя победил еси, яко добр воин Владыки Христа, Емуже молися, да спасет тебе ради души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

– А, вот и Краснопевцев и Ильинский! – вскричал Голиков, – Люблю за ухватку, не забыли старину... Спасибо, что пришли. Нам будет веселее... Песенки там попоем во все свое широкое горло... такое будет раздолье, что ай люли... запляшут у нас лес и горы и все соловьи слетятся к нам... – Только вы, пожалуйста, не сказывайте про нас Василию Петровичу, – сказал Краснопевцев. – Что же? Или вы украдкой от него утянули из сада? – Да, он видел, что мы легли спать, и, если никто ему не скажет о нас, ничего не будет знать о нашем похождении. – Ай да молодцы, ребята! Люблю за ухватку... Чего понапрасну тревожить человека... ведь он бы всю ночь не уснул, боясь и за вас, и за себя, если бы отпустил вас со мною... А теперь пусть его спит спокойно в блаженном неведении. А завтра я ему непременно скажу. Посмеюсь над ним. – Нет, пожалуйста не сказывайте... Если бы сказали, что инспектору на нас донесете, мы и глазом не моргнули бы. А Василия Петровича мы любим. Мы знаем, что наш поступок очень огорчит его. Мы не хотим доставлять ему неприятность... мы лучше назад вернемся... – Ну, хорошо, хорошо. Все будет шито и крыто... На случай, как бы волк или какая-нибудь собака не напала на них, охотники вооружились, дубинками и тронулись в путь. Миновав находившийся близ города солдатский лагерь, они вышли на просторную поляну, где открылось для них полное раздолье. Была чудная, прелестная ночь, в полном смысле слова очаровательная. С середины неба глядел месяц. Окрестность вся залита была чудным серебристым светом. Город весь виден точно на ладони. В воздухе тихо. С лугов и из лесочка несется море благоухание. Соловьи в лесочке и перепела в полях разливаются так, как будто бы хотят одни перекричат других. С болота доносится уханье безобразной выпи. – Вот, братцы, ночка так ночка! – сказал Голиков, – настоящая гоголевская «Украинская ночь». И в такую-то ночь наш брат семинарист должен или спать или сидеть за своими тетрадками и корпеть... Что за вздор... Погуляем на славу, так, чтобы и после, многие годы, вспоминать о ней можно было с большим удовольствием... Ну-ка, братцы, грянем песню удалую!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

В лето 7029-е тогда содержа [Л. 291 об.] скипетр Рускаго царствиа благочестивый самодръжец Христолюбивый великий князь Василей и последи бысть во иноцех Варлам, сын пресловущаго сопостатом одолевателя самодръжавнаго великаго князя Ивана Васильевича всеа Росии самодръжца, внука великаго князя Василиа Дмитриевича. И сему благодарствено 10 царствующу, но со всеми окрестными близ его царствиа царьми и кральми и со всеми дръжавными мир утвержен имеа и любовное согласие и ниоткуду брани на ся надеяшеся и сам брани тогда не составляше. Воистинну 11 же его людие мнози тогда во [Л. 292] своих областех без опасениа учрежахуся. И тогда перековский царь, иже есть кримский Магмет Кирей, усмотрив си время удобно своему лукавному злохитрьству, и вместо братства мирнаго завета таинствено умысли неправедный совет з безбожным воинством своим на пленение и кровопролитие христианское. Сих же устремлением хотя Преблагий Господь наш милостивно наказати нас, яко да от грех останем и угодная Ему творити научимся и от безбожных враг злолютнаго нашествиа и конечнаго озлоблениа избавити сподобит нас своему Христоименитому достоянию. Не пред многими же деньми устремление без[Л. 292 об.]безбожных, иже ко христианским пределом мнози от правоверных могущии видети, видеша многа страшная знамения земная, от них же зде едина наречется, еже извести от славных некоих вельмож от Ивана, рекомаго Третьякова 12 , иже бысть казначей царьских великого князя сокровищ, и от другаго Ивана, Боброва 13 глаголемаго, и той бысть постельничей царьскаго же великаго князя чертога. И тако глаголаху, яко тогда мнози сподобишася видети многа ужасна видениа, страшная знамения земная с прещением гнева Божиа, вкупе же великаго милосердиа исполнение, еже показа Бог праведному угоднику Своему блаженному [Л. 293] Василию, иже самоволне обнаженному, телеснаго одеяниа не имущу, яко первозданный Адам преже преступлениа, душевною же добротою неизреченно одеянну и сугубо преукрашенному, иже многа места великиа многоболезненыа нужа претерпевая Христа ради, проходя со беззлобием богомудростное уродство воздержа, имже и наготою томя себе: лете убо солнечным зноем изгараше, зиме же яко нестерпимый мраз не врежаше огня бо и мраза силнейши плоть праведнаго сего бяше. И тако прият благодать от Бога великих чюдо[де]яней, яко егда в нощех тайно хожаше по святым церквам на [Л. 293 об.] молитву, ему же и самая церковная врата, идеже прихожаше, отверзахуся. Мнози же иноземстии гости, поведаху, яко своима очима видеша его на море ходяща връху воды, яко по суху.

