Ис.9:17–20 . Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока. И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся. За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует,но уклонится на десно, яко взалчет, и снесть от шуиих, и не насытится человек ядый плоти мышцы своея: снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино, яко вкупе повоюют Иуду. Когда еще более возгорается божественный гнев и угрожает рука, поднимающая бич и наносящая удары, он пытается ясно предвозвестить все, имеющее случиться с ними, и страхом (грядущих бедствий) сделать слушающих благоразумнее. Ибо Бог предрекает им тяжкие бедствия, чтоб они, убоясь оскорблять Его, избегли несчастий, происходящих от гнева Его, и избавились бы от внешних бедствий. И разгорится беззаконие яко огнь. Беззаконием же называет не самое дело (ибо так мыслить или выражаться неудобно), но тех, которые отягчены беззакониями и дошли до такого развращения нравов, что их следовало назвать не беззаконными, но скорее беззаконием. Итак, такие люди, говорит, будут гореть, как огонь, то есть они сами будут огнем; ибо не другой кто-нибудь возжет пламя в них но они сами по себе будут способны на это, будут же гореть они как сухая трава и как кустарник лесной. Ибо они свирепствуют как пламя, упавшее на удобовоспламеняемое вещество, то есть, на сухую траву и на деревья в лесу. Я думаю, что на это именно и хочет указать нам пророческое слово этим выражением. Ибо когда Веспасиан и Тит, как я сказал уже прежде, опустошали Иудею и осаждали в ней города; то в каждом из них было весьма большое смятение отчасти потому, что голод изнурял их, отчасти потому, что мятежники в каждом из них расхищали дома, нападали на тех, которые казались знатнейшими, так что междоусобия, производимые жителями, были тяжелее внешней войны. Об этом подробно рассказывает Иосиф (Флавий). Итак, говорит, разгорится в чащах дубравних, называя, думаю, сухою травою и чащами дубравными мятежную толпу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Далее за братскою трапезою почивают угодники: Преп. Анатолий затворник (3 июля) Преп. Спиридон просфорник (31 октября) Преп. Арефа в затворе (24 окт.) Преп. Феофил в затворе (24 окт.) Преп. Сисой в затворе (24 окт.) Преп. Алипий иконописец(17 авг.) Преп. Онисифор исповедник (9 ноября) Св. Симон, епископ Суздальский (10 мая) Преп. Никон, четвертый игумен печерский (23 марта) Преп. Феофан постник (11 окт.) Преподобномученик Анастасий (22 января) – 66) 12 братьев – греков, строителей Великой Лаврской церкви (14 февр.) Преп. Аврамий в затворе (29 окт.) Преп. Исаакий затворник (14 февраля) Преп. Илия из города Мурома (19 декабря) Св. мучен. Иоанн младен., сын варяга Феодора, убиенный киевскими язычниками в 983 г. (12 июля) Преп. Никон сухий (11 дек.) Далее следует церковь Введенская и в ней почивают: Св. Ефрем, епископ Переяславский (28 января) 78) Преп. Тит пресвитер, потом иеромонах печерский (27 февраля) При выходе из Введенской церкви и из Ближних пещер, богомольцам дают пить воду из медного креста, принадлежавшего одному из древних печерских подвижников – Марку гробокопателю. Сведения о жизни и подвигах всех сих Печерских чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах, можно читать в Патерике печерском, а также в книге Рассказы о житиях угодников печерских, или в Четиих Минеях св. Димитрия Ростовского под днями их памяти. На дворе Ближних пещер находятся памятники над могилами, в которых погребены знатные мирские люди и некоторые из числа братии Лаврской, чем либо особенным ознаменовавшие свою жизнь. Дальние пещеры Прямо против Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами находится начало перехода из Ближних в Дальние пещеры. Этот переход представляет длинную, крытую галерею со множеством ступеней. Галерея ведет на двор пред Дальними пещерами. Здесь находятся две церкви. Первая церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, каменная, построена в 1696 г. иждивением полковника Константина Мокиевского на месте древней деревянной, первоначально созданной еще в до–монголский период времени и потом неоднократно возобновлявшейся. Нынешняя церковь Рождество–Богородичная также возобновлялась разновременно. При ней устроена в 1761 г. каменная двухъярусная колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Харлампия и Порфирия. 