Создавшееся таким образом положение в полной мере сказалось и на «Богословском Вестнике». Наступила пора, когда почти из за каждой, более или менее живой и интересной, статьи приходилось по нескольку раз вести продолжительные разговоры с о.ректором, которому нередко самые невинные мысли и даже выражения представлялись опасными и недопустимыми. Иногда и сам он вполне признавал неосновательность и чрезмерность своих цензурных требований, но это сознание покорно склонялось у него пред страхом ответственности, которую пропущенная к печати статья могла будто бы навлечь не цензора со стороны грозного Владыки. С большими усилиями выторговав у о. ректора все, что только оказывалось возможным, нужно было затем подолгу беседовать с авторами, убеждая из в неизбежной необходимости некоторых пропусков и изменений в тексте их статей. Такая неприятная процедура была в высшей степени утомительна и сильно действовала на нервы, тем более, что мне же выпадало на долю выслушивать горькие сетования авторов на искажение их произведений, хотя при всем моем согласии со справедливостью этих сетований, не было у меня никаких средств помочь авторам в их беде. Письма А.А.Киреева напр. были в это время полны подобных сетований. В конце октября 1895 г. он писал: «Грустно, что «сослали» Антония, но еще грустнее, что наступил такой реакционный порядок. Впрочем со свободной истинной мыслью не сладить Московскому Владыке (хотя он человек крепкий). Неужели же он думает, что отрицательным отношением к мысли, что одними цензурными ножницами можно чего-либо достигнуть! Нет! Восстановить истину можно лишь открытой борьбою против неправды, а не запрещениями!» В письмах от 1 и 11 февр. 1897 г. он писал: «Неужели цензура думает, что она в состоянии изменить историю?!..» «Досадны не изменения, делаемые цензурой, an und für sich, а то, что цензура (духовная преимущественно) считает себя призванной исправлять (а не только запрещать) то, что ей кажется не согласным с учением Православия Петра Великого и К.П.Победоносцева ; досадно, что она залезает в интимнейшие Sancta Sanctorum души человека!» – Бывало иногда и так, что все долговременные переговоры с цензором и авторами в конце концов не приводили ни к чему, как напр. по поводу одной статьи Е.Е.Голубинского . Высоко ценя сотрудничество уважаемого историка, я весьма желал добиться того, чтобы провести его статью в журнал при всех трудностях тогдашней цензуры. После долгих бесед с о. ректором, установившим наконец предел допустимого в этой статье, я несколько вечеров провел у Евг. Евс-ча, убеждая его к неизбежным уступкам, и во многом удачно сошелся с ним; но все мои усилия в результате оказались тщетными из-за нескольких строк. Е.Е. был не из таких, с которыми в подобных случаях было бы легко столковаться, и статья его на страницах «Богословского Вестника» появиться не могла. –

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

А теперь о совсем не смешном, точнее, об очень грустном. Листая упомянутую книжку, авторами которой, судя по их фамилиям, являются два русских человека, не мог не обратить внимания на то прискорбное обстоятельство, что слово Бог прописано всюду с маленькой буквы. Да вы что, господа хорошие?! И потом, вглядитесь-ка повнимательней в календарь — власть-то в стране нашей вроде как давным-давно сменилась. Или нет?! Свобода слова А теперь, дорогой мой читатель, хочу предложить тебе небольшое испытание (признаться, рука так и тянется начертать куда более привычное для нас сегодня слово тест). Заключается оно вот в чём: предлагаю вашему вниманию отрывок некоего текста; вам же следует попытаться установить если не авторство, то хотя бы время его написания. Итак, будьте, пожалуйста, повнимательнее: «Любой уличный проходимец, любой болтун из непризнанных гениев, любой искатель гешефта может, имея деньги, основать газету, собрать по первому кличу толпу писак, фельетонистов, готовых разглагольствовать о чём угодно, репортёров, поставляющих безграмотные сплетни и слухи, — и штаб у него готов, и он может с завтрашнего дня стать в положение власти, судящей всех и каждого, действовать на министров и правителей, на искусство и литературу, на биржу и промышленность. Всякий, кто хочет, первый встречный, может стать органом этой власти, и притом вполне безответственным, как никакая иная власть в мире. Никто не выбирает его и не утверждает. Можно ли представить себе деспотизм более насильственный, более безответственный, чем деспотизм печатного слова? Люди до того измельчали, характеры до того выветрились, фраза до того овладела всеми, что, уверяю честью, глядишь около себя и не знаешь, на ком остановиться…» Ну и как? Угадали? Не правда ли, очень современно? Да и не просто современно, а даже, я сказал бы, на редкость актуально. Только вот как подумаешь, что автор этих удивительных строк, досточтимый Константин Петрович Победоносцев, начертал их твёрдою своей рукою в позапрошлом (!) веке… Так понять, так чудно предвидеть, так болезновать сердцем о Родине. Воистину, в России величие поэта и писателя, народного общественного деятеля всегда имело ещё и эту особенность, — все они, до единого, неложные пророки в Отечестве своём.