http://pravmir.ru/povesti-napisannyie-po...

В молитве усердней по вся дни и нощи пребывая, блаженне, ругания и наветы терпеливне подъял еси, Христа ради, от Негоже и Вышняго причастия сподобился еси. Юрода себе волею сотворив, богомудре, премирнаго разумения исполнился еси. Темже и Духа Святаго сосуд избранный явился еси, житием твоим страннолепным украшен. Молитвы твоя обнощь к Небесем возсылая, дневною же милостынею больным и страждущим благотворя, сердца их любовию согревал еси, Василие небомудренне, чадо верное Отца Небеснаго. Богородичен: Н еискусобрачная Дево, Бога плотию рождшая, утверди мя, страстными прилоги приклонена, несть бо разве Тебе иныя Помощницы. Седален, глас 5: Плотское мудрование отринув издетска, нищету и странство Христа ради, стяжав, венценосец Божий на земли явился еси, Василие блаженне. Ныне, молим тя: буди нам, омраченным страстьми землеретными, светлый путевождь ко Христу, Солнцу правды. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Милосердия Твоего ради, Богородительнице Пречистая,/избави ны, Тя смиренно умоляющих,/от всех козней вражиих и скорбных обстояний. Песнь 4 Ирмос: С едяй в славе на Престоле Божества,/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный,/нетленною Дланию, и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Милостыню с благодарением от простецов приемля и нищей братии ю предавая, снег и дух бурен, мраз, и вар дневный благодушно претерпел еси, святе, силою Божиею укрепляемь. Молим тя ныне, блаженне Василие, услыши прошение наше и, помощь молитв твоих подавая во благовремении, усмири вся брани житейския, да, предстательство твое обретше, прославим Милостиваго Бога. Молим тя паки, славне Василие: юныя вразуми путем заповедей ходити, старцы и в немощи сущия укрепи, подвизающияся же на дела благая направи. Богородичен: Г оспоже, Всепетая Богородице, Мати всех Творца, помышления моя молитвами Твоими очисти и благоплодна покажи. Песнь 5 Ирмос: У жасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево,/имела еси во утробе над всеми Бога/и родила еси Безлетнаго Сына,/всем воспевающим Тя/мир подавающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В светлосиянный день праздника твоего, преблаженне, услыши умиленныя мольбы наша; не лиши помощи твоея всех, почитающих память твою в храме сем, во граде нашем и в пределех земли Рязанския. Исполнися воистинну Господне обетование на тебе, чудотворче: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. И ныне во славе лучезарней Престолу всех Царя предстоиши, понеже верный раб в час испытаний явился еси. Усердно взываем к тебе, богоблаженне: не остави нас, сродник твоих, яже на земли, ты бо алчущих выну питал еси, жаждущих напаял еси, нищих же одарял еси преизобильно. Богородичен: В оплотися неизреченно Бог из Тебе, Чистая, и, плоти соединяемь, по Божественному существу неизменен пребысть. Песнь 6 Ирмос: Б ожественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. Вознеси, милостиве, твое моление о нас, грешных, да исправятся стопы наша к деланию заповедей Господних и да не обладает нами всякое беззаконие. Приведи нас ко пристанищу благоотишному, посреде моря житейскаго бедствующих, Василие святе, и укажи путь верен ко Творцу всяческих, Богу нашему. Заповеди жизни вечныя запечатлены во умех имуще, во окаменении греховнем многажды преступаем и согрешаем на всяк день умом и сердцем. Темже на помощь прииди к нам, святе Василие. Богородичен: В оплощенное Слово Божие нашего ради спасения на земли родила еси, Дево Чистая. Тем Тя, Богородицу истинную, сердцем и усты в песнех величаем. Кондак, глас 2: Всякое мирское попечение волею отринув,/чистоту же душевную юродством утаив,/Богу и ближним усердне послужил еси,/темже, благодати Духа Святаго исполнився,/ангельски на земли пожил еси./Ныне милостию твоею нас посети,/исцеляя немощи душ и телес,/Василие блаженне, теплый наш ходатаю. Икос: Теплотою Божественною согреваемь и благодатию, яко одеждею