Каноны на Введение Пресвятой Богородицы Из двух канонов, воспеваемых в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, первый принадлежит Георгию, Митрополиту Никомидийскому, церковному писателю 9-го века, а второй одни приписывают лицу, малоизвестному по истории, но оставившему по себе блаженную память несколькими песнопениями, по имени Василию монаху, жившему, как полагают, около 12 века 14 , другие – Василию, Архиепископу Кесарийскому, современнику Императора Константина Порфирородного (11 века) 15 . Древние трогательные предания о Введении Девы Марии в храм Иерусалимский 16 подвигли благочестивых Георгия и Василия воспеть это событие, необыкновенное чудными обстоятельствами, его сопровождавшими, и возвышенные произведения их, быв приняты Православною Церковью, сами сделались драгоценным свидетельством и хранилищем священных о нём преданий. Праведные родители Девы Марии, вещают они, по предварительному обету приводят трёхлетнюю дочь свою, как жертву благодарности и любви к Богу отцев своих: юная отроковица, украшенная подобно невесте, достойной Всевышнего, окружённая всеми близкими её сердцу и предшествуемая столь же юными девами, шествует с радостью из дома родительского к дому Божию – воспитываться пред Господом; все священники, служившие храму, с духовными песнями выходят к Ней навстречу, как одушевлённой скинии Царя Небесного, и Священник Захария, приняв Чистую Деву от благочестивой Анны, по особенному откровению Божию вводит Её в самое сокровенное отделение храма – так называемое Святое Святых, где потом Она сподоблялась беседы и питания от Ангелов Божиих, удивлявшихся вместе с людьми чудному Её вхождению. Подлинно, одно представление столь дивных обстоятельств события может всякого христианина привести в высокий духовный восторг и расположить к искреннему убеждению, что во Введении Девы Марии во храм, с такою торжественностью принятой служителями Божиими, Сам Бог хотел открыть особенное благоволение Своё к Ней, а чрез Неё и ко всему роду человеческому, – что Вводимая ныне есть не обыкновенная дева, посвящаемая на благочестивые занятия при храме, но предъизбранная в жилище Самого Бога, исполнявшая высокое Своё предназначение и полагавшая ныне начало больших и превосходнейших благословений, которые чрез Неё излиты на людей всего мира. Тем пламеннее и сильнее должно делаться это чувство и убеждение при чтении и слушании живых, вдохновенных и довольно продолжительных вещаний священных Песнописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Святые чудотворные иконы пресвятой богородицы и дни, когда в честь этих икон совершается торжество Цифра после названия иконы обозначает время ее явления или перенесения в Россию. Даты указаны по новому стилю ЯНВАРЬ 2 — Новгород-Северская (1301) 2 — Новодворская (1320) 2 — Спасительница утопающих (Леньковская) 5 — Чудесная помощь Богоматери святому Нифонту, епископу кипрскому 8 — Милостивая-Киккская 8 — Максимовская 8 — Барловская 8 — Помогательница женам чады рождати 8 — Помощь в родах 8 — Блаженное чрево (1392) 8 — Байбузская (1852) 8 — Собор Пресвятыя Богородицы 8 — Виленская-Остробрамская 8 — Трех Радостей 8 — Избиенных младенцев от Ирода 13 — Неувядаемый цвет 13 — Явление Богоматери святому Василию Великому 14 — Явление Богоматери преподобному Серафиму Саровскому 23 — Чудесное исцеление Богородицей Симона расслабленного 24 — Египетская (1060) 24 — Елецкая (1060) 25 — Млекопитательница (13 век) 25 — Акафистная-Хилендарская 25 — Попская, еще называемая Иерейская ФЕВРАЛЬ 3 — Закланная 3 — Одигитрия Ксенофская (730) 3 — Одигитрия-Афонская 3 — Отрада и Утешение (Ватопедская) (395) 7 — Утоли моя печали (1640) 10 — Тотемская-Суморинская 18 — Елецкая-Черниговская (1060) 18 — Сицилийская (1092) 18 — Взыскание погибших 18 — Борская Взыскание погибших 23 — Огневидная 25 — Иверская (999, 1648) 25 — Иверская в Моздоке 25 — Иверская в Нижнем Новгороде 25 — Иверская в Софрониевой пустыни 25 — Иверская в Смоленске 26 — Долинская 28 — Далматская (1644) 28 — Венская, что в Уграх 30 — Тихвинская в Ильинском скиту на Афоне МАРТ 5 — Козелыданская (1881) 7 — Сокольская (1172) 10 — Межетская (1492) 13 — Девпетерувская (1392) 13 — Девпетерувская в Тамбове 15 — Мглинская (1662) 15 — Державная (1917) 16 — Волоколамская (1677) 16 — Гидлянская (1082) 18 — Воспитание 19 — Ченстоховская 19 — Ченстоховская в Сыроватке 19 — Шестоковская (18 век) 19 — Благодатное Небо 20 — Споручница грешных 20 — Споручница грешных в Кяхте

http://pravicon.com/text-34

Покровский собор на Красной площади в Москве Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами. В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобреневском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г . Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне. Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г . Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго – целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. Когда, наконец, сын родился, в Москве звонили колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорожденного княжича. Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына – святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г ., в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен.