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Вообразите " , писал он, " что я достал из Ярославля не более как 12-хорную (48-голосную) обедню и к ней 2 концерта конца XVII или начала XVIII века. Вот каковы были русские-то! " Много преуспел С.В. Смоленский в деле привлечения к духовно-музыкальному творчеству не только своих ближайших помощников (А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков), но и других видных музыкантов, как например, А.Н. Корещенко, М.М. Ипполитова-Иванова, Ильинского, А.Т. Гречанинова. Смоленскому же принадлежит мысль об устройстве превосходных по замыслу и исполнению исторических концертов Синодального хора в 1895 году " . Василий Сергеевич Орлов, сын дьячка, мальчиком был принят в синодальный хор, окончил духовное училище для малолетних певчих и московскую консерваторию, будучи в ней учеником П.И. Чайковского. По рекомендации директора консерватории Н.Г. Рубинштейна, он был в Москве регентом хора из рабочих типографии А.И. Мамонтова, с каковым с успехом исполнил в 1880 г. впервые только что написанную литургию Чайковского. По рекомендательному письму последнего К.П. Победоносцеву и прокурору Синодальной Конторы А.Н. Шишкову, Орлов был назначен в 1886 г. регентом синодального хора. " Последний " , пишет Александров, " до Орлова страдал особенным сантиментально-драматическим стилем исполнения церковных композиций. Этот стиль держался во всех хорах до конца XIX века и поддерживался таким авторитетным учреждением, как Придворная Певческая Капелла. Орлов был достаточно подготовлен к тому, чтобы обновить и, главное, облагородить стиль исполнения. Ломку Орлов проводил осторожно и при поддержке таких сведущих лиц, как П.И. Чайковский и С.И. Танеев. При настойчивой, неутомимой работе Орлова Синодальный хор достиг высокой степени совершенства исполнения в смысле безупречной интонации и выдержанности стиля... Его ученик, теперь профессор Московской консерватории В.П. Степанов, так говорит о В.С. Орлове: " Мягкий в жизни, он делался стальным на эстраде. В момент творческого вдохновения он положительно преображался и стоял перед хором весь — власть, сила, огонь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

К. П. Победоносцев в письме С. А. Рачинскому писал, что вся интеллигенция поклоняется Толстому. Как в такой ситуации могла не случиться революция, когда вся нация поклонялась не Христу с его 2000-летней историей на Земле, а человеку, когда была нарушена заповедь «Не сотвори себе кумира »? Поэтому когда Ленин говорил, что «Толстой – зеркало русской революции», то он просто имел в виду, что писатель её предтеча, сделал всё, чтобы она случилась. Вот какую силу имеет слово. Чуть-чуть скажи Толстой по-другому – и вектор изменился бы. Вот почему такая большая ответственность лежит на писателях. Горький в юности очень хотел встретиться с Толстым. Он приехал в Ясную Поляну. И вот происходит встреча графа Толстого и Горького, который хоть и вышел из низов общества, но всегда благоговел перед культурой. Горькому после нескольких минут общения захотелось убежать, потому что Толстой… ругался матом. Рассказывал грязные, похабные анекдоты. Горький, которого матерщиной было не удивить, пишет, как он был глубоко оскорблён тем, что Толстой думал, будто его собеседник не знает другого языка. Вот ещё одна интересная функция языка: как я к тебе отношусь, так я с тобой и разговариваю. Мне много пришлось общаться с богемой. Среди людей искусства, конечно, есть воцерковлённые люди, но их всё же мало. Когда я в молодости только начинал трудиться, первой моей работой была должность помощника режиссёра на телевидении. Я был шокирован, что люди искусства разговаривают так же, как граф Толстой говорил с Горьким. Быть может, потому, что вся интеллигенция поклоняется Толстому? – До сих пор?  – Надо понять период, когда закладывалась нынешняя интеллигенция – ещё во времена Льва Толстого. И такое поведение считалось хорошей манерой. Речь человека – это показатель его истинной культуры. Сегодня утрачен первоначальный смысл слова «культура», а это всё-таки миссия. Поэтому когда человек приходит в православный храм, то самую высокую культуру он видит там, потому что там самая высокая миссия слова. Телевизор – носитель языка? – Почему раньше носителем языка были книги и советские люди считались самыми читающими в мире, а сегодня носителем языка является телевизор, откуда нередко слышится мат?  – Раньше был «железный занавес», который, по сути, был санитарным кордоном.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Глава четвертая . Переход к Казанскому ученому движению. – Массовые отпадения крещеных Татар. – Неудача первых попыток к просвещению Татар. – Н. И. Ильминский , как лингвист и богослов. – Учреждение Переводческой Коммиссии 1847 года. – Переход Ильминского в 1858 г. к народно-татарскому языку. – Проверка правильности новых воззрений. – Новая система переводов. – Три требования ее и взаимодействие двоякого рода сил для ее осуществления. – Трудность осуществления и общность для всего востока России. – Ильминский, как переводчик. – Василий Тимофеев. – Первые труды в новом направлении. – Образование новой Переводческой Коммиссии 1868 года. – Поддержка Братства св. Гурия и Православного Миссионерского Общества и поощрение властей. – Ильминский, как универсальный вдохновитель и руководитель в переводческом деле. – Громадность труда и изумление пастора Матьё. Полному расцвету сибирских миссий много способствовала Казань. Здесь, в 50-х годах прошлого столетия, возникло движение, которому суждено было пересоздать все миссионерское дело русской церкви. Вовремя поддержанное в отношении материальном и нравственном Миссионерским Обществом и его президентом, митрополитом Московским Иннокентием, и в отношении ученом и административном двумя обер-Прокурорами Святейшего Синода: бывшим – графом Д.А. Толстым и настоящим – К.П. Победоносцевым , оно воспроизвело из себя ученый центр для распространения христианства и русской культуры среди инородцев не только Казанского края, но и всей России, включая сюда и Сибирь. Восстановляя начала миссионерства в духе св. Стефана Пермского, движение это шаг за шагом пошло к разработке новых порядков в деле миссии и завершилось тем, что в Казани, по компетентному выражению К. П. Победоносцева , «открылась новая эпоха миссионерства для всего русского Востока». Внешним поводом к зарождению в Казани ученого движения послужили крайне тяжелые обстоятельства. Единичные случаи отпадения среди крещеных татар Казанского края, начавшиеся с конца XVIII ст., приняли к средине XIX массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

– 2 июля Федоров против сего допрашиван и сказал, что точно продал ему Миллер посуды 7373 судна, а на сколько – не упомнит; должно значиться в Московской большой таможне; да на нем же есть в Московской таможне доимочные пошлины и амбарные деньги. Велено учинить справку с приказом Большой казны. Между тем договорную сделку Федорова с Вестгофом о цене посуди велено (помета стольника Комынина) отставить для того, что есть другие иски, коих нечем будет платить. А по свидетельству судейскому он, Вестгоф, давал за ту посуду по 2 алтына, по 2 деньги; а будет даст по 2 алтына по 4 деньги, то отдать ему. А пошлины взять со всего ответчикова пожитку по расчислению. Это предложение было предъявлено Вестгофу на дому чрез подьячего; он согласился. Тут в июле является 3-й истец Алексеевской слободы Василий Лазарев: ему должен ответчик Федоров (Панин), а на нем, Лазареве, есть доимка за непоставку в приказе Артиллерии да в Ижорской канцелярии мундирных дел; а посуду велено отдать Вестгофу. Просит не отдавать, а отдать ему; и он готов наддать на посуду по одной деньге за судно сверх оценки, а за овощной товар 10 рублей. В августе 1711 г, Миллер просит следующие ему деньги вручить секретарю Цесарского посольства Малесу ду Верли (220 руб.). В сентябре 1711 г. жена Вестгофа Sophia W. опровергает претензию Лазарева: что все поставки делаются с поруками и отвечать должны поручики; да притом Лазарев свойственник ответчику и сговорился с ним; также иноземцев велено удовлетворять прежде. Составлена выписка. В сентябре 1711 г. помета: послать старого подьячего с лесными ценовниками двор Федоров оценить в правду и животы торговыми добрыми людьми оценить при сторонних знатных людях. О стеклянной посуде послана память старосте овощного ряду, чтоб, взяв лучших торговых людей, учинил торг овощному товару и стеклянной посуде сверх наддачи – кто что дает; а с торгу кто с той оценки больше дает или никто торговать не учнет, и тебе о том подать ведение за своей и торговых людей руками. В октябре отзыв старосты: чинил торг вышеписанными торговыми людьми; но они не взяли, сказали, что не надобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