боготканною, оболчен, глад, мраз и вар дневный мужественне претерпел еси и люди верныя земли Рязанския обильне словом напитал еси. Ныне милостию твоею нас посети, исцеляя немощи душ и телес, Василие блаженне, теплый наш ходатаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Договоренность об учреждении Рабочей группы была достигнута Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Святейшим Католикосом Маланкарской Церкви Василием Мар Фомой Павлом II в ходе визита Предстоятеля Маланкарской Церкви в Россию с 31 августа по 5 сентября 2019 года. Рабочая группа подвела итоги деятельности за время, прошедшее с ее предыдущего заседания в феврале 2020 года в Коттаяме. Несмотря на длительный период эпидемических ограничений, связанных с распространением в мире коронавирусной инфекции, успешно реализован ряд двусторонних инициатив. Представлены предложения по дальнейшему развитию сотрудничества на актуальных направлениях. Среди них: защита традиционных ценностей и поддержка христиан; взаимодействие на международных площадках; межцерковное сотрудничество в диаспоре; контакты между представителями монашества и развитие паломнических программ; сотрудничество в научно-богословской, академической, медийной, социальной, молодежной сферах и в области церковного искусства; осуществление переводов церковной литературы; содействие почитанию в Индии блаженной Матроны Московской; реализация проектов и проведение совместных мероприятий, посвященных истории двусторонних контактов. 25 апреля в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами Рабочей группы. Его Святейшество отметил важность дальнейшего развития отношений Русской Православной Церкви с Маланкарской Церковью Индии и другими Древними Восточными Церквами, а также просил представителей Маланкарской Церкви передать ее Предстоятелю Святейшему Католикосу Василию Мар Фоме Матфею III приглашение посетить Россию. Следующее заседание Рабочей группы запланировано на 2024 год на территории Маланкарской Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Признать успешной деятельность Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью. 3. Отметить важность дальнейшего развития двусторонних отношений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6027152...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Источаеши исцелений струи болящим, Дево, всюду,/Тя бо источника показа милосердия, Владычице, милости Господь,/из Тебе рождейся паче ума.  Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи.  Припев: Блаженне отче Василие, моли Бога о нас. Остр ум всегда к Богу имев,/яко нечувствен ко всем житейским был еси,/вся же коварства лукаваго, яко сеть, расторгнул еси/и пресветлое светило мирови показался еси, Богоблаженне Василие.  Припев: Блаженне отче Василие, моли Бога о нас. Духом Божиим наставляемь, благоюродиве,/чистоту естества твоего преестественну,/небесоподражательное житие имел еси и ангелолепное видение./Темже моли спастися нам от враг наших.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ангел житием на земли показался еси,/и, на гору безсмертия возшед добродетельми, Ангельския полки удивил еси,/и на враги храборник чуден показался еси./И ныне пособствуй воинству нашему, преблаженне,/да Твоими молитвами противнии побеждаются.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Руки Твоя пречистыя, Дево Мати, простерши,/покрый на Тя надеющияся и Сыну Твоему зовущия:/всем подаждь, Христе, милости Твоя.  