11. Страсть св. святителя Власия. 12. Память св. святителя Антония и Мелетия. 13. Память св. отца нашего Мартиниана, и св. Акулы и Прискулы, и св. Еулогия епископа. 14. Память св. отцю нашею Ауксентия и Кюрила, учителя словенскому языку. 15. Страсть св. апостола Онисима. 16. Страсть св. Панфила и Паулента. 17. Страсть св. мученика Федора Тирона. В тъж день св. Маримиании, сестры св. апостола Филипа. 18. Память св. Льва, папы Римьскаго, и Агапия, и Леонта. 19. Страсть св. Максима и Феодота, и св. апостол Архипа и Филимона. 20. Память св. святителя Льва, и св. Садоха, и с ним 128. 21. Память преподобнаго отца Агафона, и Тимофея, Иоана, Захария, Еустафия, и Льва патриарха. 22. Память св. Афанасия исповедника, и св. апостолу Андроника и Уния. 23. Страсть св. священномученика Поликарпа. 24. Обретение честныа главы святаго Иоана Предтеца. 25. Память св. святителя Тарасия, и Маркела, и Александра. 26. Память св. святителя Порфирия, и Стефана, и Галасия, и Николы поместника. 27. Память св. исповеднику Василия и Прохопия, и св. Маркияна Богоносца. 28. Страсть св. Нестера и Фалелея.    Месяц март, р[е]комый сухий, имать дний 31. День имать час 12, а нощь 12. 1.Страсть св. и преподобныя Евдокия. 2. Страсть св. святителя Феодота и св. апостола Пармены. 3. Страсть св. мученик Еутропия, Клеоники, Василиска. 4. Память св. отца Герасима и св. Иякова, егоже житие зело преславла. 5. Память св. отца Исихия. 6. Стрсть св. Конона градаря, и другаго Конона, и святых 42. 7. Страсть св. епископ Корсуньскых Василья, Еугения, Агафодора. 8. Память св. святителя Феофиликта, святаго апостола Эрма. 9. Страсть святых мученик 40. 10. Страсть св. Кондрата, Кюприяна и дружины его. 11. Память св. святителя Пиониа. 12. Память св. Феофана исповедника и св. Савина. 13. Възвращение мощий св. святителя Никифора и св. мученика Александра. 14. Память преподобнаго отца Венедикта и св. Еусхимона епископа. 15. Страсть св. Дионисию дву и Александру дву. 16. Страсть св. Иулияна, Романа и св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

мученик Иоанн младенец, к ходатайству которого прибегают с молитвою о даровании чад скорбные родители, бездетные или лишившиеся детей, и преп. Никон Сухий, великий постник; он был взят в плен половцами, напавшими на Киев и ограбившими монастырь Печерский. Измученный, св. Никон чудесным образом приплыл по Днепру в свою обитель. При выходе из церкви богомольцам дают испить ключевой воды, черпая ее медным крестом Марка гробокопателя. За церковью Введения заканчивается пещерный круг, и богомольцы, возвращаясь к устью Ближних пещер, выходят против алтаря той же Крестовоздвиженской церкви, из которой они спустились в эти пещеры. На стене, в прилегающем к этому алтарю павильоне, богомольцы созерцают изображение 20 мытарств, которые проходит душа по смерти, восходя на небо. Глубокий овраг отделяет Ближние, или Антониевы пещеры от Дальних, называемых также пещерами преп. Феодосия. Чрез этот овраг в виде моста перекинута длинная деревянная галерея, которая и приводит к церкви Зачатия св. Анны, построенной над Дальними пещерами. Справа от алтаря этой церкви устроена деревянная галерея, приводящая к входу в пещеры. Богомольцы с зажженными свечами снова спускаются в подземелье. После довольно долгого перехода, поклонники проходят мимо затвора преп. Пафнутия, всегда памятовавшего о смертном часе. Засим следует затвор преп. Дионисия, бывшего начальника этих пещер. При этом Дионисии совершилось следующее чудо во время пасхальной утрени он сошел в пещеры покадить и в избытке духовной радости воскликнул, обращаясь к почившим угодникам: «… святые отцы и братия, Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» громогласно