94 См.: Уортман Р. Указ. соч. С. 183–184, 364–375. Lindner R. K.P. Pobedonoscev und die russische Reformbuerokratie. Jahrbuecher fuer Geschichte Osteuropas, 43 (1995). S. 3944. 97 В сферу ответственности 8-го департамента, где служил Победоносцев, входили гражданские дела по Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской, Харьковской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерниям. К ним относились тяжбы и иски по вопросам традиционного помещичьего землевладения, дела инородческого населения (татар, армян), коммерческие дела. По воспоминаниям сановника, «все это составляло область права, дотоле почти неисследованную», что, возможно, и побудило его заняться архивными изысканиями ( Победоносцев К.П. Василий Петрович Зубков. С. 303). 101 Победоносцев К.П. Исторические исследования и статьи. С. 159; Его же. Лекции по русскому государственному праву (для наследников Николая Александровича и Александра Александровича) (1866). ГА РФ. Ф. 728. Оп. 1. Д. 3132. Ч. XV. Л. 38 об. 103 Победоносцев К.П. Исторические исследования и статьи. С. 158–159; Его же. Курс гражданского права. 1-е изд. Ч. 1. Т. 1. С. 293; Его же. Лекции по гражданскому праву, читанные цесаревичу Николаю Александровичу (1862). ГА РФ. Ф. 728. Оп. 1. Д. 2725. Л. 83, 160 об. 112 Там же. С. 63. Следует отметить, что Победоносцев и впоследствии высоко оценивал роль Сената. По словам сенатора Я.Г. Есиповича, выступая в Государственном совете в 1870-е гг., правовед заявлял, «что Сенат есть первое государственное учреждение в России, авторитет которого стоит незыблемо в понятиях народа, что Сенат в России – это замена конституции» (Записки сенатора Есиповича. РС. 1909. Т. 139. 7. С. 36). 115 Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев . СПб., 2000. С. 180181. Более осторожен в своих выводах немецкий исследователь Р. Линднер. Не отрицая реформаторских намерений Победоносцева, он полагает, что тот заранее предвидел неспособность России усвоить всю совокупность западных правовых норм и поэтому изначально планировал преобразования в усеченном, компромиссном виде (Lindner R. Op. cit. S. 35, 4647, 5157). Однако и с такой трактовкой нельзя согласиться. Многие из последствий реформ оказались для правоведа совершенно неожиданными, его пореформенная эволюция проходила не в русле плавного развития изначально выдвинутых принципов, а в форме болезненного отказа от ранее поддерживаемых идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Управляющий Патриаршими приходами в США возглавил престольный праздник храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Палмертоне 12 мая 2014 г. 16:44 10 мая 2014 года управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан посетил приход в честь великомученика Георгия Победоносца в г. Палмертон (штат Пенсильвания), престольное торжество которого было определено совершить в этот день. Владыке сослужил собор духовенства Патриарших приходов в США: настоятель Петропавловского храма г. Скрэнтон протоиерей Василий Майсик, временно исполняющий обязанности настоятеля Никольского храма г. Вилкс-Берри протоиерей Михаил Липа, клирик Михаило-Архангельского храма г. Филадельфия иерей Григорий Вински, гости Николаевского собора Нью-Йорка архимандрит Зосима (Шевчук) и архимандрит Виктор (Саяпин), диакон Родион Шамазов и диакон Марк Рашков. За богослужением пел хор под управлением настоятеля Никольского храма г. Честер протоиерея Алексия Бочарникова. За Литургией молилась единственная прихожанка Георгиевского храма г. Палмертон, а также верующие из близлежащих приходов. По окончании богослужения архиепископ Юстиниан обратился к присутствующим с приветственным словом: «В праздничные пасхальные дни христиане посещают своих сродников и друзей. Вот и мы с вами предприняли этот труд, прибыв на этот приход, чтобы совершить Божественную литургию и молитвенно прославить его небесного покровителя великомученика Георгия Победоносца, память которого совершалась Церковью несколько дней назад. Сегодня я сугубо молился о всех вас — прибывших к службе, кто приготовил храм и помог организовать богослужение. Молился, конечно, и о том, чтобы Господь, одному Ему известными судьбами, воскресил жизнь этого храма, построенного в 1916 году и посвященному великому святому — великомученику Георгию. Его имя почитается во всем мире: и на Востоке, и на Западе. В его честь именуется целое государство на Кавказе — Джорджия (Грузия). Вы знаете, как по-прежнему имя Георгия Победоносца почитается в ставшей протестантской Англии, в которой день памяти святого один из национальных праздников. Издревле Георгий был почитаем и на Руси, где многие князья носили имя в его честь — достаточно вспомнить известного основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На моей Родине, во Владимире, одним из первых храмов, построенных князем Юрием, был храм в честь Георгия Победоносца.