http://pravoslavie.ru/519.html

Скачать epub pdf Служба блаженному Василию Кадомскому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99) Месяца мая во 2-й день Блаженнаго Василия Кадомскаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 5: Миру чужд быв,/сущих в мире не чуждался еси,/юродив наречен,/мудрости наставлял еси,/страдания терпяй,/страждущих исцелял еси,/темже в житии твоем привременнем/милость Божию улучил еси,/блаженне Василие. Образ терпения и незлобия являя,/многострадальному Иову подражал еси,/сердце в жилище Духу Святому утотовляя,/по вся дни и нощи в молитве пребывал еси,/странствию Христову ревнуя,/Царствия Божия достигл еси,/блаженне Василие. Возлюбив усердно Господа/и трудолюбне подвизаяся,/Божественною благодатию просветился еси/и дары Духа Святаго стяжал еси./Темже, дерзновение твое к Богу ведуще,/к тебе с молитвою притекаем,/блаженне Василие. Слава, глас 6: О, блаженне Василие,/града Рязани похвало,/мира чуждаяся,/смирен, целомудр, праведен/и заповедей Божественных хранитель явился еси,/молися за ны ко Господу,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира храма и святаго, глас 3: Блаженне Василие чудне,/человече Божий,/яко юрод, на земли пожил еси/и, яко злато в горниле, душу свою очистил еси./Грехов прощение нам испроси/и недугов избавление,/да Царствия Небеснаго сподобимся. Слава, глас 2: Все упование на Бога возложив,/пучину жития земнаго преплыл еси/и, брега Горняго Отечества достигнув,/со ангелы на Небесех ныне радостне ликуеши,/угодниче Христов Василие./Темже помози нам, на земли живущим,/печали горькия избавитися. И ныне, глас тойже: О, чудесе новаго, всех древних чудес: На стиховне стихиры, глас 8: Ангельски пожив, святе,/подвиги на всяк день подъял еси,/молитву, яко щит, воздержание, яко лук,/и смирение, яко шлем, имея,/темже верныя люди назидал еси/заповеди Божия усердно исполняти/и страх Божий имети./Помози и нам, блаженне Василие,/веру добре соблюсти/и Царствия Небеснаго достигнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 2 Августа, Канон первый Глас 8 Песнь 1 Ирмос: Посеченный несекомаго пресече,/и виде солнце землю, юже не виде,/лютаго врага вода потопи,/и непроходимое пройде Израиль./Песнь же воспевашеся:/Господеви поим, славно бо прославися.  Припев: Святый блажéнный óтче Василие, моли Бога о нас. Одеяйся светом, яко ризою, одея тя, Василие чудне, ризою безстрастия./Темже взимался духом к Божественному видению и озарився благодатию Божия промысла,/странен показался еси от всех сродник и знаемых,/и преселился еси к сродству Небесному, и ныне живеши жизнь безконечную.  Припев: Святый блажéнный óтче Василие, моли Бога о нас. Показался еси Россиистей земли светило великое,/просвещая нас светом Твоих добродетелей./И кто может изчести многия подвиги и труды Твоя,/и всенощная стояния, и иных множества к сим добродетелей,/имже возмездие от Бога приял еси?  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ума человеча превзыде чин, дивное на земли житие пожил еси,/бдя, и моляся, и труждаяся, и наг на земли скитаяся,/не имея где главы подклонити, во всем животе Твоем./И сего ради вселился еси во обители Небесныя,/многи бо, рече Господь, обители в дому Отца Моего, по мере добродетелей.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Кое спасение ино таково, якоже Ты, Пречистая Богородице,/крепкое поможение и теплое заступление?/Избави душу мою от сети диаволи,/Ты бо еси всех земных спасение,/спаси и мене, люте потопляема волнами греховными,/молитвами угодника Твоего Василия.  Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче.  Припев: Святый блажéнный óтче Василие, моли Бога о нас. Дым, и прах, и сень вменил еси красная века Сего/и ничтоже от любве Христовы паче изволил еси,/Сего желая насытитися славы и веселия присносущнаго,/в няже желают Ангели приникнути./И, сих радости получив, предстоиши во свете Святей Троице, радуяся,/Ейже молися за ны, переблаженне Василие. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Послание 76(264). К Феодосии Августе и Василию, сыну ее 264 Узнав от разных достоверных лиц и прежде других от боголюбезнейшего епископа Исаии и почтеннейшего игумена Мидикийского, преподобных отцов наших, что по благоволению преблагого Бога нашего вы обратились к образу мыслей и учению благочестия и Православия, оставив прежнее заблуждение, как происшедшее не от Бога, но от противной стороны, – так как и по отцу твое благочестие произошло от благочестивого корня (ибо известно, что он был муж, угодный Богу и отличавшийся всякими добродетелями), – мы возблагодарили Господа, Который не попустил вам оставаться во мраке ереси. Но исполнил души ваши блаженного света к познанию того, что Иисус Христос, Сын Божий, приняв наш образ по щедротам милосердия Своего, чтобы спасти Свое создание, подвергшееся тлению, изображается подобно нам, чтобы у Него не было недостатка ни в одном из свойств человеческих, оставаясь неописуемым как Бог, заключающий в одном Лице и все отческие свойства. Поэтому Он и стал Посредником между Богом и людьми, соединив в Себе эти крайности и чрез Себя сделав нас причастниками Божественного естества. Он, будучи Богом и равным Отцу, не может не быть неописуемым, ибо Божество беспредельно, неограниченно и непостижимо. Так точно невозможно, чтобы Он, будучи истинным Человеком и сделавшись подобным нам во всем, не был описуемым, ибо тело Его описуемо, его можно осязать и видеть. Не исповедуя этого, иконоборцы явно сделались отступниками от Христа, представляя Воплотившегося бестелесным и поставляя вне нашего естества Сделавшегося подобным нам. От этого поколебался мир: отвергнут Христос посредством досточтимой иконы Его, отвергнуты Богородица и все святые. Ибо чрез принятие иконы принимается изображенный на ней, а чрез отвержение ее он отвергается. Поэтому воздвигнуто гонение. Достопочтенный Патриарх отправлен в ссылку. Священники и иерархи, монахи и благочестивейшие миряне, – одни сосланы и заключены в темницу, другие подвергнуты бичеванию и изнурены голодом, а иные и убиты. Многие, предпочитающие Бога всему здешнему, скитаются в горах, пещерах и пропастях земных. Разрушены храмы, осквернены святыни, преданы сожжению Божественные приношения, и все исполнилось вопля и расхищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Алексий II почтил память Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца 15.08.2002 15 августа Русская Православная Церковь празднует день Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. В день памяти Блаженного Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Покрова на Рву, известном также как храм Василия Блаженного. По окончании богослужения состоялся молебен у раки с мощами святого. Обращаясь к пастве, Предстоятель Русской Церкви отметил, что православная Москва всегда с особым благоговением чтила память Блаженного чудотворца Василия. Как напомнил Патриарх Алексий, за нелицемерную веру и горячую любовь к миру Горнему Господь укрепил его на подвиг юродства и сообщил проповедям святого особую силу духовного воздействия на всех людей - от последнего нищего до царя. Вся жизнь Василия Блаженного прошла среди людей, и похоронен он был на самом людном месте Москвы - на Красной площади (в XVI в. там располагался городской рынок, и ныне Покровский собор окружает многолюдная толпа). Слово Святейшего Патриарха Алексия в день памяти Блаженного Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Мы совершили здесь, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, Божественную литургию. Молебное пение святому блаженному Василию, юродивому, Московскому чудотворцу, мы совершим в нижнем храме, где погребены его святые останки. Поздравляю всех вас с праздником одного из наиболее чтимых святых нашего Первопрестольного града, по имени которого - храмом Василия Блаженного - нередко называют этот соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Я поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Много подвижников веры и благочестия прославились в нашем граде. Это - и святители Московские, и святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский, и святой Блаженный Василий Московский, память которого мы сегодня совершаем. Василий Блаженный принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях.