ответили преподобные, нарушив гробовое безмолвие. После этого чуда Дионисий удалился в затвор и жил там до конца дней своих. Вокруг церкви Благовещения Пресв. Богородицы, самой древней из церквей пещерных, покоятся преподобные: Павел послушный, не проводивший ни минуты в праздности, Евфросиния, игуменья, в мире княжна Полоцкая, и многие другие. Подвигаясь далее, богомольцы приходят к келье, где трудился и молился Феодосий во время пещерного уединения своего и где по преставлении своем был погребен. Около калии находится церковь его имени. Поклонившись еще многим угодникам, богомольцы доходят до третьей подземной церкви – Рождества Христова. У входа в нее лежит преп. Логгин, вратарь печерский, стяжавший себе дар прозорливости. Им заключается ряд преподобных, почивающих в Дальних пещерах. Тут богомольцы, окончив свое благочестивое странствование, подымаются по ступеням к выходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Далее. С тех пор как наш Типик принял свой настоящий вид, сонм русских святых увеличился. В честь их составлены были службы, но все эти службы тщетно ищут себе места на страницах нашего современного Типика. Вследствие этого имена этих святых (напр., Тихона Задонского , Митрофания Воронежского и др.) доселе не попали в синаксарь типика, и самые службы, одобренные синодом и изданные отдельными книжками, или имеются не во всех церквах, или не совершаются в течение целого года ни одного раза. Исключение нужно допустить только для тех храмов, в которых имеются престолы, посвященные имени одному из этих новоявленных чудотворцев. «Но понеже, – скажем словами современного болгарского Типика, – не оскудеют никогда Христу воини и избрании угодницы, никогдаже убо престанет наращающе и умножающися словесная сия церковная утварь», то можно думать, что и этих новых воинов Христовых ждет та же участь. Поэтому наш Типик никоим образом не может быть показателем, как напр. нынешний греческий Типик, современного нам движения в богослужении нашей Церкви. Потом. Содержа в себе весьма многие анахронизмы и многие статьи, современный Типик, с одной стороны, служит точкой опоры для многих суеверий и народных предрассудков, а с другой – увеличивает объем и цену настоящей книги, что можно считать всегда недостатком руководящей книги. Современные Типики Восточных Церквей можно считать образцовыми в этом отношении. Наконец, и в практическом отношении эта устойчивость не осталась без важных последствий. Благодаря современному уставу, мы до сих пор читаем множество таких предписаний, которые весьма уместны в странах восточных, но у жителей севера невольно вызывают улыбку, так, напр., может ли иметь место на далеком севере следующее предписание нашего Типика: «На сухоядении же стафиды (виноград сухий), и маслицы, и ягоды винныя сухи, рекше едино коеждо на кийжо день: маслиц убо чашицу полну питию, стафид же равну: орехов шесть, смоквей 8 средних» 598 , когда кроме капусты и картофеля едва ли что можно найти из овощей. Вот почему в Антониево-Сийском монастыре 6 августа вместо винограда освящались и раздавались в XVI в. огурцы; вот почему здесь, в Казани, и доселе бывает освящение яблок в этот день, и т.д. Кто из вас не знает, как трудно покушать три онгии икры в Лазарево воскресение, когда на рыбу устав не разрешает, а икра, да еще по онгиям, у нас не в моде. Имеет ли какой-нибудь смысл в нашем уставе предписание относительно разного рода «армея», стафид, когда наша Русь, широкая и обильная, не может производить ни того, ни другого. А таких предписаний в нашем Типике масса, и все эти плевелы тщетно ждут лопаты, которая бы собрала их в печь, огнем горящую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Как и естественно предполагать, историческая часть помянника должна уступать в своем развитии части прикладной, то есть нравственно-назидательной и поучительной. Составители синодиков умели действовать на душу читателя подбором таких фактов из житий святых или из благочестивых