Фотографии так хорошо представляют добрый уход японцев за нашими больными, что я тотчас же решил послать их к обер-прокурору К. П. Победоносцеву , который, вероятно, покажет их Государю Императору, так милостиво оказавшему заботу об этих больных. В препроводительном письме я известил Константина Петровича и о том, что Министр иностранных дел Комура предполагает просить французского посланника ходатайствовать о присылке сюда священника для удовлетворения религиозных нужд наших пленных. Начал сегодня лекции по толкованию Православного Исповедания (Осиено Кагами) для практики кончающих курс ученикам Семинарии и Катехизаторского училища. Выкрикивают по городу «гогвай», с известием, что русские третьего дня разбиты японцами в сражении на Ялу. Ужели правда? 20 апреля/3 мая 1904. Вторник. Ученики отпросили рекреацию, на которую дал им 5 ен. Мы с Накаем переводили, как всегда. После обеда из «Japan Mail» убедился, что наших на реке Ялу действительно разбили: 28 пушек потеряли наши, 30 офицеров взято в плен, в том числе 10 не раненых, 300 солдат взято, из [sic] 200 не раненых. Какой позор для нас! Генерал Засулич был против Генерала Куроки, и последний оказался умней и храбрей нашего Генерала. Засулич! Несчастное имя, напоминающее злой памяти Веру Засулич, ранившую 25 лет тому назад Генерала Трепова к великому торжеству нигилистов. И теперь нигилисты в восторг придут от подвига Генерала Засулич. А уж как радуются-то англичане, это видно из «Japan Mail». Бринкли в несказанном восторге! И уж будет же он теперь расписывать это несчастное сражение многие дни, захлебываясь панегириками японцам и злобной пеной обливая русских. Бог, видимо, наказывает Россию за ее самомнение, за ее беспечность и за многое другое!.. Но – не до конца прогневайся, Господи! Отврати гнев, на нас движимый! 21 апреля/4 мая 1904. Среда. В Каяма наши христиане все еще терпят от язычников, озлобившихся на них, особенно за взятие 6 человек под суд из буйствовавших. Василий Ямада приносил прочитать письмо к нему Павла, одного христианина в Каяма, из которого видно, что язычники прекратили всякие сношения с нашими христианами; один, женатый на христианке, развелся с нею, отослав ее к отцу; не хотят отдавать христианам землю в аренду, что грозит им голодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Назвать его окружение людьми слабыми, неумными и недальновидными нельзя. Среди тех, кто при императоре занимал ключевые посты, — люди исключительно волевые, умные, яркие. Это и Константин Петрович Победоносцев, его учитель и многолетний обер-прокурор Синода, и Вячеслав Константинович фон Плеве, министр внутренних дел, и Петр Аркадьевич Столыпин, 24й министр внутренних дел и председатель совета министров, и Сергей Юльевич Витте, многолетний министр финансов, первый председатель совета министров, и Александр Васильевич Кривошеин, главноуправляющий землеустройством и земледелием. Дело не в людях, а в том, насколько они соответствовали процессам, протекавшим в стране. Не всегда государственный деятель, будь он даже семи пядей во лбу, может что-то изменить. Даже зная причины болезни, не каждый может предложить метод излечения. Империя всегда живет, в развитии множа проблемы. Ее можно уподобить белке в колесе: чем быстрее бег по кругу, тем больше скорость движения и тем выше вероятность того, что колесо сорвется с оси и упадет, или белка выбьется из сил. Спустя 90 с лишним лет после революции мы должны быть корректны и пытаться объяснять важные исторические явления, в том числе связанные с именем последнего русского самодержца, акцентируя внимание не только на субъективных качествах его натуры, но и на ситуации в целом. Он получил нечто, что в политическом и социально-экономическом плане переделать в короткий срок вряд ли было возможно. Николаю II было лишь 26 лет, когда он взошел на престол. Он не был прирожденным монархом и не был до конца подготовлен к государственной деятельности: его привлекали к ней относительно недолгое время. Он более любил частную жизнь. Как прилежный школьник, который хочет быстро закончить уроки и пойти играть, он пытался быстро доделать государственные дела и уйти туда, где ему более интересно и комфортно — к людям, с которыми он общался не на политические темы. Как сказал Василий Витальевич Шульгин, принявший его отречение: «Он был рожден на ступеньках трона, но не для трона».