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Айвазов И.Г. Законодательство по церковным делам в царствования императора Александра III. М., 1913. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 18841901 гг. СПб., 18861905. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 19031904 гг. СПб., 1909. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 19051907 гг. СПб., 1910. Из черновых бумаг К.П. Победоносцева . Красный архив. 1926. Т. 5 (18). Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 18811883 гг. СПб., 18831885. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (18841909). СПб., 1909. Начало царствования Николая II и роль К.П. Победоносцева в определении политического курса самодержавия. Археографический ежегодник. 1972. М., 1974. О. Иоанн Кронштадтский и К.П. Победоносцев (1883 г.). Река времен. Кн. 2. М., 1995. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901. Победоносцев К.П. Историческая записка о Холмской Руси и г. Холме, о судьбах унии в Холмском крае и современном положении в нем униатского вопроса. СПб., 1897. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1885. Т. 1. Преображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 184041 по 189091 гг. СПб., 1897. Сочинения, переводы и публикации К.П. Победоносцева Аксаковы. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996. Болгарские ужасы и восточный вопрос. СПб., 1876 (перевод статьи У. Гладстона совместно с К.Н. Бестужевым-Рюминым). Борьба государства с церковью в Германии. Гражданин. 1873. 34. В протестантских храмах. Гражданин. 1873. 31. Василий Петрович Зубков. Русский архив. 1904. 1. Вестминстерское аббатство. Гражданин. 1873. 32. Вечная память. Воспоминания о почивших. М., 1896. Вопросы жизни. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Часовня Георгия Победоносца на Серафимовском кладбище. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Георгия Победоносца Год постройки:не ранее 1999. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Серебряков пер., д. 1, Серафимовское мемориальное кладбище Координаты: 59.996674, 30.264233 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 15 февраля 1999 г., в день 10-летия вывода советских войск из Афганистана, состоялось освящение закладки первого камня в основание стен часовни на Серафимовском кладбище, которая получила имя Святого Георгия Победоносца, покровителя воинов, и посвящена памяти погибших в Афганистане солдат. Освящение совершил настоятель церкви Серафима Саровского протоиерей Василий Ермаков. Строительство часовни было завершено ко Дню воздушно-десантных войск, который отмечается 2 августа. Часовня размером три на четыре метра и восемь метров в высоту увенчана позолоченным крестом, покрыта металлической кровлей, облицована каменной плиткой. Финансировал строительство часовни Союз ветеранов войны в Афганистане. Серафимовское кладбище похоже на старый тенистый парк, только белые столбики-обелиски на желтом поле да памятники-монументы, проглядывающие сквозь деревья, напоминают о том, что это мемориальное кладбище. Именно здесь находится самое большое в городе захоронение военнослужащих, погибших в Афганистане и Чечне. 25 марта 1992 года на Аллее Славы был заложен мемориал на братской могиле воинов-«афганцев», на митинге выступил В.В. Путин, тогда еще первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. Открытие мемориала состоялось 2 августа 1995 года. 15 февраля 1996 года, в день седьмой годовщины вывода советских войск, была установлена бронзовая скульптура, на постаменте которой выбиты имена 140 ленинградцев, погибших в Афганистане. 6 мая 1999 года, в день святого Георгия Победоносца, «в его память и в память об убиенных на поле брани в Афганистане и Чечне» напротив мемориала была открыта часовня. Символично, что первый камень в ее основание был заложен в десятую годовщину вывода советских войск из Афганистана - 15 февраля 1999 года. Строилась она на средства Союза ветеранов " Афганвет " при участии Правительства Санкт-Петербурга и депутатов Законодательного собрания. Увенчанная позолоченным крестом и облицованная каменной плиткой, часовня высотой в восемь метров стала органичным завершением мемориала памяти павших. Небольшая, всего 3x3 м, она напоминает храмы древних Новгорода и Пскова и покрыта восьмискатной кровлей и главкой. Внутри - образы Спасителя, Божьей Матери и Святого Георгия. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01556

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010