сказаний, которые ясно показывали силу и действенность молитв за умерших. Этот последний отдел в помянниках по преимуществу должен быть назван отделом повестей или сказаний. Внимание, каким пользовалась эта часть, усматривается уже из того обстоятельства, что именно она снабжена миниатюрами: поучительный и назидательный рассказ сопровождают обильные иллюстрации, наглядно показывающие в живых образах практическое значение молитв за умерших. Так как прикладная часть тоже не одинаково развита во всех списках, ибо одни представляют в этом отношении значительную полноту, другие ограничиваются немногими примерами, то мы ограничимся перечислением более обычных сказаний. Заметим, однако, что ни одна повесть не повторяется дословно в разных списках, разнообразие редакций в этом отношении не может быть подведено к одному типу. Самые обычные и чаще повторяющиеся повести и сказания, сопутствуемые притом иллюстрациями, следующие: 1) О св. Макарие Александрийском . Ходящу св. о. Макарию по пустыни и обрете лоб сухий жерца идолского и приступи к нему и удари: жезлом своим. Мысль сказания та, что по молитвам христиан бывает облегчение от адских мук даже язычникам. Самая горькая участь в аду – это мучения еретиков, «те не могут друг друга видети»! Более подробную редакцию этого сказания мы видели в Погод. 595, л. 14. 2) О царе Феофиле, спасенном молитвами царицы Феодоры и собора епископов. Более подробная редакция этого сказания находится в Румянцовском музее 211 и снабжена четырьмя иллюстрациями. Краткая редакция в Императорской Публичной Библиотеке, Толстовский список синодика. 3) Из жития первомученицы Феклы (о Фалконилле). 4) Повести общего характера: а) о богатых и немилостивых умерших; б) о лихоимце; в) о клеветнике; г) о пианице; д) о погребающихся в церквах; е) о явлении Пресвятой Богородицы; ж) о зачатии младенца во чреве матери; з) о поминовении в 3-й, 9-й и 40-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Но есть Бог , обращаяй в сердца морская горы и из камене источаяй воды, зеленую смоковницу сушая, а сухий жезл зеленяя, водою попаляя, а огнем орошая, смиренные возвышая, гордые же понижая. Тойжде гордую твою выю сломити и в пятосляченну может сотворити. Ум имущему довольно» 68 . Как все это оправдалось впоследствии! Знакомство с Петром, завязавшееся «в младых летах», возобновилось на пути Петра в Петербург. В документе, написанном самим Феодосием, прямо сказано, что еще «в начале Санктпитербурха, то есть в 1704-м году», он уже был «назначен» основателем предположенного в Петербурге Монастыря, и с того времени «часто обретался» в Петербурге, «по полугода, по году и больше» 69 . Сохранившиеся документы говорят следующее. В 1704-м году, 17-го сентября, Петр проезжал чрез Новгород, виделся с Феодосием и отдал повеление, исполнителем которого в некоторой степени должен был явиться Феодосий. Именно, Государь приказал, чтобы бывший келарь Хутына Монастыря, находившегося в управлении Феодосия, Венедикт (Баранов), удалившийся в приписной к Хутыну Монастырь, где и распоряжался полновластно, был помещен в братство Хутына Монастыря. Это не было исполнено, и Феодосий 27-го октября пишет Царю в весьма свободном стиле и несколько шутливом тоне письмо об ослушании царскому велению, причем указывает, что митрополит Иов является пособником такого ослушания 70 . Пребывание архимандрита Феодосия в Новгороде совпало с оживленим здесь церковной просветительно-благотворительной деятельности. По словесному определению митрополита Иова, 3-го октября 1700-го года, были выстроены в Новгороде гошпитали, странноприимница и подкидышный дом 71 . В 1706-м году открыта была братьями Лихудами Греческая Школа и 24-го июня «мнозн от учеников Латино-Славенскую грамматику начали», а с ними сел за книгу и сам «сутуль-горбать», как назвал себя в одном письме митрополит Иов, – с архидиаконом 72 . Историк Петербурга Петров приписывает это оживление церковной просветительно-благотворительной деятельности просветительно-благотворному