http://blog.predanie.ru/article/odinokij...

Устав Училища правоведения предписывал принимать в «сие заведение» воспитанников «только из сословия древнего потомственного Российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, также детей военных чинов не ниже полковника, а гражданских 5 класса или статского советника». Предполагалось, что выходцы из таких семей будут на государственной службе людьми достаточно независимыми и не станут порочить себя взяточничеством и другими бесчестными поступками. Отец Константина Победоносцева имел чин статского советника: он был присвоен ему при уходе в отставку в награду за многолетнюю и беспорочную службу. На учебу в Училище правоведения принимались юноши в возрасте от 12 до 17 лет. Весь процесс обучения длился шесть лет (от шестого до первого класса) и разделялся на двухлетний младший и четырехлетний старший курсы. Программа обучения в Училище сочетала дисциплины гимназии и университета. Она предполагала, что воспитанники, прошедшие весь процесс обучения, изучат гимназические предметы и получат университетский уровень юридического образования. Им надлежало изучить такие юридические науки, как энциклопедия права, история русского законодательства, римское право, государственное право, гражданское право и судопроизводство, уголовное право и судопроизводство, полицейское право, финансовое законодательство и др. На должности преподавателей этих наук приглашались профессора из Царскосельского (Александровского) лицея и из Санкт-Петербургского университета. В период учебы в Училище правоведения Константина Победоносцева гражданское право читал здесь Александр Иванович Кранихфельд (1812–1881) 18 , римское право 19 и латинскую словесность Василий (Вильгельм) Васильевич Шнейдер (1793–1872) 20 . Параграфом 50 устава 1838 г. предусматривалось, что «воспитанники, кончившие курс в Училище, сообразно успехам, показанным ими как на последнем испытании, так и на двух предыдущих, удостаиваются Советом чинов 9, 10 и 12-го класса. Причем строго принимается в соображение поведение выпускаемого».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вероятно, эти предметы определялись по словесному изъяснению истца с приставом, отправлявшимся за ответчиком (стольник Гр. Гр. Комынин). Ответчик был сыскан на другой же день; оказался Аптекарского приказа лекарской ученик. 2 мая речи. Речи здесь заключались в нескольких строках, ибо была ссылка на общую правду. 8 мая – поручные записи. После судных речей они выписывались набело: подводился закон и делалась помета о дальнейших распоряжениях суда, напр.: допросить общую ссылку. Общая ссылка показала, что брань была заочная. Июня 12 отказано истцу по статье о виноватых. Дело 9 1711 г. Июнь. В приказе Земских дел Ромодановский, (опять Князев стряпчий), на Левшина в держании женки, которую взял насильством. 18 июня поручные записи. Переписка с Поместным приказом и приказом Крепостных дел, с Холопьим столом. На прошении помечается: взять к делу, буде писано не в пополику. Когда проситель бил челом о переносе дела от одного подьячего к другому за недружбою, большею частью просто приказывали взять дело к иному подьячему; а здесь велят еще допросить просителя, что за недружба. Не потому ли это, что противником просителя был князь Ромодановский. По этому делу ответчик положил к делу отпускную, а истец лживил ее и называл составною. Ответчик лживил истцову запись и бил челом о розыске писцом и свидетелями и справкой с (Крепостным) приказом. В 1718 г. приговор в канцелярии Земских дел: истец оправлен. Подписали: дьяк Василий Друковцов, дьяк Никифор Дружинин, комиссар Михей Небольсин. Дело 10 Июль 1711 г. в Земском приказе (Ершов). Иноземец Семен Кандыбин на Садовой слободы Тычинина в заемных деньгах по кабале. Ответчик в допрос не пошел, а дал подписку принести деньги на срок. По сей сказке велено отдать ответчика на расписку на добрые поруки. В августе истец за просрочкой просит взыскать; и с поручиков велено взыскать. Дело 11 В приказе Земских дел. Дьяк канцелярии мундирных дел Ив. Лебедев поймал и привел беглого своего крестьянина. С кн. Хованским. Вязка 762 Дело 12 Началось в 1711 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