Кондак, глас 4 Духом Божиим водим, переблаженне Василие,/оттрясл еси мирский мятеж,/и жития треволнения возгнушался еси,/и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/убежал еси ловления льстиваго миродержца,/и был еси странен во твоем языце,/и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/увязлся еси венцем терпения./И ныне, переблаженне Василие, моли Христа Бога/о творящих святую память твою, да зовем ти:/радуйся, переблаженне Василие. Икос Трудолюбному житию Твоему Ангели удивишася,/мужески бо востал еси на естество:/разумев непостоянное жития сего, совлеклся еси одеяний/и, наг сый, стал еси противу кознем диавольским,/якоже храбрый ратоборец, по словеси, преблаженне, апостолову:/несть наша брань к крови и плоти,/но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего./И, сему наготою телесною сплется доблественне,/ни от коеяже страсти победился еси, но всех сетей убежал еси гордаго велиара,/прескочив пропасть адову, юже изры враг между Лазарем и богатым,/и ныне у Авраама на лоне почиваеши, отнесен святыми Ангелы./Молися, переблаженне, Христу Богу нашему о творящих святую память Твою, да зовем ти:/радуйся, переблаженне Василие. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святых. Кондаки Преполовения и святых читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 3-я (или 6-я) – 4. Примечание. В службе благоверных князей в Минее указаны блаженны святых, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Преполовения). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святых; кондак храма святого. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святых. Апостол и Евангелие – дня и святых. Задостойник Пасхи. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы блаженному Василию Кадомскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731362.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/554 ). 2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 3 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716. 5 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 6 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 7 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-15/

Отец Алексий Лысиков Другая икона святого благоверного князя Александра Невского была пожертвована в храм села Себино в память об отмене крепостного права, а надпись на иконе так и гласила: «Сия икона пожертвована Журишанским обществом в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861-м году 19 февраля покойным Государем Императором Александром Николаевичем». Хранится в храме Успения Пресвятой Богородицы и икона «Взыскание погибших», но это копия образа, написанного по заказу Матронушки. Подлинник ныне находится в Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска Тульской области. Одну из своих икон Иисуса Христа завещала передать после своей смерти в Успенский храм села Себино автор-составитель книги «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны» Зинаида Владимировна Жданова, что и было выполнено. На территории Свято-Успенского храма установлен памятник священнику отцу Василию Троицкому, крестившему Матронушку. – Многие ошибочно полагают, что это и есть могила батюшки, но это памятник, – объяснила Раиса Федоровна. – Службы в нашем храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням, – рассказывает отец Алексий. – В 7 часов 45 минут начинается Исповедь, а сразу после ее окончания идет чтение часов. В дни служб в храме собирается до 200 человек, а в дни памяти святой Матроны – еще больше. Как устроиться на работу к Матронушке? Конечно, в ходе общения со своими новыми знакомыми мне хотелось выяснить, а как люди попадают в Себино и остаются здесь надолго? Отец Алексий окончил Тульскую духовную семинарию и 9 лет уже трудится в сане священника. До этого был настоятелем прихода в городе Узловая Тульской области. – Весть о моем назначении в храм села Себино прилетела внезапно, и произошло это в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». С тех пор уже миновало четыре года. – Каково это, батюшка – служить в храме, который посещала Матрона? – В этом месте трудиться благодатно, – кратко отвечает отец Алексий. Матрона в Москве в 20-30 гг 20 века Старейшая работница храма Раиса Федоровна поделилась, что родилась она в 1934-м году на Украине, но вся жизнь ее прошла на Тульской земле, в городе Узловая.

http://pravoslavie.ru/121023.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010