влиянию архимандрита Феодосия 73 . Так это, или нет, но, во всяком случае, как отношения между митрополитом Иовом и архимандритом Феодосием, так и положение Феодосия при Иове были исключительного характера. – Постригаясь, ты обещался, – пишет митрополит Иов архимандриту Феодосию, когда между ними отношения стали дурные, – терпеть всякое оскорбление, тесноту, нужду, бесчестие, насмеяние, наругание, досаду, обиду: и ничто из этого тебя не коснулось; я охранял тебя от всего этого, зная особенности твоего характера – «малодушество». Никогда ничем я тебя не оскорбил и не утеснил, но «паче всегда благоугодно тебе творях, работах тебе вся дни, за яже купносельник был еси мне во обители Свято-Троицкой и в Доме нашем Архиерейском, – не яко отец и начатьник, но яко купленный раб; не допустих тя ни о единой потребе телесной и келейной попещися, вся тебе готова бяху на всяк день, яко владыце некоему». Тебе следовало служить мне, а в действительности я тебе служил 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После этого Иоанн сказал им: «Подите, покажитесь отцу вашему, сатане: как покажется ему сделанное вам!» Демоны исчезли; белоризцы также удалились. Благолепный старец подошел к Андрею, возложил цепь на его шею. — Объявив, что он — апостол Иоанн Богослов и что ему поручено попечение об Андрее, молнией отошел он от очей его [ 750 ]. — Из жизнеописаний святых явствует, согласно поведанию Апокалипсиса, что глава падших ангелов — сатана — пребывает во аде, а на земной поверхности действуют демоны под управлением князей своих, то есть падших ангелов из высших чиноначалий. Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всем, совершающемся на поверхности земной. Однажды демон очевидно явился святому Андрею и произнес предсказание о духовной и нравственном расстройстве христиан, долженствующем растлить христианство во времена последние. «В те времена, — говорил демон, — человеки будут злее меня, и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я начну почивать! тогда не буду учить человеков ничему! они, сами собою, будут исполнять волю мою!» Святой Андрей сказал демону: «Как ты знаешь это? ведь демон ничего не знает по предведению». Демон отвечал: «Умнейший отец наш, сатана, пребывая во аде, гадательствует о всем посредством волхвования и передает нам; а сами мы не знаем ничего» [ 751 ]. — Великий угодник Божий Нифонт, о котором сказано, что он беседовал с Ангелами, как с друзьями, и видел демонов открыто, поведал, что однажды князь бесовский Алазион послал с несколькими демонами во ад, к отцу своему сатане, монету, которую дал христианин скомороху [ 752 ]. Церковное Предание поведает, что святые Апостолы, рассеянные по вселенной для проповеди, были восхищены Ангелами и принесены в Иерусалим ко дню Успения Божией Матери. Это событие воспевается в церковных всенародных песнопениях [ 753 ]. Преподобный Никон Сухий, инок Киево-Печерского монастыря, взят был в плен половцами при нападении их на Киев. Уведши Никона в страну свою, половцы подвергали его различным мукам, томили голодом и всеми образами лишений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2.В конце статьи «Что ради имети тщание и любовь к преподобным отцем Антонию и Феодосию печерским », статьи, помещенной в начале Симонова Сказания о святых черноризцах печерских, мы читаем в Кассиановских редакциях Патерика: «да бых точию положен был, в божественом том престм. и малу отраду приял бых многих ми грехов, молитв ради святых отец, о Христе Иисусе господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веков» и вслед за тем киноварное заглавие: «о блаженнем Фоустратии постнице», далее: «Некий человек прииде из Киева в Печору хотя быти черноризец… 5 » . Между тем в Арсениевской редакции (Берсен. сп.) после слов «молитв ради святых отец» находим: «и ина такова обрящеши брате Поликарпе в житии святаго Антония. К нему же 6 прииде от Киева некто хотя быти чернец». Думаю, что в этом случае Арсениевская редакция точнее сохранила первоначальный