2, изд. Победоносцева; метереол. и агроном, напечатаются в новом Маг. Е. И., а сатирические в Моск. Вестнике–и право не из тщеславия, но из угождение издателям и в надежде услышать суд умный и воспользоваться оным с Благодарностью, какою весьма много обязан вам, достопочтенный Василий Григорьевич. При сем прилагаю и речь Г. Малова для вашего любопытства. Свою рацею на днях отправлю к Г-ну Барону Р. с признательностию за его внимание к моим попыткам. Моим меценатом могу назвать и М. Евгения, который если б был свободнее, сделал бы более. Председатель Пет. Общ. доселе не утвержден, к удивлению, а Словесного общества утвержден Двигубский, Благодарящий вас вместе с Александром Матвеевичем Гавриловым, издателем Ист. и Ст. Журнала 63 , теперь ставшего, Благодаря вам украшаться соответствующими цели статья ми. III том Истории Полевого мною цензуруется и печатается им. Археограф в Костроме или в Ярославле. Издание Карамзинского ключа действительно было бы полезно 64 . Знатоки сумневаются в исполнении его блистательного плана, и открытие его находить в Моск, архивах. Каченовский с нынешним годом прекращает, как говорит, свой Вестник за недостатком подписчиков, устремившихся к новизнам. Другие два заместят ,сие издание истинно не бесполезное. Кажется, и Погодин последует приговору своего учителя. Собрание всех журналов и газет русских было бы сокровищницею, из коей много важного можно бы почерпнуть. Но и до 1812 года нигде не было у нас такого собрание. У меня есть все почти 40 лет Полит. Журнала с 1790 года. Речи Моск. Унив. профессоров с 1755 года мною подарены университету, где не знаю, целы ли они; и для ученой Истории они необходимы. Хотя изображенная мною первая эпоха Истории университета в речи и покажется некоторым недостаточною или не велеречивою, но я утешусь тем, что первый это дело начал и что представил такие факты, какие доселе были неизвестны. Рихтер 65 и Максимович 66 из моего брали запаса; смею надеяться, что для иностранных ученых это будет любопытно. Простите мое ребяческое самолюбие, какое не одни поэты видно имеют, а и компиляторы подобные мне, которые подобны поставщикам материалов; без них не могут обойтись и великие зодчие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ф. 194. Оп. 1. 1046) и Грегори (Там же. 1053). 346 Там же. С. 2. Этот эпизод описан в воспоминаниях митрополита Евлогия: Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1947. С. 37–38. 347 Николай Модестович Спасский с 1893 по 1905 гг. преподавал русский язык и арифметику в Тамбовском епархиальном женском училище, 9 апреля 1907 г. скончался в Тамбовской лечебнице для душевнобольных; Василий Петрович Рябцовский, с 25 января 1890 г. учитель латинского языка в Мелецком духовном училище, скончался от чахотки 25 апреля 1907 г. (Там же. С. 3). 348 Журналы Совета Московской духовной академии 1887 года. М., 1888. С. 359–360, 363. На том же заседании Глубоковскому за лучшие семестровые сочинения по итогам всех трех курсов обучения была присуждена студенческая Макариевская премия в 100 рублей (Там же. С. 362). Нечто подобное случилось еще во время обучения на 1-м курсе. По признанию самого Глубоковского, «4» по поведению была вызвана «единичным», но сильным «случаем нетрезвости»; он с благодарностью вспоминал П. И. Горского (бывшего тогда инспектором МДА), отнесшегося к сему инциденту «без всяких формальных следов и дальнейших результатов, – кажется, – к общему благу» (Глубоковский H. H. По поводу письма проф. Н. И. Субботина ... С. 4). 349 Цит. по: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева за 1888 и 1889 годы. СПб., 1891. С. 29. Этим же циркуляром запрещались самовольные отлучки из общежития, они допускались только с разрешения начальства, при этом нельзя было ночевать вне общежития, за что также следовало увольнение. Студенты должны были возвращаться в общежитие до 11–12 часов вечера и каждый раз лично являться к инспектору. 