http://zavet.ru/news/0208/n15-5.htm

Часовне Ксении Блаженной - 120 лет июля 2022 Благочинный Василеостровского округа , настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Шогенов рассказал, что приход берет начало с XVIII века, когда образовалось Смоленское кладбище, а затем был построен храм. Это место прославилось подвигами и чудесами заступницы и молитвенницы Санкт-Петербурга Ксении Блаженной. Приход возобновил деятельность в 1947 году, когда община во главе с митрополитом Григорием добилась разрешения открыть церковь. Владыка поручил обустраивать его священнику Василию Раевскому. Храм был закрыт с 1940-го по 1947-й годы и полностью разорен, не осталось даже иконостаса. " Любой православный христианин желает посетить это святое место, особенно - часовню блаженной Ксении. Не проходит и дня, чтобы не совершилось какое-то чудо. Службы совершаются и в Воскресенском соборе , который отреставрирован и открыт, осталось только благоустроить территорию. Работают воскресные школы, центр православной культуры посещает молодежь и люди поколения 60+, которые в большинстве воспитаны в атеистической среде " , - отметил отец Евгений. Клирик Смоленского храма протоиерей Александр Лесюис рассказал, что на кладбище было несколько храмов, а центральным оставался Смоленский , в строительстве которого принимала участие блаженная Ксения. Троицкий храм разрушили в годы безбожия, на его месте установлена часовня с мозаичной иконой в стиле " Троицы " Андрея Рублева. Одним из инициаторов строительства недавно восстановленного Воскресенского собора была императрица Александра Феодоровна, супруга императора Николая II. В этом храме отпевали Александра Блока. " Кладбище появилось в местах, где жили рабочие из Смоленска, строители Санкт-Петербурга. Деревянный храм Смоленской иконе Божией Матери освятили в 1792 году. Самое почитаемое место на кладбище - часовня блаженной Ксении. Часто приходят и к могиле ее последовательницы - блаженной Анны Лашкиной, она не прославлена, но также несла подвиг юродства Христа ради " , - сказал отец Александр.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

28/13 Преподобного Василия исповедника (750). Блаженного Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Преподобного Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля). Преподобного Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского (1840). Девпетерувской (1392), Девпетерувской Тамбовской (1833) икон Божией Матери (празднование переносится с 29 февраля). Тропарь преподобному Василию исповеднику, глас 1 Пустынный житель и в телеси ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Василие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 2 С высоты приим Божественное Откровение,/изшел еси, мудре, от среды молв/и, монашествовав преподобно,/чудес приял еси действо,/и недуги исцеляти благодатию,/Василие всеблаженне, священнейший. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Василие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь блаженному Николаю Саллосу, Христа ради юродивому, Псковскому, глас 4 Словенска языка, Псковския земли/плотски в юродстве быв,/юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ангелом свеселишися,/мироточиваго святителя Николая звание восприим,/с нимже всегда Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак, глас тойже Чудотворец явися, Николае,/царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/и сего ради своему отечеству тепл молебник показася/и ныне молим тя, святе,/пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ты бо еси граду Пскову и всем Христолюбивым людем похвала и утверждение. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мелетию, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, глас 4 Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/иерархов славо и преподобных похвало,/Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/сирых и неимущих крове и прибежище./Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/отче наш, святителю Мелетие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В наши дни, когда секулярное сознание стремится вытеснить религиозное мировоззрение на обочину жизни, именно такие выдающиеся личности, как святитель Василий Великий, могут и должны служить ориентиром для тех, кто не желает разрывать живительных связей с Преданием Церкви. Несмотря на давление атеистической по своей сути идеологии, последовательно навязываемой современному человечеству, мы снова и снова сверяем наше христианское миросозерцание с миросозерцанием великих учителей Церкви и находим в нем неоскудевающий источник духовной мудрости. Среди Отцов-Каппадокийцев святитель Василий по праву занимает первое место. Как руководитель этой плеяды христианских учителей он давал направление ее мысли. Как деятельный иерарх он был добрым строителем Церковного здания и подготовил победу Православия на II Вселенском Соборе. Как плодовитейший писатель и проповедник своей эпохи он оставил драгоценное наследие, простирающееся на все сферы церковной жизни. Здесь и догматическое богословие, и экзегеза Священного Писания, и аскетика, и христианская педагогика, и молитвословия, и канонические тексты. До сих пор Василий Великий остается одной из центральных фигур патристической науки. Его наследию посвящается множество научных исследований и публикаций. Немалое значение для православного богословия имеет и вклад румынской богословской школы в изучение этого наследия. Выражаю благодарность Вашему Блаженству и руководству Богословского факультета Бухарестского университета, взявшим на себя подготовку и проведение этого представительного богословского конгресса. Призываю Божие благословение на предстоящие труды. Ходатайство святителя Василия пред Престолом Вседержителя да направляет работу конгресса во благо Святого Православия. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою У роботу з У присвячена дня народження блаженного Феодорита У пройшла Покровська науково-богословська Максим Козлов: ЗЦАД — та докторантура для системи [Ihmepb " ю] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] та Церков звершили в Гробу Господнього Церкви представив у про румунського священика Кирила Румунському з днем : та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами – Румунська Церква – зв " язки   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209824...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010