текст Симонова сказания: вслед за заключительными словами первой статьи (молитв ради святых отец) стояло не заглавие следующей статьи (о Евстратии постнице), а переходная фраза, читаемая в Арсениевской редакции (вина такова обрящеши... в житии святого Антония). Отсюда следует, что содержание сказания об Евстратии заимствовано Симоном из Жития Антония (ср. к нему же прииде от Киева некто). Составитель Кассиановской 2-й редакции, имея под глазами измененный текст (ср. Кассиан 1-ю редакцию в издании Яковлева), уже не мог заключить, что Евстратий пришел к Антонию; вот почему после слов «хотя быти черноризец» он вставил фразу: «и повеле игумен его пострищи, и нарече имя ему оустратие». Следующий за сказанием об Евстратии Симонов рассказ о Никоне черноризце стоит в тесной связи с предыдущим сказанием: Евстратий и Никон Сухий одновременно попали в плен к половцам, почему рассказ о Никоне начинается словами: «другие же мних, имянем Никон, в пленении сы... 7 »; этим объясняется и то, что оба сказания оканчиваются одним общим заключением, где между прочим читаем: „яко оного ради блаженного предреченного христова мученика Герасима, жидове крестишася, сего же ради страстотерпца Никона, половцы же быша черноризцы 8 » (Румянц. 305; Яковдевъ с. 97). Любопытно при этом, что Евстратий (о котором выше было действительно рассказано, что „оказании же жидове, видевше происшедшее по его молитве чудо страшно и крестишася») назван здесь Герасимом, так же как и выше в пророческих словах, вложенных в уста Никону («тако бо ми рече святыи Герасим, яко...»). Мне кажется, отсюда следует заключить, что у Симона был письменный источник, где Герасим отожествлялся с Евстратием (мирское и монашеское имена), а таким источником, как указано выше, могло быть именно Житие Антония 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и веруется в трех; потому что, как один не больше, так и другой не меньше есть Бог; и один не прежде, и другой не после». Вникни, читатель, – согласно ли и с этим учением св. Григория Богослова учение Белокриницкого Устава и Швецова, что Отец был в молчании и после сего, разрешив молчание, родил Сына и отрыгнул Духа Святаго! Посмотрим, что и другой великий проповедник православия и столп церкви Христовой, св. Афанасий Александрийский , глаголет о тех, которые не исповедуют Сына собезначальным и соприсносущным Отцу, но признают Его последи рожденным. Таких св. Афанасий Великий именует разбойниками. Вот подлинныя слова его: «Утверждающия: было некогда, когда не было Сына, подобно каким-то разбойникам, похищают у Бога Слово и прямо против Него говорят, что был Он некогда без собственного Своего Слова и без Премудрости, что был некогда свет без луча, был источник безводный и сухий. Хотя, притворно боясь употребить именование времени, во избежание укоризн, и говорят, что Сын – прежде времен; однако же, допуская какую- то продолжительность, в которую представляют Его не существовавшим, не иное что разумеют, как время, и приписывая Богу бытие без Слова, страшно нечествуют» (Тв. св. Афан. Вел. т. 2-й стр. 179–180). Зри, читатель, – великий богослов св. Афанасий именует разбойниками и страшно нечествующими, тех, кои «допускают какую-то продолжительность, в которую представляют Сына Божия не существовавшим», хотя и избегают употреблять именование времени, то есть исповедуют Сына Божия, хотя и сущим прежде времени, но не собезначальным Богу Отцу. А Белокриницкий Устав не учит ли именно веровать, что до сотворения веков Бог Отец был в молчании и Слова, т. е. Сына Божия, еще не было? Этим допускается именно какая-то «продолжительность, в которую Сын представляется несуществовавшим», что, по слову св. Афанасия, есть страшное нечестие. Сей великий отец церкви далее подтверждает еще сильнее этот свой отзыв о мудрствующих так. Он прибавляет: «не нечествует ли, кто говорит: было, когда Сын не был? Это значит сказать: было, когда источник был сух, без Жизни и без Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010