350 В автобиографических записках Глубоковский писал: «Мое увольнение было роковым для меня особенно потому, что я подлежал немедленному отбыванию воинской повинности в течение не менее трех лет, а это разбивало всю прежнюю карьеру и не давало возможности человеку духовного образования в 24 года начать новую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Благоч. Бернард 285 говорит в одном месте, что «долговременная отсрочка есть скук питательница, подозрений поджога, нетерпеливости воспаление, мачеха любви и мать отчаяния. Если это есть искушение, то должно признаться, оно чрезвычайно скучно». Так говорит человек, почитаемый за святого, – что же можем сказать мы, люди грешные, давно обреченные витать духом с оною скук питательницею и подозрений поджогою? Скажем то же, что св. Бернард, т. е. что «если сие есть и искушение, то должно признаться, что оно весьма скучно», а поскольку оно «весьма скучно» даже для святого, – то как мы, грешные, станем укорять тех из своих собратий, которые этой скуки не выдержали и предпочли довольно несовершенное движение совершенному застою? Вот, мне кажется, почему русское общество относится так снисходительно, а иногда даже почти покровительственно ко всем религиозным движениям вроде того, которое мною описано. Т. И. Буткевич. . 286 Введение 1 . Понятие о секте. Для обозначения лиц, по той или другой причине отделившихся от единения и союза с Православною Кафолическою церковью, и их лжеучения в православной богословской науке существует три термина: ересь, раскол и секта. Ересью называется осужденное Церковью лжеучение, искажающее те или другие основные христианские догматы; таковы ереси: Ария, Македония, Нестория, Евтихия, жидовствующих и др. Расколом называется также осужденное Церковью самочинное отделение от нее не из-за догматов, а по каким-либо внешним побуждениям, вследствие, напр., сознательного извращения церковных обрядов или упорного отрицания церковной дисциплины; таковы расколы: донатистов, стригольников или мнимого старообрядчества. Труднее определить: что такое секта? Ни в книгах Св. Писания, ни в святоотеческих творениях как первых трех веков, так и в период вселенских соборов слово «секта» не встречается. Св. Василий Великий (пр. 1-е) знает три вида отпадений от союза с Православною церковью, но называет их ересью, расколом и самочинным сборищем. Под последним он разумеет, однако же, не секту, а самовольные собрания, которые могут быть устрояемы непокорными пресвитерами без разрешения их епархиального епископа, или епископами – без согласия их митрополита, или же «ненаученным народом». В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

591 ...г-н Скворцов, очень резко обрушился на нас за нетерпимость. – Скворцов Василий Михайлович (1859–1932), редактор- издатель журнала «Миссионерское обозрение», чиновник особых поручений при К.П. Победоносцеве . Здесь речь о его статье «Прогрессивная нетерпимость» (Колокол. 1914. 19 января. 2318. С. 3). 592 ...статья Розанова под названием «Не надо амнистии». – Речь о статье: Розанов В.В. Не нужно давать амнистию эмигрантам//Богословский вестник. 1913. 3 (март). С. 644–650. По случаю 300-летия дома Романовых правительство высказало намерение объявить амнистию эмигрантам и всем лицам, привлеченным «за преступные деяния, учиненные посредством печати». Статья Розанова, не одобряющая это решение, вышла уже после того, как был подписан правительственный манифест и указ Сенату от 21 февраля 1913 г. 593 «...Морозову с “Грозой и бурей” ...» – Написанная в тюрьме книга народовольца Н.А. Морозова «Откровение в грозе и буре: История возникновения Апокалипсиса» в короткий срок выдержала несколько изданий (СПб.: Былое, 1907; М.: Изд. В.М. Саблина, 1907; М., 1910), несмотря на обильную критику. 594 ...как мнение редактора, П.А. Флоренского. – П.А. Флоренский был редактором журнала «Богословский вестник» в 1912–1917 гг. 595 …выражение Кассия из «Нов вр ». – Откликаясь на исключение Розанова, публицист «Нового времени» Кассий (наст. имя Ипполит Андреевич Гофштеттер; 1860–1951) писал: «Исключение Розанова из Религиозно-философского общества. Но разве можно исключить душу из тела?» (Кассий. Месть религиозно-философствующих бейлистов//Новое время. 1914. 22 января. 13601). 598 «Если Вера Чеберячка кровь мальчика». – Держательница воровского притона Вера Владимировна Чеберяк проходила свидетельницей по делу Бейлиса. В статье «Наша кошерная печать» В. В. Розанов писал: «Святые страдания Андрюши что-то единственное в истории и в мире по глубине ужаса и мрака, – и вот они на них “попробовали” сердце Кондурушкина и Пешехонова. Сердце не задрожало. Сердце ничего не сказало уму, воображению и совести Пешехонова и Кондурушкина, – Милюкова, Философова и Мережковского. И тогда кровь продадите? Милюков, Философов, Мережковский, Пешехонов, Кондурушкин счастливо улыбаются. русские литераторы берут сотняжки за такое “обеление” Бейлиса и даже “имена” берут 1/4 предложенного ей , да еще берут лишь косвенно, в придачу к “труду” поставления будущих статей» (Земщина. 1913. 22 октября. С. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

с 9 июня 1898 года. Приказали: Экстраординарного профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия, Ивана Корсунского и доцента той же Академии, магистра богословия, Василия Мышцына , избранных академическим Советом первого – в звание ординарного профессора и второго – в звание экстраординарного профессора утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства, в таковых званиях со дня избрания их в эти звания академическим Советом, т.е. с 9 июня 1898 года, и, для внесения настоящего постановления в Комитет о службе чинов гражданского ведомства, передать в Канцелярию Обер-Прокурора выписку, а Вашему Преосвященству послать указ». Определили: Об утверждении экстраординарного профессора Ивана Корсунского в звании ординарного профессора и доцента Василия Мышцына в звании экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. VIII. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 25 июня за 4085: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 18 июня 1898 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Василий Казанцев определен на должность помощника инспектора Полтавской духовной семинарии». б) от 2 июля за 4436: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 25 июня 1898 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Михаил Кобрин определен на должность преподавателя обличительного богословия, истории —203— и обличения русского раскола в Холмскую духовную семинарию». в) от 25 июля за 4889: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 2 июля 1898 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Игнатий Заржицкий определен на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Ставропольскую духовною семинарию». К сему Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода присовокупляет, что об ассигновании следующих упомянутым лицам, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всего на занятие наукой Барским употреблено по его вычислении 4 года с половиной. 525 Впрочем, никогда он не оставался без дела. Так в годичное отсутствие учителя Герасима он переписывал для себя какие-то секстерны. А в течение чумы он составил латино-греческую грамматику, о которой уже было говорено раньше. Находясь на острове, Барский прошел курс «эллино-греческой» грамматики, логику и то, что он называет «полфизикой». 526 Больше всего доволен Барский своими успехами по части «эллино-греческой» грамматики. Но этим он был обязан не столько —377— школе и учителем, сколько самому себе и своей прежней подготовке; «в сем мне помоществова латинское поучение – говорит он, – егоже еще в отечестве ижздетства поучахся». 527 Начал Барский изучение курса наук греческим языком, которым он занимался особенно усердно, и кончил полфизикой (или как он иначе выражается: «полфизицей»). По-видимому, ему не удалось довести изучение этой науки до возможного совершенства за поспешным отъездом с острова. 528 Учился же Барский в Патмосской школе все время учительствования Герасима (1737–1738 г.), а затем в первые годы управления Василия Куталиноса школой. О Герасиме Барский вспоминал с признательностью не только потому, что наставник был много сведущ, очень добр и ласков, но и потому еще, что он отличался замечательною любовью к русскому народу 529 (действительно, редкость между Греками!). О другом учителе – Василий Барский воздерживается делать какие-либо отзывы, очевидно, он не был в восторге от него, как не были довольны им и другие ученики школы. – Можно догадываться, что и преемники иеродидаскала (как иногда называют его наши источники) Макария придерживались того же основного педагогического метода, какой практиковался при этом основателе школы. Именно ученики были «переписчиками» преподаваемых уроков. Так, по словам Барского, во время чумы он занялся сочинением грамматики, единственно потому, что у него не было под руками настоящего школьного дела («не имущи что предьуготовленно к писанию» 530 , то есть для списывания).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010